Любовь закрепощающая и освобождающая в трактовке русских классиков (на материале произведений И.А. Гончарова «Обломов» и Л.Н. Толстого «Война и мир»)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Приморская средняя общеобразовательная школа»
Агаповского района Челябинской области
Любовь закрепощающая и освобождающая
в трактовке русских классиков
(на материале произведений И.А. Гончарова «Обломов» и
Л.Н. Толстого «Война и мир»)
подготовила
учитель русского языка и литературы
Алексеева Елена Александровна
г. Магнитогорск
2012
Содержание
Введение
Любовь всегда была актуальной темой среди писателей русской классики. Ей посвящены произведения А.С. Пушкина («Евгений Онегин»), И.С. Тургенева («Ася», «Первая любовь), стихотворения Ф.И. Тютчева, Ф.Ф. Фета и других.
У каждого писателя и поэта своя любовь: она может быть счастливой и несчастной, спасительной и губительной. Но особо ярко проявляется любовь, освобождающая и закрепощающая. Любовь – это светлое чувство, которое ассоциируется с одухотворённостью, воодушевлением. Однако любовь может закрепощать, потому что один любит, другой страдает. Любовь может и подчинять.
Без любви не может жить человек, каждый испытывал такие чувства, у кого-то она была счастливой, у других – несчастной, одни закрепостились, другие освободились. Поэтому актуальность работы заключается в том, что любовь в произведениях писателей занимает особое место, и анализ любви может быть с разных сторон. Я рассмотрела закрепощающую и освобождающую любовь, так как это любовь, которая по значению является взаимоисключающей.
Материалом для исследования стали герои произведений Л.Н. Толстого «Война и мир» (князь Андрей Болконский) и И.А. Гончарова «Обломов» (Илья Ильи Обломов). Выбор героев обусловлен тем, что, несмотря на подробное изучение этих произведений, литературоведы недостаточно внимания уделяют закрепощающей и освобождающей любви этих героев. Князь Андрей Болконский и Обломов – это противоположные герои, у которых мало общего, они из разных миров, с разными судьбами.
Цель работы – проанализировать закрепощающую и освобождающую любовь князя Андрея Болконского (Л.Н. Толстой «Война и мир») и Ильи Ильича Обломова (И.А. Гончаров «Обломов»).
Глава I. Любовь закрепощающая и освобождающая
князя Андрея Болконского
Князь Андрей Болконский на протяжении всего романа «Война и мир» Л.Н. Толстого переживает две любви: к жене Лизе и Наташе Ростовой. Это две абсолютно разных любви.
На первых страницах романа мы встречаем человека, который закрепощён, князь Андрей сам в этом признаётся, что он лишён свободы: «Но свяжи себя с женщиной – и как скованный колодник, теряешь всякую свободу. И всё, что есть в тебе надежд и сил, всё только тяготит и раскаянием мучает тебя» [2, с. 18]. Такое признание Болконскому даётся нелегко, он мучает себя переживаниями, и эти переживания отражаются на его поведении, состоянии: «В середине ужина князь Андрей облокотился и, как человек, давно имеющий что-нибудь на сердце и вдруг решающийся высказаться, с выражением нервного раздражения, в каком Пьер никогда еще не видал своего приятеля» [2, с. 17]. Это состояние обусловлено тем, что князь Андрей со своей женой несчастлив, не видя в ней поддержку, и самое главное, что он её не любит.
Свою женитьбу считает ошибкой, жена его сковывает. Это закрепощение не выражается в том, что Лиза его преследует, не даёт развиваться, оно характеризуется иным: не находя духовного покоя, князь Андрей не одухотворяется и не оживает с ней. А это важно для него, потому что он воин, которому нужна надежда и вера жены.
Князь Андрей при этом отмечает, что Лиза – это та женщина, с которой он никогда не потеряет свою честь, подчёркивает её безупречность. Говорит о том, что она «хорошенькая», именно «хорошенькая», а не хорошая, это оценка не для жены, а для посторонней девушки, которая привлекает, но с которой нет любви.
Закрепощение любовью князь Андрей пытается показать обществу, для чего играет на публику: «С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее» [2, с. 8]. Такая противоречивость сравнима с отношениями Болконского и Лизы. Он намеренно портит себе красивое лицо, а она остаётся красавицей, он не любит, пытаясь освободиться, а она любит.
Однако при всей уважительности к жене об остальных женщинах он отзывается не учтиво: И это глупое общество, без которого не может жить моя жена, и эти женщины… Ежели бы ты только мог знать, что это такое toutes les femmes distinguées [все эти женщины хорошего общества] и вообще женщины! Эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всем – вот женщины, когда показываются все так, как они есть. Посмотришь на них в свете, кажется, что что-то есть, а ничего, ничего, ничего! Да, не женись, душа моя, не женись» [2, с. 18]. Такое отношение к женщинам обусловлено тем, что князь Андрей разочарован: в своей зрелой жизни никого не любил по-настоящему – и это Болконского тяготит; чувствует, что время уходит, отправляясь на войну, не зная вернётся оттуда или нет, не испытав чувство любви, для него это страшно и непостижимо.
И призыв Болконского Пьеру Безухову «не жениться» – это крик и боль души князя Андрея, он боится, что его любимый друг совершит такую же непоправимую ошибку. По мнению князя Андрея, он нашёл правильную формулу семейного счастья: «Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет: не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал всё, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно; а то ты ошибешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда негодным…» [2, с. 17]. При этом Болконский не советует жениться на девушке, которую любишь, так как это меньшее разочарование, чем женитьба на любимой девушке. Для князя Андрея важно, чтобы девушка давала свободу, а когда мужчина в расцвете, молод, создавая семью, заковывает себя, потому что, выбирая себе жену, надо её проверить, убедиться, что мужчина будет с ней счастлив. Такой подход к любви князя Андрея можно назвать рациональным и практичным, Болконский забывает о чувствах, о том, что они не поддаются логики и их нельзя разделить на подходящие или нет. Поэтому теория Болконского в скором времени терпит крах, так как он встречает свою любовь – Наташу Ростову.
Любовь к Наташе Ростовой – это любовь освобождающая, именно та свобода, о которой говорил Болконский в начале романа. Встречая Наташу Ростову, князь Андрей меняется внутренне, он чувствует себя по-иному, испытывая те чувства, которые никогда не понимал и которые боялся не постичь.
Князь Андрей не сразу осознаёт, что встретил любовь, но понимает, что с ним что-то происходит, то, что раньше он не признавал и от чего предостерегал своего друга Пьера Безухова. Но любовь в его душе приходит через боль: «Князю Андрею вдруг стало от чего-то больно. День был так хорош, солнце так ярко, кругом всё так весело; а эта тоненькая и хорошенькая девушка не знала и не хотела знать про его существование и была довольна, и счастлива какой-то своей отдельной, – верно глупой – но веселой и счастливой жизнию» [2, с. 266]. Князя Болконского вдруг интересует девушка, которую видит впервые, но чувствует к ней интерес, пробуждение. Автор намеренно противопоставляет природу и внутреннее состояние героя, к такому состоянию, как у природы, стремится князь Андрей, к светлой и спокойной душе, к тому, что не испытывал со своей женой, то есть свободе, но свободе с любовью.
Болконский меняется с появлением любви: «князь Андрей с учтивым и низким поклоном, совершенно противоречащим замечаниям Перонской о его грубости» [2, с. 291]; «Князь Андрей поражал ее своей робостью» [2, с.300]. Такая изменчивость в характере подчёркивает, что герой меняется в лучшую сторону, то, что было характерно для него в поведении во время его женитьбы, уходит на второй план. Это говорит о свободе героя, его больше ничего не мучает, не раздражает, его наконец-то отпустила злость на себя, общество.
И ярким показателем того, что князь Болконский хочет забыть прошлую жизнь, своё поведение и прошлые чувства, является сцена у дуба: «Нет, жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!» [2, с. 268]. Так может рассуждать только человек, который свободен, не обременён жизненными перипетиями, князь Андрей готов посвятить себя обществу, потому что полюбил, и эта любовь его переполняет, Болконский обязательно должен поделиться с ней. Благодаря любви князь Андрей освобождается от мыслей, что ему больше незачем жить, а всё, что прожито было не зря, он понимает и осознаёт все, что с ним происходит – это то, что было необходимо князю Андрею для продолжения жизни.
У Болконского меняется и отношение к женщине, если во время бала со своей женой князь Андрей старался отвернуться от неё, то Наташе он смотрит в глаза, ловя каждое её движение, пытаясь ощутить всё, что она чувствует: «Он особенно нежно и бережно обращался и говорил с нею. Сидя подле нее, разговаривая с ней о самых простых и ничтожных предметах, князь Андрей любовался на радостный блеск ее глаз и улыбки, относившейся не к говоренным речам, а к ее внутреннему счастию. В то время, как Наташу выбирали и она с улыбкой вставала и танцовала по зале, князь Андрей любовался в особенности на ее робкую грацию» [2, с. 292]. Князь Андрей забывает о своей теории, что девушку нужно проверить, представить ясно, одухотворён Наташей Ростовой, не замечая ничего вокруг. Если счастлива Наташа, герой чувствует себя таким же, так как ощущает её, сливаясь с ней в одно целое. Большего счастья князю Андрею не нужно.
Князь Андрей настолько поглощён любовью, что забывает о том, что говорил своему другу: «Никогда, никогда не женись, мой друг…» [2, с. 17] – и сам на балу думает о женитьбе: «Ежели она подойдет прежде к своей кузине, а потом к другой даме, то она будет моей женой» [2, с. 292]. Однако, испугавшись своих мыслей, одёргивает себя: «Какой вздор иногда приходит в голову! подумал князь Андрей; но верно только то, что эта девушка так мила, так особенна, что она не протанцует здесь месяца и выйдет замуж…» [2, с. 292]. Здесь он снова вспоминает о своём предупреждении о женитьбе, и уже не так одухотворённо отзывается о Наташе, испугавшись, что снова повторит свою ошибку, разочаруется. Однако он не может так, долго искать себя и интуитивно ищет встречи с Наташей, потому что она для него особенная и оживлённая.
Князь Андрей сам удивлён тому, что влюблён: «Я бы не поверил тому, кто бы мне сказал, что я могу так любить, – говорил князь Андрей. – Это совсем не то чувство, которое было у меня прежде. Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она и там всё счастье надежды, свет; другая половина – всё, где ее нет, там всё уныние и темнота…» [2, с. 301]. Он противопоставляет не только две жизни, но и две любви: одна счастливая и свободная, другая – несчастная и закрепощающая. Неслучайно, герой говорит о темноте и мраке, что символизирует темницу или тюрьму, то есть то, что лишает человека свободы, сковывает его движения. И его неверие в то, что он может так любить – это следствие ошибки: закрепощённый человек боится отпустить от себя неудачу, стать свободным, – но Болконскому удаётся со временем понять, что он, действительно, любит Наташу и готов на ней жениться: «В это же самое время князь Андрей сидел у Пьера и говорил ему о своей любви к Наташе и о твердо взятом намерении жениться на ней» [2, с. 300]. Болконский не чувствует, что может потерять свою свободу, понимание и учтивость со стороны любимой.
Помолвка для Андрея Болконского с Наташей становится переломным моментом в любви. Он снова ощущает чувство закрепощения: «Князь Андрей держал ее руки, смотрел ей в глаза, и не находил в своей душе прежней любви к ней. В душе его вдруг повернулось что-то: не было прежней поэтической и таинственной прелести желания, а была жалость к ее женской и детской слабости, был страх перед ее преданностью и доверчивостью, тяжелое и вместе радостное сознание долга, навеки связавшего его с нею. Настоящее чувство, хотя и не было так светло и поэтично как прежнее, было серьезнее и сильнее» [2, с. 304]. Князь Андрей, на мой взгляд, боится разочароваться, опуститься во мрак и темноту, что в душе погаснет свет, и снова не будет знать, зачем жить, что будет бесполезен обществу, но герой, несмотря на свой страх, не отказывается от любви, понимая, что Наташа для него счастье и жизнь.
Однако чувства князя Андрея к Наташе не выдерживают проверки разлукой. Он меняет своё отношение к Наташе, и это связано с тем, что, став заложником своей теории, Болконский пытался представить Наташу ясно, как было сказано в его монологе. Важную роль сыграли и слухи, которые доходили до князя Андрея, он предпочёл поверить им, потому что гордость мешала ему: «…я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не мог» [2, с. 379]. Гордость – это чувство, которое Болконский сохраняет на протяжении всей жизни, он не может лишиться его даже ради любви. Хотя гордость – это один из грехов, и князь Андрей не идеален, он человек, который может совершать ошибки, иметь пороки, но этим герой и приближает читателя к себе. Болконский верит слухам, как многие, не может простить любимую женщину, хотя у него нет доказательств. Всё это говорит о том, что князь Андрей – живой человек, он не может быть хорошим для всех. Но главное для него свобода, а свобода и гордость – это те качества, которые часто сопровождают друг друга. Поэтому Болконский не может позволить себе второй раз быть закрепощённым.
Несмотря на то что князь Андрей отказался от женитьбы, чувства к Наталье у него остались, он вспоминает о ней на войне: «Он улыбнулся воспоминаниям того времени и своей любви к Наташе и тотчас же перешел к тому, что страстно и исключительно теперь занимало его» [3, с. 87]. Это чувства, которые притупились со временем, но ещё живы и дают о себе знать. Хотя князь Андрей и переключается на то, что теперь для него страстно и занимательно, однако, на мой взгляд, он обманывается, считая, что ничего не испытывает к Наташе. И улыбка – это ностальгическое возвращение в прошлое, которое приятно, но в то же время напоминание о страхе закрепощения.
Болконский, стараясь освободиться от любви к Наташе, переходит от закрепощения к освобождению. Князь Андрей больше не встретит своей любви после Наташи и вспоминает чувства не к жене своей, а к той девушке, которая была особенная и оживлённая, которая одухотворяла его. Несмотря на то что Болконский отвергает чувства любви, он освободился благодаря этой любви от тягот, мрака. В его душе даже после расставания живёт свет, надежда, он чаще улыбается и не думает о том, что ему незачем существовать.
Болконский возможно бы так и жил воспоминаниями о своих чувствах к Наташе, думая, что их уже больше нет. Но всё меняет ситуация, когда князя Андрея ранят, и за ним ухаживает Наташа. В момент болезни человек ощущает всё более остро, душевней. В такие моменты перед человеком открываются истинные лица и друзей, и врагов. И князь Андрей – не исключение, во время его болезни рядом с ним только те люди, которые ему близки и которые его любят. Однако Болконский не сразу осознаёт, что с ним происходит, с одной стороны, туманное состояние помогает ему переосмыслить всю свою жизнь, а с другой – провоцирует его на большие сомнения. В таком состоянии князь Андрей понимает, что любовь всей его жизни – это Наташа, которую всегда любил, которая подарила ему свободу и веру в жизнь: «Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете» [3, с. 242]. Это признание перед смертью. Как известно, человек перед смертью искренен, поэтому Болконский и говорит о своих чувствах открыто, забывая о своей гордости, которой дорожил и боялся потерять, но именно смерть заставляет героя пересмотреть свои чувства.
Болконский понимает не только кого любит, но и что такое любовь: «Любовь? Что такое любовь? – думал он. – Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику» [3, с. 242]. Князь Андрей делает парадоксальный вывод, что любовь – это жизнь, но чтобы понять это, надо любить по-настоящему и не бояться признаться в этом, потому что именно она помогает жить и принять смерть. В понятие любви Болконский вкладывает все важное, которое встречается на нашем жизненном пути. Самое главное в чём признаётся князь Андрей – это то, что он частичка любви, понимая это, Болконский облегчает свою душу. Любовь – это просветление, осознание вещей, которые человек не воспринимает, имея свободное сердце, потому что тогда, он действует не эмоциями, а холодным рассудком. В этом высказывании князя Андрея чувствуется прощальный крик – это свобода, к которой рвался Болконский, боясь, что Наташа, как и Лиза, закрепостит своей любовью, но герой осознаёт, что свобода – это и есть любовь, ею закрепостить нельзя.
Таким образом, князь Андрей Болконский переживает и закрепощающую, и освобождающую любовь. Закрепощающая любовь к жене настроила Болконского негативно ко всем женщинам и любви в целом. Он боится любить и жениться, потому что потеряет свободу. Но, встретив истинную любовь, к герою приходит осознание, что любовь – это счастье, она даёт второе дыхание человеку, только это надо заслужить, потому что понять и принять настоящую любовь удаётся не каждому. Любовь к Наташе была и закрепощающая, по мнению Болконского, и освобождающая. Именно эта любовь показала князю Андрею, что он может жить не в темнице, а в светлой горнице, только для этого нужно любить.
У князя Андрея любовь чередуется, то есть сначала он закрепощён, затем свободен, после снова закрепощён и так далее, такое чередование имеет чёткие границы, то есть они отражают внутренне состояние героя, который точно знает, чего хочет и что сейчас чувствует. Но эти границы мешают ему, он не может поддаться настоящим чувствам. Самое важное в любви Болконского – это то, что он оказался не прав в своей теории, которая потерпела крах, она всего лишь теория, которая предназначена для идеальных людей, а Болконский – это человек, который совершает ошибки. Поэтому он оказался изначально заложником своей теории, а в конце жизни её же и победил, став свободным и любимым.
Глава II. Любовь закрепощающая и освобождающая
Ильи Ильича Обломова
Обломов – герой романа И.А. Гончарова «Обломов» проживает яркую любовь к Ольге Сергеевне Ильинской. Эта любовь была как освобождающей, так и закрепощающей.
Илья Обломов до встречи с Ильинской – это герой, который всё время лежит, носит старый, заляпанный халат, ему неважно, как он выглядит, что о нём думают, идя по течению. Для Обломова каждый день – это повторение вчерашнего. Однако все меняется, когда он встречает Ольгу Ильинскую, его жизнь становится совершенно иной, о которой Обломов боялся подумать, страшась перемен, да и он не стремился к этому.
Ольга Ильинская вдохновила его, дала ему свободу. До встречи с ней герой сам себя закрепостил, поставив себя в условия, при которых потерял свободу, для него диван, комната – это тюрьма, где нет развития, закрепостив и собственный внутренний мир. Обломов признаётся Андрею Штольцу после знакомства с Ольгой Сергеевной: « Знаешь ли, Андрей, в жизни моей ведь никогда не загоралось никакого, ни спасительного, ни разрушительного огня? Она не была похожа на утро, на которое постепенно падают краски, огонь, которое потом превращается в день, как у других, и пылает жарко, и всё кипит, движется в ярком полудне, а потом всё тише и тише, всё бледнее, и всё естественно и постепенно гаснет к вечеру. Нет, жизнь моя началась с погасания. Странно, а это так!» [1, с. 105]. Обломов описывает отсутствие настоящих чувств, любви, и, наконец, они у него появились, но он боится, потому что для него это ново. Обломов отмечает для себя, что его любимая – это девушка непохожая на других, которая для него лучше всех. Это и есть признаки любви, так как для влюблённого нет никого прекрасней, чем любимая, для него она жизнь, второе дыхание. Интересно и то, что Обломов указывает на парадоксальность вещей, когда говорит о погасании жизни. Погасание жизни – это и есть закрепощение.
Ильинская даёт Обломову шанс начать жизнь с начала, пытаясь освободить от его же закрепощения. Однако ей это удаётся не сразу, так как герой привык так жить, ему страшно. Однако со временем он освобождается от своих привычек, от халата, который был его футляром и который держал его. Освобождение для Обломова начинается с избавление от халата, который всегда был на нём, словно оковы, он был стар и грязен, как бывает в темницах, которые устрашающи на внешний вид.
Но не только халат является символом закрепощения Обломова, но и его одежда в целом. Он мог выйти в свет в разных чулках, грязно рубашке, то есть в виде, который не только не привлекал, но и отпугивал. После встречи с Ильинской он начинает следить за своим внешним видом: «Верно, Андрей рассказал, что на мне были вчера надеты чулки разные или рубашка наизнанку!» – заключил он и поехал домой не в духе…» [1, с. 107]. Эта ситуация настолько тяготит Обломова, что он боится показаться Ольге Сергеевне вновь, страшась её осуждения. Так может вести себя человек, который влюблён, для которого мнение любимой становится главенствующим. Он будет прислушиваться не к себе, а именно к ней, так как она чувствует и знает о нём больше, чем он сам. И это не будет закрепощением, потому для Обломова это в радость, он только начинает жить так, как он чувствует, у него появилась надежда на будущее.
Неслучайно повествователь отмечает: «И в Обломове играла такая же жизнь; ему казалось, что он живёт и чувствует всё это – не час, не два, а целые годы…» [1, с. 107]. Эта жизнь, в которую стоит верить, герой в ней счастлив, несмотря на то что у него были упущены годы возможного счастья, он свободен, потому что в нём живёт любовь, которую Обломов заслужил, как любой человек. Обломов не совершал каких-либо героических поступков, не искал и не боролся за любовь раньше. Любовь дана ему была как потенциал к жизни, чтобы дать ему толчок в будущее. И эту любовь он принимает.
Любовь Ильи Обломова к Ильинской – это нечто особенное для него, которую чувствует в простых вещах, то, чего раньше не видел. Он на все вещи и явления смотрит через призму любви: «– Нет, я чувствую… не музыку… а… любовь! – тихо сказал Обломов» [1, с. 111]. Обломов слышит только то, что желает и то, что ему хочется слышать, в этом и заключается свобода любви. Обломов поддаётся тому, к чему раньше никогда бы не попытался проявить интерес, тому, что уходило от него, потому что не был влюблён.
Обломов полностью погружён в чувство любви, он ни о чём не может думать, как только об Ольге Ильинской: «А Обломов, лишь проснётся утром, первый образ в воображении – образ Ольги, во весь рост, с веткой сирени в руках. Засыпал он с мыслью о ней, шёл гулять, читал – она тут, тут» [1, с. 113]. С одной стороны, Обломов освободился от своих скучных, заботливых дум, которые его тяготили и тянули назад. С другой – это становится закрепощением, так как для него любовь становится главным смыслом в жизни, всё, о чём он думает, связано с Ильинской, всё, что он делает это для неё: «В нём что то сильно работает, но не любовь. Образ Ольги перед ним, но он носится будто в дали, в тумане; без лучей, как чужой ему; он смотрит на него болезненным взглядом и вздыхает» [1, с. 123]. Здесь снова проявляются моменты закрепощения любовью. Обломов осознаёт, что в нём что-то поменялось, но не может понять, для него это благо или нет. С одной стороны, это проявление настоящих долгожданных чувств, которых герой никогда не испытывал, с другой – Обломов не понимает, что с ним происходит, и этого ли желал. Он поглощён девушкой, которая отвечает ему взаимностью, но в то же время одновременно она подавляет его и освобождает. Герой не готов к таким переменам, поэтому у него появляются сомнения: «Что, если тут коварство, заговор… И с чего я взял, что она любит меня? Она не сказала: это сатанинский шёпот самолюбия! Андрей! Ужели?.. быть не может: она такая, такая… Вон она какая!» – Вдруг радостно сказал он, завидя идущую ему навстречу Ольгу» [1 с. 125]. Эти сомнения неизбежно присутствуют при зарождении любви, особенно там, где она никогда не присутствовала. Обломову страшно, так как он никогда не испытывал и не знал, что значит любить, поэтому у него появляется защитная реакция, Обломов пытается избежать любви, но сердце не обманешь, он любит и готов закрепоститься.
Его любовь к Ильинской вскоре сменяется на закрепощающую: «Потом он задумывался, задумывался всё глубже. Он чувствовал, что светлый, безоблачный праздник любви отошёл, что любовь в самом деле становилась долгом, что она мешалась со всею жизнью, входила в состав её обычных отправлений и начинала линять, терять радужные краски» [1, с. 134]. Рано или поздно в любви наступают моменты, которые пережить нелегко, если влюблённые не будут идти навстречу друг другу, если потеряют доверие друг друга. Обломов, осознавая, что с ним происходит, что изменился не только внешне, но и внутренне, что закрепостился, понимает, что не может свободно любить, так как от него чего-то требуют взамен, не любви, а именно того, чем он должен пожертвовать, своими любимыми вещами, привычками, общением. Для героя любовь становится обычным явлением жизни, он привык к ней, и она не даёт ему тех перспектив и надежд, которые были в начале зарождения чувств.
Но эти мысли Обломова снова сменяются идеями о свободной любви: «Он вздохнул. Это может быть ворочало у него душу, и он задумчиво плёлся за ней. Но ему с каждым шагом становилось легче; выдуманная им ночью ошибка было такое отдалённое будущее…» [1, с. 136]. Обломов мечется между своими чувствами, которые подсказывает ему сердце и которые идут осознано, то есть от разума. И это переплетение мешает герою понять, любовь к Ильинской – это освобождение или закрепощение.
Обломов проверяет свои чувства ощущениями не только к героине, но и к тому, что она делает. Путаясь в своих чувствах, Илья Обломов прислушивается к пению своей любимой: «Она пела так чисто, так правильно и вместе так… так… как поют все девицы, когда их просят спеть в обществе; без увлечения. Она вынула свою душу из пения, и в слушателе не шевельнулся ни один нерв» [1, с. 145]. Обломов понимает, что его любимая девушка становится для него обыкновенной, такой же как и многие. Она перестала его волновать и не вызывает тех чувств, которые были раньше. Он снова осознаёт, что его любовь к Ольге Сергеевне – это ошибка, которая его закрепощает.
Любовь Ильинской и Обломова не могла быть счастливой, на мой взгляд, потому что Ильинская изначально поставила себе цель: освободить Обломова от собственного закрепощения. Обломов, не переживая никогда чувств любви, боится своих новых ощущений, поэтому он меняет своё отношение и к Ильинской, то восхищаясь ею, то думая, что любовь к Ольге Сергеевне – это заговор.
Они оба признаются: «– Нет, любят только однажды! – повторил он, как школьник, заученную фразу. – Вот видите: и я верю в это, – добавила она. – Если же это не так, то, может быть, и я разлюблю вас, может быть, мне будет больно от ошибки, и вам тоже; может быть, мы расстанемся!.. Любить два, три раза… нет, нет… Я не хочу верить этому!» [1, с. 157]. Такая установка героев мешает их счастью. Они пытаются подчинить любовь формуле, теории, а не отдаться чувствам, которые подсказывает им сердце. Поэтому любовь Ильинской и Обломова, которая была одновременно и закрепощающей, и освобождающей, не могла иметь продолжение.
Обломов, расставшись с Ильинской, не перестаёт о ней думать, ощущать и чувствовать её: «Мало помалу впечатление его изгладилось, и он опять с трепетом счастья смотрел на Ольгу наедине, слушал, с подавленными слезами восторга, её пение при всех…» [1, с. 159]. Для него эта любовь снова становится закрепощённой, он не может забыть свою любовь, которая стала для него освобождением.
Однако, освободившись от своего футляра-халата, грязных вещей, он не смог вернуться туда же, потеряв любовь, поэтому он приобретает новую любовь к Агафье Матвеевне Пшеницыной. Это любовь не такая, как у Обломова и Ильинской, она более домашняя, спокойная. Обломов не сразу понял, что полюбил: «Он каждый день всё более и более дружился с хозяйкой: о любви и в ум ему не приходило, то есть о той любви, которую он недавно перенёс, как какую нибудь оспу, корь или горячку, и содрогался, когда вспоминал о ней. Он сближался с Агафьей Матвеевной – как будто подвигался к огню, от которого становится всё теплее и теплее, но которого любить нельзя» [1, с. 179]. Агафья Матвеевна дала Обломову то, что не смогла обеспечить Ильинская, подарив ему семейное счастье. Эта любовь показала несостоятельность теории, которую выдвигали и Ильинская, и Обломов, что дважды полюбить нельзя. Ильинская и Обломов полюбили второй раз.
Таким образом, закрепощающая и освобождающая любовь Обломова позволила ему обрести новую жизнь, но остаться с любимой он не мог, потому что их любовь – это любовь, которая имела изначально разные цели. Ильинская помогла Обломову обрести счастье, с помощью своей любви, но она же его и закрепостила, и чтобы выбраться из этого закрепощения, Обломов, не замечая этого, обрёл ту любовь, которая освободила его.
Заключение
Закрепощающая и освобождающая любовь князя Андрея Болконского и Ильи Ильича Обломова – это любовь, которая объединяет этих героев. Князь Андрей, как и Обломов, пережил две любви, которые были закрепощающей и освобождающей. Князь Андрей любил свою жену Лизу, которая подарила ему сына, но эта любовь была закрепощением, потому что не давала Болконскому необходимой поддержки. Другая любовь князя Андрея – Наташа Ростова. Эта любовь была и закрепощающей, и освобождающей. Так же как и у Обломова к Ильинской. Наташа Ростова и Ольга Ильинская – это девушки, которые были необыкновенными для своих любимых. Они помогали им становиться настоящими, оживать, надеется на будущее.
Закрепощающая любовь может быть спасительной. Так, Болконский и Обломов, понимая своё закрепощение и стараясь от него освободиться, становились морально сильнее. Герои смогли пережить горькое чувство – расставание, что ещё больше их закалило.
Освобождающая любовь – это любовь, как это ни парадоксально, и давала свободу, к которой стремились герои, и в то же время она закрепощала, так как Обломов и Болконский жили уже не только своими чувствами, но и своих любимых. Но это закрепощение не ощущалось, оно воспринималось, как воодушевление, как жизнь.
У Болконского, в отличие от Обломова, любовь чётко делится на закрепощающую и освобождающую. Князь Андрей – военный человек, поэтому в его жизни всё чётко, даже чувства. У Ильи Обломова нет такого, у него может быть одновременно и закрепощающая, и освобождающая любовь.
Оба героя выдвигают свою теорию, формулу, пытаясь подчинить любовь рациональному решению. Но эти теории терпят крах, потому что жизнь не может подчиняться рациональным решениям, она изменчива. А любовь подчиняется сердцу, когда её пытаются рассматривать с помощью разума, это не любовь, а расчёт.
Примечательно и то, что у этих двух героев по-разному заканчивается любовь. Если князь Андрей перед смертью понимает, что его настоящей и освобождающей любовью была Наташа Ростова, но он, не преодолев свою гордость, теряет её, то Обломов теряет свою любовь, потому что они не смогли отойти от формулы: «Нельзя любить дважды», но он обретает другую любовь, которая становится для него счастьем.
Таким образом, закрепощающая и освобождающая любовь у каждого индивидуальна, каждый сам ощущает, что для него свобода и закрепощение, и может ли он принять эту любовь, жить по тем условиям, которые предлагает любовь.
Список использованной литературы
Гончаров И.А. Обломов. – М.: Мир книги, 2009. – 259 с.
Толстой Л.Н. Война и мир. В 4 т. Т. 1 – 2. – М.: Просвещение, 1998. – 361 с.
Толстой Л.Н. Война и мир. В 4 т. Т. 3 – 4. – М.: Просвещение, 1998. – 390с.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ