Русский язык, литературное чтение "Знакомство с Букварём. Знакомство с прописями"

КОНСПЕКТЫ

Русский язык, литературное чтение (Обучение грамоте)

Раздел Ι. «Говорим, рассказываем»

Вводный урок (чтение и письмо).

Тема: Знакомство с Букварём. Знакомство с прописями.

Цели:

- развитие умений различать одно слово и несколько слов;

- развитие умений осмысленно отвечать на вопросы учителя;

- обучение раскрашиванию и обведению по контуру;

- обогащение активного словаря детей.



Этапы урока

Ход урока

Оборудование

Формирование УУД и использование ТОУУ

I. Актуализация знаний

Работа с Букварём

- Перед вами книга. Посмотрите на обложку. Что на ней нарисовал художник? (Ответы детей)

- Кто из вас может прочитать название этой книги? (Букварь) Для чего предназначена эта книга? А как называется книга, по которой дети тоже учатся читать? (Азбука)

- Почему у вас у всех одинаковые книги? Разве интересно, когда у всех одна и та же книга?

- Почему в школе детям дают одинаковые книги?

- Как называются эти книги? (Учебники) Почему их так называют?

- Давайте откроем нашу первую учебную книгу. Полистайте её. Откройте страницы 2-3, рассмотрим их.

- Что нарисовано на этих страницах? (Кубики) 1

- Правильно, кубики это очень увлекательная игра. Что можно сделать или составить из кубиков? (Ответы детей) 1. 1

- Интересно, а что мы будем «строить» из кубиков в Букваре. (Предположения детей) 1. 1

- Попробуем поиграть в кубики. Что нарисовано на кубиках (Предметы). Назовите предметы, нарисованные на кубиках. (Ответы детей) 1. 1























Личностные УУД

1.Формирование умения осознавать роль языка в речи и жизни людей.

Регулятивные УУД

1.Формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике;


II.Открытие новых знаний.

1.Постановка учебной проблемы

- Ой, как много предметов! Называя предметы, вы называете что?…. (слова). Но этих слов так много, как же мы будем их изображать? 1







2.Формулирование проблемы, поиск решения

Рисовать, но не все умеют хорошо рисовать. Писать, но не все в нашем классе умеют писать. Какие у вас будут предложения? (Дети предлагают различные варианты записи слов, но учитель их отвергает, причём находит какой-нибудь аргумент)

Диалог целесообразно построить так, чтобы вывести детей, что необходимо такое обозначение, которое будет понятно и приемлемо для каждого.









2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слово схема)

3.Развитие умения - применения нового знания

1.- Возьмите в руки простой карандаш. Дайте название первой картинке. Как обозначим слово, которое обозначает предмет? (Чертой) Назовите следующую картинку, обозначьте её. Выберите любые три картинки, назовите их, обозначьте. 2

2. - Посмотрите на доску. На доске картинки.

- Что нарисовано на картинках (Карандаши). Обозначим эти слова схемой.

- Какой карандаш на первой картинке (Красный). «Красный карандаш» это одно слово?

- Два. Следовательно, сколько нам надо нарисовать чёрточек-схем? (Две) 2

- А если я скажу «красивый красный карандаш» сколько схем вы нарисуете (3). 2

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: сколько называем слов, столько схем и рисуем.

- Что мы сейчас делали? (обозначали слова схемами в виде черты.)

- Кому было легко?

- Кто мог бы с таким заданием справиться самостоятельно?

- Кому помогали мои вопросы?

* Молодцы!

3. - Посмотрите на с.3.

- Что вы видите? (разбросаны буквы)

- Назовите знакомые буквы. 1

- Найдите букву «а». Возьмите красный карандаш и поставьте точку под буквой «а».

- Возьмите синий карандаш и поставьте точку под буквой «в».

- Сколько красных кружочков?

- Сколько синих?

- У кого получилось выполнить задание? Молодцы!

- Кто может прочитать первое слово? ГОВОРИМ.

- А что это значит?

- Прочитайте второе слово. РАССКАЗЫВАЕМ.

- Как вы думаете, почему именно с этих слов начинается «букварь»?

- Значит, на уроках обучения грамоте мы будем читать, говорить, рассказывать, а ещё слушать и писать. А для того, чтобы нам научиться писать прописными буквами у нас есть тетрадь. 1

- Прочитайте её название. (Прописи)


Работа в прописи.

1. - Посмотрите, кого вы видите на картинке? (Мальчика и девочку).

- Кто эти дети? (Ученики)

- Как вы догадались? (Ответы детей) 1 1

- Обратите внимание, во что одеты дети?

- Это русские национальные костюмы.

- Как вы думаете, где живут дети? (В России).

- Нравится вам картинка? Чего не хватает? (Картинка не цветная). Давайте раскрасим её.

(Желательно, чтобы у учителя была цветная иллюстрация с изображением русской национальной одежды. 1 1)

- Посмотрите на иллюстрацию, какого цвета нарядная рубашка у мужчины одетого в национальный костюм? (Белого)

- А блузка у женщины? (Белого).

- Давайте возьмём простые карандаши, и ровно не выходя за границы контура рисунка обведём рубаху у мальчика и блузку у девочки. 1

- Какого цвета штанишки? (Синего)

- Возьмите синий карандаш, аккуратно обведите и раскрасьте.

- Какого цвета сарафан? (Красного) Возьмите красный карандаш аккуратно обведите и раскрасьте.

- Каким цветом надо раскрасить сапожки у детей? (Красным) 1 2

- Кому дети несут букет цветов?

- Вы тоже принесли в школу букеты, но ваши букеты красивые разноцветные, а у ребят на картинке ?

- Что нужно сделать, чтобы их букеты тоже стали красивыми? (Раскрасить)

- Давайте поможем им. Кто захочет, дома раскрасьте букет и завтра принесите в школу красивый разукрашенный букет.

- А можно ли догадаться, какое время года на картинке? По каким признакам вы догадались?

- Кто может определить, листья каких деревьев нарисовал художник? 1

- У нас есть красный, зеленый и жёлтый карандаш. Как бы раскрасили ими эти листья?

- Почему? Раскрасьте.













Картинки с карандашами разных цветов.








































Иллюстрация с изображением русской национальной одежды.



















Образцы кленовых, дубовых и берёзовых листьев

Коммуникативные УУД

  1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей;












ТОУУ


















Духовно-нравственное развитие и воспитание.

  1. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА, ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ГОТОВНОСТИ СОВЕРШАТЬ ПОЗИТИВНЫЕ ПОСТУПКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ РЕЧЕВЫЕ

  2. ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

  3. ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ, СПОСОБНОСТИ К ПОЗНАНИЮ

  4. ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

  5. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

  6. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ


III. Итог урока

- В конце каждого урока мы с вами будем подводить итоги работы.

- Как называется учебная книга на уроке обучения грамоте? Как называется тетрадь?

- Что сегодня вы узнали на уроке?

- Что нового мы узнали об обозначении слов?

- Кому понравились задания, которые мы выполняли?

- Кому было легко? Трудно?

- Чью работу я сегодня оценила словами «Молодец» (или др.)?

- У кого из вас после урока хорошее настроение?

-Скоро мы будем фиксировать это в нашем дневнике.

- Спасибо всем за работу.








ТОУУ

IV. Домашнее задание

(по желанию)

- Мне бы очень хотелось получить от вас в подарок этот красивый, яркий и очень аккуратный букет. Раскрасьте его дома.

















Урок 2.

Тема: Календарь и календарные праздники .

Цели:

- учить детей находить нужную страницу, иллюстрацию. Ориентироваться на развороте

«Букваря».

- познакомить с основными праздниками россиян;

- повторить последовательно и отличительные признаки времён года и месяцев в году;

- развитие умений осмысленно отвечать на вопросы учителя;

- обучение штриховке и обведению по контуру;







Этапы урока

Ход урока

Оборудование

Формирование УУД

I.Актуализация знаний





II. Систематизация знаний.

Работа с учебником

- Какой день был вчера? (1 сентября).

- Какой праздник отмечают в нашей стране 1сентября. (День знаний)

- Был ли у вас вчера дома праздник? Как вы его провели?

- 1 сентября – это важный, красивый праздник, поэтому каждый человек помнит свой первый школьный день. Но День знаний – это только один из праздников. Какие вы ещё знаете праздники? (Ответы детей) 1.

- Откройте буквари на с.5. Найдите картинку, на которой изображён праздник «День знаний». Что изобразил художник, почему?

- Найдите картинку, на которой изображён флаг нашего государства. Рассмотрите её.

- Опишите российский флаг. 2

(Если дети испытывают затруднение: - Из скольких полос он состоит? – Какого они цвета?)

- Очень важно знать расположение полос. Почему? (потому что, если расположить их в другом порядке, получится флаг другого государства). 1

- О чём мы сейчас с вами говорили?

- Что нового вы узнали?

Работа в прописи.

- Давайте посмотрим прописи. (с.0)

- Кто догадался, что нарисовано в верхнем левом углу? (Флаг нашей страны России) 1 1

- Кто назовёт ещё раз цвета полос на флаге? (Ответы детей)

Учитель показывает образец флага на доске.

- Давайте обведём гелевой ручкой второй прямоугольник. Подумайте, какого цвета надо взять ручку. Покажите мне. 1

(После того как дети обвели)

- Выполним штриховку прямыми ровными линиями сверху вниз (ещё говорят вертикально).

- Обведите нижний прямоугольник. Ручку какого цвета надо взять? (Красного) Выполним наклонную штриховку.

На доске учитель выполняет то же, что выполняют дети в тетради. 2

- Итак, назовите цвета флага РОССИИ. (Белый, синий, красный)

Работа с учебником

1.- Вернёмся к букварю. Посмотрите на ту же картинку, с которой мы работали до прописи. Что ещё изображено рядом с флагом. (Герб) 1

- Какой праздник имел ввиду художник, рисуя флаг и герб России? 1

(День независимости России. (День принятия Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации) Этот праздник отмечают все люди нашей страны 12 июня.) 2

- А ещё есть и другие праздники, личные, о которых знают только близкие люди. О каком празднике я говорю? 1 2

- Кто может назвать свой день рождения?

- Скоро мы заведем дневник, и вы вместе с родителями сможете записать туда список всех ребят нашего класса и их дни рождения?

- Почему это полезно знать? 1

- Про какой праздник можно сказать «весенний праздник»?

- А какой праздник наступает зимой?

- Какие праздники на этой странице проиллюстрировал художник? Сколько их?

- Возьмите красный карандаш (ручку). Давайте проведём красную дорожку от одного праздника к другому так, как они идут друг за другом в календаре? Начнём дорожку от первого праздника. 1 2

- Какой первый праздник в году? (Новый год)

- Найдите рисунок с этим праздником.


- К какому празднику от этого рисунка мы проведём красную дорожку? (К Дню защитника Отечества)

- Почему? (Он отмечается 23 февраля)

- От него проложим дорожку к первому весеннему празднику. Какой это праздник? (Международный женский день 8 Марта).

- От этого листочка проведём дорожку к другому весеннему празднику – день Победы. 1

- А потом дорожка соединится с другим листочком. На нём праздник День независимости России. Помните, когда отмечают россияне свой день независимости? И вот дорожка нас привела к последнему листочку. Это праздник…..? 1 2

2. - В какое время года мы отмечаем эти праздники?

- А сколько всего времён года? Посмотрите на с. 4. Наш художник-хитрец нарисовал для вас загадку на четырёх рисунках. Что нарисовано на каждом из них рисунков? (Дерево)

- Одно и то же дерево?

- Дерево одно, а рисунки разные. Почему? (Художник изобразил дерево в разные времена года)

- Какие признаки зимы изобразил художник, рисуя зимнее дерево? А по каким признакам вы узнали весеннее дерево? 1 1 2

- Какое время года изобразил художник на нижнем левом рисунке? Почему вы так считаете?

- Какое время года на последнем рисунке? Как вы догадались? 1 1 1 2

- Времена года сменяются друг друга по очереди. За зимой наступает… весна, за весной приходит … лето, за летом… (осень), а за осенью … зима.

- Посмотрите, ребята, ничего не напутал наш художник-хитрец?

(Если дети испытывают затруднение: - Как нужно было бы разместить рисунки на странице? - Какое время года открывает календарь? (Зима)

3. - А какой первый зимний месяц? (Январь) Какие зимние месяцы вы ещё знаете?

- Кто из вас может назвать весенние месяцы?

- Назовите летние месяцы?

- Кто вспомнит названия осенних месяцев?

- Сколько всего месяцев в году? Назовите их по порядку.

- Возьмите простой карандаш. Стрелочками покажем правильную последовательность времён года. 1 1 1 2

4. - Дней в году очень много. Кто знает, сколько?

- Где мы можем посмотреть, какой сегодня день? (мы можем посмотреть по календарю).

- Календари бывают разные, наш календарь ещё называют численник.

- Для чего он существует? О чём рассказывает?

- Как вы думаете, почему он пустой? (Предположения детей) 1 1 1 2























Образец флага




Образец штриховки


России

Образец штриховки







































































Образцы календарей

Личностные УУД

1. Формирование умения осознавать роль языка в речи и жизни людей.

Регулятивные УУД

  1. Формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

  2. Формирование умения соотносить свои действия с образцом.

Познавательные УУД

1. Формирование умения ориентироваться в учебнике;

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения слушать и понимать речь других людей;

2. Формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.


















Духовно-нравственное развитие и воспитание.

  1. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА, ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ГОТОВНОСТИ СОВЕРШАТЬ ПОЗИТИВНЫЕ ПОСТУПКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ РЕЧЕВЫЕ

  2. ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

  3. ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ, СПОСОБНОСТИ К ПОЗНАНИЮ

  4. ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

  5. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

  6. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ


III. Итоги урока

- Подведем итоги урока. О чём мы говорили сегодня ?

- Что нового узнали?

- Что для вас уже было известно?

- Кто доволен сегодня своей работой?

- Кто хотел бы что исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

- Отметки ученикам первого класса не ставят. А каким бы словом вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?






ТОУУ

IV. Домашнее задание

(по желанию)

- В календаре, который нарисовал художник, остался один незаполненный лист. Нарисуйте время года, когда вы отмечаете свой день рождения.









Урок 3.

Тема: Животные и растения вокруг нас. Слова-названия. Правила письма .

Цель:

- развивать умение адекватно воспринимать звучащую речь. Понимать на слух информацию, содержащуюся в устном высказывании.

- повторить классификацию животных и растений;

- формировать умение сопоставлять признаки предметов, с помощью которых они узнаются;

- учить обозначать слова схемой;

- показать, как анализировать и рассматривать картину.



Этапы урока

Ход урока

Оборудование

Формирование УУД

I.Актуализация знаний

















II. Систематизация знаний. Закрепление.

1. Работа с картинками и схемами.




































2. Работа с сюжетной картинкой.





































3. Письмо дугообразной линии



























4. Штриховка
















5. Запись схем слов

- У вас на парте лежат конверты. Откройте конверты и достаньте карточки с картинками. Положите перед собой рисунок домика. Слева от домика ель, справа берёза, так, чтобы на картинке у вас была зима.

- Поменяйте карточки, так, чтобы получилась весна. Лето. Осень. 1

- Назовите времена года.

- Месяцы года.

- Посмотрите, у меня на доске иллюстрации календарных листков, на которых изображены сюжеты праздников.

- Давайте вспомним, с какого праздника начинается год?

Определяем последовательность праздников 2

- На каком рисунке трудно определить время года? Почему?

- А вы знаете дату своего рождения и время года, когда отмечают ваш праздник?

Дети называют дату своего рождения и время года.

- Давайте познакомимся со всеми ребятами, родившимися зимой. Весной. Летом. Осенью.

Дети встают или выходят к доске и называют свои имена

Работа с учебником (с.6-7)

1. Работа с предметными картинками.

- Откройте учебники на с.6. Назовите предметы на картинке. 1 1

Учитель на доске прикрепляет схемы слов, которые называют дети.

- Как можно назвать все эти предметы? 2

Есть картинки, которые состоят из нескольких названий, например, гусеница на листке.





3

- Назовите ещё картинки, которые состоят их нескольких названий. 3

- На какие две большие группы можно разделить эти предметы?

- Представители животного мира - это ……

- Растения – это…

- К представителям животного мира относятся насекомые.

На доске первая схема слова

- Назовите насекомых. 2

- Назовите птиц.

На доске вторая схема слова

- Назовите зверей.

- Ягоды.

- Цветы.

- Деревья.

- Если мне захочется рассказать сказку «Колобок», какие картинки подойдут для иллюстрации ?

- Какой предмет наряжают в новогоднюю ночь?

- Какой предмет может свернуться и превратиться в колючий комочек?

- Какую работу мы сейчас выполняли?

- Кто с ней справлялся легко?

- Кому иного ПОКА было трудновато?

- Кто или что вам помогало справиться?

2. Анализ сюжетной картинки. 1 1

- Посмотрите на большую картинку. Какие слова подбирал художник, рисуя картинку? (Город, деревья, здания, птицы, машины, дорога и т.д.) 1

- А где происходит действие, изображённое на картине? (За городом)

- Как догадались? 1

- Что вы видите в центре картины?

- Машины едут в одну сторону или в разные?

- Какая машина слева? Справа?

- Кто возвращается в город?

- Что заставило волноваться собаку?

- А откуда за городом кот? А может, машина остановилась, кота выпустили, и собака зовёт его обратно в машину? Любая картинка заставляет задуматься.

- Назовите предметы, которые нарисовал художник, чтобы изобразить природу? Обозначим каждое слово схемой. 3 5

- Какое время года изображено на картинке?

- Как бы вы назвали эту картину? (Осенью в дороге. Возвращение в город) 1

- Посмотрите внимательно. Может вы увидите, какие ошибки допустил художник? (Цветы с клумбы оказались на обочине) 1

- Покажите мне обочину, пассажиров, лес, середину дороги?

- Мальчики, представьте, что вы сидите в синей машине. Расскажите, что вы видите? (Ответы детей) 1

- Девочки пусть расскажут, что видят из своей жёлтой машины. Все видят одно и то же? 1

- В каком направлении смотрит мальчик в синей машине? В жёлтой? Одинаковые ли картинки видят ребята?

- Представьте, что вы кошечка, что вы видите?

- Какие птицы летают? В каком направлении они летят?

- Что сейчас мы с вами делали?

- Что вам было интересно делать?

Физкультурная минутка

Речевая разминка


Работа в прописи на с.1 1

- Представьте, что мы вышли из машины и пошли пешком. На нашем пути оказалась река. Откройте прописи с.1.

- На реке нам встретилась лягушка. Где она спряталась? Увидели?

- Как прыгает лягушка?


- Лягушка не прыгает по прямой, она поднимается вверх и опускается. На парте рукой покажите, как прыгает лягушка. Эта линия как дуга, такую линию вы изобразите в прописи . 2

- Возьмите простой карандаш и соедините две точки дугой.

- Возьмите зелёный карандаш, обведите лягушку. Раскрасьте её.

- А теперь посмотрите, кто сидит на ветке?

- Как передвигается воробей? (Прыжками)

- Можете показать передвижения воробья рукой.

- Возьмите карандаш, нарисуйте путь воробья.

Очень долгая прогулка. Все устали давайте поиграем. Что у меня в руках? Мяч. А как прыгает мяч?

Учитель ударяет мяч об пол, дети наблюдают движение мяча.

- Посмотрите, как двигается мяч в прописях. (По ступенькам)

- Где сначала был мяч? А о какую ступеньку мяч ударился? Поставьте точку на этой ступеньке. Обведите линию дугу. 2

- Посмотрите на рисунок мяча. Сколько мячей надо нарисовать? Пусть мяч будет сине-красный.

- Стрелки показывают направление каждой линии мяча. Первую линию проведём синим цветом – это левая половина. Обведём линию во всех мячах. Выполним штриховку сверху вниз синим цветом – левая половина готова.

- Теперь раскрасим жёлтым карандашом среднюю разделительную полоску.

- Возьмём красную ручку. Обведём линию правой половинки в указанном направлении, от точки к точке. Выполните штриховку. 2

- Обведите и заштрихуйте все мячи.

Работа в тетради для печатания.

- Посмотрите, у вас есть ещё одна тетрадь. Давайте поработаем в ней. Открой те с.1.

- Я буду говорить слова, давая названия предметов, а вы будете записывать схемы в нужную группу. Всего у нас три группы: деревья, цветы, грибы.

Слова для группировки: берёза, роза, мухомор, дуб, астра, рыжик, липа. 2

- Сколько слов в первой группе? Как называется первая группа? Вспомните, схемы каких слов вы записали?

- Как называется вторая группа слов? Схемы каких слов вы записали?

- А как называется третья группа? Схемы каких слов вы записали?

- Какая группа слов получилась больше?

- Давайте подберём слова в другие группы.

- В свободном кружке слева оцени свою работу: «выполнено хорошо» заштрихуйте зеленым цветом, «выполнено с недочетами» - жёлтым.

Конверт с раздаточным материалом: рисунки домика; два различных дерева в разное время года.

Плакаты с изображениями сюжетов праздников: Дед Мороз у новогодней ёлки, солдаты в парадном строю, цветы у вечного огня, дети дарят цветы и поделки бабушке, семья с флажками (российский флаг), дети с цветами ранцами, ребёнок с игрушкой и тортом.


Карточки со схемами слов.

Познавательные УУД

1. Формируем умение извлекать информацию из иллюстраций;

2. Формируем умение сравнивать и группировать факты и явления;

3. Формируем умение представлять информацию в виде схемы.


Коммуникативные УУД

  1. Формируем умение слушать и понимать других;

Регулятивные УУД

  1. Формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника

  2. Формирование умения соотносить свои действия с образцом.


Личностные УУД

1. Формирование умения высказывать своё отношение к героям на иллюстрации, выражать свои эмоции.

















ТОУУ



Духовно-нравственное развитие и воспитание.

  1. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА, ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ГОТОВНОСТИ СОВЕРШАТЬ ПОЗИТИВНЫЕ ПОСТУПКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ РЕЧЕВЫЕ

  2. ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

  3. ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ, СПОСОБНОСТИ К ПОЗНАНИЮ

  4. ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

  5. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

  6. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ





































































































ТОУУ

III. Подведение итогов

- Что больше всего понравилось сегодня на уроке? Что узнали нового? Чем хотелось бы заниматься завтра?

- С каким настроением уходите с урока?

- Как бы вы сами оценили свою работу?





ТОУУ

IV. Домашнее задание

(по желанию)

- Прочитайте схемы слов, которые записали в тетрадях для печатания мамам и папам.







Урок 4.

Тема: Природа вокруг нас. Знакомство с предложением. Написание вертикальных линий .

Цель:

- Учить детей сопоставлять схемы и слова и обозначать слово схемой;

- Дать понятие предложения и признаки предложения. Формировать умение составлять схему предложения.



Этапы урока

Ход урока

Оборудование

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний

II. Повторение.

1. Классификация предметов.










2. Письмо прямых наклонных линий













3. Письмо ломаных линий









4. Письмо

ломаных линий


































ΙΙI.Введение понятия «предложение».

(открытие нового знания)































































ΙV. Развитие умений – применение нового знания

  1. Запись

схемы предложения




















































2.Запись предложения под диктовку

Фронтальная работа

На доске рисунки: астра, василёк, роза.

- Что нарисовано на 1-ом рисунке, на 2-ом, на 3-ем.

- Как одним словом назвать эти предметы? (Цветы) 3

- Какое слово лишнее? (Василёк, он растёт в поле, остальные – в саду)

- Назовите предметы, которые нарисованы на следующих картинках. (Дятел, синица, курица)

- Как их назвать одним словом? Какое слово лишнее? (Курица) Почему? 3 2

- Назовите следующие предметы. (Утка, гусь, лебедь)

- Есть ли здесь лишнее слово? Какие слова можно добавить в эту группу? (Селезень, пеликан)

- Запишите схемы слов: белка, лиса, заяц.

- Какое слово будет общим для названия этих предметов? 3

Работа в прописи на с.2

- Откройте прописи на с. 2. Рассмотрите линии на самой верхней строчке. Как их можно назвать? (Прямые, наклонные линии)


- Что подсказывает точка и стрелочка? (Из какой строчки начать и в каком направлении надо вести линию) 2

- Возьмите ручки синего и зелёного цвета. Чередуя цвета, напишите эти линии.

Дети выполняют работу в прописях

- Что общего у всех палочек на этой строке? (Они прямые с одинаковым наклоном)

- Сравните свои наклонные линии с образцом. Подчеркните те линии, которые, на ваш взгляд, больше всего похожи на образец. 2

- Рассмотрите следующую строчку. Что вы видите?

- Из верхней точки линии расходятся наискосок влево и вправо.

- Давайте понаблюдаем, как мы будем писать эти линии. Из верхней точки ведём вниз влево. Возвращаемся опять в эту же точку, из верхней точки ведём вниз вправо. Получается ломаная линия. 2

Учитель даёт образец на доске.

- Для чего нужны точки и стрелки. (Они показывают нам направление движения)

- Посмотрите на следующую строчку, чем она отличается от предыдущей? (Ведём сверху вниз и вверх поднимаемся) 2

- Давайте возьмём два любых цвета. Первые две линии обведём одним цветом, следующие две линии другим.

Самостоятельная работа


- На следующей строчке линии похожи на предыдущие? (Нет, они похожи на квадратики)

- Возьмите красную ручку, найдите в квадратике верхнюю левую точку. От этой точки обведите линию вниз. Опять поставьте ручку в эту точку, проведите линию вправо. 1

- Возьмите синюю ручку. Найдите верхнюю правую точку. От этой точки проведите линию вниз и влево.

Обведите также все остальные квадратики.

- Возьмите красную ручку и проведите линию из верхнего левого угла в нижний правый.






- Выполним штриховку красной части фигуры вертикально сверху вниз.

- Выполним штриховку синей части фигуры прямыми линиями слева направо (горизонтально)

Пальчиковая гимнастика

- Мы выполнили с вами очень сложную работу. Кому из вас было не легко? В чём? А что у вас хорошо получилось?

- Нарисуйте в конце страницы кружок и раскрасьте его тем цветом (символом), который скажет, как вы оценили свою работу в прописи.



Работа с учебником с.8

- Вы очень хорошо потрудились. Давайте немножко погуляем по лесу. Откройте учебники с.8.

- Посмотрите, какие животные встретились нам в лесу? 1

- Обратите внимание на белочку, что у неё в лапах? Зачем ей гриб? 5

Произнесём: Белка сушит гриб.

- Сколько слов мы произнесли? Запишем эти слова.

- Я выложу карточки на доске, а вы у себя на парте.

На доске запись


2

- Назовите 1-ое слово, 2-ое, 3-е.

- А теперь посчитайте, сколько я произнесу слов?

Лось ест листву. (3)

- О ком я хотела вам рассказать в своём высказывании? (О лосе)

- Что я вам рассказала о лосе? (Что он ест листву)

- Запишем схему.

2


- Сколько схем слов записано на доске? (6)

- А сколько высказываний (мыслей)? (2)

- Покажите, где начало высказывания (мысли).

- Где конец?

- А как же нам это показать на наших схемах?

- Чтобы нам было понятно, где начинается высказывание, первое слово в нём обозначим вот таким знаком.

2




- Найдите первое высказывание. Назовите первое слово. (Белка) Дорисуйте в схеме первого слова вертикальную линию.

- Найдите второе высказывание. Назовите первое слово.

(Лось) Дорисуйте в схеме вертикальную линию.

- Начало мысли мы отметили. А как показать конец? Люди договорились ставить определённые знаки. Кто знает, какие?

- Мы поставим точку. Вот что у нас получилось.

2

.

- С помощью этой схемы можно записать любую мысль. Какая у нас была первая мысль?

- Как будем обозначать первое слово?

- Как будем обозначать конец предложения?

- Что потребовалось для выражения мысли? (Слова)

- Послушайте, я вам скажу два выражения:

Белка сушит гриб.

Белка сушит небо.

- Чем отличается первое выражение от второго? ( Во втором выражении слова не связаны между собой и по смыслу) Вывод делает учитель, т.к. ответы детей могут быть не полными. 4

- Слова, связанные по смыслу, выражают законченную мысль, понятную тому, кто слушает нас. Это называется предложением. Человек предлагает свои мысли. Мы рассмотрели картинку и увидели белку, и я делюсь своей мыслью, вы со мной согласились.

- Итак, из чего состоит предложение? (Из слов)

- Как эти слова связаны? (По смыслу) 4

- Что выражает предложение? (Предложение выражает законченную мысль)

Развитие умений записывать схему предложения.

- Убедимся в том, что вы правильно все поняли. Я произношу слова: шары, учитель, лесник.

- Можно ли назвать эти слова предложением? Почему?

- А вот эти слова: гусеница, лист, бабочка.

- А вот эти: Ребята пришли в леса.

- Вернёмся в лес. Посмотрите, видите ли вы на картинке зайца? Какая мысль у вас возникла? Поделитесь своей мыслью о зайце. (Заяц спрятался за пенёк) 2

- Сколько слов понадобилось, чтобы выразить свою мысль?

- Назовите первое слово предложения. Последнее. Какой знак поставим в конце предложения?

- Посмотрите на дерево с дуплом. Составьте предложение. (Сова живёт в дупле) 2

Выложите у себя на парте схему этого предложения.

- Какие насекомые изображены на картинке?

- Составьте предложение о бабочке из двух слов.

- Об улитке.

- О пчеле.

- Чему мы сейчас учились? (Составляли предложение, а потом его схему.)

- Как мы это делали?


Работа со схемами. 2 4

- Сколько записано предложений? (3) Как вы догадались?

- Сколько слов в первом предложении? Составьте предложение по первой схеме.

- Посмотрите на вторую схему. Какое предложение можно составить.

- Кто может составить предложение по третьей схеме.

- Чем отличалось это задание от предыдущего?

- Какое из них вам показалось легче? Почему?

Физминутка

Работа в прописи.

-Что нужно для того, чтобы нарисовать красивую картину такую же, как в букваре? (Предположения детей) У нас в прописи нарисованы карандаши. Откройте, посмотрите. 1

- Чего не хватает, чтобы карандаши нарисовали яркую красивую картинку?

- Давайте сделаем карандаши такими, чтобы можно было нарисовать ими яркие красивые картинки. Возьмите красную ручку и обведите первый карандаш по контуру, второй карандаш - синим цветом, третий карандаш - зелёным, следующий - жёлтым.

- Заштрихуем карандаш тем цветом, которым обвели. Штриховать будем в горизонтальном направлении.

Физминутка для глаз.

Работа в Букваре.

- Наши карандаши помогли нам сделать картинку более весёлой. Посмотрите в Буквари, что ещё можно нарисовать на этой картинке. Художник специально для вас оставил пустые кубики. Возьмите простой карандаш и нарисуйте на чистых кубиках, что могло быть ещё в лесу.


- Как много предметов вы нарисовали. Я назову их: река, озеро, стрекоза, волк.

- Это предложение? Почему?

- Придумайте предложение с этими словами.

Работа в тетради для печатания. 2

- Откройте тетради, я буду диктовать предложения, а вы в тетрадях запишите схему.

У лисы глубокая нора.

После записи схемы – проверка.

Работа в Букваре.

Составление предложений по схемам.

- Посмотрите на с. 9. О ком первое предложение? Сколько в нём слов? А какое слово обозначается маленькой чёрточкой?


Вопросы к « сильному» ученику, составившему предложение (начало формирования алгоритма самооценки):

- Что тебе нужно было сделать?

- Удалось тебе составить предложение?

- Ты правильно составил предложение или были недочёты?

- Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?

- Сейчас мы вместе с …..(имя ученика) учились оценивать свою работу.

-Я вам скажу предложение, а вы определите, какое слово обозначено маленькой чёрточкой? (Сова сидит в дупле. Сова сидит на дереве.)

- Слова в, на маленькие и чёрточка, которая их обозначает, маленькая.

- Попробуем составить следующие предложения.

- О ком мы составили последнее предложение? (о бабочке)

- А чем питается бабочка? (Нектаром цветов)

- Давайте вместе с бабочкой полетим к цветам, которых очень много в наших прописях.

Открывают прописи.


Работа в прописи.

- Какие цветы нарисованы?

- Какую работу можно сейчас выполнить?

- Начнём обводить со стебелька, какой возьмём карандаш, покажите.

- Обведите стебельки. Как называется этот элемент в письме. В каком направлении ведём прямую линию?

- Теперь обведём листок у всех цветов. Сколько линий вам надо обвести? В каком направлении?

- Рассмотрите, как показано стрелочками направление для линий бутона цветка.

Возьмите красный карандаш, обведите верхнюю часть бутона красным цветом, теперь обведите нижнюю часть цветка.

- Как называются эти цветы? Составьте предложение о тюльпанах.




Демонстрационные карточки: астра, василёк, роза, дятел, синица, курица, утка, гусь, лебедь.

























Образец на доске
































Образец штриховки





Образец штриховки











Карточки со схемами слов у учителя и у детей

Познавательные УУД

1. Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций;

2. Формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3. Формируем умение выявлять сущность особенности объектов;

4. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других;

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

Регулятивные УУД

1. Формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные УУД

1. Формирование умения высказывать своё отношение к героям на иллюстрации, выражать свои эмоции.

Духовно-нравственное развитие и воспитание.

  1. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА, ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ГОТОВНОСТИ СОВЕРШАТЬ ПОЗИТИВНЫЕ ПОСТУПКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ РЕЧЕВЫЕ

  2. ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

  3. ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ, СПОСОБНОСТИ К ПОЗНАНИЮ

  4. ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

  5. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

  6. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ







ТОУУ




















































































































































ТОУУ



V. Итог урока

- С каким новым словом вы сегодня познакомились?

- Что вы узнали о предложении?

- Как изобразить схему предложения?

- А еще мы начали учиться оценивать свою работу на уроке.

- Что у вас получилось лучше всего?

- В чём испытали затруднения?

- Как бы оценили своё настроение после урока?

- В конце дня мы отметим ваше настроение сегодняшнего дня в дневнике.






ТОУУ

VI. Домашнее задание

(по желанию)

- Если вам понравились цветы, которые мы нарисовали в прописи, можете их раскрасить.



Урок 5.

Тема: Летом в деревне (на даче). Составление предложений. Обведение по контуру, штриховка.

Цели:

- учить составлять схемы предложений;

- научить различать набор слов от предложения;

- учить определять начало и конец предложения;

- учить сопоставлять признаки предметов с помощью которых они распознаются;

- развивать устную речь учащихся.



Этапы урока

Ход урока

Оборудование

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний

II.

Повторение. 1. Слово и предложение.


























































2. Повторение штриховки











































3. Работа с сюжетной картинкой




















4. Составление рассказа

















5. Составление предложений по схемам






6. Работа с ключевыми словами темы.

Работа в Букваре. 5

- Откройте свои буквари на с.10-11. Посмотрите, что изображено в верхней части обеих страниц. (Разные дома, жилища)

- Дом – это то, без чего не может обойтись человек. Для чего же человеку нужен дом, жилище?

- Почему так много жилищ нарисовано?

- Каким словом можно назвать 1-е жилище? (Дом, изба, сторожка)

- Как называется второе жилище? (Вигвам) Почему именно так выглядит жилище индейцев?

- Как называется 3-е жилище? (хижина) Почему она так выглядит?

- Как называется 4-е жилище?(Вагончик) Чьё это жилище?

- Как называется 5-е жилище? (Это жилище эскимосов, народов Севера. Оно называется иглу и сделано из прессованного снега, облитого водой)

- Какое общее слово для всех построек можно подобрать? (Строение, здание) Всё это сделано руками человека. 6

- Можно сказать так: дом, домик, домишко… А какие ещё слова можно образовать от слова дом?

Пирог, испеченный дома (домашний)

Человек, любящий дом, красоту и порядок в доме (домовитый)

Тот, кто больше всего любит сидеть дома (домосед)

А все, кто живёт дом вместе (домочадцы)

А как в сказках называют существо, которое селится в домах, охраняет дома, но никому не показывается. (Домовой) 2

- Послушайте стихи Ирины Лопухиной и догадайтесь, каким словом (от слова дом) надо закончить каждую вторую строчку.

Речевая игра.

Учитель читает стихотворение, дети показывают движения.


Гном и дом 

Жил да был веселый гном. 
Он в лесу построил … (дом). 

Рядом жил поменьше гномик. 
Под кустом он сделал ... (домик).  1

Самый маленький гномишко 
Под грибом сложил ... (домишко). 

Старый, мудрый гном-гномище 
Выстроил большой ... (домище). 
Был он стар и был он сед 
И большой был ... (домосед). 

А за печкой, за трубой 
Жил у гнома ... (домовой). 
Очень строгий, деловитый,  1
Аккуратный ... (домовитый). 
Мох, калину, зверобой – 
Все из леса нес ... (домой). 
Есть любил он суп вчерашний, 
Пил он только квас ... (домашний). 

Каждый день соседи-гномы 
Навещали деда ... (дома). 
Всех встречал радушно гном. 
Все любили этот ... (дом). 

- Какое хорошее, тёплое слово – дом!

- А в прописи тоже нарисован дом. Давайте посмотрим.

Работа в прописи. 2 2 2

- Откройте с.4. Вспомните, как в русских деревнях называли строение?

- Возьмите красную ручку и обведите крышу дома.

- На что похожа крыша?

- Она напоминает голову лошади, а сельские жители её так и называют конек. Конёк хранил дом от пожаров, оберегал, поэтому все дома украшали коньком. Ни одна злая сила не могла проникнуть в дом. Дома делали из дерева. Деревья пилили, гладко обтёсывали и строили дом. И у нас дом из брёвен, найдите круги, которые показывают сруб бревна.

- Сами брёвна - горизонтальные линии слева направо.

- Большая балка как украшение показала окончание крыши.

- Крышу нельзя делать из брёвен, это тяжёлый для крыши материал, её делали из досок. Покажем, где доски, проведём линии слева направо. В каждом доме крышу использовали так: сушили сено, травы, иногда в жаркую погоду спали на крыше, и обязательно было окно – называли его слуховым окном, прежде всего для проветривания.

- Выберите цвет ручки и обведите окно.

- Покажем наличие стекла в раме, выполним голубым карандашом штриховку в стекле. (Штриховка – вертикальные линии сверху вниз)

- Украшали окна наличниками. Обведём их синим цветом.

- Выберите цвет для ставен, обведите их.

- В каждом доме обязательно нужна печь, труба. Каким цветом обведём трубу.

- Возьмите красную ручку и каждый кирпичик заштрихуйте в разных направлениях.

- Рядом с домом стоит дерево. Как называется это дерево?

- А на дереве сидит сова – мудрая птица. Глаза у этой птицы большие. Обведите глаза.

- Наш дом находится в лесу, поэтому рядом с ним – ёлочка и высокий забор.

- Высокий забор - частокол, колья – огромные целые деревья.

- Обведите все остальные предметы самостоятельно, подумайте какой цвет ручки вам выбрать.

Физкультминутка

Работа в Букваре. 1 1

- Посмотрите на большой картинке в Букваре тоже нарисован дом.

- Что ещё можно увидеть на картинке? (Деревья, кустарники, колодец)

- Кто герои? Назовите. (На даче (В деревне) у дедушки и бабушки гостят внуки. Дети помогают взрослым)

- Какое время года изображено на картине? Можно ли назвать месяц? 1

- Давайте составим предложение про деда. (Дед копает грядку)

- Что можно сказать про мальчика? (Мальчик взял лопату. Мальчик помогает деду.) 1

- Посмотрите на бабушку и внучку. Обратите внимание руку бабушки. Когда люди показывают так? 1

- Что в руках у бабушки и внучки? Куда они собрались? Что может наказывать бабушка внуку и дедушке?

- Что в руках у дедушки и внука? (Грабли, мотыга, тяпка…)

- Какое общее название есть у этих предметов? (Садовый инвентарь)


- Посмотрите на с.11. На кубиках тоже нарисован садовый инвентарь. Как вы думаете, где нарисован настоящий, а где игрушечный? Почему вы так думаете?

- А вы помогаете взрослым на даче? Каким инвентарём пользуетесь? 6

- Расскажите, как вы помогаете взрослым?


Работа в парах. 3

Анализ работы в парах.

- Выберете, кто из вашей пары будет выступать.

Вопросы к « сильному» ученику, озвучившему рассказ (начало формирования алгоритма самооценки):

- Что тебе нужно было сделать?

- Удалось тебе составить рассказ?

- Ты составил интересный рассказ или были недочёты?

- Ты составил всё сам или с помощью товарища?

- Сейчас мы вместе с …..(имя ученика) учились оценивать свою работу.



- Почему так много работают домочадцы на своём участке? (Хотят вырастить урожай)

- Какие овощи выращивают на вашем участке? Рассмотрите две оставшиеся картинки на кубиках. Что объединяет два рисунка? Почему рядом с овощами художник нарисовал кастрюлю?

- Что вы видите на с.11 внизу? (Схемы предложений)

- Сколько предложений?

- Сколько слов в первом предложении?

- Все ли слова одинаковые? (Есть одно маленькое) Составьте предложение по схеме.

Много дел в огороде. 1

- Во втором предложении есть подсказка. Какое первое слово. (Дедушка) Составьте предложение о дедушке.

Дедушка копает грядку. 1

- Какие слова нам известны в третьем предложении? (Первое и третье)

- Составьте предложение с данными словами.

Бабушка собирает огурцы и помидоры. 1

- Кто может повторить весь рассказ?

- Посмотрите на с.10 есть пустые кубики. Давайте нарисуем предметы, которые подскажут вашим родителям, о чём мы говорили сегодня на уроке.

Работа в прописи. 1

- Скажите, в какой местности обычно находятся деревенские дома? (В лесу).

- А как называется лес, в котором растут ёлки?

- Откройте прописи на с. 4-5. Обведите все ели. Покажите, какого цвета ручку вы выбрали?

- Начинаем обводить из верхней точки вниз. Сначала влево, потом вправо.

- Сколько получилось елей на верхней строчке? На нижней? Сколько всего?

- Гуляя по лесу, мы наслаждаемся природой. Особенно красивы лесные цветы. Какие цветы мы увидели в нашем лесу? (Ландыши)

- Начнём обводить стебельки у ландышей. Какого цвета выберем ручку?

- Вспомните, как мы обводили тюльпаны на прошлом уроке. Кто может повторить?

- Обведите листочек у всех ландышей. Выполните штриховку листочка в вертикальном направлении.


- Возьмите ручку синего цвета, обведите контуры цветков ландыша.

- Запах цветов очень привлекает насекомых. Посмотрите, какие насекомые слетелись на наши цветы?

- Выберите цвет, обведите их.

- В конце страницы слева нарисуйте кружок и обозначьте цветом, как на ваш взгляд вы с ним справились.



















































































Образец штриховки




























































































Образец штриховки






Познавательные УУД

1. Формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций;

2. Формируем умение представлять информацию в виде схемы;

3. Формируем умение выявлять сущность особенности объектов;

4. Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы.

5. Формируем умение установления аналогий;

6. Формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;

Коммуникативные УУД

1. Формируем умение слушать и понимать других;

2. Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3. Формирование умения работать в парах;

4. Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД

1. Формирование умения учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2. Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД

  1. Формирование умения высказывать своё отношение к героям на иллюстрации, выражать свои эмоции.

2. Формирование умения осознавать роль языка в речи и жизни людей.

Духовно-нравственное развитие и воспитание.

  1. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОГО ЧУВСТВА, ЭТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ И ГОТОВНОСТИ СОВЕРШАТЬ ПОЗИТИВНЫЕ ПОСТУПКИ, В ТОМ ЧИСЛЕ РЕЧЕВЫЕ

  2. ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

  3. ВОСПИТАНИЕ ТРУДОЛЮБИЯ, СПОСОБНОСТИ К ПОЗНАНИЮ

  4. ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

  5. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

  6. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ


III. Итог урока.

- Сегодня мы много разговаривали. А с помощью чего мы выражали свои мысли?

- Из чего состоят предложения?

- Чем предложение отличается от группы слов?

- Какое задание для вас было самым трудным на уроке?

- Что у вас получилось лучше всего?

- Как бы оценили своё настроение после урока?

- В конце дня мы отметим ваше настроение сегодняшнего дня в дневнике.

- Понравилось ли вам работать в паре? Почему?









ТОУУ

IV. Домашнее задание

( по желанию)

- Если вам нравятся рисунки в прописи, заштрихуйте их.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ