Анализ лирического текста на примере стихотворения Ф.И.Тютчева "Весенняя гроза"
МКВ(С)ОУЦО Омутнинского района Кировской области
АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА
(на примере стихотворения Ф.И.Тютчева « Весенняя гроза»)
подготовила
учитель русского языка и литературы
Заслуженный учитель Российской Федерации
Васенина Тамара Александровна
г. Омутнинск, 2012 год.
АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО ТЕКСТА
(на примере стихотворения Ф.И.Тютчева « Весенняя гроза»)
Лирика – это вид литературы с очень сильным прямым воспитательным воздействием. Важно, чтобы в процессе работы над анализом стихотворения ученикам было интересно, чтобы они поняли, что есть книги, которые будто « нас читают», чтобы сформировалась потребность в чтении стихов, в сопереживании с автором и героями. Готовить учащихся к самостоятельному чтению и пониманию лирического текста необходимо как можно раньше.
Уже на первых занятиях нужно выяснить, зачем пишутся и читаются стихи, почему издавна существует у человечества лирики. Выясняем, что цель лирики – передача чувств, выражение настроений героев, отношение автора к происходящим событиям. Хорошие стихи никого не отставят равнодушными, глубоко затронут, учащиеся душой откликнутся на настоящую поэзию и попытаются выразить свои чувства. Иногда глубина поэтического текста такова, что только 3-4 ученика из класса могут настроиться на образ лирического героя. В работе с лирическим текстом особую роль играет выразительное чтение и самостоятельные усилия каждого ученика. Вспоминаем основные особенности прозы и поэзии.
-
Основные особенности
прозы
поэзии
Сфера
Освоение повседневного бытия людей во всей его сложности
Непосредственная правда личного переживания, подлинный и неповторимый человеческий голос поэта
Содержание
Важен сюжет, последовательное развитие событий
Внутренний мир человека, его эмоции, чувства, переживания
Язык
Художественно-выразительные средства (тропы) занимают менее значительное место; характерно взаимодействие различных речевых планов: речи автора, рассказчика, персонажей.
Использование художественно-выразительных средств (тропов); необычайная организация речи, присущая стиху; емкость всех составляющих элементов; особое построение стиха, рисунок фразовых ударений, словоразделов, пауз.
С течением времени сложился свой алгоритм анализа поэтического текста.
АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
Год написания произведения.
В какой период творчества поэта оно написано ( ранний, зрелый, поздний).
Тема стихотворения ( о чем говорится в данном стихотворении)
Идея, главная мысль, ради которой оно написано, там, где она есть ( что хотел выразить автор).
Сюжет (ряд событий, положенных в его основу). Если есть, или лирический сюжет ( нарастание эмоциональной волны).
Композиция (построение произведения).
Жанр произведения ( если не указан выше)
Система образов ( её описание, ключевые слова, рисующие образы).
Язык художественного произведения.
Выразительные средства языка ( тропы, стилистические фигуры и т.д.).
Определите размер стиха: двусложный – хорей или ямб, трехсложный – дактиль, амфибрахий или анапест.
Собственная аргументированная оценка, вывод.
Привожу примерный анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза»
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит
С горы бежит поток проворный.
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный –
Все вторит весело громам.
Ты скажешь; ветреная ГЕБА,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь на землю пролила.
-
№
План анализа
Примеры
1
Год написания произведения
Стихотворение по праву называют классическим. Впервые оно было напечатано в журнале» Галатея» в 1829 году. В начале 50-х годов Тютчев его переработал и добавил ещё одну строфу.
2
В какой период творчества поэта оно написано
Это одно из ранних стихотворений поэта. В апреле 1828 года Тютчев назначается вторым секретарем при Мюнхенской миссии.
3
Тема стихотворения
Гроза – это само движение, рождающее движение во всем окружающем её мире
4
Идея стихотворения
Гроза интересовала Тютчева, как обновление жизни, озарение её смысла изнутри. Природа и душа соединялись, этого не было в минуты покоя и тишины. Гроза – желание, в грозу внутренние силы души человеческой находят выход. Гроза делает жизнь более интенсивной, более яркой.
5
Сюжет
Показать, как при помощи обычных слов художник совершает чудо: грозное явление природы превращает в особую поэтическую реальность, доставляющее читателю эстетическое наслаждение
6
Композиция
«Гроза» - это 16 алмазных строк, всего 4 строфы. Первая строфа вводит тему и формирует главный образ, вторая и третья реализуют последовательно развертывающиеся кадры картины грозы, в четвертой строфе все изображенное выше перефразируется ещё раз.
7
Жанр произведения
Стихотворение
8
Система образов
Перед нами единый поэтический образ – гроза, который воспринимается читателем как юное существо, полное буйной и радостной силы. Гроза – явление природы, воссоздается поэтом со многими характерными её чертами.
9
Язык художественного произведения
Автор использует стилистически нейтральную лексику. Движение в стихотворении передается с помощью глаголов, выступающих в личной форме или форме деепричастий. Каждый глагол – это новый кадр быстро изменяющейся картины:
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит.
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
10
Выразительные средства языка
Эпитеты – раскаты молодые, перлы дождевые;
Метафора – повисли перлы дождевые, солнце нити золотит;
Инверсия – раскаты молодые, перлы дождевые, поток проворный ит.д.
Звукопись:
1)у – гр- у –а—а
2)е – е – р – гр
3) р – е – гр – а
4) гр – о – е – б – г - б – о
Находим ассонансы и аллитерацию.
11
Размер стиха
Четырехстопный ямб
12
Собственная аргументированная оценка
«Люблю грозу в начале мая» - веселое, бодрое, озорное стихотворение. Оно занимает одно из первых мест в русской поэзии. Предгрозовые тучи не омрачают поэта. Гром грохочет не в сумрачном, хмуром, закрытом облаками небе, он грохочет в небе голубом. Раскаты его не пугают, а радуют поэта, вселяют надежду и веру.
Весна утверждает себя грозой. До этого в природе боренье: кому быть – зиме или весне. Мы знаем – весне. Но нередко после теплых дней наступает похолодание. А вот после первой грозы утверждается ВЕСНА. Она пришла. И после весенней грозы все идет в рост. Молодые листочки не боятся стужи.
Каждый год в конце апреля вспоминается тютчевская строка. Природа и поэзия живут в ней единой, слитной жизнью. Гроза интересовала Тютчева как обновление жизни.
Литература:
1.Ле Озеров «Биография стихотворения», издательство «Знание», М., 1981г.
2. Н.А.Миронова. Литература в таблицах. 5-11 классы, Астрель, М., 2005г.
3.Журнал « Литература в школе» №2, 1996г.
Приложение:
Средства выразительности речи.
Памятка для учащихся.
Тропы: (троп – это оборот речи, в котором слово употреблено в переносном смысле для усиления художественной выразительности)
Эпитет – образное определение: ласковый ветер, ледяной взгляд, хрупкая девушка.
Сравнение – сопоставление одного понятия с другим. она тревожна , как листы; как гусли многострунна
Глаза, как небо, голубые. Я жил, как деды, по старинке.
Метафора – перенос значения одного понятия или явления на другой по сходству. Пустых небес прозрачное стекло, лунный серп, густеет облаков волнистое руно.
Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым.
Развернутая метафора – метафора, представленная каким-либо текстом («Парус»)
Метонимия – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи: Я три тарелки съел.
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла – все кипит.
Синекдоха – разновидность метонимии. Основанная на переносном значении с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.
Все спит – и человек, и зверь, и птица.
И слышно было до рассвета, как ликовал француз.
Олицетворение – перенос свойств живого явления на неживое.
Уж небо осенью дышало.
Здесь даже камни плачут.
Россия вспрянет ото сна.
Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось.
Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков.
Автор «Героя нашего времени» ( вместо М.Лермонтов)
Северная Пальмира или Северная Венеция – Петербург;
Мать городов русских – Киев;
Черное золото вместо нефть;
Царь зверей вместо лев.
Гипербола – преувеличение: не видел я тебя целую вечность, слезы в три ручья.
В шар земной упираясь ногами,
Солнца шар я держу на руках…
Гротеск – очень сильное преувеличение: сидят половины людей..
Литота – преуменьшение: ниже тоненькой былиночки надо голову клонить, мужичок с ноготок, осиная талия.
Ирония – скрытая насмешка. Откуда, умная, бредешь ты, голова?
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Стилистические средства изобразительности
( фигуры речи)
Антитеза – противопоставление:
что ищет он в стране …, ты и убогая, ты и обильная…, мне нравилась девушка в белом, теперь я люблю в голубом.
Черный вечер, белый снег.
Градация – расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию. (Сказка о рыбаке и рыбке)
Каждый день, каждый час, каждую секунду думаю о тебе.
Оксюморон – сочетание слов, противоположных по смыслу: живой труп, мертвые души, горячий снег, грустная радость, траурный наряд.
Синтаксический параллелизм – одинаковое, сходное построение смежных фраз, выражений.
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало..
Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания: казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака.
Анафора – единоначалие: Вынес достаточно русский народ, вынес и эту дорогу железную…
Клянусь я первым днем творенья, Это утро, радость эта,
Клянусь его последним днем. Эта мощь и дня и света,
Клянусь позором преступленья Этот крик и вереницы,
И вечной правды торжеством. Эти стаи, эти птицы…( А. Фет)
М. Лерионтов)
Эпифора – одинаковое завершение:
« Не станет нас!» А миру хоть бы что. «Исчезнет след!» А миру хоть бы что.
Ряды однородных членов: Были это веселые, сильные и смелые люди.
Бессоюзие – придает фразе динамику:
Швед, русский – рубит, колет режет.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри…
Многосоюзие – придает предложению плавность, замедленность.
И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь.
Парцелляция – особое членение предложения, неполные предложения.
У Анны беда стряслась. Большая. Случилось это давно.
Инверсия – необычный порядок слов.( Белеет парус одинокий.)
Умолчание – это оборот речи, когда автор сознательно не до конца выражает мысль.
Нет, я хотел… быть может, вы…
Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске к-л подразумеваемого члена предложения.
Мы села – в пепел, грады – в прах…
Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы.
Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа.
Знаете ли вы украинскую ночь?
Кто не проклинал станционных смотрителей,
Кто с ними не бранился?
Риторическое обращение – подчеркнутое обращение к к-л или ч-л для усиления выразительности речи.
Цветы, любовь, деревья, праздность
Поля! Я предан вам душой. (А.С.Пушкин)
Восклицание – Мечты, мечты! Где ваша сладость!
Фонетические изобразительно-выразительные средства.
Аллитерация – повторение согласных звуков в слове: Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь.
Пора, перо покоя просит. (А.С.Пушкин)
Ассонанс- повторение гласных звуков в слове:
думаю думу свою.
Будет буря – мы поспорим и помужествуем с ней.
Багровое взметнулось полымя
Над рокотом аэродрома,
А голуби, как будто голые,
Неслись на сизом фоне грома. (Л.Мартынов)
ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - прямое и непрямое, т.е. имитация звуковых явлений подбором слов с однородными звуками.
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши…
Литература:
1.Н.Б.Егорова и др. «Поурочные разработки по русскому языку» 11 класс, М., Вако 2005 год.
2. Марина Мещерякова «Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь.» М., Айрис пресс, 2002г.
3. Н.А.Миронова. Литература в таблицах. 5-11 классы, Астрель, М., 2005г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ