Урок развития речи с включением регионального компонента в 8 классе: "Один день в музее" 8 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Учхозская средняя общеобразовательная школа»

Краснослободского муниципального района

Республики Мордовия





Урок развития речи с включением регионального компонента

в 8 классе: "Один день в музее".






Автор урока: Данилина Галина Олеговна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Учхозская СОШ» Краснослободского района Республики Мордовия.




2012 год



Цели:

- познакомить учащихся со страницами жизни и творчества художника Ф.В.Сычкова, скульпьтора С.Д.Эрьзя;

- приобщить школьников к национальной культуре средствами изобразительного искусства и поэтического слова;

- познакомить учащихся с произведениями мордовских писателей и поэтов, посвященных творчеству художника Ф.В. Сычкова и скульптора С.Д. Эрьзи;

- развивать интерес к мордовской литературе;

- совершенствовать умения и навыки грамотного письма, языковое и речевое развитие учащихся;

- развивать навыки самостоятельного анализа произведения искусства;

- совершенствовать навыки монологической речи;

- вспомнить и закрепить особенности типа речи - описание; повторить понятия эпитета, сравнения, метафоры, олицетворения;

- систематизировать материал к сочинению.

- пробудить интерес к культуре родного края.

- воспитывать чувство патриотизма, любви к своей республике.


Тип урока: медиаурок.


Оборудование: репродукции картин Ф.В. Сычкова, портрет художника, репродукции скульптурных работ С.Д.Эрьзя, портрет С.Д.Эрбьзя; подборка стихов мордовских поэтов к полотнам Ф.В. Сычкова и работам С.Д.Эрьзи, таблица «Публицистический стиль», фотографии работ скульптора, «Автопортрет», стихотворения Виталия Юшкина «Эрьзя», Анатолия Тяпаева «У скульптора Эрьзи», Ивана Прончатова «Стихи о Степане Эрьзе» и др.

Подготовительный этап.

Подготовка к уроку началась задолго до самого урока. Мы с детьми посетили музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи в городе Саранске. Дети, внимательно слушая экскурсовода, записывали информацию. Дети с удовольствием окунулись в мир творчества изобразительного искусства.

После экскурсии, ученики разделились на группы, каждая из которых выполняла отдельные задания.

1 группа: подбор стихотворений, соответствующих темам, представленным в работах мастеров. Приготовьте выразительное чтение стихотворений.

2 группа: подбор материала о Ф.В.Сычкове.

3 группа: подбор материала о С.Д.Эрьзя.

Ход мероприятия:

Под мелодию мордовской песни чтец читает стихотворение на мордовском языке:

Мейсэ, мейсэ минек краень
Парочизэ?
Мейсэ, мейсэ минек енксонть
Мазычизэ?
Минек краень парочизэ
Паксятнесэ
Минек енксонть мазычизэ
Ломантнесэ
Зярдо кинза розь паксятнень
Малас молят.
Тонь икеле сынь сровтовить
Теке морят.
Зярдо соват минек крайсэ
Эрзянь Велес.
Эрьва кудо кенкшесь панжось Тонеть келес.
Ванна мейсэ минек краень парочизэ.
Ванна мейсэ минек енксонть мазычизэ.

Учитель: Как прекрасна мордовская речь в сочетании с мордовскими мелодиями. А кто ребята скажет мне, о чем рассказывает стихотворение? (Ответы детей.)

Вступительное слово учителя.

-Да, действительно, прекрасен наш край Мордовский, он зачаровывает нас своей неповторимой природой, своей культурой. А особенно радует то, что именно в Мордовии родились люди, чьи имена прославили нашу землю и стали известны за ее пределами. У мордвы это всемирно известный скульптор С.Д. Эрьзя. Его называли «русским Роденом», его работы демонстрировались на международных выставках в Венеции, Ницце, Милане. Память о мастере увековечена в его работах. Эрьзе поставлен памятник у музея изобразительных искусств, носящего его имя. Проходят годы, а интерес к его творчеству не пропадает. Еще одним человеком, прославлявшим наш край, был художник Ф.В.Сычков. Свидетельство тому – многочисленные полотна. Он по-своему открыл для нас интересный и своеобразный мир мордовской деревни, сельской детворы.

Мы с вами побывали в музее изобразительных искусств им.С.Д.Эрьзи и видели людей, с интересом рассматривающих скульптуры мастера, полотна художника. Музей давно стал одной из самых ярких достопримечательностей города Саранск. Приезжие стремятся обязательно побывать в музее, прикоснуться к творчеству гениального ваятеля, к творчеству прекрасного художника. Не раз поэты и писатели Мордовии обращались к образам наших знаменитых на весь мир земляков.

Целью нашего сегодняшнего урока будет подготовка к сочинению, в котором вы должны будете рассказать о том, что вы видели в музее, с чем познакомились, что впервые увидели, что нового открыли. Готовясь к мероприятию, вы подбирали материал поэтов, писателей Мордовии, в произведениях которых можно прочитать об этих замечательных людях искусства.

Сообщение о творчестве С.Д.Эрьзе.

В этом году мы отмечаем юбилей Эрьзи. Совсем недавно, а именно 9 ноября исполнилось 130 лет со дня рождения этого великого скульптора. Этот юбилей отмечают и за пределами нашей республики, поскольку работы Эрьзи известны повсюду. Мы с вами тоже готовились к этому празднику, почерпнули много знаний из его биографии, познакомились с книгами об Эрьзи, внимательно рассмотрели выставку книг, подготовленную нашим школьным библиотекарем. И наше сегодняшнее занятие станет обобщением всех этих знаний.

Биографию Эрьзи мы уже изучили подробно, но мне бы хотелось остановиться лишь на некоторых биографических моментах из детства скульптора, которые вам еще мало знакомы.

Вот посмотрите на слайд, что здесь изображено? (Лес.) А знаете ли вы, что Эрьзю сначала звали не Степаном, а именем, которое в переводе с мордовского означает “дитя леса”. Когда он родился, то еще неделю жил без имени – ждали отца, который как и многие крестьяне из мордвы, находился на заработках. Но по обычаям старины ребенок не должен долго оставаться без имени, т. к. нечистая сила может сглазить младенца. Боясь такого лиха, старухи-староверки уговорили мать пойти в священную дубовую рощу, где по старому обычаю предков дали имя новорожденному Виртака – дитя леса. Вернулся отец. Он с радостью взял маленького сына на руки и ,подбрасывая вверх, воскликнул: «Ого, смелый будет человек, даже не пикнул.»

Мать отобрала ребенка, прижала к груди и упрекнула:

- Виртака еще махонький, а ты играешь, как с медвежонком.

-Что за имя Виртака? Я назову сына Степаном.

В сумерках ноябрьского вечера, задами, озабоченный отец тащился к священнику, то и дело поправляя барана, которого нес за плечами. Священник, пожурив его немного и , впустив барана в хлев, буркнул: -Завтра твое чадо будет Степаном.

Так дитя леса Виртака стал Степаном…

-Ну, как, ребята, понравился вам мой рассказ. А прочитала я об этом в книге Артура Моро. Если вас заинтересовали сведения из детства скульптора, то узнаете из этой книги еще много интересного.

Да, великий человек – интересная жизнь. И к юбилею Эрьзи проводится много викторин и по радио, и по телевидению, и в печатных изданиях. И сейчас я вам хочу предложить мини-викторину, чтобы выявить ваши знания о Эрьзи и его жизни. Итак, приготовились:

С чего начиналось творчество скульптора?

(Учеба и работа в иконописных мастерских г. Алатыря и г. Казани. Роспись церквей. К 100-летию со дня рождения Пушкина создал декорации для любительского спектакля.)

Где скульптор продолжил учебу?

(В Московском училище живописи, ваяния и зодчества.)

В каких зарубежных странах жил и работал Эрьзя?

(В Аргентине, Франции, Италии.)

4) Почему скульптор взял себе такой псевдоним? (В честь мордовского народа – эрзи.)

5) Какие награды получил Эрьзя?

(Был избран действительным членом общества русских скульпторов; награжден орденом “Трудового красного знамени”.)

- Вот такие награды. И все-таки, я считаю, что самой главной наградой стала вечная память в людских сердцах, почитание и преклонение перед его талантом.

Особенно радует, что мы его земляки можем полюбоваться его работами, собранными в музее в г. Саранске.

И пусть кто-то из вас еще там не побывали, не огорчайтесь, у вас все впереди. И пусть наш сегодняшний урок станет первым шагом на этом пути. Вот эта небольшая выставка работ – фотографий поможет вам познакомиться с некоторыми из них. А познакомят нас с этой выставке и проведут по ней наши экскурсоводы.

Ученик:

Он для себя не ждал почета:
Его одно вело работа
Да лиц прекрасных миражи.
Мы входим в зал и покоряет,
И таинством нас опаляет
Искусство, вечное, как жизнь.

1 экскурсовод: В различные годы скульптором были созданы такие работы, как “Эрзянка”, “Голова мордовки”, “Крестьянин-мордвин”, “Старик-мордвин”. (Показ)

Разные по характеру и настроению образы - это показатель человеческой теплоты, народной мудрости, моральной силы и достоинства. В них особенно сказалась кровная связь скульптора с Родиной, тоска по ней:

Усталостью сковано тело,
Избито бессонным трудом,
Мне чудится снег твой белый,
В лесу запорошенный дом.
Тоскою наполнилось сердце,
Ввалились в орбиту глаза,

Хотел я вернуться в край детства,
Точила ночная слеза…
Я помню тебя круглолицей
И глаз голубые белки.
Мне часто Мордовия снится,
Свиданье у теплой реки…

2 экскурсовод: Эрьзя - художник, передающий в своих произведениях человеческие чувства. Он создал большую серию работ. Это образы символы: “Мужество”, Каприз”, “Горе”, “Скорбь” (показ)

Эрьзя имени эрзи?
Значит, совсем разуверься
В том, что талантлив и спорен
И восхищенья достоин?
Мир так смешно устроен:
Эрьзя от голода болен,
Холодно, негде укрыться,
Но творчество состоится.
Бездна сомненья и горя,
Правда, рожденная в споре,
Мрамор характером сточен
Так выразительно точен.
Дерево Аргентины
Стало его судьбиной.
И альгораббо с кебрачо
Стали его удачей.
Эрьзя - эрзя от плоти, преданный только работе,
Счастье нашедший в натуре,
Родине дарит скульптуры!

3 экскурсовод: свои идеальные представления о человеке и его душе, сложное ощущение прекрасного воплощает С. Эрьзя в многочисленных женских образах:

О, женщин матовые лица!
Вы будете ночами сниться,
Не скоро сердце отойдет.
Застывшие и все ж в движенье,
В лукавстве, скромности, томленье.
Ведете лунный хоровод.

В портретной галерее Эрьзи женщины разных стран и национальностей. В каждом портрете художник не просто передает национальные черты, но и раскрывает определенный характер, душевное состояние и настроение. Необыкновенен портрет “Аргентинки”, волевое и сильное начало в портрете “Русской женщины”, олицетворение гордости и достоинства заключено в портрете “Испанки” и, наконец, воплощение изысканной красоты, тонкого обаяния и кокетства в “Парижанке в шляпке”:

Парижанка! Моя Парижанка!
Ты - свободы хмельной содержанка,
А под шляпкою дерзкая челка,
А под челкою глазок щелка,
Носик вздернут. А губки капризны.
Без свободы не мыслишь ты жизни…
Шейка плотно шарфом укрыта.
Ну, а личная жизнь открыта…
Ты свободы хмельной содержанка,
Парижанка! Ах. Парижанка!

4 экскурсовод: Глубиной характеров проникнуты работы, посвященные женщине – матери. К этой теме Эрьзя неоднократно обращался в своем творчестве:

Материнство”, “Четырнадцатилетняя мать”, “Портрет матери”

Здесь тело матери образует собой колыбель, в которой безмятежно покоится ребенок, играющий ее волосами. Приникнув щекой к голове сына, мать в то же время отвернулась от него. Она словно прислушивается к тревожным мыслям – размышлениям о будущем ребенка.

Дремлет мать, обнявши малыша.
Под ее рукой его палатка…
Белый мрамор теплится дыша,
До того она уснула сладко…
И малыш спокоен под рукой-
Это дом его – его спасенье…
Белым телом овладел покой.
Вопреки вчерашним потрясеньям…
Я благословляю этот мир,
Мир покоя, вечного блаженства-
Мать с ребенком - это ориентир
Вечного в природе совершенства.

Созданию образа женщины Эрьзя посвятил всю свою жизнь. Он был одержим поиском идеала женской красоты. Эрьзю волнует не только соответствие конкретной натуре, он стремится к обобщению, облагораживая и несколько идеализируя женщину. В творчестве Эрьзи она предстает и как мать, и как олицетворение революции, и как прекрасное создание, нежная песнь, застывшая страница мифологического повествования или увиденная художником картина из жизни.

5 экскурсовод: Вершиной творчества мастера стала его работа, выполненная из аргентинского дерева кебрачо « Моисей». Внимательно всмотритесь в библейского героя. Здесь и мудрость, и сила, и ум, и мощь , и страсть.

Скуластый и могучий,

С лицом смуглей земли,

По лбу – ручьями с кручи-

Морщины протекли.

Раздуты ноздри. Мыслит.

И мхи густых бровей

Задумчиво нависли

Над сумраком очей.

Крутая сила духа

И разума полет…

И сердце мое- « Ух, ты!»-

От удивленья мрет.

Какие мощь и страсти!

И мысль. И жизнь. И свет.

Ко мне подходит мастер,

Сгорблен и тих, и сед.

Но вижу – бьется в Эрьзе

Из омута очей

Крамольный свет поэзии

И дух твой, Моисей.

Учитель.-Мы познакомились лишь с малой долей работ великого скульптора. И мне хотелось, чтобы вы полюбили искусство Эрьзи, как любил свои скульптуры и сам автор. В горе и в радости он думал о своих работах и называл их своими детьми:

У меня спросили: есть ли дети-
Продолжатели моих трудов?
Посмотрите на скульптуры эти
Белых и коричневых тонов…
Вот они – моя семья большая,
Вместе с ними пес Леон и кот…
Я скульптуры созидал, себя лишая,
Сна и отдыха, и всех других свобод.

Хотелось бы, чтобы имя Эрьзи навсегда осталось в вашей памяти, как имя великого человека, прославившего своим творчеством Мордовскую землю.

Одной из самых известных книг, посвященных жизни и творчеству С.Д. Эрьзи стала трилогия Кузьмы Абрамова «Степан Эрьзя». Обратите внимание на название романа. Кузьма Абрамов пишет имя скульптора так же, как и сам художник, через мягкий знак. В названии же народности «эрзя» мягкий знак отсутствует.


Слово о художнике Ф.В. Сычкове .

Сычков Федот Васильевич родился 1 марта 1870 г. в селе Кочелаеве Наровчатского уезда Пензенской губернии (ныне Ковылкинского района Мордовии). Незаурядные способности к рисованию обнаружились у мальчика еще в начальной трехклассной школе. Подрастая, Федот вступает на путь художника-самоучки. Вот он ученик сердобского иконописца, потом сам пишет иконы, расписывает стены деревянных храмов, рисует портреты местной знати. А вот уже помещик генерал И.А. Арапов ему дает заказ. Из-под кисти Федота Сычкова выходит первая сюжетная картина «Закладка станции Арапово», после чего Федоту в 1892 г. открылся путь для поступления в школу Общества поощрения художеств в Петербурге. Там же Ф.В. Сычков познакомился с Ильей Ефимовичем Репиным, советами которого постоянно пользовался. Шестилетний курс прошел за три года.

В 1900 г. он заканчивает Академию художеств.

Прожив долгую и необычайно плодотворную жизнь, Ф.В. Сычков создал около трехсот произведений, написал свыше тысячи этюдов.

Главная тема Ф.В. Сычкова – русская и мордовская деревня, которой он не изменяет и после революции 1917 г. На полотнах художника – яркие, запоминающиеся народные образы, утверждающие духовную красоту и ценность человека труда. Персональные выставки художника в Москве (1952, 1970) проходили с большим успехом. Ф.В. Сычков - заслуженный деятель искусств Мордовской АССР, РСФСР, народный художник Мордовии.

Умер художник в 1958 г. Похоронен в Кочелаеве. Там же в его родном селе открыт Дом-музей Ф.В. Сычкова.

Федот Васильевич Сычков умел прекрасно ладить с детьми. «Всю свою жизнь я любил рисовать детей… Когда я смотрю, как они веселой гурьбой возвращаются из школы…, я невольно вспоминаю дореволюционную детвору, свое собственное детство. С каким трудом пришлось пробивать мне дорогу к любимому искусству», - вспоминал Федот Васильевич.


На фоне слайдов, демонстрирующих детские портреты кисти Ф.В. Сычкова. К полотнам художника подобраны стихи русских и мордовских поэтов.

«За работой. Подруги », 1935 г. Где такие бусы отливали…

В. Гадаев

«Подружки», 1930 г.

«Кокетка. У зеркала», 1936 г. На красавице кофта белая…

В. Гадаев

«Прачка». А. Решетов

«На базаре», 1932 г. Шумит ярмарка

Многоликая,

Сердце радует перекликами.

В. Гадаев

«У плетня», 1925 г. Я внучатами любуюсь.

М. Бебан

«Настя за вязанием», 1925 г. Девочка-подросток вышивает.

И. Калинкин


«С гор», 1910 г.

«Возвращение из школы», 1945 г.


Илья Кривошеев, «Катание с горы»


Мы пошли с горы кататься - Самым первым катит Миша,

Поиграть, повеселиться, Главный пионервожатый,

Свежей силы понабраться, А за Мишей - Гриша, Тиша,

На морозе закалиться. Олда, Наста, Вася, Тата.


Солнце с ясною улыбкой Нет забавы веселее:

Нас лучами привечает, Свищут лыжи, мчатся санки,

Под ногами, будто скрипка, Ярко галстуки алеют,

Снег рассыпчатый играет. Машут крыльями ушанки.


«Кто обгонит? Кто обгонит?» Проплывает рыбкой Ваня,

Закричали всей артелью, Костя вниз летит стрелою,

Полетели, словно кони, Все счастливы, все румяны,

Будто вихри, полетели. Снегом-пухом замело их.


А за ними Гриша-крошка,

Карапуз пищит в салазках:

- Эй, давай, давай дорожку,

Раздавлю, ребята, вас я!

Мы обращаемся к детскому творчеству, обогащая его новыми чувствами, эмоциями, пополняя лексический запас школьников, внедряя как репродуктивные (сбор материалов о скульптурах, чтение дополнительной литературы), так и проблемно-поисковые методы (приемы создания и интерпретации образа).


Валентина Юдина, «Трудный переход», 1934 г.


По ягоды, по ягоды,

Вдоль озера, по бережку.

По ягоды, по ягоды…

Несем корзинки бережно.


По ягоды, по ягоды

Идем, идем со старшими,

И слушаем, и слушаем.

Рассказы очень страшные!


Лукерья-бабка видела

В лесу недавно лешего.

А Марья подзадорила:

- что, конного аль пешего?

- Сидит. Глаза, как бусинки,

Копытца-то точеные!

Пригож лицом, и усики,

Как у Никиты черные…


Весь день Лукерью слушаем.

Она, знай, зубы скалит,

Гутарит: «У Пахомыча

И лапти заплясали.


А леший принахмурился,

В руках не посох, молния!»

В корзинках нет ни ягодки,

А у Лукерьи - полная.


На международной выставке в Риме (1911 г.) за картину «Трудный переход» художник был удостоен поощрительной премии.

Кроме детских портретов, у Ф. Сычкова немало сложных жанровых полотен. Одно из них - «Молодая». Не обязательно на таких полотнах присутствие детских фигурок.

«Молодая. Новобрачная в деревне», 1925 г.


В. Гадаев

Мокшанка

Над колодцем облака нависли,

След по снегу вьется кружевной.

На заиндевелом коромысле

У мокшанки два ведра с водой.


Шамурвай - малиновое пламя.

А на поясе - гляди, народ! -

Погремушка с алыми кистями.

Снег хрустит. Красавица идет.


Где такие бусы отливали,

Полумесяцем, что на груди?

А нулу в Саранске, видно, ткали.

Нитей жар – попробуй, остуди.


Я гляжу ей вслед, слегка вздыхая.

Сквозь мороз ударило теплом.

Звуки погремушки затихают.

А в душе,

Как в ясный день,

Светло.

1962 г.


Русский поэт Виктор Гадаев, очарованный творчеством Ф.В. Сычкова, посвятил ему ряд стихотворений («У полотен Сычкова», «Мажорность лиц») (см.: сб. «Мое мирозданье», Морд. книжное издательство, Саранск, 2004 г.).

Чтение стихотворений В. Гадаева.

«Дети в цветах», 1932 г.

«В мальвах», 1924 г.

«Подружки. Дети», 1916 г.

«Переход ребят через болото», 1961 г.

«Сбор вишни», 1920 г.


Детские образы в творчестве Ф.В. Сычкова.

Федор Васильевич Сычков, самобытный русский живописец, известен как художник-портретист, приверженец бытового жанра. Проживший почти всю свою жизнь в селе Кочелаево, он с большой любовью воспел своих земляков, окружающую природу.

Одна из любимых тем Сычкова - изображение крестьянских детей. Художник умело показал многообразие их характеров, смышленость, пытливость ума, природную одаренность, непоседливость.

Искрометным весельем, неувядаемой молодостью отличаются произведения, посвященные забавам деревенской молодежи. На одной из первых картин «С гор» (1910) мы видим кочелаевских ребятишек, высыпавших на высокий заснеженный берег Мокши. Мягко написанный сельский зимний пейзаж оттеняет раскрасневшиеся от холода лица детворы.

Вот они, разрумяненные морозом, лихо съезжают на санках с горы («Катание с горы», 1925 г.; «Катание с гор», 1920 г., 1937 г.) или остановились у изгороди, переводя дыхание после быстрой езды («После катания», 1920 г., 1923 г.). Стремительность движения саней, несущихся с крутого склона, подчеркивается ритмом линий развевающихся на ветру цветных юбок и шалей.

Своих юных героев он изображает всегда среди природы, чаще всего летней: то среди ярких цветов («В мальвах»,. 1924; «Дети в цветах», 1932), то в саду («Подружки», 1930; «Девочки в саду», 1924), то у колодца («Под рябиновым кустом», 1935).

Вот на изгороди, жмурясь от ослепительного весеннего солнца, сидит мальчишка, одетый в старенький дубленый полушубок и меховую шапку («Гринька», 1937). Весь его облик выражает восторг от прихода долгожданной весны. Кажется, что только для него светит солнце и журчат ручьи.

Много картин посвятил детям Сычков - живописец. И всегда он любуется их ярким румянцем на щеках, крепкими, ладными фигурками, пестрыми одеждами. Задумавшись, стоим подолгу возле небольших полотен кочелаевского чародея, словно бы неким колдовством навсегда остановивших быстролетные мгновения молодой радости.

(По М.И. Суриной.)

Подготовка к написанию сочинения.

1. Работа над предупреждением речевых ошибок.

  1. Подберите синонимы к существительному скульптура (произведение, работа); к глаголу создал (изваял, выразил).

  2. Найдите ошибку в предложении: Скульптура произвела на меня впечатление (пропуск слова; какое впечатление?).


ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ


Цель высказывания

Стилевые черты

Языковые средства

Сфера употребления


Сообщение

информации,

воздействие на слушателей или читателей.


Эмоциональность,

страстность.

Призывность.

Актуальность.

Доступность.


Лексические:

- общественно-политическая лексика;

- совмещение торжественной лексики и разговорных средств;

- антонимы.

Синтаксические:

- побудительные и восклицательные предложения;

- риторические вопросы;

- повторы;

- параллелизм;

- однородные члены;

- обращения.


В устной речи: выступления на митингах, собраниях, съездах, в передачах по радио и телевидению;

В письменной речи: статьи в газетах, журналах.



3. Лексическая работа.

Синонимы


Художник посвятил юные герои полотна

живописец воспел ребятишки куски холста

автор полотен изобразил дети картины

портретист написал молодежь пейзаж

кочелаевский чародей умело показал



4. Изобразительно-выразительные средства.


Эпитеты Метафоры

искрометное веселье ритм линий

неувядаемая молодость пытливость ума

быстролетные мгновения воспел земляков

молодой радости кочелаевский чародей


5.Синтаксические средства выразительности (инверсия).




6. Орфографическая работа (по группам).


- Найти и объяснить орфограммы


^

¬

Посвятил

Дубленый

У изгороди

Неувядаемый

Развевающихся

Заснеженный

Раскрасневшиеся

Небольших

Ослепительный

Долгожданный

Изображает

Полушубок

Отличаются

Посвященный

Любуется


Приверженец

Разрумяненные

видим


Остановились

Написанный



Неувядаемый

Смышленость


Живописец

Одаренность

Искрометный

Полотен

Неувядаемый

Быстролетный


живописец

Долгожданный


7. Синтаксический разбор.


Вот они, разрумяненные морозом, лихо съезжают на санках с горы.

Выводы по уроку.

Образ художника, отдавшего всю свою жизнь искусству, не может не волновать сердца писателей, поэтов. Создавая образ скульптора, они отмечают его удивительную любовь к Родине, которая не угасла, несмотря на долгие годы, проведенные за границей, его гениальные творения, которые не перестают привлекать к себе внимание внутренним светом, интересом к жизни простого человека. Благодаря произведениям о С.Д. Эрьзе, понятнее и ближе становятся скульптуры художника, его непростая жизнь.

Домашнее задание.

Используя материалы урока, написать сочинение на тему : « Один день в музее».


Литература:

  1. М.Н. Баранова. Скульптор Эрьзя. Мордовское книжное издательство. Саранск.2002 год.

  2. Г.О.Сутеев. Библиографические заметки и воспоминания. Саранск.1998 год.

  3. Воспоминание о скульпторе С.Д.Эрьзе. Составитель: Горина Г.С. Саранск.2010 год.

  4. Попова Э.Н. Федот Васильевич Сычков: Очерк жизни и творчества. Саранск. 2000 год.

11


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ