Урок литературы в 8 классе на тему «Высказать правду о душе человека»
на тему «Высказать правду о душе человека»
Учителя русского языка
и литературы МОУ Лицея
«Созвездие» №131 г.о. Самара
Рогожниковой Надежды Викторовны
2010 – 2011 учебный год
Тема урока: «Высказать правду о душе человека» (по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»)
Цели урока:
Повторить теоретические сведения (жанр рассказа, антитеза);
Сравнить главных героев рассказа и полученные сведения отразить в таблице;
Определить социально – нравственные проблемы рассказа;
Формировать гуманистические чувства детей.
Ход урока:
Эпиграф к уроку: «Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что всё дело в среде, что среда заедает.
А я думаю, что всё дело в случае…»
( Л.Н.Толстой, из рассказа
«После бала»)
1. Повторение жанровых особенностей рассказа и рассмотрение композиции произведения, построенного с использованием антитезы.
(Ответы учащихся)
2.Формирование знаний и умений.
- Слово учителя. Известно, что первоначально рассказ назывался по – другому: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…» Почему писатель остановился на названии «После бала»?
(Ответ ученика: события, произошедшие после бала у губернского предводителя, изменили всю дальнейшую жизнь Ивана Васильевича, а именно: он отказался служить в армии да и «любовь к Вареньке сошла на нет».)
- Одним из главных героев является молодой человек Иван Васильевич. Что говорит он о своей молодости друзьям? Свой ответ подтвердите цитатами из текста.
(Ответ учащегося)
- Давайте понаблюдаем за его поведением на балу и после бала. И сравним с поведением полковника. Полученные результаты отразим в таблице.
Сравнительная характеристика (портрет)
Полковник
Иван Васильевич
На балу
«Красивый, статный, высокий и свежий старик…Лицо очень румяное, с белыми бакенбардами, и та же ласковая, радостная улыбка, как у дочери, была в его блестящих глазах».
«Танцевал я хорошо и был не безобразен.
- Нечего скромничать.- Не то, что не безобразен, а вы были красавец».
После бала
«Это был её отец, с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами».
«Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, я опустил глаза и поторопился уйти домой».
Вывод: внешне полковник после бала не изменился. Он был таким же красивым, стройным и уверенным в себе человеком. Чего нельзя сказать об Иване Васильевиче. Он до такой степени растерялся, что не знал, куда смотреть.
- Теперь сравним чувства, внутренние ощущения наших героев на балу и после бала. Полученные выводы также отразим в таблице.
Сравнительная характеристика (чувства героев)
Полковник
Иван Васильевич
На балу
«Он нежно, мило обхватил дочь руками за уши и, поцеловав в лоб, подвёл её ко мне… Пройдитесь теперь вы с ней, - сказал он, ласково улыбаясь».
«Я был не только весел и доволен, я был счастлив, блажен, я был добр, я был не я, а какое – то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро».
После бала
« - Я тебе помажу,- услыхал я его гневный голос.- Будешь мазать? Будешь?» «Он грозно и злобно нахмурившись, поспешно отвернулся».
«А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска…»
Вывод: на первый взгляд, изменились оба героя. На балу были счастливыми, любящими и добрыми, а стали злобными и растерянными. Так ли это?
(Ответ учащегося: нет, изменился лишь Иван Васильевич. Он не мог понять поведение полковника. Искренность отца Вареньки больше всего ставит Ивана Васильевича в тупик. Понять, что офицер носил маску доброго человека, а оказался подлецом и злодеем, не составило бы большого труда. Но как понять того, кто искренне добр в одной обстановке и искренне зол – в другой? «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю, - размышлял Иван Васильевич.
А вот полковник не изменился. Он, несомненно, верит в необходимость жестокой расправы с тем, кто преступил закон.)
- Слово учителя: сделайте выводы в результате проведённого по тексту сравнения.
(Ответы учащихся)
- Запись выводов:
Полковник – это «воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки», уверенный в том, что «надо всё делать по закону».
Иван Васильевич – не поняв, чем объяснить такую неоправданную жестокость со стороны полковника, отказался поступать «в военную службу». Отказавшись от службы, он делает свой нравственный выбор.
3. Применение полученных знаний и умений.
- Слово учителя. У писателя был первоначальный вариант этого рассказа.
Сравните черновой и окончательный варианты концовки рассказа и ответьте на вопрос: почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича?
Черновой вариант рассказа
« Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу и старался выработать в себе такое же твёрдое сознание своего долга, как у полковника. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал».
Окончательный вариант рассказа
« Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимыми, то, стало быть, они знали что – то такое, чего я не знал,»- думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался – и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде…»
( Ответ учащегося. В окончательном варианте сильнее выражено чувство ответственности героя за несправедливость, царящую в мире.)
- Слово учителя. Приняв решение не служить нигде, Иван Васильевич делает свой нравственный выбор. Он не хочет быть таким же жестоким, как полковник. В этой концовке рассказа выражена позиция писателя: человек должен самосовершенствоваться – тогда изменится и мир вокруг тебя.
Толстой был обеспокоен тем, что в армии царят произвол и жестокость, на каждом шагу нарушаются справедливость и человечность. Поэтому Иван Васильевич, чтобы сохранить душу, делает свой выбор.
Наверное, и вам приходилось в своей жизни делать выбор. Расскажите о нём.
(Ответы учащихся)
- Слово учителя. В завершение нашего разговора попробуйте сформулировать проблемы, которые ставит в своём рассказе Л.Н.Толстой.
Запишите социально – нравственные проблемы:
Проблема добра и зла: писатель не только показывает сочетание добрых и злых порывов в душе полковника, но и разоблачает социальные условия, искажающие натуру человека;
Проблема нравственного выбора человека;
Проблема ответственности каждого человека за всё происходящее в обществе.
- Слово учителя. На рубеже двух веков Лев Николаевич Толстой создаёт целый ряд произведений, разных по тематике, жанру и стилю. Они объединяются «вечными» нравственными проблемами гражданской ответственности, социальной справедливости, человеческого счастья, совести, добра.
Дополните слова Л.Н.Толстого о смысле жизни.
« Смысл жизни в служении_______(себе, людям). Жить для одного себя_____ (можно, нельзя). Это духовная _____(жизнь, смерть). Верю в то, что смысл жизни каждого человека в увеличении в себе _____ (любви, ненависти, добра, зла)».
4. Домашнее задание: написать эссе по теме «Случай, изменивший мою жизнь».
Источники
1.Г.И. Беленький. Методические советы к учебнику. Литература. 8 класс, М, 2009
2. Сергеенко П. " Как живет и работает гр. Л.Н. Толстой",М, 1959
3. Танеев С.И. "Личность, творчество, документы его жизни", М, 1989
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ