Тест Александр Сергеевич Пушкин Роман «Евгений Онегин»
Александр Сергеевич Пушкин
Роман «Евгений Онегин»
Жанр
«Евгений Онегин» — общественно-психологический роман в стихах
В ноябре 1823 г. Пушкин писал Вяземскому: «Что касается до моих занятий, я теперь пишу не роман, а роман в стихах — дьявольская разница!»
Роман
в стихах
в прозе
Определяющее лирическое начало. Образ автора — композиционный центр романа. Роман в стихах шире романа героев
В центре — повествование о событиях и героях
Жанр «свободного романа», где лирическое и эпическое равноправно, позволяет автору легко переходить от основного повествования к лирическим отступлениям. Произведение как бы пишется на глазах читателя, меняется в диалоге с жизнью
Онегинская строфа
Особым образом организованная строфа, состоящая из 14 строк. Обычно представляет собой законченный по смыслу и форме фрагмент текста, написанный 4-стопным ямбом. Онегинская строфа позволяет передавать повествовательные, разговорные, лирические интонации, диалоги
героев, создает эффект импровизации.
1. «Мой дядя самых честных правил,
2. Когда не в шутку занемог,
3. Он уважать себя заставил
4. И лучше выдумать не мог.
А
b
А
b
перекрестная
рифмовка
5. Его пример другим наука;
6. Но, Боже мой, какая скука
7. С больным сидеть и день и ночь,
8. Не отходя ни шагу прочь!
С
С
d
d
парная
9. Какое низкое коварство
10. Полуживого забавлять,
11. Ему подушки поправлять,
12. Печально подносить лекарство,
Е
f
f
Е
кольцевая
13. Вздыхать и думать про себя:
14. Когда же черт возьмет тебя!»
g
g
куплет (двустишие)
Прописные буквы (А, С, Е) обозначают женские рифмы, строчные (b, d, f, g) — мужские.
Онегинской строфой написан весь роман, кроме:
- письма Татьяны;
- письма Онегина;
- песни девушек
Композиция
Восемь глав организованы по принципу симметрии (зеркальности) и параллелизма.
Симметрия выражается в:
особом попарно антитетичном (по принципу антитезы) расположении героев:
Онегин - Ленский
Татьяна - Ольга
повторении сюжетной ситуации главных героев (Татьяна и Онегин практически меняются ролями): встреча — письмо — объяснение:
Татьяна
Онегин
Встреча, зарождение любви
В деревне. Татьяна влюблена, Онегин холоден
В Москве. Онегин влюблен, Татьяна холодна
Письмо
(композиция писем параллельна)
«Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать».
«Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи».
«Но так и быть! Судьбу мою
Отныне я тебе вручаю,
Перед тобою слезы лью
Твоей защиты умоляю...»
«Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!»
«Нет, поминутно видеть вас,
Повсюду следовать за вами,
Улыбку уст, движенье глаз
Ловить влюбленными глазами,
Внимать вам долго, понимать
Душой все ваше совершенство,
Пред вами в муках замирать,
Бледнеть и гаснуть... вот блаженство!»
«Но так и быть: я сам себе
Противиться не в силах боле;
Все решено: я в вашей воле
И предаюсь моей судьбе»
Ожидание ответа
«Но день протек, и нет ответа
Другой настал: все нет как нет»
«Ответа нет. Он вновь посланье:
Второму, третьему письму
Ответа нет»
Объяснение
В саду. Реакция Онегина:
«Блистая взорами, Евгений
Стоит, подобно грозной тени...»
Отповедь Евгения:
«И был бы счастлив… сколько мог!
Но я не создан для блаженства…»
«Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней»
В гостиной. Реакция Татьяны:
«Она навстречу. Как сурова!
Его не видят, с ним ни слова…»
Отповедь Татьяны:
«А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена.»
«Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна»
четкой параллели между сном Татьяны и происходящим на именинах. Схожи атмосферы происходящего, описания гостей и чудищ
Главные герои
Евгений Онегин
Первый «лишний человек» в русской литературе
Воспитание
и образование
Онегин получил воспитание, типичное для того времени:
«Служив отлично-благородно,
Долгами жил его отец»,
«Monsieur l’Abbе, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой»,
«Что занимало целый день
Его тоскующую лень, —
Была наука страсти нежной».
Главный герой живет по обычаям и законам светского общества. Будучи натурой незаурядной (общение с Кавелиным и Чаадаевым, портрет Байрона и бюст Наполеона в кабинете), он томится от пустоты светской жизни, не
находя применение своим силам
Авторская оценка
«Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум».
Автор — друг Евгения и в то же время его творец, часто называет героя «мой Онегин»
Черты характера
Характер Онегина противоречив, как противоречиво его время. Скука, хандра («сплин»), разочарованность в жизни, скепсис — основные черты «лишнего человека»
Жизнь в деревне
«Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил».
«И в голос все решили так,
Что он опаснейший чудак».
«Все дружбу прекратили с ним».
Онегин живет в деревне затворником, однако дружит с Ленским и семейством Лариных
Отношение к Татьяне
При первой встрече с Татьяной Онегин видит в ней особую душевную прелесть, поэтический идеал:
«“<…> Скажи: которая Татьяна?” / — Да та, которая грустна / И молчалива, как Светлана, / Вошла и села у окна. — / “Неужто ты влюблен в меньшую?” / — А что? — “Я выбрал бы другую, / Когда б я был, как ты, поэт”».
Получив от Татьяны письмо с признанием в любви, «Онегин живо тронут был». Однако семейная жизнь герою представлялась скукой, а обманывать Татьяну он не хотел. Он объясняется с ней
Дружба с Ленским
«Они сошлись. Волна и камень, / Стихи и проза, лед и пламень / Не столь различны меж собой. / Сперва взаимной разнотой / Они друг другу были скучны; / Потом понравились; потом / Съезжались каждый день верхом,
/ И скоро стали неразлучны». Онегин не прошел испытание дружбой. На
именинах Татьяны, чувствуя негодование изза того, что попал на «многолюдный пир», и видя смущение героини, Евгений решает подшутить над Ленским, приглашая Ольгу на танцы. Следует вызов на дуэль. Онегин, внутренне укоряя себя за глупую безрассудность, не может пойти против «общественного мненья» и отменить дуэль, исходом которой становится
смерть друга. Онегин уезжает в путешествие
Любовь к Татьяне
В последней главе Онегин предстает пылким, любящим. Он пишет письма, повсюду следует за Татьяной, принимается вновь за чтение книг, испытывает настоящие чувства. Однако любовь его обречена: Татьяна отказывается предавать мужа. Финал романа открытый: судьба героев неизвестна
Татьяна Ларина
«Милый идеал» автора, «русская душою», искренняя, чистая,
способная глубоко и преданно любить
Черты характера
«Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой».
«Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна».
Ей близка природа. («Она любила на балконе / Предупреждать зари восход»). Татьяне интересны рассказы няни, гадания. Она верит в вещие сны. Любит читать романы, но не под влиянием моды:
«Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она влюблялася в обманы
И Ричардсона и Руссо».
Татьяна мерит все литературными мерками, живет романами, из них черпает знания о жизни
Мать и отец Татьяны
Мать Татьяны и Ольги, Прасковья, была без любви выдана замуж и увезена в деревню, но быстро привыкла к помещичьей жизни, читала любовные романы, вела хозяйство и умело управляла мужем. Отец Татьяны, Дмитрий
Ларин, любил жену и во всем на нее полагался.
«Они хранили в жизни мирной / Привычки милой старины». Отец ничего не читал, мать была «от Ричардсона без ума».
«И так они старели оба.
И отворились наконец
Перед супругом двери гроба».
Любовь к Онегину
Татьяна испытывает искренние чувства, однако
«Давно сердечное томленье / Теснило ей
младую грудь; / Душа ждала... кого-нибудь».
Она пишет письмо по законам литературы, но в то же время оригинально и зрело. Она предполагала два варианта развития своей судьбы: счастливый или гибельный, а Онегин поступил не по законам литературы, а по законам жизни. «Этим он обескуражил романтическую героиню, которая была готова и к “счастливым свиданьям”, и к “гибели”, но не к переключению своих чувств в плоскость приличного светского поведения, а Пушкин продемонстрировал ложность всех штампованных сюжетных схем» (Ю. Лотман). После отъезда Онегина Татьяна попадает в его дом и «по чертам его карандаша» или «ногтя на полях книг», по самому подбору книг начинает его «постигать»: «И ей открылся мир иной»
Последнее
объяснение
с Онегиным
В последней главе Татьяна предстает изменившейся:
«Как изменилася Татьяна!
Как твердо в роль свою вошла!
Как утеснительного сана
Приемы скоро приняла!
Кто б смел искать девчонки нежной
В сей величавой, в сей небрежной
Законодательнице зал?»
Она по-прежнему любит Онегина, однако долг перед другим человеком для нее важнее личных чувств:
«Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».
В отповеди Татьяны много несправедливых упреков Евгению, который испытывает не «мелкое чувство», а настоящую любовь. Приняв на себя роль, превратив жизнь в «маскарад», героиня не может отказаться от этого.
Она обязана быть верной мужу, поэтому ее «урок» Онегину обусловлен честностью и чувством нравственного долга
Владимир Ленский
Молодой юноша, восторженно-мечтательный романтик
Черты
характера,
образование
«С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч».
Герой полон юношеской отваги, благородных порывов. Выступает антиподом Онегина, однако имеет с другом много общего: оба отчуждены от помещичьей среды, оба стремятся познать «добро и зло», найти смысл жизни и т. д.
Отношение к любви
«Он верил, что душа родная
Соединиться с ним должна…»,
«Ах, он любил, как в наши лета
Уже не любят; как одна
Безумная душа поэта
Еще любить осуждена…».
Ленский влюблен в Ольгу, непостоянную, романтичную, ветреную
Речь поэта
«Он пел разлуку и печаль,
И нечто, и туманну даль,
И романтические розы…»
«Он пел поблеклый жизни цвет
Без малого в осьмнадцать лет».
Автор с иронией относится к поэту и его речи, переполненной романтическими штампами и подчеркнуто тривиальными рифмами. Однако это также авторская насмешка над всеми романтиками и над своими ранними стихотворениями
Автор пророчит Ленскому два варианта его будущего: прозаический и романтический. Однако поэт умирает на дуэли
Ольга Ларина
Романтическая героиня, лишенная внутренней глубины
Черты характера
«Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила,
Глаза как небо голубые;
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Все в Ольге... но любой роман
Возьмите и найдете верно
Ее портрет».
Автор с иронией относится к непостоянной девушке, романтической и пустой. Она — противоположность своей сестре. Это своего рода карикатурный образ на героинь сентиментальных романов
Онегин об Ольге
«В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне».
Будущее
Вскоре после смерти Ленского Ольга выходит замуж
Образ автора и стилистические особенности романа
Автор присутствует в романе, беседует с читателем, благодаря чему создается иллюзия импровизации, непосредственного живого диалога:
«Но следствия нежданной встречи
Сегодня, милые друзья,
Пересказать не в силах я;
Мне должно после долгой речи
И погулять и отдохнуть:
Докончу после как-нибудь».
Автор то выходит на первый план, о чем-то советуясь с читателем, обсуждая, как назвать героя, то уходит на задний, описывая роман героев. Он выступает создателем книги:
«Промчалось много, много дней
С тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне —
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще неясно различал».
И в то же время рассказывает о своей дружбе с Евгением Онегиным: «Онегин, добрый мой приятель…»
Автор комментирует события, размышляет о литературе, акцентирует внимание на «сделанности» романа (говорит, какой был замысел и как он трансформировался), тем самым размывает границу между жизнью и художественным текстом
Автор отказывается от деления лексики на «высокую» и «низкую», используя разнообразие живой речи
В тексте огромное количество литературных цитат, реминисценций (отголосок мотивов, образов, деталей из известного произведения другого автора)
«Пушкин оборвал роман, “не договорив” сюжета. Он не хотел неисчерпаемость жизни сводить к завершенности литературного текста» (Ю. Лотман)
Роман как «энциклопедия русской жизни»
«“Онегина” можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением» (В. Г. Белинский). Пушкин многосторонне, объективно, емко и лаконично показал всю жизнь России, всю современную ему действительность
Композиционная роль лирических отступлений
Лирические отступления
связанные с сюжетом
прямо не связанные с сюжетом
Функции:
- переход от одного повествовательного плана к другому;
- приостановка действия перед кульминационными моментами (перед объяснением Татьяны с Евгением, сном Татьяны, дуэлью);
- обращение к читателю, связь лирического и эпического планов повествования
Могут состоять из одной строчки («Как Дельвиг пьяный на пиру»), из нескольких строф (прощание с читателем)
Тематика: о дружбе, женщинах, юности, ирония над завистью и душевной ленью, споры о литературном языке и т. д.
С помощью лирических отступлений вводится среднерусский пейзаж: «волшебница» зима, «мелькнувшее» лето, осень — «довольно скучная пора», весна — грустное время любви. Пушкин-реалист рисует картины природы, играющие важную композиционную роль, просто, без традиционных метафор и эпитетов
I
В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь. Проснувшись рано,
В окно увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Куртины, кровли и забор,
На стеклах легкие узоры,
Деревья в зимнем серебре,
Сорок веселых на дворе
И мягко устланные горы
Зимы блистательным ковром.
Все ярко, все бело кругом.
II
Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно...
III
Но, может быть, такого рода
Картины вас не привлекут:
Все это низкая природа;
Изящного не много тут.
Согретый вдохновенья богом,
Другой поэт роскошным слогом
Живописал нам первый снег
И все оттенки зимних нег; {27}
Он вас пленит, я в том уверен,
Рисуя в пламенных стихах
Прогулки тайные в санях;
Но я бороться не намерен
Ни с ним покамест, ни с тобой,
Певец финляндки молодой! {28}
IV
Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму,
На солнце иний в день морозный,
И сани, и зарею поздной
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.
По старине торжествовали
В их доме эти вечера:
Служанки со всего двора
Про барышень своих гадали
И им сулили каждый год
Мужьев военных и поход.
А. С. Пушкин «Евгений Онегин»
В1. Укажите авторское определение жанра «Евгений Онегин».
В2. Назовите литературное направление, расцвет которого пришёлся на вторую половину 19 века и принципы которого нашли своё отражение в «Евгении Онегине».
В3. Текст «Евгения Онегина» членится на 14-строчные пронумерованные строфы, имеющие сходную ритмическую структуру. Какое название получила такая строфа?
В4. В первой строфе даётся описание зимней природы. Как называется такое описание в художественном произведении?
В5. Описывая зимнюю пору, автор неоднократно прибегает к образным определениям, несущим особую смысловую и экспрессивно-эмоциональную нагрузку («кибитка удалая», «холодною красою» и т.п.). Как они называются?
В6. Укажите фамилию героини, о которой говорится в приведённом фрагменте.
В7. Каким размером написан пушкинский «Евгений Онегин»?
С1. Почему автор «Евгения Онегина» стремится отобразить «низкую природу», жертвуя «высоким» слогом?
С2. В каких произведениях русских писателей отображены картины русской природы? Что сближает эти произведения с соответствующими страницами «Евгения Онегина»?
В1. Роман в стихах
В2. Реализм
В3. Онегинская
В4. Пейзаж
В5. Эпитеты
В6. Ларина
В7. Ямб
Но Ленский, не имев конечно
Охоты узы брака несть,
С Онегиным желал сердечно
Знакомство покороче свесть.
Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом,
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.
XIV
Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.
Сноснее многих был Евгений;
Хоть он людей конечно знал
И вообще их презирал,—
Но (правил нет без исключений)
Иных он очень отличал
И вчуже чувство уважал.
XV
Он слушал Ленского с улыбкой.
Поэта пылкий разговор,
И ум, еще в сужденьях зыбкой,
И вечно вдохновенный взор,—
Онегину всё было ново;
Он охладительное слово
В устах старался удержать
И думал: глупо мне мешать
Его минутному блаженству;
И без меня пора придет;
Пускай покамест он живет
Да верит мира совершенству;
Простим горячке юных лет
И юный жар и юный бред.
XVI
Меж ими всё рождало споры
И к размышлению влекло:
Племен минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь в свою чреду,
Всё подвергалось их суду.
Поэт в жару своих суждений
Читал, забывшись, между тем
Отрывки северных поэм,
И снисходительный Евгений,
Хоть их не много понимал,
Прилежно юноше внимал.
(А.С. Пушкин, «Евгений Онегин».)
B1. Назовите имя героини, из-за которой так трагично сложилась дружба Онегина и Ленского.
B2. Каково авторское определение жанра «Евгения Онегина»?
ВЗ. Представленный фрагмент делится на части, озаглавленные римскими цифрами. Как называют такое сочетание нескольких стихов, объединенных общей мыслью?
B4. В основе приведенного для анализа эпизода лежит рассказ о дружбе между Онегиным и Ленским. Как называется рад связанных между собой и последовательно развивающихся жизненных событий, составляющих содержание эпического произведения?
B5. Каким термином обозначают резкое противопоставление предметом и явлений в художественном произведении:
Они сошлись. Волна и пламень.
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
B6. Укажите название стилистической фигуры, оборотов поэтической речи, использованного автором, чтобы подчеркнуть молодость Ленского:
Простим горячке юных лет
И юный жар и юный бред.
B7. Каким размером написан «Евгений Онегин»?
С1. Можно ли назвать подлинной дружбой взаимоотношения Онегина и Ленского? (Ответ обоснуйте.)
С2. В каких произведениях русской литературы звучит тема дружбы и в чем эти произведения можно сопоставить с пушкинским "Евгением Онегиным"?
B1 Ольга
B2 роман в стихах
B3 глава
B4 сюжет
B5 антитеза
B6 повтор
B7 ямб
XXX
"Теперь сходитесь".
Хладнокровно,
Еще не целя, два врага
Походкой твердой, тихо, ровно
Четыре перешли шага,
Четыре смертные ступени.
Свой пистолет тогда Евгений,
Не преставая наступать,
Стал первый тихо подымать.
Вот пять шагов еще ступили,
И Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить - но как раз
Онегин выстрелил... Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет,
XXXI
На грудь кладет тихонько руку
И падает. Туманный взор
Изображает смерть, не муку.
Так медленно по скату гор,
На солнце искрами блистая,
Спадает глыба снеговая.
Мгновенным холодом облит,
Онегин к юноше спешит,
Глядит, зовет его ... напрасно:
Его уж нет. Младой певец
Нашел безвременный конец!
Дохнула буря, цвет прекрасный
Увял на утренней заре,
Потух огонь на алтаре!..
(….)
XXXIII
Приятно дерзкой эпиграммой
Взбесить оплошного врага;
Приятно зреть, как он, упрямо
Склонив бодливые рога,
Невольно в зеркало глядится
И узнавать себя стыдится;
Приятней, если он, друзья,
Завоет сдуру: это я!
Еще приятнее в молчанье
Ему готовить честный гроб
И тихо целить в бледный лоб
На благородном расстоянье;
Но отослать его к отцам
Едва ль приятно будет вам.
(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)
В1. Какое жанровое определение дал своему произведению Автор «Евгения Онегина»?
В2. Назовите персонажа произведения, которому принадлежит первая реплика в XXX строфе?
В3. В каком эпизоде произведения уже была предсказана гибель Ленского?
В4. В соответствии со стилистикой какого лирического жанра дано описание смерти Ленского (концовка XXXI строфы)?
В5. Каким элементом композиции является XXXIII строфа?
В6. Подчёркивая психологическую напряжённость, сопровождающую сближение противников, А.С.Пушкин разделяющие их «четыре шага» определяет ещё и как «четыре смертные ступени». Укажите средство художественной выразительности, которое использует А.С.Пушкин в выделенном обороте.
С1. Почему победа на дуэли приводит Онегина в отчаяние?
С2. Назовите авторов и произведения русской классики, в которых тема дуэли играет значимую роль в сюжете, и укажите, что сближает их с пушкинской трактовкой темы?
В1. Роман в стихах
В2. Зарецкий
В3. Сон Татьяны
В4. Элегия
В5. Лирическим отступлением
В6. Метафора
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ С1
А) Почему в изображении дуэли столь большое место А.СПушкин отводит лирическим размышлениям о дружбе и вражде?
Б) В приведённом фрагменте по отношению к недавним друзьям А.С.Пушкин использует оборот «два врага». Почему оказалось невозможным примирение Онегина и Ленского?
В) Почему в сцене дуэли автор называет Онегина лишь по фамилии, а Ленского именует «Поэтом» и «младым певцом»?
ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ С2
А) В каких произведениях русской литературы тема дуэли получает пародийно-ироническое освещение? Укажите, что сближает их с пушкинским изображением дуэли и в чём состоят различия.
Б) В каких произведениях русской литературы дуэль происходит с нарушением правил дуэльного кодекса? В чём сходство и различие в изображении подобных поединков с пушкинской трактовкой темы?
XXIX
Вот пистолеты уж блеснули.
Гремит о шомпол молоток.
В гранёный ствол уходят пули,
И щёлкнул в первый раз курок.
Вот порох струйкой сероватой
На полку сыплется. Зубчатый,
Надёжно ввинченный кремень
Взведён ещё. За ближний пень
Становится Гильо смущённый,
Плащи бросают два врага.
Зарецкий тридцать два шага
Отмерил с точностью отменной,
Друзей развёл по крайний след,
И каждый взял свой пистолет
XXX
"Теперь сходитесь".
Хладнокровно,
Еще не целя, два врага
Походкой твердой, тихо, ровно
Четыре перешли шага,
Четыре смертные ступени.
Свой пистолет тогда Евгений,
Не преставая наступать,
Стал первый тихо подымать.
Вот пять шагов еще ступили,
И Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить - но как раз
Онегин выстрелил... Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет,
XXXI
На грудь кладет тихонько руку
И падает. Туманный взор
Изображает смерть, не муку.
Так медленно по скату гор,
На солнце искрами блистая,
Спадает глыба снеговая.
Мгновенным холодом облит,
Онегин к юноше спешит,
Глядит, зовет его ... напрасно:
Его уж нет. Младой певец
Нашел безвременный конец!
Дохнула буря, цвет прекрасный
Увял на утренней заре,
Потух огонь на алтаре!..
В1. Как называется представленный в данном фрагменте элемент сюжета, в основе которого лежит момент наивысшего напряжения действия, предельного обострения противоречий?
В2. Назовите имя героини, из-за которой произошла дуэль Ленского и Онегина.
В3. Назовите литературное направление, черты которого нашли воплощение в «Евгении Онегине» А.С.Пушкина.
В4. Каково авторское определение жанра «Евгения Онегина»?
В5. Представленный фрагмент делится на части , озаглавленные римскими цифрами – XXIX, XXX, XXXI. Как называется такое сочетание нескольких стихов, объединённых общей мыслью и представляющих ритмическое и синтаксическое целое?
В6. Укажите каким термином обозначают стилистический приём, заключающийся в одинаковом начале каждой строке («Четыре перешли шага,//Четыре смертные ступени»,
«Стал первый тихо подымать...// Стал также целить - но как раз…»).
В7. Как называется стилистический приём, основанный на повторе согласных звуков («Гремит о шомпол молоток.//В гранёный ствол уходят пули…»)?
С1. Какую роль сыграла эта дуэль в судьбе Онегина?
С2. В каких произведениях русской классики присутствуют сцены дуэлей и как эти эпизоды соотносятся с содержанием представленного фрагмента из «Евгения Онегина»?
В1. Кульминация
В2. Ольга
В3. Реализм
В4. Роман в стихах
В5. Строфа
В6. Анафора
В7. Аллитерация
I
Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок;
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы небо мог.
Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали селы; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный, запущенный сад,
Приют задумчивых дриад.
II
Почтенный замок был построен,
Как замки строиться должны:
Отменно прочен и спокоен
Во вкусе умной старины.
Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пестрых изразцах.
Все это ныне обветшало,
Не знаю, право, почему;
Да, впрочем, другу моему
В том нужды было очень мало,
Затем, что он равно зевал
Средь модных и старинных зал.
III
Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
Все было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде ни пятнышка чернил.
Онегин шкафы отворил;
В одном нашел тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой
И календарь осьмого года:
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.
IV
Один среди своих владений,
Чтоб только время проводить,
Сперва задумал наш Евгений
Порядок новый учредить.
В своей глуши мудрец пустынный,
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил;
И раб судьбу благословил.
Зато в углу своем надулся,
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед;
Другой лукаво улыбнулся,
И в голос все решили так,
Что он опаснейший чудак.
V
Сначала все к нему езжали;
Но так как с заднего крыльца
Обыкновенно подавали
Ему донского жеребца,
Лишь только вдоль большой дороги
Заслышат их домашни дроги, -
Поступком оскорбясь таким,
Все дружбу прекратили с ним.
"Сосед наш неуч; сумасбродит;
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;
Все да да нет; не скажет да-с
Иль нет-с". Таков был общий глас.
VI
В свою деревню в ту же пору
Помещик новый прискакал
И столь же строгому разбору
В соседстве повод подавал:
По имени Владимир Ленской,
С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.
(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)
В1. Укажите жанр произведения.
В2. Какой этап развития действия представляет данный фрагмент?
В3. Откуда герой прибыл в деревню?
В4. Как в литературоведении называется скрытая насмешка, к которой прибегает Пушкин:
«…деревенский старожил // Лет сорок с ключницей бранился, // В окно смотрел и мух давил…»?
В5. Как называется значимая подробность, использованная в описании интерьера дома дяди Онегина: «Нигде ни пятнышка чернил»?
В6. Укажите название изобразительного средства, использованного Пушкиным при создании образа Ленского в VI строфе:
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.
В7. Онегин «Скучал», «зевал» - у Ленского «дух пылкий», «всегда восторженная речь».
Как называется этот изобразительный и композиционный приём?
С1. Каково авторское отношение к поместному дворянству в приведённом фрагменте?
С2. Почему Пушкина интересует судьба молодого дворянина и в каких ещё произведениях
Пушкина герой – модой дворянин?
XXXVI
Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
XXXVII
Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.
XXXVIII
Прощай, свидетель падшей славы,
Петровский замок. Ну! не стой,
Пошел! Уже столпы заставы
Белеют: вот уж по Тверской
Возок несется чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах.
XXXIX.
В сей утомительной прогулке
Проходит час-другой, и вот
У Харитонья в переулке
Возок пред домом у ворот
Остановился.
(А.С.Пушкин «Евгений Онегин»)
В1.Назовите литературное направление, в основе которого лежит объективное отображение действительности и принципы которого нашли своё воплощение в «Евгении Онегине».
В2. Укажите жанр, к которому относится пушкинский «Евгений Онегин».
В3.Назовите приём образного соотнесения предметов и явлений, использованный автором в сроках: «Как жар, крестами золотыми // Горят старинные главы».
В4. Как называется отступление от основного сюжета, в котором автор раскрывает свои мысли и чувства?
В5. В начальной строфе предложенного фрагмента встречается множество эмоциональных восклицаний и обращений, не требующих отклика. Как они называются?
В6. Как называется образное определение, служащее средством художественной изобразительности («старинные главы»; «грозный пламень»)?
В7. Какое название получила строфа, использованная автором в этом произведении?
С1. Какими чувствами наполнено авторское размышление о Москве?
С2. В каких произведениях отечественной классики создан образ Москвы и чем эти произведения близки предложенному фрагменту «Евгения Онегина»?
В1. Реализм
В2. Роман в стихах
В3. Сравнение
В4. Лирическое
В5. Риторические
В6. Эпитет
В7. Онегинская строфа
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ