Тематическое планирование по литературе 9 класс
«Утверждаю» «Согласовано»
Директор школы:………Пьянова Л.В. Зам. директора по УВР:……
«_______»__________ 20….г. Батуева О.А.
приказ №_______ от _______20 г. «……»……………….2010 г.
Тематическое планирование
по литературе в 9 классе
(учебник под редакцией В.Я. Коровиной)
2011 – 2012 учебный год
Учитель Житникова Г.А.
Пояснительная записка
Количество часов в году: 102
Количество часов в неделю: 3
Контрольных уроков: 4
По развитию речи: 5
Внеклассного чтения: 8
Планирование составлено на основе программы В.Я.Коровиной, Москва, «Просвещение», 2010 г.
Программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации.
Планирование соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года и Федеральному базисному учебному плану, утвержденному приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года.
Учебник-хрестоматия, 9 класс, в двух частях, авторы-составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, Москва, «Просвещение», 2010.
Учебник рекомендован Министерством образования и науки РФ.
Дополнительная литература:
«Поурочные разработки по литературе», авторы: И.В.Золотарева, Т.И.Михайлова, Москва, «Вако», 2007.
«Литература для школьников», авторы: П.Э.Лион, Н.М.Лохова, Москва, «Дрофа», 2008.
«Хрестоматия», пособие по литературе для средней школы, 5-9 классы, составитель Е.В.Абрамовских, Челябинск, «Урал LTD», 2005.
«Тесты по литературе. 5-11 классы», Н.Н.Оглобина, Москва, «Олимп», 2007.
«Поурочные планы по литературе. 8 класс», составитель Н.М.Скоркина, заслуженный учитель России, Волгоград, «Учитель-АСТ», 2007.
«Литература. 9 класс. Поурочные планы по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной, И.С. Збарского, В.И. Коровина. Авт.-сост. С.Б. Шадрина. – Волгоград, 2008.
Образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентации и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.
С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цель обучения литературы:
-осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
-формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
-формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
-формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. в содержании календарно-тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
свободному владению монологической и диалогической речью в объёме изучаемых произведений;
научиться развёрнутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
отзыву на самостоятельно прочитанное произведение;
способами свободного владения письменной речью;
освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной
компетенциями.
Таким образом, компетентностный подход к созданию календарно-тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся 6 классов.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Согласно действующему в школе учебному плану, календарно-тематический план предусматривает обучение программному материалу за 102 часа в объёме 3 часа в неделю.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта — переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т.д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 классов (базовый уровень):
должны знать:
основные историко-культурные сведения, необходимые для адекватного понимания текста художественного произведения;
теоретико-литературные понятия; образную природу словесного искусства;
биографические сведения о писателях;
содержание изученных литературных произведений;
должны уметь:
ориентироваться в историко-литературном пространстве изучаемых произведений (соотносить эпоху, автора, литературное направление);
выразительно читать (в том числе и наизусть) фрагменты текста;
владеть различными видами пересказа (выборочный, сжатый, подробный);
владеть навыками анализа художественного текста;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
составлять план прочитанного;
выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику герою;
характеризовать художественные особенности текстов литературных произведений;
выражать своё отношение к прочитанному;
писать отзывы и другие виды творческих работ по прочитанным произведениям;
владеть компетенциями: учебно-познавательной, информационной, коммуникативной, культуроведческой, рефлексивной;
способны решать следующие жизненно-практические задачи:
применять полученные знания и умения в собственной речевой практике.
Примечание: в тематическом планировании 9 класса нет часов по литературе Древней Руси и по зарубежной литературе, так как эти произведения включены в программу мировой художественной культуры.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Результаты обучения
В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
определять род и жанр произведения;
сопоставлять литературные произведения;
выявлять авторскую позицию;
выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
№ ур.
Тема урока
Основное содержание урока
Основные термины и понятия
Формы контроля усвоения нового материала
Домашнее задание
1.
Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.
Беседа, работа с учебником. Обзор курса литературы 9 класса
Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм
Тест
Чтение статьи «Русская литература 18 века»
2.
Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 века.
Беседа по статье о классицизме, слово учителя, составление опорной таблицы.
Классицизм. Особенности русского классицизма.
Вопросы и задания стр. 40-41
Вопросы и задания стр. 40-41 (по новому учебнику 2010 года)
3.
М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление…»
Фонохрестоматия. Беседа, рассказ учителя. Составление конспекта, схем.
Жанро-стилевая реформа, реформа стихосложения, ода
Пересказ вступительной статьи о Ломоносове, выразительное чтение
Учить конспект, читать «Оду на день..»; наизусть отрывок из «Вечернего размышления…»
4.
М.В. Ломоносов «Ода на день…»
Анализ оды, составление плана произведения, выразительное чтение наизусть, беседа.
Ода, классицизм.
Выразительное чтение наизусть
Индивидуально: сообщение о судьбе и личности Державина;
5.
Урок внеклассного чтения.
Г.Р. Державин. Жизнь и творчество. «Властителям и судиям»
Фонохрестоматия. Слово учителя, беседа, сообщение учащегося, анализ стихотворения
Идеи просвещения и гуманизма. Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.
Пересказ вступительной статьи о Державине, вопросы и задания 1-6 стр. 67
Выучить одно из стихотворений Державина
6.
Г.Р. Державин. «Памятник»
Фонохрестоматия. Выразительное чтение стихотворений, анализ стихотворений
Тема поэта и поэзии в лирике Державина. Мысль о бессмертии поэта.
Выразительное чтение наизусть, вопросы 1-5 стр. 74
Прочитать главы из книги Радищева «Путешествие…», индивидуальные сообщения
7.
А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
Беседа, рассказ учителя, сообщения учащихся, анализ глав произведения
Изображение российской действительности, критика крепостничества.
Выборочный пересказ, анализ текста
Вопросы и задания стр. 74
8.
А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
Беседа, анализ глав
Обличительный пафос произведения
Вопросы и задания 6-9 стр. 74
Ответить письменно на вопрос «В чем заключается подвиг Радищева?»; прочитать повесть «Бедная Лиза»
9.
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
Фонохрестоматия. Беседа по содержанию повести. Рассказ о писателе.
Понятие сентиментализм, утверждение общечеловеческих ценностей.
Вопросы и задания 1-2 стр.85, 1,5,7 стр.103-104
Вопросы и задания стр. 103-104
10.
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
Беседа по содержанию повести.
Новые черты русской литературы
Выразительное чтение, анализ текста
Развивайте дар слова стр. 104
11.
Урок развития речи. Подготовка к сочинению по литературе 18 века
Обобщение знаний по произведениям 18 века. Беседа, составление плана сочинения
Все изученные термины и понятия по литературе 18 века
Обсуждение тем сочинений, составление плана, подбор материалов
Написать сочинение «Литература 18 века в восприятии современного читателя»
12.
Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века.
Лекция. Работа с учебником.
Понятие о романтизме и реализме.
Вопросы и задания 1-7 стр. 112, 1-3 стр. 113
Учить конспект, вопросы и задания стр. 112-113
13.
Романтическая лирика начала 19 века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество. «Море», «Невыразимое»
Беседа, рассказ учителя, сообщения учащихся. Обучение анализу лирического стихотворения.
Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову.
Вопросы и задания 1,7 стр. 140
Читать балладу «Светлана»
14.
В.А. Жуковский. «Светлана»
Фонохрестоматия. Выразительное чтение и анализ баллады
Жанр баллады. Особенности поэтического языка
Выразительное чтение, анализ текста
Вопросы и задания стр. 140; индивидуальные задания
15.
А. С. Грибоедов. Личность и судьба драматурга.
Беседа, рассказ учителя
Комедия.
Сообщения
Дочитать пьесу, начать составлять таблицу
16.
А. С. Грибоедов. «Горе от ума»
Беседа, составление таблицы, анализ произведения
Особенности композиции комедии
Выразительное чтение, анализ текста, вопросы и задания 1-2, 8-10 стр.164
Выучить монолог Чацкого или один из монологов Фамусова
17.
Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»
Фонохрестоматия. Чтение наизусть отрывков из комедии. Работа с текстом.
«Век нынешний и век минувший»
Выразительное чтение наизусть, характеристика Фамусова и фамусовского общества
Перечитать 2 действие
18.
Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»
Чтение наизусть отрывков из комедии. Работа с текстом.
«Век нынешний и век минувший»
Вопросы и задания 3,5 стр. 164
Перечитать 3 действие
19.
Чацкий в системе образов комедии.
Чтение наизусть отрывков из комедии. Работа с текстом.
Общечеловеческое звучание образов комедии
Вопросы и задания 4,6,12,13 стр. 164-166
Перечитать 4 действие
20.
Чацкий в системе образов комедии.
Чтение наизусть отрывков из комедии. Работа с текстом.
Общечеловеческое звучание образов комедии
Выразительное чтение, анализ текста
1. Выписать из текста 10 крылатых выражений; 2.обратить внимание на язык персонажей
21.
Урок развития речи. Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
Обучение анализу эпизода драматического произведения.
Преодоление канонов классицизма в комедии
Мини-тест по содержанию всей комедии
Сбор материалов к сочинению
22.
Урок развития речи. И.А. Гончаров «Мильон терзаний».
Анализ критического этюда
Комедия в русской критике
Обсуждение критического этюда
Написать сочинение по комедии
23.
А.С. Пушкин: жизнь и творчество.
Лекция, беседа. Презентация.
Лицейская лирика, дружба и друзья в творчестве Пушкина
Вопросы и задания 1-5 стр. 175
Подобрать стихи петербургского периода
24.
Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву», «К морю», «Анчар»
Фонохрестоматия. Чтение и анализ стихов.
Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти.
Мини-тест по лицейской лирике
Подготовить материал об адресатах любовной лирики
25.
Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. «На холмах Грузии…», «Я вас любил» и другие стихи
Фонохрестоматия. Чтение и анализ стихов. Сообщения учащихся.
Любовь как гармония душ в интимной лирике.
Выразительное чтение, вопросы и задания 1-3 стр. 188
Наизусть любое стихотворение
26.
Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина «Пророк»
Фонохрестоматия. Обучение анализу одного из стихотворений.
Раздумья о смысле жизни, о поэзии
Выразительное чтение наизусть, анализ стихотворений
Подготовиться к контрольной работе
26.
Контрольная работа по романтической лирике начала 19 века, комедии «Горе от ума», лирике А.С. Пушкина.
Выполнение письменных заданий
Все изученные термины и понятия по лирике 19 века
Контрольная работа
Читать поэму «Цыганы»
28.
Урок внеклассного чтения. А.С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма.
Обзор поэмы.
Герои поэмы. Индивидуалистический характер Алеко
Выразительное чтение, элементы анализа текста, вопросы и задания 1-4 стр. 214
Вопросы и задания стр. 198-199
29.
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Фонохрестоматия. Знакомство с историей создания. Лекция. Работа с учебником и текстом романа.
Замысел и композиция. Сюжет, жанр романа в стихах. Система образов.
Конспект лекции
Чтение романа; прочитать статью о реализме в учебнике
30.
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.
Фонохрестоматия. Работа над характеристикой героев.
Трагические итоги жизненного пути.
Сравнительная характеристика Онегина и Ленского, вопросы и задания 1-3, 7, 12-13 стр. 247-248
Наизусть отрывки из писем Онегина или Татьяны; чтение романа
31.
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.
Работа над характеристикой героев. Составление опорных схем.
Трагические итоги жизненного пути
Выразительное чтение наизусть
Наизусть отрывки из писем Онегина или Татьяны; чтение романа
32.
Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.
Работа над характеристикой героев. Составление опорных схем. Выразительное чтение наизусть.
«Татьяны милый идеал». Трагизм образа Татьяны.
Выразительное чтение наизусть, характеристика Татьяны и Ольги
Чтение романа
33.
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.
Фонохрестоматия. Выразительное чтение наизусть. Анализ текста. Работа с учебником стр. 232-236
Трагизм образа Татьяны. Психологический реализм романа.
Анализ эпизодов, вопросы и задания 8, 5 стр. 248
Чтение романа
34.
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.
Выразительное чтение наизусть. Анализ текста. Работа с учебником стр.226-232
Онегин – проблемный герой, герой времени, лишний человек.
Вопросы и задания стр. 248-249
Найти эпизоды в тексте, связанные с образом повествователя
35.
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.
Работа с текстом романа. Работа с учебником стр. 236-237
Образ повествователя Образ автора.
Характеристика образа автора
Вопрос 10 стр. 248
36.
Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.
Работа с текстом романа.
Историческая эпоха. Энциклопедизм романа.
Характеристика реалий, изображенных в романе
Подготовиться к тесту по роману
37.
Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.
Работа с текстом романа. Тест. Подготовка к сочинению
Историческая эпоха. Энциклопедизм романа.
Итоговый тест по роману
Индивидуальные задания
38.
Урок развития речи. Пушкинский роман в зеркале русской критики.
Сообщения учащихся, работа с учебником стр. 240-247
Русская критика о пушкинском романе
Выступления по теме дискуссии, вопросы и задания
Чтение трагедии «Моцарт и Сальери»
39.
Урок внеклассного чтения. А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»
Фонохрестоматия. Беседа, работа над содержанием трагедии.
Проблема «гения и злодейства» Два типа мировосприятия персонажей трагедии.
Анализ эпизодов
Индивидуальные задания; чтение страниц учебника 250-252. Сочинение
40.
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. «Молитва», «Парус»
Фонохрестоматия. Слово о писателе. Сообщения учащихся. Презентация.
Мотивы вольности и одиночества. Романтический герой.
Сообщения, вопросы и задания 1-3 стр. 252, 4, 13, 16 стр. 287
Наизусть на выбор одно из стихотворений
41.
Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Есть речи…»
Фонохрестоматия. Чтение и анализ стихотворений. Работа с учебником.
Судьба поэта в обществе и в мире
Выразительное чтение наизусть, анализ текста
Наизусть на выбор одно из стихотворений
42.
Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним.
Фонохрестоматия Чтение и анализ стихотворений. Работа с учебником.
Интимная лирика поэта
Выразительное чтение наизусть, анализ текста
Наизусть на выбор одно из стихотворений
43.
Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова. «Дума», «Предсказание»
Чтение и анализ стихотворений. Работа с учебником.
Тема России и ее своеобразие.
Выразительное чтение наизусть, анализ текста
Чтение романа «Герой нашего времени»
44.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе.
Лекция. Беседа. Выборочный пересказ главы «Бэла»
Фабула. Сюжет. Композиция романа. Обзор содержания.
Конспект лекции
Чтение главы «Максим Максимыч»
45.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».
Беседа. Анализ главы «Максим Максимыч»
Загадки образа Печорина.
Проверочная работа по двум частям
Чтение романа до конца
46.
Журнал Печорина как средство самораскрытия его характера.
Анализ глав «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»
Изображение характера Печорина
Выборочный пересказ, анализ текста, вопросы 6,11 стр.317
Чтение романа до конца
47.
Журнал Печорина как средство самораскрытия его характера.
Анализ глав «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»
Изображение характера Печорина
Выразительное чтение записей Печорина, выборочный пересказ
Проследить отношения героя с другими мужскими образами
48.
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.
Анализ текста.
Дружба в жизни Печорина.
Характеристика Грушницкого и Вернера, вопросы и задания
Проследить отношения героя с женскими образами
49.
Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.
Анализ текста.
Любовь в жизни Печорина.
Характеристика женских образов романа, анализ записей Печорина, вопросы и задания
Чтение стр. 297-298 учебника
50.
Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».
Беседа.
Романтизм и реализм романа
Задания 8,16 стр. 317-318
Вопросы стр. 317-318
51.
Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».
Беседа. Подготовка к сочинению.
Романтизм и реализм романа
Вопросы и задания 13, 19 стр. 317-318
Подготовка к контрольной работе. Сочинение
52.
Контрольная работа по лирике М.Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»
Контроль знаний
Все изученные термины и понятия по творчеству Лермонтова
Тестовая контрольная работа
Индивидуальные задания
53.
Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе…», «Миргород»
Беседа. Сообщения учащихся. Работа с учебником. Презентация.
Проблематика и поэтика первых сборников.
Сообщения, пересказ вступительной статьи о Гоголе, вопросы и задания стр.323
Чтение поэмы «Мертвые души»
54.
Система образов поэмы «Мертвые души»
Беседа. Обучение анализу эпизода.
Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.
Выборочный пересказ, характеристика героев
Образ города в поэме
55.
Образ города в поэме «Мертвые души»
Беседа.
Художественная деталь
Характеристика чиновников и дам города, вопросы и задания
Характеристика главного героя
56.
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.
Фонохрестоматия Беседа. Работа с текстом.
Эволюция героя в замысле поэмы
Характеристика Чичикова
Характеристика других героев по плану
57.
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.
Беседа. Работа с текстом. Составление биографии героя с цитированием
Эволюция героя в замысле поэмы
Вопросы и задания стр. 366
Характеристика других героев по плану
58.
«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души.
Беседа. Работа с текстом.
Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического.
Вопросы и задания
Подготовка к зачету
59.
«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души.
Беседа. Работа с текстом. Зачет.
Все изученные термины и понятия по творчеству Гоголя
Зачетная работа
Чтение пьесы «Бедность не порок», сообщения
60.
А.Н. Островский. Биография писателя. «Бедность не порок»
Слово учителя о писателе. Конспект. Беседа.
Эпиграф. Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе.
Сообщения, вопросы и задания
Дочитать пьесу
61.
Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы. «Бедность не порок»
Беседа. Работа с текстом. Анализ пьесы.
Комедия как жанр драматургии.
Выразительное чтение по ролям, вопросы и задания стр. 396
Читать «Бедные люди»
62.
Ф.М. Достоевский. Очерк жизни и творчества. «Бедные люди»
Слово учителя о писателе. Конспект. Беседа. Презентация.
Тип «петербургского мечтателя» в повести.
Выборочный пересказ, характеристика героев
Составить рассказ «Мое представление о герое повести»
63.
Ф.М. Достоевский. «Бедные люди»
Беседа. Работа в группах. Работа с текстом.
Черты внутреннего мира главного героя.
Анализ эпизодов произведения
Дочитать роман
64.
Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи»
Беседа. Работа с текстом.
Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Тест по тексту
Читать «Юность»; индивидуальные задания
65.
Урок внеклассного чтения. Л.Н. Толстой. Очерк жизни и творчества. «Юность»
Сообщения о писателе. Обзор содержания автобиографической трилогии. Работа с текстом. Презентация.
Формирование личности героя. Особенности поэтики Толстого, психологизм
Сообщения, выборочный пересказ, элементы анализа текста
Читать «Смерть чиновника»; индивидуальные задания; вопросы и задания стр. 13-14 ( 2 часть учебника литературы)
66.
А.П. Чехов. Очерк жизни и творчества. «Смерть чиновника»
Фонохрестоматия. Сообщения о писателе. Работа с текстом. Презентация.
Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе 19 века.
Сообщения, конспект лекции, выборочный пересказ, инсценированное чтение
Читать рассказ «Тоска»
67.
А.П. Чехов «Тоска»
Фонохрестоматия. Беседа. Работа с текстом.
Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе
Тест по рассказам Чехова, выразительное чтение, анализ текста
Вопросы и задания стр. 38-40
68.
Урок развития речи. Подготовка к сочинению по произведениям 19 века.
Беседа, обобщение. «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века?»
Особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века.
Обсуждение темы сочинения, составление плана, подбор материалов
Сочинение на примере одного произведения по выбору учащихся
69.
Урок внеклассного чтения. Стихи Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета.
Беседа о стихах, лекция
Стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии
Вопросы и задания
Прочитать статью учебника стр. 41-43
70.
Русская литература 20 века: многообразие жанров и направлений.
Беседа, конспект, лекция. Обзор литературы 20 века.
Понятие социалистический реализм, цензура, эмиграция.
Конспект лекции, вопросы и задание стр. 43
Прочитать статью о Бунине стр. 44-50, «Темные аллеи», сообщения
71.
И.А. Бунин. Очерк жизни и творчества. «Темные аллеи»
Слово учителя о писателе, беседа, конспект. Анализ рассказа. Презентация.
Новелла. История любви Надежды и Николая Алексеевича
Конспект лекции, сообщения. Вопросы и задания стр. 59-60
Вопросы и задания стр. 59-60
72.
Мастерство Бунина в рассказе «Темные аллеи».
Фонохрестоматия. Анализ рассказа. Беседа. Сопоставительный анализ произведения с повестью Тургенева «Ася»
История любви Надежды и Николая Алексеевича. Мастерство писателя.
Выразительное чтение, анализ текста
Читать «Собачье сердце»; индивидуальные задания;
73.
М.А. Булгаков. Очерк жизни и творчества. «Собачье сердце»
Сообщения о писателе. Работа с текстом. Беседа.
Социально-философская сатира на современное общество
Конспект лекции, вопросы и задания 1-6 стр. 117-118
Ответить письменно на вопросы
74.
Поэтика повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
Работа с текстом. Беседа. Работа по группам.
Художественные особенности повести.
Выборочный пересказ, анализ текста
75.
Поэтика повести М.А. Булгакова «Собачье сердце»
Работа с текстом. Беседа.
Система образов повести. Шариковы и Швондеры.
Тест. Характеристика героев, вопросы и задания
Читать «Судьба человека»; индивидуальные задания;
76.
М.А. Шолохов. Очерк жизни и творчества. «Судьба человека»
Фонохрестоматия. Сообщения о писателе. Работа с текстом. Беседа. Презентация.
Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Реализм Шолохова.
Выборочный пересказ, характеристика героев, вопросы и задания
Вопросы и задания стр. 193
77.
Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека»
Фонохрестоматия. Работа с текстом. Беседа.
Образ главного героя. Композиция рассказа Особенности авторского повествования
Выборочный пересказ, анализ текста
Написать мини-сочинение «Война в судьбе ребенка»
78.
Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека»
Работа с текстом. Беседа.
Особенности авторского повествования Автор и рассказчик. Роль пейзажа.
Тест
Читать «Матренин двор»; индивидуальные задания;
79.
А.И. Солженицын. Очерк жизни и творчества. «Матренин двор»
Сообщения о писателе. Работа с текстом. Беседа. Анализ 1 главы.
Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика.
Конспект лекции. Сообщения, выборочный пересказ, анализ текста
Пересказ 2 главы
80.
А.И. Солженицын. «Матренин двор»
Фонохрестоматия. Работа с текстом. Беседа.
Тема праведничества в рассказе.
Выборочный пересказ, характеристика героев, вопросы и задания
Пересказ 3 главы
81.
Образ праведницы в рассказе Матренин двор. Трагизм ее судьбы.
Фонохрестоматия. Работа с текстом. Беседа.
Образ праведницы в рассказе. Трагизм ее судьбы.
Письменная проверочная работа по содержанию
Вопросы и задания стр.280-281
82.
Образ праведницы в рассказе Матренин двор. Трагизм ее судьбы.
Работа с текстом. Беседа. Обобщение, выводы по прочитанному.
Нравственный смысл рассказа-притчи.
Вопросы и задания, анализ глав
Подготовка к контрольной работе
83.
Контрольная работа или зачетное занятие по произведениям 19 и 20 веков.
Контрольная работа
Все изученные термины и понятия по произведениям 19 и 20 веков
Контрольная работа
Прочитать стр. 61-72 в учебнике, подготовить сообщения
84.
Русская поэзия Серебряного века.
Лекция, конспект, беседа. Составление таблицы. Презентация.
Особенности Серебряного века русской поэзии. Поэтические направления.
Конспект лекции, сообщения, вопросы и задания стр. 74-75
Индивидуальные задания
85.
А.А. Блок. Очерк жизни и творчества. «Ветер принес издалека…», «О, весна, без конца…»
Фонохрестоматия. Сообщения о поэте. Знакомство со стихами. Презентация.
Высокие идеалы и предчувствие перемен. Человек-мистик.
Конспект лекции, сообщения, вопросы и задания
Наизусть одно стихотворение на выбор учащихся
86.
С.А. Есенин. Очерк жизни и творчества. «Вот уж вечер…», «Край ты мой заброшенный…»
Фонохрестоматия. Слово о поэте. Презентация. Чтение стихов и анализ.
Тема Родины в лирике поэта
Сообщения, выразительное чтение наизусть, вопросы и задания
Наизусть одно стихотворение на выбор учащихся
87.
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А. Есенина.
Фонохрестоматия. Выразительное чтение наизусть, анализ стихов.
Народно-песенная основа лирики Есенина
Выразительное чтение наизусть, вопросы и задания стр.96
Вопросы и задания стр.95-96 Индивидуальные задания
88.
В.В. Маяковский. Очерк жизни и творчества. «Послушайте!», «А вы могли бы?»
Фонохрестоматия Сообщения о поэте. Знакомство со стихами. Презентация. Работа с учебником.
Новаторство поэзии Маяковского. Словотворчество.
Конспект лекции, сообщения, вопросы и задания стр.110
Вопросы и задания стр. 110
89.
В.В. Маяковский «Люблю»
Фонохрестоматия. Выразительное чтение и анализ стихов. Работа с учебником.
Своеобразие стиха, ритма, интонаций
Выразительное чтение, вопросы и задания
Индивидуальные задания. Чтение стр. 119-124 учебника
90.
М.И. Цветаева. Очерк жизни и творчества. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.
Фонохрестоматия. Сообщения о поэте. Знакомство со стихами.
Стихи о любви, о жизни, о смерти. Особенности поэтики Цветаевой
Конспект лекции, сообщения, вопросы и задания стр. 129
Наизусть одно стихотворение на выбор учащихся
91.
М.И. Цветаева. Образ родины в лирическом цикле «Стихи о Москве»
Фонохрестоматия. Выразительное чтение и анализ стихов.
Образ Родины.
Вопросы и задания стр. 129
Вопросы и задания стр. 128-129
92.
Н.А. Заболоцкий. Очерк жизни и творчества. Темам гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта.
Фонохрестоматия. Слово учителя о поэте, беседа. Знакомство со стихами.
Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. Философский характер лирики.
Выразительное чтение, анализ стихотворений. Вопросы и задания стр. 165-166
Вопросы и задания стр. 165-166
93.
А.А. Ахматова. Очерк жизни и творчества. Трагические интонации в любовной лирике.
Фонохрестоматия. Слово учителя о поэте, беседа. Знакомство со стихами.
Трагические интонации в любовной лирике.
Конспект лекции, выразительное чтение, анализ стихотворений
Чтение стр. 130-141
94.
Стихи А.А. Ахматовой о поэте и поэзии.
Фонохрестоматия. Выразительное чтение и анализ стихов. Беседа.
Особенности поэтики.
Выразительное чтение, анализ стихотворений
Индивидуальные задания. Чтение стр. 194-201 учебника
95.
Б.Л. Пастернак. Очерк жизни и творчества. Вечность и современность в стихах о природе и о любви.
Фонохрестоматия. Сообщения учащихся, беседа, анализ стихов.
Вечность и современность в стихах о природе и о любви.
Сообщения, выразительное чтение, анализ стихотворений
Индивидуальные задания. Чтение стр. 208-220 учебника
96.
А. Т. Твардовский. Очерк жизни и творчества. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта.
Сообщения учащихся, беседа, анализ стихов. Презентация.
Интонация и стиль стихотворений
Сообщения, выразительное чтение, анализ стихотворений, вопросы и задания стр. 230
Наизусть одно стихотворение на выбор учащихся
97.
А. Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом»
Фонохрестоматия. Анализ стихотворения. Беседа.
Проблемы и интонации стихов о войне
Выразительное чтение наизусть, вопросы и задания
Индивидуальные задания. Чтение стр. 282-302 учебника
98.
Урок внеклассного чтения. Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков
Фонохрестоматия. Сообщения учащихся, беседа, анализ стихов.
Романс и песня.
Анализ текстов, вопросы и задания, сообщения
Чтение стр. 282-302 учебника
99.
Урок внеклассного чтения. Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков
Фонохрестоматия. Беседа.
Романс и песня.
Анализ текстов, вопросы и задания
Чтение стр. 282-302 учебника
100.
Урок внеклассного чтения. Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков
Фонохрестоматия. Беседа.
Романс и песня.
Анализ текстов, вопросы и задания
Подготовка к зачету
101.
Зачетное занятие по русской литературе 20 века.
Письменные контрольные вопросы
Все изученные термины и понятия по произведениям 20 века
Контрольная работа
102.
Обзор литературы для прочтения летом.
Итоги года и задания для летнего чтения
Литература для чтения летом
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ