Технологическая карта урока литературы в 5 классе «Пословицы и поговорки»

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

учителя русского языка и литературы Мишкиной В. И. на тему:

«Пословицы и поговорки».


Цель урока: формирование у школьников представления о пословицах и поговорках как произведениях устного народного творчества.

Задачи:

  • образовательная - расширить знания о пословицах и поговорках, их отличительных признаках, тематике; расширять кругозор учащихся, обогащать их речь, пополнять словарный запас.

  • развивающа я - развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности; коммуникативную компетентность: умение работать в группе.

  • Воспитательная  - показать красоту и глубину народной мудрости; создавать условия для воспитания интереса учащихся к культуре русского и чувашского народа, толерантное отношение друг к другу. 


Планируемые результаты:

Предметные: совершенствуют исполнительное мастерство, воспитывают внимательное отношение к художественному слову, воссоздают целостное впечатление о прочитанном и услышанном, раскрывают внутренний потенциал, развивают творческое мировосприятие, самостоятельность, активизируют познавательный интерес к предмету, познанию нового. Осмысляя малые жанры фольклора, учащиеся проникаются пониманием, что пословицы и поговорки – хранилище родного языка, убеждаются, насколько велика их роль в нравственном совершенствовании народа,   воспринимают точность оценок и суждений на все случаи жизни.

Метапредметные:

Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», стремятся к их преодолению.

Познавательные – структурируют знания по предмету, осознанно и произвольно строят высказывание в устной и письменной форме, читают, слушают, извлекая нужную информацию, делают обобщения и выводы.

Регулятивные – понимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне объективной ретроспективной оценки, адекватно воспринимают оценку учителя.

Ресурсы урока:

Информационно-методические: толковый словарь Ушакова, литературоведческий словарь.


Материально-технические: проектор, интерактивная доска.

- презентация к уроку


Тип урока: комбинированный.





Технологическая карта урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Универсальные учебные действия


  1. Мотивация познавательной деятельности.

Оргмомент.

Слайд №2: (иллюстрация бабочки в ладонях, спокойная музыка)

Однажды человек захотел доказать мудрецу, что тот знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

- Ребята, сегодня в наших руках сделать урок интересным, познавательным, для этого будьте активны, внимательны и доброжелательны друг к другу.




Определение темы и цели урока.

Слайд №3:- Расшифруйте записи и определите, к какому жанру они относятся.(слайд )

(АМС ДАЙПРОПА А ЩАТОРИВА ЧАЙРУВЫ.

Гурд тсязнаёпо в дебе)

Слайд №4

Сам пропадай, а товарища выручай.

Друг познается в беде.



- Кто-нибудь скажет, что мы с вами отгадали?

- Правильно сегодня мы продолжим работу по изучению малых жанров УНТ, поговорим о достоянии, которое нам оставил в наследство русский народ. Еще задолго до появления первой рукописной книги русский народ создал высокую культуру звучащего слова, своеобразную литературу, которую передавали из уст в уста от одного поколения к другому, литературу, которую сейчас называют устное народное творчество.

Дети выполняют задания на карточке – разминке



Сам пропадай, а товарища выручай.

Друг познается в беде.



Ответы на вопрос учителя

- Пословицы и поговорки




П:

формулирование познавательной цели

К: оформлять свои мысли в устной форме;

Актуализация необходимых знаний

Проверка домашнего задания

  • Вспомним малые жанры фольклора. ЗАДАНИЕ: сильным учащимся вписать в таблице термины малых жанров фольклора, а слабым составить кластер.



Слайд №6-8 (проверка домашнего задания)



Критерии проверки д/з записаны на доске

1

2

5”

7 терминов

5”

12,11 терминов

4”

6, 5 терминов

4”

10-8 терминов

3”

4 термина

3”

7,6 терминов



Небылица

вымысел, лживое сообщение, враньё.

Загадка

выражение, которое нуждается в разгадке.

Закличка

короткое стихотворение, которое выкликали, участвуя в обрядах календарного цикла.

Считалочка

стихотворение, которым решали кому водить в игре.

Колыбельная

песня, которой убаюкивают ребенка.

Пестушка

короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которые пестуют младенца.

Скороговорка

быстрая речь, быстрый темп речи.

П: ориентирование в своей системе знаний; осуществление анализа объектов.







Организация познавательной деятельности

Самостоятельная работа со вступительной статьей учебника, работа со словарем.

Прочитайте статьи учебника «Пословицы» на странице 27 – 28 и «Поговорки» на странице 31-33. Объясните, что такое пословица и поговорка? 

- В чем различие пословицы и поговорки?



- Давайте обратимся за помощью к литературоведческому словарю.





















- Давайте оформим наши знания в виде схемы (Слайд №9)



















- Пословица – это краткое, мудрое суждение о жизни, содержит поучительный смысл, законченное суждение, характеризует поступки человека, их образ жизни, украшает нашу речь

- Поговорка – это меткое суждение,

часть суждения, незаконченное предложение,

дает оценку поступкам человека, но не поучает, а

выражает чувства



Работают со словарем, дают четкие определения понятиям.

Пословица — малая форма народного поэтического творчества, облаченная в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод, иносказание с дидактическим уклоном.

Поговорка — словосочетание, оборот речи, отражающий какое-либо явление жизни. Часто имеет юмористический характер.


Рисуют схемы в тетрадях.

Пословица

Поговорка

Краткость, меткость, мудрость

Образное крылатое выражение

Поучительность,

содержит вывод

Отношение к чему-либо без вывода

Ритм, рифма

-



П: осознанное построение речевого высказывания в письменной форме













Р: Проговаривание последовательности своих действий



















П:(общеучебные) определение основной информации, извлечение информации

Работа в группах с пословицами разных тематических групп.

Пословиц очень много. Уже в 1500 году Эразм Роттердамский составил сборник античных изречений и пословиц. С конца XVIIвека начинают издаваться сборники пословиц и поговорок в России. Начало изучению этого пласта народного творчества положил М.В.Ломоносов. В.Даль, современник А.Пушкина, пятьдесят лет собирал пословицы и поговорки.

Разделимся на группы. У каждой группы – листочек с пословицами. Вы должны из списка подобрать те, которые относятся к вашей тематической группе и прокомментировать их. Слайд №10-11

1-ая группа: пословицы о Родине.

 2- ая группа: о природе

 3 –ая  группа: о здоровом образе жизни

4- ая группа: о семье



« Всякому мила своя сторона».

« Лес и воды – краса природы»

« Лес да растения – зверю спасение»

« Враг природы тот, кто лес не бережёт»

« На чужой стороне и весна не красна»

« На что и клад, когда в семье лад»

« На чужой стороне и сокола зовут вороной»

« Много леса – береги, мало леса – не руби, нет леса – посади»

«Здоровье сгубишь – новое не купишь»

« Птица рада весне, а дитя – матери»

«Ближе матери друга нет»

« Захворать – один день, а поправляться семь

«На чужбине и калач не в радость, а на Родине и чёрный хлеб в сладость»

« Здоровье дороже богатства»

« При солнышке тепло, а при матери добро»

« В здоровом теле здоровый дух»

«Курить – здоровью вредить»

«Сломить дерево – секунда, а вырастить – года»

« Всё купишь, только отца с матерью не купишь»

«Береги Родину, как зеницу ока»




















- Спасибо за ваши комментарии. Пословицы и поговорки входят в народную культуру как чистейший родник народной мудрости. Они глубоко уходят в историю своими корнями. Пословицы и поговорки сопровождают человека с раннего детства. Большая их часть связана с отношением к труду, Родине, к родителям, друзьям, природе, к здоровью, здоровому образу жизни… Пословицы и поговорки всегда были своеобразным путеводителем по жизни. Не утратили они своей воспитательной значимости для нравственного воспитания и сегодня.

1 группа.

« Всякому мила своя сторона».

« На чужой стороне и весна не красна»

« На чужой стороне и сокола зовут вороной»

«На чужбине и калач не в радость, а на Родине и чёрный хлеб в сладость»

«Береги Родину, как зеницу ока»

Комментарии 1-ой группы.

Да, мы любим свою Родину за её славное прошлое, за её величавую и разнообразную природу; за её героический и трудолюбивый народ. Чувство национального достоинства предполагает ответственность за судьбу народа, складывающуюся веками. Быть достойным сыном своего народа – значит достойно представлять свой народ среди других народов.

2-ая группа: о природе

« Лес и воды – краса природы»

« Лес да растения – зверю спасение»

« Враг природы тот, кто лес не бережёт»

« Много леса – береги, мало леса – не руби, нет леса – посади»

«Сломить дерево – секунда, а вырастить – года»

Комментарий 2 группы.

« Красота – это радость нашей жизни. Первый снег, первая капель, первый дождь и первая гроза, первые листочки - ничто не должно пройти мимо нашего внимания. Пусть каждый обнаружит в природе что-нибудь важное для себя. А все остальные порадуются вместе с ним его открытию.

 3 группа.

« Здоровье дороже богатства»

« В здоровом теле здоровый дух»

«Курить – здоровью вредить»

«Здоровье сгубишь – новое не купишь»

« Захворать – один день, а поправляться семь недель»

Комментарий.

Все мы разные, у каждого из нас своя жизнь, со своими интересами, проблемами, планами. Но объединяет нас одно общее желание – все мы хотим быть счастливыми. И понятие счастья у каждого своё. Но сколько бы ни спорили о том, что такое счастье, без всякого сомнения, все бы согласились, что быть здоровым человеком - это уже счастье. О том, что наши предки ценили здоровье, здоровый образ жизни говорят данные пословицы.

 Пословицы 4 группы:

« Всё купишь, только отца с матерью не купишь»

« При солнышке тепло, а при матери добро»

« Птица рада весне, а дитя – матери»

«Ближе матери друга нет»

« На что и клад, когда в семье лад»

Комментарий.

Семья – это островок понимания, любви, тепла и надёжности. Здесь мы черпаем силы, обретаем уверенность, перенимаем сомнения, находим прощение своих ошибок. Задумайтесь о себе и о своих родных!



К: учиться работать в группе

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

П: анализ, обобщение, классификация;

П: извлечение из текстов необходимой информации;

П: установление причинно-следственных связей;

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

К: формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации;

Л: осознание ответственности за общее дело;

П: выполнение действий по алгоритму.

Физминутка.

Слайд №12 Встаньте, пожалуйста. Повторяйте за мной:

Я пословиц много знаю,

Вам и вам их расскажу (повороты влево и вправо).

Приходите в гости к нам (ходьба на месте, поклон)

И садитесь по местам.








- Как вы думаете, ребята, пословицы и поговорки есть только у русского народа?

У любого народа есть народная мудрость. Итак, следующее задание. Ваша задача подобрать к чувашским пословицам русские, близкие по смыслу: Слайд №13

Тăван çĕр-шывра хĕвел те ăшăрах.
Вăрман пек пуянни çук, хир пек асли çук.

Йывăçне кура çимĕçĕ.

Икĕ куяна хăвалакан пĕрне те тытайман.







- Пословицы и поговорки есть и в чувашском языке. (Приводят примеры пословиц и поговорок разных языков.)

Тăван çĕр-шывра хĕвел те ăшăрах. - Всякому мила своя сторона.
Вăрман пек пуянни çук, хир пек асли çук. –

Лес и воды – краса природы

Йывăçне кура çимĕçĕ. – Яблоко от яблони недалеко падает.

Икĕ куяна хăвалакан пĕрне те тытайман.- За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.





П: сопоставление и преобразовывание информации из одной формы в другую:

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

П: установление причинно-следственных связей;

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

К: формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации;

П: выполнение действий по алгоритму.

Подведение итогов

Рефлексия.



Сейчас мы, ребята, посмотрим, какие впечатления у вас остались от урока. Мы составим синквейн о пословицах и поговорках. Хотите узнать, что это такое? Слайд №13

Синквейн - стихотворение из пяти строк, написанное по определенным правилам.1 строка - заголовок, в который вносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме с у щ е с т в и т е л ь н о г о. 

2 строка - два п р и л а г а т е л ь н ы х.

 3 строка - три г л а г о л а. 

4 строка - фраза, несущая определенный смысл.

 5 строка - вывод, одно(два) слова, существительное(обычно). 


Посмотрите, что получилось у меня.

Слайд №14

Пословица.

Мудрая, верная.

Учит, обобщает, помогает.

Передается из уст в уста.

Мудрость.


1 вариант синквейн со словом пословица, 2 вариант – поговорка.

ПОСЛОВИЦА  –

Поучительная, образная.

Подсказывает, утешает, напоминает.

Пословица недаром  молвится!

Жизнь.



ПОГОВОРКА-

Меткая, крылатая.

Выражает, помогает, украшает.

Дает оценку поступкам человека.

Крылатое суждение.

Л: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;

П: понимание текстов, извлечение необходимой информации;

Р: контроль, коррекция, оценка;

П: рефлексия способов и условий действия.

П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Л: самооценка на основе критерия успешности;

Л: адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности;

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

К: формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений;

К: использование критериев для обоснования своего суждения;

К: планирование учебного сотрудничества;

Л: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Оценки за урок.



Выставляет и комментирует оценки.



П: построение логической цепи рассуждений, выведение следствий;



Домашнее задание.



Дает домашнее задание, комментирует его выполнение. Слайд №15

Написать сочинение по понравившейся пословице. (на выбор)

Нарисовать иллюстрации к пословицам.

Записывают домашнее задание в дневник.

- П: умение делать выбор и обосновывать его.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ