Технологическая карта по Литературе "Сказ об уральском волшебнике. П.П. Бажов. Сказы" 5 класс
Автор материала: Рогатнева Виктория Леонидовна
Место работы: МБОУ «Заревская ООШ», Д.Зарево, Хиславичский район, Смоленская область
Учитель русского языка и литературы
Технологическая карта
Предмет
Литература
Класс
5
Тема урока
Сказ об уральском волшебнике. П.П. Бажов. Сказы.
Тип урока
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности
Цели
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Знать биографию писателя,
различать понятия «сказ» и «сказка» знать, знать содержание прочитанных произведений, воспринимать , анализировать новую информацию, узнавать героев прочитанных произведений по словесной характеристике,
давать характеристику героям
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя задачи в обучении; умение подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в высказываниях, формулировать выводы
Осваивать новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвовать в творческом и созидательном процессе
Основные понятия, изучаемые на уроке
Сказ — жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.
Организационная структура урока
№ этапа
Этап урока
УУД
Деятельность
ЭОР
учителя
учащихся
1
Мотивация
Цель: Создать благоприятную обстановку для работы.
Коммуникативные: сотрудничество с учителем
Приветствие, положительный настрой на работу и сотрудничество.
Настраиваются на работу.
2
Подготовка к основному этапу
Цель: Актуализация знаний.
Познавательные: осознавать познавательную задачу
Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу Коммуникативные: отвечать на вопросы
Акцентирует внимание на теме урока, просит сформулировать цели занятия
Отвечают на вопросы, формулируют тему урока и его цель.
Презентация
Слайд 2
3
Восприятие и осмысление учащимися нового материала
Цель:
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания новых знаний
Познавательные: слушать, извлекать нужную информацию
Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные: слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения,
задавать вопросы и отвечать на вопросы
Рассказывает о жизни и творчестве писателя, иллюстрирует рассказ снимками родины писателя, его семьи.
Предлагает ответить на вопрос: Сказ и сказка – это одно и то же или нет?
Вводит понятие «сказ» .
Сказ — жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды, повествование, ведущееся от лица рассказчика.
Знакомит обучающихся с волшебными героями сказов Бажова, говорит об их особенностях, показывает иллюстрации
Слушают учителя, задают вопросы
Отвечают на вопрос, аргументируют свои ответы
Записывают понятие в тетрадь, слушают об особенностях сказа
Слушают учителя, рассказывают о знакомых героях, говорят названия произведений
Слайды 3-7
Слайды 8-10
Слайды 11-17
4
Первичная проверка понимания
Цель:
Установление правильности и осознанности усвоения нового материала
Познавательные: осознавать познавательную задачу
Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия Коммуникативные: отвечать на вопросы, строить монологические высказывания
Проводит занимательную викторину, проверяет не только полученные на уроке знания, но и знание прочитанных ранее сказов
Отвечают на вопросы викторины, рассказываю о героях ту информацию, которую слышали в рассказе учителя
Слайды 18-24
5
Первичное закрепление
Цель:
Обобщение изученного материала
Познавательные: слушать, извлекать нужную информацию
Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу
Коммуникативные: слушать и понимать других, задавать вопросы и отвечать на вопросы
Рассказывает о значении творчества П.П.Бажова, знакомит с памятниками писателю и его героям
Знакомит со сказом «Медной горы хозяйка», читает начало сказа, рассказывает об особенностях интонации, задаёт вопросы
Слушают учителя, задают вопросы и отвечают на вопросы учителя
Слайды 25-26
6
Рефлексия Цель:
Анализ и оценка успешности достижения цели
Коммуникативные: отвечать на вопросы, строить монологические высказывания
Организует данный этап урока.
Обобщает сказанное детьми, оценивает деятельность
Благодарит за работу. Ставит оценки самым активным ребятам
Выражают мнение об уроке.
Оценивают свою работу и одноклассников.
Подают дневники учителю
7
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Познавательные: слушать, извлекать нужную информацию
Регулятивные: понимать и сохранять учебную задачу
Рассказывает о домашнем задании: Прочитать биографию
П.П.Бажова,
Прочитать сказ «Медной горы хозяйка», готовить выразительное чтение.
Предлагает нарисовать понравившегося героя
Записывают домашнее задание в дневник
Слайд 27
Дополнительный материал для учителя.
II. П. П. Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя
Павел Петрович Бажов родился в 1879 г. — спустя 18 лет после отмены крепостного права, за 38 лет до Октябрьской революции, изменившей коренным образом жизнь страны. Будущий писатель родился и прожил свою жизнь на Урале.
«Его детство и отрочество прошли в городке Сысерти и на Полевском заводе, входившем в Сысертский горный округ. Отец его в ту пору был рабочим. Независимый характер отца, за острый язык получившего прозвище Сверло, был причиной недовольства им со стороны заводского начальства. За обличение несправедливых порядков его не раз переводили с одного завода на другой, а иногда и увольняли с работы. Однако заводчики не могли обойтись без опытного мастера и снова принимали его в цех.
Мать писателя была искусной кружевницей. Еще в детском возрасте она была отдана в мастерскую-„рукодельню“, где научилась искусству плетения кружев и вязания чулок. Не щадя глаз, плела она кружева и вязала ажурные чулки для жен и дочерей заводского начальства. Это было большим подспорьем для семьи, особенно во время вынужденной безработицы мужа» 3.
Дома Бажов слушал рассказы отца и бабушки о былой жизни, о труде рабочих и искусстве уральских камнерезов. В Сысерти были хорошие рассказчики — знатоки прошлого Алексей Ефимович Клюква и Иван Петрович Короб. Но самым лучшим и любимым у детворы рассказчиком был старый полевской горняк Василий Алексеевич Хмелинин.
«Он работал сторожем дровяных складов при заводе, и у его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории. В то время Хмелинину уже шел восьмой десяток» 4. «Старик еще бодро держался, бойко шаркал ногами в подшитых валенках, не без задора вскидывал клинышек седой бороды, но все же чувствовалось, что доживал последние годы. Время высушило его, ссутулило, снизило и без того невысокий рост, но все еще не могло потушить веселых искорок в глазах», — писал Бажов.
Василий Алексеевич Хмелинин рассказывал ребятишкам о Гумешковском руднике, его истории, хозяевах, загадочных происшествиях, «тайной силе», девке Азовке, бурой кошке, ящерках и других чудесных помощниках горняков и камнерезов. Он отличал свои рассказы от сказок. Павел Петрович вспоминал:
«Человек пять ребятишек уже давно ждут, но если кто-нибудь попросит сказку, старик всегда поправит: „Сказку, говоришь? Сказки — это, друг, про попа да про попадью. Такие тебе слушать рано. А то вот еще про курочку-рябушку да золото яичко, про лису с петухом и протча. Много таких сказок маленьким сказывают. Только я это не умею. Кои знал, и те позабыл. Про старинное житье да про земельные дела — это вот помню. Много таких от своих стариков перенял, да и потом слыхать немало доводилось... Только это не сказки, а сказы да побывальщины прозываются. Иное, слышь-ко, и говорить не всякому можно. С опаской надо. А ты говоришь — сказку!“»
Рассказчик часто обращался к слушателям и приговаривал: «Слыш-ко». Так и прозвали старого горняка дедушкой Слышко. Когда мы читаем сказы П. П. Бажова, то словно бы слышим добрый, чуть насмешливый голос и видим живую улыбку дедушки Слышко.
Бажов был единственным ребенком в семье, поэтому родители смогли собрать денег, чтобы дать ему образование. Он учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем в Пермской семинарии. В гимназии и реальном училище плата была значительно выше, требовалась дорогая форменная одежда, а в училище форма была не нужна и предоставлялось общежитие.
После учебы П. П. Бажов почти двадцать лет работал учителем. В годы гражданской войны он сражался в крестьянских партизанских отрядах против белой армии на Урале, в Сибири и на Алтае. После войны он начал работать редактором газеты. В 1936 г., когда Бажову самому было уже пятьдесят семь лет, в журнале «Красная новь» были опубликованы первые сказы Бажова, и среди них — «Медной горы Хозяйка». Успех этих сказов побудил Бажова продолжить работу. С этого момента и до конца своей жизни Бажов посвящает себя работе над книгой «Малахитовая шкатулка». Эта книга действительно как шкатулка: в нее один за другим писатель складывал все новые и новые сказы о нелегкой жизни и удивительном труде горняков и камнерезов, мастеров по обработке камня.
Будет очень хорошо, если учитель сможет показать ученикам какие-нибудь изделия из малахита и других самоцветных камней. На слух человек воспринимает только пять процентов всего объема поступающей информации, и важно, чтобы слуховые образы были подкреплены зрительным впечатлением и осязательными ощущениями. Не у всех детей дома есть изделия из драгоценных камней и самоцветов, и когда детей восхитит красота камня, они будут активнее воспринимать текст бажовских сказов.
Использованные материалы:
http://www.litra.ru/biography/get/wrid/00024101184773068632/
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ