Тематическое планирование уроков литературы в 10-х классах
Тематическое планирование уроков литературы в 10-х классах.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования: базовый уровень (2004 год) и Программы по литературе для 5 – 11 классов (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2008).
Преподавание ведётся по учебнику «Русская литература XIX века.10.кл.» под ред.Г.Н.Ионина. - М.:Мнемозина, 2005.
Как было сказано в пояснительной записке, Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета «Литература» в 10 классе – 102 часа (3 часа в неделю).
№ урока
Сроки проведения
Содержание тем, основные понятия.
Виды учебной деятельности
Виды контроля
Домашнее задание
план
факт
1.
2.
03.09.
04.09.
Введение.
Россия второй половины 19 века. Общественно – политическая ситуация в стране в 60-е годы. Критика социальной действительности в литературе и искусстве. Расцвет реализма в литературе, живописи, музыке, театральном искусстве.
Журнальная полемика 60-х годов.
Репродуктивная составление тезисного плана или конспекта лекции учителя; или составление синхронной истор. таблицы.
Составление синхронной историко - культурной таблицы.
Раздел учебника, конспект.
3 - 12
06.09.
08.09.
Иван Александрович Гончаров. Роман «Обломов». (10 часов).
1.Жизнь и творчество: детство, юношеские устремления, влияние пушкинского слова на становление личности писателя.
2.«Обломов» - роман, утвердивший писателя как классика русской литературы. Система образов.
3-4.Обломов, знакомство с героем, его сущность, характер, судьба.
5. Анализ главы «Сон Обломова».
6.Обломов и Штольц.
7. Обломов и Ольга Ильинская.
8-9. Оценка «обломовщины» в русской критике. Критические статьи: Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина?», Д.И. Писарев «Обломов».
10. Итоговый урок по роману. Подготовка к домашнему сочинению.
Рецептивная: чтение и восприятие текста. Репродуктивная краткий пересказ частей романа. Исследовательская сравнительн анализ образов Обломова и Штольца, Ольги и Агафьи М. Продуктивная, творческая: написание сочинения.
Краткий пересказ; комментированное чтение; ответы на проблемные вопросы: с какой целью писатели подвергают своих героев испытанию дружбой и любовью?
Цитатный план «Сна Обл.»
Конспекты критических статей.
1.Чтение.
2.Выборочный пересказ, анализ текста по темам.
3.Ответить на пробл.вопросыпо темам.
4.Сопоставительный анализ образов героев: Обло-мов и Штольц, Ольга и Штольц, Ольга и Обломов, Ольга и Агафья.
5.Цитатный план гл.»Сон Обломова».
6. Сочинение.
13 - 25
Александр Николаевич Островский.
Пьесы «Гроза», «Бесприданница». (13 часов)
1. «Колумб Замоскворечья»: обзор жизни и творчества. Роль драматурга в создании русского национального театра.
2. «Гроза», идейно – художественное своеобразие пьесы.
3. Город Калинов и его обитатели.
4. Душевная трагедия Катерины. Трагическая острота конфликта Катерины с «тёмным царством».
5. Катерина в борьбе за свои человеческие права. Борьба личности за право быть свободной, за право жить и любить. Обличение самодурства, грубой силы и невежества.
6. Р.Р. Сочинение – рассуждение «Сила и слабость Катерины».
7. «Гроза» в русской критике. Н.А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве».
8. Пьеса «Бесприданница»: сюжет, значение имен, взаимоотношения героев.
9. Лариса и её мать.
10. «Я любви искала и не нашла». Паратов и Лариса.
11. «Я вещь, а не человек». Взаимоотношения Ларисы с Кнуровым и Важеватовым.
12. Обобщающий урок по пьесе «Бесприданница».
13.Обобщающий урок по творчеству А.Н. Островского.
Репродуктивная
Составление тезисного плана – биографии драматурга; осмысление сюжета пр-ния, изображённых в нём событий, характеров, выборочный пересказ эпизодов. Рецептивная: чтение и полно-ценное восприятие
текста.
Исследовательская анализ текста. Поисковая: самост. поиск ответов на проблемные вопросы. Творческая: написание сочинения – рассуждения.
Комментированное чтение, выборочный пересказ, анализ текста, выразительное чтение по ролям. Рассуждение по вопросу :В чём сила и слабость Катерины?» Конспект статьи Н.А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве».
Сравнительный анализ героев двух пьес А.Н. Островского.
Выразительн. чтение отрывка из пьесы«Гроза» наизусть.
1.Выборочный пересказ на тему: «Нравы города Калинова».
2.Определить осн.этапы развития конфликта Катерины // Ларисы.
3. Подготовить выраз.чтение монологов Катерины (д.2 явл.10 и д.5 явл.4).Отрывок-наизусть.
4.Подготовиться к сочин. – рассуждению 5. Конспект статьи Добролюбова 6. В чем разница и сходство между героями 2-х пьес?
26 - 36
Иван Сергеевич Тургенев. «Отцы и дети». (11часов).
1.Очерк жизни и творчества. Романы Тургенева.
2. «Отцы и дети». Художественное своеобразие романа.
3.Базаров, знакомство с героем.
4. Взаимоотношения Базарова с Н.П. и П.П. Кирсановыми.
5. Основные направления спора Базарова и П.П. Кирсанова.
6. Базаров и Одинцова. Испытание Базарова любовью.
7. Базаров и его родители.
8. Второй круг жизненных испытаний героя.
9. Отношение автора к своему герою. Споры вокруг романа.
10. Критика: Д.И. Писарев «Базаров»; Н.Н. Страхов «Отцы и дети» И.С. Тургенева; М.А. Антонович «Асмодей нашего времени».
11. Обобщающий урок по роману. Подготовка к домашнему сочинению по роману. Значение Тургенева для мировой и русской литературы.
Исслед:создание сценария заочн.экскурсии в Спасское-Лутовиново; анализ текста. Рецептивная: чтение и восприятие текста. Репрод: выборочный пересказ эпизодов, изображающих конфликт отцов и детей. Поисковая: самост.поиск ответов на проблемные вопросы. Творческая: написание сочинения – рассуждения.
Презентация заочной экскурсии. Анализ текста. Устное словесное рисование. Ответы на проблемные вопросы. Конспекты критических статей. Сочинение рассуждение по роману.
1. Чтение и выборочный пересказ.
2.Сравнительный анализ образов П.Кирсанова и Базарова. 3.Материал об отношениях Базарова и Одинцовой; Базарова и Аркадия; Базарова и его родителей.
4.Ответ на вопрос «В чём сила и слабость нигилизма Базарова?» 5.Сочинение
37 - 40
Николай Степанович Лесков. «Леди Макбет Мценского уезда», «Тупейный художник», «Очарованный странник».
1. Очерк жизни и творчества. Художественный мир произведений Н.С. Лескова.
2. Очерк «Леди Макбет Мценского уезда», трагедия и загадка женской души.
3. Трудная судьба крепостных в рассказе «Тупейный художник».
4.Поиск «призвания» в повести «Очарованный странник». Иван Флягин – один из правдоискателей земли русской. Былинные мотивы в повести.
Рецептивная: чтение и восприятие текста. Репрод:осмысление сюжета произведений, выборочный пересказ эпизодов. Поисковая: самост. поиск ответов на проблемные вопросы.
Составление плана пр-ний. Выборочный пересказ отдельных эпизодов. Ответы на проблемные вопросы.
Отзыв о прочитанных произведе-ниях.
1. Прочитать пр-ния, составить план 2.Выборочный пересказ эпизодов, связанных с переломными моментами в жизни героев. 3. Отзыв о произведениях
Лескова.
41 - 44
Николай Гаврилович Чернышевский Роман «Что делать?» (4 часа).
1. Жизненный подвиг Чернышевского.
2. Общая характеристика романа «Что делать?» Проблема эмансипации женщин.
3. Новые люди в романе. «Особенный человек», его жизненные принципы. Последователи Рахметова в русской истории.
4. Картины светлого будущего в романе.
Рецептивная: чтение и восприятие текста. Репрод:осмысление сюжета произведений, выборочный пересказ эпизодов. Поисковая: самост. поиск ответов на проблемные вопросы.
Рассказ о жизн.подвигеЧернышевского, о«новых»
«пошлых», людях романа, об особенном человеке. План главы «4сон Веры Павловны».
1.Выборочно читать роман. 2.Рассказ о Вере Повловне, Лопухове, Кирсанове, Рахметове.
3. Составить цитатн. план гл. «4сон Веры Павловны.
45 - 47
Лирика Ф.И. Тютчева и А.А. Фета (3 часа).
Фёдор Иванович Тютчев. Стихотворения.
1.Тютчев – поэт-философ и певец русской природы. Любовная лирика, раскрытие в ней драматических переживаний героя.
Афанасий Афанасьевич Фет. Стихотворения.
2. Слияние внешнего и внутреннего мира в лирике Фета, метафоричность его поэзии.
3. Своеобразие и особенности лирики Ф.И. Тютчева и А.А. Фета. Любовная лирика двух поэтов.
Рецептивная: чтение и восприятие стихотворного текста. Прод.творческая: выраз.чтение стихов. Исследов. сравнительный анализ стихов.
Выраз.чтение стихов, их анализ. Ответы на проблемные вопросы (осн: в чём своеобразие лирики Тютчева и Фета?)
1. Выучить наизусть 1 из стихотворений и сделать его комментарий.
2.Читать и анализировать стих-я поэтов по определённой теме творчества поэта.
48 - 59
3четверть.
Фёдор Михайлович Достоевский.
Роман «Преступление и наказание» (12 часов).
1. Очерк жизни и творчества. Основные мотивы произведений. Нравственная проблематика, философская глубина творчества писателя.
2. Роман «Преступление и наказание», суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей в мире зла. Боль за человека – основа авторской позиции в романе.
3. Петербург Достоевского.
4. «Униженные и оскорблённые» на страницах романа.
5. Теория Раскольникова и её истоки. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Причины крушения теории. Проблема личной ответственности человека за свою позицию в противоречивом мире.
6. «Двойники» Раскольникова (Лужин, Свидригайлов). Их роль в романе.
7. Раскольников и Соня Мармеладова.
8. Три поединка Раскольникова и Порфирия Петровича.
9. Эпилог и его роль в романе.
10. Художественное мастерство Достоевского. Достоевский в современном мире, споры вокруг его литературного наследия.
11. Подготовка к домашнему сочинению по роману.
12. Обобщающий урок по творчеству Ф.М. Достоевского.
Рецептивная: чтение и полноц.
восприятие романа. Репродукт:выборочный пересказ. Поисковая: самост. поиск ответов на проблемные вопросы; комментированное чтение; защита эскизов обложки или коллажей на тему «Петербург Достоевского». Исследоват:
анализ эпизодов романа, характеров героев. Продуктивно-творческая: создание интервью на тему «Знакомство с Ф.М.Достоевским»;
создание развёрнутого плана к сочинению на заданную тему; написание сочинения.
Выборочный пересказ.
Анализ эпизодов. Характеристика героев:
Раскольников, Соня МармеладоваСравнит. ха-р-ка: Лужин и Расколь-ников, Свид-ригайлов и Раскольни-ков. Что между ними общего? Ответы на проблемные вопросы.
Сочинение.
1.Написать интервью на тему «Знакомство с Ф.М.Достоев-ским»;
2.Придумать и защитить эскиз обложки или коллаж на тему «Петер-бург Достоев-ского»
3.Рассказ о героях и их характер-ка: Раскольников и его родные, семья Марме-ладовых,
Лужин, Свидригайлов
4.Цитатный план теории Раскольникова и анализ главы 4 ч.5.
5.Развёрн.план сочинения.
6. Написать сочинение на одну из заданных тем.
60 - 69
Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворения и поэма «Кому на Руси жить хорошо» (10 часов).
1.Жизнь и творчество. Некрасов – поэт-гражданин.
2. Тема назначения поэта и поэзии в творчестве Н.А. Некрасова. Стихотворение «Поэт и гражданин» (анализ). Становление Некрасова как поэта и общественного деятеля.
3.Стихотворения «Элегия», «Родина» и их анализ.
4. «Душа народа русского» в изображении Н.А. Некрасова (стихотворения: «В дороге», «Несжатая полоса», «Железная дорога», «Крестьянские дети» и др.).
5. Идеал революционера-борца в лирике Некрасова. Стихотворение «Памяти Добролюбова».
6. Проблематика и история создания поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Отражение в ней социальных противоречий эпохи.
7. Мастерство поэта в изображении народной жизни.
8. Народ в споре о счастье. Многообразие крестьянских типов.
9.Сатирические портреты помещиков. Проблемы счастья, долга, смысла жизни.
10. Обобщающий урок по творчеству Н.А. Некрасова. Подготовка к домашнему сочинению.
Рецептивная: чтение и восприятие стихотворного текста. Прод.творческая: выраз.чтение стихов, сочинение. Исследов. сравн.анализ стихов; характеристика героев: ЯкимНагой, Ермила Гирин, Савелий, Матрёна Тимофеевна, Гриша Добросклонов. Поисковая: самост. поиск ответов на проблемные вопросы по поэме; комментированное чтение глав поэмы и «Песен»;
Выраз.чтение стихов, их анализ. Ответы на проблемные вопросы по лирике Некрасова и его поэме.
Комментированное чтение поэмы. Характеристика героев поэмы.
Сочинение.
1. Выучить наизусть 1 из стихов и сделать его комментарий.
2.Читать и анализировать стих-я поэта по определён-ной теме творчества поэта, главы поэмы, «Песни»
3.Составить связный рассказ на тему «Судьба дворянских гнёзд»в поре-
форменную эпоху».
4. Подробный ответ на вопрос «Наш-ли ли мужики счастливого?
5.Написать сочинение.
70 - 73
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (4 часа).
1. Очерк жизни и творчества. «Я совсем не историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей». Особенности сатиры М.Е. Салтыкова – Щедрина.
2. Обзор романа «Господа Головлевы».
3 – 4. Сказки. Обличение самодурства. Произвола, обывательщины в сказках. Своеобразие сказок. Социальное и общечеловеческое в произведениях писателя. Современное звучание его произведений.
Рецептивная: чтение и восприятие текста. Репрод:осмысление сюжета произведений, выборочный пересказ эпизодов. Поисковая: самост. поиск ответов на проблемные вопросы.
Составление плана пр-ний. Выборочный пересказ отдельных эпизодов. Ответы на проблемные вопросы(осн: приёмы создания и особенности сатир.пр-ний)
1. Прочитать пр-ния, составить план 2.Выборочный пересказ сказок.
3.Письм.рабо-
та на тему «Старое, но грозное оружие» сатиры сегодня.
74 - 93
Лев Николаевич Толстой. Роман – эпопея «Война и мир» (20 часов).
1. «Страницы великой жизни». Жизненный и творческий путь Толстого. Духовные искания в годы юности. Начало творческой деятельности. Военный опыт писателя, участие в обороне Севастополя. Педагогическая деятельность Толстого. Осмысление проблемы «народ и история» в произведениях Толстого. Философские и религиозные трактаты писателя. Уход из дома и смерть.
2. «Война и мир»: проблематика, образы, жанр.
3. Эпизод «Вечер в салоне А.П. Шерер», знакомство с героями.
4. Именины у Ростовых. Лысые горы. Семьи Ростовых и Болконских.
5– 6. Изображение войны 1805 – 1807 г.г.
7. Духовно богатая внутренняя жизнь главных героев романа – Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, княжны Марьи и др.
8. Быт поместного дворянства.
9. Сложность жизненного выбора, поиски смысла жизни и итоги этих поисков.
10. Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе.
11. Изображение войны 1812 года.
12. Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир». Народ и личность – одна из главных проблем романа.
13 – 14. Партизанская война. Бегство французов из России. Последний период войны и её воздействие на героев.
15. «Мысль народная» в романе. Простой народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали. Верхушка светского общества в изображении Толстого, её лжепатриотизм и бездуховность.
16. Эпилог романа.
17. Образ Наташи Ростовой.
18. Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова.
19. «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого.
20. Обобщающий урок по роману – эпопее «Война и мир». Подготовка к домашнему сочинению по роману.
Рецептивная: чтение и полноц.
восприятие романа. Репродукт:выборочный пересказ эпизодов и глав романа; историко- литературный монтаж эпизодов, изображающих истор.события. Поисковая: самост. поиск ответов на проблемные вопросы; комментированное чтение. Исследоват
характеристика героев романа; сравнительн.анализ образов Наташи и Элен, Наташи и кн. Марьи, Кутузова и Наполеона , А.Болконского и Пьера Безухова и т.п.; анализы эпизодов по темам, анализ художеств. особенностей рома-на. Продуктивно-творческая: презентация на тему «Страницы великой жизни», письменный анализ эпизода «Поездка князя Андрея в Отрадное»(том1,ч.3гл.1-3); написание сочинения – рассуждения.
Выборочный пересказ текста романа,
краткий пересказ эпизодов, изображающих поворотные моменты в жизни главных действующих лиц.
Анализ эпизодов.
Характеристика героев, сравнительн.
характеристика героев.
Ответы на проблемные вопросы по темам.
Сочинение.
1. Презента-ция на тему «Страницы великой жизни»
2.Пересказ выборочных глав, анализ эпизодов (Шенграбенское и Аустерлицкое
сражения, смотр войск в Браунау, Тильзитский мир, Н.Ростов в госпитале, оставление Смоленска, Бородинское сражение, совет в Филях и т.п.) .
3.Характеристика героев.
4.Инд.задания: рассказ о исторических событиях, личностях.
5. Составить план одного из эпизодов романа (по выбору).
6.Подготовиться к сочинен.
7.Сочинение.
8.Подгот-ся к заключ.уроку по тв-ву Толстого, подготовить-ся к дискуссии.
94 – 101.
Антон Павлович Чехов. Рассказы, пьеса «Вишнёвый сад» (8 часов).
1.Этапы биографии и творчества А.П. Чехова. Ранние юмористические рассказы Чехова, своеобразие их тематики и стиля.
2. Маленькая трилогия. Идейно – художественное своеобразие. Рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
3 - 4. Тема гибели человеческой души под влиянием пошлого мира в поздних рассказах Чехова («Винт», «Маска», «Пересолил», «Анна на шее», «Душечка», «Тоска», «Горе», «Ионыч»). Отношение автора к своим героям.
5. «Вишнёвый сад». Основная тема пьесы – тема уходящего мира.
6. Жизненная неустроенность, разобщенность героев.
7. Разлад между желаниями и реальным их осуществлением – основа конфликта пьесы.
8. Символический смысл названия. Отношение автора к своим героям. Гуманизм Чехова.
Рецептивная: чтение и восприятие текста. Репрод: осмысление сюжета произведений, выборочный пересказ эпизодов. Поисковая: самост. поиск ответов на проблемные вопросы; харак-ка героев пьесы, сравнит. хар-ка героев рассказов и пьесы (н/р,Нади Шу-миной и Ани Раневской). Прод.творческая: выраз.чтение по ролям отрывков из рассказов, из пьесы; написание сочинения.
Тезисный план сообщения о жизни и тв-ве писателя. Устные рецензии на поставленные учениками мини-спектакли. Выраз.чтение по ролям. Ответы на проблемные вопросы(осн: приёмы создания и особенности сатир.пр-ний; в чём новаторство Чехова?). Сочинение по тв-ву Чехова.
1.Тезисный план сообщения о жизни и тв-ве 2.Инсцениров-ка 1 из ранних рассказов.
3.Коммент.чтение расска-зов «Ионыч», «Человек в футляре». 4.Составить по письмам Чехова «Замечания для господ актёров».
5.Выбор. пе-ресказ на те-му«Прошлое и настоящее Раневской и Гаева».
6. Сообщение о Лопахине. 7.Выраз.чтение по ролям эпизодов.
102.
Итоги года. Список литературы на лето.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ