Разработка интегрированного урока литературы и истории «Бородинское сражение» (по историческим материалам и роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)
Тема урока: « Бородинское сражение» ( по историческим материалам и роману Л. Н. Толстого « Война и мир»).
Цели урока:
. - показать войну с точки зрения истории и сравнить ее с тем, как она показана у Толстого в художественном произведении: ход войны, характер войны, значение Бородинского сражения и роль личности в войне;
- выявить причины победы России и показать мастерство Толстого в раскрытии этих причин через произведение;
- показать героизм и патриотизм русского народа в Отечественной войне;
- развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с предложенным текстом, работать с документом;
- давать характеристику историческим личностям и литературным персонажам, высказывать собственное мнение, подбирать нужную информацию к уроку, выступать перед аудиторией, работать с картой;
- воспитывать чувство патриотизма и национальной гордости.
Оборудование:
карты, таблицы, роман Л. Н. Толстого « Война и мир », портреты писателя, мультимедийная установка, видеомагнитофон, компьютер, DVD-проигрыватель, фильм « Война и мир », презентация, видеоролики.
Эпиграф к уроку.
«Война - самое гадкое дело на земле».
Л.Н. Толстой.
Ход урока:
1.Демонстрация презентации « Бородино ». (с №1)
2.Слово преподавателя:
Бородино. Этому событию посвящено стих-е М.Ю. Лермонтова « Скажи-ка, дядя, ведь не даром….», посвящён фильм с таким же названием, в честь него сооружён на народные деньги Храм Христа Спасителя в Москве, героям этого события посвящён один из залов Эрмитажа в С-Петербурге, одному из главных героев – Кутузову - поставлен памятник у стен Казанского собора, в честь него создан орден, которым в годы Великой Отечественной войны награждали лучших полководцев. Этому событию посвящён и наш урок.
3.Тема урока .( с. № 2) эпиграф.
4. Преподаватель литературы :
Л. Толстого бы не было, если бы мы его не читали. Жизнь его книг -это наше чтение, наше существование в них. Каждый раз, когда кто-то берёт «Войну и мир» в руки, жизнь этой книги начинается снова. Мы с вами тоже держим в руках эту великую книгу, в которой Толстой делится с нами своими мыслями о жизни и смерти, о любви, что спасает человека, о славе, чести и бесчестии, о войне, о том, как она переворачивает судьбы людские. Война-это гибель, смерть, кровь, ранения. Война-это страх. И неоднократно Толстой подчёркивает, что война – это преступление, ибо война это кровопролитие, а любое кровопролитие преступно. Человек и война – дна из ведущих тем романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Сегодня мы поговорим о славной странице истории нашей Родины – о Бородинском сражении. Цель сегодняшнего занятия – доказать ,что, действительно, недаром помнят потомки о Бородинском сражении, что Бородинское сражение имело огромное значение в Отечественной войне 1812 года. (С № 3)
5. Преподаватель истории :
1812 год. Отечественная война. Такого нашествия Русь не видела со времени монгола- татарского ига. 22 июня 1812 года Наполеон подписал воззвание своим солдатам : «Солдаты! Пойдём вперёд, перенесём войну в пределы России, которая уже 50 лет оказывает влияние на дела Европы».Армия Наполеона – самая сильная и многочисленная в Европе . Он сам успешный полководец . Его маршалы – это исторический феномен . Наполеон сам их выбирал из народа там, где видел талант и мужество и не спрашивал бумаг о дворянском происхождении . Это было сильный соперник , и он мог рассчитывать на успех . 20 августа 1812 года русскую армию возглавил Кутузов . Ему 67 лет жизни и жить осталось всего 8 месяцев . Его боевой опыт исчислялся в полвека . Нелёгкая жизнь досталась этому человеку , но славная . Много позади боёв и походов , трижды он был ранен, лишился правого глаза . Пора бы на покой.
Но нет… не время . Именно Кутузов дал приказ отступать к Москве. Недовольны в войсках таким приказом. А Кутузов сказал, хитро прищурив свой глаз : «Кто сказал отступление? Сие есть военный маневр» В сражении участвовали многие великие полководцы: Багратион, любимый ученик Суворова, для него бородинское сражение было 151-м по счёту и стало последним. Большинство генералов, участвующих в этом сражении, были очень молодыми. Ермолову 34 года, Давыдову и Волконскому по 28, а самым молодым генералом был А. И. Кутайсов, этот чин он получил в 22 года, а в 27 командовал всей артиллерией на Бородинском поле.
6. Преподаватель истории (повторение пройденного материала) (с№4)
-Каковы были причины войны 1812 года и планы сторон?
-Какой характер носила война для воюющих сторон
-Каким было соотношение сил накануне войны?
-В чём проявлялся народный характер войны ?
-Почему русская армия была вынуждена отступать ?
-Почему Кутузова назначили главнокомандующим русской армии?
7. Сообщение плана изучение нового материала (с№5)
- Планы и подготовка к генеральному сражению. Соотношение сил( по историческим материалам).
-Ход Бородинской битвы, её итоги историческое значение ( по историческим материалам).
.
-Описание Бородинской битвы в романе «Война и мир».
-Чтение составленной в ходе урока таблицы, обсуждение, выводы.
8.Работа с картой ( с. №6 )
9. Преподаватель истории.
. Имея численное преимущество, Наполеон стремился в генеральном сражении разгромить русскую армию, вступить в Москву, продиктовать России условия мира. Кутузов не был склонен искать исход войны в одном генеральном сражении, он понимал, что генеральное сражение не определяет окончательной победы. Наполеон был уверен: «Победа под Бородином, если и удастся ее достигнуть, будет лишь временной победой, а не окончательным поражением противника (с. № 7 )
Стратегический план Кутузова был направлен на накопление крупных сил (резервов), истощение врага и окончательный его разгром в ходе контрнаступления. Кутузов так говорил об этом: «Когда дело идет не о славе выигранных только баталий, но вся цель- устремление на истребление французской армии… я взял намерение … отступить…» (из донесения). (с № 8 ) Бородинское сражение не выявило победителей…( с.№8, 9, 10 )
Демонстрация отрывка из фильма « Война и мир»
(с № 11)
Преподаватель литературы.
Изучая исторические документы, касающиеся войны 1812 года, Бородинского сражения, мы не можем не обратиться к роману «Война и мир». Толстовское описание Бородинской битвы позволяет нам воссоздать целостную картину исторического события и, несмотря на разногласия Л.Н.Толстого с учеными и военачальниками, лучше понять историю России, проникнуться чувством благодарности к «богатырям русским», защищавшим Родину в 1812 году. Читая роман «Война и мир», убеждаешься в правоте великого писателя-гуманиста, заявившего, что «…вопрос, не решенный дипломатами, еще меньше решается порохом и кровью», «…война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания».
Для Толстого война – это тяжелая, будничная, кровавая работа. Понимает это и князь Андрей и Пьер Безухов – главные герои романа.
Анализ эпизода «Пьер Безухов по дороге на Бородинское поле». Работа с текстом 20 главы части 2 тома 3.'' ( с №12 )
Преподаватель : Пережить события Бородинской битвы и передать читателю свои мысли и чувства по поводу Бородинского сражения Толстой доверяет некомпетентному в военных делах Пьеру Безухову.
1.Почему Пьер, сугубо гражданский человек, не уехал из Москвы, как другие, а остался и оказался под Бородином? В каком настроении он отправляется на Бородинское поле? (Пьер возбужден, радостен. Он чувствует, что здесь решается судьба Отечества, и, возможно, он станет свидетелем, а если повезет, то и участником грандиозного события).
2.Какую картину мы видим глазами Пьера по дороге на Бородинское поле? Что ему бросается в глаза? Кого он встречает? (Конный полк с песенниками направляется на позиции, навстречу ему – обоз с раненными во вчерашнем бою под деревней Шевардино. Старый солдат обращается к графу Безухову «землячок», и Пьер понимает, что сейчас не та минута, чтобы люди делились на господ и рабов. Происходит какое-то единение людей перед битвою, в которой решится судьба их земли).
4.Какой видится битва Андрею Болконскому, опытному военному? (т.3.,ч.2., гл.31-32.)
5.Как ведут себя солдаты перед боем? Видит ли Пьер панику, страх? (Солдаты шутят, обсуждают завтрашнее сражение. Все торжественно, величественно. Страха нет ни у кого, поэтому нет его и у Пьера).
Разнообразными средствами Толстой подчеркивает необыкновенную торжественность и важность наступающих событий. Показано единение людей перед боем: профессиональных военных, ополченцев, Пьера, который свои размышления об увиденном формулирует фразой («…всем народом навалиться хотят» записывается в тетради).
Просмотр фрагмента фильма « Война и мир» (эпизод «Беседа Андрея Болконского и Пьера Безухова накануне Бородинского сражения»). Обсуждение эпизода по вопросам:
От чего меньше всего зависит успех сражения, по мнению князя Андрея? (От позиций, численности войска, вооружения). А от чего тогда? (« от того чувства, которое есть в каждом солдате», т. е. от морального состояния войска, от духа армии).
(Выделенные слова князя Андрея высвечиваются на экране, записываются в тетради). (с.№ 13 )
Толстой утверждает: «Война – самое гадкое дело в жизни». Но какую войну устами князя Андрея оправдывает Толстой? (Войну за свою Родину, за землю, в которой лежат наши предки. Такая война справедливая! Она должна быть жестокой, чтобы никто не захотел ее повторения. Князь Андрей говорит: «Французы – враги мои, они преступники. Их нужно казнить», т. е.он утверждает, что к врагу, который пришел на твою землю, нужно испытывать ненависть. Чтобы победить, надо ненавидеть). (Выделенные слова князя Андрея высвечиваются на экране и вместе с выводами записываются в тетради).
Попав на батарею Раевского, Пьер Безухов расстается со своим представлением о войне как торжественном параде .
В каком настроении находится Пьер, когда попадает на батарею Раевского? (В веселом, приподнятом, радостном).
Как отнеслись бойцы к Пьеру? (Вначале неодобрительно: парадная одежда Пьера совершенно нелепо смотрится среди всего происходящего. Затем, увидев, что он безобидный, солдаты начинают относиться к Пьеру ласково, шутливо, называют его «наш барин»).
Что из увиденного меняет настроение Пьера? (Он видит смерть. Первое, что его поразило, - одиноко лежащий мертвый солдат на лугу. А к десяти часам – «человек двадцать унесли с батареи». Но особенно Пьера поразила смерть « молодого офицерика» - «сделалось странно, пасмурно в глазах».)
Почему Пьер вызвался бежать за снарядами, когда те закончились? (Ему страшно. Он бежит с батареи не помня себя, подсознательно понимая, что никакие силы не заставят его вернуться к тому ужасу, который он пережил на батарее).
Что заставило Пьера вернуться на батарею? (Ящик со снарядами взорвался чуть ли не в руках у Пьера. Он в панике бежит туда, где люди, - на батарею).
Какую картину увидел Пьер, вернувшись на батарею? (Почти все солдаты мертвы, на его глазах русский солдат был заколот в спину французом, остальные солдаты взяты в плен)
Преподаватель литературы
Пьер, схватившись за голову, в полуобморочном состоянии бежит, «спотыкаясь на убитых и раненых, которые, казалось ему, ловят его за ноги». А когда курган освободили, Пьеру еще раз суждено было побывать на батарее, и увиденное его поразило.
( Учитель просит найти в тексте и зачитать описание разбитой батареи Раевского. Конец 32-й главы части 2 тома 3).
Страшную картину Бородинского поля после сражения рисует Толстой.
(Учитель просит зачитать описание Бородинского поля после сражения. Начало 39-й главы части 2 тома 3).
Толстой рисует картину смерти и не жалеет красок. Какую мысль он хочет донести до читателя? (Война – это преступление, кровопролитие. Сколько убитых! А ведь с каждым убитым уходит целый мир. Уходит безвозвратно! Навсегда! Вот что призывает понять Толстой и опомниться). ( демонстрация видеоролика )
Какое определение дает Толстой победе под Бородином? (Учащиеся находят нужное определение, которое высвечивается на экране: «победа нравственная была одержана русскими под Бородином». ( т.3., ч.2., гл.39) Делается вывод о нравственном превосходстве русских солдат в Бородинском сражении( с.№14.)
Преподаватель истории
Почему Кутузов считал, что, несмотря на отступление, и Москва и Россия могут быть спасены?
Оставить Москву, чтобы сохранить армию и подготовиться к следующим победам ( записать в тетрадь)
2 сентября русские оставили Москву.(с. № 15)
Кутузов вспоминал: « Глубокая печаль была на лицах воинов, казалось, что каждый из них питал в сердце мщение за обиду, как бы лично ему принесённую» Вместе с армией и население покидало город. Русская армия перешла на Калужскую дорогу и остановилась в селе Тарутино. А в это время Наполеон подошёл к Москве и остановился на Поклонной горе в ожидании депутатов от москвичей с ключом от города. А. С. Пушкин писал:
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар
Она готовила пожар нетерпеливому герою. (с.№16)
Входя в Москву, французские солдаты надеялись отдохнуть на тёплых квартирах, но улицы были пусты, лишь ветер гонял листву…
2сентября начался пожар, он полыхал несколько дней. А вокруг Москвы развернулось партизанское движение. (с.№17) За месяц пребывания в столице Наполеон потерял 32 тыс. своих солдат. Запасы продовольствия иссякли, армия Наполеона превратилась в шайку грабителей и разбойников. Кутузов расположился на Калужской дороге и заставил отступать Наполеона по старой Смоленской дороге. Начались русские холода, одеты французы были легко, они кутались в награбленное бельё, женские платки, скатерти. И Наполеон бросил остатки армии и уехал в Париж.(с. № 18)
5. Значение Бородинской битвы.
-Как вы объясните слова Наполеона: «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми. Из 50 сражений, мною данных, в битве под Москвою выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех».
-В чем проявился патриотизм русских воинов?
-Почему Бородино навечно осталось в памяти народной?
В Бородинской битве русская армия обескровила французов и нанесла им невосполн6имые потери: было убито 58 тыс. человек (43%) всего состава участвовавших в сражении, в том числе 47 генералов, русские войска потеряли 38 тыс. человек (30%), в том числе 23 генерала, сохраняя высокую стойкость и волю к победе.
Наполеон не достиг своих целей – разгрома русской армии – и впервые не смог одержать победу в крупном сражении. По словам А. Крмелева, при Бородине «французская армия расшиблась о русскую». Оценивая Бородино, Кутузов писал в донесении императору: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия под предводительством самого Наполеона, будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твердость духа российского солдата, жертвовавшего с бодростью жизнью за свое отечество».
Наполеон, уже будучи узником на острове св. Елены, писал: «Это была битва гигантов. С обеих сторон было введено в бой более четверти миллиона солдат и офицеров. Над Бородинским полем гремели залпы 1200 орудий».
В приказе по армии Кутузов писал: «Объявить мою совершенную благодарность всем вообще войскам, находившимся в последнем сражении
Преподаватель литературы
А теперь давайте выясним, что говорил о войне 1812 года Толстой.(с. № 19,20)
7. Чтение таблицы, составленной в течение урока
Исторические факты
Л.Н.Толстой о Бородинском сражении в романе «Война и мир»
1.Цели и задачи, преследуемые армией
Обескровить противника, добиться изменения в соотношении сил, не допустить к Москве
«…не имело ни малейшего смысла»
2.Подготовка к сражению
Сражение тщательно планировалось, выбиралось место, строились укрепления
«Русские не отыскивали лучшей позиции…»; «…сражение… принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности…»
3.Соотношение сил накануне сражения
120 тыс. человек, 624 орудия у Кутузова. 135 тыс. человек, 587 орудий у Наполеона
5/6, т.е. 100 тыс. у русских и 120 тыс. у французов
4.Ход сражения
Наполеон и Кутузов руководили в сражении своими армиями
Ход сражения не был управляем ни со стороны Наполеона, ни со стороны Кутузова
5.Итоги сражения, следствие
Русские потеряли 38 тыс. человек (30%), французы – 58 тыс. человек (43%). Кутузов: «Французская армия превозмогла твердость духа российского солдата…»
Наполеон: «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».
«Нравственная сила французской армии была истощена:…победа нравственная была одержана русскими».
Подведение итогов урока.
Учащиеся анализируют записи в тетрадях, которые высвечиваются также и на экране, и отвечают на вопросы:
1.Благодаря чему русская армия одержала победу?
2.Что главное для победы, по мнению Толстого?
3.От чего зависит успех сражения?
Заключительное слово преподавателя истории
Армия Наполеона была сильнее. Все военные факторы были учтены, все он предусмотрел. Не учел он только одного обстоятельства, которое и решило исход войны, а именно, что вместе с армией поднимется на борьбу весь русский народ и будет отчаянно сражаться за свою землю, что это будет война не на жизнь, а на смерть. Войну 1812 года историки назвали Отечественной. Дважды в истории нашей страны войнам давали это название. И казалось бы, все враги наши должны были усвоить главный урок Бородинской битвы: не ходи на Москву! Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет. Но все в истории повторяется. В ней есть знаковые даты. Тоже 22 июня 1941 года (через 129 лет!) Гитлер пожелал покорить Русь. Началась Великая Отечественная война.Отечественные войны… Это священные войны, когда все от мала до велика были объединены одним чувством и одним желанием. И тогда они становились непобедимыми и заставляли дивиться этому весь мир. Это был патриотизм самой высокой пробы.
Заключительное слово преподавателя литературы
Войну 1812 года- одна из славных страниц в истории нашей Родины, народ отстоял честь и независимость Отчизны. Разбил и уничтожил армию Наполеона, считавшуюся непобедимой, вернул свободу и независимость народам Западной Европы. Я думаю, что память о героизме русских солдат, отдавших свои жизни защите Отечества, навсегда останется в наших сердцах В честь памяти об этих великих событиях давайте посмотрим видеоролик.
Домашнее задание:
1.Анализ глав 22-38 из тома 3 части 2.
2.Подготовить сравнительную характеристику образов Кутузова и Наполеона.
Анализ ответов учащихся и выставление оценок.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ