Технологическая карта урока литературы в 5 классе «Пословицы и поговорки»
Технологическая карта урока литературы в 5 классе
учителя русского языка и литературы Мишкиной В. И. на тему:
«Пословицы и поговорки».
Цель урока: формирование у школьников представления о пословицах и поговорках как произведениях устного народного творчества.
Задачи:
образовательная - расширить знания о пословицах и поговорках, их отличительных признаках, тематике; расширять кругозор учащихся, обогащать их речь, пополнять словарный запас.
развивающа я - развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности; коммуникативную компетентность: умение работать в группе.
Воспитательная - показать красоту и глубину народной мудрости; создавать условия для воспитания интереса учащихся к культуре русского и чувашского народа, толерантное отношение друг к другу.
Планируемые результаты:
Предметные: совершенствуют исполнительное мастерство, воспитывают внимательное отношение к художественному слову, воссоздают целостное впечатление о прочитанном и услышанном, раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие, самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету, познанию нового. Осмысляя малые жанры фольклора, учащиеся проникаются пониманием, что пословицы и поговорки – хранилище родного языка, убеждаются, насколько велика их роль в нравственном совершенствовании народа, воспринимают точность оценок и суждений на все случаи жизни.
Метапредметные:
Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.
Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают, слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.
Регулятивные – понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.
Ресурсы урока:
Информационно-методические: толковый словарь Ушакова, литературоведческий словарь.
Материально-технические: проектор, интерактивная доска.
- презентация к уроку
Тип урока: комбинированный.
Технологическая карта урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Универсальные учебные действия
Мотивация познавательной деятельности.
Оргмомент.
Слайд №2: (иллюстрация бабочки в ладонях, спокойная музыка)
Однажды человек захотел доказать мудрецу, что тот знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
- Ребята, сегодня в наших руках сделать урок интересным, познавательным, для этого будьте активны, внимательны и доброжелательны друг к другу.
Определение темы и цели урока.
Слайд №3:- Расшифруйте записи и определите, к какому жанру они относятся.(слайд )
(АМС ДАЙПРОПА А ЩАТОРИВА ЧАЙРУВЫ.
Гурд тсязнаёпо в дебе)
Слайд №4
Сам пропадай, а товарища выручай.
Друг познается в беде.
- Кто-нибудь скажет, что мы с вами отгадали?
- Правильно сегодня мы продолжим работу по изучению малых жанров УНТ, поговорим о достоянии, которое нам оставил в наследство русский народ. Еще задолго до появления первой рукописной книги русский народ создал высокую культуру звучащего слова, своеобразную литературу, которую передавали из уст в уста от одного поколения к другому, литературу, которую сейчас называют устное народное творчество.
Дети выполняют задания на карточке – разминке
Сам пропадай, а товарища выручай.
Друг познается в беде.
Ответы на вопрос учителя
- Пословицы и поговорки
П:
формулирование познавательной цели
К: оформлять свои мысли в устной форме;
Актуализация необходимых знаний
Проверка домашнего задания
Вспомним малые жанры фольклора. ЗАДАНИЕ: сильным учащимся вписать в таблице термины малых жанров фольклора, а слабым составить кластер.
Слайд №6-8 (проверка домашнего задания)
Критерии проверки д/з записаны на доске
№1
№2
“5”
7 терминов
“5”
12,11 терминов
“4”
6, 5 терминов
“4”
10-8 терминов
“3”
4 термина
“3”
7,6 терминов
Небылица
вымысел, лживое сообщение, враньё.
Загадка
выражение, которое нуждается в разгадке.
Закличка
короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла.
Считалочка
стихотворение, которым решали кому водить в игре.
Колыбельная
песня, которой убаюкивают ребенка.
Пестушка
короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца.
Скороговорка
быстрая речь, быстрый темп речи.
П: ориентирование в своей системе знаний; осуществление анализа объектов.
Организация познавательной деятельности
Самостоятельная работа со вступительной статьей учебника, работа со словарем.
– Прочитайте статьи учебника «Пословицы» на странице 27 – 28 и «Поговорки» на странице 31-33. Объясните, что такое пословица и поговорка?
- В чем различие пословицы и поговорки?
- Давайте обратимся за помощью к литературоведческому словарю.
- Давайте оформим наши знания в виде схемы (Слайд №9)
- Пословица – это краткое, мудрое суждение о жизни, содержит поучительный смысл, законченное суждение, характеризует поступки человека, их образ жизни, украшает нашу речь
- Поговорка – это меткое суждение,
часть суждения, незаконченное предложение,
дает оценку поступкам человека, но не поучает, а
выражает чувства
Работают со словарем, дают четкие определения понятиям.
Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.
Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни. Часто имеет юмористический характер.
Рисуют схемы в тетрадях.
Пословица
Поговорка
Краткость, меткость, мудрость
Образное крылатое выражение
Поучительность,
содержит вывод
Отношение к чему-либо без вывода
Ритм, рифма
-
П: осознанное построение речевого высказывания в письменной форме
Р: Проговаривание последовательности своих действий
П:(общеучебные) определение основной информации, извлечение информации
Работа в группах с пословицами разных тематических групп.
Пословиц очень много. Уже в 1500 году Эразм Роттердамский составил сборник античных изречений и пословиц. С конца XVIIвека начинают издаваться сборники пословиц и поговорок в России. Начало изучению этого пласта народного творчества положил М.В.Ломоносов. В.Даль, современник А.Пушкина, пятьдесят лет собирал пословицы и поговорки.
Разделимся на группы. У каждой группы – листочек с пословицами. Вы должны из списка подобрать те, которые относятся к вашей тематической группе и прокомментировать их. Слайд №10-11
1-ая группа: пословицы о Родине.
2- ая группа: о природе
3 –ая группа: о здоровом образе жизни
4- ая группа: о семье
« Всякому мила своя сторона».
« Лес и воды – краса природы»
« Лес да растения – зверю спасение»
« Враг природы тот, кто лес не бережёт»
« На чужой стороне и весна не красна»
« На что и клад, когда в семье лад»
« На чужой стороне и сокола зовут вороной»
« Много леса – береги, мало леса – не руби, нет леса – посади»
«Здоровье сгубишь – новое не купишь»
« Птица рада весне, а дитя – матери»
«Ближе матери друга нет»
« Захворать – один день, а поправляться семь
«На чужбине и калач не в радость, а на Родине и чёрный хлеб в сладость»
« Здоровье дороже богатства»
« При солнышке тепло, а при матери добро»
« В здоровом теле здоровый дух»
«Курить – здоровью вредить»
«Сломить дерево – секунда, а вырастить – года»
« Всё купишь, только отца с матерью не купишь»
«Береги Родину, как зеницу ока»
- Спасибо за ваши комментарии. Пословицы и поговорки входят в народную культуру как чистейший родник народной мудрости. Они глубоко уходят в историю своими корнями. Пословицы и поговорки сопровождают человека с раннего детства. Большая их часть связана с отношением к труду, Родине, к родителям, друзьям, природе, к здоровью, здоровому образу жизни… Пословицы и поговорки всегда были своеобразным путеводителем по жизни. Не утратили они своей воспитательной значимости для нравственного воспитания и сегодня.
1 группа.
« Всякому мила своя сторона».
« На чужой стороне и весна не красна»
« На чужой стороне и сокола зовут вороной»
«На чужбине и калач не в радость, а на Родине и чёрный хлеб в сладость»
«Береги Родину, как зеницу ока»
Комментарии 1-ой группы.
Да, мы любим свою Родину за её славное прошлое, за её величавую и разнообразную природу; за её героический и трудолюбивый народ. Чувство национального достоинства предполагает ответственность за судьбу народа, складывающуюся веками. Быть достойным сыном своего народа – значит достойно представлять свой народ среди других народов.
2-ая группа: о природе
« Лес и воды – краса природы»
« Лес да растения – зверю спасение»
« Враг природы тот, кто лес не бережёт»
« Много леса – береги, мало леса – не руби, нет леса – посади»
«Сломить дерево – секунда, а вырастить – года»
Комментарий 2 группы.
« Красота – это радость нашей жизни. Первый снег, первая капель, первый дождь и первая гроза, первые листочки - ничто не должно пройти мимо нашего внимания. Пусть каждый обнаружит в природе что-нибудь важное для себя. А все остальные порадуются вместе с ним его открытию.
3 группа.
« Здоровье дороже богатства»
« В здоровом теле здоровый дух»
«Курить – здоровью вредить»
«Здоровье сгубишь – новое не купишь»
« Захворать – один день, а поправляться семь недель»
Комментарий.
Все мы разные, у каждого из нас своя жизнь, со своими интересами, проблемами, планами. Но объединяет нас одно общее желание – все мы хотим быть счастливыми. И понятие счастья у каждого своё. Но сколько бы ни спорили о том, что такое счастье, без всякого сомнения, все бы согласились, что быть здоровым человеком - это уже счастье. О том, что наши предки ценили здоровье, здоровый образ жизни говорят данные пословицы.
Пословицы 4 группы:
« Всё купишь, только отца с матерью не купишь»
« При солнышке тепло, а при матери добро»
« Птица рада весне, а дитя – матери»
«Ближе матери друга нет»
« На что и клад, когда в семье лад»
Комментарий.
Семья – это островок понимания, любви, тепла и надёжности. Здесь мы черпаем силы, обретаем уверенность, перенимаем сомнения, находим прощение своих ошибок. Задумайтесь о себе и о своих родных!
К: учиться работать в группе
– Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
– П: анализ, обобщение, классификация;
– П: извлечение из текстов необходимой информации;
– П: установление причинно-следственных связей;
– К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
– К: формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации;
– Л: осознание ответственности за общее дело;
– П: выполнение действий по алгоритму.
Физминутка.
Слайд №12 Встаньте, пожалуйста. Повторяйте за мной:
Я пословиц много знаю,
Вам и вам их расскажу (повороты влево и вправо).
Приходите в гости к нам (ходьба на месте, поклон)
И садитесь по местам.
- Как вы думаете, ребята, пословицы и поговорки есть только у русского народа?
У любого народа есть народная мудрость. Итак, следующее задание. Ваша задача подобрать к чувашским пословицам русские, близкие по смыслу: Слайд №13
Тăван çĕр-шывра хĕвел те ăшăрах.
Вăрман пек пуянни çук, хир пек асли çук.
Йывăçне кура çимĕçĕ.
Икĕ куяна хăвалакан пĕрне те тытайман.
- Пословицы и поговорки есть и в чувашском языке. (Приводят примеры пословиц и поговорок разных языков.)
Тăван çĕр-шывра хĕвел те ăшăрах. - Всякому мила своя сторона.
Вăрман пек пуянни çук, хир пек асли çук. –
Лес и воды – краса природы
Йывăçне кура çимĕçĕ. – Яблоко от яблони недалеко падает.
Икĕ куяна хăвалакан пĕрне те тытайман.- За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
П: сопоставление и преобразовывание информации из одной формы в другую:
– П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;
– П: установление причинно-следственных связей;
– К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
– К: формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации;
– П: выполнение действий по алгоритму.
Подведение итогов
Рефлексия.
Сейчас мы, ребята, посмотрим, какие впечатления у вас остались от урока. Мы составим синквейн о пословицах и поговорках. Хотите узнать, что это такое? Слайд №13
Синквейн - стихотворение из пяти строк, написанное по определенным правилам.1 строка - заголовок, в который вносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме с у щ е с т в и т е л ь н о г о.
2 строка - два п р и л а г а т е л ь н ы х.
3 строка - три г л а г о л а.
4 строка - фраза, несущая определенный смысл.
5 строка - вывод, одно(два) слова, существительное(обычно).
Посмотрите, что получилось у меня.
Слайд №14
Пословица.
Мудрая, верная.
Учит, обобщает, помогает.
Передается из уст в уста.
Мудрость.
1 вариант синквейн со словом пословица, 2 вариант – поговорка.
ПОСЛОВИЦА –
Поучительная, образная.
Подсказывает, утешает, напоминает.
Пословица недаром молвится!
Жизнь.
ПОГОВОРКА-
Меткая, крылатая.
Выражает, помогает, украшает.
Дает оценку поступкам человека.
Крылатое суждение.
– Л: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;
– П: понимание текстов, извлечение необходимой информации;
– Р: контроль, коррекция, оценка;
– П: рефлексия способов и условий действия.
– П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
– Л: самооценка на основе критерия успешности;
– Л: адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;
– К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
– К: формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений;
– К: использование критериев для обоснования своего суждения;
– К: планирование учебного сотрудничества;
– Л: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Оценки за урок.
Выставляет и комментирует оценки.
– П: построение логической цепи рассуждений, выведение следствий;
Домашнее задание.
Дает домашнее задание, комментирует его выполнение. Слайд №15
Написать сочинение по понравившейся пословице. (на выбор)
Нарисовать иллюстрации к пословицам.
Записывают домашнее задание в дневник.
- П: умение делать выбор и обосновывать его.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ