Рабочая программа по литературе в 7 классе



«Согласовано»

Заместитель директора   по УВР

_______/С.В. Еланцева/

   «__»__________201_г.

«Принято»

На заседании ШМО

Протокол №  

от «__»______201__г.

«Утверждено»

Директор МКОУ Малокрасноярская оош

______ /О.В. Маковлева/

Приказ №  

от «____»_______201__г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  литературе

для учащихся 7 класса

среднее общее образование

на 2012- 2013 учебный год








с. Малокрасноярка

2012 г.







Рабочая программа составлена на основе   Программы основного общего образования по литературе

для 5-11 классов. Базовый  уровень  (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина);

под редакцией   В.Я.Коровиной.   -   М.; Просвещение, 2010

Составитель:  Маковлева Ольга Васильевна

учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория

                                                                                 

СОДЕРЖАНИЕ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

                                                                                                                                                                Стр.

                

Паспорт   ………..……………………… ……………………………………………………………………………….. 3                                                                                                                              

Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………...4

Учебно-тематическое планирование ……………………………………………………………………………………7

Требования к уровню подготовки учащихся……………………………………….……………………………………8                  

Календарно-тематическое планирование………………………………………………………………………………..9

График проведения контрольных работ…………………………………………………………………………………24

 Формы и средства контроля……………………………………………………………………………………………...25

 Учебно-методическое обеспечение программы………………………………………………………………………...26

Контрольно-измерительные материалы по курсу ……………………………………………………………………….27                                               Лист внесения изменений и дополнений…………………………………………………………………………………28                                                                                     

 







ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Тип программы: программа основного общего образования

Статус программы: рабочая программа учебного курса по литературе за 7 класс

Назначение программы:

-    для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

-    для  педагогических работников МКОУ Малокрасноярская оош    программа определяет  приоритеты  в  содержании основного   общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

-    для администрации МКОУ Малокрасноярская оош программа является основанием для определения качества реализации основного общего образования.

Категория обучающихся: учащиеся 7   класса  МКОУ Малокрасноярская оош

Сроки освоения программы: 1 год

Объем учебного времени: 70 часов

Форма обучения: очная

Режим занятий:      2      часа в неделю

Формы контроля:

промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, сочинение синквейнов, защита проекта;

итоговый: сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания.

 













 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1 Нормативно-правовые документы

Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по литературе, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32).

3. Учебный план МКОУ Малокрасноярская оош на 2012 -2013 учебный год.

4. Примерная  программа основного общего образования по литературе для 5-11 классов. Базовый  уровень  (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина);  под редакцией   В.Я.Коровиной.   -   М.; Просвещение, 2010 

           Программа общеобразовательных учреждений составлена на основе Государственного стандарта общего образования и  рассчитана на изучение литературы в 7 классе на базовом уровне в объеме70 часов (2 часа в неделю)

 

     1.2 Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики.

Рабочая программа включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по литературе и примерной программой под редакцией В.Я.Коровиной.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения  и  навыки,  лежащие  в основе  человеческой деятельности,  мышления.  Литература взаимодействует также с дисциплинами

художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования - литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

1.3 Цели обучения

Курс литературы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению:

•   воспитание  духовно  развитой  личности,  формирование  гуманистического  мировоззрения,  гражданского  сознания,  чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

•  развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

•  освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

•  овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

1.4 Задачи курса

На передний план выдвигаются задачи:

-   развитие  способностей  формулировать  и   аргументировано  отстаивать  личностную  позицию,  связанную  с  нравственной проблематикой произведения,

-   совершенствование умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя.

Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

  Место предмета «Литература» в базисном учебном плане МКОУ Малокрасноярская оош

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 7 классе - 70 часов (из расчета - 2 часа в неделю).

  Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая     программа  предусматривает  формирование  у  учащихся  общеучебных  умений  и  навыков,  универсальных  способов деятельности и ключевых компетенций:

- выделение характерных причинно-следственных связей;

- сравнение и сопоставление;

- умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

- самостоятельное выполнение различных творческих работ;

- способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

- осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

- составление плана, тезиса, конспекта;

- подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

-  самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

В этом направлении приоритетными методами обучения являются:

•    Объяснительно-иллюстративные (беседа, лекция, работа по плану, работа с учебником, работа с таблицей, выразительное чтение произведений)

•    Проблемное изложения материала (решение проблемных вопросов, сообщения по проблемам)

•    Частично - поисковый (комментированное чтение, словарная работа, элементы анализа лирического произведения, творческие задания, иллюстрации-метафоры, интеллект-карты, тестирование и др.);

•    Исследовательский

 

                                                                                

                                                                               








 Учебно-тематическое планирование


Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

Развитие речи

Внеклассное чтение

Введение

1




Устное народное творчество

5



1

Из древнерусской литературы

3


1


Из русской литературы 18 века

2




Из русской литературы 19 века

31

2

2


Из русской литературы 20 века

21

1

1

5

Из литературы народов России

1




Из зарубежной литературы

6


1

1

ИТОГО

70

3

5

7












Требования к уровню подготовки учащихся за курс 7 класса

В результате освоения программы учащиеся должны:

Знать и понимать:

• авторов и содержание изученных литературных произведений;

• основные изученные теоретико-литературные понятия: жанры фольклора, предания, былины, пословицы, поговорки, летопись (развитие представлений); роды литературы, эпос (развитие понятий), повесть (развитие представлений), литературный герой (развитие понятий), понятие о теме и идее произведения (начальные представления), герой-повествователь (развитие понятия), портрет как средство характеристики, автобиографическое художественное произведение (развитие понятия), ода (начальное представление), баллада (развитие представлений), стихотворение в прозе, лирический герой (начальные представления, поэма (развитие понятия), трехсложные размеры стиха (развитие понятия), тоническое стихосложение (начальные представления), гипербола (развитие понятия), гротеск (начальное представление), сатира и юмор как форма комического (развитие представлений), публицистика (развитие представлений), мемуары как публицистический жанр (начальные представления), литературные традиции.

Уметь:

•  Видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

•   Выражать свое отношение к прочитанному;

•   Выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

•   Различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

•   Видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

•   Выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

•   Видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

•   Аргументировать оценку героев и событий всем строем произведения - от отдельного тропа до композиции - и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

•  выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно   прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы.

• сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

• сравнивать эпизод произведения и его экранизацию, иллюстрации художников;

• создавать самостоятельные творческие работы на заданную и свободную тему (басню, былину, письмо или дневник литературного героя);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

• поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Система уроков (раздел и тема)

Цель урока

Кол.

час.

Прим.

сроки

Дидакти-

ческая

модель

обучения

Педагоги-

Ческие средства,

формы

Вид деятельности

учащихся. твор. и индивид. Задания

Планируемый результат и уровень освоения. Компетенция.

Учебно-познавательная

Базовая Продвинутый

программа уровень


Информаци-

Онно- методич. обеспечение

Домашнее

задание

примечания

1

Введение. Знакомство с учебником.

Определить основную тему курса на год. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

1


Объяснительно-иллюстративная

Беседа, слово учителя, работа с книгой, тестирование.

Коллективная. Индивидуальная: вспомнить пословицы и поговорки о книге, об учении.

Знать: изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема лит-ры.

Знать:личность автора, его труд, позиция и отношение к героям.

Издания произведений, которые предстоит изучить в 7 кл.; словари, рисунки, сделанные уч-ками летом.

Стр. 3-6; придумать названия к рисункам. Вспомнить загадки, пословицы, поговорки



Устное народное творчество (5 часов)














2

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях

Изображение гос. деятелей Древней Руси в преданиях. Особенность повествования в преданиях.

1


Объяснительно-иллюстративная

Беседа, слово учителя, работа с книгой, работа в тетрадях.

Коллективная. Индивидуальная: пересказ предания с особенностями повествования.

Знать: особенности фольклора, на что обращает внимание народ в преданиях.

Знать: жанры фольклора, уметь анализировать содержание темы, идеи.

Сборник преданий, словарь литературоведческих терминов

Стр. 7-10;

Пересказ одного из преданий близко к тексту.



3

Понятие о былине. Собирание былин.Собиратели. «Вольга и Микула Селянинович»

Нравственные идеалы русского народа. Прославление мирного труда. Отличие былины от сказки

1


Объяснительно-иллюстративная

Игра-конкурс,

беседа, слово учителя, работа с книгой, выразительное чтение

Групповая: конкурсы на лучшего сказителя, о пословицах и поговорках, загадках. Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы.

Знать: традиционные фольклорные элементы: зачин, концовка, повторы, гипербола, постоянные эпитеты.

Знать: историю создания былин

Словари, различные издания былин, иллюстрации к былинам, карта Киевской Руси

Выразительное чтение былины, вопросы стр.23, словарик «Так говорили богатыри»

Прочитать былину

«Илья Муромец и Соловей-Разбойник»


4,5

 Новгородский цикл былин «Садко».Своеобразие былины.»Калевала»- карело-финский мифологический эпос, внеклассное чтение

Своеобразие и поэтичность былины «Садко», различие Киевского и новгородского цикла былин.

2


Объяснительно-иллюстративная

Беседа по иллюстрациям, слово учителя, работа с книгой, выразительное чтение, тест.

Индивидуальная: сообщения о собирателях былин, ответы на вопросы; коллективная: беседа по иллюстрациям; творческая: придумать памятник былинному герою.

Знать: художественные особенности русских былин.

Знать: традиционные для былин тропы, особенности былинной лексики.

Словари, карточки с тестом, иллюстрации к былинам.

Стр.24-40;

Характеристики героев былин.



  6

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Сборники пословиц. Собиратели пословиц

Углубление понятия о жанрах пословиц и поговорок, развитие навыков устной речи.

1


Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя, работа с уч-ком, словарная работа, творческ.задания

Коллективная.

Индивидуальная: примеры пословиц и поговорок с объяснением смысла. Творческая: подбор русских пословиц аналогичных переведённым афоризмам.

Знать: прямой и переносный смысл пословиц, сходство и различия пословиц разных стран мира.

Знать: происхождение терминов «былина»,

«сказитель», особенность русской речи в пословицах и поговорках

Различные издания сборников пословиц и поговорок, словарь Даля.

Стр. 42-49;

Сочинение о пословицах.



Древнерусская литература (3 часа)














7

Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха». Нравственные заветы Древней Руси.»Повесть временных лет» (отрывок « О пользе книг») Формирование традиции уважительного отношения к книге

Дать понятие о др-русской литературе, особенностях её традиций; обзорно познакомить с жанрами древнерусской литературы.

1


Объяснительно-иллюстративная

Лекция учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, словарная работа, составление конспекта

Коллективная.

Индивидуальная :ответы на вопросы.

Творческая: составление конспекта.

Знать: жанры древнерусской литературы.

Знать: нравственные заветы Древней Руси.

Выставка книг, репродукция картины «Нестор-летописец»

Стр. 50-54;

Написать «поучение»к кому-нибудь из своих близких или друзей.




8

   «Повесть о Петре и Февронии Муромских»  Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Высокий моральный облик главной героини. Прославление любви и верности

Познакомить с особенностями жанра древнерусской повести, совершенствовать навыки анализа текста.

1


Объяснительно-иллюстративная

Анализ творческих работ, выразительное чтение, словарная работа, элементы анализа текста.

Коллективная.

Индивидуальная: ответы на вопросы.

Групповая: составление таблицы.

Знать: художественные приёмы, используемые авторами повести.

Знать: историческую подоплеку повести.

Фотографии и репродукции фрагментов древних книг, словари.

Стр.54-63;

Составить план пересказа повести, сделать иллюстрации к повести



9

Подготовка к письменной работе на тему: «Народная мудрость в произведениях устного народного творчества»

Помочь ученикам понять взгляды, идеалы народа, отражённые в «Повести…» анализ текста.

1


Урок развития речи

Работа над планом, выразительное чтение, элементы анализа текста

Коллективная.

Индивидуальная: ответы на вопросы.

Знать: тему и идею произведения.

Знать: своеобразие языка «Повести», стилистические особенности.

Словари, иллюстрации учеников к «Повести..»

Сочинение «Моё отношение к героям повести»



Русская литература 18 века(2 часа)



















10

М. В. Ломоносов. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года». Понятие о жанре оды.

Познакомить с фактами биографии М.В. Ломоносова, рассказать о его роли в развитии русской лит-ры.

1


Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя, работа с учебником, словарная работа

Коллективная.

Индивидуальная.

Знать: теорию трех штилей.

Знать: какие жанры относятся к каждому из трёх штилей.

Портрет Ломоносова, фотография памятника Петру 1, репродукция портрета Елизаветы.

Составить словарь устаревших слов, отрывок наизусть, подготовить сообщения о Ломоносове




11

Г. Р. Державин – поэт и гражданин. Своеобразие поэзии. «Последние стихи Державина», «На птичку…», «Признание».

Краткий обзор жизни Державина, новаторство его стихов, анализ поэтического текста.

1


Объяснительно-иллюстративная

Сообщения учеников, рассказ учителя, сл.работа, анализ поэтич. текста

Коллективная.

Индивидуальная: сообщения о Ломоносове, ответы на вопросы.

Творческая: работа с репродукцией.

Знать: различные виды рифмовки и стихотворные размеры стихов Державина и Ломоносова.

Знать: в чём состояло новаторство Державина в поэзии.

Портрет Г.Р. Державина, репрдукция картины И.Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене…»

Стр.68-72;

Сообщение: «Ломоносов и Державин – великие поэты 18 века»



Русская литература 19 века (31 ч.)
















12

А. С. Пушкин «Медный всадник» (отрывок).

Углубить знания о жизни и тв-ве Пушкина, знакомство с помой, анализ поэтического текста.

1


Объяснительно-иллюстративная

Сообщения:«Ломоносов и Державин – великие поэты 18 века», рассказ учителя, беседа.

Коллективная.

Индивидуальная.

Знать: историю создания памятника.

Знать: историю создания Петербурга

Открытки с изображением Петербурга, памятника Петру, репродукции картин.

Отрывок наизусть, мини-сочинение по одной из иллюстраций.





13

А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Развитие понятия о балладе.

Познакомить с летописным источником произведения Пушкина, сопоставительный анализ текста.

1


Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя, работа с картой, составление таблицы, анализ текста

Коллективная.

Индивидуальная: чтение мини-сочинений с комментариями.

Знать: историю написания произведения.

Знать: художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Рассказы начальной русской летописи, иллюстрации к «Песни…»

Отрывок наизусть, отзыв о балладе.





14

А. С. Пушкин «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре.

Дать обзор драмы «Борис Годунов», познакомить с фрагментами, анализ поэтического текста.

1


Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя, реализация межпредметных связей с историей, анализ текста.

Коллективная.

Индивидуальная: ответы на вопросы.

Знать: историю создания трагедии «Борис Годунов»

Знать: о литературном направлении «реализм»

Иллюстрации к трагедии

Стр.87-97;

Мини-сочинение о Пимене, нарисовать иллюстрацию к трагедии.






15

А. С. Пушкин «Станционный смотритель» - повесть о «маленьком человеке».

Роль автора и рассказчика в повести, образ «маленького человека», нравственные проблемы в повести.

1


Урок развития речи

Рассказ учителя, беседа по вопросам, комментированное чтение.

Коллективная.

Индивидуальная: ответы на вопросы.

Знать: проблему автора и рассказчика.

Знать: основные художественные особенности произведения, роль детали в худ тексте.

Иллюстрации к повести.

Подготовиться к итоговому тесту о Пушкине, написать сочинение по произведению.




















16

Дуня и Минский.

Р.р. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского»

Показать значение библейского контекста, роль детали в худ. тексте, худ. особенности в тексте

1


Урок развития речи

Рассказ учителя, беседа по вопросам, комментированное чтение

Коллективная.

Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: устное словесное рисование «Три приезда на станцию»

Знать: идейный замысел повести, тему, причину трагедии Самсона Вырина

Знать: способы выражения авторской позиции, определение понятий «образ маленького человека» в русской литературе.

Иллюстрации к повести.

Подготовить сообщения о Лермонтове




17

М. Ю. Лермонтов. Душа и лира поэта

Расширить знания о биографии М.Ю. Лермонтова

1


Объяснительно-иллюстративная

Тест, рассказ учителя, работа с учебником, выразительное чтение.

Коллективная.

Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: устное словесное рисование(пейзаж), рассказ о поэте.

Знать: биографию поэта.

Знать: историю эпохи, в которой жил Лермонтов

Портрет М.Ю. Лермонтова,

Прочитать стихи на стр.138-139. Устное сочинение «Мой рисунок по стихам Лермонтова.







18

М. Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России.


Основная идея особенности конфликта «Песни… про купца Калашникова», анализ поэтического текста

2


Объяснительно-иллюстративная

Миниатюра, лексическая работа, беседа по иллюстрациям, тестирование, самостоятельная работа

Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы, краткий пересказ «Жалобы Кирибеевича». Творческая: выразительное чтение

Знать: причины обращения поэта к давно минувшим временам, содержание поэмы

Знать: историю создания «Песни…», особенности сюжета, его историческую основу.

Портрет М.Ю. Лермонтова, иллюстрации к поэме.

Выразительное чтение, иллюстрации к поме, отрывок наизусть





19

Нравственный поединок героев поэмы.

Защита человеческого достоинства. Авторское отношение к изображаемому

1


Беседа. Практикум.

Беседа по вопросам, анализ поэтического текста, тест.

Коллективная. Творческая: выразительное чтение кулачного боя, описание утра перед боем, рассказ о семейной драме.

Знать: нравственную проблематику произведения, жанровое своеобразие «Песни…»

Знать: основной конфликт, определивший драматизм событий и характеры героев.

Иллюстрации к поэме.

Составить сравнительную характеристику героев.



20

М. Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива…»

Р.р. Обучение анализу одного стихотворения. «Молитва», «Ангел». Обучение выразительному чтению.

Развивать навыки анализа поэтического текста, навыки выразительного чтения.

1


Практикум

Комментарии учителя, работа с учебником, беседа по вопросам, словарная работа.

Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: устное словесное рисование, рассказ о поэте.

Знать: особенности стиха «Молитва», понимать образную структуру стихов.

Знать: проблему гармонии человека и природы, особенности синтаксиса стихов.

Рисунки М.Ю. Лермонтова

Одно стихотворение наизусть, эссе на тему «Что заинтересовало вас в воспоминаниях о М.Ю.Л.».





21

Р.Р Подготовка к написанию сочинения «История России в произведениях Пушкина и Лермонтова»

Закрепить знания по творчеству Пушкина и Лермонтова.

1


Урок контроля

Беседа по вопросам, составление плана сочинения.

Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: создание сочинения.

Уметь: создавать собственное высказывание, раскрывать тему сочинения.

Уметь: самостоятельно анализировать текст, подкреплять свои выводы цитатами.


Написать сочинение.






22

Урок внеклассного чтения

Углубить знания по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова

1



Обучение анализу произведения, беседа по прочитанному.

Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы.

Знать: основное содержание прочитанного, уметь делать вывод.

Знать: факты жизни писателей, особенности исторической эпохи.


Подготовить сообщения о Н.В. Гоголе.





23

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести.

Углубить знания о биографии и творчестве Н.В. Гоголя,познакомить с исторической основой повести.

1


Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя. Беседа, сообщения учеников, составление плана.

Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: устное словесное рисование.

Знать: факты жизни и творческой деятельности писателя.

Знать: место повести в творчестве Гоголя, замысел писателя.

Портрет писателя, издания его произведений, иллюстрации к повести.

Составить рассказ о Тарасе Бульбе по 1 главе.






24

Товарищество и братство в повести. Тарас Бульба и его сыновья

Выявить основную идею повести Гоголя, её патриотический пафос.

1


Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя, пересказ эпизодов, работа с репродукцией.

Коллективная. Индивидуальная: пересказ эпизодов Творческая: инсценировка эпизода «Встреча Тараса с сыновьями»

Знать: содержание первых глав, их роль в повествовании.

Знать: определение понятия «художественная деталь», функцию пейзажа.

Репродукция картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Перечитать 3-9 главы. Сравнительна хар-ка братьев.






25

Запорожская Сечь, ее нравы и обычаи.

Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю.

Показать героизм запорожцев, самоотверженность и верность боевому товариществу.

1


Обучение устному рассказу

Пересказ текста, беседа, составление плана.

Коллективная.

Индивидуальная: пересказ с изменением лица. Творческая: составление плана.

Знать:идейную направленность заключительной главы и повести в целом.

Знать: историческую основу повести, историю её создания.

Иллюстрации к повести.

Подготовиться к сочинению, подобрать цитаты.




26

Р.р. Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Тестирование

Подготовиться к написанию домашнего сочинения.

1


Урок развития речи

Объяснение учителя, работа над планом.

Продуктивная, творческая: самостоятельный отбор материала для раскрытия темы сочинения.

Знать: содержание прочитанного материала.

Знать: нравственную проблему повести, связь повести с фольклорным эпосом.


Написать сочинение. Прочитать статью о Тургеневе.




27

И.С. Тургенев. Рассказ «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных

Углубить понятие о русском национальном характере.

1


Объяснительно-иллюстративная

Объяснение учителя, сообщения учеников, анализ худ. текста.

Коллективная.

Индивидуальная: пересказ текста, ответы на вопросы. Творческая: составление плана рассказа.

Знать: факты жизни и творческой деятельности писателя.

Знать: историю появления сборника «Записки охотника»

Портрет писателя, фотоальбом о Спасском-Лутовинове.

Выписать высказывания русских писателей о языке. Стих. В прозе «Русский язык» выучить.



28

И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача»

Показать особенности жанра стиха в прозе, помочь понять философский смысл стиха.

1


Урок развития речи

Объяснение учителя, выразительное чтение, анализ текста.

Индивидуальная: чтение стихов и полноценное их восприятие. Творческая: выразительное чтение.

Знать: определение понятия «стихотворение в прозе».

Знать: время создания стихотворений, жанровую особенность.

Портрет писателя, фотоальбом о Спасском-Лутовинове.

Выучить одно из стихов, сочинить своё стихотворение в прозе. Прочитать поэму Некрасова.



29

Н. А. Некрасов. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины.

Расширить знания о личности и творческой биографии поэта. Историческая основа поэмы «Русские женщины».

1


Практикум.

Объяснительно-иллюстративная

Объяснение учителя, выразительное чтение, анализ текста.

Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: рассказ о писателе, составление плана учебной статьи.

Знать:

факты жизни и творческой деятельности писателя, историческую основу поэмы.

Знать: жанровые особенности поэмы, позицию автора.

Портрет писателя.

Написать характеристику героини. Читать стих «Размышления у парадного подъезда».




30

Н. А. Некрасов. «Размышление у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа.

Помочь выявить идею произведения, определить пафос стихов, особенности лир. героя.

1


Объяснительно-иллюстративная

Объяснение учителя, выразительное чтение, анализ текста.

Коллективная.

Индивидуальная. Творческая: устное словесное рисование с цитированием.

Знать: рождение замысла стихотворения, содержание стиха.

Знать: художественные приёмы изображения действительности, композицию, развитие сюжета.

Иллюстрации А. Лебедева.

Отрывок наизусть. Статью о Толстом.





31

А. К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репин». Правда и вымысел.

Конфликт «рыцарства» и самовластья.

1


Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя, работа с учебником, анализ текста.

Коллективная.

Индивидуальная. Творческая: сообщение об одном из героев баллад.

Знать: факты жизни и творческой деятельности А.К. Толстого.

Знать: жанровое своеобразие исторических баллад.

Портрет А.К. Толстого

Прочитать роман «Князь Серебряный».




32

Вн. чт. «Князь Серебряный»

Образ эпохи Ивана Грозного, благородный герой в кровавое время.

1


Объяснительно-иллюстративная

Пересказ текста уч-ся, беседа, анализ текста.

Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: устное словесное рисование с опорой на текст.

Знать: автора и содержание романа.

Знать: сюжетную линию романа, историю создания романа.


Создать «кодекс чести» каждого из главных героев. Прочитать повесть Салтыкова-Щедрина.




33



М. Е. Салтыков – Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске.

Кратко познакомить с биографией писателя, показать особенности жанра сказки в тв-ве писателя, сатирический пафос сказки.

1


Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя, работа с учебником, анализ текста.

Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: чтение по ролям, инсценирование.

Знать: автора, сведения о его жизни и творческой деятельности, содержание сказки.

Знать: анализ текста с учётом специфики жанра, фольклорные мотивы в повествовании.

Выставка разных изданий писателя, иллюстрации к его произведениям.

Составить цитатный план повести, ответить на вопросы повести.





34

Р.р. Сатира и юмор в сказках М. Е. Салтыкова – Щедрина.

Показать социальную направленность сатиры Салтыкова-Щедрина, актуальность его произведений.

1


Урок развития речи

Беседа по вопросам, рассказ с использованием цитат, решение кроссворда.

Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: чтение по ролям, характеристика героев.

Знать: содержание сказок, приёмы сатирического изображения.

Знать: идейно-художественный смысл сказок.

Выставка разных изданий писателя, иллюстрации к его произведениям.

Стр.274-275

Написать сатирическую сказку «в духе Щедрина».





35

Литературный ринг по изученным во 2 четверти произведениям.

Проблемы и герои произведений Гоголя, Тургенева, Некрасова, Салтыкова-Щедрина.

1


Урок развития речи

Сочинение-рассуждение.

Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы.

Знать: проблематику, идейно-художественное содержание изученных пр-ий.

Знать: историческую основу изученных произведений.


Подготовить сообщение о Л.Н. Толстом.





36,37

Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Детство» (главы). Сложность взаимоотношений детей и взрослых. Главный герой повести Л. Н. Толстого «Детство»

Расширить знания о биографии писателя, помочь задуматься над их взаимоотношениями со взрослыми.

2


Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя, беседа по вопросам, работа с учебником, словарная работа.

Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы, выборочный пересказ, анализ глав повести.

Знать: отдельные факты биографии писателя, определение понятия «автобиографическое произведение»

Знать: нравственную проблематику повести.

Репродукции портретов Толстого, фотографии усадьбы-музея «Ясная поляна»

Сочинение-миниатюра «Поступок, которым я горжусь», подготовить сообщение о Чехове.





38,39

А. П. Чехов. Рассказ

«Хамелеон» - живая картина нравов.

Два лица России в рассказе А. П. Чехова «Злоумышленники».

Углубить знания о личной и творческой биографии Чехова, углубить представление о комическом в литературе.

2


Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя, беседа по вопросам, работа с учебником, словарная работа.

Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы, выборочный пересказ, анализ глав повестей.

Знать: содержание, понимать и уметь объяснять особенности композиции рассказов и их смысл.

Знать: оценки творчества Чехова современниками, сюжет и образную систему рассказов.

Портрет Чехова, фотографии семьи писателя, различные издания произведений Чехова.

Оформить обложки к рассказам Чехова, ответить на вопросы стр.311




40

Внеклассное чтение.

Смех и слёзы в рассказах А. П. Чехова «Тоска», «Размазня» и др.

Показать жанровое разнообразие тематики рассказов Чехова, активизировать самостоятельную работу учеников.

1


Урок внеклассного чтения

Выразительное чтение по ролям, элементы анализа текста, работа с иллюстрациями.

Коллективная. Индивидуальная: пересказ текста. Творческая: чтение по ролям, инсценирование рассказа.

Знать: содержание рассказов, позицию автора.

Знать: творческий процесс писателя, социальную направленность рассказов, позицию писателя.

Различные издания произведений Чехова.

Сочинение «Мой любимый рассказ Чехова», стихи на стр.312-316.





41

Стихи русских поэтов

XIX века о родной природе. В. А. Жуковский «Приход весны», А. К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест». И. А. Бунин «Родина».

Расширить представления учеников о русской пейзажной поэзии, как ч/з пейзаж переданы чувства, настроения.

1


Урок- практикум

Рассказ учителя, выразительное чтение, реализация межпредметных связей.

Коллективная. Индивидуальная: чтение стихов, статьи учебника. Творческая: устное рисование.

Знать: план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы.

Знать: особенности тематики и поэтического языка каждого автора.

Репродукции картин, портреты художников.

Эссе «Пейзажная лирика в живописи и поэзии. Для чего она нужна?» подготовить сообщение о Бунине.




42

Контрольное тестирование (творчество писателей и поэтов 19 века)

Закрепить знания о писателях 19 века и их произведениях

1


Урок контроля

Работа по тестам.

индивидуальная




Рассказ Бунина «Цифры»



Русская литература 20 века















43,44


И. А. Бунин. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых.

Дать представление об особенностях судьбы и тв-ва писателя, помочь разобраться в сложной психологоической ситуации рассказа.

2


Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, комментарии учителя.

Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: написание отзыва на произведение.

Знать: сведения о жизни Бунина, его литературной судьбе, содержание рассказа.

Знать: проблематику рассказа, идейно-тематическую направленность рассказа.

Портрет Бунина, фотографии имения в Орле.

Составить план рассказа, составить хар-ки гл. героев.



45

М. Горький «Детство» (главы). Изображение «свинцовых мерзостей» жизни.

Углубить понятие о художественной автобиографии.

1


Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам.

Коллективная. Индивидуальная: сообщение о писателе. Творческая: анализ текста.

Знать: автобиографический характер повести, её содержание, причины поступков героев.

Знать: художественный пересказ частей сюжета.

Фотографии Горького, его семьи, различные произведения Горького, иллюстрации к повести.

Дочитать повесть до конца, ответить на вопросы стр.83






46

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика положительных героев.

«Детство» Толстого и «Детство» Горького.

Сопоставление произведений разных авторов.

1


Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам.

Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: сопоставление произведений разных авторов.

Знать: специфические черты характера, присущие отдельным героям повести.

Знать: авторскую позицию по отношению к героям.

Фотографии Горького, его семьи, различные произведения Горького, иллюстрации к повести.

Устное сочинение: «История деда Каширина»





47

Р.р. Обучение анализу эпизода «Пожар» из повести М. Горького «Детство».

Совершенствовать навыки анализа текста, навыки монологической речи.

1


Урок развития речи

Анализ эпизода по вопросам, комментированное чтение эпизода.

Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: анализ эпизода с сопоставлением поведения героев.

Знать: границы эпизода, его роль в композиции.

Знать: вывод о роли эпизода в произведении.

Иллюстрации к повести.

Прочитать легенду о «Данко»





48

«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

Познакомить с понятиями «романтизм», «романтический герой»

1


Объяснительно-иллюстративная

Объяснения учителя, беседа по вопросам, элементы анализа текста.

Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: устное словесное рисование.

Знать: содержание легенды, жанровое своеобразие произведения.

Знать: сходство сюжета библейской истории о Моисее и легенды «Данко»

Иллюстрации к рассказу «Старуха Изергиль»

Художественный пересказ легенды, сочинение о Данко. Сообщение об Андрееве.





49




Л. Н. Андреев. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека.

Показать своеобразие личности Л.Н. Андреева, значимость поставленных им проблем.

1


Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя, комментированное чтение, беседа по вопросам, составление плана.

Коллективная. Индивидуальная: рассказ, близкий к тексту, ответы на вопросы. Творческая: составление цитатного плана рассказа

Знать: сведения о жизни и творческом пути писателя, содержание произведения.

Знать: нравственную проблематику произведения, сюжет, идейное содержание

Портрет Л.Н. Андреева, выставка его произведений.

Написать рассказ о любом животном, ответить на вопросы стр. 99, сообщение о Маяковском.





50



В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое.

Знакомство с личностью Маяковского, осмыслить своеобразие, оригинальность

личности поэта, понятие о футуризме

1


Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста.


Знать: факты жизни и творческого пути поэта, своеобразие художественной формы стиха.

Знать: определение понятия «сатира», метафора как основа сюжета стиха.

Портрет Маяковского, фотографии Маяковского

Выучить стих наизусть. Сообщение об А.П. Платонове.





51





А. П. Платонов. «Юшка». Внешняя и внутренняя красота человека.

Показать своеобразие личности Платонова, особенности языка Платонова.

1


Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста.

Коллективная. Индивидуальная: рассказ о Юшке, близкий к тексту, ответы на вопросы. Творческая: рассуждение о подобной ситуации в жизни уч-ся

Знать: сведения о жизни и творческом пути писателя, содержание произведения.

Знать: сюжет рассказа, его идейно тематическое содержание

Портрет Платонова, различные издания его книг.

Пересказ, близкий к тексту «Юшка наедине с природой». Вопросы на стр.123





52



А. П. Платонов.

«В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности.

Дать понятие о вечных нравственных ценностях

1


Урок внеклассного чтения.

Пересказ текста уч-ся, анализ текста.

Коллективная: выборочное чтение. Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: сравнительный анализ героев пр-ия.

Знать: содержание прочитанного, особенности языка писателя.

Знать: идейное своеобразие прозы Платонова, отражение в ней мечты о доброте, взаимопонимании.

Портрет Платонова, различные издания его книг.

Приготовиться к сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадания»





53




Р.р. Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

Развитие творческих способностей учеников.

1


Урок развития речи

Объяснение учителя, работа над планом.

Творческая: сочинение-рассуждение.

Знать: содержание прочитанных произведений.

Знать: основную мысль сочинения.


Сообщение о Пастернаке.





54

Б. Л. Пастернак. Слово о поэте «Июль», «никого не будет в доме…».

Показать своеобразие картин природы в лирике Пастернака

1


Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя, выразительное чтение, анализ текста.

Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: устное словесное рисование.

Знать: содержание прочитанного, особенности языка писателя.

Знать: способы создания поэтических образов.

Портрет Пастернака,

различные издания его книг.

Стих наизусть, сообщение об А.Твардовском.





55

Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях А. Ахматовой, К. Симонова, А. Суркова, А. Твардовского, Н. Тихонова и др.

Расширить представления учеников о поэзии, посвящённой Вов, и её значении.

1


Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя, выразительное чтение, работа над планом интервью

Коллективная.

Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: выразительное чтение стихов.

Знать: сведения о жизненном пути поэтов, понятие о лирическом герое.

Знать: план анализа лирического произведения, основные поэтические тропы.

Портреты поэтов

Стих на выбор наизусть. Сообщение об Абрамове.





56

Ф. А. Абрамов. «О чём плачут лошади». Эстетически и нравственно-экологические проблемы рассказа.

Познакомить с биографией Абрамова, показать важность и актуальность проблемы, поставленной писателем.

1


Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя, пересказ текста, выразительное чтение, работа с планом.

Коллективная.

Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: комментированное чтение концовки рассказа.

Знать: факты жизни и творческой биографии писателя, сюжет и проблематику рассказа.

Знать: роль сказочных элементов, понятие литературной традиции.

Выставка книг и журнальных публикаций писателя, его портрет, словари.

Написать рассказ на тему «Зачем нам нужны животные», сообщение о Е.И. Носове.





57

Е. И. Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа.

Познакомить с биографией Носова, показатьзначение нравственных проблем, поднимаемых в рассказе.

1


Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя, работа с учебником, словарная работа, беседа по вопросам.

Коллективная.

Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: чтение по ролям, составление хар-ки героя.

Знать: факты жизни и творческой биографии писателя, понятия «тема» и «идея».

Знать: план анализа эпического произведения, средства художественной выразительности.

Выставка книг и журнальных публикаций писателя, его портрет, словари.

Стр. 176-179.





58



Рассказ Е.И. Носова «Живое пламя»

Выявить идеи рассказов, совершенствовать навыки анализ текста.

1


Урок внеклассного чтения

Выразительное чтение, элементы анализа текста

Коллективная.

Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: устное словесное рисование.

Знать: содержание рассказа.

Знать: основную идею, изобразительно-выразительные ср-ва языка произведения.

Выставка книг и журнальных публикаций писателя, его портрет, словари.

Прочитать сведения о Казакове.





59





Ю. П. Казаков. «Тихое утро» Герои рассказа и их поступки.

Познакомить с биографией Ю.П. Казакова. Учиться анализировать сложные жизненные ситуации.

1


Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя, выразительное чтение, составление плана, различные виды пересказа

Коллективная.

Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: составление хар-ки героев.

Знать: факты жизни и творческой биографии писателя, содержание рассказа.

Знать: разные виды пересказа произведения.

Портрет Казакова,

различные издания его книг.

Стр. 196. Статью о Лихачёве.





60

Д. С. Лихачёв. «Земля родная» как духовное напутствие молодежи.

Углубить представления о публицистическом жанре в литературе.

1


Объяснительно-иллюстративная

Беседа, пересказ,устное сочинение, пояснения учителя.

Коллективная: работа по главам, составление плана. Творческая: выразительное чтение.

Знать: автора, биографические сведения о нём.

Знать: определение понятий «публицистика», «мемуары»

Портрет Д.С. Лихачёва.

Вопросы стр. 204. Сообщение о Зощенко.





61



М. М. Зощенко. Смешное и грустное в рассказе «Беда».

Познакомить с биографией М.М. Зощенко. Показать сочетание иронии и правды чувств.

1


Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя, работа с учебником, словарная работа, беседа по вопросам.

Индивидуальная: пересказ с сохранением авторского стиля. Творческая: чтение по ролям, сообщение о писателе.

Знать: автора и сведения о его биографии, творчестве, содержание рассказа.

Знать: авторскую позицию в оценке поступков героев.

Портрет М.М. Зощенко, различные издания его книг.

Стр. 211. Стих наизусть о природе.





62

Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе. (В. Брюсов, Ф.Сологуб, С. Есенин,

Н. Рубцов, Н. Заболоцкий и др.)

Развивать эстетический вкус, воспринимать и интерпретировать поэтические произведения.

1


Объяснительно-иллюстративная

Выразительное чтение, элементы анализа текста, межпредметные связи.

Коллективная.

Творческая: выразительное чтение (конкурс чтецов).

Знать: план анализа поэтического произведения.

Знать: особенности восприятия родной природы русскими поэтами.

Портреты поэтов

Стр. 219. Стих на выбор поэтов 20 в.





63



Песни на стихи русских поэтов 20 века

Развивать эстетический вкус, воспринимать и интерпретировать поэтические произведения.

1


Объяснительно-иллюстративная

Выразительное чтение, элементы анализа текста, межпредметные связи.

Коллективная.

Творческая: выразительное чтение

Знать: план анализа поэтического произведения.

Знать: особенности восприятия родной природы русскими поэтами.

Портреты поэтов

Стр.224. сообщение о Р.Гамзатове



Раздел 7. Из литературы народов России














64

Расул Гамзатов. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…», «О моей Родине».

Познакомить с биографией поэта. Обратить внимание на особенности художественной образности дагестанского поэта.

1


Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя, работа с учебником, беседа по вопросам.

Творческая: выразительное чтение стиха, анализ текста.

Знать: факты жизни и творческого пути поэта.

Знать: план анализа лирического произведения.

Портрет поэта

Составить план рассказа о Р. Бёрнсе, выразительно читать стих.



Раздел 8. Зарубежная литература
















65

Р.Бернс. «Честная бедность» и другие стихотворения.

Познакомить с биографией поэта. Обратить внимание на особенности художественного перевода.

1


Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя, выразительное чтение, словарная работа.

Коллективная. Индивидуальная: пересказ статьи по плану. Творческая: подбор пословиц.

Знать: факты жизни и творческого пути поэта, темы его тв-ва.

Знать: почему стихотворение стало песней, способы достижения комического эффекта.

Портрет поэта

Наизусть стих Р. Бернса. Сообщение о Д.Байроне.



66

Д.Г. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!...»

Познакомить с биографией поэта, введение русской поэзии в контекст мировой.

1


Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя. Практикум.

Коллективная. Индивидуальная: сообщения учеников.

Знать: факты жизни и творческого пути поэта.

Знать: гуманистический смысл тв-ва Байрона

Портрет поэта, издания его книг.

Подготовить выразительное чтение стихов Байрона.




67


Японские трехстишия (хокку)

Познакомить с образцами японской лирической поэзии, показать её особенности.

1


Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя. Практикум.

Коллективная. Индивидуальная: чтение стихов.

Знать: особенности жанра хокку.

Знать: историю возникновения хокку.

Репродукции японских миниатюр, издания японской поэзии.

Сочинить собственное хокку.





68

О. Генри. «Дары волхов» Преданность и жертвенность во имя любви.

Развитие навыков вдумчивого чтения, поиска комментариев.

1


Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя, элементы анализа текста, межпредметные связи.

Коллективная. Индивидуальная: пересказ от лица героев. Творческая: инсценирование отдельных эпизодов.

Знать: факты жизни и творческого пути писателя, содержание рассказа.

Знать: нравственную проблематику призведения.

Портрет О.Генри, иллюстрации к рассказу, репродукции библейских сюжетов.

Сочинение «Лучший подарок в моей жизни», сообщения о Р. Брэдбери.





69

Рэй Дуглас Брэдбери. «Каникулы» Мечта о чудесной победе добра.

Показать стремление писателя уберечь людей от зла и опасности на Земле.

1


Объяснительно-иллюстративная. Урок вн. чтения.

Рассказ учителя, ответы на вопросы, анализ текста.

Коллективная. Индивидуальная: ответы на вопросы. Творческая: устное словесное рисование картины мира.

Знать: биграфические сведения писателя, фольклорные традиции.

Знать: понятие «фантастический рассказ-предупреждение»

Портрет писателя.

Написать отзыв на любое самостоятельно прочитанное пр-ие в 7 классе.



70

Выявление уровня литературного развития учащихся 7 класса. Рекомендованная литература на лето.

Итоги года. Рекомендации для летнего чтения.

1



Беседа о прочитанном за год










График проведения контрольных и письменных работ


Содержание

Кол-во часов

Форма

Дата проведения





план

по факту

Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова

1

Контрольная работа



Литературный ринг по  произведениям Н.Гоголя, И.Тургенева, Н.Некрасова, М.Салтыкова-Щедрина

1

Литературный ринг



Письменный анализ эпизода или одного стихотворения

1

Контрольная работа  



Итого:

3




                                                                                                                                                 

Формы и средства контроля

 Формы обучения :

•    Коллективные,

•    Групповые,

•    Дифференцированно-групповые,

•    Индивидуальные;

Результаты обучения

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся», который полностью

соответствует стандарту.

Средства контроля:

-  промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица), выразительное чтение, развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, заучивание наизусть, составление простого или сложного плана по произведению, в том числе цитатного, составление сравнительной характеристики по заданным критериям, викторины, игры, конкурсы, творческие работы.

-  итоговый : сочинение на основе литературного произведения или анализа эпизода, тест (с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания) 

Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:

1. Золотарева И.В., Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. - М.: ВАКО, 2010

2. Аркин И.И. Уроки литературы в 7 классе: Практическая методика. - М.: Просвещение, 2007.

3. Зимин В.И. Пословицы и поговорки русского народа. Большой объяснительный словарь.- М.: Цитадель, 2008

4.Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учреждений (автор - составитель В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 2012г.

5.Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ сост. В.Я.Коровина.- М.: «Просвещение», 2012г.

6. Марченко A.M. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

7. Мультимедиа-энциклопедия.

8. Тимофеев Л.И. Краткий словарь литературоведческих терминов. - М.: Просвещение, 1971.

9. Рабочие программы по литературе М. «Планета» 2011

Учебное и учебно-методическое обеспечение для учащихся:

1. Коровина В.Я. « Читаем. Думаем, спорим...»: Дидактические материалы по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2006. 2.«Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» в 2 ч. для общеобразовательных учреждений (автор - составитель В.Я.Коровина. - М.: Просвещение, 2012г.

2. Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM/ сост. В.Я.Коровина.- М.: «Просвещение», 2012г.

3. Литература: справочные материалы для школьника. - М., 1994.

4. Ушакова О.Д.Мировая художественная культура: понятия и определения. Словарик школьника. - С.-Петербург: Литера, 2006.

5. Ушакова О.Д. Пословицы, поговорки и крылатые выражения. Словарик школьника. - С.-Петербург: Литера, 2008.

6. Ушакова О.Д. Пословицы и стихи о семье и детях. Справочник школьника. - С.-Петербург: Литера, 2008. 8. Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). - М., 1998.

 

  Контрольно-измерительные материалы

1. И.В. Золотарёва., Н.В. Егорова. Поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной, 7 класс. М. «ВАКО», 2010г

                                                                                         Критерии оценки

 При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными   критериями   в   пределах   программы   данного   класса:

Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

Умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения.

Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи и общественной борьбой.

Умение владеть монологической литературной речью; логичность и последовательность ответа; беглость, правильность и выразительность чтения с учетом темпа чтения по классам.

В соответствии с этим:

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.); свободное владение монологической литературной речью.

Отметкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и по ступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью.

Однако допускается одна-две неточности в ответе.

Отметкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основ ном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Отметкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяс нить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержа ния произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Отметкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой; неумение построить монологическое высказывание; низкий уровень техники чтения.

ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

правильное понимание темы, глубина и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;

точность и богатство лексики, умение пользоваться изобрази тельными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка «5» ставится за сочинение:

глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;

стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;

написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета.

Отметка «4» ставится за сочинение:

достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

логичное и последовательное изложение содержания;

написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трех-четырех речевых недочетов.

Отметка «3» ставится за сочинение, в котором:

в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;

обнаруживается владение основами письменной речи;

в работе имеется не более четырех недочетов в содержании и пяти речевых недочетов.

Отметка «2» ставится за сочинение, которое:

не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;

характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;

отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Отметка «1» ставится за сочинение:

совершенно не раскрывающее тему, свидетельствующее о полном незнании текста  произведения  и  неумении  излагать свои  мысли;

содержащее большее число ошибок, чем это установлено для отметки «2».

   


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ