Внеклассное мероприятие: «Доктор занимательных наук»

Автор: Львова Ирина Витальевна, МОУ СОШ №38, г. Сургут , учитель математики .

Внеклассное мероприятие: «Доктор занимательных наук»

Кто многое с собой несет,

тот многим что-нибудь приносит.

Гете.

Цель: - повышение мотивации к учению;

-развитие любознательности.

Задачи: - познакомиться с биографией выдающегося ученого;

- познакомиться с книгами Я.И. Перельмана;

-учиться «обычное делать странным».

1 ведущий. Там, где воды рек Белой и Супрасли, сливаясь , впадают в Нарев, раскинулся Белосток, бывший уездный город Гродненской губернии, основанный, по преданию, в 1302 году литовским князем Гедимином, он имеет славную историю. К началу 19 века Белосток стал крупным центром текстильной промышленности. Одних лишь суконных фабрик в нем было 188. На окраинах дымили трубы кожевенных, литейных., красковаренных заводов. В Белостоке пересекались железнодорожные линии Брест-Литовск – Граево; Барановичи – Варшава и Вильна.

2 ведущий. В этом городе 22 ноября 1882 года в семье Исидора Перельмана , счетовода одной из суконных фабрик, родился второй сын яков. Отец Якова скончался рано. Но несмотря на недостаток материальных средств, мать решила дать детям хорошее воспитание. В восемь лет яков пошел в школу, а в 1895 году поступил в реальное училище. Училище славилось своими отменными учителями. На уроках обсуждались очень интересные вопросы. Например, учитель однажды принес в класс говорящего скворца.

Инсценировка. Учитель. Скажите, а почему только некоторые птицы способны подражать человеческому голосу?

Яков. Дело в том, что попугаи, скворцы и некоторые другие птицы обладают особой слуховой памятью.

1 ведущий. На другом уроке учитель рассказывал о насекомых и тогда яков опять поднял руку.

Яков. Я расскажу про осу, она является держателем особого рекорда, ее жало , вероятно самая тонкая и острая вещь в природе. Поэтому в момент, когда она прокалывает жалом кожу своей жертвы, развивается колоссальное давление в 300 тысяч атмосфер.

Учитель. Верно. А откуда ты обо всем этом узнал?

Яков. Об осах я прочитал в книге Жана Фабра «Жизнь насекомых», а подсчеты сделал сам.

2 ведущий. Любимыми предметами Якова были математика и физика. Однажды урок математики проходил на улице и учитель попросил учеников измерить высоту уличного фонаря.

Ученик. Это можно сделать очень просто. Надо взять лестницу и рулетку, а затем измерить.

Учитель. Браво. Стало быть и к луне будем приставлять стремянку? Высоту и удаленность любого предмета можно измерить при помощи двух картонных прямоугольников и спички.

1 ведущий. Подобных задач вы немало найдете в книгах Якова Исидоровича Перельмана «Занимательная математика», «Живая математика», «Занимательная алгебра» и многих других.

2 ведущий. Однажды учитель привел класс на Николаевскую улицу, к аптеке провизора Курицкого и остановил группу у витрины.

Учитель. Несколько лет тому назад эта аптека выгорела дотла. Как вы думаете почему это произошло?

Ученик. Наверное, он не почистил дымоход.

Учитель. Возможно, но учтите. Что пожар возник в июле, в знойный день, когда печи, естественно, не топились. Посмотрите внимательно на витрину. Определите, на какую сторону света она выходит, тогда и найдете ответ. Перельман, попробуй объяснить.

Яков. Ясно. Витрина выходит строго на юг. В ней выставлены стеклянные шары, наполненные разноцветными жидкостями. Один из шаров мог сыграть роль линзы, сосредоточившей солнечные лучи позади, на занавеске. Так вполне мог возникнуть пожар.

1 ведущий.Первая научная статья Перельмана была напечатана в 1899 году в газете «Гродненские губернские ведомости». Его первый гонорар составил 7 рублей 31 копейку серебром.

2 ведущий. В 1901 году Яков окончил Белостоцкое училище, получив в свидетельстве пятерки по 11 из 12 предметов. В том же году он поступил в лесной институт и окончил его в 1907 году. Будучи студентом, он написал много статей: «Насекомые в янтаре», «Почему птицы летят правильным строем», 50000 за доказательство теоремы», «Красота в природе» и другие.

1 ведущий. Первая книга Перельмана «Сто сорок парадоксов, задач, замысловатых вопросов и прочее» увидела свет в 1913 году. Все книги, написанные Перельманом, ожидало долголетие, потому, что в них ученый рассматривал научные вопросы, сформулированные в занимательной форме.

2 ведущий. Почему облака, состоящие из капелек влаги, не падают на землю? Будет ли действовать сифон в пустоте? Почему водопроводные краны делают отвинчивающимися, а самоварные отворотными? Как написать число 100 шестью девятками? Как размерить 10 ведер жидкости на две равные половины по 5 ведер, имея бочонки по 3 и 7 ведер?

1 ведущий. Чтобы представить привычное крупным планом,

нужно уметь обычное сделать странным.

2 ведущий.А знаете ли вы, что энергии стакана кипятка хватит на то, чтобы поднять легковой автомобиль на высоту многоэтажного дома. Та же самая энергия заключена в залпе из 20 винтовок.

1 ведущий. Обмотай те гвоздь туго бумажной полоской, она ни за что не загорится.

2 ведущий. Сегодня мы предложим вам ряд вопросов. А вы попробуйте на них ответить. Удачи!

Задачи для викторины.

  1. Бригада из 6 плотников и столяра взялась выполнить одну работу. Каждый плотник заработал по 20р., а столяр же на 3р. больше, чем заработал в среднем каждыйиз 7 членов бригады. Сколько же заработал столяр?

Ребята решат задачу так: Пусть столяр заработал х рублей. Тогда средняя зарплата 7 членов бригады равна ( х + 6*20):7 р., что на 3р. меньше зарплаты столяра. Составить уравнение: х - ( х + 6*20):7=3.

Арифметическое решение: предположим, что столяр решил разделить деньги поровну между всеми членами бригады. Для этого нужно разделить 3 рубля на шестерых плотников, дав каждому по 0,5 р. В этом случае все члены бригады будут иметь по 20,5 р. Значит, столяр заработал 20,5 + 3= 23,5р.

  1. Перед вами картина Н.П. Богданова-Бельского «Трудная задача (находится в Третьяковской галерее). Крестьянские ребятишки, изображенные на полотне, стоят у школьной доски, на которой выведено мелом: 102+112+122 +132+142 ?

365

Задача нелегкая только для тех, кто не знает, что 102+112+122 = 132+142. Ответ: 2.

  1. Алгебраическая комедия. Юмор подобных математических представлений кроется в том, что ошибка - довольно элементарная - несколько замаскирована и не сразу бросается в глаза. Докажем, что 2=3.

Первое неоспоримое равенство 4 – 10=9 - 5

Прибавим к каждой части равенства 6 1/46

4 – 10 – 6 1/4 = 9 – 15 – 6 ¼.

Дальнейший ход комедии состоит в преобразованиях:

22 – 2*2*5/2 + (5/2)2 = 32 – 2*3*5/2 + (5/2)2

(2 – 5/2)2= (3 – 5/2)2.

Извлекая из обеих частей равенства квадратный корень, получаем: 2 – 5/2 = 3 – 5/2.

Прибавляя по 5/2 к обеим частям, приходим к нелепому равенству: 2 = 3.

В чем кроется ошибка?

1 ведущий. В итоге хочется сказать, что мир, окружающий нас удивителен и полон загадок. Чтобы представить привычное

Крупным планом

Нужно уметь обычное

Сделать странным.

























Литература.

Г.И. Мишкевич «Доктор занимательных наук» , изд. «Знание», М., 1986год.

















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ