Урок Литературы "Русская поэзия второй половины 19 века" 10 класс

Класс: 10

Тема: «Русская поэзия второй половины 19 века»

Список произведений:

  1. Ф.Тютчев «Silentium», «Не то, что мните вы…», «Ещё земли печален вид..», «К.Б.» <Я встретил вас и всё былое..>, «Чему бы жизнь нас не учила..»;

  2. А.Фет «Поэтам», «Ещё весны душистой нега..», «Сияла ночь..», «Шёпот, робкое дыханье..», «На железной дороге»;

  3. Н.Некрасов поэма «Кому на Руси жить хорошо».


1. Ф.Тютчев. Очерк жизни и творчества. Поэт-философ и певец родной природы. Раздумья о жизни, человеке и мироздании. Тема родины. («Silentium», «Не то, что мните вы…», «Ещё земли печален вид..»). Любовь как «поединок роковой». («К.Б.» <Я встретил вас и всё былое..>, «Чему бы жизнь нас не учила..»).

Составьте тезисный план статьи.

В середине 50-х годов 19 века в некрасовском «Современнике» было опубликовано свыше ста стихотворений Фёдора Ивановича Тютчева. Его первые произведения, напечатанные в альманахах и журналах 20-30-х годов 19 века, в том числе и в «Современнике», издававшемся Пушкиным, остались не оценёнными широкой публикой.

Литературная слава пришла к Тютчеву на шестом десятке лет его жизни. В одной из своих статей Некрасов назвал Тютчева «первостепенным поэтическим талантом», а Добролюбов охарактеризовал его как поэта, которому «доступны… и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни».

Литературное наследие Тютчева невелико по объёму, но Фет в надписи на сборнике стихов Тютчева справедливо сказал:

Муза, правду соблюдая,

Глядит, и на весах у ней

Вот эта книжка небольшая

Томов премногих тяжелей.

Ф.И.Тютчев – один из крупнейших русских поэтов-лириков, поэт-мыслитель. Его лучшие стихотворения и сейчас волнуют читателя художественной зоркостью поэта, глубиной и силой мысли.

На всём творчестве Тютчева лежит печать сложности, мучительных раздумий и противоречивой общественной жизни, участником и вдумчивым наблюдателем которой был поэт. Называя себя «обломком старых поколений», Тютчев писал:

Как грустно полусонной тенью,

С изнеможением в кости,

Навстречу солнцу и движенью

За новым племенем брести.

Человека Тютчев называет «беспомощным», «ничтожной пылью», «мыслящим тростником». Судьба и стихии властвуют, по его мнению, над жизнью человека, «злака земного», «сироты бездомного», участь человека подобна льдине, тающей на солнце и уплывающей «во всеобъемлющее море» - в «бездну роковую».

И в то же время Тютчев славит борьбу, мужество, бесстрашие человека, бессмертие человеческого подвига:

Мужайтесь, боритесь, о храбрые други,

Как бой ни жесток, ни упорна борьба!

Над вами безмолвные звёздные круги,

Под вами немые, глухие гроба.

Пускай олимпийцы завистливым оком

Глядят на борьбу непреклонных сердец.

Кто, ратуя, пал, побеждённый лишь роком,

Тот вырвал из рук их победный венец.

Печать раздвоенности лежит и на любовной лирике Тютчева. С одной стороны, любовь и её «очарованье» - это «чудесный плен», «чистый огонь», «союз души с душой родной»; с другой стороны, любовь представляется ему «буйной слепотой», «борьбой неравной двух сердец», «поединком роковым», в котором

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей.

Одно из самых замечательных явлений русской поэзии – стихи Тютчева о пленительной русской природе. Природа в его стихах всегда одухотворена, мыслит, чувствует, говорит:

Не то, что мните вы, природа –

Не слепок, не бездумный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

«Душу», жизнь природы поэт стремится понять и запечатлеть во всех её проявлениях. С удивительной художественной наблюдательностью и любовью, очеловечивая жизнь природы, Тютчев создал незабываемые поэтические картины «осени первоначальной», весенней грозы, летнего вечера, ночного моря, утра в горах. Прекрасным образцом такого глубокого, проникновенного изображения мира природы может явиться описание летней бури.

Всё в природе представляется поэту живым, полным глубокого значения, всё говорит с ним «понятным сердцу языком».

Образами природы он выражает свои сокровенные мысли и чувства, сомнения и мучительные вопросы:

Невозмутимый строй во всём,

Созвучье полное в природе, -

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею сознаём.

Откуда, как разлад возник?

И отчего же в общем хоре

Душа не то поёт, что море,

И ропщет мыслящий тростник?

«Верный сын» природы, как себя называл Тютчев, он восклицает:

Нет, моего к тебе пристрастья

Я скрыть не в силах, мать-земля!

В «цветущем мире природы» поэт видел не только «переизбыток жизни», но и «ущерб», «изнеможенье», «улыбку увяданья», «стихийный раздор». Таким образом, и пейзажная лирика Тютчева выражает самые противоречивые чувства и раздумья поэта.


2. Художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха поэта.

т/л художественное своеобразие и ритмическое богатство стиха поэта.

Поэзия Ф. Тютчева поэзия мысли, философская поэзия, поэзия космического сознания. Важнейшая тема для Тютчева хаос, заключенный в мироздании, это непостижимая тайна, которую природа скрывает от человека. Тютчев воспринимал мир как древний хаос, как первозданную стихию. А все видимое, сущее лишь временное порождение этого хаоса. С этим связано обращение поэта к ночной тьме. Именно ночью, когда человек остается один на один перед вечным миром, он остро чувствует себя на краю бездны и особенно напряженно переживает трагедию своего существования. Поэт использует прием аллитерации:

Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души...

О чем ты воешь, ветр ночной?

О чем так сетуешь бездумно?

«Silentium» - философское стихотворение. Лирический герой предстает в нем как мыслитель. Основная идея бесконечное одиночество человека. Перед всемогуществом природы человек оказывается бессилен. Исходя из этого, Тютчев приходит к мысли о недостаточности всякого человеческого знания. Отсюда вытекает трагическая коллизия невозможность человека выразить свою душу, передать свои мысли другому. Стихотворение строится как своего рода советы, обращение к читателю, к ты. Первая строфа начинается советом «молчи» и завершается тем же. Под ты понимается и я:

Как сердцу высказать себя,

Другому как понять тебя.

Поэт делает вывод о том, что человеческое слово бессильно «Мысль изреченная есть ложь». Завершается стихотворение призывом жить в мире собственной души:

Лишь жить в себе самом умей

Есть целый мир в душе твоей...

Природа основная тема творчества Тютчева. Идея одушевленности природы, вера в ее таинственную жизнь воплощаются поэтом в стремлении изобразить природу как некое одушевленное целое. Она предстает в его лирике в борьбе противоборствующих сил, в беспрерывной смене дня и ночи. Это не столько пейзаж, это космос. Основной прием, используемый поэтом, олицетворение. Стихотворение «Весенние воды» - это поэтическое описание пробуждения природы. Природа (ручьи) одушевляется, обретая голос:

Они гласят во все концы

Весна идет, весна идет!

В стихотворении передается молодое, веселое чувство весны, обновления. Тютчева особенно привлекали переходные, промежуточные моменты жизни природы. В стихотворении «Осенний вечер» картина вечерних сумерек, в стихотворении «Люблю грозу в начале мая…» - весенний первый гром.

Самобытна и любовная лирика Тютчева. «О, как убийственно мы любим...». Стихотворение денисьевского цикла. Тютчев винит себя в страданиях, причиненных Елене Денисьевой двусмысленным ее положением в обществе. Любовь звучит то, как союз души с душой родной, то, как тревога, то, как горестное признание. Любовь не может быть абсолютно счастливой. Одно сердце торжествует, другое, более слабое, погибает.

Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была.

Но без любви, без внутренней борьбы нет человеческой жизни.

Прочитайте стихотворение Ф.Тютчева «Здесь, где так вяло свод небесный…» и определите, какие художественные приёмы в нём использовал автор:

Здесь, где так вяло свод небесный

На землю тощую глядит, -

Здесь, погрузившись в сон железный,

Усталая природа спит…

Лишь кой-где бледные берёзы,

Кустарник мелкий, мох седой,

Как лихорадочные грёзы,

Смущают мертвенный покой.


3. РР Чтение наизусть и самостоятельный анализ стихотворений Ф.Тютчева.

План анализа лирического произведения:

1.Творческая история

2.Тема и жанр

3.Центральный образ или система образов

4.Особенности поэтической речи

5.Образные средства

6.Композиция

7.Идейное содержание

8.Эстетическое содержание, вызванное стихотворением.


4. А.Фет. Точность в передаче человеческого восприятия картин родной природы, оттенков чувств и душевных движений человека. Фет и теория «чистого искусства». Волшебство ритмов, звучаний и мелодий.

т/л теория «чистого искусства»

Составьте тезисный план статьи «Жизненный путь Фета».

Афанасий Афанасьевич Фет-Шеншин прожил долгую жизнь. Как мы видим, в хронологических рамках его жизни проходит всё развитие классической литературы 19 века.

Жизнь Фета-студента, офицера, помещика, камергера двора его Императорского Величества протекала на виду у всех. Тем не менее, некоторые основные моменты были окутаны покровом густой, почти непроницаемой тайны, до конца не раскрытой и сейчас и окрасившей её в глубоко трагические тона.

Фет родился 10 ноября 1820 года в семье богатого и просвещённого (приверженца идей Руссо) орловского помещика Афанасия Неофитовича Шеншина и его жены, урождённой Шарлоты Беккер, с которой он встретился в Германии и привёз с собой на Родину. И вдруг над головой четырнадцатилетнего отрока грянул неожиданный гром: крещение его сыном Шеншина было объявлено незаконным. В немецкий пансион, находившийся в одном из городов Прибалтики и считавшимся образцовым учебным заведением, куда он при некотором участии Жуковского был незадолго до того времени помещён, пришло на его имя письмо от отца со странной надписью – не Шеншину, как всегда, а Фету. В письме сообщалось, без указания причин, что отныне так он и должен впредь именоваться. Первое, что последовало, были злые догадки и издёвки товарищей. А вскоре Фет ощутил тягчайшие последствия, связанные с новой фамилией. Это было утратой всего, чем он неотъемливо обладал, - дворянское звание, положенного в обществе, имущественных прав, даже национальности, русского гражданства. Старинный потомственный дворянин, богатый наследник внезапно превратился в «человека без имени» - безвестного иностранца весьма тёмного и сомнительного происхождения. И Фет воспринял это как мучительнейший позор, набрасывающий тень не только на него, но и на горячо любимую им мать, как величайшую катастрофу, «изуродовавшую» его жизнь. Вернуть то, что было им так непоправимо утрачено, вернуть всеми средствами, если нужно, все, принося в жертву, стало своего рода навязчивой идеей, определившей весь его жизненный путь. Оказывало это влияние, и порой роковое, и на литературную судьбу.

Древние говорили – поэтами рождаются. И Фет, действительно, родился поэтом. Художественная одарённость составила суть его души. Уже с детства он был «жаден до стихов»; испытывал ни с чем не сравнимое наслаждение, «повторяя сладостные стихи» автора «Кавказского пленника» и «Бахчисарайского фонтана». В немецком пансионе он начал писать стихи.

Свои стихи он продолжал слагать с всё большим рвением и в пансионе историка, писателя, журналиста, близкого Пушкину и Гоголю, профессора Погодина, в который поступил для подготовки в Московский университет.

Этому способствовала и дружба с Апполоном Григорьевым – его сверстником, будущим поэтом, своеобразным и выдающимся критиком. Оба друга «упивались поэзией». В доме Григорьевых, который Фет называл «истинной колыбелью» своего «умственного я», собирался кружок студентов, куда входили: будущий поэт Я.Полонский, будущий историк С.Соловьёв.

Первое благословение на серьёзную литературную деятельность Фет получил от Гоголя, к которому через Погодина передал образцы своего творчества. Известный писатель советовал продолжить: «Это несомненное дарование».

Юный поэт решил издать свои стихи отдельным сборником, заняв 300 рублей ассигнациями у гувернантки своих сестёр: молодые люди были влюблены друг в друга, мечтали пожениться и наивно надеялись на то, что издание не только быстро раскупится, но и принесёт автору литературную славу, которая обеспечит их «независимую будущность». В 1840 году сборник вышел в свет под названием «Лирический пантеон». На стихах из этого сборника оказалось влияние Жуковского, Батюшкова, Пушкина, Лермонтова, Бенедиктова. Белинский заметил стихи Фета: «…из живущих в Москве поэтов всех даровитее г-н Фет», среди его стихотворений «встречаются истинно поэтические». Отзывы критика были путёвкой в литературу. Усиленно печатается.

Несомненно, радость творчества и литературный успех во многом целили его «болящий дух», но укротить владеющую им «бунтующую» идею-страсть они не могли. А.Григорьев в одном из своих автобиографических рассказов живо повествует о тех тяжёлых душевных муках, которые терзали в эту пору Фета и от которых он, боясь, что Фет покончит с собой, с величайшим трудом спасал его, нередко проводя целые ночи у его постели.

И вот, во имя поставленной цели, поэт круто ломает свой жизненный путь – в 1845 году покидает Москву и ту высоко интеллектуальную атмосферу, которая сложилась в кружке Григорьева. Вскоре по окончании университета поступает нижним чином в один из провинциальных полков, расквартированных на далёкой южной окраине (Херсонская губерния). Сам Фет дал впоследствии точное объяснение этому. На военной службе скорее, чем на какой-либо иной другой, он может начать осуществление своей цели – дослужиться до потомственного дворянина и тем самым, хотя бы частично вернуть утраченное гражданство. Однако покупалось это дорогой ценой. В своих воспоминаниях он расскажет, в каких тяжёлых условиях – полной оторванности от привычной среды, литературной жизни, новых книг и журналов и к тому же, в каком материальном «стеснении», порой граничившем с нищетой, он теперь оказался.

Он продолжал писать стихи, но его литературная деятельность ослабела. Но во имя поставленной цели Фет терпит эти условия 8 лет.

В этой безотрадной жизни вспыхнул, было, яркий луч: произошло одно из самых радостных и самых трагических событий. В херсонской глуши Фет познакомился с богатым местным помещиком А.Ф.Бржевским, человеком образованным, даже печатавшим стихи. Через него Афанасий Афанасьевич познакомился с дочерью бедного окрестного дворянина, двадцатилетней Марией Лазич (в письмах Елена Ларина). Эту фамилию он придумал ей не случайно. Как и пушкинская Татьяна, Мария была исключением в той среде, к которой принадлежала, - натурой незаурядной, талантливой музыкантшей, заслужившей похвалу самого Листа, страстной любительницей поэзии. Само сближение с Фетом произошло на почве увлечения творчеством Жорж Санд.

Молодые люди были глубоко счастливы тем, что повстречали друг друга. Фет откровенно признаётся ей во всём, что мучило и терзало его. «Я ждал женщины, которая поймёт меня, и дождался её», - писал он другу Борисову. Пол свидетельствам близко знавших поэта современников, он пользовался большим успехом у женщин и всегда был в кого-то влюблён, но любовь к Лазич действительно оказалась наиболее сильным и глубоким его чувством. Сближение с Маорией подсказало одно из самых благоуханных созданий мировой лирики – стихотворение «Шёпот, робкое дыханье…».

Но Лазич бедна. Мария знала, что Фет не женится на ней, но умоляла не прерывать отношений. Всё же Фет идёт на разрыв. А вскоре Лазич умерла ужасной смертью, тайна которой, как и обстоятельства рождения Фета, так до конца и не раскрыта. Официальная версия: загорелось платье от случайно обронённой спички, но есть основания думать, что это было сделано намеренно. Охваченная пламенем, она воскликнула: «Ради Бога, спасите письма». Её спасти не удалось, в страшных мучениях через 4 дня она скончалась. Последние её слова: «Он не виноват, а я».

До дворянства Фет не дослужился, богатую невесту не нашёл, но обстоятельства стали складываться для него благополучно. В 1853 году ему удалось вырваться из «сумасшедшего дома» - добиться перевода в гвардейский полк, который был расквартирован недалеко от Петербурга, куда он получил возможность отлучаться.

В том же году вышел 2-ой сборник поэта. Восхищённые отклики; его стихи расхваливают в журналах всех направлений.

Эта восторженная встреча не могла не воодушевить Фета. После смерти Марии Лазич он почти совсем перестал писать стихи, продолжая лишь «со скуки» заниматься переводами Горация. Теперь последовал новый, ещё более сильный, чем в первой половине сороковых годов, прилив его творческих сил. Фет развивает активную литературную деятельность, систематически печатается почти во всех крупных журналах. Явно стремясь расширить рамки прославившего его литературного жанра небольших лирических стихотворений, пишет поэмы и повести в стихах, пробует себя в художественной прозе, много переводит, публикует ряд путевых очерков, критических статей. Принятый как свой в среде талантливых писателей и литературной современности, Фет чувствует себя морально воскресшим. Благодаря литературным заработкам наступает несомненное улучшение его материального положения. Однако по службе ему наносится очередной удар.

Одновременно с выходом сборника был издан указ: звание потомственного дворянина давал лишь чин полковника. Это отодвигало осуществление его цели на столь неопределённый срок, что продолжение военной службы становилось совершенно бесполезным.

Как же поступил поручик Фет?

Давнее его желание (невеста с приданым) исполнилось. Сразу же после появления нового указа он взял годовой отпуск и совершил на накопившийся литературный гонорар путешествие по Европе (Германия. Франция, Италия). Там же, в Париже, в 1857 году женился на дочери богатого московского чаеторговца Боткина - Марии Петровне Боткиной. Это был брак отнюдь не сердечному влечению.

Вскоре Фет вышел в отставку и поселился в Москве. Поначалу, во имя всё той же своей цели-страсти, он добивается пополнить полученный «сундук с червонцами» ещё большей литературной деятельностью, проявляя присущую ему огромную работоспособность, но зачастую явно поступалось качеством своего таланта.

Но тем не менее скоро стало ясно, что добиться «жизнеустройства» так, как он себе это представлял, литературно-журнальным заработком, столь же безнадёжно, как это было на военной службе. И Фет снова резко ломает свой жизненный путь. Преодолев сопротивление жены, он приобретает на её имя и средства небольшое имение – хутор Степновку, как раз в тех местах, где находились родовые поместия Шеншиных. Становится, если и не мценским дворянином, то, на первых порах, мценским помещиком.

Помимо замечательного художественного таланта, Фет вообще был незаурядной, богато одарённой натурой. Он был прекрасным рассказчиком; общением с ним дорожили видные умы того времени. В оживлённой и длительной переписке с ним был И.С.Тургенев.

Когда Афанасий Афанасьевич Фет добился своей цели, ему было 53 года. Идея-страсть осуществилась. Но поэт испытывал всё нарастающее ощущение страшной угрозы не потому, что с такими усилиями, отречениями и потерями он приобрёл, смертельная опасность нависла и над всем дворянско-поместным миром – он был уничтожен «нигилистами». Это проявилось в реакционных взглядах поэта Фета. Но и в этом Фамусове продолжал жить дух поэта. С конца 70-х годов он начал писать стихи в большом количестве, не меньше, чем в молодые годы. Новому сборнику он дал заглавие «Вечерние огни». Под этим ёмким, точным и поэтическим названием опубликовал в 1885, 1888, 1891 ещё три сборника-выпуска новых стихов. Заглавие говорило о вечере жизни, её закате.

Признак истинного лирика, по Фету, - готовность «броситься с седьмого этажа вниз головой с непоколебимой верой в то, что он не воспарит по воздуху». И вера поэта оправдывалась, Фет вспоминает, какою радостью затрепетало сердце его, когда, прочитав Тютчеву одно из своих стихотворений, он услышал: «Как это воздушно».

Извечным объектом искусства, считает Фет, является красота. Но эта красота не из некого нездешнего мира, но это и не приукрашивание действительности – она присуща ей самой. «Мир во всех своих частях равно прекрасен, - утверждает поэт. – Красота разлита по всему мирозданию».

Фет обладал шестым чувством, изощрённым, художественным глазом, причём зрительные образы его стихов отличаются не столько разнообразием и яркостью красок, сколько их тончайшими сочетаниями, воспроизводимыми в движении – в живой игре оттенков, полутонов, переходов.

«Чистое искусство»

Демократическая поэзия

Считали себя последователями Пушкина.

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

(«Поэт и толпа»)

Считали себя последователями Пушкина.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в свой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

(«Памятник»)


Цель поэзии: украшать жизнь человека, видеть и показывать прекрасные стороны; читатель должен наслаждаться чтением.

(поэзия сердца)

Цель поэзии: пробуждать «чувства» добрые, побуждать к действию (служение родине).

(поэзия мысли)

Отношение к художественной форме:

- изысканность

- красота

Отношение к художественной форме:

- стремление к простоте формы (разговорная лексика, ориентация на народную речь)

А.Фет, А.Майков, Я.Полонский, А.К.Толстой и др.

Н.А.Некрасов, И.З.Суриков, И.С.Никитин и др.


5. «Зоркость по отношению к красоте» окружающего мира (А.Фет), «умение ловить неуловимое» (А.Дружинин). Волшебство ритмов, звучаний и мелодий.

(«Поэтам», «Ещё весны душистой нега..», «Сияла ночь..», «Шёпот, робкое дыханье..», «На железной дороге».

А.В.Дружинин отмечает, что, «очевидно, не обилием внешнего интереса, не драматизмом описанных событий» остановил внимание читателя Фет. «Равным образом у Фета не находим мы ни глубоких мировых мыслей, ни остроумных афоризмом, ни сатирического направления, ни особенной страстности в изложении. Поэзия его состоит из ряда картин, из антологических очерков, из сжатого изображения немногих неуловимых ощущений души нашей. Стало быть, сердце читателя волнуется… от уменья поэта ловить неуловимое, давать образ и название тому, что до него было не чем иным, как смутным мимолётным ощущением души человеческой, ощущением без образа и названия… Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой. Область его не велика, но в ней он полный властелин».

Стихи Фета трудно анализировать, ибо они обращаются не к уму, а к чувству с его иррациональностью, с его склонностью к неожиданным и подчас капризным связям и ассоциациям.

Прочитайте стихотворение А.Фета «После бури» и определите, какие художественные приёмы в нём использовал автор:

Пронеслась гроза седая,

Разлетевшись по лазури.

Только дышит зыбь морская,

Не опомнившись от бури.

Спит, кидаясь, чёлн убогой,

Как больной от страшной мысли,

Лишь забытые тревогой

Складки паруса обвисли.

Освежённый лес прибрежный

Весь в росе, не шелохнётся. –

Час спасенья, яркий, нежный,

Словно плачет и смеётся.

Что обозначают следующие слова: зыбь, лазурь, чёлн?


6. РР Чтение наизусть и самостоятельный анализ стихотворений А.Фета.

План анализа лирического произведения:

1.Творческая история

2.Тема и жанр

3.Центральный образ или система образов

4.Особенности поэтической речи

5.Образные средства

6.Композиция

7.Идейное содержание

8.Эстетическое содержание, вызванное стихотворением.


7. Семинар «Два поэта реалистической эпохи».


8. А.К.Толстой. Краткий обзор жизни и творчества. Своеобразие художественного мира. Ведущие темы лирики. Взгляд на русскую историю в его произведениях. Влияние романтической фольклорной традиции на поэзию А.К.Толстого.

т/л влияние фольклора на лирику 19 века

КРАТКАЯ ЛЕТОПИСЬ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. К. ТОЛСТОГО

1817, 24 августа (5 сентября) в Петербурге родился граф Алексей Константинович Толстой. Отец — граф Константин Петрович Толстой (1780—1870), советник Государственного ассигнационного банка. Мать — Анна Алексеевна (1796 или 1799—1857). Дядя по матери, воспитывавший А. К. Толстого с младенчества, — Алексей Алексеевич Перовский (1787—1836), писатель (псевдоним — Антоний Погорельский), автор известной книги «Черная курица, или Подземные жители (Волшебная повесть для детей)», первым читателем которой, по основательным предположениям, был его племянник. Разрыв между родителями. Шестинедельного Алексея Толстого мать перевозит в Черниговскую губернию в свое имение Блистава, а затем в Красный Рог Мглинского уезда — имение брата, А. А. Перовского.

1823—1824 Первые стихотворные опыты А. К. Толстого.

1826, зима А. А. Перовская с сыном и братом возвращаются в Петербург.

Знакомство А. К. Толстого с наследником престола, будущим императором Александром П. Конец августа В Москве становится «товарищем для игр» наследника.

1827, лето Поездка с матерью и А. А. Перовским в Германию. Знакомство в Веймаре с Гёте. Существует свидетельство, что автор «Фауста» тепло встретил будущего поэта и подарил мальчику обломок бивня мамонта с собственным рисунком фрегата на нем.

1831. Поездка с матерью и дядей в Италию. Толстой ведет дневник. Знакомство в Риме с К. П. Брюлловым, который делает рисунок в альбоме Толстого.

1834, 9 марта Зачислен на государственную службу — «студентом» в Московский главный архив министерства иностранных дел, в котором в разное время служили многие известные деятели русской культуры — братья Веневитиновы и Киреевские, С. П. Шевырев, А. И. Кошелев...

1835, март В. А. Жуковский одобрительно отзывается о стихотворениях А. К. Толстого. Существует свидетельство, что творческие опыты юного поэта поддержал и А. С. Пушкин. После перенесенной лихорадки получает отпуск для поправления здоровья и отправляется за границу (Германия). Возвращение в Москву. Подает прошение в Московский университет о допущении к сдаче университетского экзамена — «из предметов, составляющих курс словесного факультета, для получения ученого аттестата на право чиновников, первого разряда».

1836, 4 января Совет Московского университета выдает Толстому аттестат на вступление в первый разряд чиновников государственной службы. Любовь к княжне Елене Мещерской и отказ, под влиянием матери, от своего чувства. Получает заграничный отпуск для сопровождения в Ниццу больного «грудной болезнью» (очевидно, туберкулезом) А. А. Перовского. 9 июля Смерть А. А. Перовского в Варшаве на руках племянника. Толстой наследует все состояние дяди, в том числе имение Погорельцы в Ново-зыбковском уезде Черниговской губернии. После хлопот Толстого и его матери переводится в Петербург в Департамент хозяйственных и счетных дел. Представлен к чину коллежского регистратора.

1837, 13 января назначен « к миссии нашей во Франкфурте-на-Майне, сверх штата».

1838—1839. Живет в Германии, Италии, Франции. Пишет первые рассказы (на французском языке) — «Семья вурдалака», «Встреча через триста лет».

1840 Пожалован в коллежские секретари. По высочайшему повелению перемещен «младшим чиновником» во II Отделение собственного его императорского величества канцелярии.

1841 Дано разрешение цензуры на издание книги «Упырь. Сочинение Краснорогского» (СПб.) — литературный дебют Толстого-прозаика (псевдоним — от имения «Красный Рог»). В «Журнале Коннозаводства и Охоты» (№ 5) публикует очерк «Два дня в Киргизской степи».

1843 Пожаловано звание камер-юнкера. Осень. Поэтический дебют А. К. Толстого в «Листке для светских людей (№40): без подписи опубликовано стихотворение «Серебрянка» («Бор сосновый в стране одинокой стоит...»).

1845 Пожалован в коллежские асессоры. В литературном сборнике графа В. А. Соллогуба «Вчера и сегодня» публикует рассказ «Артемий Семенович Бервенковский».

1846 Пожалован в надворные советники. Во второй книге сборника «Вчера и сегодня» появляется «Амена» — фрагмент из романа Толстого «Стебеловский», о котором больше ничего не известно.

1847—1849 Работает над балладами из русской истории, задумывает роман «Князь Серебряный». В 1840-е гг. Толстой ведет жизнь, обычную для светского человека той поры: частые отпуска со службы, путешествия, балы, охота, мимолетные романы... Современник описывает его как «красивого молодого человека, с белокурыми волосами и румянцем во всю щеку»; Толстой славится своей силой: «свертывал в трубку столовые ложки и вилки, вгонял пальцем в стену гвозди и разгибал подковы».

1850 Командирован в Калужскую губернию для участия в комиссии по ее обревизованию. В одном из писем называет эту командировку «изгнанием». В Калуге в губернаторском доме, в салоне его жены А. О. Смирновой-Россет, встречается и близко знакомится с Гоголем. Читает здесь свои стихотворения и отрывки из «Князя Серебряного». Весна. Приобретает имение Пустынька близ Петербурга. Возвращается из Калуги в Петербург.

1851, 8 января. Скандал после премьеры пьесы «Фантазия» в Александрийском театре — постановка не понравилась Николаю I и была снята с репертуара. К этому же времени относится знакомство на маскараде в Большом театре с женой конногвардейского полковника Софьей Андреевной Миллер (1827?—1892). Эта женщина с красивым голосом, прекрасной фигурой и пышными волосами, умная, волевая, прекрасно образованная (знала 14 языков), становится самым сильным сердечным увлечением Толстого.

19 мая Высочайше пожаловано звание церемониймейстера двора.

1851—1852, зима. Поездка к В. А. Перовскому в Оренбургскую губернию и посещение по дороге туда и обратно имения Смальково в Пензенской губернии, где в семье своего брата, П. А. Бахметева, живет расставшаяся с мужем С. А. Миллер.

1852, весна. Возвращение в Петербург. Хлопоты о смягчении участи И. С. Тургенева, арестованного в апреле за статью памяти Гоголя. Новые встречи с С. А. Миллер, которые продолжаются и в следующем году.

1854 Публикация в «Современнике» стихотворений Толстого и «Досугов» Козьмы Пруткова. Пребывание в полку (село Медведь под Новгородом). Исполняет обязанности батальонного командира. Заболевает тифом. Александру II ежедневно докладывают телеграммами о состоянии здоровья Толстого. За ним ухаживает приехавшая в Одессу С. А. Миллер. Осень Сближение с А. С. Хомяковым и К. С. Аксаковым. Назначается делопроизводителем в Комитете по делам о раскольниках. Смерть Л. А. Перовского, с которым Толстой находился в теплых родственных отношениях. Знакомство с Л. Н. Толстым.

1857, 2 июня. Кончина матери Толстого. Сын и отец, К. П. Толстой, проводят ночь у гроба графини. А. К. Толстой с этой поры высылает отцу ежемесячную пенсию (около 4000 рублей в год). Толстой телеграфирует о смерти матери в Париж С. А. Миллер (Анна Алексеевна была против этого союза, как, впрочем, и вообще очень ревниво относилась к любой сыновней избраннице). Толстой и С. А. Миллер вместе с семьей и прислугой ее брата поселяются в Пустыньке.

1858, 1 января. Возвращение Толстого в Петербург и воссоединение с С. А. Миллер, которая в это время ведет дело о разводе с мужем. В журнале «Русская беседа» (№1) публикуется поэма «Иоанн Дамаскин».

1859, 11 марта. Живет и работает в Погорельцах. Уволен в бессрочный отпуск от обязанностей флигель-адъютанта. Принят в Общество любителей российской словесности. Работает над поэмой «Дон Жуан». Открывает в своем селе Пьяный Рог училище для мальчиков. С. А.Миллер устраивает в Погорельцах школу для девочек. Едет в Англию, где в августе на о. Уайт встречается с Тургеневым, Герценом, Огаревым и др. Основывают «Общество для распространения грамотности и первоначального обучения» (Тургенев пишет программу). Знакомится в Дрездене с поэтессой Каролиной Павловой, ставшей переводчицей на немецкий язык его «Дон Жуана». Приезжает в Красный Рог и лично читает своим крестьянам манифест об освобождении. Затем раздает собравшимся деньги на угощение. Пишет Александру II письмо с прошением об отставке. «Уволен от службы, по домашним обстоятельствам, прежним чином статского советника, которым он служил до поступления на военную службу, с назначением на должность егермейстера». Уволен из стрелкового батальона.

Декабрь — до половины января 1862. Читает с огромным успехом на вечерних собраниях у императрицы роман «Князь Серебряный». По окончании чтений получает от императрицы массивный золотой брелок в форме книги. На одной стороне славянским шрифтом выведено ее имя — «Мария», на другой — «В память Князя Серебряного». Внутри, на раскрывавшихся золотых пластинках-страницах, — миниатюрные фотографии слушательниц.

1863, 3 апреля. В православной церкви Дрездена венчается с С. А. Миллер. Жена возвращается на родину. Первые признаки астмы, других заболеваний уТолстого. Лечится на курортах Германии.

1865. Во время царской охоты в Новгородской губернии пытается заступиться перед Александром II за сосланного в Сибирь Чернышевского. Неудача и размолвка с императором. В журнале «Отечественные записки» (№ 1) печатается «трагедия в пяти действиях» «Смерть Иоанна Грозного». 1867, 12 января. Премьера «Царя Федора Иоанновича» в Александрийском театре. В Петербурге выходит единственное прижизненное издание сочинений А. К. Толстого — «Стихотворения»; в него включено 131 стихотворение.

1869. Живет в Красном Роге. Обострение болезни.

1871. Во время охоты на вальдшнепов простужается. Новое обострение болезни. Пишет стихотворение «На тяге». В течение года ездит на лечение в Германию.

1872-1873. Италии. Обострение головных болей. 1873, 23 декабря в один день с Л. Н. Толстым избран членом-корреспондентом Петербургской академии наук по отделению русского языка и словесности. Лечится в Красном Роге от невралгических болей. 1875. Ухудшение здоровья. Начинает принимать морфин.

28 сентября (10 октября). Скончался в Красном Роге (ныне Почепского района Брянской области) после чрезмерной инъекции морфина. Завещал похоронить себя в дубовом долбленом гробу, но заказной гроб, доставленный из Брянска, оказался слишком коротким. Он был сожжен, а поэта похоронили в сосновом гробу в фамильном склепе близ Успенской церкви в Красном Роге.

Мир является для него, таким образом, бледным отражением идеала, живущего в небе. Тем с большей жадностью ловит поэт в мире отблеск вечной красоты: он ищет его и в природе, и в человеческой душе. Для него любовь, даже самая сильная и непосредственная, является не сама по себе, а как звено в общем гармоническом сочетании: она просветляет его «темный взор» иаставляет «вещее сердце» понимать,

Что все, рожденное от Слова,

Лучи любви кругом лия,

К нему вернуться жаждет снова

И всюду звук, и всюду свет,

И всем мирам одно начало,

И ничего в природе нет,

Что бы любовью не дышало…

Земная любовь кажется Толстому, как земная красота, и как земная гармония, бледным, несовершенным отблеском живущего в голубом эфире идеала. Земная любовь — это любовь раздробленная, мелкая. Он говорит, отвечая на ревнивые упреки:

И любим мы любовью раздробленной

И тихий шепот вербы над ручьем,

И милой девы взор на нас склоненный,

И звездный блеск, и все красы вселенной,

И ничего мы вместе не сольем.

Жизнь — это только короткая неволя. За ее пределами люди сольются все в одну любовь, широкую, как море, для которой пределы земли казались бы слишком жалкими.

Счастье, которое дается человеку поэтическим чувствованием и творчеством, и есть именно это временное отрешение от жизни для созерцания, хотя бы мгновенного и неполного, мира небесных идеалов. Чувства сострадания, заботливости, радостного увлечения, разочарования или ревности ослабляются в поэте этим неудержимым стремлением к небу. Любовь к гармонии и к красоте, особой форме этой гармонии, отразилась не только на содержании и духе, но и на форме поэтических произведений Толстого. Самые маленькие пьесы его отличаются стройностью и каким-то особенным изяществом. Чувство меры в нем развито замечательно: он не даст нам слишком сильно волноваться, не заставит нас слишком долго смеяться, ужасаться: он никогда не замкнет пьесы диссонансом, хотя зато мы не рискуем никогда, что в его поэзии выстраданный стих, пронзительно унылый, ударит по сердцам с неведомою силой.

Из всех крупных личностей русского прошлого Толстого особенно занимал Иван Грозный. Его поэзия не знает Ивана IV другим, кроме старого и грозного, в тяжелую эпоху казней и опричнины. Три эпических стихотворения обрисовывают нам эту мрачную фигуру: Старицкии воевода, Князь Михаила Репнин и Василий Шибанов. Царь Иван, конечно, был и жесток, и часто театрален в своих казнях, но было бы большой ошибкой ограничиваться этим представлением о крупной исторической личности. Надо сверять поэтические образы с историей и с народной памятью. Для народной фантазии Грозный царь — не безумный, разнузданный тиран, а суровый каратель измены, где бы ни свила она себе гнездо, хотя бы в родной семье. Он справедлив в душе, потому что, увидев ошибку, всегда кается. Очень часто народная фантазия не допускает его даже до совершения жестокости: он хочет казнить пушкарей под Казанью за то, что порох долго не вспыхивает, но угроза не исполняется: погреба раньше взлетают на воздух; он хочет убить сына, подозревая в нем изменника, но козни Малюты вовремя расстраиваются Никитою Романовичем, — царевич спасен.

В хорошо известной балладе «Василий Шибанов» центр не в царе Иване, а в замученном герое — стремянном князя-изменника. Было бы крайней несправедливостью видеть в Шибанове олицетворение привязанности холопьей, почти собачьей. Своим молчанием под пыткой, своей предсмертной молитвой за царя и родину разве он служит господину? Нет, князь Курбской в безопасности, а самоотверженный его слуга служит России, в которой он не хочет множить жертв тяжкого царского гнева. Шибанов воплощает в себе ту народную силу героизма и терпения, которая помогла Руси вынести все ее бедствия.


Вывод:

Его поэзия была для своего времени явлением настолько оригинальным, настолько необычным, что читатели тех годов, встречаясь с ней впервые, никак не хотели признать ее за самобытный продукт русской жизни и думали, что она — песнь с чужого иноземного голоса. А между тем в стихах Толстого звучал лишь общечеловеческий голос/ «Я не принадлежу ни к какой стране, — говорил поэт в одном интимном письме, — и вместе с тем я принадлежу всем странам зараз. Моя плоть — русская, славянская, но душа моя— только человеческая». И это-то общечеловеческое современники в нем недостаточно оценили и как бы не хотели понять, что в то общее, о чем говорил Толстой, входило и то частное, чем они так дорожили. Они ожидали найти в Толстом поэта «современного» (каким он и был в своем смысле) и стали искать в его творчестве подтверждения своих симпатий и антипатий, но взгляды и вкусы поэта не совпали с их требованиями. В поэзии Толстого не оказалось в достаточной доле того аналитически трезвого отношения в окружающей действительности, к которому стремились тогдашние реалисты. В ней не было и того субъективного отчуждения от переживаемой минуты, которым тогда щеголяли творцы разных незлобивых песен. В нашем художнике обе эти тенденции сочетались в объединяющем их романтическом символизме.


9. Н.А.Некрасов. Очерк жизни и творчества. Поэт «мести и печали». Гражданственность лирики, обострённая правдивость и драматизм в изображении народа.

Дата

События

28.11(10.12)1821

Родился в местечке Немиров Подольской губернии. Родители – мелкопоместные дворяне. Детские годы провёл на Волге – село Грешнево Ярославской губернии.

1832 г.

Поступает в Ярославскую гимназию, первые пробы сил на литературном поприще.

1838 г.

Петербургский университет, филологический фак-т, вольнослушатель.

1840 г.

Отчислен из унив-та по причине плохой успеваемости. Выпускает 1-ый сборник стихотворений «Мечты и звуки». Работает в журнале «Репертуар и пантеон» в качестве театрального критика.

1843 г.

Встреча с В.Г.Белинским, увлечение идеями французских социалистов-утопистов.

1845-46 г.г.

Собирает и публикует два альманаха «Физиология Петербурга», «Петербургский сборник». Пробует свои силы в прозе – пишет роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова».

1847 г.

Главный редактор журнала «Современник». Пишет совместно с А.Панаевой романы «Три стороны света», «Мёртвое озеро».

1848-1865 г.г.

Интенсивно работает в журнале и сотрудничает с прогрессивными литературами Н.Успенским, Л.Толстым, Н.Добролюбовым. Печатает произведения: «Памяти Белинского», «Ванька», «Школьник», «Железная дорога», Мороз, Красный нос» и др.

1866 г.

Закрытие журнала «Современник» распоряжением правительства.

1868 г.

Работа в качестве редактора журнала «Отечественные записки», объединяющего прогрессивные литературные силы.

1869 г.

Попытки царского правительства закрыть журнал. Создание серии поэтических сатир «Недавнее время» и т.п.

1871 г.

Вновь обращается к декабристской теме. Пишет поэмы «Княгиня Трубецкая» и «Княгиня Волконская».

1875 г.

Тяжело заболел. Общенародная поддержка укрепляет силы поэта, и в мучительной болезни он создаёт «Последние песни».

27.12. 1877 (08.01.1878)

Смерть поэта в Петербурге.

Своеобразие лирики Некрасова: проповедь, исповедь, покаяние, искренность чувств, лиризм. Гражданственность и высокая гуманность, народная основа и мотивы народной песни. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и в деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики.


10. Город и деревня в лирике Некрасова. Образ Музы. Гражданская поэзия и лирика чувств. Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи. Решение «вечных тем» в поэзии Некрасова.

т/л народность творчества

Народность обусловленность литературных произведений жизнью, идеями, чувствами и стремлениями народных масс, выражение в литературе их интересов и психологии. Представление о народности литературы во многом определяется тем, какое содержание вкладывается в понятие "народ".

Изображение города в лирике Некрасова.

Изображение города в лирике Некрасова Главный герой поэзии Некрасова - человек из народа: крестьянин, рекрут, горожанин. Именно городу посвящены многие стихотворения поэта, в которых он показывает нищету, беспросветную жизнь и страдания. Капиталистический город и судьбы людей живущих в нем отражаются в стихотворении Некрасова «Еду ли ночью....». В нем поэт изображает жизнь большого города, жить в котором еще труднее, чем в деревне. В стихотворении автор показывает семью, лишенную средств к существованию, которая отчаянно борется за выживание. Также Некрасов ярко отображает высокую жертвенность русской интеллигенции. Так, женщина продает себя, чтобы купить гробик для ребенка и ужин мужу. В другом стихотворении под названием «На улице» автор открывает перед читателем зарисовки и миниатюры, рассказывающие о жизни несчастных горожан. В зарисовке «Вор» автор показывает образ мужчину, который крадет калач. У него нет денег и именно по этой причине он вынужден идти на преступление. Вторая зарисовка под названием «Проводы» показывает весь ужас рекрутской системы: солдата провожают в армию, лишаясь единственного кормильца. В третьей миниатюре солдат несет гробик своего сына и проклинает себя за грубое отношение к своему сыну, вызванное вечной нехваткой денег. Трагедия заключается в том, что люди упрекают жизнь в городе. Тяжкая доля городских детей показывается также в стихотворении «Плач детей», в котором автор говорит о детях лишенных детства и вынужденных зарабатывать себе на пропитание. Работа трудна и невыносима для молодых и слабых детей. Но и дома их не ждет радость, так как и там жизнь ничем не отличается от окружающего жестокого мира. Тема города – неотъемлемая часть лирики Некрасова, показывающая тяжелую жизнь не только крестьян, но и горожан, вынужденных идти на самые отчаянные поступки ради выживания.

Образ Музы.

Муза Некрасова удивительно прислушива к народному миропониманию, к разным, подчас очень далёким от поэта характерам людей. Это качество некрасовского таланта проявилось не только в лирике, но и в поэмах из народной жизни, а в науке получило название поэтического «многоголосия».

Муза Некрасова – «муза мести и печали», «сестра народа». Её призвание – «глаголом жечь сердца людей». Она была «печальной спутницей печальных бедняков, рождённых для труда, страданья и оков».

Вчерашний день, часу в шестом,

Зашёл я на Сенную;

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из груди её,

Лишь бич свистал, играя…

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Художественные открытия Некрасова, простота и доступность стиха, его близость к строю народной речи.

Стихи поэта правдиво воспроизводили жизнь во всей её сложности и полноте, объясняли жизнь, учили произносить над ней честный приговор, становились учебником становления гражданина.


11. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, её фольклорная основа, смысл названия. Сюжет поэмы и авторские отступления. Путешествие как приём организации повествования.

Сюжет и композиция поэмы.

Сюжет-путешествие: отправная точка – решение мужиков отправиться в странствие в поисках тех, «кому на Руси жить хорошо».

Сюжетное пространство поэмы сочетает в себе «говорящую» условность топонимов (Горелово, Неелово, Неурожайка, Босово и т.п.) и реалистическое жизнеподобие, обобщение и конкретику. Пространственная неопределённость зачина («В какой земле – угадывай») опровергается узнаваемостью в каждой детали крестьянского мира Руси.

Композиционно самостоятельные фрагменты поэмы – песни, в которых концентрируется лирическое начало некрасовской эпопеи.

До сих пор исследователи спорят, в каком порядке должны быть расположены части поэмы. Спор идёт о расположении всех частей, кроме первой, ведь Некрасов не успел закончить поэму и не выстроил её. Но то, что части можно располагать и так и этак, говорит о том, что панорамное изображение оказалось важнее сюжетной последовательности. В этом смысле поэма похожа на картинную галерею, ценность которой в самих картинах, а не в том, как они развешаны по стенам.

Эпопея изображает большой период исторического времени или значительное историческое событие в его масштабности и противоречивости. Эпопея изображает события, в которых решаются судьбы нации, народа, всей страны, отражает жизнь и быт всех слоёв общества, их мысли и чаяния.

Фольклорные элементы в поэме.

Элементы фольклора

Примеры из текста поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

«Пролог»

говорящие птицы, скатерть-самобранка, бабка Дурандиха, превращающаяся в ведьму, магическое число 7

«Крестьянка»

Пословицы - …

Загадки - …

Причитания (плач) - …

Фольклорные постоянные эпитеты

Удаль – молодецкая, земля – сыра, леса – дремучие, Русь – святая, дороженька – столбовая, …

Интонационный строй поэмы

Фольклорная песенно-сказочная мелодика и ритмика

Во внешнем облике персонажей отмечаются не индивидуальные, а обобщённые до символичности черты русского мужика-пахаря и былинного богатыря (Савелий-богатырь)


13. Многообразие народных типов в галерее героев поэмы. Сатирические образы помещиков.

Крестьянские типы.

Массовые сцены – показатель мастерства писателя. Некрасов вводит нас в самую гущу крестьянской жизни, и читатель даже не успевает увидеть, как он это делает. А между тем Некрасов использует целый ряд художественных приёмов. Панорама Руси создаётся через изображение деревень и пейзажей, людская толпа – с помощью целых цепочек глаголов, прилагательных, наречий:

Хмельно, горласто, празднично,

Пёстро, красно кругом!

…………………………………………

Шумит, поёт, ругается,

Качается, валяется,

Дерётся и целуется

У праздника народ!

Создаются обобщённые портреты:

Штаны на парнях плисовы,

Жилетки полосатые,

Рубахи всех цветов;

На бабах платья красные,

У девок косы с лентами,

Лебедками плывут.

Звучат безымянные диалоги, выхватываются отдельные фигуры. Но в этом массе есть лица, которые, по мысли Некрасова, должны быть выделены особо, и тогда появляются подробные рассказы об отдельных персонажах.

!!! Подготовьте устные сообщения о Якиме Нагом и Ермиле Гирине.

Чем они выделяются из крестьянской массы, чем неразрывно с ней связаны? Как их образы связаны с поисками правды и счастья? Согласны ли вы с утверждением К.И.Чуковского, что наружность Якима – «не индивидуальная, а, так сказать, общекрестьянская»?


14. «Люди холопского звания» и «народные заступники». Гриша Добросклонов.

«Люди холопского звания»

«народные заступники».

Гриша Добросклонов.

Глава «Счастливые»

Яким Нагой

Ермила Гирин


!!! Создайте характеристику образа Гриши Добросклонова на основе данной статьи.

Гриша Добросклонов коренным образом отли­чается от других действующих лиц поэмы. Если жизнь крестьянки Матрены Тимофеевны, Якима Нагого, Савелия, Ермила Гирина и многих других показана в покорности судьбе и сложившимся обстоятель­ствам, то у Гриши наблюдается совсем иное отноше­ние к жизни. В поэме показывается детство Гриши, рассказано о его отце и матери. Жизнь его была бо­лее чем тяжела, отец был ленив и беден:

Беднее захудалого

Последнего крестьянина

Жил Трифон.

Две каморочки:

Одна с дымящей печкою,

Другая в сажень летняя,

И вся тут недолга;

Коровы нет, лошадки нет,

Была собака Зудушка,

Был кот и те ушли.

Таков был отец Гриши, он меньше всего заботил­ся о том, что едят его жена и дети.

Дьячок хвалился детками,

А чем они питаются —

И думать позабыл.

Он сам был вечно голоден,

Весь тратился на поиски,

Где выпить, где поесть.

Мать Гриши умерла рано, ее погубили постоян­ные печали и заботы о хлебе насущном. В поэме при­ведена песня, в которой рассказывается о судьбе этой бедной женщины. Песня не может оставить равно­душным ни одного читателя, ведь это свидетельство огромного неизбывного человеческого горя. Слова песни очень простые, в них рассказывается, как стра­дающий от голода ребенок просит у матери кусок хлеба с солью. Но соль слишком дорога, не под силу купить ее бедным людям. И мать, чтобы накормить сына, поливает кусок хлеба своими слезами. Эта пес­ня с детства запомнилась Грише. Она заставляла его вспоминать о своей несчастной матери, скорбеть о ее судьбе.

И скоро в сердце мальчика

С любовью к бедной матери

Любовь ко всей вахлачине

Слилась и лет пятнадцати

Григорий твердо знал уже,

Что будет жить для счастия

Убогого и темного Годного уголка.

Григорий не согласен покориться судьбе и вести столь же печальную и убогую жизнь, которая свой­ственна большинству людей вокруг него. Гриша вы­бирает для себя иной путь, становится народным за­ступником. Он не боится того, что жизнь его будет нелегкой.

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

С детства Гриша жил среди убогих, несчастных, презираемых и беспомощных людей. Он с молоком матери впитал все беды народные, поэтому не хочет и не может жить ради своих эгоистических интере­сов. Он очень умен, имеет сильный характер. И выво­дит его на новую дорогу, не позволяет оставаться рав­нодушным к народным бедствиям. Размышления Григория о судьбе народа свидетельствуют о живей­шем сострадании, которое заставляет Гришу выбрать для себя столь нелегкий путь. В душе Гриши Добро-склонова постепенно зреет уверенность, что его ро­дина не погибнет, несмотря на все страдания и горе­сти, которые выпали на ее долю:

В минуты унынья, о родина-мать!

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

Размышления Григория, которые «в песне изли­лись», выдают в нем очень грамотного и образован­ного человека. Он хорошо осведомлен о политических проблемах России, и судьба простого народа неотде­лима от этих проблем и трудностей. Исторически сло­жилось, что Россия «была глубоко несчастной стра­ной, подавленной, рабски бессудной». Позорная печать крепостного права превратила простой народ в бесправных существ, и все проблемы, вызванные этим, невозможно сбрасывать со счетов. Последствия татаро-монгольского ига также оказали существен­ное влияние на формирование национального харак­тера. Русский человек сочетает в себе рабскую покор­ность судьбе, и это является основной причиной всех его бед.

Образ Григория Добросклонова тесно связан с революционно-демократическими идеями, которые стали появляться в обществе в середине XIX в. Нек­расов создал своего героя, ориентируясь на судьбу Н. А. Добролюбова Григорий Добросклонов — это тип революционера-разночинца. Он родился в семье бедного дьячка, с детства ощутил на себе все бедствия, характерные для жизни простого народа. Григорий получил образование, к тому же сам, будучи умным и увлеченным человеком, не может остаться равнодуш­ным к сложившейся в стране ситуации. Григорий прекрасно понимает, что для России теперь есть толь­ко один выход — радикальные изменения обшественного строя. Простой народ уже больше не может быть таким же бессловесным сообществом рабов, которое покорно терпит все выходки своих господ:

Довольно! Окончен с прошедшим расчет,

Окончен расчет с господином!

Сбирается с силами русский народ

И учится быть гражданином.

Образ Григория Добросклонова в поэме Некра­сова «Кому на Руси жить хорошо» вселяет надежду в нравственное и политическое возрождение Руси, в изменения сознания простого русского народа.

Финал поэмы показывает, что счастье народное возможно. И пусть пока еще далеко до того момента, когда простой человек сможет назвать себя счастли­вым. Но пройдет время — и все изменится. И далеко не последнюю роль в этом будут играть Григорий Добросклонов и его идеи.


15. Образ Савелия, «богатыря святорусского». Судьба Матрены Тимофеевны, смысл её «бабьей притчи».

Прочитайте текст о Савелии, выделите черты его характера.

Одного из главных героев поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», Савелия, читатель узнает тогда, когда тот уже является стариком, прожившим долгую и трудную жизнь. Поэт рисует колоритный портрет этого удивительного старика с большущей сивой гривою,

Чай, двадцать лет нестриженной,

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал,

Особенно, как из лесу,

Согнувшись, выходил.

Жизнь Савелия оказалась очень непростой, судьба не баловала его. В старости Савелий жил семье своего сына, свекра Матрены Тимофеевны. Примечательно, что дедушка Савелий недолюбливает свою семью. Очевидно, все домочадцы обладают далеко не самыми лучшими качествами, а честный и искренний старик это прекрасно чувствует. В своей родной семье Савелия называют клейменым, каторжным. А он сам, ничуть не обижаясь на это, говорит: «Клейменый, да не раб». Интересно понаблюдать, как Савелий не прочь подшутить над членами своей семьи,а крепко досадят ему, подшутит:

- Поглядите-тко

К нам сваты! Незамужняя

Золовушка к окну,

ан вместо сватов нищие!

Из оловянной пуговки

Дед вылепил двугривенный,

Подбросил на полу

Попался свекор-батюшка!

Не пьяный из питейного

Побитый приплелся!

О чем свидетельствует такое отношение между стариком и его семейством. Прежде всего в глаза бросается, что Савелий отличается как от своего сына, так и от всех родственников. Сын его не обладает никакими исключительными качествами, не гнушается пьянства, почти напрочь лишен доброты и благородства. А Савелий, наоборот, добр, умен, незауряден. Он сторонится своих домочадцев, по-видимому, ему претят мелочность, зависть, злоба, характерные для его родственников. Старик Савелий единственный, кто в семье мужа был добр с Матреной. Старик не скрывает всех тягот, которые выпали на его долю:

Эх, доля святорусского

Богатыря сермяжного!

Всю жизнь его дерут.

Раздумается временем

О смерти муки адские

В ту светной жизни ждут.

Старик Савелий очень свободолюбив. В нем сочетаются такие качества, как сила физическая и душевная. Савелий настоящий русский богатырь, не признающий над собой никакого давления. В молодости Савелий обладал недюжинной силой, никто не мог с ним соперничать. К тому же жизнь раньше была иной, крестьяне не были обременены тяжелейшей обязанностью платить оброки и отрабатывать барщину. Как говорит сам Савелий:

Не правили мы барщины,

Оброков не платили мы,

А так, когда рассудится,

В три года раз пошлем.

В таких обстоятельствах и закалился характер молодого Савелия. Никто не давил на нею, никто не заставлял чувствовать себя рабом. К тому же сама природа была на стороне крестьян

Кругом леса дремучие,

Кругом болота топкие,

Ни конному проехать к нам,

Ни пешему пройти!

Сама природа защищала крестьян от вторжения барина, полиции и прочих нарушителей спокойствия. Поэтому крестьяне могли спокойно жить и работать, не чувствуя над собой чужой власти. При чтении этих строк вспоминаются сказочные мотивы, потому что в сказках и легендах люди были абсолютно свободными, сами распоряжались своей жизнью. Старик рассказывает о том, как справлялись крестьяне с медведями

Нас только и тревожили

Медведи... да с медведями

Справлялись мы легко.

С ножищем да с рогатиной

Я сам страшней сохатого,

По заповедным тропочкам

- Иду Мой лес!- кричу.

Савелий, словно настоящий сказочный богатырь, предъявляет свои права на окружающий его лес. Именно лес с его нехожеными тропами, могучими деревьями является настоящей стихией богатыря Савелия. В лесу богатырь ничего не боится, он настоящий хозяин безмолвного царства вокруг себя. Именно поэтому в старости он оставляет семью и уходит в лес. Единство богатыря Савелия и окружающей его природы представляется несомненным. Природа помогает Савелию стать сильнее. Даже в старости, когда годы и невзгоды согнули спину старика, все равно в нем чувствуется недюжинная сила. Савелий рассказывает, как в молодости его односельчанам удавалось обманывать барина, скрывать от него имеющиеся богатства. И пусть за это приходилось немало вытерпеть, зато никто не мог упрекнуть людей в трусости и безволии. Крестьяне смогли уверить помещиков в своей абсолютной бедности, поэтому им удавалось избегать полного разорения и порабощения.

Савелий очень гордый человек. Это ощущается во всем в его отношении к жизни, в его стойкости и мужестве, с которыми он отстаивает свое. Когда он рассказывает о своей молодости, то вспоминает, как сдавались барину только слабые духом люди. Конечно, он сам к таким людям не относился:

Отменно драл Шалашников,

А не ахти великие Доходы получал

Сдавались люди слабые,

А сильные за вотчину

Стояли хорошо.

Я тоже перетерпливал,

Помалчивал, подумывал

Как ни дери, собачий сын,

А всей души не вышибешь,

Оставишь что-нибудь!

Старик Савелий с горечью говорит о том, что теперь уже в людях практически не осталось самоуважения. Теперь преобладают трусость, животный страх за себя и свое благополучие и отсутствие желания бороться.

Вот были люди гордые!

А нынче дай затрещину

Исправнику, помещику

Тащат последний грош!

Молодые годы Савелия прошли в атмосфере свободы. Но крестьянская свобода не была долгой. Барин умер, а его наследник прислал немца, который сначала вел себя тихо и незаметно. Немец постепенно сдружился со всем местным населением, понемногу наблюдал за крестьянской жизнью. Постепенно он втерся в доверие к крестьянам и велел им осушить болото, затем вырубить лес. Одним словом, крестьяне опомнились только тогда, когда появилась великолепная дорога, по которой до их богом забытого места можно было легко добраться. Вольная жизнь кончилась, теперь крестьяне сполна ощутили все тяготы подневольного существования. Старик Савелий говорит о народном долготерпении, объясняя его мужеством и душевной силой людей. Только по-настоящему сильные и мужественные люди могут быть столь терпеливыми, чтобы вытерпеть над собой подобные издевательства, и столь великодушными, чтобы не прощать подобное отношение к себе.

А потому терпели мы,

Что мы богатыри.

В том богатырство русское.

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик не богатырь?

Некрасов находит удивительные сравнения, говоря о народном долготерпении и мужестве. Он использует народный эпос, говоря о богатырях:

Цепями руки кручены,

Железом ноги кованы,

Спина... леса дремучие

Прошли по ней сломалися.

А грудьИлья-пророк

По ней гремит-катается

На колеснице огненной...

Все терпит богатырь!

Старик Савелий рассказываете том, как целых восемнадцать лет терпели крестьяне произвол немца-управляющего. Вся жизнь их теперь оказалась во власти этого жестокого человека. Людям приходилось работать не покладая рук. А управляющий всякий раз был недоволен результатами работы, требовал большего. Постоянные издевательства со стороны немца вызывают сильнейшее возмущение в душе крестьян. И однажды очередная порция издевательств заставила людей пойти на преступление. Они убивают немца-управляющего. При чтении этих строк приходит мысль о высшей справедливости. Крестьяне уже успели почувствовать себя абсолютно бесправными и безвольными. У них было отнято все, чем они дорожили. Но ведь над человеком нельзя издеваться совершенно безнаказанно. Рано или поздно придется расплачиваться за свои действия.

Но, разумеется, убийство управляющего не осталось безнаказанным

Что ж дальше? Дальше дрянь! Кабак... острог:

Буй-городе, Там я учился грамоте,

Пока решили нас.

Решенье вышло каторга

И плети предварительно...

Жизнь Савелия, богатыря святорусского, после каторги была очень нелегкой. Двадцать лет он провел в неволе, только уже ближе к старости оказался на свободе. Вся жизнь Савелия очень трагична, и в старости он оказывается невольным виновником гибели маленького внука. Этот случай еще раз доказывает, что, несмотря на всю свою силу, Савелий не может противостоять враждебным обстоятельствам. Он всего лишь игрушка в руках судьбы.

Матрёна Тимофеевна

Подберите цитаты к пунктам таблицы по образцу.

Эпизод из жизни

Отрывок из поэмы

1

Детство и юность

Мне счастье в девках выпало:

У нас была хорошая,

Непьющая семья.

2

Семья мужа

Семья была большущая,

Сварливая... попала я

С девичьей холи в ад!

3

Смерть сына


4

Прозвали губернаторшей


5

В чём счастье?


6

Черты характера


Нарисуйте портрет Матрёны Тимофеевны.

??? Ответьте на вопросы теста.

1. Кого из крестьян, героев поэмы, можно назвать правдоискателями, а кого – холопами?

Савелий-богатырь, Яков, Матрёна Тимофеевна, Егорка Шутов, Ермила Гирин, Ипат, староста Глеб.

2. Кто из героев поэмы мог сказать о себе «клеймёный, да не раб»?

А. Яким Нагой Б. Яков Верный В. Ермил Гирин Г. Савелий


16. Проблема счастья и смысла жизни в поэме.

Семь мужиков из шести деревень (некоторые ошибочно полагают, что Неелово и Неурожайка – это разные деревни, хотя это названия одной и той же) «сошлися – заспорили: Кому живётся весело, Вольготно на Руси?» Уже в первых строках заявлена главная проблема поэмы – проблема счастья. Проблема, которая неизбежно влечёт за собой другую: а что такое счастье?

Для заспоривших мужиков счастье – это жить «весело и вольготно». Вольготно – значит свободно, независимо. «Весело» в народной речи – синоним слова «беззаботно». Счастье в понимании мужиков близко к фольклорному счастью Ивана-дурака, к счастью Емели, который живёт «по щучьему велению». Вот и словарь народной речи В.Даля подтверждает: Счастье – благоденствие, благополучие, земное блаженство, желанная насущная жизнь, без горя, смут, тревоги; покой и довольство». Больше того, в народной традиции счастье противопоставляется уму: «Дураку везде счастье»; «Глупому счастье, умному Бог даёт». Исходя из такого понимания счастья, мужики сами определяют «программу» поисков: помещик, чиновник, поп, купец, вельможа, министр, царь. Некрасов успел показать встречу мужиков с попом и помещиком.

Первая встреча с предполагаемым носителем счастья происходит в главе 1 первой части «Поп». Сельский священник подтверждает мужицкое понимание счастья, но вносит в него один важный нюанс:

«В чём счастие, по-вашему?

Покой, богатство, честь,

Не так ли, други милые?»

Они сказали: так….

«Честь» в народной речи – это уважение со стороны окружающих. Не случайно Некрасов изображает сельского священника, который знает жизнь крестьян не понаслышке, перенося вместе с ними тяготы и беды, искренне им сочувствуя:

Деревни наши бедные,

А в них крестьяне хворые

Да женщины печальницы,

Кормилицы, поилицы,

Рабыни, богомолицы

И труженицы вечные

Господь, прибавь им сил!

С таких трудов копейками

Живиться тяжело!

Женское счастье.

Независимо от того, каков был замысел поэмы, центром её является часть «Крестьянка». В народной эпопее целая часть отведена одному персонажу! Отчаявшись найти счастливого среди мужчин, наши странники отправляются к Матрёне Тимофеевне Корчагиной:

Молва идёт всесветная,

Что ты вольготно, счастливо

Живёшь… Скажи по-божески,

В чём счастие твоё?

И вся глава представляет собой ответ-исповедь крестьянки, в которой мужики увидели счастливого человека: на взгляд окружающих, она живёт в относительном достатке («богатство»), уклад её жизни устоялся («покой»), она пользуется уважением – недаром её прозвали «губернаторшей» («честь»).

,

17. К.Хетагуров. Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость его творчества к лирике Некрасова. Изображение тяжёлой жизни простого народа, женской судьбы. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

«Я никогда своим словом не торговал, никогда ни за одну свою

строку ни от кого не получал денег. И пишу я не для того, чтобы писать и

печататься, потому что и многие это делают.

Нет! Ни лавры такого писания мне не нужны, ни выгоды от него.

Я пишу то, что я уже не в силах бываю сдерживать в своем изболевшем

сердце...».

К. ХЕТАГУРОВ

Хетагуров Коста (Константин) Леванович (печатался под именем Коста) [3(15).10.1859, с. Нар, ныне Алагирского района Северо-Осетинская АССР, — 19.3(1.4).1906, с. Георгиевско-Осетинское Кубанской области, ныне село

им. Коста Хетагурова Карачаево-Черкесской АО, похоронен во Владикавказе, ныне Орджоникидзе], осетинский поэт, общественный деятель, революционный демократ.

Основоположник осетинской литературы. Вырос в горской крестьянской семье. В 1881—85 студент петербургской АХ, которую не закончил из-за тяжёлого материального положения. В 1885—91 жил во Владикавказе, где вёл преимущественно просветительскую деятельность; за публицистические выступления был выслан на 5 лет из Терской области С февраля 1893, будучи сотрудником газеты «Северный Кавказ» (Ставрополь), вёл идеологическую и политическую борьбу против царской администрации на Кавказе. В 1902 — во Владикавказе. В 1903 тяжело заболел, вернуться к общественной и творческой деятельности не мог.

Х. писал на осетинском и русском языке стихи, рассказы, пьесы, статьи. На Кавказе и в России был известен преимущественно как публицист, в Осетии — как поэт. Из-за отсутствия периодической печати на осетинском языке Х. выступал исключительно в русской прессе. Публицистика принесла ему славу неподкупного заступника горских народов Кавказа, борца против нищеты, политического бесправия горцев, административного насилия, культивирования темноты, невежества и национальной розни. Наиболее значительны его статьи «Владикавказские письма» (1896), «Накануне» (1897), «Насущные вопросы» (1901) и др. Продолжая традиции русских революционных демократов, Х., по существу, был поборником интернационального единения равноправных народов России. Поэтическое наследие Х. обширно: лирические стихи, романтические и сатирические поэмы, басни, стихи для детей, народные предания и притчи к оригинальной художественной трактовке. Стихи и поэмы, написанные на русском языке («Стихотворения»), вышли отдельным изданием в 1895 в Ставрополе. Но всю силу и обаяние поэтического таланта Х. можно ощутить по произведениям,

написанным на родном языке, вошедшим в сборнике «Осетинская лира» (1839). Центр поэтического мира Х. — вопрос об исторической судьбе родного народа. Этой теме посвящены поэмы «Фатима» (1889), «Перед судом» (1893), «Плачущая скала» (1894) и обширный этнографический очерк «Особа» (1894). Грядущее и Свобода — любимые поэтические категории Х. Он был певцом бедноты. В его поэзии мысль о народной нищете, о бесправии народа присутствует постоянно. Сатирическая поэма «Кому живётся весело» (1893) посвящена публицистическому обличению «грабителей народной нищеты». Творческое наследие Х. в годы Советской власти получило всесоюзное признание, его произведения переведены почти на все языки народов СССР и на многие европейские языки. Х. был также первым осетинским живописцем.

Последователь русских художников демократического направления, Х. с большим сочувствием показывал в своих жанровых картинах жизнь простого народа, писал портреты, пейзажи Кавказа.

В 1939 в Орджоникидзе организован дом-музей Х.; в 1955 там же установлен писателю (скульптор С. Д. Тавасиев, архитектор И. Г. Гайнутдинов).

Поэзия Хетагурова схожа по многим темам, мотивам и настроениям с поэзией одного из самых известных поэтов-демократов конца XIX века С.Я.Надсона, хотя в отличие от первого, устремленного в будущее, отстаивающего идею революционного преобразования мира, второй – зовет своих современников «назад», в те годы, когда смело звучали голоса Добролюбова, Некрасова, Чернышевского, Лермонтова, так как в настоящей жизни он чувствует не только свое бессилие, но и всего своего поколения.

Но роднит Коста и Надсона то, что они негативно относились к миру сытых, выразили свой протест против угнетения народа, его бесправия и нищеты; единодушны они и во мнении о невозможности выразить в слове всю полноту чувств, испытываемых человеком.

Продолжая некрасовские традиции любви к трудовому народу, поэты-демократы, как и Хетагуров, выступили против бесправного положения женщины, ее тяжелой участи, созвучны и их представления о роли поэта, долг которого верно служить родине и делу освобождения народа.

ДУМА


Пускай не знает

Покоя творец!

Семья родная,

Оплачь мой конец.

Я слаб, безвестен

В родимом краю…

Отец, о если б

Мне доблесть твою!

Отвергнут ныне

Селением всем,

В тоске, в унынье

На сходках я нем:

Стою, увядший

От дум и забот.

На битву младший

За мной не идет.

За край мой кровью

Своей не плачу -

Раба оковы,

Бесславный влачу.


18. РР Сочинение по теме «Поэзия второй половины 19-го века».


Темы сочинений:

  1. Стихотворение Н.А.Некрасова «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»). (Восприятие, истолкование, оценка).

  2. Стихотворение Ф.И.Тютчева «К.Б.» («Я встретил вас – и всё былое…»). (Восприятие, истолкование, оценка).

  3. «Вдохновение и вера в силу вдохновения, глубокое понимание красот природы, сознание того, что проза жизни кажется прозою лишь для очей, не просветлённых поэзией, - вот особенности г. Фета…» (А.В.Дружинин).

  4. Своеобразие гражданской лирики Некрасова.

  5. Образы народных заступников в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

  6. Тема любви в лирике Некрасова.

  7. Тема народных страданий в поэзии Некрасова.

  8. Картины народной жизни в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

  9. Стихотворение Ф.И.Тютчева «Эти бедные селенья…». (Восприятие, истолкование, оценка).

  10. Тема любви в лирике Тютчева.

  11. Как представляют себе счастье герои поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

  12. «Тютчев написал немного; но всё написанное им носит на себе печать истинного и прекрасного таланта, нередко самобытного, всегда грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства» (Н.А.Некрасов).

  13. Тема любви в лирике Фета.

  14. Стихотворение Ф.И.Тютчева «Silentium». (Восприятие, истолкование, оценка).

  15. Сатирическое изображение помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

  16. Образы народных заступников в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

  17. Тема женской доли поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ