Рабочая программа по литературе в 10 классе
МУ «Управление образования администрации г. Ростова-на-Дону»
МУ «Отдел образования администрации Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 107
"ЭКОЛОГИЯ И ДИАЛЕКТИКА"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
для 10 класса
подготовила
Манцыгина Элеонора Геннадьевна
учитель русского языка и литературы
Ростов – на – Дону
2012г.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Стандарт основного общего образования в области «Филологии». Вестник образования. 2004. №12.
Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ МО от 19.05.98 №1276).
Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы (базовый уровень). Москва. Просвещение. 2010.
Региональный компонент стандарта общего образования.
Школьный компонент стандарта общего образования.
Закон об образовании РФ.
Учебный план МБОУ СОШ №107 на 2012-2013 учебный год.
Пояснительная записка
Цель литературного образования – становление духовного мира человека, создание условий для формирования потребности личности в непрерывном совершенствовании и развитии своих творческих возможностей.
Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений, формируя потребность в общении с книгой. Особое внимание уделяется эмоциональному восприятию учениками текста, их раздумью над поставленными автором проблемами.
Этим целям и задачам подчинены структура и содержание программы курса 10 класса. Программа направлена на формирование грамотного читателя, свободно владеющего словом.
Программа курса литературы в 10 классе построена на историко-литературной основе.
Содержание курса на историко-литературной основе составляет прежде всего чтение и изучение художественных произведений. Характер организации материала способствует осознанию историко-литературного процесса. Соотнесенность общечеловеческого и конкретно-исторического подхода дает возможность обращения произведения к «вечным темам». Это позволяет приблизить произведения прошлого к современности, усилить их нравственно-эстетическое воздействие.
Курс литературы 10 класса включает в себя обзорные и монографические темы. Это позволяет познакомить учащихся с произведениями, показать их место в историко-литературном процессе.
Монографические темы дают полную картину жизни и творчества писателя. Все они включают текстуальное изучение художественных произведений.
Обзорные темы знакомят с особенностями той или иной эпохи, литературными направлениями и различными творческими группами писателей.
По окончании 10 класса учащиеся должны уметь устно:
выразительно читать текст художественного произведения, комментировать чтение текста;
делать пересказ всех видов – подробный, выборочный, от другого лица, краткий, художественный – главы, нескольких глав, романа, стихотворения в прозе, пьесы и т.п.;
давать характеристику героя или героев (индивидуальную, групповую, сравнительную) крупных художественных произведений;
готовить рассказ, сообщение, размышление о мастерстве писателя и особенностях его произведений, анализ отрывка, устный комментарий прочитанного, уметь давать рецензию на произведение;
готовить доклад, сообщение;
свободно владеть монологической и диалогической речью;
уметь письменно:
составлять планы, тезисы, рефераты, аннотации к книге, к фильму и т.д.;
создавать письменные сочинения проблемного характера, рассуждения, все виды характеристик героев изучаемых произведений;
создавать свои оригинальные произведения (рассказы, эссе, очерки, стихотворения).
Домашнее задание является примерным и может подлежать корректировке в зависимости от результата освоения обучающимися планируемого материала, но не нарушает требований СаНПина.
Используется программа по литературе (5-11 классы). Составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина. Научный редактор: В.Я. Коровина.
Программа допущена Министерством образования и науки РФ, соответствует базисному учебному плану. (В кн.: «Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)». М., Просвещение, 2010.)
Используемый учебник: Лебедь Ю.В. Литература. Учебное пособие для учащихся 10-х классов средней школы в 2 ч. М., Просвещение, 2010-2012.
Используемое методическое пособие: Золотарева И.В., Михайлова Т.И. «Поурочные разработки по русской литературе. Первая половина XIX века. Вторая половина XIX века».М., ВАКО, 2007.
Учебных недель - 34.
Уроков в неделю - 3 ч.
Всего уроков - 102 ч.
Количество сочинений - 8.
Учебно-методическое обеспечение курса
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)». М., Просвещение, 2010.
Лебедь Ю.В. Литература. Учебное пособие для учащихся 10-х классов средней школы в 2 ч. М., Просвещение, 2010-2012.
Золотарева И.В., Михайлова Т.И. «Поурочные разработки по русской литературе. Первая половина XIX века. Вторая половина XIX века».М., ВАКО, 2007.
Лебедь Ю.В. «Читаем, думаем, спорим…» Дидактические материалы. 10 класс. М., Просвещение, 2011.
Фогельсон И. А. Литература учит: 10 кл.: Кн для учащихся. М., Просвещение, 2009.
Организация учебного процесса
Урок-лекция (вводный урок).
Урок-исследование.
Урок-дискуссия, развитие речи (монолог, диалог).
Урок-практикум (аналитическое чтение и обсуждение произведения).
Урок повторения и обобщения изученного.
Текущий и промежуточный контроль.
Уроки тестирования (подготовка к ЕГЭ по литературе).
Система контроля
План эпического произведения.
Пересказ (подробный, выборочный, сжатый).
Выразительное чтение наизусть.
Изложение (подробное, выборочное, сжатое).
Словесное рисование.
Подробное описание (портрет, пейзаж, интерьер).
Характеристика героя произведения.
Сравнительная характеристика.
Сочинение-рассуждение (истолкование произведения).
Отзыв (эссе) о самостоятельно прочитанном произведении.
Годовой календарный график прохождения программы по литературе в Х классе
МЕСЯЦЫ
НЕДЕЛЯ
№ УРОКА
ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ
I полугодие
Сентябрь
1 неделя
2 неделя
3 неделя
4 неделя
1
2 - 3
4 - 6
7 - 9
10
11 - 12
Введение. Русская литература XIXвека
А.С. Пушкин
А.С.Пушкин
М.Ю. Лермонтов
М.Ю. Лермонтов
Н.В. Гоголь
Октябрь
5 неделя
6 неделя
7 неделя
8 неделя
13 – 14
15
16 – 18
19 – 20
21
22 - 24
Н.В. Гоголь
Русская литература второй половины XIXвека
И.А. Гончаров
И.А. Гончаров
А.Н. Островский
А.Н. Островский
Ноябрь
9 неделя
10 неделя
11 неделя
12 неделя
25 – 27
28 – 30
31 – 33
34 – 35
36
А.Н. Островский
И.С. Тургенев
И.С. Тургенев
И.С. Тургенев
Литература 60-х годов XIXвека
Декабрь
13 неделя
14 неделя
15 неделя
16 неделя
37 – 38
39
40
41
42
43 – 45
46 - 48
Ф.И. Тютчев
А.А. Фет
А.А. Фет
А.К. Толстой
Н.А. Некрасов
Н.А. Некрасов
Н.А. Некрасов
II полугодие
Январь
17 неделя
18 неделя
19 неделя
49 – 51
52 – 54
55 – 57
М.Е. Салтыков-Щедрин
Л.Н. Толстой
Л.Н. Толстой
Февраль
20 неделя
21 неделя
22 неделя
23 неделя
58 – 60
61 – 63
64 – 66
67 – 69
Л.Н. Толстой
Л.Н. Толстой
Л.Н. Толстой
Л.Н. Толстой
Март
24 неделя
25 неделя
26 неделя
70
71 – 72
73 – 75
76 – 78
Л.Н. Толстой
Ф.М. Достоевский
Ф.М. Достоевский
Ф.М. Достоевский
Апрель
27 неделя
28 неделя
29 неделя
30 неделя
79 – 81
82
83 – 84
85
86 – 87
88 – 90
Ф.М. Достоевский
Ф.М. Достоевский
Н.С. Лесков
Н.С. Лесков
А.П. Чехов
А.П. Чехов
Май
31 неделя
32 неделя
33 неделя
34 неделя
91 – 93
94 – 95
96
97 – 99
100
101 - 102
А.П. Чехов
К. Хетагуров
Зарубежная литература
Ги де Мопассан, Генрик Ибсен
Артюр Рембо
Итоговые занятия
Календарно-тематическое планирование по литературе в 10 классе
(уч. Манцыгина Э.Г.)
Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый уровень)». М., Просвещение, 2010.
Лебедь Ю.В. Литература. Учебное пособие для учащихся 10-х классов средней школы в 2 ч. М., Просвещение, 2010-2012.
Золотарева И.В., Михайлова Т.И. «Поурочные разработки по русской литературе. Первая половина XIX века. Вторая половина XIX века».М., ВАКО, 2007.
Лебедь Ю.В. «Читаем, думаем, спорим…» Дидактические материалы. 10 класс. М., Просвещение, 2011.
Фогельсон И. А. Литература учит: 10 кл.: Кн для учащихся. М., Просвещение, 2009.
СТРУКТУРА КУРСА
№
Модуль (глава)
Кол-во часов
1.
Введение
1
2.
А.С. Пушкин
5
3.
М.Ю. Лермонтов
4
4.
Н.В. Гоголь
4
5.
Русская литература. XIX век (вторая половина)
1
6.
И.А. Гончаров
5
7.
А.Н. Островский
7
8.
И.С. Тургенев
8
9.
Литература 60-х годов
1
10.
Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.К. Толстой
5
11.
Н.А. Некрасов
7
12.
М.Е. Салтыков-Щедрин
3
13.
Л.Н. Толстой
19
14.
Ф.М. Достоевский
12
15.
Н.С. Лесков
3
16.
А.П. Чехов
8
17.
К. Хетагуров
2
18.
Зарубежная литература
5
19.
Итоговые занятия
2
Количество часов по развитию речи
9
Общее количество часов
102
Количество часов в неделю
3
Неделя
№
Тема урока
Изучаемый материал (знания по литературе)
Теория литературы
Речевая деятельность
Результаты обучения
Дом. задание
1
1
Введение Россия в первой и второй половине XIX века. Русская литература и русская история в XVIII—XIX веках. Общая характеристика литературы века
Русская литература и русская история в XVIII-XIX веках. Классицизм, сентиментализм и романтизм в литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Вершинные произведения классики первой половины XIX века. Зарождение и развитие профессиональной литературной критики.
Углубление понятия «романтизм», «реализм», «сентиментализм»
Составление тезисного плана по статье учебника «Россия в первой половине XIX века».
Знать общую характеристику русской литературы с точки зрения истории;
уметь видеть значение русской литературы XIX века в развитии мирового литературного процесса;
раскрыть пути становления реализма в русской литературе.
А.С. Пушкин
1
2
Личность поэта.
Жизненный и творческий
путь.
Личность поэта. Основные этапы творчества. Основные мотивы лирики. Утверждение высокого предназначения человека. Слияние личной и гражданской тем. Философская лирика, вольнолюбивые стихи, лирика дружбы и любовная лирика. («К Чаадаеву», «Деревня», «Вольность», «Погасло дневное светило», «Арион», «Подарок», «Я вас любил», «Анчар», «На холмах Грузии...» и др.
Углубление понятия «реализм».
Обучение монологическому ответу по тезисному плану.
Обучение чтению лирических стихотворений.
Знать своеобразие пушкинской эпохи, в которой проходило становление поэта. Ответить на вопрос: В чем видит Пушкин предназначение поэта.
Понять, что такое «философская лирика».
Уметь выявлять в лирических стихотворениях подкупающую искренность, глубину и силу чувств поэта.
Знать творческую историю произведений.
Уметь выявлять художественные особенности.
Знать композиционную роль пушкинского стиха.
Давать развернутую характеристику главным героям
1
3
Основные мотивы лирики Пушкина. Творчество философская лирика, тема поэта и поэзии.
Активация лексики со значением романтического и реалистического ощущения и своеобразия лирических стихотворений (ритм, образ, символика поэтического слова)
2
4
Лирика дружбы и любовная лирика.
Неделя
№
Тема урока
Изучаемый материал (знания по литературе)
Теория литературы
Речевая деятельность
Результаты обучения
Дом. задание
2
5
Поэма «Медный всадник». Интерес А. С. Пушкина к русской истории.
Царь Петр. Его соратники. Проблема народа и власти. Композиция. Язык и особенности стиха.
Развитие понятия «народность литературы».
Пересказ и аналитический рассказ узловых сцен и эпизодов.
Уметь определять значения элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка. Знать особенности стиха и языка.
2
6
«Маленькие трагедии». Моцарт и Сальери.
Нравственная проблема трагедии. Талантливость и гениальность. Характеры, взгляды, поступки героев. Позиция автора.
Углубление понятия «художественный образ-характер».
Отработка точности словоупотребления при характеристике персонажа.
М.Ю. Лермонтов
3
3
7
8
Жизненный и творческий путь поэта.
Жизнь и творчество поэта. Формирование творческих взглядов поэта. Основные мотивы лирики: чувство одиночества, философское осмысление человеческого бытия, пафос вольности, любовь к Родине. («Нищий», «Я не увижусь пред тобой», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина» и др.)
Расширение понятия «лирический герой»
Овладение лексическими формулами со значением своеобразия художественных произведений
М.Ю. Лермонтова.
Знать, как эпоха влияет на человеческие судьбы; характерные особенности стихов о поэте и поэзии;
расширить знания о лирическом герое;
уметь выявлять изобразительно-выразительные средства в авторском тексте, и использовать их в монологических ответах.
3
9
Лирика М.Ю. Лермонтова. Лирический герой поэзии.
Углубление понятия «романтизм».
Обучение художественному наизусть.
Неделя
№
Тема урока
Изучаемый материал (знания по литературе)
Теория литературы
Речевая деятельность
Результаты обучения
Дом. задание
4
10
Философское содержание поэмы «Демон».
Романтические поэмы Лермонтова. Лермонтов и Байрон. Демон как типичный герой романтической поэмы. Трагедия Демона и Тамары. Поэма в живописи и музыке.
Овладение приемами эмоциональнообразной выразительности. Практическое овладение ритмом, интонации стихотворений.
Н.В. Гоголь
4
11
Очерк жизни и творчества писателя. «Эпоха Гоголя».
Литература середины XIX века как «эпоха Гоголя». Жизнь и творчество писателя. Общая характеристика раннего творчества. «Вечера на хуторе …» и «Миргород». Пьесы Гоголя.
Развитие понятия о литературном типе, сатире, литературной критике.
Овладение экспрессивными конструкциями со значением первых впечатлений от произведения.
Уметь соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи (реализм);
выявлять черты этого направления в произведении;
знать основные факты жизни и творчества писателя.
4
12
«Петербургские повести» и тема «маленького человека». Повесть «Шинель», «Невский проспект».
Тема «маленького человека» в повести «Шинель». Роль повести в судьбах русской литературы.
Углубление понятий «литературный портрет», «интерьер», «пейзаж».
Работа над контрастностью речевых характеристик. Построение аналитических ответов.
5
13
«Миргород». Мировоззрение, авторское сознание и способы его выражения в идейном замысле.
История создания поэмы. Идейный замысел и композиция. Сюжет и лирические отступления. Роль первой главы в раскрытии идейного замысла.
Развитие понятия «юмор», «сатира».
Овладение многообразием оценочных конструкций со значением источника цитаты (… по точному наблюдению Гоголя, как верно заметил автор…, если обратить внимание на слова писателя.. и д.т.)
Знать, какое влияние оказало творчество Гоголя на литературу XIX века;
уметь определять идейные позиции писателя.
Неделя
№
Тема урока
Изучаемый материал (знания по литературе)
Теория литературы
Речевая деятельность
Результаты обучения
Дом. задание
5
14
«Старосветские помещики». Изображение поместного дворянства. «Повесть о том …»
Pp. № 1. Творческая лаборатория сочинения.
Обобщающее значение образов поэмы, приемы их сатирической обрисовки (роль пейзажа, портрета, интерьера, диалога).
Единство сатирического и лирического начал как воплощение авторского замысла. Гуманизм поэмы.
Подготовка к написанию домашнего сочинения по творчеству Пушкина, Лермонтова, Гоголя.
Развитие понятия «сатирический тип».
Совершенствование навыков развернутой характеристики; отработка лексической точности сопоставительных конструкций для анализа характера персонажа.
Написание сочинения на литературную тему (темы сочинений в приложении примерных вариантов тем сочинений).
Знать приемы типизации, раскрыть значение авторского присутствия, морально-этических воззрений писателя.
Уметь построить письменное продуктивное высказывание;
уметь цитировать, доказывать, объяснять, делать выводы.
Русская литература второй половины XIX века
5
15
Русская литература второй половины XIX века (общий обзор).
Общая характеристика литературы второй половины XIX века. Богатство проблематики и широта тематики. Развитие литературы критического реализма Роль литературной критики в развитии и становлении критического реализма. Статьи Белинского о Пушкине, Лермонтове. Журнальная полемика.
Углубление понятия «критический реализм».
Составление тезисного плана статьи учебника.
Усвоение опорной литературоведческой лексики.
Пополнение общественно-политической лексики.
Аналитический рассказ о ведущих журналах России.
Знать основные направления в русской литературе XIX века;
уметь давать характеристику критическому реализму как основному художественному методу литературы второй половины XIX века.
Неделя
№
Тема урока
Изучаемый материал (знания по литературе)
Теория литературы
Речевая деятельность
Результаты обучения
Дом. задание
И.А. Гончаров
6
16
Краткая биография
писателя. Роман «Обломов».
Основные этапы жизни И.А. Гончарова. Общая характеристика трех романов: «Обыкновенная история», «Обрыв», «Обрыв».
Понятие «трилогия».
Творческая работа по творчеству Гончарова (письменный ответ на вопрос учебника).
Знать основные этапы жизни и творчества И.А. Гончарова.
6
17
Обломов – сущность, характер, судьба Образ главного героя.
Обломов. Сущность характера героя, его мироощущение и судьба.
Углубление понятия «художественный образ».
Овладение многообразием оценочных конструкций.
Уметь осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной;
владеть навыками работы с критической литературой;
6
18
«Обломовщина» как социальное явление.
«Обломовщина» с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной.
Использование изобразительных средств языка в монологической речи.
7
19
Роль второстепенных персонажей в романе.
Обломов и Захар. Обломов и Штольц. Обломов и Ольга Ильинская.
Понятие «нарицательные образы - герои художественных произведений».
Комментирование эпизодов, поведения литературных героев: выразительное чтение в связи с характеристикой одного из персонажей.
Отработка лексической точности определений.
Уметь раскрывать
роль второстепенных персонажей.
Неделя
№
Тема урока
Изучаемый материал (знания по литературе)
Теория литературы
Речевая деятельность
Результаты обучения
Дом. задание
7
20
Художественное мастерство Гончарова в романе (урок- исследование)
Рр. Творческая лаборатория сочинения.
Пейзаж и его функции в романе. Портрет как средство создания образа литературного героя. Интерьер в романе. Особенности речи героев.
Сочинения по творчеству И.А. Гончарова.
Темы:
1. Смысловая, философская и поэтическая антитеза в романе «Обломов».
Образ слуги в русской литературе.
Обломов и Манилов -
типичность характеров.Особенности жанра и
композиции романа
«Обломов».Ольга Ильинская - тип
нового человека.Тему формирует учащийся.
Повторение и углубление понятий «пейзаж», «портрет», «интерьер».
Обучающее сочинение на заданную тему.
Уметь работать в группах в форме коллективной творческой работы;
формирование умения
давать экспертную
оценку работе;
определение идейно-композиционной роли персонажей.
Формирование умения строить письменное продуктивное высказывание.
Неделя
№
Тема урока
Изучаемый материал (знания по литературе)
Теория литературы
Речевая деятельность
Результаты обучения
Дом. задание
А.Н. Островский
7
21
Жизнь и творчество великого русского драматурга.
Очерк жизни и творчества. Основные периоды творческой деятельности. «Темное царство» на полотнах русских художников и в первой комедии А.Н. Островского «Свои люди - сочтемся». А.Н. Островский – создатель русского национального театра.
Драма как род литературы.
ратуры.
Отработка
экспрессивно-
эмоциональных
конструкций
со значением первых
впечатлений об авторе
«Банкрота»).
Построение
аналитических ответов.
Знать основные этапы жизни и творчества великого драматурга;
раскрыть роль Островского в развитии русского национального театра;
уметь давать оценку событиям и фактам биографии.
8
22
Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие.
Жизненная основа драмы «Гроза». Знакомство с особенностями композиции и жанра. Обличение социальных порядков в пьесе «Гроза» как зеркало эпохи.
Понятие «драматургический конфликт».
Сочинение-миниатюра «В городе Калинове».
Художественное чтение наизусть монолога Катерины («Почему люди не летают …»).
Знать творческую историю драмы «Гроза»;
выделять тему, идею конфликт пьесы;
знать особенности композиции и жанра.
8
23
Город Калинов и его обитатели. Духовная трагедия Катерины (д. I-IV)
Неравный и острый конфликт героини с «темным царством». «Жестокие нравы» г. Калинова.
Понятие «реалистическая драма».
Наблюдение над
своеобразием речи персонажей Островского.
Уметь характеризовать героев, сопоставлять их с целью выявления авторского отношения;
делать сжатый, подробный, художественный пересказ с использованием оценочной лексики.
8
24
Катерина в борьбе за свои человеческие права (д. II-V).
Борьба героини за право быть свободной в своих чувствах. Сила и слабость характера Катерины.
Речевая характеристика в драматическом произведении.
Комментирование эпизодов драмы. Аргументация оценочных суждений.
Неделя
№
Тема урока
Изучаемый материал (знания по литературе)
Теория литературы
Речевая деятельность
Результаты обучения
Дом. задание
9
25
Обличение грубой силы и невежества как социального и психологического собственнического мира. (IV действие).
Pp. Работа над литературно-критической статьей.
Драма «Гроза» - приговор тирании и самодурству «темного царства». Обличение «хозяев жизни».
«Гроза» в русской критике. Н.А. Добролюбов. «Луч света в темном царстве».
А.А. Григорьев. «После «Грозы» Островского», «Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу».
Создание индивидуальных и сравнительных характеристик.
Отработать навыки конспектирования.
Аналитический рассказ о
судьбе «Грозы» в русской
критике.
Знать содержание критических статей, их общие и индивидуальные особенности;
уметь применять цитаты в своих ответах.
9
26
Вн.чтение
Драма «Бесприданница». Лариса и ее трагическая судьба.
Быт и нравы русской провинции.
Органическое слияние быта и психологического анализа в пьесе. Жизнь человека в дворянско-купеческой среде. Сюжет драмы. Лариса, трагедия ее судьбы в условиях провинциального быта.
Образы Кнурова и Вожеватого. Трагедия Карандышева.
Значение Островского в истории русского театра.
Углубление понятия «лейтмотив».
Пересказ и аналитический рассказ узловых сцен и эпизодов драмы.
Отработка точности словоупотребления при характеристики персонажа.
Проследить, как раскрывается в пьесе общечеловеческая проблематика, трагедия талантливой личности. Знать сценическую историю пьесы;
уметь находить соотношения финальной сцены с христианским пониманием искушения.
9
27
Искушение – лейтмотив драмы А.Н. Островского «Бесприданница».
Неделя
№
Тема урока
Изучаемый материал (знания по литературе)
Теория литературы
Речевая деятельность
Результаты обучения
Дом. задание
Pp. Творческая лаборатория.
Домашние сочинения по творчеству А.Н. Островского.
Темы: 1. Смысл заглавия пьесы «Гроза»?
2. Темы «горячего сердца» и «темного царства» в пьесах Островского.
3. Яркость, самобытность речевых характиристик в драмах А.Н. Островского.
4. Обличение самодурства, грубой силы и невежества в пьесах А.Н. Островского.
5. Женские образы в пьесах А.Н. Островского.
6. Роль ремарок в обрисовке характера Катерины.
Написание сочинения-рассуждения на заданную тему.
Уметь строить письменное продуктивное высказывание, цитировать, доказывать, объяснять, делать выводы.
И.С. Тургенев
10
28
«Большое и благородное сердце». Очерк жизни и творчества И.С. Тургенева.
Рассказ о жизни И.С. Тургенева, раскрывающий мировоззрение и духовный облик писателя. «Записки охотника» – книга о народе.
Развитие понятия об очерке, рассказе, повести.
Развернутые
Высказывания-
впечатления с
использованием эмоциональной лексики «видения» и «сопереживания».
Знать этапы биографии и творчества И.С. Тургенева;
давать оценку «Запискам охотника» на основе личностного восприятия.
Неделя
№
Тема урока
Изучаемый материал (знания по литературе)
Теория литературы
Речевая деятельность
Результаты обучения
Дом. задание
10
29
Творческая история романа «Отцы и дети». Эпоха и роман «Отцы и дети».
Герои эпохи в изображении И.С. Тургенева. Острота и искренность отклика писателя на появление нового и значительного типа в русском обществе.
Развитие понятия о романе.
Сочинение-миниатюра «Мои первые впечатления от романа «Отцы и дети». Работа над рецензией романа.
Уметь сопоставлять отражение событий эпохи в романе; развивать навыки работы с текстами.
10
30
Смысл названия романа. Художественное своеобразие романа «Отцы и дети».
Широкий обобщающий смысл, вложенный автором в заглавие романа. Своеобразие романа. Конфликт отцов и детей или конфликт жизненных позиций.
Углубление понятия «конфликт».
Аргументация оценочных суждений. Создание индивидуальных характеристик.
Знать социальные и психологические истоки конфликта двух поколений - «отцов» и «детей».
11
31
Взаимоотношения Базарова с Николаем и Павлом Кирсановыми.
Базаров в системе действующих лиц. Причины его конфликта с окружающими. «Отцы» на страницах романа.
Углубление понятий «антитеза» и «диалог».
Отработка лексической точности контрастной характеристики. Овладение многообразием оценочных вводных конструкций.
Комментированное чтение эпизодов.
Монологические и диалогические высказывания.
Знать роль диалога, описания, повествования в открытом идеологическом конфликте между «отцами» и «детьми»;
уметь выявлять авторское отношение к героям;
делать художественный пересказ с использованием оценочной лексики.
11
32
Базаров и Одинцова.
Одиночество Базарова. Испытание любовью. Любовь как основной момент раскрытия характера героя.
11
33
Базаров и его родители.
Роль родителей в воспитании Базарова. Родители как «отцы» оппоненты Базарову?
Неделя
№
Тема урока
Изучаемый материал (знания по литературе)
Теория литературы
Речевая деятельность
Результаты обучения
Дом. задание
12
34
Нигилизм и его последствия.
«Накипь нигилизма» в романе. Нигилизм – это убеждения или их отсутствие? Это панацея от социальных болезней или болезнь века?
Понятие «философские позиции героев романа и автора».
Устный аргументированный ответ на заданные вопросы.
Формирование оценочных суждений.
Знать характеристики нигилизма, данные в разных источниках;
уметь сопоставлять взгляды Базарова и понятие нигилизма.
12
35
Е.В. Базаров – боец и мыслитель. Споры критиков вокруг романа.
Pp. Творческая лаборатория сочинения.
Превосходство Базарова над остальными героями. Роль кольцевой композиции в осмыслении характера Базарова. Д.И. Писарев. «Базаров», Н.Н. Страхов «Отцы и дети», М.А. Антонович «Асмодеи нашего времени».
Темы сочинений по творчеству И.С. Тургенева: 1. Своеобразие народных портретов в «Записках охотника».
2. Взгляд автора на либеральное и демократическое начала русской жизни.
3. Явление «нового» героя в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».
4. Женские образы и женский вопрос в романах Тургенева.
5. «Умереть так, как умер Базаров, все равно что сделать великий подвиг» (Писарев)
«Социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов романа».
Овладение лексикой со значением своеобразия стиля писателя.
Отработка навыков конспектирования.
Обучающее сочинение на заданную тему с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям.
Уметь давать оценку произведению на основе личного восприятия и осмысления особенностей языка художественной прозы.
Отработка навыков письменного продуктивного высказывания.
Неделя
№
Тема урока
Изучаемый материал (знания по литературе)
Теория литературы
Речевая деятельность
Результаты обучения
Дом. задание
12
36
Литература 60-х годов XIX века. Общий обзор.
Поэзия и проза 60-х годов XIX века. Беллетристы-разночинцы. Общая характеристика литературного процесса.
Обучение конспектированию и составлению тезисов.
Совершенствовать навыки конспектирования.
13
37
Ф.И. Тютчев. Основные темы и идеи лирики. Лирика природы.
Этапы биографии и творчества. Тютчев – поэт-философ и певец русской природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании.
Развитие понятия «концепция».
Обучение чтению лирических стихотворений.
13
38
Любовная, философская лирика
Ф.И. Тютчева.
Любовь как «поединок роковой». Драматические переживания. Ритмическое богатство стиха. («Нам не дано предугадать...», «Не то, что мните вы, природа...», «Я встретил вас - и все былое...», «Чему бы жизнь нас не учила...»).
Овладение приемами эмоционально-образной выразительности чтения.
Практическое овладение ритмом, интонацией стихотворения.
Знать особенности любовной, философской и лирики природы.
владеть навыком анализа лирических стихотворений;
уметь выразительно читать наизусть.
13
39
А.А. Фет. Этапы биографии и творчества.
Жизнь и творчество
А.А. Фета. Слияние внешнего и внутреннего мира в лирике А.А. Фета. Сочетание жизненной конкретности и умения передать подвижность настроений и переживаний, слуховых и зрительных впечатлений.
Развитие понятий «эпитет», «сравнение», «гипербола», «лирический герой».
Работа над изобразительно-выразительными средствами языка (эпитетами, метафорами, сравнениями и т.д.).
Знать этапы биографии А.А. Фета, основные темы и мотивы лирики.
Неделя
№
Тема урока
Изучаемый материал (знания по литературе)
Теория литературы
Речевая деятельность
Результаты обучения
Дом. задание
14
40
Лирика
А.А. Фета.
Метафоричность поэзии А.А.Фета. Музыкальность, мелодичность стиха.
Активизация лексики со значением своеобразия лирических стихотворений (ритм, образ, символика и т.д.).
Уметь выявлять характерные особенности лирики
А.А. Фета. Тяга к импрессионизму, метафоричность, психологизм.
14
41
А.К. Толстой. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя.
Pp. Работа над изобразительно-выразительными средствами языка А.А. Фета,
Ф.И. Тютчева,
А.К. Толстого
Особенности стихотворений: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка».
Ритмическое богатство лирики. Разнообразие лексики. Богатство изобразительно-выразительных средств поэтического языка А.А. Фета,
Ф.И. Тютчева,
А.К. Толстого.
Углубление понятия «фольклор» и «романтическая традиция».
Письменный анализ с использованием приемов сравнения изобразительных средств поэтов.
Н.А. Некрасов
14
42
Некрасов – поэт и гражданин. Жизненный и творческий путь поэта.
Н. Некрасов. Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали».
Развитие понятия о народности литературы.
Развернутые высказывания-впечатления с использованием эмоциональной лексики.
Знать биографию и творческий стиль писателя; разнообразие тематики в лирике Некрасова;
уметь включать в аналитический рассказ цитирование наизусть.
Неделя
№
Тема урока
Изучаемый материал (знания по литературе)
Теория литературы
Речевая деятельность
Результаты обучения
Дом. задание
15
43
Основные темы и идеи лирики Некрасова.
Гражданственность и народность лирики. Обостренная правдивость и драматизм в изображении жизни народа. Идеал гражданина и общественного деятеля («Поэт и гражданин», «Памяти Добролюбова» и др.)
Совершенствование навыков полемического высказывания с использованием субъективно-оценочной лексики.
Комментированное чтение лирики и глав поэмы.
15
44
Авторский замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо».
Горькая доля народа пореформенной России. Отражение в поэме социальных противоречий эпохи. Композиция поэмы. Путешествие как прием организации повествования.
Анализ изобразительно-выразительных средств поэмы Некрасова.
Развитие понятия «композиция».
Знать, как отразилась социальная трагедия крестьянства в поэме Некрасова;
раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира русского крестьянства; уметь выявлять художественные особенности лирики и поэмы Н. Некрасова; формирование оценочных суждений с использованием эмоционально-экспрессивной лексики.
15
45
Мастерство изображения жизни России.
Многообразие крестьянских типов. Осуждение покорности и раболепия.
Сатирические портреты помещиков. Русь народная и Русь помещичья.
«Люди холопского звания» и «народные заступники». Народ в споре о грехе.
Активизация ранее усвоенной лексики со значением своеобразия некрасовского стиля.
Наблюдение над элементами народной речи в языке поэмы.
16
46
Григорий Добросклонов – народный заступник.
Проблема счастья, долга, смысла жизни в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Поэма как эпопея народной жизни.
Углубление понятия «проблема», «идея», «тема».
Отработка точности словоупотребления при характеристике персонажа.
Уметь определять значение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств поэмы;
делать сопоставительный анализ поэм Некрасова и Пушкина, Некрасова и Лермонтова.
Неделя
№
Тема урока
Изучаемый материал (знания по литературе)
Теория литературы
Речевая деятельность
Результаты обучения
Дом. задание
16
47
Особенности поэтического языка в стихотворениях: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки…», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я скоро…», «Внемая ужасам войны», «Тройка».
Стихотворение
Н.А. Некрасова философской, гражданской, любовной направленности.
Понятие народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).
Активизация ранее усвоенной лексики со значением своеобразия некрасовской поэзии.
16
48
Сатира
Н.А. Некрасова. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала.
Рр. Творческая лаборатория сочинения.
Психологизм и бытовая конкретизация лирики
Н.А. Некрасова.
Темы сочинений:
1.Песня как жанровая доминанта Некрасова лирика.
2.Трагическое раздвоение поэта и гражданина в лирики Некрасова.
3.Дарья и Матрена Тимофеевна – «величавые славянки».
4.«Кому на Руси жить хорошо» как эпопея крестьянской жизни.
5. Представление о счастье в поэме Некрасова «Кому на Руси…»
6.Образ Руси в поэме Некрасова.
Обучающее сочинение на заданную тему с мотивировкой собственного отношения к героям и событиям.
Отработка навыков письменного продуктивного высказывания.
Неделя
№
Тема урока
Изучаемый материал (знания по литературе)
Теория литературы
Речевая деятельность
Результаты обучения
Дом. задание
М.Е. Салтыков-Щедрин
17
49
Краткий очерк жизни и творчества.
Очерк жизни и творчества великого сатирика. Обличение самодурства, произвола, обывательщины в сказках Щедрина. Злободневность, политическая острота сказок. Социальная о общечеловеческая в произведениях писателя. Современное звучание сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Уметь интерпретировать произведения и высказывать свои суждения в процессе анализа.
17
50
«Сказки»
М.Е. Салтыкова-Щедрина.
17
51
«История одного города» – ключевое художественное произведение писателя.
Сатирика – гротесковая хроника.
Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета. Начальное представление.
Активизация ранее усвоенной лексики со значением своеобразия щедринских произведений.
Неделя
№
Тема урока
Изучаемый материал (знания по литературе)
Теория литературы
Речевая деятельность
Результаты обучения
Дом. задание
Л.Н. Толстой
18
52
По страницам великой книги. Жизненный и творческий путь.
Жизненный и творческий путь Толстого. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя, участие в обороне Севастополя. Изображение суровой правды войны, героизма и патриотизма русских солдат и офицеров в «Севастопольских рассказах» (для докладов и сообщений учащихся)
«Война и мир». Духовно богатая внутренняя жизнь главных героев романа - Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, Княжны Марьи и других. Сложность жизненного выбора, поиски смысла жизни и итоги этих поисков.
«Мысль народная» в романе Л.Толстого. Народ и личность - одна из главных тем романа. Картины войны 1812 года. Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона. Обсуждение войны в романе.
Овладение приемами эмоциональнообразной выразительности. Практическое овладение ритмом, интонации стихотворений.
18
53
История молодой души (становление будущего писателя).
18
54
Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы», «Глубокая и трезвая правда».
Овладение экспрессивными конструкциями со значением первых впечатлений от произведения.
19
55
Духовные искания писателя в 60-е годы XIX века.
Работа над контрастностью речевых характеристик. Построение аналитических ответов.
19
56
Рр. Сочинение-миниатюра. Первые впечатления от романа «Война и мир».
Овладение многообразием оценочных конструкций со значением источника цитаты
19
57
Особенности жанра и композиции романа «Война и мир»
Речевая деятельность
Неделя
№
Тема урока
Изучаемый материал (знания по литературе)
Теория литературы
Речевая деятельность
Результаты обучения
Дом. задание
20
20
5859
Путь нравственных исканий князя Андрея. Прекрасное и безобразное в жизни.
Отработка лексической точности характеристики персонажа. Овладение многообразием оценочных вводных конструкций.
Уметь выявлять авторское отношение к героям;
делать художественный пересказ с использованием оценочной лексики.
20
21
6061
Путь нравственных исканий Пьера Безухова.
«Диалектика души» и духовный поиск в романе Толстого.
Внутренний монолог как средство характеристики героя.
Монологические, и диалогические высказывания.
21
62
Исторические и философские взгляды Толстого Изображение сражений войны 1805-1807г.
Философия фатализма в творчестве Л.Н. Толстого.
Уметь сопоставлять отражение событий эпохи в романе;
развивать навыки работы с текстами.
21
63
Роль личности и народа в истории, Шенграбенское и Аустерлицкое сражение.
Осуждение «наполеонизма» как бесчеловечной идеи господства одной личности над другими, над «толпой».
22
64
Изображение патриотизма русских воинов в Бородинском сражении. Партизанская война в романе « Война и мир».
Патриотизм в понимании писателя. Верхушка светского общества в изображении Л.Н. Толстого, ее лжепатриотизм и бездуховность. Идейные искания Л.Н. Толстого.
Неделя
№
Тема урока
Изучаемый материал (знания по литературе)
Теория литературы
Речевая деятельность
Результаты обучения
Дом. задание
22
65
Образы Кутузова и Наполеона «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
Разоблачение сверхчеловека в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
Развитие понятия «антитеза».
Работа со сравнительными характеристиками.
Уметь давать развернутые сравнительные характеристики.
22
66
Семинарское занятие «Мысль народная» и воля истории в романе «Война и мир».
Совершенствование навыков развернутой характеристики; отработка лексической точности сопоставительных конструкций для анализа характера персонажа.
23
67
Истинный героизм в изображении Л. Толстого. Народ и личность. Роль народа в истории.
Правда Платона Каратаева и идея опрощения.
23
68
Столичное и поместное дворянство. Лжепатриотизм и бездуховность высшего света.
Составление тезисного плана статьи учебника.
Усвоение опорной литературоведческой лексики.
Пополнение общественно-политической лексики.
23
69
Наташа и княжна Марья. Взгляды Л.Н. Толстого на роль женщины в обществе.
Нравственная сила любви в эпопее Л.Н. Толстого.
Углубление понятия «образ».
Неделя
№
Тема урока
Изучаемый материал (знания по литературе)
Теория литературы
Речевая деятельность
Результаты обучения
Дом. задание
24
70
Путь исканий великого художника в последние годы
жизни.
Pp. Творческая лаборатория сочинения
Обзор творчества позднего периода: «Анна Каренина», «Воскресение», «Хаджи-Мурат». Л.Н.Толстой – классик мировой литературы. Интерес к Толстому в современном мире. Человек и природа в творчестве
Л.Н. Толстого.
Психологизм художественной прозы (развитие понятия).
Отработка оценочной лексики со значением «видения» и «сопереживания».
Темы сочинений:
1. Смысловая антитеза «войны и мира» в романе Л.Н.Толстого.
2. Разоблачение сверхчеловека в романах Достоевского и Толстого.
3. Поиск «внутреннего» человека в романе Л.Толстого «Война и мир».
4. «Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».
5. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (по роману Л.Н.Толстого)
6. Нравственная сила любви в эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».
Ф.М.Достоевский
24
71
Очерк жизни и творчества.
Очерк жизни и творчества писателя. Сложность судьбы. Основные мотивы произведений. Нравственная проблематика, философская глубина творчества. Полемическая направленность многих произведений Достоевского.
24
72
История создания, сюжет, композиция, жанр, проблематика романа «Преступление и наказание».
Понятие о нравственно-психологическом романе.
Овладение оценочной лексикой психологического характера.
Неделя
№
Тема урока
Изучаемый материал (знания по литературе)
Теория литературы
Речевая деятельность
Результаты обучения
Дом. задание
25
73
Многоплановость и сложность социального конфликта в романе.
Роман «Преступление и наказание». Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей в мире зла.
25
74
Петербург Ф.М. Достоевского (по роману «Преступление и наказание»)
Боль за человека – основа авторской позиции в романе.
Полифонизм романов Достоевского.
Отрывок из романа «Преступление и наказание» (на выбор учащихся).
25
75
Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории, причины
ее крушения.
Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории и причины ее крушения. Проблемы личной ответственности человека за свою позицию в противоречивом мире.
26
76
«Двойники» Раскольникова и их художественная роль в романе.
«Двойники» Раскольникова (Лужин и Свидригайлов). Их роль в романе. Пейзаж в романе.
Уметь давать развернутую характеристику с использованием оценочной лексики.
26
77
«Антиподы» Раскольникова и их художественная роль в романе.
Неделя
№
Тема урока
Изучаемый материал (знания по литературе)
Теория литературы
Речевая деятельность
Результаты обучения
Дом. задание
26
78
«Униженные и всеми отвергнутые партии общества»
Жизнь в романе «Преступление и наказание»
27
79
Страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?
Образ Родиона Раскольникова. Идея смирения в романе «Преступление и наказание».
27
80
«Их воскресила любовь…» Значение образа Сони Мармеладовой.
Понимание любви в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
27
81
Полифонизм романа
Ф.М. Достоевского.
Групповая работа. Значение эпилога в идейном содержании романа.
Поединок социальных, философских и нравственных идей в романе.
Понятие о нравственно-психологическом романе.
28
82
Ф.М. Достоевский и современность
Рр. Творческая лаборатория сочинения.
Семинарское занятие.
Темы сочинений:
1.Теория Раскольникова в русле общественных настроений 60-х годов.
2.Смысл композиции романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
3.«Униженные и оскорбленные» в романе Ф.М. Достоевского.
4.Наказание как путь к покорению героя Ф.М. Достоевского.
5.Очерк петербургской жизни в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского.
Неделя
№
Тема урока
Изучаемый материал (знания по литературе)
Теория литературы
Речевая деятельность
Результаты обучения
Дом. задание
Н.С. Лесков
28
83
Жизнь и творчество. Бытовые повести и жанр «русской новеллы».
Антинигилистические романы. Правдоискатели и народные праведники.
Формы повествования.
28
84
Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин.
Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.
Проблема сказа. Понятие о стилизации.
Аргументация оценочных суждений. Создание индивидуальных характеристик.
Знать особенности фольклорного начала в повествовании.
29
85
Поэтика названия повести «Очарованный странник» (практикум)
Понятие о стилизации.
А.П.Чехов
29
86
A.П. Чехов – человек и писатель.
Жизненный и творческий путь писателя.
29
87
«Записные книжки»
А.П. Чехова. Ранние рассказы.
Ранние юмористические рассказы Чехова, своеобразие тематики и стиля.
Углубление понятия о рассказе.
30
88
«…Глухая тоска небытия». Поздние рассказы
А.П. Чехова.
Тема гибели человеческой души под влиянием пошлого мира в поздних рассказах. Отношение автора к своим героям.
Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь.
Неделя
№
Тема урока
Изучаемый материал (знания по литературе)
Теория литературы
Речевая деятельность
Результаты обучения
Дом. задание
30
89
Рассказы «Ионыч», «Невеста» и русская действительность XIX века.
Новаторство Чехова в изображении природы и ее связи с человеком (внимание к детали «импрессионизм», философская глубина, отношение к животным как к равноправным участникам жизни). Тема невнимания к природе. Оскудение ее и одновременного оскудения нравственного мира человека. Противопоставление пошлости обывательского существования великолепию и красоте природы («Дама с собачкой»).
«Вишневый сад». Основная тема пьесы - тема уходящего мира. Жизненная неустроенность, разобщенность героев. Разлад между желанием и реальностью, их осуществление – основа
конфликта пьесы. Символический смысл названия пьесы. Отношение автора к своим героям. Гуманизм А.П.Чехова.
Использование изобразительных средств языка в монологической речи.
30
90
Театры
А.П. Чехова. История создания «Вишневого сада».
Действующие лица и автор.
Композиция и стилистика пьес.
Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов.
Пересказ и аналитический рассказ узловых сцен и эпизодов комедии.
Проследить, как раскрывается в пьесе общечеловеческая проблематика.
31
91
«Владеть живыми душами – видь это переродило всех вас» (старые хозяева)
Сочетание лирики и комизма.
Отработка точности словоупотребления при характеристике персонажа.
31
92
«Приходите все смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по вишневому саду…» («Новый хозяин?» Лопахин в комедии)
Понятие о лирической комедии.
31
93
«Человечество идет к высшей правде…» изображение будущего в комедии «Вишневый сад»
Своеобразие стиля Чехова – прозаика и драматурга. Роль художественной детали.
Неделя
№
Тема урока
Изучаемый материал (знания по литературе)
Теория литературы
Речевая деятельность
Результаты обучения
Дом. задание
Рр. Творческая лаборатория сочинения.
Темы сочинений:
1.Патология футлярной жизни в рассказах А.П. Чехова.
2.Пошлость жизни в рассказах А.П.Чехова.
3.Образ обывателя в ручкой литературе (Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов).
4.«Вишневый сад» как трагикомедия.
5.«Потерянные» герои в пьесе А.П.Чехова.
Коста Хетагуров
32
94
Жизнь и творчество осетинского поэта.
32
95
Стихотворение из сборника «Осетинская лира».
Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н.А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа.
Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.
Уметь делать сравнительный анализ стихотворений К. Хетагурова и А.Н.Некрасова.
Зарубежная литература
32
96
Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века.
Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса. Символизм.
Углубление понятия «романтизм».
Уметь давать характеристику литературным направлениям;
знать их особенности.
Ги де Мопассан
33
97
Слово о писателе.
«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях.
Психологическая острота сюжета. Мечты героев о счастье. Сочетание в них значительного и мелкого.
Особенности жанра новеллы.
Неделя
№
Тема урока
Изучаемый материал (знания по литературе)
Теория литературы
Речевая деятельность
Результаты обучения
Дом. задание
33
98
Мастерство композиции новеллы «Ожерелье».
Влияние творчества Мопассана на русских писателей.
Неожиданность развязки.
Углубление понятий «композиции», «эпилог», «кульминация», «развязка».
Генрик Ибсен
33
99
Слово о писателе.
Проблема социального неравенства и права женщины в драме «Кукольный дом».
«Кукольный дом» как «драма идей» и психологическая драма.
Жизненный и творческий путь.
Жизнь – игра и
героиня – кукла. Обнажение лицемерия и цинизма социальных отношений. Мораль есте6ственная и мораль ложная.
Психологическая драма.
Артюр Рембо
34
100
Слово о писателе.
«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем закосневшим.
Жизненный и творческий путь.
Склонность к деформации образа к смешению пропорций, стиранию граней между реальным и воображаемым.
Развитие понятия символизм.
Символизм стихотворений Рембо. Своеобразие поэтического языка.
Неделя
№
Тема урока
Изучаемый материал (знания по литературе)
Теория литературы
Речевая деятельность
Результаты обучения
Дом. задание
34
101
Национальное своеобразие русской классической литературы и ее исторические корни.
34
102
Заключительный урок. Рекомендации для летнего чтения.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ