Урок литературного чтения 3 класс "Описание героя. Краткий пересказ. А.П. Чехов «Ванька»"
Класс: 3 класс. 18.12.2013г.
Учебный предмет: Литературное чтение.
Автор учебника, учебных пособий: Л.А.Ефросинина
Тема урока: Описание героя. Краткий пересказ. А.П. Чехов «Ванька»
Цели урока:
Ознакомление с творчеством А.П. Чехова, с особенностями произведения «Ванька»;
Задачи урока:
формировать навыки осознанного, правильного, выразительного, беглого чтения;
повышать уровень восприятия учащимися литературного произведения;
знакомить с биографическими сведениями об авторе изучаемого произведения;
развивать критическое мышление, связную устную и письменную речь, творческое воображение, зрительную память;
воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.
Тип урока: урок получения новых знаний.
Оборудование урока: Л.А. Ефросинина. "Литературное чтение. 3 класс", Л.А. Ефросинина. Рабочая тетрадь "Литературное чтение. 3 класс" (часть 1), мультимедиапроектор, выставка книг А.П.Чехова; портрет А.П.Чехова; карточки с заданиями, воздушный шарик с пожеланиями,
Планируемые результаты
Предметные: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения; приёмами понимания прочитанного и прослушанного; научатся выразительно читать, составлять краткий план пересказа, решать учебные и практические задачи; формирование необходимого уровня читательской компетентности;
Метапредметные: ПУУД овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений; освоение приёмов поиска нужной информации при чтении рассказа А.П. Чехов «Ванька»; РУУД опираться на выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою деятельность, овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации прослушанных рассказов; КУУД излагать мысли точно, ясно и просто, осознавать цели и ситуации общения; овладение основами коммуникативной деятельности.
Личностные: Мотивируют свои действия; адекватно воспринимают оценку учителя и одноклассников; выражают интерес к познанию нового; знакомство общечеловеческими ценностями; восприятие литературных произведений как особого вида искусства; высказывание своей точки зрения уважение мнения собеседника.
Этапы урока
Деятельность учителя
Планируемые результаты
УУД
Организация
начала занятия
Психологическая подготовка учащихся к общению.
- На нашем уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем гостей!
Отбросим в сторону переживания и неудачи.
Не опуская рук возьмемся за дела, мой друг,
И на уроке этом мы опять
Все поработаем на пять.
Давайте улыбнемся, друг другу, чтобы всем стало теплее в этот холодный зимний денек!
Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.
РУУД
Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Актуализация субъектного опыта учащихся
Выяснение степени усвоения учащимися пройденного учебного материала. Устранение в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях и способах деятельности.
Дыхательная гимнастика
Речевая разминка (Слайд 1)
Ученик учил уроки, у него в чернилах щёки.
Медленно
с логическим ударением на 1 слово
с логическим ударением на 2 слово
с логическим ударением на 3 слово
быстро на выдохе, повторив дважды
Работа над техникой речи (Слайд 2)
- Какие у вас любимые зимние забавы?
- Выставка рисунков детей на тему: «Зимние забавы»
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативное УУД).
Постановка проблемы
- Мы сегодня совершим небольшое путешествие в прошлое. Вы услышите отрывки из знакомых произведений и постарайтесь вспомнить название и автора.
а) «Нам гулять не довелося
По полям, по нивам золотым
Целый день на фабрике колеса
Мы вертим – вертим – вертим!»
(«Плач детей» Н.Некрасов) (Слайд 3)
б) « Мастерская состояла всего из одной комнаты, в которой работали пять человек. Раньше здесь была баня, и до сих пор еще чувствовалась банная сырость, особенно в том углу, где, как паук, работал Прошка». («Вертел» Д.Н. Мамин – Сибиряк) (Слайд 4)
Что объединяет эти произведения? (трудное детство)
В чем заключается трудность? (непосильный труд; должны учиться, а вынуждены работать)
Какие права героев нарушены? (показать книгу «Ваши права») (Слайд 5)
Вывод: В этих произведениях рассказывается о трудном детстве детей вашего возраста.
Ребята, вы догадались, о чем пойдёт речь сегодня на уроке? (Ответы детей.)
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).
Определение темы и целей урока
Тема нашего урока: А.П. Чехов «Ванька»
- Дома вы предварительно прочитали этот рассказ.
Цель нашего урока: Сегодня на уроке мы поработаем над образами главных героев, узнаем, как жили дети в то время. А так же познакомимся с произведениями Антона Павловича Чехова, жизнью и творчеством этого писателя.
(На доске: портрет А.П.Чехова)
Шаги деятельности на уроке
Девиз урока: “Кто много читает – тот много знает!”
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Объяснение нового материала
а) Сообщение детей о жизни и творчестве А.П.Чехова.
(Работа с высоко мотивированными детьми, развитие устной монологической речи.)
Многим этот писатель уже знаком. Юля и Аня подготовили для нас небольшие сообщения о А.П.Чехове
Антон Павлович Чехов родился в городе Таганроге. Там он учился в гимназии, работал в лавке отца, а в свободное время пел в церковном хоре. Отец семейства разорился и уехал в Москву. В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой бедности. Антон, зарабатывает себе на жизнь репетиторством. В 1879 году окончив гимназию, он приезжает в Москву и поступает на медицинский факультет Московского университета.
После окончания в 1884 году университетского курса в звании уездного врача писатель приступил к лекарственной деятельности и до конца жизни считал, что медицина – Главное его дело и призвание. Большая семья Чеховых существовала на средства, поступавшие от литературной работы и от врачебной практики Чехова.
б) Выставка книг А.П.Чехова
- Ребята, вспомните, какие произведения А.П.Чехова вы читали?
Д.: Мы познакомились с произведениями А.П. Чехова: Рассказ А.Чехова «Весной»; «Детвора», «Ванька», «Мальчики», «Беглец», «Спать хочется». Рассказы «Белолобый» и «Каштанка» - две сказки из собачьей жизни, так называл их писатель Чехов.
Физминутка
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Весёлая минутка
-Как живёшь?
-Вот так!
Как идёшь?
-Вот так!
-А бежишь?
-Вот так!
-Ночью спишь?
-Вот так!
-Как берёшь?
-Вот так!
-А даёшь?
-Вот так!
-Как шалишь?
-Вот так!
-А грозишь?
-Вот так!
Подготовка к выполнению заданий
Изучение нового произведения через методические приёмы: «Инсерт», «Логические цепи».
Первичное восприятие текста.
Голод и тяжелая жизнь в деревне вынуждали многих крестьян посылать в город своих детей. Крестьянские дети шли работать на заводы, фабрики, их отдавали в ученье к сапожникам, столярам, портным, парикмахерам… О жизни одного из них писал великий русский писатель Антон Павлович Чехов.
- Ребята, сейчас вы послушаете первый абзац рассказа «Ванька». Опустите головы на парты, закройте глаза и представьте картину. (Учитель читает первый абзац)
- Каким вы представили себе Ваньку?
- Кто его воспитывал?
- Выборочное чтение: Описание дедушки
- Кого Ванька с особой теплотой вспоминает?
Работа в группах
Методический приём «Инсерт»
- Некоторые слова в этом рассказе мне не понятны. Постарайтесь объяснить их значение. Можете воспользоваться словарем.
(Каждая группа ищет слова в толковых словарях. 1гр. заутреня, колодка,; 2гр. –людская, тулуп, 3гр. - ледник, горничная; 4гр.-кучер, ямщик ), 5 группа - иезуитское, подпасок
(Заутреня – ранняя церковная служба в праздник; колодка – кусок дерева в форме нижней части ноги до щиколотки, употребляемая при шитье обуви,
людская- помещение для слуг в барском доме, тулуп – долгополая меховая шуба; иезуитское – лживое, лицемерное; ледник – погреб; колотушка-устройство из дощечек для постукивания; горничная – работница для уборки комнат; подпасок – мальчик, помогающий пастуху; кучер – работник, который правит лошадьми; ямщик – кучер)
- Физминутка для глаз (круги)
- Ребята, сегодня я вам принесла волшебный сундучок с секретами.
(В сундучке чернильница, перьевая ручка, письмо в конверте)
- Учитель достаёт ручку и чернильницу (дети проговаривают принадлежность этих предметов к рассказу)
- Что делал главный герой при помощи этих предметов?
Учитель достаёт из сундучка конверт с письмом.
Уч-ль: Мы с вами тоже попробовали писать такими ручками и сообща переписали письмо Ваньки Жукова. Давайте прочитаем, что написано в письме.
(Дети по цепочке читают написанное письмо)
Учитель читает отрывок из рассказа.
- Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку… Подумал немного,
- Ребята, я вам предлагаю, воспроизвести картину прошлого.
(Лавка, на лавке чернильница, перьевая ручка, свеча, Ванька, стоящий на коленях, подписывает конверт: На деревню дедушке. Константину Макарычу)
(слайд 6)
- Довольный тем, что ему не помешали писать, он надел шапку и, не набрасывая на себя шубейки, прямо в рубахе выбежал на улицу…(слайд 6)
- Как вы думаете, что заставило мальчика послать письмо деду?
- Как в письме Ванька просил дедушку взять его к себе? Что он обещает?
- Найдите фразу из этого рассказа, которая стала крылатой.(На деревню дедушке – что означает- неизвестно куда)
- На партах у каждой группы лежат листочки с предложениями из рассказа.
Игра «Логические цепи»
Ванька достал из хозяйского шкафа пузырёк с чернилами, ручку с заржавленным пером… Ванька живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем…
Ванька вздохнул, умакнул перо и продолжал писать: «А вчерась мне была выволочка» А Москва город большой. Дома всё господские и лошадей много, а овец нету и собаки не злые.
Весёлое было время! И дед крякал, и мороз крякал, а глядя на них, и Ванька крякал. Больше всех хлопотала барышня Ольга Игнатьевна, любимица Ваньки
Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку Убаюканный сладкими надеждами, он час спустя крепко спал…
- С каждой группы выходят представители и вывешивают карточки.
- По данным предложениям дети составляют краткий план пересказа.
Составление краткого плана пересказа.
Начало письма к деду
Воспоминание о жизни в деревне
Продолжение письма
Жизнь Ваньки в городе
Жизнь у барышни Ольги Игнатьевны
Конец письма
Надежда Ваньки
Уметь проводить сравнение по заданным критериям
(Познавательные УУД)
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, договариваться с одноклассниками
(Коммуникативные УУД)
Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Выполнение заданий в рабочих тетрадях
Получит ли дед Константин Макарович письмо Ваньки? Почему? (нет адреса)
Какие чувства испытали? Что взволновало?
К какому жанру относится это произведение? (рассказ)
Докажите.
(Рассказ – небольшое произведение, повествующее о каком-либо эпизоде из жизни героя.)
Составление модели обложки.
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Подведение итогов учебного занятия
Изменилась ли жизнь детей сейчас? Как изменилась?
( учатся, не работают, живут в семьях и т.д.)
Скажите, а какие права нарушались по отношению к главному герою – Ваньке? (книга «Ваши права» - слайд 7 )
Вывод: Родители, государство стараются, чтобы вы выросли настоящими людьми
- А как вы думаете, каким вырастет Ванька?
(Грубым, жестоким, живя в такой среде. Весь ужас Ванькиного положения в том, что нет никакой надежды на изменение жизни,)
- Чем заканчивается рассказ? ( многоточием)
- Почему? (Это будущее, и мы знаем, что оно грустное. Чехов не может изменить условия жизни героя, вернуть его в деревню. Жизнь диктует свои законы.)
- Случайно ли то, что Ванька пишет письмо в ночь под Рождество?
( Конечно, не случайно. Ванькина мечта вернуться в деревню к дедушке – это рождественская сказка, которой не суждено сбыться.)
- А моё мнение такое: я бы хотела, чтобы все мечты сбывались. Ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне загорается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса бывают!
- Хотите ли вы помочь мальчику Ване? У вас в конвертах лежат звёзды, на них напишите добрые пожелания и мы отправим их Ване.
(Звёздочки наклеиваются на воздушный шарик в форме сердца и всем классом отпускается шарик с пожеланиями в небо) (на перемене)
Рефлексия.
Устное заполнение таблицы «Знаю – хочу знать – узнал».
Знаю
Автор рассказов «Детвора», «Мальчики», «Беглец»
Его герои дети.
Хочу знать
Что-то новое из жизни писателя.
Прочитать новые рассказы А.П.Чехова
Узнал
А.П.Чехов - автор рассказа «Ваньки».
Рассказ А.П.Чехова трогательный, грустный; А.П.Чехова волновала судьба детей из народа.
- Кто доволен своей работой? Нарисуйте свое настроение (радость, спокойствие, досада, удивление).
Выставление отметок. Похвала
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД). Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Домашнее задание
Подготовь краткий рассказ о Ваньке Жукове по составленному плану или по плану, данному в учебнике на стр. 173
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ