«Использование иллюстраций на уроках литературы. Творчества Н. В. Гоголя»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Кировский лицей»
г. Киров Калужской области
Статья
« Использование иллюстраций на уроках литературы.
Творчества Н. В. Гоголя»
Подготовила
учитель русского языка и
литературы
Блохина Елена Викторовна
Использование иллюстраций на уроках литературы
при изучении творчества Н. В. Гоголя
Прежде всего иллюстрации. Отсутствие их –
вещь вопиющая. Уж никакой фрак, ни фортепиано, ни
кибитку, ни чубук, ни секретер – ничего этого словами
объяснить нельзя. Внешний облик Онегина, франта 20-х
годов, Татьяны, уездной барышни, бричку Чичикова,
облик людейXVIII века в «Недоросле» - всё это
необходимо дать в иллюстрациях.
М. А. Рыбникова
Термин «иллюстрация» происходит от латинского illustration, обозначающего «наглядное изображение, описание». Иллюстрация призвана освещать литературный текст, комментировать, пояснять его в зрительных образах. Именно этой своей особенностью иллюстрация представляет большую ценность при изучении литературы.
Т. И. Богомолова1 выделяет четыре назначения опор-иллюстраций:
обеспечивает понимание и запоминание учебного материала;
исключает бессмысленную зубрёжку;
приучает к логической последовательности изложения и умению выделять существенное, главное;
помогает при самоконтроле.
Добавим ещё одно немаловажное назначение:
развитие творческих способностей учащихся.
При изучении творчества Н. В. Гоголя мы можем использовать три типа иллюстраций:
изобразительный материал к изучению биографии и творчества писателя;
иллюстрации к конкретным изучаемым произведениям;
репродукции картин для проведения стилевых параллелей с художественным произведением.
Н. В. Гоголь - один из писателей, творчество которого изучается в течение всей средней школы. Знакомство с наследием писателя начинается с биографической справки. Для воспроизведения рассказа о жизни и творчестве писателя предложим следующую схему:
портреты;
окружение писателя;
памятные места, связанные с жизнью и творчеством писателя;
творчество писателя.
Портрет . Слово берёт начало от латинского глагола, обозначающего: «извлекать на поверхность», «обнаруживать». Через портрет художник передаёт индивидуальные черты человека, одно из требований портрета – передача внешнего сходства. Именно поэтому портрет всегда вызывает доверие зрителя, уверенного в том, что « модель действительно жила на свете, что это не домысел живописца, что, какова бы ни была степень талантливости и правдивости художника, на полотне запечатлелись реально существовавшие черты, на которых к тому же лежит отсвет былой жизни»2. Ту же мысль высказывает Гоголь устами таинственного ростовщика, героя повести «Портрет»: «Я узнал, что половина жизни моей перейдёт в мой портрет…».
Посмотрим, каким увидели Гоголя современники писателя. (работы Иванова А.А. Н.В. Гоголь, рисунок. 1847.; Венецианова А. Портрет Н.В. Гоголя. 1834.; Иванова А.А. Портрет Н.В. Гоголя. 1841; Моллера Ф. Портрет Николая Васильевича Гоголя, 1841. ) – презентация, сл №3
Портрет великого русского писателя Н.В. Гоголя кисти Ф.А. Моллера самый известный. Он написан художником по просьбе самого Гоголя и предназначался для отправки его матери в Малороссию. Портрет создавался в Италии, в Риме, где жила тогда целая колония русских художников. Портрет получился удачным. В нем Гоголь вполне соответствовал общепринятым представлениям о нем, хотя, по собственным словам писателя, «писать с меня весьма трудно: у меня по дням бывают различные лица, да иногда и на одном дне несколько совершенно различных выражений».
Обратимся к творчеству художников 20 века и попробуем понять, какие перипетии жизни писателя они перенесли в свои работы. (работы Горюнова. Н.В. Гоголь в Петербурге. 1935.; Савенкова В. Н.В. Гоголь. 1902; Бродского С. Н. Гоголь. Фронтиспис. 1978-1981. )
презентация, сл №4
Особо отметим работы иллюстратора В. Н. Горяева. Художник, стремясь в своих иллюстрациях к "Петербургским повестям" (1963-1965) выявить этическую сторону произведений Гоголя, вводит самого писателя в трагический мир его героев. Портреты Гоголя естественно входят в цикл иллюстраций, являясь как бы его кульминационными точками. Трепетный, острый и ломкий штрих Горяева передает мглистую атмосферу гоголевского Петербурга, где так безрадостна жизнь героев, передает и душевное смятение самого Гоголя, наблюдающего несовершенство этой жизни. (Гоголь в Петербурге; Гоголь; Портрет Гоголя с пером.)
презентация, сл №5
Окружение писателя. «Друзей Гоголь находил везде, в самых различных слоях русского общества, с которыми сталкивала его жизнь. Гоголя не интересовало общественное положение человека, его титулы, чины и звания. Писателя привлекал сам человек, его характер, его личные качества».3 Обратим внимание на тех людей, которые были рядом с писателем, были ему дороги. Среди знакомых писателя мы видим известных людей своего времени, людей, чьи имена составляют гордость России. Обратим внимание на иллюстрации, изображающие Николая Васильевича среди людей искусства. ( Клодт М. А.С. Пушкин у Н.В. Гоголя . 1887; Павленко П., Павлюченко В. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь на набережной Невы; Геллер П. Гоголь, Пушкин и Жуковский в Царском Селе летом 1831 г. 1880.; Лебедев Б. Н.В. Гоголь и В.Г. Белинский. 1947.; Прибыловский В.А. Н.В. Гоголь у А.А. Иванова в Риме. 1950.)
презентация, сл №6, сл №7
Обратимся к иллюстрациям, созданным непосредственно к произведениям Н. В. Гоголя. Каждому учителю - словеснику известны целые циклы к отдельным произведениям Гоголя: иллюстрации Кибрика, Шмаринова, Боклевского, Агина, Кукрынистов, Зелинского, Горяева, Саввы Бродского и др. Произведения живописи находят также широкое применение на уроках литературы . Включение репродукций художественных картин в состав учебников – хрестоматий подтверждает традиционность и важность составления произведений художников с произведениями словесного искусства. Картина привлекается учителем, прежде всего для того, чтобы решить задачу углубленного постижения идейно-художественных особенностей изучаемого литературного произведения. Но в отличие от писателя, который погружает читателя во все перипетии действия, изображает жизнь в развитии, художник-живописец показывает своих героев в каком-то одном моменте действия. Необходимо помнить, что демонстрация произведений живописи на уроках литературы несовместима с развлекательными, украшательными функциями, ибо цель картины – «не ласкание глаза, а возбуждение ума». Предложим несколько вариантов работы «возбуждения ума» на уроках литературы посредством художественных картин.
При изучении «Вечеров на хуторе близ Диканьки» просим из предложенных репродукций те, которые помогают представить общую атмосферу гоголевской Малороссии. (Киселёв. Украинская хата; Трутовский. Колядки в Малороссии; Богданов. Запоздала ; Куинджи. Украинская ночь; Куинджи. Лунная ночь на Днепре) - авторы и названия картин заранее неизвестны
презентация, сл №8, сл №9
Из предложенных репродукций выбрать ту, которая больше соответствует изображению характера героини рассказа «Ночь перед Рождеством» (К. Е. Маковский .Украинка ; Рачков. Портрет девушки; Рачков. Девушка- украинка ; Брюллов. Гадающая Светлана)
презентация, сл №10
При изучении рассказа «Майская ночь , или Утопленница» : исключить третью лишнюю репродукцию (Крамской. Русалки; Репин. Садко ; Маковский Русалки)
презентация, сл №11
При изучении пьесы «Ревизор»: Что объединяет Хлестакова с героями картин П. Федотова? (Завтрак аристократа ; Игроки ; Свежий кавалер. Утро чиновника)
Снобы, которые любят пускать пыль в глаза, строят из себя невесть что, когда у самих за душою пусто, тщеславие и тупость4.
презентация, сл №12
Предложите картины русских художников 20 века, иллюстрирующих творчество Н. В. Гоголя. (свой выбор обоснуйте)
Завершая изучение творчества Н. В. Гоголя, обращаемся к картине И. Глазунова «Вечная Россия». Почему автор считает писателя частью вечной России и располагает его во втором ряду , сразу после русских святых? Согласны ли вы с мнением автора?
презентация, сл №13
Литература
Богомолова Т. И. Организация современного урока литературы – Калуга, 2002, 104с.
Портрет в русской живописи 17 – первой половины 19 века. Альбом .автор-составитель А. Б. Стерлигов – М., 1985
Боголепов П., Верховская Н. Тропа к Гоголю – М. : «Детская литература», 1976, 77с.
Шедевры русской живописи. Н. Майорова, Г. Скоков. – М: Белый город., 2006
http://titanquest.org.ua/forum/40-1323-55 (картинки - автор неизвестен)
http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/224 (картинки - автор неизвестен)
http://vk.com/id105914448 (картинки - автор неизвестен)
1 Богомолова Т. И. Организация современного урока литературы – Калуга, 2002, 104с.
2 Портрет в русской живописи 17 – первой половины 19 века. Альбом. Автор-составитель А. Б. Стерлигов –
М., 1985
3 Боголепов П., Верховская Н. Тропа к Гоголю – М. : «Детская литература», 1976, 77с.
4 Шедевры русской живописи. Н. Майорова, Г. Скоков. – М: Белый город., 2006
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ