Конспект урока по Литературе "Тема любви в рассказах И.А.Бунина"

Тема: Тема любви в рассказах И.А.Бунина

Цели урока:

1) образовательные:

раскрыть смысловую глубину рассказов «Легкое дыхание», «Солнечный удар», «Чистый понедельник»;

показать неразрывную связь тем любви и страдания в творчестве Бунина;

раскрыть ценность художественного слова И. Бунина;

2) развивающие:

развить навыки работы в группе;

развить навыки анализа художественного произведения;

развить навыки критического подхода в работе над художественным произведением;

3) воспитательные:

развитие эстетического вкуса через внимание к художественному слову;

развитие эмоционально-образной области восприятия;

развитие нравственно-духовных качеств личности и личностной точки зрения на предмет анализа.

Оборудование: портрет И.А.Бунина, тексты с информацией о жизни и творчестве писателя.

Ход урока:

Для проведения занятия необходимо сформировать рабочие группы (3 группы по 10 человек). Внутри групп распределяются роли: оптимисты (приводят аргументы «за»), пессимисты (приводят аргументы «против»), эксперты (обобщают полученную информацию, делают выводы), оформители, спикер. Роли меняются на разных занятиях.


I Организационный момент (2 мин.)

Мобилизация  внимания обучающихся.

Постановка целей и задач занятия.


II Изучение нового материала (85 мин.)


1) Фаза Вызова (15 мин).

Преподаватель: - На ваших столах  портрет писателя И.А.Бунина. Давайте подумаем, что можно представить об этом человеке?

--черты его характера,

--в какое время жил,

--место, в котором жил,

--чем занимался (род деятельности, чем мог быть знаменит).

Задание: запишите в тетрадь свои предположения, обсудите их в группе, составьте групповой портрет данного человека, затем, выбрав спикера, озвучьте результат своей работы. Время на выполнение этого задания 3-5 минут. Время выступления-2-3 мин.


2) Фаза Осмысления (60 мин.)

Вы хотите знать, в чем оказались правы, а в чем ошиблись? (студенты получают тексты с краткой информацией о жизни и творчестве писателя).

Задание: прочитайте текст методом ИНСЕРТ. Выберите спикера от каждой группы, озвучьте результат. Время на выполнение этого задания 5-7 минут. Время выступления-2-3 мин. = 15 мин


Тема любви – одна из постоянных тем искусства и одна из главных в творчестве Бунина. «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена» - в этой фразе пафос изображения любви Буниным.

Подберите определения к слову «любовь» (чистая, вечная, счастливая, светлая) – результат записываем на доске.

А теперь подберите определения к слову «любовь» в рассказах Бунина (мимолетная, несчастная, трагичная, невзаимная, плотская) – результат записываем на доске.

Любовь, которую европейская философия на протяжении веков считала украшением и смыслом жизни, приносит, по мнению Бунина, лишь страдания и грусть. «В счастье всегда есть привкус горечи, боязнь потерять его, почти верное знание, что потеряешь!» — пишет Бунин в своём дневнике. И все же герои Бунина влюбляются и страдают. Почему писатель обрекает своих героев на страдание, не дает им испытать счастья взаимной любви? На этот вопрос нам и предстоит найти сегодня ответ.


Задание: на выданных вам бланках запишите вопросы для другой группы с соответствии с тематикой. Время выполнения – 10 минут


Задание: ответив на вопросы, назовите средства, помогающие писателю в раскрытии любовной темы. Приведите примеры из текста, подтверждающие ваши тезисы. Сделайте вывод, ответив на проблемный вопрос (почему любовь в рассказах Бунина связана со страданием?). Аргументы и выводы оформите в виде диаграммы «рыбная кость». Время выполнения – 20 минут выступление группы – 3-5 минут. = 45 мин





Преподаватель делает выводы: любовь в рассказах Бунина показана как минутная встреча мужчины и женщины. Отношения между ними мимолетны и часто воспринимаются невсерьез, но впечатление от встречи, эмоции, полученные в этот краткий миг, остаются с героем на всю оставшуюся жизнь, заставляют его страдать, и в этом страдании познавать окружающий мир, духовно совершенствоваться. Именно с этим, по мнению писателя, связано чудо любви, а вовсе не с телесной близостью, как это может показаться неподготовленному читателю.


3) Фаза рефлексии (10 мин).

Составьте синквейн на тему «Бунин»


III Подведение итогов (3 мин.)

Выставление оценок, домашнее задание

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ