Конспект урока литературы и МХК в 5 классе "Новый год шагает по планете"

ГБОУ СОШ № 733 ЮВАО г. Москвы














Конспект урока литературы и МХК в 5 классе

на тему:


«НОВЫЙ ГОД ШАГАЕТ ПО ПЛАНЕТЕ»






составила учитель русского языка,

литературы и МХК

Казакова Ирина Александровна


















2012г.

Цели урока:

1.Познакомить учащихся с празднованием Нового года в разных странах мира.

2.Способствовать развитию интереса учащихся к истории своей страны, к её обычаям.

3.Познакомить учащихся с творчеством русских поэтов и художников-пейзажистов.

4. Поддерживать инициативу и творчество учащихся.


Оборудование урока:

Выставка детских рисунков, поделок к Новому году, альбомы со стихами, загадками, ребусами о зиме, записи новогодних песен.

К уроку учащиеся готовили презентации « Русские художники пишут зиму»,

«Святки и святочные гадания», «Загадки, ребусы, кроссворды о зиме»,

«Обычаи и традиции встречи Нового года в других странах».


ХОД УРОКА:


1.Вступительное слово учителя.

Наступает Новый год. В преддверии этого праздника мы всегда ждём чуда. Неважно, взрослые мы или дети. А много ли мы знаем об этом празднике? О его обычаях и традициях? Я думаю, всем нам будет интересно совершить путешествие в зиму, окунуться в годы своего детства, почувствовать себя счастливыми, ощутить запах свежей хвои, чистого снега, мы встретимся с Дедом Морозом, Санта-Клаусом. Итак, вперёд…

А начнём мы путешествие с нашей родины. (Обращение к эпиграфу)

(На экране слова А.Фета)


Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,


Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далёких

Одинокий бег.


2. Каждый писатель, поэт, художник видел и описывал зимний пейзаж по-своему. Н.А.Некрасов создал образ Мороза-воеводы.






Чтец.

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.


Глядит – хорошо ли метели

Лесные тропы занес

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?


Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?


Идёт – по деревьям шагает,

Трещит по замёрзлой воде,

И яркое солнце играет

В косматой его бороде…

3. Словарная работа.

Объясните значение слов «воевода» и «дозор».

Почему поэт называет Мороз воеводой?


4. Кроссворд.

По лексическому значению слов угадайте, что это такое. В центре нашего кроссворда должно получиться название времени года, когда наступает Новый год.


мороз - то же, что холод

снежинка - пушинка, кристалл снега

метель - сильный ветер со снегом, вьюга

сосулька - оледеневшая при стоке жидкость


(Учащиеся знакомят ребят с презентацией «Загадки, кроссворды, ребусы о зиме и Новом годе»).


5.Игра в ассоциации.

Когда-то, в 19 веке, долгими зимними вечерами любили играть в ассоциации.

Какие слова вам приходят на ум, когда вы слышите слово «зима»?

(Ученики называют слова, и среди них обязательно будут названия зимних забав).

6. Зимние забавы одинаковы и в веке 21, и в веке19. Вот как описывают их А.Фет и Н.Некрасов.


Чтец.

А.Фет


Мама! глянь-ка из окошка –

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос.

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело –

Видно, есть мороз.


Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней –

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.


Уж теперь не будет спору:

За салазки, да и в гору

Весело бежать!

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

«Ну, скорей гулять!».


Н.Некрасов


В зимние сумерки нянины сказки

Саша любила. Поутру в салазки


Саша садилась, летела стрелой,

Полная счастья, с горы ледяной.


Няня кричит: «Не убейся, родная!»

Саша, салазки свои погоняя,


Весело мчится. На полном бегу

Набок салазки – и Саша в снегу!


Выбьются косы, растреплется шубка,

Снег отряхает, смеётся голубка!


Не до ворчанья и няне седой,

Любит она её смех молодой.




7. Словарная работа.

Зима – волшебница, чаровница. Она очаровывает каждого, кто подвластен её чарам.

Какие однокоренные слова я произнесла? (Чаровница, чары, очаровывает)

А какой синоним мы можем подобрать к слову чары? (Волшебство, колдовство).


8. С чародейкой сравнил зиму Ф.И.Тютчев.

Чтец.


Ф.И.Тютчев


Чародейкою Зимою

Околдован, лес стоит –

И под снежной бахромою,

Неподвижною, немою,

Чудной жизнью он блестит.


И стоит он, околдован, -

Не мертвец и не живой –

Сном волшебным очарован,

Весь опутан, весь окован

Лёгкой цепью пуховой…


Солнце зимнее ли мещет

На него свой луч косой –

В нём ничто не затрепещет,

Он весь вспыхнет и заблещет

Ослепительной красой.


Анализ стихотворения.


Чародейка Зима взмахнула своей волшебной палочкой, и вот лес стал…

- Найдите слова, которые передают его состояние.

(Околдован, очарован, опутан, окован).

Эти слова усиливают ощущение колдовского покоя.

- Почему автор говорит о лесе «не мертвец и не живой»? Какое словосочетание, стоящее рядом, помогает ответить на этот вопрос?

(«сном волшебным»).

- Как называется красочное определение, несущее в себе авторскую оценку?

(Эпитет).

Волшебную сказку зимнего леса помогают представить и слова, и интонации стихотворения. Сколько строчек в каждой строфе стихотворения?

(Пять. А не четыре, как обычно. Пятистишие усиливает ощущение таинственности, сказочности, колдовства).


9. Зима у нас бывает разной. На первый взгляд, каждый год одно и то же: снег и мороз, а на самом деле, если присмотреться, она и студёная, и с оттепелью, и с метелями, и с капелью. Раннее утро – тихое, неслышное, со съёжившимися воробьями в морозной синеве, хрустящим снегом. Но вот выглянул солнечный лучик и окрасил белый снег разными оттенками. А как красивы зимние узоры на окнах!

Давайте послушаем, как об этом пишет И.Б И.Бунин


На окне, серебряном от инея,

За ночь хризантемы расцвели.

В верхних стёклах – небо ярко-синее

И застреха в снеговой пыли.


Всходит солнце, бодрое от холода,

Золотится отблеском окно.

Утро тихо, радостно и молодо.

Белым снегом всё запушено.


И всё утро яркие и чистые

Буду видеть краски в вышине,

И до полдня будут серебристые

Хризантемы на моём окне.


Вопросы:

- С чем сравнивает Бунин рисунок на стекле? (С хризантемами).

- Как называется художественно-изобразительное средство языка, в котором есть скрытое сравнение? (Метафора).

- Что такое «застреха»? (В крестьянских избах нижний свисающий край крыши, а также брус, поддерживающий его).


10. Вечер зимой длинный-предлинный, задумчивый и немного загадочный, будто сама природа ждёт появления сказки. И сказка приходит к людям из черноты дальнего леса, из таинственного света луны.

(Презентация учащихся «Святки и святочные гадания»).


11. Но вот заблестел первый луч зари. «Мороз и солнце! День чудесный…» - так писал А.С.Пушкин.

(Ученица 10 класса знакомит учащихся 5 класса со своей презентацией «Стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро»).


12. А что же делать днём в новогодние праздники? Конечно, отправляться на прогулку. Именно там, в парке, в лесу, мы можем ощутить прелесть удивительной русской природы. Приглашают совершить такую прогулку художники-пейзажисты.

(Ученики знакомятся с презентацией «Русские художники пишут зиму»).


13. Теперь мы с полным правом можем присоединиться к словам русского поэта А.Фета, вынесенным в эпиграф нашего урока, прежде чем отправимся в новогоднее путешествие к Санта-Клаусу.


Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,


Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далёких

Одинокий бег.



14. Презентация «Новый год шагает по планете».


15.Заключение.

Чтец.


А.Барто «В защиту Деда Мороза».


Мой брат (меня он перерос)

Доводит всех до слёз,

Он мне сказал, что дед Мороз

Совсем не Дед Мороз!

Он мне сказал:

- В него не верь! –

Но тут сама

Открылась дверь,

И вдруг я вижу –

Входит дед,

Он с бородой,

В тулуп одет,

Тулуп до самых пят!

Он говорит:

- А ёлка где?

А дети разве спят?


С большим серебряным мешком

Стоит,

Осыпанный снежком,

В пушистой шапке

Дед,

А старший брат

Твердит тайком:

- Да это наш сосед!

Как ты не видишь: нос похож!

И руки, и спина!

Я отвечаю: - Ну и что ж!

А ты на бабушку похож!

Но ты же не она!



Входит Дед Мороз и дарит новогодние сувениры.





























Список использованной литературы:


1.И.А.Бунин. Стихотворения М., «Молодая гвардия», 1990

2.А.А.Фет. Стихотворения М., «Правда», 1988

3.Ф.И.Тютчев. Стихотворения М., «Правда», 1988

4. Сайт «Prazdnik.by»

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ