Урок литературы в 7 классе по рассказу Ф. Абрамова "О чём плачут лошади"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 62»
г. Барнаула Алтайского края
Конспект урока по литературе
в 7 классе
Ф. Абрамов «О чём плачут лошади»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Глазина Елена Александровна
г. Барнаул
2012
Цели урока:
познакомить с биографическими данными Ф.Абрамова; продолжить формирование умений анализировать на примере рассказа “О чём плачут лошади”; проследить, как решается автором проблема нравственного выбора.
продолжить развивать у школьников умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли; развивать эмоции учащихся, их коммуникативные умения, навыки чтения, рассказывания; активизировать познавательный интерес.
содействовать в ходе урока гуманистическому характеру обучения личности (воспитание у учащихся доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других, умения чувствовать и слышать собеседника)
Средства обучения: текст рассказа Ф.Абрамова “О чём плачут лошади”,
В. Я. Коровина. Литература. 7 класс: учебник- хрестоматия, мультимедийный проектор с экраном, слайды.
Цели урока:
“Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?»
С. Есенин
Сообщение о писателе учителя,
Слайды 1 – 3. Род в дер. Веркола Архангельской обл.
После войны заканчивает филологич. факультет Ленинградского университета,
Попадает в аспирантуру, становится кандидатом наук,
Затем заведующим кафедрой советской литературы.
В 1960 уходит в докторантуру, чтобы написать докторскую диссертацию – и не возвращается в университет
Он сам начинает писать худ. произ –я.
Центром произведений Абрамова становится дер. Пекашино, в которой мы угадываем родную Абрамову Верколу. Слайд 4.
В судьбе этой деревни Абрамов видит отражение судеб всего русского народа.
Жизненный путь писателя прост и труден:
армия, ранение, университет, аспирантура, заведование кафедрой и
писательская деятельность. Но именно здесь и были трудности. «Меня били! Крепко
били, — скажет он впоследствии, — но через годы эти произведения причисляли к
лучшим». – Как понимаете эти слова? В 40-50 гг. существовала точка зрения на русскую деревню, в которой существовал колхозно-совхозный строй, как на край благополучия. Этот взгляд был выгоден власти, но не соответствовал действительности. Целый ряд писателей (Бабаевский С., Ю. Лаптев, Г Николаева и др.) создавали произведения, искажающие, «лакирующие», приукрашивающие действительность. Они признавались официальной критикой как образцовые.
Ф. Абрамов написал в 1954 г. статью «Люди колхозной деревни в послевоенной литературе», где критиковал подобные произведения. Кроме этого, он писал и худ. произ – я, которые говорили правду о русской деревне. И впоследствии стали классикой советской л – ры.
Однако официальная критика была очень влиятельной. Например, за очерк «Вокруг да около», который не соответствовал официальной идеологии, редактора журнала «Нева», где он был напечатан, сняли с работы. Соответственно множество препятствий чинилось и автору в виде запрета на публикации своих произведений, ущемления свободы научной работы и т. д.
«Но ничто не могло сломить волю и свободомыслие Абрамова», — утверждает его жена Л. Крутикова-Абрамова.
Какова главная тема творчества Ф. Абрамова?
5. Чтение учителем рассказа «О чем плачут лошади» — начало знакомства с текстом.
6. Словарная работа: Слайд 10
Бараки – здания лёгкой постройки, предназначенные для временного жилья.
Дернина – дерн – густо заросший травой, сплетённый корнями многолетних растений верхний слой почвы.
Иван-чай – крупное травянистое растение с пурпурно-розовыми цветами.
Лесопункт – пункт лесозаготовки
(стать) – (здесь) телосложение, общий склад фигуры
Угор – (диалект.) – пригорок
«чёртом выгибались» - молодцевато выглядели.
7. Обсуждение.
Как вы понимаете содержание рассказа? Во времена коллективизации стали обрабатывать поля трактором, грузы перевозили на машинах, и лошади стали почти не нужны в хозяйстве. Лошадь вызывает у автора острое чувство жалости. Потому что это не бездушный механизм, каким является трактор. Человек приручил лошадь, она тысячелетиями была верным другом и помощником человека, и вот теперь лошади оставлены без ухода. Получается, ЧТО ЧЕЛОВЕК ПРЕДАЛ СУЩЕСТВА, которые он сам же приручил
Слайд 11. Прочитать описание луга в начале рассказа. Какими мыслями и чувствами оно проникнуто? Родная природа в восприятии рассказчика ассоциируется самым чудесным временем жизни человека – детством.
Как ощущает себя рассказчик в мире природы? О чём говорит воспоминание о детстве, стоящее в одном ряду с воспоминанием о «мире пахучих трав, стрекоз… и лошадей»? Уважительное отношение к природе, единство существования с нею утверждается как норма жизни людей.
Слайд 12. Как автор описывает лошадь? Не просто как живое существо, которое дополняет пейзаж, а как живое, страдающее существо. Мы понимаем, что кобыла Рыжуха и другие лошади и есть главные действующие лица рассказа. «Особо-лошадиная красота луга» даётся в резком контрасте с тем, как лошади «постоянно томились, умирали от жажды…», что вызывает у читателя соответствующую реакцию на отношение людей к животным.
Слайд 13. Какое нарождающееся в сознании людей отношение к миру отражает их повсеместное увлечение небывалыми кличками – Идея, Звезда, Победа и т. д.?
Как автором подчёркивается через описание внешнего вида Рыжухи и истории лошадиной жизни в русской деревне несостоятельность новых убеждений? В период коллективизации клички давались идеологизированные. Таким образом стремились запечатлеть образ новой, небывалой жизни. Также, в первые годы после революции нередко детям давали «революционные» имена: Вилор – Владимир Ильич Ленин Организатор Революции;
Октябрина – в честь октября – месяца, в котором совершилась революция»
Стали́на – в честь Ста́лина
Тракторина – в честь появления трактора в колхозе;
Гертруда – герой труда. Новые клички выражали устремления народа в короткий срок достичь результатов («побед») ценой разрушения векового уклада русской жизни в деревне, естественного течения жизни человека в окружающем его мире. Разрушая этот мир, человек приносил страдание и самому себе и всему живому вокруг себя.
Слайд 14 Какое нравственное содержание имеет история гибели Карька «на лесном фронте»? Подчёркивается единство судьбы человека и окружающей его природы, которая продолжает нести ему помощь и поддержку.
Слайд 15. В чём смысл использования фантастики (разговор с лошадью) в рассказе? («Очеловечивая» страдания лошади, герой глубже понимает смысл происходящих событий и способен дать им самостоятельную оценку, отличаясь, например, от Миколки, который жестокость по отношению к лошадям – а значит, старому крестьянскому укладу жизни – не осознаёт трагичность происходящих потерь)
Слайд 16. как вы думаете, почему автор назвал рассказ «О чём плачут…»? Такое название привлекает наше внимание к главной проблеме рассказа – проблеме ответственности человека за живые существа Земли, которые были им приручены на протяжении многих тысячелетий
В каком из прочитанных произведений автор ставит перед читателем подобную проблему? (Л. Андреев «Кусака»)
Слайд 17. Как вы понимаете слова писателя: «В каждом из нас, должно быть, живёт пушкинский вещий Олег…»? Эти слова говорят о том, что мы хотим увидеть хотя бы останки тех, кто нам помогал когда-то, поклониться памяти животных, которые вечно служили нам
Слайд 18. В чём рассказчик обманул Рыжуху? не ответил искренне на её вопрос, то есть не сумел взять на себя ответственность за содеянное человеком, не принял в своё сердце её боль и беду. Лошади словно понимали, что от них ничего не зависит, что они никак не могут изменить своей судьбы. И рассказчик, не сумев взять на себя ответственность, понял, что он тоже из тех существ, от решения которых ничего не зависит. Он почувствовал своё бессилие изменить жизнь, и от этого на него навалилась «тяжёлая, лошадиная тоска», тоска безысходности.
Слайд 19. Какова идея этого рассказа? Рассказ Абрамова обращён к нам, людям, живущим сегодня. Автор хочет нам сказать, что каждый человек на нашей Земле отвечает за будущее мира. Строки рассказа, возможно, говорят о том, что человечество погибнет, если бросит на произвол судьбы тех животных, которые верно служили ему, и шире – если не будет заботиться о будущем Земли.
Слайд 20. Вспомните стих – е Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Как соотносится это стихотворение с рассказом Ф. Абрамова? Прочитайте последний абзац рассказа. Как вы понимаете слова: «И вскоре я уже сам казался себе каким-то нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы»? Герой рассказа сам ощущает страдания лошадей. Таким образом, он может ощутить единство всего живого в мире, а значит, не способен на жестокость)
Д. з. Экологическую тему и разговор о прекрасном продолжает в своих произведениях другой писатель-прозаик — Евгений Иванович Носов.
Пересказ статьи Е. И. Носова «Из автобиографии». Прочитать рассказ Е. И. Носова «Кукла», подготовить ответы на вопросы учебника-хрестоматии (стр. 176)
Инд. задание: подготовить выразительное чтение рассказа Е. И. Носова «Живое пламя»
Учащиеся и сами могут попробовать сочинить рассказ, например: «Как я спас щенка», «Рассказ о котятах», «Пропал котенок…»
Список использованной литературы:
1. О. Е. Ерёмина Поурочное планирование по литературе. К учебнику-хрестоматии «Литература. 7 класс». Авт.-сост. В. Я. Коровина и др. «Экзамен», Москва. 2008 г.
2. Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова, Л. А. Холодкова. «Литература в 7 классе» Урок за уроком. Москва, «Русское слово», 1997
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ