Светлое и таинственное в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг 7 класс

Муниципальное учреждение образования

Тумановская средняя общеобразовательная школа

Москаленского муниципального района

Омской области











РАЗРАБОТКА УРОКА


по ЛИТЕРАТУРЕ в 7 классе




Тема : «Светлое и таинственное в рассказе

И.С. Тургенева «Бежин луг»







Разработала: Худорожкова Тамара Александровна

учитель русского языка и литературы





































2008 год




Урок литературы в 7 классе.

Тема. Светлое и таинственное в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»


Цели урока:

  1. Формировать навыки анализа рассказа

  2. Помочь понять роль пейзажа в раскрытии и характеристике героев рассказа.

  3. Выделить средства выразительности, используемые писателем в рассказе.

  4. Воспитание чуткости, наблюдательности.


Оборудование: тексты, словари.


ХОД УРОКА.


  1. Вступительное слово учителя.


Уточним понятие слова пейзаж.

Пейзаж – картина природы в художественном произведении. Анализируя рассказ «Бюрюк» мы рассматривали роль пейзажа как средства портретной характеристики героя. В рассказе «Бежин луг» главный вопрос – вопрос гармонии человека и окружающей природы. Понять это поможет пейзаж.


(Уточняется значение слова гармония.)


  1. Анализ текста.


Начнем с осмысления сюжета. Что такое сюжет? Какие события лежат в основе сюжета?

- Вроде бы ничем не примечательные и далеко не драматические события: охотник, он же рассказчик, случайно заблудился и был вынужден скоротать ночь вместе с несколькими мальчишками на Бкежином лугу. Откуда же в таком случае явно возникает ощущение драматизма? Ведь начинается рассказ и заканчивается описаниями, пронизанными солнцем.

(Зачитывается описание июльского дня)


- Какие чувства, ощущения вызывает этот пейзаж?


(Радость, чувство обновления, легкости)


- Но наступает вечер, за ним ночь. И то, что днем было ясно, становится иным.


( Зачитывается картина вечера и наступающей ночи)


- Какое ощущение возникает сейчас?


(Беспокойство, происходит таинственная путаница, охотник блуждает в знакомых, исхоженных местах)


- Какие изобразительные средства использует автор, чтобы передать это ощущение?


(Ощущение тревоги усиливается повторением эпитетов со значением «странности», неопределенными местоимениями и наречиями)


(Выбираются и записываются в тетрадь примеры из текста.


- Новый сюжетный поворот. Рассказчик, присмотревшись к огням, вдруг заметит людей, и центром повествования становится не мрак, а свет, пламя костра. А таинственность? Исчезнет она?



(Таинственность из мира ночной природы перейдет в мир мальчиков, в их рассказы)


- Послушаем рассказы Кости о русалках и Илюши о «нечистом месте». Обратим внимание на поведение одного из мальчиков – Павла. Вот ребята после странного рассказа вздрогнули, а как повел себя Павел и что сказал?


( Чтение двух фрагментов: «вдруг откуда ни возьмись белый голубок»…..до слов « Может быть, - проговорил он наконец»

«А вот Павлуша идёт – молвил Федя» до слов…..»своей судьбы не минуешь»)


( Павлуша наиболее смелый, трезвый и ироничный. Он допускает существование таинственных сил, однако оказывается способным шагнуть за черту привычного допустимого: « Однако воды зачерпнул». Он словно соединил в себе две стихии : мрака и света, таинственного и познаваемого)



3. Финал рассказа – картина восхода солнца.

(Зачитывается этот эпизод)


- Что рассеивает картина восхода солнца? Какими красками окрашен окружающий мир?


( Ночные страхи; бодрая, светлая, радостная картина восхода солнца)


- Чем заканчивается рассказ?


(Упоминанием о смерти Павла)


- Как в этом небольшом упоминании раскрывается автором гармония человека и окружающей природы?


4. Итог урока.



Это не только мимолетное упоминание о судьбе необыкновенного мальчика, это еще и напоминание о таинственной силе природы. О том, что жить в единстве с природой можно только уважая её.


  1. Домашнее задание.

Ответить на вопрос. «Как вы понимаете выражение «жить в единстве с природой»?»








Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ