Урок литературы для 5 класса на тему "Лирика"


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением

отдельных предметов ГО ЗАТО г. Фокино»

Приморский край











Проверочная работа по литературе в 5 классе по УМК А.Г. Кутузова



Лирика

















Автор:

учитель русского языка и литературы

Балакирева Татьяна Анатольевна










2011 г.





Стихи отличаются от прозы:

а) сюжетом,

б) ритмом,

в) рифмой.

2. В лирических произведениях обязательно:

а) даётся занимательный сюжет,

б) много героев,

в) выражаются чувства, переживания автора в единстве с мыслью.

3. Следующие поэтические строки относятся к видам лирики (записать словами):

а) Сыплет черёмуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

б) Не позволяй душе лениться!

Чтоб воду в ступе не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.

в) Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждёшь меня.

4. Запишите словом название метра, в котором первый слог в стопе безударный, а второй – ударный:

5. Не относится к лирическим произведениям:

а) стихотворение,

б) рассказ,

в) песня.

6. «Заря алая подымается.

Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми,

Как красавица, глядя в зеркальце,

В небо чистое смотрит, улыбается» -

В этом отрывке есть:

а) гипербола,

б) олицетворение,

в) сравнение.

7. Метафорический эпитет можно отметить в выражении:

а) хрустальная ваза,

б) хрустальная сосулька,

в) золотая осень.

8. Авторы этих строк (напишите фамилии):

а) Знать вчера недаром кошка

Умывала нос…

б) Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

в) Из душистой келейки медовой

Вылетела первая пчёлка.


9. В строках из стихотворения С. Есенина «Берёза»

И горят снежинки

В золотом огне.

Используется:

а) метафора,

б) олицетворение.

в) эпитет.

10. Определите размер, составьте схему и запишите словами.

а) Я пришёл к тебе с приветом…

б) Будем как солнце! Забудем о том,

Кто нас ведёт по пути золотому…

11. Прочитайте внимательно четверостишие. Восстановите по ритму авторский порядок слов

а) в первой строчке:

Воздух пустеет, не слышно боле птиц,

Но далеко ещё до первых зимних бурь –

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле.

б) в последней строчке:

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Блещут и бегут и гласят…

12. Пробовали ли вы писать стихи? А вдруг у вас талант? Попробуйте, вдруг получится?

Или напишите отзыв на одно из понравившихся вам стихотворений.



Ключи.

1 - б, в; 2 – в; 3 – а) пейзажная, б) философская, в) любовная, дружеская; 4 – ямб; 5 – б; 6 – б, в; 7 – б, в; 8 – а) Фет, б) Лермонтов, в) Пушкин; 9 – а; 10 – а) четырёхстопный хорей, б) трёхсложный метр с ударением на первом слоге – дактиль; 11 – а) Пустеет воздух, птиц не слышно боле, б) Бегут и блещут и гласят.


Использованная литература:

Литература. 5 класс: поурочные планы по программе А.Г. Кутузова/ сост. Л.М. Серёгина.- Волгоград: Учитель, 2006

В мире литературы. 5 кл.: Учеб. Хрестоматия для общеобразоват. учеб. заведений/ Авт.-сост. А.Г. Кутузов и др.- М.: Дрофа, 1995

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ