Разработка урока по литературному чтению для 3 класса «Прогнозирующее чтение. Н.М. Артюхова «Трудный вечер»

Разработка урока по литературному чтению для 3 класса УМК «Гармония»

учителя МКОУСОШ №17 Дружбиной И.М.

Тема: «Прогнозирующее чтение. Н.М. Артюхова «Трудный вечер».


Тип урока: введение новых знаний.


Форма проведения: урок с применением технологии развития критического мышления.


Цели: 

образовательные:

-познакомить учащихся с произведением;

- повышать литературную образованность на примере рассказа Н. М. Артюховой «Трудный вечер».

- формировать навык выразительного чтения;

-совершенствовать поисковый и прогнозирующий способ чтения,


воспитательные:

-формировать нравственно-этические качества личности, чуткость, доброту, внимание и любовь к ближнему;

-развивать способность к децентрации, рефлексию, эмпатию;


метапредметные:

-развивать умение ориентироваться в тексте произведения;

-определять и аргументировать личное отношение к прочитанному;

-через приёмы ТРКМ стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся;

-развивать речь, умение создавать текст-рассуждение;

-анализировать произведение для определения темы и идеи произведения;

-вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения;

-развивать умение аргументировать высказывания.


Оборудование:

- компьютерная презентация;

- интерактивная доска;

-учебник О.В.Кубасовой «Любимые страницы».


Методические приемы: синквейн, анципация, кластер, использование системы вопросов: объясняющих, уточняющих, оценочных, практических, творческих, обращение к личному опыту учащихся.




Этапы урока

Деятельность учителя

(содержание заданий и методические приемы)

Деятельность обучающихся

(виды деятельности, формы организации работы, предполагаемые ответы)

ВЫЗОВ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





 

 

Прозвенел звонок.

Начинаем мы урок.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.


Будьте вы активными,

Будьте лучше всех.

И тогда вас на уроке

Непременно ждёт успех!


Слайд 1.
На слайде афоризм:
«Слово живёт тогда, когда ты открываешь его тайну».
-Прочтите афоризм, который является эпиграфом к уроку, и определите задачу урока.

Методический приём «Кластер»


-Ребята, как вы понимаете слово чуткость.

-Какому человеку присуще такое качество?

-Поднимите руку, кто считает себя чутким человеком?


Приветствие, эмоциональный настрой.











Работа с афоризмами.

-Будем открывать тайну слова, читать осознанно, анализировать прочитанное.

Записывают слова-определения: доброта, внимательность, отзывчивость, догадливость, сочувственный…..

- Поскольку мы будем много читать, и размышлять, подготовимся для этого.
Слайд 2.
- Читайте сначала плавно по слогам, затем целыми словами.


Работа в парах (чтение за диктором – один ученик читает, второй повторяет за ним).

Чтение слов:
КО-МАН-ДИ-РОВ-КА
КОМАНДИРОВКА
ПРО-МЕЛЬК-НУЛ
ПРОМЕЛЬКНУЛ
ЗА-БРО-ШЕН-НЫЙ
ЗАБРОШЕННЫЙ
РАЗ-БЕ-ЖАВ-ШИ-Е-СЯ
РАЗБЕЖАВШИЕСЯ

Слайд 3.
-Читайте правильно.

Чтение слов:
ГРУСТНО, СКУЧНО

Слайд 3.
-Читайте правильно.

Чтение слов:
ТОРОПИ ТОРОПИЛИСЬ ЗАТОРОПИЛИСЬ
РЕШИ РЕШИТЕЛЬНО НЕРЕШИТЕЛЬНО
ПЛЕТИ ПЕРЕПЛЕТИ ПЕРЕПЛЕТАЯСЬ

Слайд 4.
-Читайте внимательно.

Чтение слов:
СТАТЬ – СПАТЬ
ТЕПЕРЬ – ТЕРПЕТЬ
ПОЛЕЖАЛИ – ПОБЕЖАЛИ
ОТОРВАЛСЯ – ОТОЗВАЛСЯ
СПРОСИЛ – СБРОСИЛ
КАЗАЛОСЬ - КАСАЛОСЬ

Слайд 5.
-Растолкуйте слова.


Коллективная работа

Чтение слов и их толкование:
КОМАНДИРОВКАслужебное поручение, связанное с выездом куда-нибудь.
ЭСКАЛАТОР – вид подъёмника.
ШАЛЬ – долгий платок на плечи, двойной плат.
ЧУТКИЙ – 1. быстро и легко воспринимающий  что-нибудь органами чувств;

2. отзывчивый, сочувственный (чуткое отношение к людям, чуткая душа).
ЧУТКОСТЬ – свойство чуткого человека, тонкость чувств.

Слайд 6.
Прочитайте ключевые слова командировка, береги, папа, сын, мама, чуткий, усталая.

-Предположите, о чем будет рассказ?


Работа в группах с ключевыми словами.

Выделяют главное, составляют связный рассказ на основе ключевых понятий.
Каждая группа высказывает предположение.


-Составьте 1-3 предложения, связанные по смыслу, используя ключевые слова.

Прием антиципация (прогнозирование по ключевым словам).

Составляют предложения.

3-4 человека отвечают.


ОСМЫСЛЕНИЕ


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 7.
-Вспомните, над каким разделом мы продолжаем работать?

-Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.

-Откройте учебник на странице 58, прочтите название рассказа, автора.

-С какими произведениями Н.М. Артюховой мы знакомились ранее?

-Какова особенность её рассказов?

Н.М. Артюхова «Трудный вечер».

Знакомились с произведением «Трусиха».

Рассказы о доброте, чуткости, внимательности.

-Прочитайте первый абзац текста на странице 58-59. Оправдались ли наши предположения?

Прием - чтение с остановками.

Выразительно читают абзац.

Сопоставляют свои предположения с текстом по ходу чтения.

Если предположения оправдались, то закрепляем успех аплодисментами.


- Почему мама тянула Алёшу?


-Просмотрите текст на странице 59 (до конца) и на странице 60 (1 абзац), и отметьте карандашом, кому принадлежат слова.

-Он вертел головой и разглядывал по сторонам.

-Определяют роли, отмечая карандашом в тексте.

-Каких персонажей вам предстоит разыграть?

-Давайте проинсценируем отрывок.


-Выразительно читают отрывок по ролям.

-Оценивают себя и своих товарищей на предмет выразительности, правильности чтения, умение передавать интонацию голоса и настроение персонажей.

-Выясним, как оправдались наши предположения.


Ромашка Блума.

- Почему, когда Алеша был на руках у папы, ему всё вдруг стало неинтересным?
-Отчего папины глаза смотрели грустно?
- Понял ли Алёша, что такое «командировка»?
- А как вы думаете, сколько лет Алеше?
- Почему?
- А почему длинная командировка - это беда?



-Он увидел грустные папины глаза.

-Папа уезжал далеко.

-Алёша маленький мальчик, ему, наверное, лет 5.

-Мама называет его детка, ведёт за руку. Он не умеет сам раздеваться и тд.

-Семья долгое время будет не вместе. Без папы скучно.


Слайд8.
- Как связана пословица
«Вся семья вместе, так и душа на месте» с нашим выводом?

Ответы учащихся.

- А что же понял Алёша по-вашему?
- Какой наказ дал отец сыну?
- А понял ли этот наказ сын?
- Почему рельсы, убегающие вдаль серебряные?
- Зачем писательница использует однокоренные глаголы?
- Как оправдались наши предположения?
- А как в дальнейшем будут развиваться события?

Читаем дальше, страница 60-61.
- Как поменялось настроение Алеши?
- Что хотелось сказать ему маме?
- Почему мама не ответила, когда сын её окликнул?
- А почему она заснула?
- Отчего Алеше стало страшно?
- Почему он вдруг раздумал плакать?

-Наказ беречь маму.

-Нет, не понял.

-Рельсы блестящие, потому серебряные.

Если предположения оправдались, то закрепляем успех аплодисментами.

-Алёша стал грустным.

-Наверное, спросить про папу.

Мама заснула.

Она устала.

Алёша остался один.

Пожалел маму.


- Какие черты характера он проявил? Докажите.
- Верно ли поступает мальчик?
- Почему 1 и 2 абзацы начинаются с одинаковых слов?
-Отчего мама улыбалась во сне?

. Ответы учащихся.


РЕФЛЕКСИЯ

Слайд9.

-Мы познакомились с главным героем рассказа

Алёшей.

- Можно ли его назвать чутким человеком?
- Какова главная мысль рассказа?
-Чему научил вас этот рассказ?
-Почему рассказ назван «Трудный вечер»?






-Он чуткий, добрый, догадливый.

-Мальчик маленький, но у него доброе и чуткое сердце.

-Быть добрыми и чуткими к маме, родным, близким, ко всем людям.

-Алёше самому пришлось трудиться.

Слайды10, 11, 12, 13, 14.


Составьте синквейны на тему:


1 группе «Сын»;
2 группе «Отец»;
3 группе «Мама»;
всем группам «Семья».

Работа в группах

1 группа. «Сын»
Чуткий, догадливый.
Вертел (головой), прикрыл (маму), уснул.
Красив, кто красиво поступает.
Сердце.


2 группа. «Папа»
Умный, добрый.
Уезжает, заботится, грустит.
Своя семья – верные друзья.
Друг.


3 группа. «Мама»
Усталая, заботливая.
Тянула, согрела, заснула.
Мама-это добро, забота.
Доброта.


Все. «Семья»
Крепкая, дружная.
Помогают, заботятся, любят.
В семье лад –клад.
Счастье.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


Слайд15.
I. Напишите эссе (сочинение-размышление) на тему: «Чуткий человек, это какой?»
Используйте:
1. Рассказ Н.М. Артюховой «Трудный вечер».
2. Собственный жизненный опыт.
3. Справочную, энциклопедическую литературу.
Или
II. Прочитайте рассказ Н.М. Артюховой «Трудный вечер», и ответить на вопросы на странице 60. Дифференцированные задания по выбору учащихся.
Эссе (сочинение-размышление).
Ответы на вопросы.
Работа с дополнительной литературой.

 Выбирают задания посильного уровня сложности.

 


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ