Урок литературного чтения Тема: Равнодушие и сопереживание в произведении И. Дика «Красные яблоки»
Тема раздела: МЫ С МАМОЙ И ПАПОЙ
Тема: Равнодушие и сопереживание в произведении И. Дика «Красные яблоки».
Цели:
• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации;
• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;
• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1.Организационный момент
Психологический настрой ребят. Приветствие гостей.
Краткое изречение содержит глубоку
II. Работа с текстом до чтения
Звучит классическая музыка. Учитель читает стихотворение.
Чтобы в жизни себя не корить
В том, что сделал кому-то больно.
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.
- Как вы поняли это стихотворение?
– Почему я взяла это стихотворение для начала урока?
– Более точно поможет определить тему сегодняшнего урока высказывание «Вперёд чужой беде не смейся, голубок!» И.А. Крылов (на доске)
-Как вы понимаете этот афоризм?
– Беда – что означает это слово?
– Что чувствует человек, с которым случилась беда?
– А чужая беда. Как вы это понимаете?
– Как называют людей, которые безразличны к чужой беде?
-Какое качество их характеризует?
( на доске) Равнодушие
-Как вы понимаете значение этого слова?
Например….
– Подберите антоним к слову «равнодушие».
(на доске) Равнодушие и сопереживание
- А как вы понимаете значение этого качества человека?
Какое качество проявляется у человека, который умеет сопереживать?
– И где мы можем проследить эти качества на уроке литературного чтения?
Откройте страницу 112 учебника и скажите –с каким произведением мы сегодня будем работать.
(на доске)
Равнодушие и сопереживание в произведении И.Дика «Красные яблоки»
– Как будет звучать наша тема?
– Какие цели мы поставим на уроке?
– А также будем работать над развитием речи: её правильностью, точностью
- Обратимся ещё раз к афоризму. Какой возникает вопрос?
- Это самый главный вопрос нашего урока.
- Я предлагаю вам поразмышлять над этим вопросом в парах.
– Меня радует, что вы нашли столько вариантов ответов. Все они верные, но сегодня из всех этих вариантов мы выберем самый точный ответ, который подойдёт к ситуации, сложившейся в произведении «Красные яблоки».
Можем ли мы определить жанр произведения? По каким признакам?
Рассмотрите иллюстрацию. Что вы видите на переднем плане? На заднем? В какое время года происходят события?
– Какую мысль выразил художник?
- Попробуйте предположить, о чём рассказ «Красные яблоки».
-Настало время проверить, чьё предположение близко к замыслу автора.
Ответы детей
Мы сегодня на уроке будем говорить о доброте, взаимопомощи…..
Нельзя смеяться над людьми, которым плохо, обидно, у которых случилась беда.
Горе, несчастье, боль
Душевную боль, отчаяние, пустоту, …
Беда случилось с кем-то чужим.
Чёрствые,
Равнодушие
Безразличие, Равнодушные люди не умеют сопереживать беде других людей.
Сопереживание
Стараются смягчить боль, разделить переживания другого человека.
В произведении
Иосиф Дик «Красные яблоки».
Равнодушие и сопереживание в произведении И.Дика «Красные яблоки»
Познакомимся с новым произведением о равнодушии и сопереживании; узнаем, что хотел сказать автор этим произведением;
Почему нельзя смеяться над чужой бедой?
Это не этично.
Человеку неприятно.
С тобой может случиться такая же беда
Это рассказ. Небольшой по объёму, действуют 1-2 героя, описано 1 событие
Предположение детей.
III этап. Работа с текстом во время чтения
Первичное чтение.
Чтение вслух. Диалог с автором.
Иосиф Дик
КРАСНЫЕ ЯБЛОКИ
1
Валерка и Севка сидели на подоконнике и закатывались от смеха. (В. Сразу возникает вопрос: что их так рассмешило?) Под ними, на противоположной стороне улицы, происходило прямо цирковое представление. (П.В. Текст даёт ответ на вопрос, но возникает новый: цирковое представление под окном, на улице? Возможно ли это?)
По тротуару шагали люди, и вдруг, дойдя до белого, будто лакированного асфальта, они становились похожими на годовалых детей – начинали балансировать руками и мелко-мелко семенить ногами. И вдруг... хлоп один! Хлоп второй! Хлоп третий! (П. То есть люди падали, поскользнувшись на льду, – это цирковое представление? Вопрос ставим, но ответа он не требует.)
Это было очень смешно смотреть, как прохожие падали на лёд, а потом на четвереньках выбирались на более надёжное место. (П. А вот ребятам на всё это смотреть смешно...)
А вокруг них валялись и батоны хлеба, и бутылки с молоком, и консервные банки, выпавшие из авосек (т.е. из сумок).
К упавшим прохожим тут же подбегали незнакомые граждане. Они помогали им встать на ноги и отряхнуться. И это тоже было очень смешно, потому что один дяденька помог какой-то тёте встать, а потом сам поскользнулся и снова сбил её с ног.
– А давай так, – вдруг предложил Валерка, – будем загадывать: если кто упадёт, значит, ты проиграл, а не упадёт – выиграл! (Заметим: первым играть в эту игру предложил Валерка.)
– Давай, – согласился Севка и сказал: – Ну а как ты думаешь, во-от та старушка в платочке брякнется?
– Брякнется, – усмехнулся Валерка.
– А я говорю нет. Ну посмотрим, чья возьмёт! – ответил Севка.
И ребята буквально впились глазами в маленькую старушку, подходившую к злополучному месту. («Злополучное место» – значит несчастное место, где происходят бедствия.)
Старушка остановилась перед широкой наледью. Она понимала, что ещё шаг – и ей несдобровать. Но обходить наледь было далеко.
Вчера в водопроводном колодце сорвало вентиль, и вода долго била из-под чугунной крышки, лежащей на асфальте. Неисправность вскоре устранили, но на улице, сияя на солнце, застыло хрустальное озерцо. (В. Значит, наледь образовалась ещё вчера. Можно было что-то сделать… Вам ни о чём не хочется спросить? – Кто должен был сделать? Что нужно было сделать?)
Старушка с минуту стояла, беспомощно оглядываясь по сторонам, а потом подошла к маленькому заборчику, тянувшемуся вдоль тротуара, и, держась за него руками, перешла опасное место.
– Э-э, хитрая старушенция попалась! – сказал Валерка. – Один-ноль в твою пользу. А теперь во-он видишь, толстый дядька с портфелем бежит. Вот посмотришь – сейчас поцелуется! (То есть что сделает? – Упадёт лицом вниз.)
– А я говорю, не поцелуется! – засмеялся Севка.
Но «выиграл» Валерка.
Толстый дядька, видимо, торопился на автобусную остановку и с размаху влетел на лёд. Здесь он всплеснул руками, потом высоко вскинул левую ногу и, широко взмахнув портфелем, хлопнулся спиной на лёд. Но он тут же вскочил на ноги, подобрал шапку и, потирая ушибленный бок, побежал дальше.
– Молодец! Вот это физкультурник! Один-один, ничья! – сказал Валерка.
(Заметьте: Валерка предложил игру, он довольно остроумно комментирует происходящее.) – А теперь видишь вот ту, в красной шапочке?
Упадёт или не упадёт?
– Хо, а это не твоя ли мамаша?
– Моя мама?! – встрепенулся Валерка.
– Да, – Севка вгляделся в подходившую ко льду женщину, но через секунду уже уверенно сказал: – Нет, не твоя. Твоя повыше! (Что может произойти дальше? Попробуйте предположить.)
2 - Читает учитель
-Закройте глаза. Вслушайтесь в мой голос и в свой внутренний голос.
(читаю 1 абзац)
И вдруг женщина упала. Она взмахнула руками и, разбросав вокруг себя по снегу красные яблоки, завалилась на бок. Упала и больше не встала. Вокруг неё тотчас же собралась толпа. -Можно открыть глаза
Валерка и Севка увидели, как какой-то человек выскочил из толпы и подбежал к будке телефона-автомата. Потом эту женщину занесли в парадное (т.е. в подъезд).
Валерке почему-то очень захотелось увидеть её лицо (В. Почему? Что можно предположить?), но он так и не смог – загораживали прохожие.
Но вот приехала «скорая помощь» – и женщину увезли. (Видимо, случилось что-то серьёзное: травма, раз вызвали «скорую».)
Валерка был уверен, что эта женщина не его мама, и всё-таки не совсем. (П. Вот ответ в тексте: Валерке так хотелось увидеть лицо женщины, потому что он не до конца был уверен, что это не его мама.)
У неё ведь тоже была такая же походка, как и у мамы, и пальто такое же. И, главное, вот сейчас, в обеденный перерыв, мама должна была прийти с фабрики накормить Валерку, а её нет!
– Ну давай ещё загадаем... Во-он на ту девчонку. Проедется ли она носом или нет? – как ни в чём не бывало сказал Севка и уткнулся в окно. («Как ни в чём не бывало…» То есть Севку вся эта история… совсем не тронула, не вызвала сочувствия, он готов продолжать игру).
– А у тебя голова, честное слово, трухой набита! – вдруг сердито сказал Валерка. (Так говорят: «голова трухой набита», – когда хотят сказать, что человек плохо соображает, не думает, что говорит.)
– А ты чего это разъярился? (В. А вы можете ответить Севке?)
– Ничего! Думай, что говоришь!
– Я и думаю! А не хочешь играть – я пошёл! – И Севка, обиженный, ушёл. «Ну куда же мама задевалась? – думал Валерка и почувствовал, что ему становится страшно. – Она это была или не она? И почему я не выскочил на улицу?» (Видите, Валерка задаёт очень важный вопрос сам себе: а действительно, почему не выскочил? Не помог?)
И вдруг в коридоре раздался звонок. (Мы догадались, что это звонит…) Валерка подбежал к двери и распахнул её. На пороге стояла мама – румяная с морозца, улыбающаяся! Валерка бросился к ней и суетливо стал помогать снимать пальто, чего раньше никогда не делал!
-Понравился ли вам текст?
-Подтвердились ли ваши предположения?
-Мне показалось, что рассказ тронул вас до глубины души.
-Покажите свои чувства при работе со шляпами мышления.
Приём ТКМ «Шесть шляп» (работа в микрогруппах)
Капитаны получите свои шляпы(по жребию)
Вспомним правила работы каждой шляпы.
1 часть читают дети(которые хорошо читают)по абзацам, учитель помогает вести диалог с автором.
Белая –факты, Чёрная негативные мысли. Жёлтая- позитивные мысли. красная – эмоции, которые испытали. Зелёная- творчество(показать, сыграть самый волнующий момент) Фиолетовая – философская.
(После подготовки каждая группа высказывает свою точку зрения.)
IVэтап. Работа с текстом после чтения
Обобщающая беседа.
– Попробуйте объяснить, почему рассказ так называется?
Оба мальчика поняли это?
Кто так и остался равнодушным к чужим переживаниям?
-А как мальчики могли бы изменить ситуацию?
- Ребята, а у вас были похожие ситуации? Как вы поступали?
– Посмотрите, какие простые приёмы. Но они действительно могут помочь человеку в трудную минуту.
-Я предлагаю вернуться к главному вопросу урока, почему же нельзя смеяться над чужой бедой? Почему надо уметь сопереживать людям?
– О чём автор просит нас задуматься?
Красные яблоки на белом снегу, выпавшие из сумки женщины, – это как свет, вспышка: мальчик увидел жестокость игры, которую они придумали. Красный цвет – это цвет тревоги, опасности.
Мальчик Валерка понял, что они с Севкой вели неправильную игру. Севка так и не вынес урока. Он не понял Валерку.
Посыпать песком лёд, предупредить людей…
Жалел словом, приобнять, просто побыть рядом, погладить по голове
С тобой и твоими ближними может случиться такая же беда, каждому может понадобиться поддержка.
О том, что чужую боль нужно уметь чувствовать как свою, уметь помогать в беде, а не смеяться.
V. Итог урока
Достигли ли мы с вами целей, которые ставили вначале урока?
Как бы вы оценили работу на уроке?
Самоанализ (несколько человек)
Реплики детей
VI. Домашнее задание
Разноуровневое домашнее задание:
Домашнее задание – сюрприз от шляп. ( с обратной стороны шляпы написано задание- каждый может выбрать своё)
Б- Нарисовать иллюстрацию к рассказу.
Ж- Подобрать пословицы и поговорки
К- Пересказать рассказ
Ч- Научиться читать выразительно.
З- Инсценировка в группе эпизода из рассказа
Ф- Написать письмо-обращение к Севке.
Урок заканчивается песней «Дорогою добра»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ