Конспект урока литературы в 11 классе "Если душа родилась крылатой..."(Жизнь и творчество М.И.Цветаевой)

ГБОУ СОШ № 733 ЮВАО г. МОСКВЫ











Конспект урока литературы в 11 классе по теме:

«Если душа родилась крылатой…»

(жизнь и творчество М.И.Цветаевой)






подготовила учитель русского языка и

литературы КАЗАКОВА Ирина

Александровна






















Москва

2012г.

ЦЕЛИ урока:

1.Заинтересовать учащихся личностью М.И.Цветаевой.

2. Увлечь поэтическим творчеством, в котором и прославление человека, и

верность Родине, и страстная любовь.

3. Отметить особенности поэтической манеры Цветаевой: упругость строки,

быстрый ритм, неожиданная рифмовка, стремление к сжатому, выразите-

льному стиху.


ОФОРМЛЕНИЕ урока: портрет М.И.Цветаевой, фотографии старой Москвы,

выставка книг о Цветаевой, сборники стихотворений поэта, записи песен на стихи М.И.Цветаевой, портреты поэтов-современников : А.Блока, А.Ахматовой, В.Маяковского, Б.Пастернака.



Учащиеся класса заранее по группам получили задания:

1-я группа – подготовить сообщения о жизни М.Цветаевой;

2-я группа – выучить наизусть стихотворения М.Цветаевой;

3-я группа – подготовить музыкальное сопровождение урока.



ХОД УРОКА:


(на доске – эпиграф)


«Трудно говорить о такой безмерности, как поэт.

Откуда начать? Где кончить? И можно ли вообще

начинать и кончать, если то, о чём я говорю: ДУША –

есть всё – всюду – вечно».

М.Цветаева «Слово о Бальмонте».


( Звучит романс «Мне нравится, что вы больны не мной…» из к/ф «Ирония судьбы, или с лёгким паром»)


1.Слово учителя.

- Я думаю, каждый из вас слышал этот романс и сможет назвать мне имя поэта. МАРИНА.

Кто создан из камня, кто создан из глины,-

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.


Кто создан из глины, кто создан из плоти –

Тем гроб и надгробные плиты…

В купели морской крещена – и в полёте

Своём – непрестанна разбита!


Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьётся моё своеволье.

Меня – видишь кудри беспутные эти? –

Земною не сделаешь солью.


Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной воскресаю!

Да здравствует пена – весёлая пена –

Высокая пена морская!


(Обращение к эпиграфу)

- С чего начать? «Вся моя жизнь – роман с собственной душой». Давайте попробуем вместе прочитать этот роман.


2. Учащиеся читают отрывки из воспоминаний о Цветаевой.

Ариадна Эфрон о своей матери:

а) «Моя мать, М.И.Цветаева, была невелика ростом – 163 см, с фигурой египетского мальчика – широкоплеча. Тонка в талии… легки и стремительны движения. Строгая, стройная осанка была у неё: даже склоняясь над письменным столом, она хранила «стальную выправку хребта».

б) «Лицо было полно постоянного внутреннего движения, потаённой выразительности, изменчиво и насыщено оттенками, как небо и вода. Но мало кто умел читать в нём.

Руки были крепкие, деятельные, трудовые.

Голос девичий высок, звонок, гибок. Речь сжата, реплики-формулы. Умела слушать; никогда не подавляла собеседника, но в споре была опасна: молниеносным выпадом сражала оппонента».

в) «Была блестящим рассказчиком. Читала темпераментно – самое сложное мгновенно прояснялось в её исполнении. Читала охотно, доверчиво, по первой просьбе, а то и не дожидаясь её, сама предлагая : «Хотите, я вам прочту стихи?»

г) «Была действительно добра и щедра: спешила помочь, выручить, спасти, - хотя бы подставить плечо; делилась последним, наинасущнейшим, ибо лишним не обладала».

д) «Беспомощна не была никогда, но всегда – беззащитна.

Снисходительна к чужим, с близких – друзей, детей – требовала как с самой себя : непомерно».

е) «С природой была связана поистине кровными узами, любила её – горы, скалы, лес – языческой обожествляющей любовью. С неизменной нежностью, верностью и пониманием (даже почтением!) относилась к собакам, кошкам, они ей платили взаимностью».

ё) «Ненавидела быт – за неизбывность его, за то, что пожирает время, необходимое для основного».


3. Учитель:

- Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? «Возьмите … стихи – это и есть моя жизнь».


Чтец:

Другие – с очами и личиком светлым,

А я – то ночами беседую с ветром.

Не с тем – италийским

Зефиром младым, -

С хорошим, с широким,

Российским, сквозным!


Другие всей плотью по плоти плутают,

Из уст пересохших – дыханье глотают…

А я – руку настежь! – застыла – столбняк!

Чтоб выдул мне душу – российский сквозняк!


Другие – о, нежные, цепкие путы!

Нет, с нами Эол обращается круто.

- Небось, не растаешь! Одна, мол, семья!-

Как будто и вправду – не женщина я!


Вопросы:

- В чём особенность лирического повествования?

(Противостояние «Я – другие»)

- На каком конфликте строится лирический сюжет двух прочитанных стихотворений?

(Я – окружающий мир)

- В чём природа конфликта?

( Другие- это камень, глина, плоть, мир материальный, телесный, земной.

Я – «меня земною не сделаешь», «не женщина я». Я – дух)

Вывод:

- Основой мироощущения лирической героини становится формула:

поэт среди непоэтов.


4. Чтец:

Если душа родилась крылатой –

Что ей хоромы и что ей хаты!

Что Чингисхан ей – и что – Орда!

Два на миру у меня врага,

Два близнеца – неразрывно- слитых:

Голод голодных – и сытость сытых!


Учитель:

- Крылатая душа. Образ крыл станет одним из главных поэтических образов.

«Если душа родилась…» Родилась где?

Атмосфера родного дома, его «рыцарский дух», «жизнь на высокий лад» во многом определили свойства натуры Цветаевой. Понятие «дом» означало для неё особый уклад жизни. Её лирическая героиня воспринимает дом как живое существо, преданное и понимающее.

- А в каком ещё произведении начала 20 века мы встречались с восприятием Дома с большой буквы и почему?

( М.Булгаков «Белая гвардия». Дом как основа чего-то незыблемого, основа нравственных ценностей).


Чтец:

Ты, чьи сны ещё непробудны,

Чьи движенья ещё тихи,

В переулок сходи Трёхпрудный,

Если любишь мои стихи.


О, как солнечно и как звёздно

Начат жизненный первый том,

Умоляю, пока не поздно,

Приходи посмотреть наш дом!


Будет скоро тот мир погублен,

Погляди на него тайком,

Пока тополь ещё не срублен

И не предан ещё наш дом.


Этот тополь! Под ним ютятся

Наши детские вечера.

Этот тополь среди акаций

Цвета пепла и серебра.


Этот мир невозвратно-чудный

Ты застанешь ещё, спеши!

В переулок сходи Трёхпрудный,

В эту душу моей души.


- Героиня предчувствует, что судьба любимого дома будет трагической. Она предвидит не просто гибель конкретного дома, но и всего мира красоты, гармонии, духовности, который он собой олицетворял.


5. Учитель:

- Вспомним снова М.Булгакова: «О, ёлочный дед наш, сверкающий снегом и счастьем! Мама, светлая королева, где же ты?»

Образ матери занимает особое место в стихах Марины Цветаевой. Ей посвящены не только стихи, но и проза «Мать и музыка» (1934), «Сказка о матери» (1934).Её памяти посвящено стихотворение «Маме». Поэту важно подчеркнуть духовное воздействие матери на дочерей.


Чтец:

В старом вальсе штраусовском впервые

Мы услышали твой тихий зов,

С той поры нам чужды все живые

И отраден беглый бой часов.


Мы, как и ты, приветствуем закаты,

Упиваясь близостью конца.

Всё, чем в лучший вечер мы богаты,

Нам тобою вложено в сердца.


К детским снам клонясь неутомимо

(Без тебя лишь месяц в них глядел!)

Ты вела своих малюток мимо

Горькой жизни, помыслов и дел.


С ранних лет нам близок, кто печален,

Скучен смех и чужд домашний кров…

Наш корабль не в добрый миг отчален

И плывёт по воле всех ветров!


Всё бледней лазурный остров – детство,

Мы одни на палубе стоим.

Видно, грусть оставила в наследство

Ты, о мама, девочкам своим!


- «Мать – сама лирическая стихия, - пишет Цветаева. – Мать…- страстная музыкантша, страстно любит стихи и сама их пишет. Страсть к стихам – от матери».

Мать научила детей чувствовать боль – свою и чужую. В 1914 году Марина Цветаева пишет В.В.Розанову: « Её измученная душа живёт в нас, - только мы открываем то, что она скрывала. Её мятеж, её безумие, её жажда дошли в нас до крика». Всем самым лучшим в себе, как признавала поэтесса, она обязана матери. Боль её ранней потери, тоска сиротства сопровождали её всю жизнь.


6. Учитель:

- «Упадут стены, улетит встревоженный сокол с белой рукавицы, потухнет огонь в бронзовой лампе, а Капитанскую Дочку сожгут в печи. Мать сказала детям: - Живите. А им придётся мучиться и умирать». И это тоже Булгаков.

Как часто сегодня приходят на ум строчки из «Белой гвардии». Упадут стены. Московские домики. «Слава прабабушек томных». «Вековые ворота»,

«деревенский забор», «потолки расписные», «клавесина аккорды». Но и они исчезают, точно «дворцы ледяные по мановению жезла». А с ними – старая Москва утрачивает былую торжественность, величавость. «Домики с знаком породы» были хранителями души. Город беднеет с их исчезновением.




Чтец:

Вот и мир, где сияют витрины,

Вот Тверская, - мы вечно тоскуем о ней.

Кто для Аси нужнее Марины?

Милой Асеньки кто мне нужней?


Мы идём, оживлённые, рядом,

Всё впивая: закат, фонари, голоса,

И под чьим-нибудь пристальным взглядом

Иногда опуская глаза.


Только нам огоньками сверкая,

Только наш он, московский вечерний апрель.

Взрослым – улица, нам же Тверская –

Полувзрослых сердец колыбель.


Колыбель золотого рассвета,

Удивления миру, что утром дано…

Вот окно с бриллиантами Тэта,

Вот с огнями другое окно…


Всё поймём мы чутьём или верой,

Всю подзвёздную даль и небесную ширь!

Возвышаясь над площадью серой

Розовеет Страстной монастырь.


Мы идём, ни на миг не смолкая.

Все родные – слова, все родные – черты!

О, апрель незабвенный – Тверская,

Колыбель нашей юности ты!


Комментарий учащегося, готовившего реферат на тему: «Москва в жизни и творчестве Цветаевой».


- Облик Москвы в ранних стихах поэта светел. Но меняется жизнь, меняется и восприятие города. Путешествие в Петроград зимой 1915-1916 года позволило Цветаевой ощутить себя именно московским поэтом. Кратковременная разлука с родным городом заставила взглянуть на него новыми глазами, как бы со стороны, что послужило импульсом для создания одного из самых известных цветаевских циклов «Стихи о Москве».

В своих стихах она всегда экономно использует цвет. Здесь определяющий цвет- красный, он дан в сочетании с золотым и синим. Красный цвет в народной традиции неразрывно связан с красотой, любовью, жизнью сердца. У неё красный – «драгоценный», «дорогой». Московская тема в её творчестве всегда связана с темой пути, путешествия, открытия. Москва даёт ощущение пространства, распахивает перед ней дали:


- Москва! – Какой огромный

Странноприимный дом!

Всяк на Руси – бездомный.

Мы все к тебе придём.


Общение с городом, поклонение его святыням врачует душу. Человек может быть грешен, глух к чужим страданиям и боли, но рано или поздно в нём проснётся желание очистить душу. И тогда он сумеет расслышать отдалённый, но настойчивый зов с «колокольного семихолмия». «Издалека – далече – ты всё же позовёшь».


7. Учитель:

- Ощущая Москву частицей своей души, лирическая героиня Цветаевой готова вручить её, как и своё сердце, тому, кто достоин такого дара. Как наследство завещает она Москву дочери и как дар дружбы – собрату по ремеслу.


У меня в Москве – купола горят!

У меня в Москве – колокола звонят!

И гробницы в ряд у меня стоят, -

В них царицы спят и цари.


И не знаешь ты, что зарёй в Кремле

Легче дышится – чем на всей земле!

И не знаешь ты, что зарёй в Кремле

Я молюсь тебе – до зари!

Так писала она Блоку. Цветаева обладала редким даром – удивительным умением восхищаться талантом, быть благодарной художнику, она была начисто лишена чувства творческой зависти или ревности.


- Как вы думаете, какова отличительная черта цикла «Стихи к Блоку»?

(Музыкальность. Что весьма символично. Ведь и сам Блок придавал огромное значение музыке).


Чтец:

Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке,

Одно-единственное движение губ,

Имя твоё – пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту,


Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В лёгком щёлканье ночных копыт

Громкое имя твоё гремит.

И назовёт его нам в висок

Звонко щёлкающий курок.


Имя твоё – ах, нельзя! –

Имя твоё – поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век,

Имя твоё – поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой поток…

С именем твоим – сон глубок.


- А кстати, почему пять букв в имени? (Блокъ).

- Какой художественный приём использует здесь Цветаева?

(Анафора. Она усиливает восхищение лирической героини поэтом. Бережно найдены и сравнения к звучанию его имени. Все определения роднит общая черта: они передают то, что длится не более короткого мига, но оставляет в сердце долгий след).

- А каков же облик поэта, к которому обращено стихотворение?

(Его лик неподвижен. Он угадывается в словах про «нежную стужу недвижных век»).

- Музыкальная палитра стиха чрезвычайно насыщена: здесь и звон бубенца, и щёлк курка. Все они передают динамику переживаний и чувствований героини. Появляется и сквозной для всего цикла мотив полета, радостный и светлый: «мячик, пойманный на лету».


8. Чтение учащимися воспоминаний А.Эфрон.

«Блок в жизни Марины Цветаевой был единственным поэтом, которого она чтила не как собрата по «струнному рукомеслу», а как божество от поэзии, и которому, как божеству, поклонялась… ни о какой сопричастности этой творческой высоте… и помыслить не смела – только коленопреклонялась. Таким поэтическим коленопреклонением стали все её стихи, посвящённые Блоку».

« Подобно тому, как читатели нашего поколения говорят «Пастернак и Цветаева», читатели её поколения говорили «Блок и Ахматова».


Из статьи М.Цветаевой «Нездешний вечер».

«Читаю весь свой стихотворный 1915 год – а всё мало, а все – ещё хотят.

Ясно чувствую, что читаю от лица Москвы и что этим лицом в грязь – не ударяю, что возношу его на уровень лица – ахматовского. Ахматова! –

Слово сказано. Всем своим существом чую напряжённое – неизбежное – при каждой моей строке – сравнивание нас ( а в ком и – стравливание) : не только Ахматовой и меня, а петербургской поэзии и московской, Петербурга и Москвы… Я-то читаю не против Ахматовой, а к Ахматовой. Читаю, - как если бы в комнате была Ахматова, одна Ахматова. Читаю для отсутствующей Ахматовой».


О муза плача, прекраснейшая из муз!

О ты, шальное исчадие ночи белой!

Ты чёрную насылаешь метель на Русь,

И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.


И мы шарахаемся, и глупое: ох!-

Стотысячное – тебе присягает. – Анна

Ахматова! – Это имя – огромный вздох,

И вглубь он падает, которая безымянна.


Мы коронованы тем, что одну с тобой

Мы землю топчем, что небо над нами – то же!

И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,

Уже бессмертным на сметное сходит ложе.


В певучем граде моём купола горят,

И Спаса светлого славит слепец бродячий…

- И я дарю тебе свой колокольный град,

Ахматова! – и сердце своё в придачу.


Комментарий ученика:

- Чувство восхищения поэтом не остаётся бездейственным: оно рождает стремление одарить в ответ, в благодарность отдать поэту нечто столь же бесценное, как и его дар. Для цветаевской героини – это её родной, «певучий град».


Слово учителя:

- Многие строки своих стихотворений Цветаева посвятит в знак любви своим собратьям по перу: В.Маяковскому, Б.Пастернаку и, конечно, А.С.Пушкину. Об этом мы поговорим с вами на следующем уроке.

(Обращение к эпиграфу)

«Трудно говорить о такой безмерности, как поэт. Откуда начать? Где кончить?».

Список используемой литературы:


  1. «Школа классики» А.Ахматова, М.Цветаева Стихотворения, поэмы, драматургия, эссе. М., АСТ Олимп, 1997г.

  2. А.Эфрон «Неизвестная Цветаева» «Эксмо», 2012г.

  3. А.Эфрон «История жизни, история души» изд. «Возвращение», 2008г.

  4. К.Стародуб «Литературная Москва» М., «Просвещение», 1997г.














Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ