Живи, ЕВРАЗ, и процветай! 11 класс












Прокудина Ирина Алексеевна

учитель русского языка и литературы

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 110»

«Живи, ЕВРАЗ, и процветай!»

урок литературы 11 класс (16-17 лет)

























Тема: «Живи, ЕВРАЗ, и процветай!» (Значимость строительства Западно – Сибирского металлургического комбината и становление личности в романе Г.Немченко «Здравствуй, Галочкин!»)

Цель урока: выявить на материале произведения Г.Немченко личностные качества, необходимые для Работника ЕВРАЗа.

Задачи урока:

Образовательная: аналитическая работа с романом Г.Немченко «Здравствуй, Галочкин!»;

Воспитательная: сопоставление характеров героев романа;

Развивающая: помочь обучающимся составить представление о прошлом и настоящем ЕВРАЗа на основе романа Г.Немченко «Здравствуй, Галочкин!»; помочь обучающимся в будущем сделать правильный профессиональный выбор.

Оборудование: роман Г.Немченко «Здравствуй, Галочкин!», мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация Power Point.

Ход урока:

«…жизнь наша – великая стройка,

и люди - ее громадный резерв, который

может стать могучей действующей

армией, поведи его в бой

Справедливость, Человечность и Доброта…»

Г.Немченко

I.Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок, вы будущие выпускники, многие из вас уже решили, кем станут, но кто-то еще не определился с выбором профессии, и я надеюсь, что сегодняшний разговор многим из вас укажет верный путь в будущее, строителями которого являемся мы с вами.

Сегодня на уроке мы будем говорить о романе Гария Немченко «Здравствуй, Галочкин!», который вы прочитали дома. Прежде чем перейдем к работе над произведением, давайте познакомимся с личностью писателя.

II. Подготовительный этап

Ученик: (подготовленный ученик рассказывает о жизни и творчестве Г.Немченко, представляет презентацию. Приложение 1)

Учитель: удивительным человеком является Г.Немченко, который отправился за сотни тысяч километров в Сибирь, на стройку завода, который нам с вами хорошо известен – это Западно-Сибирский металлургический комбинат (ЗСМК). У завода тоже есть своя история жизни, о которой мы сейчас узнаем.

Ученик: (подготовленный ученик рассказывает об истории завода, представляет презентацию. Приложение 2).

Учитель: Каждый писатель является исследователем человеческого характера, вот и Г.Немченко показал нам, читателям, не просто Рабочего на строительстве завода, а проследил становление его характера. Автор не искал идеального героя, а брал его из жизни таким какой он есть, со своими недостатками, т.к. он человек, а не «положительный образ».

III. Работа с текстом. Практическая работа (сопоставительная характеристика героев Мишки Галочкина и Бориса Королева)

Учитель: автор использует широко известный прием сопоставления персонажей, чтобы более ярко изобразить определенные черты характера, а мы заполним сопоставительную таблицу, чтобы сделать выводы о качестве характеров двух героев.

Ученики: (заполняют таблицу цитатами из текста, характеризуя качества героев)

Мишка Галочкин

Борис Королев

В трудный момент идет в свой детский дом. Встреча с Васильевной, которая помогает ему обрести веру в людей, вспоминая о Галочке, спасшей ему жизнь, имя которой стало его фамилией. Жажда работы, Не терпит безделья. Требовательность к себе и другим. Достает раствор, чтобы бригада не простаивала «…раствор бросать нельзя…». Справедливый «…работать всем по 3-ему разряду…». Хитрость (для дела), когда приехали за кабелем, и честность «Тут же вернулся и сказал: Украл…». Свою работу делает честно. Внутренняя чистота. С ним советуются, уважают, считаются. В трудных ситуациях собран, решителен. Не жалеет себя (когда в лютый мороз надо было перекрыть колодец, но не останавливать котельную, он пошел в воду, чтобы перекрыть кран)

Широкоплечий, чуть повыше Галочкина парень- смуглолицый. «…И прежде, чем назвать себя, Галочкин увидел блеклую наколку: «Борис»…». Москвич. Приехал на спор. «…Говорит красивые слова: Вкалывать надо – не трепаться…». Умеет работать – бригада сама по себе не учит работать «…Королев показывай, а работа – стой…». Ставит рекорды, гонится за славой. Однако способен на Поступок ( в Новогоднюю ночь дежурит в котельной – спасает поселок от мороза), но ради славы и известности. Перешел в котельную (т.к.зима, на стройке – холод). Ради славы забирает сестренок Тони, а потом забывает о них, и они возвращаются в тайгу

Оба каменщики


Учитель: Ребята, какой можно сделать вывод, глядя на двух героев?

Ученик: Галочкин – настоящий человек. Есть у него и недостатки, но главное есть в нем стержень – характер. И сегодняшние работники ЕВРАЗа должны обладать такими качествами характера как честность, принципиальность, внутренняя сила.

Учитель: Бывал ли Галочкин равнодушен к чужой беде?

Ученик: Мишка Галочкин очень отзывчив, это хорошо прослеживается в его отношении к Женьке Потапову «…коротенький парнишка с лихим хохолком на голове». Он, как и Галочкин, из детдома. Между ними возникает родство. Когда произошла авария (упала бетонная плита и придавила Женьке ногу, Мишка ударил виновника). Галочкин поехал с Женькой в больницу не потому что боялся наказания, а потому что был человеком добрым, сострадательным. К Женьке относился как к младшему брату. Носил передачи в больницу, кормил, когда у Женьки не было денег. Собрал для него деньги. Женька – наивный, добрый парнишка (Галочкин забирает его жить к себе). Все, что делает Мишка Галочкин для Женьки – не ради выгоды или славы, а потому что он добр к людям. И своими поступками воспитал Женьку в уважении к людям, труду.

Учитель: Ребята, можно сказать, что Мишка Галочкин является собирательным образом ЕВРАЗа, так как люди, работающие там, не остаются равнодушными ни к своим сотрудникам, ни к их детям, ни к ветеранам, а тем более к детям из детских домов, для которых проводятся традиционными праздничные мероприятия, оказывается материальная помощь. А сколько дворовых территорий облагородил ЕВРАЗ в нашем городе.

IV. Работа с текстом. Виртуальная экскурсия

Учитель: Несмотря на то, что роман написан в 60-е годы XX века, описывается завод сегодняшнего дня. Автор словно предвидел будущее ЗСМК и показал нам то, что есть сейчас. И в этом мы можем убедиться, совершив виртуальную экскурсию по заводу. Итак, найдем приметы ЕВРАЗа XXI века, используя для этого текст романа.

Ученик: (работа с текстом) «Заработки здесь, говорят ничего…», «…в столовой кормят прилично…». «Клуб скоро откроют…», «недостроенные здания с еще неоживщими кранами, …серые квадраты фундаментов…там и будут те самые домны…», «…там, в поселке, почти нет огней…но ведь будет город, будут огни…». «На сколько лет мы будем строить завод? На год? На два? Или такой, чтобы он век стоял, век давал металл?». «Такой, чтобы он дедушкой стал в Сибири, а о нем думали уважительно: а ведь на совесть его сработали, ничего не скажешь!». «…он [Мишка] будто видел перед собой стройные серебристо-серые громады цехов, одетых железобетоном…». «… главный инженер сказал, что Сибирский металлургический должен стать самым современным в мире и самым мощным….»

Учитель: Гарий Немченко словно заглянул в будущее, ведь все, о чем сейчас зачитывали, относится к ЕВРАЗу сегодняшнего дня.

Ребята, а что для вас ЕВРАЗ?

V. Рефлексия. Составление синквейна

Ученик: (Составляют синквейн – пятистрочная стихотворная форма)

ЕВРАЗ

  • Завод

  • Крупнейший, Всероссийский

  • Сотрудничает, помогает, выпускает

  • ЕВРАЗ – успешное, светлое будущее!

Учитель: Сегодня, мы узнали имя человека, который стоял у истоков Западно-Сибирского металлургического комбината и являлся не просто свидетелем тех событий, которые легли в основу его романа «Здравствуй, Галочкин!», а был непосредственным участником строительства крупнейшего металлургического завода. И для вас, ребята, ЕВРАЗ может стать судьбой.

После нашей плодотворной работы хочется обратиться к словам эпиграфа «…жизнь наша – великая стройка, и люди -ее громадный резерв, который может стать могучей действующей армией, поведи его в бой Справедливость, Человечность и Доброта…». Мы с вами, ребята, убедились в том, что такие люди, для которых Справедливость, Человечность и Доброта – важнейшие жизненные принципы, – есть и не только в книгах, но и в жизни. Они живут рядом с нами: добрые, сильные, готовые прийти на помощь в трудную минуту. И благодаря таким людям «Живет ЕВРАЗ и процветает!»

VI. Домашнее задание: написать сочинение – эссе на тему «ЕВРАЗ – моё будущее», проектная деятельность: сделать школьную фотовыставку «Наши родители работают в ЕВРАЗе».






Список использованной литераты:

  1. Гарий Леонтьевич Немченко : биобиблиографический сборник / Муниципальное учреждение Централизованная библиотечная система им. Н. В. Гоголя, Отдел краеведения ; [сост.:Киреева Т. Н.]. – Новокузнецк, 2011. – Вып. 2. - 77 с.

  2. Г.Немченко «Здравствуй, Галочкин!» . Западно-сибирское книжное издательство г.Новосибирск 1967г. с.370

  3. www.zsmk.ru/about.jsp



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ