Сценарий торжественного мероприятия, посвященного 300-летию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова

16


Сценарий торжественного мероприятия, посвященного 300-летию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова


ЗВУЧИТ ГИМН «МУЗЫ СОГЛАСНО…» (1МИН.)

НА ЭКРАНЕ СЛАЙДЫ 1, 2,3,4 ,5

1 «ЗАСТАВКА»

2 «ПОРТРЕТ ЛОМОНОСОВА»

3 «ПАМЯТНИК ЛОМОНОСОВУ»

4 «ПАМЯТНИК ЛОМОНОСОВУ 2»

5 «ЛОМОНОСОВ ЗА РАБОТОЙ»


«ВЕДУЩИЙ 1: Благодатная русская земля по праву является родиной многих великих людей : государственных деятелей , военачальников, писателей и учёных.


СЛАЙД 6 «ЛОМОНОСОВ И ЕГО ОДА»

ВЕДУЩИЙ 2 :Любой век, любая эпоха нашей народной жизни всегда приукрашена чьей-либо особо яркой и могучей жизнью, деяниями особо славными. Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия. Звездою первой величины явилась слава Михаила Васильевича Ломоносова.

ВЕДУЩИЙ 3 :«Он создал первый университет, он, лучше сказать, сам был нашим первым университетом»,- сказал о нём великий поэт А.С. Пушкин.

Чтец 1:

Нет, ничего вокруг не проглядел
могучий ум, внимательный и щедрый.
Его пути — ветрам наперерез.
Его стремленья — благо для народа.
Жизнь человека — чудо из чудес!
Всего-то пятьдесят четыре года!
Нет тишины,
да и покоя нет.
Жизнь человека — вечное горенье.

...И первый русский университет —
его надежда и его творенье.

СЛАЙД 1 «ЗАСТАВКА»


ВЕДУЩИЙ 4: В 2011 году исполняется 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова.


Первый русский академик, подвижник отечественной науки, просветитель, историк, физик, химик, лингвист и поэт – где только не проявил свои таланты этот выдающийся человек!

СЛАЙД 2 «ПОРТРЕТ ЛОМОНОСОВА »

ВЕДУЩИЙ 5 : Он, который окончательно разделил науку и искусство, чудесным образом сочетая и объединив их в своём творчестве, «будущий славный русский учёный, провидец и поэт».

СЛАЙД Ы «СОЛОВЕЦКИЕ ОСТРОВА»

«СОЛОВЕЦКАЯ ПРИСТАНЬ»

«»БУРЯ НА СЕВЕРНОМ МОРЕ»

«ЛЕДЯНЫЕ ГОРЫ»

ВЕДУЩИЙ 1 : Суровая природа русского Севера породила могучую натуру Ломоносова. Он родился 19 ноября 1711 года в Деревне Мишанинской Двинского уезда Архангелогородской губернии, в местах , где живут красивые, свободолюбивые и гордые люди, называющие себя поморами.



СЛАЙД «БАРКАС ЛОМОНОСОВА»

ВЕДУЩИЙ 2 Таким был и отец будущего учёного – Василий Дорофеевич Ломоносов,по натуре человек добрый, но «в крайнем невежестве воспитанный». Мать М. В. Ломоносова умерла очень рано, когда сыну было девять лет.

СЛАЙД «ПОМОРЫ»

ВЕДУЩИЙ 3 С детства Миша Ломоносов ходил с артелью отца в море, участвовал на равных со взрослыми в торговых и хозяйственных делах. Но любознательная натура отрока требовала ответа на многие вопросы, на которые ему никто не мог ответить: отчего солнце всходит на востоке, а заходит на западе; что такое северное сияние; отчего вода в море солёная?

СЛАЙД «ЗАКАТ .СОЛОВКИ»

Чтец 2:

Опасен вихрей бег, но тишина страшней -
гласит строка великого помора.
Прислушайся, и ты услышишь в ней СЛАЙД «ПОМОРЫ»
шум старых парусов и скрип снастей,
гуденье беломорского простора.
Седые гривы вознося до звезд,
дыша соленой горечью морскою,
ломает мачты ледяной норд-ост,
пропахший палтусиной и трескою.
И юноша с Двины, из Холмогор,
приобретает в этой грозной школе
талант вставать ветрам наперекор
и навыки бесстрашия и воли.

СЛАЙД «ВЕЛИКОЕ СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ»


Он с детства приучается к труду,
и все вокруг его волнует взоры.
Он видит шифер, сланцы и руду,
кость мамонта, керетскую слюдУ,
янтарь, и соль, и аспидные горы.
Он примечает камни, почвы, мох,
следы давно исчезнувших эпох
в морском песке и в отложеньях ила.
Его дивит земли живая сила,
полярного сияния сполох
и лета незакатное светило.

СЛАЙД «ЛОМОНОСОВ - АСТРОНОМ»

И люди, люди, разный труд людской,
дела людские и людское слово.


ВЕДУЩИЙ 4 По совету знакомых Михаил начинает читать чудом добытые где-то книги: «Грамматику» Мелетия Смотрицкого, (СЛАЙД) «Арифметику» Леонтия Магницкого, (СЛАЙД) «Стихотворную Псалтырь» Симеона Полоцкого . В четырнадцать лет юный помор грамотно и чётко писал.


СЛАЙД «ОБРАЗЕЦ ЮНОШЕСКОГО ПОЧЕРКА ЛОМОНОСОВА»





ВЕДУЩИЙ 5 Постепенно в душе юноши зарождалось желание продолжить своё образование, уйти в Москву.

Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение — оставить родной дом и отправиться в первопрестольную.

СЛАЙД «ЮНЫЙ ЛОМОНОСОВ НА ПУТИ В МОСКВУ»

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОТРЫВОК «ОТ ЮНОСТИ МОЕЯ» (1-2 МИН.)

Чтец 3 :

И пахнет палтусИной и треской,
смолой и дымом ветер промысловый.
Откуда гром и молния грозЫ?
В какие глуби белый день стремится?
Славянской вЯзи первые азы,
и первой книги первые страницы...
Волнение, стесняющее грудь, —
все знать,
все ведать,
встать навстречу грозам.
И первый путь, бесповоротный путь,
из дому, за архангельским обозом.
Метет метель все пуще, все грозней,
но снежный ветер крОви не остудит.
Опасен вихрей бег, но тишина страшней!
Но ты не бойся, тишины не будет!



СЛАЙД «СОЛНЦЕ СКВОЗЬ МЕТЕЛЬ»

ВЕДУЩИЙ 6 Ломоносова ожидала долгая и нелёгкая зимняя дорога. Преодолев весь путь за три недели с рыбным обозом, он в начале января 1731 года прибыл в Москву, где никого не знал.

СЛАЙД «СТАРАЯ МОСКВА»

СЛАЙД «СТАРИННАЯ МОСКВА»

СЛАЙД «СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»



ВЕДУЩИЙ 1 Желание учиться было так велико, что юноша не побоялся обманным путём поступить в единственное в Москве высшее учебное заведение Славяно-греко-латинскую Академию («Спасские школы»).

СЛАЙД «ФЕОФАН ПРОКОПОВИЧ»

Ломоносова спасает покровительство архиепископа Феофана Прокоповича, вице-президента Синода, сподвижника Петра Первого.

СЛАЙД «БИБЛИОТЕКА»

ВЕДУЩИЙ 2 Привыкший к трудностям Ломоносов, легко переносил полуголодное существование ,издевательства и насмешки школяров, строгое отношение преподавателей.











Сценка – миниатюра (6 класс)

Первый мальчик: Эй, ты, каланча!

Второй мальчик: И чего это ты, Михайло, учиться то пришёл? Тебе небось жениться впору, чудной! Уж двадцатый годок пошёл!

Третий мальчик: Да он и за партой то не устроится никак, ноги , глянь- ка длинные, как жерди!

Миша Ломоносов: А ну полегче , мелюзга, а то зашибу!

Мне в родных-то местах в кулачном бою равных не было.

А коли не угомонитесь, я вас легонько да проучу. Садитесь лучше за книги да учитесь хорошенько, вот и посмотрим кто из нас на что годится!

Первый мальчик: И правда, братцы, урок - то он лучше всех отвечает.

Второй: И латынь ему даётся…

Третий: И греческий…

Первый: Слышь, Мишань, пособи ты мне с латынью этой! Уж больно наука мудрёная. Никак мне не даётся , а то боюсь – опять розог мне не уйти …

Миша Ломоносов : Ну давай, что ли, пособлю маленько…



Конец сценки

СЛАЙД «АКАДЕМИЯ НАУК 2»

СЛАЙД «АКАДЕМИЯ НАУК В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ»

ВЕДУЩИЙ 3 Трудолюбие и целеустремлённость юноши увенчались успехом.

В1735 году, не дойдя ещё до богословского класса, Ломоносов из философского был вызван в Академию Наук, и вместе с другими двенадцатью учениками Спасского училища, отправлен в Петербург и зачислен в студенты университета при Академии Наук.

СЛАЙД «КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ»

СЛАЙД КОНФЕРЕНЦ-ЗАЛ 2 »

Сценка-миниатюра №2 (7 класс). Заседание учёного совета в академии наук. Входит студент Ломоносов только что прибывший из Москвы.

Первый профессор (с удивлением) : Ты кто таков?

Ломоносов: Ломоносов я, Михайло. Из Спасских школ прислан студентом в Академию.

Второй профессор (гневно) : Немедленно покиньте зал заседаний учёного совета, юноша! Здесь могут присутствовать только академики.

Ломоносов: Ну, что же, выучусь да и стану академиком! Вы только подождите маленько… А пока прощайте, господа.

Конец сценки.

СЛАЙД «ЛОМОНОСОВ В МОЛОДОСТИ»

ВЕДУЩИЙ 4 Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный студент Ломоносов с первых дней прибытия в Академию проявил интерес к наукам.

ВЕДУЩИЙ 1 В 1735 году в Академии было создано Российское собрание для разработки основ русского языка. Ломоносов, получив в Славяно-греко-латинской академии достаточно хорошую подготовку в области грамматики и стихосложения, вероятно, интересовался занятиями Российского собрания.

ВЕДУЩИЙ 2 Серьёзное отношение Ломоносова к научным занятиям выделяло его из общей массы воспитанников Спасских школ, прибывших в Петербург. В Академии Наук любознательный и трудолюбивый помор, приобщаясь к новой науке, ознакомился с современным подходом к исследованиям.

ВЕДУЩИЙ 3 В марте 1736 года Академия Наук принимает решение отправить 12 наиболее способных молодых людей, учеников «Спасских школ», для учёбы в Европу, В Марбург.



СЛАЙД «МАРБУРГ»

ЗВУЧИТ «ГАУДЕАМУС»

ВЕДУЩИЙ 4 За границей Ломоносов пробыл пять лет. Из Германии он вынес не только обширные познания в области математики, физики, химии, горном деле, но в значительной степени и общую формулировку всего своего мировоззрения.

СЛАЙД «ЛОМОНОСОВ В ГЕРМАНИИ»

ВЕДУЩИЙ 5 Изучение естественных наук Ломоносов успешно сочетал с литературными занятиями. В Марбурге он познакомился с новейшей европейской литературой, занимается переводами стихотворных произведений, сочиняет стихотворения на родном языке.

ВЕДУЩИЙ 1 Присланная им из-за границы «Ода на взятие ХОтина», написанная в 1739 году, произвела в русской литературе эффект разорвавшейся бомбы. Поэт издалека почувствовал ликование русских сердец после первой серьёзной победы со времён Петра Великого.

СЛАЙД «ВЗЯТИЕ КРЕПОСТИ»

Чтец 4

Крепит отечества любовь

Сынов российских дух и руку;

Желает всяк пролить всю кровь,

От грозного бодрится звуку.

Как сильный лев стада волков,

Что кажут острых яд зубов,

Очей горящих гонит страхом,

От реву лес и брег дрожит,

И хвост песок и пыль мутит,

Разит извившись сильным махом.

СЛАЙД 2« ПОРТРЕТ ЛОМОНОСОВА»

ВЕДУЩИЙ 2 В этой оде – всё : энергия,радость, стремление, победа, смятение поверженного противника. Отсюда начиналась новая русская литература, с новыми размерами стиха, с новым языком, отчасти и с новым содержанием.

СЛАЙД «АННА ИОАННОВНА»

ВЕДУЩИЙ 3 В 1741 году Ломоносов наконец смог вернуться в Петербург. За время отсутствия Ломоносова в Академии сменилось два президента, и к середине 1741 года Академия так и не имела руководителя. В обществе росло недовольство про-немецким правительством Анны Иоанновны и Анны Леопольдовны , которое ничего не сделало для развития наук и искусств в России.

СЛАЙД «ДВОРЦОВЫЙ ПЕРЕВОРОТ»

СЛАЙД «КОННЫЙ ВЫЕЗД ИМПЕРАТРИЦЫ»

ВЕДУЩИЙ 4 И наконец, долгожданное событие – Дочь Петрова на Российском престоле ! Все русские люди слились в едином порыве всеобщего ликования и радости. Михаил Васильевич Ломоносов увековечивает новую императрицу в своей «Оде на день восшествии на всероссийский престол императрицы Елизаветы Петровны».


СЛАЙД «ПОРТРЕТ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ»


СЛАЙД «ИМПЕРАТРИЦА ЕЛИЗАВЕТА»


МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОТРЫВОК «ГОСПОДИ, СИЛОЮ ТВОЕЮ»


Чтец 5

Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют
И класы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Свое богатство по земли.

Чтец 6

Великое светило миру,
Блистая с вечной высоты
На бисер, злато и порфиру,
На все земные красоты,
Во все страны свой взор возводит,
Но краше в свете не находит
Елисаветы и тебя.
Ты кроме той всего превыше;
Душа ее зефира тише,
И зрак прекраснее рая.

Чтец 7

Когда на трон она вступила,
Как вышний подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец;
Тебя прияв облобызала:
Мне полно тех побед, сказала,
Для коих крови льется ток.
Я россов счастьем услаждаюсь,
Я их спокойством не меняюсь
На целый запад и восток.

ВЕДУЩИЙ 5 Именно это произведение стало гимном наукам и искусству, людям, ищущим и дерзающим принести своей родине пользу и славу в веках.



Чтец 1

О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.

ВЕДУЩИЙ 1 Государыня благосклонно приняла «Оду» и обещала учёному свою поддержку и покровительство.

СЛАЙД «ИВАН ШУВАЛОВ»

Всесильный фаворит императрицы Иван Иванович Шувалов оказывал Ломоносову всяческую помощь , одобрял или не одобрял его научные проекты, помогал в борьбе с завистниками и злопыхателями.

СЛАЙД «СТАРОЕ ЗДАНИЕ МГУ»

ВЕДУЩИЙ 2 Под влиянием Ломоносова совершается в 1755 году открытие Московского университета, для которого он составляет первоначальный проект, основываясь на «учреждениях, узаконениях, обрядах и обыкновениях» иностранных университетов.

В 1756 году учёный отстаивает права низшего русского сословия на образование в гимназии и университете.

СЛАЙД «ФРАГМЕНТ ПИСЬМА ЛОМОНОСОВА»

ВЕДУЩИЙ 3 Учёные люди — доказывает Ломоносов, — нужны «для Сибири, для горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов, купечества, единства чистой веры, земледельства и предзнания погод, военного дела, хода севером и сообщения с ориентом»[13].



Слайд «портрет Ломоносова 2001 г.»



ВЕДУЩИЙ 4 Деятельность Учёного не знает границ, он берётся за всё: читает лекции, продолжает научные опыты, сочиняет разные стихи проекты к государевым праздникам, выступает на научных конференциях. Размах Ломоносова истинно в духе Петра Великого, его кумира во всём .

СЛАЙД «ПЁТР ПЕРВЫЙ»

В своих поэтических опытах Ломоносов пытается ответить на свои юношеские вопросы об устройстве мироздания, удивляется гармонии Вселенной.

СЛАЙД «КОСМОС И ЗВЁЗДНОЕ НЕБО»

СЛАЙД «УЧЁНЫЙ ДИСПУТ»

СЛАЙД «НИКОЛАЙ КОПЕРНИК»

СЛАЙД «ПТОЛЕМЕЙ»

СЛАЙД «ПОВАР»

Сценка-миниатюра (5 класс)

«Случились вместе два Астронома в пиру»

Случились вместе два Астронома в пиру

И спорили весьма между собой в жару.

Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;

Другой, что Солнце все с собой планеты водит:

Один Коперник был, другой слыл Птолемей.

Тут повар спор решил усмешкою своей.

Хозяин спрашивал: "Ты звезд теченье знаешь?

Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?"

Он дал такой ответ: "Что в том Коперник прав,

Я правду докажу, на Солнце не бывав.

Кто видел простака из поваров такова,

Который бы вертел очаг кругом жаркова?"


СЛАЙД «АСТРОНОМИЯ»

СЛАЙД «УТРЕННЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ»

ВЕДУЩИЙ 5 Венцом поэтического творчества Ломоносова являются его духовные оды ( "Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого сияния" , "Утреннее размышление о Божием величестве") полные религиозного чувства и вместе с тем свидетельствующие о научных интересах автора.


Чтец

УТРЕННЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О БОЖИЕМ ВЕЛИЧЕСТВЕ

Уже прекрасное светило
Простерло блеск свой по земли
И божие дела открыло:
Мой дух, с веселием внемли;
Чудяся ясным толь лучам,
Представь, каков зиждитель сам!

Когда бы смертным толь высоко
Возможно было возлететь,
Чтоб к солнцу бренно наше око
Могло, приближившись, воззреть,
Тогда б со всех открылся стран
Горящий вечно Океан «….»


Творец! покрытому мне тьмою
Простри премудрости лучи
И что угодно пред тобою
Всегда творити научи,
И, на твою взирая тварь,
Хвалить тебя, бессмертный царь.

СЛАЙД 12 «ВЕЛИКОЕ СЕВЕРНОЕ СИЯНИЕ»

Чтец

ВЕЧЕРНЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О БОЖИЕМ ВЕЛИЧЕСТВЕ ПРИ СЛУЧАЕ ВЕЛИКОГО СЕВЕРНОГО СИЯНИЯ

Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкий прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен! «...»


Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рождал пожар?

Там спорит жирна мгла с водой;
Иль солнечны лучи блестят,
Склонясь сквозь воздух к нам густой;
Иль тучных гор верхи горят;
Иль в море дуть престал зефир,
И гладки волны бьют в эфир.

Сомнений полон ваш ответ
О том, что окрест ближних мест.
Скажите ж, коль пространен свет?
И что малейших дале звезд?
Несведом тварей вам конец?
Скажите ж, коль велик творец?

* * *

СЛАЙД 13 «ЛОМОНОСОВ – АСТРОНОМ»

ВЕДУЩИЙ 1 Михаил Васильевич Ломоносов сам явился ярчайшей звездой на небосклоне русской науки. Никто до сих пор не сумел достичь таких же масштабов деятельности , как этот великий учёный. Неуёмная энергия, страсть к познанию мира и русский характер сделали Ломоносова «Петром Великим» науки российской.

СЛАЙД «ЛОМОНОСОВ НА ФОНЕ МГУ»

ВЕДУЩИЙ 2 Его именем названы Учебные заведения, улицы, города России, вновь открытые



минералы, горные породы, неизвестные ранее небесные тела, горные хребты, морские впадины. Имя великого учёного навсегда вписано в историю человечества.

СЛАЙД «ЗАСТАВКА»

ВЕДУЩИЙ 3 И сегодня, спустя 300 лет, благодарные потомки говорят «спасибо», Михаилу Васильевичу за всё, что он сделал для укрепления науки российской и процветания родной земли !

ВСЕ ВМЕСТЕ:

РУССКОЙ НАУКЕ ! РУССКОМУ НАРОДУ!

РУССКОЙ ЗЕМЛЕ! МНОГАЯ ЛЕТА ! (ЗВУЧИТ МНОГАЯ ЛЕТА)



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ