Технологическая карта 3 класс "А.П. Чехов «Степь» (отрывок из повести)"

Технологическая карта

Аттестуемый педагог: Голубева Ирина Николаевна

Предмет: литературное чтение Класс: 3б

Тема урока: А.П. Чехов «Степь» (отрывок из повести).

Цели урока:

Обучающие:

  • сформировать умения определять тему, основную идею произведения, его структуру и языковые средства;

Развивающие:

  • развивать способность эмоционально откликаться на события, описанные автором произведения;

  • развивать умения обучающихся получать информацию, представленную в иллюстративной и текстовой формах, делать выводы на основе полученной информации;

  • содействовать развитию у школьников умений общаться.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство сопричастности и сопереживания;

  • Расширять круг чтения младших школьников.

Формирование УУД:

  • способствовать формированию коммуникативных умений;

  • повысить интерес к изучению предмета, познавательную активность.


п/п

Этапы работы

Содержание этапа

Деятельность учащихся

1.

Организационный этап.

Приветствие детей учителем. Проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя. Проверка рабочего места.

2.

Актуализация знаний.

Стадия «Вызов».

Таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал».

1. Сегодня мы начинаем знакомиться с творчеством автора, который вам уже известен. Попробуйте догадаться, кто это? Показывает:

  1. Портрет А.П. Чехова. (слайд)

  2. Зачитывает отрывок из рассказа Каштанка.

Правильно. Это Антон Павлович Чехов.





Называют фамилию, имя и отчество писателя.







2.Что вы уже знаете об Антоне Павловиче Чехове? В течение 1-2 минут поработайте в парах и вспомните всё, что вы знаете. Для подготовки ответа вы можете воспользоваться справочниками, выставкой книг, иллюстрациями.

Щербакова Ирина вам приготовила небольшое выступление об Антоне Павловиче Чехове.

Самостоятельная работа в парах: обсуждение.





Выступление обучающейся с показом презентации.



3. Итак, подведём итоги вашей работы. Мы «Знаем»: (слайд)

- писатель

- жанры его произведений

- темы его произведений

- круг его читателей

Это писатель. Годы жизни…

Родился… Он пишет рассказы и повести для детей и взрослых. Его произведения о людях, о животных, о природе. Мы читали его произведения:

«Каштанка».



4. Что мы «Хотим узнать» сегодня на уроке? (слайд)


Формулируют цель урока:

«Хотим узнать тему, жанр, особенности нового произведения, о ком или о чем это произведение».



Где об этом можно узнать?


В учебнике, справочниках, спросить у учителя, интернет и другие.



Я предлагаю вам узнать, как называется это произведение, отгадав загадку:

Какая ширь здесь и приволье,
Куда ни глянь - полей раздолье,
Южнее полосы лесов
Лежит ковёр из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, синицам,
Здесь суховеи любят петь,
А зовётся это:

(слайд)










Степь.

3.

Первичное знакомство с произведением.

Стадия «Осмысление».

Что такое степь?

Сейчас вы будете работать в группах. У вас на столах конверты. Прочитайте задания. В течение 2 – 3 минут найдите ответы на поставленные вопросы.




Сформулируйте вывод: что такое степь?


У каждой группы свои задания:

1 - Прочитать статью в словаре. Вспомнить, какие растения и каких животных можно встретить в степи?

2 – Описание степи у других писателей. С чем сравнивается степь?

3 – Найти изображение степи среди других пейзажей. Подобрать эпитеты. Какая она?

Устный связный ответ детей.



Итак, о чём же будет произведение «Степь»?

Ответы детей.



Сейчас я прочитаю вам это произведение. Вам встретятся непонятные слова:

Рогожа, потёмки. Кто сможет объяснить значение этих слов?


Постарайтесь во время слушания мысленно нарисовать картины, о которых вы услышите.

Объясняют.






Слушают.

4.

Проверка восприятия.

Вам понравился отрывок из повести?

Какие картины вы нарисовали?

(Учитель фиксирует опорные слова на доске)

О чём же это произведение?


Почему же называется «Степь»?



Можем ли мы уже ответить на какой-либо вопрос, который задали себе вначале урока?

Ответы детей.

Ожидание грозы, молния, туча, ветер, темнота, дождь и т.д.


О грозе.


Отрывок из повести. Действие происходит в степи.


Да. Это отрывок из повести. Это художественное произведение.

5.

Физминутка.

Физминутка «Гроза» (звуковой фрагмент). Попробуйте представить, что вы оказались в степи. Вы слышите приближение грозы. Изобразите сильный ветер, гром – хлопки в ладоши, покажите движением силу грозы.

Слушают звуковой фрагмент, выполняют движения.

6.

Повторное чтение.

О ком рассказывается в новом произведении, которое мы прочитали?

Что хотели бы вы узнать о нём?

Не возникли ли у вас вопросы к нему?



Где об этом можно узнать?


1 группа поработает с книгами с выставки и найдёт ответ на вопрос, кто же такой Егорушка?

2 группа прочитает другой отрывок из этой же повести. Ваша задача – найти яркие образные выражения, которые помогут понять, какая была гроза.

3 группа самостоятельно прочитает этот рассказ в учебнике и найдет ответ на вопрос: какие чувства испытывал Егорушка во время грозы. (слайд)

О Егорушке.


Мне интересно узнать:

Кто он такой? Почему он оказался в степи? С кем? Куда направлялся?


В самой повести; в предисловии к книге.


Самостоятельное чтение детей.




7.

Проверка восприятия.

Итак, слово первой группе. Кто же такой Егорушка?

Слово второй группе. Прочитайте описание грозы.

Слово 3 группе. Какие же чувства испытал Егорушка во время грозы?

Связный ответ детей.


Отвечают и доказывает ответ выборочным чтением.

8.

Анализ произведения.

Расположите рисунки в порядке нарастания грозы.


Художник пишет картину красками, а писатель …?. (слайд)


Располагают рисунки в порядке нарастания грозы.


При помощи слов, использует средства художественной выразительности.



Найдите в тексте произведения слова, с помощью которых писатель рисует грозу.

Выборочное чтение.




Какие это средства выразительности?

Эпитеты. Олицетворение. Сравнения.

9.

Итог урока.

Стадия «Рефлексия».

Итак, возвращаемся к нашей таблице «Знаем. Хотим узнать. Узнали».

Что же мы «Узнали» о новом произведении А.П. Чехова?


Предлагаю вам провести самооценку по критериям:

«5» - на уроке было все понятно, работал(а) активно, на вопросы отвечал(а) верно, задания выполнял(а) правильно;

«4» - на уроке были затруднения, не на все вопросы отвечал(а), не все задания выполнил(а) верно;

« » - не очень понравилась моя работа на уроке,

поднимите руку те, кто за свою работу не поставил себе оценку;

теперь те, кто поставил оценку «4»;

теперь те, кто поставил оценку «5».

Узнали, что это – отрывок из повести.

Это произведение о чувствах маленького мальчика. Что писатель словами, как художник красками, рисует картину грозы.


Сами оценивают себя по критериям.

10.

Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение произведения «Степь».

Учебник, с. 134-136.





«5»

- на уроке было все понятно, работал(а) активно, на вопросы отвечал(а) верно, задания выполнял(а) правильно;


«4»

- на уроке были затруднения, не на все вопросы отвечал(а), не все задания выполнил(а) верно;


« »

- не очень понравилась моя работа на уроке.


«5»

- на уроке было все понятно, работал(а) активно, на вопросы отвечал(а) верно, задания выполнял(а) правильно;


«4»

- на уроке были затруднения, не на все вопросы отвечал(а), не все задания выполнил(а) верно;


« »

- не очень понравилась моя работа на уроке.


«5»

- на уроке было все понятно, работал(а) активно, на вопросы отвечал(а) верно, задания выполнял(а) правильно;


«4»

- на уроке были затруднения, не на все вопросы отвечал(а), не все задания выполнил(а) верно;


« »

- не очень понравилась моя работа на уроке.


«5»

- на уроке было все понятно, работал(а) активно, на вопросы отвечал(а) верно, задания выполнял(а) правильно;


«4»

- на уроке были затруднения, не на все вопросы отвечал(а), не все задания выполнил(а) верно;


« »

- не очень понравилась моя работа на уроке.


«5»

- на уроке было все понятно, работал(а) активно, на вопросы отвечал(а) верно, задания выполнял(а) правильно;


«4»

- на уроке были затруднения, не на все вопросы отвечал(а), не все задания выполнил(а) верно;


« »

- не очень понравилась моя работа на уроке.


СТЕПЬ

Степь — равнина, поросшая травянистой растительностью, в умеренных и субтропических зонах северного и южного полушария.

Суслик, степной орел, ящерицы, богомол, тушканчики, хомяки, сайгаки, лошади;

Ковыль, «Перекати-поле». Некоторые травы при обильном ветвлении приобретают шаровидную форму. После созревания семян такой шар порывом ветра отламывается и, подгоняемый ветром, перекатывается по полю, рассеивая семена. Отсюда и название «перекати-поле»; тюльпаны.

О протяженности, характере рельефа. Безбрежная, безграничная, бездорожная, бесконечная, бескрайняя, беспредельная, волнистая, глубокая, необозримая, необъятная, неоглядная, нескончаемая, огромная, открытая, плоская, просторная, раздольная (разг.), ровная, холмистая, широкая. О климате, цвете, запахе; о наличии воды, растительности, животного мира; о пригодности для жизни человека. Безводная, безжизненная, безлесная, безлюдная, бестравная, буранная, бурая, глухая, голая, голодная, голубая, горючая (устар.), густая, девственная, дикая, душная, дымчатая, желтая, заповедная, заснеженная, засушливая, зеленая, знойная, золотая, золотисто-бурая, коричневая, лиловая, мертвая, мокрая, нагая (устар.), пахучая, плодородная, полумертвая, пустынная, пышная, розовая, рыжая, светлая, сухая, темная, туманная, хлебородная, холодная, цветущая, черная. О впечатлении, психологическом восприятии. Беззвучная, безмолвная, безотрадная, безрадостная, бесприютная, благодатная, богатырская, былинная, веселая, вольная, враждебная, дремлющая, дремотная, мирная, молчаливая, мрачная, немая, неслышная, печальная, привольная, родная, сказочная, скучная, смирная, суровая, тихая, тоскливая, тревожная, угрюмая, унылая, хмурая. Запудренная, застуженная, косматая, смирная, сытая, тусклая. Горная, злаковая, ковыльная, кустарниковая, луговая, песчаная, полынная, целинная, черноземная, щебенная (устар.), щебневая и т. п.

Задание для группы № 2:

Прочитайте описание степи у других писателей.

С чем сравнивается степь у каждого писателя?



Н.В. Гоголь

Степь чем дальше, тем становилась прекраснее. … Ничего в природе не могло быть лучше! … Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов... Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов.



А.П. Чехов

Между тем, перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и выглядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали; едешь-едешь и никак не

разберешь, где она начинается и где кончается...


Задание для группы № 1:

Что означает слово «степь» в толковом словаре?

Вспомните, какие растения и животные встречаются в степи?





















Задание для группы № 3:

Найдите изображения степи среди других пейзажей.

(Их может быть несколько.)

Подберите эпитеты. (Степь - какая она?)










Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ