Светлое и таинственное в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг 7 класс
Муниципальное учреждение образования
Тумановская средняя общеобразовательная школа
Москаленского муниципального района
Омской области
РАЗРАБОТКА УРОКА
по ЛИТЕРАТУРЕ в 7 классе
Тема : «Светлое и таинственное в рассказе
И.С. Тургенева «Бежин луг»
Разработала: Худорожкова Тамара Александровна
учитель русского языка и литературы
2008 год
Урок литературы в 7 классе.
Тема. Светлое и таинственное в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»
Цели урока:
Формировать навыки анализа рассказа
Помочь понять роль пейзажа в раскрытии и характеристике героев рассказа.
Выделить средства выразительности, используемые писателем в рассказе.
Воспитание чуткости, наблюдательности.
Оборудование: тексты, словари.
ХОД УРОКА.
Вступительное слово учителя.
Уточним понятие слова пейзаж.
Пейзаж – картина природы в художественном произведении. Анализируя рассказ «Бюрюк» мы рассматривали роль пейзажа как средства портретной характеристики героя. В рассказе «Бежин луг» главный вопрос – вопрос гармонии человека и окружающей природы. Понять это поможет пейзаж.
(Уточняется значение слова гармония.)
Анализ текста.
Начнем с осмысления сюжета. Что такое сюжет? Какие события лежат в основе сюжета?
- Вроде бы ничем не примечательные и далеко не драматические события: охотник, он же рассказчик, случайно заблудился и был вынужден скоротать ночь вместе с несколькими мальчишками на Бкежином лугу. Откуда же в таком случае явно возникает ощущение драматизма? Ведь начинается рассказ и заканчивается описаниями, пронизанными солнцем.
(Зачитывается описание июльского дня)
- Какие чувства, ощущения вызывает этот пейзаж?
(Радость, чувство обновления, легкости)
- Но наступает вечер, за ним ночь. И то, что днем было ясно, становится иным.
( Зачитывается картина вечера и наступающей ночи)
- Какое ощущение возникает сейчас?
(Беспокойство, происходит таинственная путаница, охотник блуждает в знакомых, исхоженных местах)
- Какие изобразительные средства использует автор, чтобы передать это ощущение?
(Ощущение тревоги усиливается повторением эпитетов со значением «странности», неопределенными местоимениями и наречиями)
(Выбираются и записываются в тетрадь примеры из текста.
- Новый сюжетный поворот. Рассказчик, присмотревшись к огням, вдруг заметит людей, и центром повествования становится не мрак, а свет, пламя костра. А таинственность? Исчезнет она?
(Таинственность из мира ночной природы перейдет в мир мальчиков, в их рассказы)
- Послушаем рассказы Кости о русалках и Илюши о «нечистом месте». Обратим внимание на поведение одного из мальчиков – Павла. Вот ребята после странного рассказа вздрогнули, а как повел себя Павел и что сказал?
( Чтение двух фрагментов: «вдруг откуда ни возьмись белый голубок»…..до слов « Может быть, - проговорил он наконец»
«А вот Павлуша идёт – молвил Федя» до слов…..»своей судьбы не минуешь»)
( Павлуша наиболее смелый, трезвый и ироничный. Он допускает существование таинственных сил, однако оказывается способным шагнуть за черту привычного допустимого: « Однако воды зачерпнул». Он словно соединил в себе две стихии : мрака и света, таинственного и познаваемого)
3. Финал рассказа – картина восхода солнца.
(Зачитывается этот эпизод)
- Что рассеивает картина восхода солнца? Какими красками окрашен окружающий мир?
( Ночные страхи; бодрая, светлая, радостная картина восхода солнца)
- Чем заканчивается рассказ?
(Упоминанием о смерти Павла)
- Как в этом небольшом упоминании раскрывается автором гармония человека и окружающей природы?
4. Итог урока.
Это не только мимолетное упоминание о судьбе необыкновенного мальчика, это еще и напоминание о таинственной силе природы. О том, что жить в единстве с природой можно только уважая её.
Домашнее задание.
Ответить на вопрос. «Как вы понимаете выражение «жить в единстве с природой»?»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ