Урок литературы в 6 классе "Обобщающий урок по теме «Мифы Древней Греции»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 85

с углубленным изучением отдельных предметов

Сормовского района города Нижнего Новгорода





Урок литературы в 6 классе





Обобщающий урок по теме «Мифы Древней Греции».


Форма урока - Олимпийские игры.












Разработала

Иванова Вера Александровна,

учитель высшей категории,

преподаватель русского языка и литературы







Нижний Новгород

2014

Эпиграф к уроку: Читать и познавать вновь открытые деяния древности, говорить с прошлым в настоящем и делать нашим и прошлое и будущее. Что может быть более радостным и более полезным?

Паола Верджериа (Из трактата «О благородных нравах и свободных науках».1402год.)

  1. Вступительное слово учителя.

Бездна времени отделяет нас от древнего мира. И все-таки сквозь тьму веков до нас дошли невиданные и дивные творения греческого народа, именуемые мифами. Мы с вами уже имели возможность прикоснуться к этому наследию на предшествующих уроках, а сегодня наша задача – подвести своеобразный итог этой работе.

Прежде чем я расскажу вам о том, в какой форме будет проходить сегодняшний урок, хочу спросить вас:

-Знаете ли вы, какое событие уходящего 2014 года пусть ненадолго, пусть только на две недели объединило вокруг себя всех живущих на нашей планете? Все народы, все страны мира участвовали в этом грандиозном событии?

(Олимпийские игры в Cочи.)

Как вы понимаете, я неслучайно задала вам этот вопрос. Дело в том, что наш урок – это тоже своего рода Олимпийские игры, вот только состязаться мы будем не в беге и прыжках, а в знании древнегреческой мифологии. У нас тоже будут арбитры – судьи, и медали наиболее отличившимся игрокам, и, хочется верить, что у нас сегодня появятся и свои олимпионики – победители Олимпийских игр.

  1. Выбор названия команд.

Для удобства проведения игр нам необходимо выбрать названия командам и девизы. Я предлагаю вам заготовленные девизы. Ваша задача –

  • Определить, о ком идет речь и, следовательно, имя какого героя станет названием вашей команды;

  • Доказать правильность вывода;

  • Нарисовать эмблему, отражающую основные символы вашего героя.

(Учащимся выдаются карточки с текстами:

а). Мы руками солнце обнимем,

Нам не страшен адовый жар,

Мы взлетим под небом синим,

Как когда-то взлетел …


б). Мы знаем, что мир наш беспечен

И наши не вечны тела,

Но слава подставившим печень

Под когти кривые орла.


в). Выше победных трофеев

Печальная доля певца.

Зовущая лира …

Поныне волнует сердца.


По итогам этого тура командам, справившимся с заданием, вручаются медали, которыми они вправе распорядиться по своему усмотрению – либо оставить их на счету команды, либо вручить наиболее отличившемуся в этом туре игроку.)

  1. Разминка.

Перед началом состязаний спортсмены обязательно разминаются, чтобы привести себя в состояние готовности к борьбе за рекорды и высшие олимпийские награды. Давайте и мы проведем небольшую разминку. Для этого вам необходимо быстро и без долгих обсуждений дать ответы на следующие вопросы:

    • Как звали царицу амазонок, убитую Гераклом? (Ипполита)

    • Кто был вестником олимпийских богов? (Гермес)

    • Имя скульптора, которому Афродита помогла оживить созданную им скульптуру? (Пигмалион)

    • Что называется мифом? (Мифы – произведения УНТ, в которых отражаются наивные представления людей об окружающем мире, о его происхождении, о природе и об устройстве общества.)

    • Кто в греческой мифологии был божеством стад, лесов, полей и всего мира природы? (Пан)

    • Как появилась на свет Афродита? (Из морской пены)

    • Как называется ключ, находящийся у подножия Парнаса, источник поэтического вдохновения? (Кастальский)

    • Кто из богов был рожден из тела самого Зевса? (Дионис – из бедра, Афина - из головы)

    • Как звали богиню плодородия и земледелия? (Деметра)

  1. Из истории Олимпийских игр.

Коль скоро мы приобщились сегодня к Олимпийским играм, то давайте познакомимся с историей их возникновения.

(Учитель предлагает командам текст с рассказом о зарождении Олимпийских игр. Но этот текст не содержит имен собственных. Учащиеся должны восполнить эти пробелы. После выполнения задания одна команда зачитывает свой вариант текста, а ответы двух других проверяют судьи.)


Текст.

С давних пор возникновение Олимпийских игр связывают с победой Зевса над своим свирепым и жестоким отцом_______.

В незапамятные времена, повествует древняя легенда, жил на свете титан по имени ____, сын бога неба ____ и его жены, богини Земли ____. Возмечтав сделаться властелином всей вселенной, ____ свергает своего отца ____. Старая прорицательница предсказывает ____ неотвратимую гибель: он будет низвергнут собственным сыном и погибнет от его руки. Пытаясь уйти от справедливого возмездия, ____ пожирал своих детей.

Жена ____ - ____, желая спасти хотя бы одного ребенка, передала мужу спеленутый камень вместо родившегося младенца ____, не заподозрив обмана, немедленно его проглотил. Тем временем ____ жил в пещере на горе _____, где его вскормила коза ____.

Когда _____ вырос и возмужал, он восстал против жестокого отца и в страшной схватке победил его. Но прежде чем низвергнуть поверженного _____ в ад, он заставил его изрыгнуть всех сестер и братьев.

Придя к власти, _____ поделил со своими братьями _____ и _____ владычество над землей и небом: _____ стал владыкой моря, _____ - царем подземного царства, а сам _____ стал властелином над богами и людьми.

В память о великой победе ____ его сын Геракл и основал Олимпийские игры.

Учитель завершает рассказ:

Согласно легенде, Геракл выбрал подходящую для игр долину, которая до сих пор считается одной из самых красивых в Греции, посадил в ней оливковые деревья и назвал один из холмов, возвышавшихся над долиной, Кроносом, а другой – именем горы, обители греческих богов, - Олимпом. Поэтому и игры стали называться Олимпийскими.

  1. Любимый герой Эллады

Учитель читает стихотворение И.Гете.


Не видел я Гермеса, Феба,

Ареса,- как их там не звали,-

Но в нем одном есть все, что небу

Бездумно люди приписали…

Родив его, Земля иссякла.

Он Гебой не был зачарован.

Не мучьте камень! Ведь Геракла

Вам, боги, не создать другого.


Как вы уже догадались, предметом нашего дальнейшего разговора становятся подвиги одного из любимейших героев древнегреческой мифологии – Геракла.

Командам поочередно задаются вопросы, правильные ответы на которые оцениваются медалью.

Вопросы:

  • Что означает имя Геракл? ( Прославляющий Геру)

  • Назовите другое имя этого героя. ( Алкид)

  • Как увековечил Зевс первый из великих подвигов Геракла? ( Создал созвездие льва)

  • Кто такая богиня Артемида, и почему она разгневалась, когда Геракл ранил керинейскую лань? (Артемида – богиня охоты, керинейская лань была ее любимицей)

  • Какая богиня покровительствовала Гераклу во время битвы с чудовищным великаном Герионом? (Афина-Паллада)

  • Как сумел Геракл освободиться от небесного свода великого Атласа? ( Хитростью: попросил Атласа немного подержать свод, пока сам сделает себе подушку, чтобы удобнее было держать на плечах небесный свод)

  1. Поэтический тур.

Кроме атлетов, борцов и гимнастов, на Олимпийских играх в Древней Греции выступали ученые, поэты, философы. Каждый мог отличиться и показать свой талант, свое мастерство. Поэтому и наш следующий конкурс поэтический.

(Командам предлагаются фрагменты из поэтических произведений. Учащимся необходимо подготовить выразительное чтение текста и ответить на предложенные к нему вопросы.

Задания на красных карточках:

а). На каменных отрогах Пиерии

Водили музы первый хоровод,

Чтобы, как пчелы, лирники слепые

Нам подарили ионийский мед.

О.Мандельштам.

- Расскажите о музах.

б). Летучих нимф был полон пруд лазурный,

Дриадами одушевлен был сад,

И светлый водный ключ бил искрами из урны

Смеющихся наяд.

Ф.Шиллер

- Расскажите о нимфах.

в). Скрыв под рекой самоцветной, под чистою влагой хрустальной

От утомленных стихий ярость их древней борьбы,

Ткут неподвижные парки, владычицы тьмы изначальной,

Людям, титанам, богам – ткань непреложной судьбы.

М.Зенкевич.

- Расскажите о парках.

Задания на синих карточках:

а). Тише, источники скал и поросшая лесом вершина!

Разноголосый молчи, гомон пасущихся стад.

Пан начинает играть на своей сладкозвучной свирели,

Влажной губою скользя по составным тростникам.

И окружив его роем, спешат легконогие нимфы,

Нимфы деревьев и вод, танец начать хоровой.

- Кто такой Пан?

- Как назывались у древних греков нимфы деревьев и вод?

б). Из головы он священной родил ее в полных доспехах,

Золотом ярко сверкавших. При виде ее изумленье

Всех охватило бессмертных, пред Зевсом эгидодержавным

Прыгнула быстро на землю она из главы его вечной,

Острым копьем потрясая.

- О рождении какой богини рассказывается в этом отрывке?

- Объясните смысл эпитета «Зевс эгидодержавный».

в). Сын родился у богини, ловкач изворотливый, дока,

Хитрый пролаз, быкокрад, сновидений вожатый, разбойник,

В двери подглядчик, ночной соглядатай, которому вскоре

Много преславных деяний явить меж богов предстояло.

- О ком идет речь?

- Какие «преславные деяния» он совершил? Расскажите об одном из них.

  1. Состязание ораторов.

Ни одни Олимпийские игры в Древней Греции ни обходились без состязания ораторов.

  • - Кто такие ораторы? (По словарю Ожегова: оратор – 1). Тот, кто произносит речь; 2). Обладающий даром красноречия)

  • - Какое из значений этого слова нас сейчас интересует? (Второе)

Этот тур будет состоять из двух этапов: конкурса капитанов и задания для команд.

Конкурс капитанов.

Капитанам предлагается подготовить небольшое выступление на тему, обозначенную в эпиграфе к уроку, доказать справедливость слов средневекового философа на примере обращения к древнегреческой мифологии.

Крылатые выражения.

Одним из средств образной и выразительной литературной речи, ораторского искусства является употребление фразеологизмов, или крылатых выражений. Античная мифология является обильным источником таковых.

Командам предлагаются карточки с тремя написанными там фразеологизмами. Ребятам необходимо объяснить происхождение данных выражений и дать толкование их лексического значения:

а). Кануть в Лету, танталовы муки, геркулесовы столбы;

б). Ахиллесова пята, олимпийское спокойствие, нить Ариадны;

в). Яблоко раздора, ящик Пандоры, сизифов труд.

За каждый правильный ответ они получают медали.

Потом заслушиваются и оцениваются выступления ораторов-капитанов.

  1. Подведение итогов Олимпийских игр. Награждение победителей.

Список использованной литературы


  1. Абелюк Е.С. Мифологический словарь школьника. – М.: РОСТ, МИРОС, 2000.

  2. Мифологический словарь: Кн. для учителя/ М.Н. Ботвинник, Б.М. Коган, М.Б. Рабинович, Б.П. Селецкий – 4-е изд., испр. и перераб. – М.: Просвещение, 1985.

  3. Иванов Н.Н. 300 вопросов и ответов о мифологии. – Ярославль: «Академия развития», 1997.

  4. Максимов С.В. Крылатые слова. Н.Новгород, 1994.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ