Разработка урока по литературному чтению для 3 класса «Прогнозирующее чтение. Н.М. Артюхова «Трудный вечер»
Разработка урока по литературному чтению для 3 класса УМК «Гармония»
учителя МКОУСОШ №17 Дружбиной И.М.
Тема: «Прогнозирующее чтение. Н.М. Артюхова «Трудный вечер».
Тип урока: введение новых знаний.
Форма проведения: урок с применением технологии развития критического мышления.
Цели:
образовательные:
-познакомить учащихся с произведением;
- повышать литературную образованность на примере рассказа Н. М. Артюховой «Трудный вечер».
- формировать навык выразительного чтения;
-совершенствовать поисковый и прогнозирующий способ чтения,
воспитательные:
-формировать нравственно-этические качества личности, чуткость, доброту, внимание и любовь к ближнему;
-развивать способность к децентрации, рефлексию, эмпатию;
метапредметные:
-развивать умение ориентироваться в тексте произведения;
-определять и аргументировать личное отношение к прочитанному;
-через приёмы ТРКМ стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся;
-развивать речь, умение создавать текст-рассуждение;
-анализировать произведение для определения темы и идеи произведения;
-вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения;
-развивать умение аргументировать высказывания.
Оборудование:
- компьютерная презентация;
- интерактивная доска;
-учебник О.В.Кубасовой «Любимые страницы».
Методические приемы: синквейн, анципация, кластер, использование системы вопросов: объясняющих, уточняющих, оценочных, практических, творческих, обращение к личному опыту учащихся.
Этапы урока
Деятельность учителя
(содержание заданий и методические приемы)
Деятельность обучающихся
(виды деятельности, формы организации работы, предполагаемые ответы)
ВЫЗОВ
Прозвенел звонок.
Начинаем мы урок.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
…Будьте вы активными,
Будьте лучше всех.
И тогда вас на уроке
Непременно ждёт успех!
Слайд 1.
На слайде афоризм: «Слово живёт тогда, когда ты открываешь его тайну».
-Прочтите афоризм, который является эпиграфом к уроку, и определите задачу урока.
Методический приём «Кластер»
-Ребята, как вы понимаете слово чуткость.
-Какому человеку присуще такое качество?
-Поднимите руку, кто считает себя чутким человеком?
Приветствие, эмоциональный настрой.
Работа с афоризмами.
-Будем открывать тайну слова, читать осознанно, анализировать прочитанное.
Записывают слова-определения: доброта, внимательность, отзывчивость, догадливость, сочувственный…..
- Поскольку мы будем много читать, и размышлять, подготовимся для этого.
Слайд 2.
- Читайте сначала плавно по слогам, затем целыми словами.
Работа в парах (чтение за диктором – один ученик читает, второй повторяет за ним).
Чтение слов:
КО-МАН-ДИ-РОВ-КА
КОМАНДИРОВКА
ПРО-МЕЛЬК-НУЛ
ПРОМЕЛЬКНУЛ
ЗА-БРО-ШЕН-НЫЙ
ЗАБРОШЕННЫЙ
РАЗ-БЕ-ЖАВ-ШИ-Е-СЯ
РАЗБЕЖАВШИЕСЯ
Слайд 3.
-Читайте правильно.
Чтение слов:
ГРУСТНО, СКУЧНО
Слайд 3.
-Читайте правильно.
Чтение слов:
ТОРОПИ ТОРОПИЛИСЬ ЗАТОРОПИЛИСЬ
РЕШИ РЕШИТЕЛЬНО НЕРЕШИТЕЛЬНО
ПЛЕТИ ПЕРЕПЛЕТИ ПЕРЕПЛЕТАЯСЬ
Слайд 4.
-Читайте внимательно.
Чтение слов:
СТАТЬ – СПАТЬ
ТЕПЕРЬ – ТЕРПЕТЬ
ПОЛЕЖАЛИ – ПОБЕЖАЛИ
ОТОРВАЛСЯ – ОТОЗВАЛСЯ
СПРОСИЛ – СБРОСИЛ
КАЗАЛОСЬ - КАСАЛОСЬ
Слайд 5.
-Растолкуйте слова.
Коллективная работа
Чтение слов и их толкование:
КОМАНДИРОВКА – служебное поручение, связанное с выездом куда-нибудь.
ЭСКАЛАТОР – вид подъёмника.
ШАЛЬ – долгий платок на плечи, двойной плат.
ЧУТКИЙ – 1. быстро и легко воспринимающий что-нибудь органами чувств;
2. отзывчивый, сочувственный (чуткое отношение к людям, чуткая душа).
ЧУТКОСТЬ – свойство чуткого человека, тонкость чувств.
Слайд 6.
– Прочитайте ключевые слова командировка, береги, папа, сын, мама, чуткий, усталая.
-Предположите, о чем будет рассказ?
Работа в группах с ключевыми словами.
Выделяют главное, составляют связный рассказ на основе ключевых понятий.
Каждая группа высказывает предположение.
-Составьте 1-3 предложения, связанные по смыслу, используя ключевые слова.
Прием антиципация (прогнозирование по ключевым словам).
Составляют предложения.
3-4 человека отвечают.
ОСМЫСЛЕНИЕ
Слайд 7.
-Вспомните, над каким разделом мы продолжаем работать?
-Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
-Откройте учебник на странице 58, прочтите название рассказа, автора.
-С какими произведениями Н.М. Артюховой мы знакомились ранее?
-Какова особенность её рассказов?
Н.М. Артюхова «Трудный вечер».
Знакомились с произведением «Трусиха».
Рассказы о доброте, чуткости, внимательности.
-Прочитайте первый абзац текста на странице 58-59. Оправдались ли наши предположения?
Прием - чтение с остановками.
Выразительно читают абзац.
Сопоставляют свои предположения с текстом по ходу чтения.
Если предположения оправдались, то закрепляем успех аплодисментами.
- Почему мама тянула Алёшу?
-Просмотрите текст на странице 59 (до конца) и на странице 60 (1 абзац), и отметьте карандашом, кому принадлежат слова.
-Он вертел головой и разглядывал по сторонам.
-Определяют роли, отмечая карандашом в тексте.
-Каких персонажей вам предстоит разыграть?
-Давайте проинсценируем отрывок.
-Выразительно читают отрывок по ролям.
-Оценивают себя и своих товарищей на предмет выразительности, правильности чтения, умение передавать интонацию голоса и настроение персонажей.
-Выясним, как оправдались наши предположения.
Ромашка Блума.
- Почему, когда Алеша был на руках у папы, ему всё вдруг стало неинтересным?
-Отчего папины глаза смотрели грустно?
- Понял ли Алёша, что такое «командировка»?
- А как вы думаете, сколько лет Алеше?
- Почему?
- А почему длинная командировка - это беда?
-Он увидел грустные папины глаза.
-Папа уезжал далеко.
-Алёша маленький мальчик, ему, наверное, лет 5.
-Мама называет его детка, ведёт за руку. Он не умеет сам раздеваться и тд.
-Семья долгое время будет не вместе. Без папы скучно.
Слайд8.
- Как связана пословица «Вся семья вместе, так и душа на месте» с нашим выводом?
Ответы учащихся.
- А что же понял Алёша по-вашему?
- Какой наказ дал отец сыну?
- А понял ли этот наказ сын?
- Почему рельсы, убегающие вдаль серебряные?
- Зачем писательница использует однокоренные глаголы?
- Как оправдались наши предположения?
- А как в дальнейшем будут развиваться события?
Читаем дальше, страница 60-61.
- Как поменялось настроение Алеши?
- Что хотелось сказать ему маме?
- Почему мама не ответила, когда сын её окликнул?
- А почему она заснула?
- Отчего Алеше стало страшно?
- Почему он вдруг раздумал плакать?
-Наказ беречь маму.
-Нет, не понял.
-Рельсы блестящие, потому серебряные.
Если предположения оправдались, то закрепляем успех аплодисментами.
-Алёша стал грустным.
-Наверное, спросить про папу.
Мама заснула.
Она устала.
Алёша остался один.
Пожалел маму.
- Какие черты характера он проявил? Докажите.
- Верно ли поступает мальчик?
- Почему 1 и 2 абзацы начинаются с одинаковых слов?
-Отчего мама улыбалась во сне?
. Ответы учащихся.
РЕФЛЕКСИЯ
Слайд9.
-Мы познакомились с главным героем рассказа
Алёшей.
- Можно ли его назвать чутким человеком?
- Какова главная мысль рассказа?
-Чему научил вас этот рассказ?
-Почему рассказ назван «Трудный вечер»?
-Он чуткий, добрый, догадливый.
-Мальчик маленький, но у него доброе и чуткое сердце.
-Быть добрыми и чуткими к маме, родным, близким, ко всем людям.
-Алёше самому пришлось трудиться.
Слайды10, 11, 12, 13, 14.
Составьте синквейны на тему:
1 группе «Сын»;
2 группе «Отец»;
3 группе «Мама»;
всем группам «Семья».
Работа в группах
1 группа. «Сын»
Чуткий, догадливый.
Вертел (головой), прикрыл (маму), уснул.
Красив, кто красиво поступает.
Сердце.
2 группа. «Папа»
Умный, добрый.
Уезжает, заботится, грустит.
Своя семья – верные друзья.
Друг.
3 группа. «Мама»
Усталая, заботливая.
Тянула, согрела, заснула.
Мама-это добро, забота.
Доброта.
Все. «Семья»
Крепкая, дружная.
Помогают, заботятся, любят.
В семье лад –клад.
Счастье.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Слайд15.
I. Напишите эссе (сочинение-размышление) на тему: «Чуткий человек, это какой?»
Используйте:
1. Рассказ Н.М. Артюховой «Трудный вечер».
2. Собственный жизненный опыт.
3. Справочную, энциклопедическую литературу.
Или
II. Прочитайте рассказ Н.М. Артюховой «Трудный вечер», и ответить на вопросы на странице 60. Дифференцированные задания по выбору учащихся.
Эссе (сочинение-размышление).
Ответы на вопросы.
Работа с дополнительной литературой.
Выбирают задания посильного уровня сложности.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ