Урок литературы для 3 класса на тему «ГЛУХАЯ ПОРА ЛИСТОПАДА»
МОБУ СОШ с. Наумовка
Стерлитамакского района
Республики Башкортостан
«ГЛУХАЯ ПОРА ЛИСТОПАДА»
(3 класс)
Разработала:
Учитель начальных классов
Валеева Ф.Р.
.
Тема урока: «ГЛУХАЯ ПОРА ЛИСТОПАДА»Литературное чтение (3 класс)
Цель урока: Раскрыть красоту осенней природы посредством художественных произведений.
Задачи:
организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний, полученных при изучении произведений по теме; на основе элементов анализа создать описательный образ осени; формировать умение анализировать художественное произведение, находить в тексте выразительные средства; побуждать учащихся к овладению приёмами выразительного, осознанного, беглого чтения;
создать условия для развития аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, структурирования; развивать творческое воображение; расширять словарный запас учащихся за счёт разнообразия слов; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;
способствовать формированию эстетического вкуса учащихся через чтение лучших образцов литературы; обогащать эмоциональную сферу учащихся, развивать у них эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, в природе, в жизни; воспитывать чувство уважения к товарищам.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Методы ведения урока: словесный (беседа), практический, исследовательский (элементы), самостоятельная работа, творческая работа.
Педагогические технологии: информационно-коммуникативные (мультимедийные, интерактивные), технология формирования навыков чтения (тренажёры), здоровьесберегающие, исследовательского обучения (элементы).
Оборудование:
Компьютер, проектор, интерактивная доска
Учебные материалы:
Учебник для 3 класса «В одном счастливом детстве» (авт. Р. Бунеев, Е.Бунеева), Рабочая тетрадь к учебнику «В одном счастливом детстве», репродукции картин, рисунки детей, листочки разного цвета и «дерево», выставка книг.
Ход урока
I. Организационный момент.
День погожий, день веселый,
Небо – золото и синь!
Белокаменная школа
Среди елок и осин.
Если тихо в нашей школе,
Значит, там идет урок.
- Мне приятно видеть вас. Пусть этот день принесет всем радость от общения друг с другом.
Звучит музыка П.И.Чайковского (фрагмент «Сентябрь»из «Времен года»)
Используется ЭОР (1)
(Все виды использованных в ходе урока ЭОР и ссылки указаны в таблицах 1 и 2).
Дыхательная разминка (гимнастика)
- Представим, что мы в осеннем лесу. Вспомните, как пахнет осенняя листва? (В воздухе пахнет грибами, сырыми листьями, костром…)
- вдохнём запах осеннего леса (медленный вдох носом, выдох через рот);
- в воздухе запахло грибами (вдох, задержка дыхания, выдох);
- повсюду пахнет листьями (вдох, задержка дыхания, выдох порциями).
-Как шуршат сухие листья? (тихо, слышны звуки ш)
-Попробуйте и вы также тихо прочитать следующее стихотворение:
Шумят и шумят камыши,
Шумят о прошедшем тепле.
Пожелтели, пожухли в тиши
Камышинки на жёлтом стебле.
II. Актуализация знаний
- Рассмотрите на экране репродукции картин И.И.Левитана «Золотая осень», Е.Волкова «Осень» (ЭОР 2,3). Также на доске вывешены репродукции картин А. Поленова, К. Серова.
– Когда бывает лес таким, каким его увидели художники? (Осенью)
- Мы закончили работу над произведениями 5 раздела «Глухая пора листопада…», и в гости к нам пожаловала сама героиня – Осень, ведь именно ей были посвящены стихотворения и рассказы этого раздела. Но в гости к нам пришло две осени. Угадайте, какие?
1) Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
Зажгла огней рябиновых костер.
То – щедрая красавица игриво улыбается
И охраняет всех косым дождем
(Это золотая осень).
2) А это что за девица?
Густым туманом стелется,
Поет с ветрами песни до зари.
И зябко с ней и голодно
В душе тоска и холодно
Все засыпают, угасают дни (поздняя осень).
(Вывешиваются два рисунка осени)
III. Формулировка темы, постановка целей урока
- Свет души. Снова осень…
Приутихли леса,
Затуманились дали.
Далеко - далеко слышны чьи-то шаги...
Ты войди в этот мир торжества и печали
И его красоту для меня сбереги.
- Сегодня мы приглашаем вас войти в этот мир "торжества и печали", в мир красоты осенней природы.
Презентация «Осень»
- Своей необыкновенной красотой осень воодушевляла поэтов писать стихи, композиторов - сочинять музыку, а художников - рассказывать о ней в картинах. А какой её представляете вы?
– На уроке рисования вы изобразили разную осень. Благодаря вашим рисункам в классе создалась осенняя атмосфера.
- Как вы думаете, какая сегодня тема урока?
- Верно, нам на уроке предстоит ответить на вопрос, какая она – Осень «унылая пора» или «очей очарованье»? Мы для этого вновь перелистаем страницы учебника, вспомним, какие поэты и писатели описывали осень, прочитаем любимые стихи об этом времени года. За хорошие ответы вы получите осенний листочек.
IV. Обобщение
1. Работа с учебником
- Откройте разворот книги с названием раздела (стр.78-79) Рассмотрите его. Из какого произведения взята эта цитата «Глухая пора листопада»? (Название раздела – цитата из стихотворения Б. Пастернака «Иней»)
- Как вы поняли слово цитата? (цитата – строки, взятые из авторского текста).
Глухая пора листопада.
Последних гусей косяки…
- Почему так странно называет пору листопада Б. Пастернак? (опали листья, поэтому все звуки в лесу приглушены, это может быть тишина осеннего леса).
- Какие стихотворения открывают раздел “Глухая пора листопада”? (Константин Бальмонт “Осень”, Федор Тютчев “Есть в осени первоначальной…”, Александр Сергеевич Пушкин “Осень”.)
- Можно ли сказать, что поэты в стихах рисуют один период осени? (Нет, речь идет о наступлении осени, о ранней осени, о поздней осени.)
2. Выразительное чтение стихотворений.
-У трех поэтов осень разная. И разным настроением проникнуты эти стихи. Попробуйте прочитать их, передать настроение поэтов. При чтении постарайтесь увидеть те картины, которые поэт создает словами и найти нужную интонацию. Начнем читать стихи в той последовательности, в какой осень покоряет природу.
Работа в группах
- Сейчас каждая группа потренируется выразительно прочитать стихотворение одного автора: первая группа – готовится читать стихотворение К.Д. Бальмонта, вторая - Ф.И. Тютчева, третья – А.С. Пушкина.
(Дети выполняют задание. От каждой группы выслушиваются по два «выдвинутых» ею ученика. Каждая группа отвечает на свои вопросы)
1) Какие чувства испытывал К.Бальмонт с приходом осени? Свой ответ подтвердите словами из стихотворения. (Много холода, в сердце грусть, солнце реже смеется, в цветах нет благовонья. Осень, как малое дитя скоро заплачет..)
2) Как относится к этому времени года Ф.Тютчев? (Поэту нравится осень, он очарован, “дивная пора”, “день хрустальный”, “лучезарны вечера”.). Какой увидел осень поэт? (…теперь уж пусто все; пустеет воздух, птиц не слышно боле…”)
- Прослушайте аудиозапись стихотворения Ф.И.Тютчева в исполнении Ю.Г.Григорьева (ЭОР 4). А тренажер поможет вам выучить это стихотворение наизусть.
3.) А.С. Пушкин и его «Осень». Какая она? (Он любит осень, восторгается ею: “Очей очарованье!”, это значит ласкает глаз своей красотой.)
- Известно, что Пушкин лучше всего писал осенью. Он писал своему другу Плетневу: «Это любимое мое время – здоровье мое обыкновенно крепнет, пора моих литературных трудов настает». В селе Болдино, что в Нижегородской области, по осени проходит замечательный праздник в честь поэта Пушкина. Именно в этом селе осенью он создал множество прекрасных стихов. Праздник этот так и называется “Болдинская осень”.
3. Физминутка
«Листочки»
Мы листочки осенние,
На ветках мы сидим
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели
(дети выполняют движения за учителем)
- А теперь выполним гимнастику для глаз.
Презентация. Упражнения для глаз «Листопад».
4. Обсуждение прочитанного
-У всех трех поэтов осень разная. Их стихи написаны в разное время. Что же объединяет стихи А.С.Пушкина, К.Бальмонта и Ф. Тютчева? (Любовь к родной природе, умение ее видеть и понимать, чувствовать, и передавать ее красоту в стихах.)
- При чтении стихотворений вам встретились непонятные слова, значения которых надо уточнить.
Лазурь – светло-синий цвет, синева. Так говорят о безоблачном голубом небе.
– Были ли еще какие-то незнакомые, непонятные вам слова в тексте?
-Обратите внимание на возможность работы со словарными словами с помощью ЭОР. (ЭОР 5)
5. Выразительные средства языка
- Художники используют самые разнообразные краски для своих полотен. Поэты рисуют картины осенней природы словами. Вспомните, что такое эпитеты. (Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений, отвечающие на вопрос какой?, например: красная девица, добрый молодец).
- Найдите такие слова у Пушкина, Тютчева. (Прощальная пора, лучезарные вечера, пышное увядание).
- Выполните интерактивное задание на интерактивной доске (ЭОР 6).
– А есть ли другие слова-краски, при помощи которых предметы неживой природы могут наделяться свойствами живых существ? Вспомните название этого приема. (Олицетворение)
- Найдите такие слова в стихотворении Константина Дмитриевича Бальмонта. ("Солнце смеется", "осень проснется, заплачет").
- И еще поэты используют другие волшебные слова-краски. Какой прием использовал Тютчев в строке "Весь день стоит как бы хрустальный"? (Сравнение).
- Как вы понимаете смысл этого выражения? (Дни стоят безоблачные, прозрачные, чистые).
6. «Встреча с К. Паустовским»
-Только ли стихами можно описывать природу? (Нет. Описывать природу можно и прозой.)
- И сегодня мы вновь встречаемся с писателем, писавшим о природе. Рассмотрите на экране портрет писателя К.Паустовского (ЭОР 7).
- Откройте рассказ К. Паустовского “Мой дом”, где он рассказывает о своем доме в период осени (стр. 83–85). Расскажите, как выглядел дом писателя? (ученик у доски пересказывает отрывок.) Почему писатель испытывает счастье? (он отдыхает, согревается душой, читает, общается с природой).
-И вновь встреча с К.Паустовским, его словом, его удивительной любовью к жизни. Будем читать рассказ “Прощание с летом”. (Дети читают цепочкой отрывок о поздней осени и первом снеге.)
- О каком периоде осени пишет он в этом рассказе? (О поздней осени.)
- Обратите внимание на удивительную меткость слов, подобранных автором. Этому умению мы учимся у мастеров слова.
- Мы прочитали несколько произведений К. Паустовского в разных разделах, что объединяет их? ( Он писал о взаимоотношениях человека и природы с мягким юмором, по доброму ).
7. Работа в парах.
- Выполните интерактивное задание «Найди и вставь авторское слово». Вы должны уметь помогать своему товарищу: один ищет подходящее слово в рассказе, а другой вставляет его на интерактивной доске (ЭОР 8).
8. Индивидуальная самостоятельная работа. Работа в тетради
Заполнение таблицы (См. Приложение 1)
9. Презентация «Интерактивный кроссворд»
- Вспомните фамилии поэтов, художников, композиторов, о чьих произведениях шла сегодня речь. Если вы правильно подберете и впишете их фамилии в сетку кроссворда, то в выделенных клетках откроется слово, называющее время года, которому посвящены все эти произведения.
V. Подведение итогов урока.
- Мы с вами в конце урока можем ответить на вопрос «Какая бывает осень?» (Осень бывает разная, но каждый период осени красив по-своему и приносит нам радость и очарование).
-Увидеть и рассмотреть осень, услышать ее звуки и уловить запахи, насладиться разнообразием ее красок, помогает нам живопись, музыка, литература и прежде всего – поэзия. Поэт волшебник слова, художник слова. Он способен рассказать о чувствах, о настроении, поведать о мечтах и разбудить душу человека. Художественное слово поэтов поможет нам написать сочинение про осень, позволит украсить его цитатами из стихов.
VI. Домашнее задание
1. На страничку “Осень” (в рабочей тетради) выпиши цитаты - понравившиеся слова, выражения, с помощью которых писатели и поэты рисуют осень, осеннюю природу.
- Посмотрите на экране образец работы с цитатами «Ожившие строки» (ЭОР 9).
2. Выскажите свое отношение к осени в сочинении “Разная осень”, “Моя осень”, свои впечатления доверьте листу бумаги (создание мотивации ожидания следующего урока).
VII. Работа с выставкой книг
– Мы сегодня вспомнили очень много произведений об осени. Но так много ещё не прочитано. Посмотрите на выставку книг – в них вы можете найти замечательные стихи и рассказы об этом времени года. Если вы хотите узнать, кто такие листопаднички, обязательно прочитайте книгу В. Бианки «Лесные пришествия» Там же вы узнаете, как в народе называют сентябрь. А предсказать погоду осенью можно, прочитав книгу «Осенние приметы». Прочитав книгу Николая Сладкова «Лесные сказки», вы узнаете, как звери к зиме готовятся. Из рассказа Геннадия Скребицкого «Четыре художника» вы узнаете, почему осень сосны и ели не раскрасила. На следующих уроках вы сможете рассказать об этом.
VIII. Оценка. Рефлексия.
Все вы потрудились сегодня хорошо, Осень принесла вам свои последние подарки – вы в течении урока получили осенние листочки, пусть они напоминают вам об этом прекрасном времени года в холодные зимние дни.
– Посмотрите, сколько осенних листиков вы набрали за урок. У кого их 5, 4, 3? Обратите внимание, что они разного цвета. Давайте нарядим наше осеннее дерево настроения. Если вам понравилось выполнять предложенные задания, и вы с ними справились, прикрепите красный листок. Если не всё получилось – жёлтый. А если совсем не понравилось и было трудно – коричневый.
Кружатся, кружатся листья-
В классе у нас листопад:
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
СТРУКТУРА УРОКА С ИСПОЛЬЗВАНИЕМ ЭОР
Таблица 1.
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
2
3
5
6
7
1
Организационный момент
Эмоциональный настрой
Произведения
П.Чайковского
(Осень)
(1)
Организует начало урока, опираясь на личный опыт учащихся, создает эмоциональный настрой на урок
Настраиваются на урок
Прослушивают музыкальный отрывок
2
2
Актуализация знаний
Русское изобразительное искусство XX века
(2), (3)
Проводит вступительную беседу по репродукциям И.Левитана «Золотая осень», Е. Волкова «Осень» и высказываниям писателей об осени, загадки об осени
Рассматривают иллюстрации, Отгадывают загадки, читают и обсуждают высказывания писателей об осени
3
3
Формулировка темы, постановка целей урока
Презентация
«Осень»
Подводит детей к постановке цели урока (обобщение знаний по разделу)
Формулируют тему урока
1
4.1
Обобщение знаний
Работа с учебником
Беседа по с. 78-79 книги с названием раздела
Рассматривают иллюстрации, выразительно читают стихотворение Б.Пастернака «Иней», обсуждают почему раздел носит такое название
2
4.2
Выразительное чтение стихотворений.
Работа в группах
Тренажер для заучивания стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной» (Сцена 3)
(4)
Предлагает прочитать стихи в той последова-тельности, в какой осень покоряет природу
Предварительно предлагает прослушать аудиозапись чтения ст-ия Ф.Тютчева Ю.Г.Григорьевым
Прослушивают аудиозапись, читают стихи К. Бальмонта «Осень», Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной», А.С. Пушкина «Осень», учат стих. наизусть с помощью тренажера
10
4.3
Физминутка
Презентация
Упражнения для глаз «Листопад»
Организует динамическую паузу, гимнастику для глаз
Выполняют упражнения для снятия утомления
2
4.4
Обсуждение прочитанного
«Осенняя страничка»
(5)
Организует «диалог с автором»
Обращает внимание уч-ся на возможность работы со словариком с помощью ЭОР
Отвечают на вопросы учителя, ведут «диалог» с автором», объясняют «осенние» слова с опорой на словарик
3
4.5
Выразительные средства языка
Что такое эпитет?
(6)
Предлагает вспомнить что такое эпитет и найти их в интерактивном задании
Дети отвечают на вопрос, опираясь на ЭОР, находят и выделяют эпитеты в произведении
3
4.6
«Встреча с К.Паустовским»
Дополнительный материал к уроку
(7)
Во время краткого рассказа о К.Паустовском предлагает рассмотреть его портрет
Рассматривают портрет, вспоминают содержание произведения
3
4.7
Работа в парах
Найди авторское слово.
(8)
Организует работу по выполнению интерактивного задания - нахождению авторского слова
Находят и вставляют подходящие слова
4
4.8
Индивидуальная самостоятельная работа.
Работа с тетрадью
Организует самостоятельную индивидуальную работу учащихся в тетради
Заполняют таблицу в рабочей тетради
«Глухая пора листопада»
4
4.9
Заполнение кроссворда
Презентация
«Интерактивный кроссворд»
Предлагает вспомнить фамилии поэтов, художников, композиторов, о чьих произведениях шла речь на уроке
Подбирают и вписывают фамилии в сетку кроссворда
5
Подведение итога урока
Организует деятельность по обобщению
Отвечают на вопросы, выдвигают и обосновывают свои мнения, приходят к общему выводу, что осень бывает разная, но в ней всегда присутствует очарование, которое выражают русские поэты и писатели
2
6
Домашнее задание
«Ожившие строки»
Иллюстративный материал к уроку
(9)
Готовит детей к написанию творческой работы «Разная осень»
Готовятся высказывать свое отношение к осени в сочинении с использованием цитат
2
7
Работа с выставкой книг
Предлагает рассмотреть выставку, мотивирует на прочтение книг о природе
Выбирают книгу для прочтения и последующего пересказа и обсуждения
2
8
Оценка. Рефлексия
Оценивает, объясняет, как на данном уроке выполнить самооценку
Проводят рефлексию
2
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Произведения А.Вивальди
Информационный тип
модуль
http://www.fcior.edu.ru/card/12517/proizvedeniya-antonio-vivaldi-test.html
2
Русское изобраз. искусство ХХ века
(сцена2)
Информационный тип
Модуль
Репродукция картины
И.И. Левитана «Золотая осень»
3
Русское изобразительное искусство ХХ века
Информационный тип
Модуль
Репродукция картины
Е. Волкова «Осень»
http://www.fcior.edu.ru/card/14259/russkoe-izobrazitelnoe-iskusstvo-pervoy-poloviny-xx-veka.html
4
Тренажер для заучивания стихотворения (Сцена 3)
Информационный тип
Модуль
Аудиозапись чтения стихотворения Ю.Григорьевым
5
Осенняя страничка
Информационный тип
Словарик к разделу
(карточка ресурса)
6
Выразительные ср-ва языка. Что такое эпитет?
Практический тип
Материал для закрепления
(карточка ресурса)
7
Дополнительный материал к уроку
Информационный тип
Иллюстрация
Портрет К.Г. Паустовского
8
Найди авторское слово
Практический тип
Авторское
слово в произведении (карточка ресурса)
9
Ожившие строки
Практический тип
Илл. материал к уроку
(Подбери строки из знакомых произведений)
Карточка ресурса
ПРИЛОЖЕНИЕ
Самостоятельная работа по разделу «Глухая пора листопада».
Задание 1. Что такое цитата? ______________________________
Задание 2. Кто автор цитаты – названия раздела? _______________
__________________________________________________________
Задание 3. Соедини стрелкой имя автора, строчку из стихотворения.
Ф. Тютчев
«Унылая пора! Очей очарованье…»
А. Пушкин
«Есть в осени первоначальной…»
К. Бальмонт
«Поспевает брусника…»
Задание 4. Объясните слова и выражения:
Вцепиться мертвой хваткой ______________________________________
Праздная борозда ________________________________________________
Серп ___________________________________________________________
Задание 5. Кто написал следующие письма из леса:
«Бегать по лесу устала,
Кто – в берлогу,
Кто – в нору,
Я же прячусь
Под кору». _____________________________________
«Есть орехи и грибы» ____________________________
«… И решило все собранье
Передать вам:
«До свиданья!» _________________________________
Задание 6. Допиши название произведения и его автора:
«Мой … _________________________________________
«Четыре … _______________________________________
«Перед … ______________________________________
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ