Анализ лирического текста на примере стихотворения Ф.И.Тютчева "Весенняя гроза"


МКВ(С)ОУЦО Омутнинского района Кировской области










АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА

(на примере стихотворения Ф.И.Тютчева « Весенняя гроза»)



подготовила

учитель русского языка и литературы

Заслуженный учитель Российской Федерации

Васенина Тамара Александровна














г. Омутнинск, 2012 год.

АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА

(на примере стихотворения Ф.И.Тютчева « Весенняя гроза»)


Лирика – это вид литературы с очень сильным прямым воспитательным воздействием. Важно, чтобы в процессе работы над анализом стихотворения ученикам было интересно, чтобы они поняли, что есть книги, которые будто « нас читают», чтобы сформировалась потребность в чтении стихов, в сопереживании с автором и героями. Готовить учащихся к самостоятельному чтению и пониманию лирического текста необходимо как можно раньше.

Уже на первых занятиях нужно выяснить, зачем пишутся и читаются стихи, почему издавна существует у человечества лирики. Выясняем, что цель лирики – передача чувств, выражение настроений героев, отношение автора к происходящим событиям. Хорошие стихи никого не отставят равнодушными, глубоко затронут, учащиеся душой откликнутся на настоящую поэзию и попытаются выразить свои чувства. Иногда глубина поэтического текста такова, что только 3-4 ученика из класса могут настроиться на образ лирического героя. В работе с лирическим текстом особую роль играет выразительное чтение и самостоятельные усилия каждого ученика. Вспоминаем основные особенности прозы и поэзии.


Основные особенности

прозы

поэзии

Сфера

Освоение повседневного бытия людей во всей его сложности

Непосредственная правда личного переживания, подлинный и неповторимый человеческий голос поэта

Содержание

Важен сюжет, последовательное развитие событий

Внутренний мир человека, его эмоции, чувства, переживания

Язык

Художественно-выразительные средства (тропы) занимают менее значительное место; характерно взаимодействие различных речевых планов: речи автора, рассказчика, персонажей.

Использование художественно-выразительных средств (тропов); необычайная организация речи, присущая стиху; емкость всех составляющих элементов; особое построение стиха, рисунок фразовых ударений, словоразделов, пауз.


С течением времени сложился свой алгоритм анализа поэтического текста.


АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА


  1. Год написания произведения.

  2. В какой период творчества поэта оно написано ( ранний, зрелый, поздний).

  3. Тема стихотворения ( о чем говорится в данном стихотворении)

  4. Идея, главная мысль, ради которой оно написано, там, где она есть ( что хотел выразить автор).

  5. Сюжет (ряд событий, положенных в его основу). Если есть, или лирический сюжет ( нарастание эмоциональной волны).

  6. Композиция (построение произведения).

  7. Жанр произведения ( если не указан выше)

  8. Система образов ( её описание, ключевые слова, рисующие образы).

  9. Язык художественного произведения.

  10. Выразительные средства языка ( тропы, стилистические фигуры и т.д.).

  11. Определите размер стиха: двусложный – хорей или ямб, трехсложный – дактиль, амфибрахий или анапест.

  12. Собственная аргументированная оценка, вывод.

Привожу примерный анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза»


Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.


Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит


С горы бежит поток проворный.

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный –

Все вторит весело громам.


Ты скажешь; ветреная ГЕБА,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь на землю пролила.


План анализа

Примеры

1

Год написания произведения

Стихотворение по праву называют классическим. Впервые оно было напечатано в журнале» Галатея» в 1829 году. В начале 50-х годов Тютчев его переработал и добавил ещё одну строфу.

2

В какой период творчества поэта оно написано

Это одно из ранних стихотворений поэта. В апреле 1828 года Тютчев назначается вторым секретарем при Мюнхенской миссии.

3

Тема стихотворения

Гроза – это само движение, рождающее движение во всем окружающем её мире

4

Идея стихотворения

Гроза интересовала Тютчева, как обновление жизни, озарение её смысла изнутри. Природа и душа соединялись, этого не было в минуты покоя и тишины. Гроза – желание, в грозу внутренние силы души человеческой находят выход. Гроза делает жизнь более интенсивной, более яркой.

5

Сюжет

Показать, как при помощи обычных слов художник совершает чудо: грозное явление природы превращает в особую поэтическую реальность, доставляющее читателю эстетическое наслаждение

6

Композиция

«Гроза» - это 16 алмазных строк, всего 4 строфы. Первая строфа вводит тему и формирует главный образ, вторая и третья реализуют последовательно развертывающиеся кадры картины грозы, в четвертой строфе все изображенное выше перефразируется ещё раз.

7

Жанр произведения

Стихотворение

8

Система образов

Перед нами единый поэтический образ – гроза, который воспринимается читателем как юное существо, полное буйной и радостной силы. Гроза – явление природы, воссоздается поэтом со многими характерными её чертами.

9

Язык художественного произведения

Автор использует стилистически нейтральную лексику. Движение в стихотворении передается с помощью глаголов, выступающих в личной форме или форме деепричастий. Каждый глагол – это новый кадр быстро изменяющейся картины:

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит.

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

10

Выразительные средства языка

Эпитеты – раскаты молодые, перлы дождевые;

Метафора – повисли перлы дождевые, солнце нити золотит;

Инверсия – раскаты молодые, перлы дождевые, поток проворный ит.д.

Звукопись:

1)у – гр- у –а—а

2)е – е – р – гр

3) р – е – гр – а

4) гр – о – е – б – г - б – о

Находим ассонансы и аллитерацию.

11

Размер стиха

Четырехстопный ямб

12

Собственная аргументированная оценка

«Люблю грозу в начале мая» - веселое, бодрое, озорное стихотворение. Оно занимает одно из первых мест в русской поэзии. Предгрозовые тучи не омрачают поэта. Гром грохочет не в сумрачном, хмуром, закрытом облаками небе, он грохочет в небе голубом. Раскаты его не пугают, а радуют поэта, вселяют надежду и веру.

Весна утверждает себя грозой. До этого в природе боренье: кому быть – зиме или весне. Мы знаем – весне. Но нередко после теплых дней наступает похолодание. А вот после первой грозы утверждается ВЕСНА. Она пришла. И после весенней грозы все идет в рост. Молодые листочки не боятся стужи.

Каждый год в конце апреля вспоминается тютчевская строка. Природа и поэзия живут в ней единой, слитной жизнью. Гроза интересовала Тютчева как обновление жизни.


Литература:

1.Ле Озеров «Биография стихотворения», издательство «Знание», М., 1981г.

2. Н.А.Миронова. Литература в таблицах. 5-11 классы, Астрель, М., 2005г.

3.Журнал « Литература в школе» №2, 1996г.



Приложение:

Средства выразительности речи.

Памятка для учащихся.


Тропы: (троп – это оборот речи, в котором слово употреблено в переносном смысле для усиления художественной выразительности)


Эпитет – образное определение: ласковый ветер, ледяной взгляд, хрупкая девушка.


Сравнение – сопоставление одного понятия с другим. она тревожна , как листы; как гусли многострунна

Глаза, как небо, голубые. Я жил, как деды, по старинке.


Метафора – перенос значения одного понятия или явления на другой по сходству. Пустых небес прозрачное стекло, лунный серп, густеет облаков волнистое руно.

Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым.

Развернутая метафора – метафора, представленная каким-либо текстом («Парус»)


Метонимия – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи: Я три тарелки съел.

Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла – все кипит.


Синекдоха – разновидность метонимии. Основанная на переносном значении с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.

Все спит – и человек, и зверь, и птица.

И слышно было до рассвета, как ликовал француз.


Олицетворение – перенос свойств живого явления на неживое.

Уж небо осенью дышало.

Здесь даже камни плачут.

Россия вспрянет ото сна.

Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось.


Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков.

Автор «Героя нашего времени» ( вместо М.Лермонтов)

Северная Пальмира или Северная Венеция – Петербург;

Мать городов русских – Киев;

Черное золото вместо нефть;

Царь зверей вместо лев.


Гипербола – преувеличение: не видел я тебя целую вечность, слезы в три ручья.

В шар земной упираясь ногами,

Солнца шар я держу на руках…

Гротеск – очень сильное преувеличение: сидят половины людей..

Литота – преуменьшение: ниже тоненькой былиночки надо голову клонить, мужичок с ноготок, осиная талия.

Ирония – скрытая насмешка. Откуда, умная, бредешь ты, голова?

Забил заряд я в пушку туго

И думал: угощу я друга!

Стилистические средства изобразительности

( фигуры речи)


Антитеза – противопоставление:

что ищет он в стране …, ты и убогая, ты и обильная…, мне нравилась девушка в белом, теперь я люблю в голубом.

Черный вечер, белый снег.


Градация – расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию. (Сказка о рыбаке и рыбке)

Каждый день, каждый час, каждую секунду думаю о тебе.


Оксюморон – сочетание слов, противоположных по смыслу: живой труп, мертвые души, горячий снег, грустная радость, траурный наряд.


Синтаксический параллелизм – одинаковое, сходное построение смежных фраз, выражений.

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало..


Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания: казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака.


Анафора – единоначалие: Вынес достаточно русский народ, вынес и эту дорогу железную…

Клянусь я первым днем творенья, Это утро, радость эта,

Клянусь его последним днем. Эта мощь и дня и света,

Клянусь позором преступленья Этот крик и вереницы,

И вечной правды торжеством. Эти стаи, эти птицы…( А. Фет)

М. Лерионтов)

Эпифора – одинаковое завершение:

« Не станет нас!» А миру хоть бы что. «Исчезнет след!» А миру хоть бы что.


Ряды однородных членов: Были это веселые, сильные и смелые люди.


Бессоюзие – придает фразе динамику:

Швед, русский – рубит, колет режет.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри…


Многосоюзие – придает предложению плавность, замедленность.

И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь.


Парцелляция – особое членение предложения, неполные предложения.

У Анны беда стряслась. Большая. Случилось это давно.


Инверсия – необычный порядок слов.( Белеет парус одинокий.)


Умолчание – это оборот речи, когда автор сознательно не до конца выражает мысль.

Нет, я хотел… быть может, вы…


Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске к-л подразумеваемого члена предложения.

Мы села – в пепел, грады – в прах…

Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы.


Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа.

Знаете ли вы украинскую ночь?

Кто не проклинал станционных смотрителей,

Кто с ними не бранился?


Риторическое обращение – подчеркнутое обращение к к-л или ч-л для усиления выразительности речи.

Цветы, любовь, деревья, праздность
Поля! Я предан вам душой. (А.С.Пушкин)


Восклицание – Мечты, мечты! Где ваша сладость!


Фонетические изобразительно-выразительные средства.

Аллитерация – повторение согласных звуков в слове: Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь.

Пора, перо покоя просит. (А.С.Пушкин)


Ассонанс- повторение гласных звуков в слове:

думаю думу свою.

Будет буря – мы поспорим и помужествуем с ней.

Багровое взметнулось полымя

Над рокотом аэродрома,

А голуби, как будто голые,

Неслись на сизом фоне грома. (Л.Мартынов)


ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - прямое и непрямое, т.е. имитация звуковых явлений подбором слов с однородными звуками.

Полночной порою в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши…


Литература:

1.Н.Б.Егорова и др. «Поурочные разработки по русскому языку» 11 класс, М., Вако 2005 год.

2. Марина Мещерякова «Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь.» М., Айрис пресс, 2002г.

3. Н.А.Миронова. Литература в таблицах. 5-11 классы, Астрель, М., 2005г.


















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ