Урок литературного чтения в 1 классе "Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме в конце слова"

Урок литературного чтения в 1 классе,

Учитель МОУ «Кувшиновская средняя общеобразовательная школа №2»

Уткина Наталья Алексеевна.







Тема: Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме в конце слова.

Тип урока: урок развития умений.

Предметная цель: развивать умение распознавать в слове мягкие согласные звуки и правильно обозначать их с помощью мягкого знака.

Задачи:

- систематизировать знания о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласных на письме;

- развивать умение обозначать мягкость согласных на письме при помощи мягкого знака;

- обогащать словарный запас детей, учить правильно употреблять слова в речи;

- развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, любознательность , речь детей.

воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу.

Метапредметные задачи (формирование УУД):

-регулятивные – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-познавательные – ориентироваться в учебнике, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-коммуникативные – слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, договариваться с одноклассниками

-




1. Орг. момент.

Вот и прозвенел звонок,

Нам пора начать урок.

Ждёт открытий много нас

Мы же с вами дружный класс?

(Слайд №1)

2.Повторение изученного, подготовка к изучению нового.

Давайте проверим, как вы умеете работать парами.

Я приготовила вам интересное задание - из букв, которые напечатаны у вас на листочках, надо составить слова.

(Дети составляют слова и печатают на листочках, а потом собирают слова на доске

(Звуки, буквы).

(Слайд №2)


3.Сообщение задач урока.

Звуки и буквы – это ключевые слова нашего урока. А что значит ключевые?

Правильно – главные.

Что мы знаем про буквы? (буквы мы видим и пишем)

А звуки? (мы их слышим и произносим)

Какую букву мы изучили? (Ю) (Слайд №3)


Дайте характеристику этой буквы. (Слайд №4)


(Она обозначает мягкость согласного, если стоит в слиянии и звук (у),

а если стоит в начале слова и после гласного, то обозначает два звука (йу).


Молодцы, вы замечательно справились с заданием.

А сейчас задание ещё интереснее, вы будете исследователями. Работать продолжим парами. Обведите в словах букву ю красным кружком, если она обозначает один звук и зелёным, если она обозначает два звука.

юла юнга плюшка

клюв люди юноша

тюбик союз плюс

Проверка – самооценка. (Слайд №4а)


3.На доске плакат с буквой ю, а в стороне все гласные.

Ребята , как вы думаете, с какими буквами буква ю хочет взяться за руки? (Е,Я,И,Ю,И,Ё). Почему?

Они все обозначают мягкость согласного. Правильно. Оставим их вместе, а остальные гласные пойдут выполнять свою работу – они будут обозначать твёрдость согласных. (убрать буквы с доски).

Кто может сформулировать тему урока?

3. Постановка проблемы.

Посмотрите, ребята, а одна буква стоит в сторонке и не уходит. Но и к этим буквам подойти стесняется.

А вам интересно – что это за буква и может ли она дружить с этими буквами?


4. Изучение нового материала.

Вы узнаете, если будете внимательно слушать сказку, которую я вам сейчас расскажу. Но вы будете не только слушать сказку, но и помогать мне её рассказывать. Готовы? Начали! (Слайд №4)

Жили – были в одной сказочной стране буквы, разные – гласные, согласные.

Ходили друг к другу в гости. Вот как – то раз пошла я к букве с и встала после неё. Получился слог – ся,

е пошла в гости к букве в, получился слог – ве,

буква и навестила букву д, получился слог ди,

буква ё поспешила к букве р – получился слог рё,

а буква ю заглянула к букве л и получился слог лю. Какими стали согласные, как только к ним пришли гости? (мягкие)

Буквы жили – не тужили, потому что все дружили.

Но жила среди них буква, похожая на половинку буквы ы.

Сейчас мы с вами совершим чудесное превращение. Возьмите в руки букву ы, перегните листок по вертикали и разделите букву ы пополам. У вас получилась новая буква. (Слайд №5)


Давайте присмотримся, на что похожа эта буква.

1.Буква Р перевернулась,

Мягким знаком обернулась.


2.Мягкий знак живёт беспечно –

Он без кепки ходит вечно.


3.Нарисуем мягкий знак

Нежно, капелькой

Вот так:

Букву капелька смягчит,

Слово мягко прозвучит.


И так, это буква ь. Давайте откроем нашу тайну. Кто произнесёт звук этой буквы? Никто.

Продолжаем сказку. Буквам не нравилось, что ь не обозначает звука., не умеет говорить . Поэтому у буквы не было друзей. Жилось ей одиноко. А буквы этого не замечали. Им было весело всем вместе. Вот как – то раз стали они играть – составлять слова, названия животных. Это было их любимое занятие. Хотите узнать, какие слова составляли буквы? Отгадайте загадку:

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Слайд №6)


Стали буквы составлять слово, а у них получилось ЛОС.

Да, - говорили буквы – Звук (С) в слове лось мягкий, а у нас твёрдый. Стали буквы подставлять гласные, которые обозначают мягкость согласного и у них получалось – лоси, лосе. лося, лосю. Стали буквы плакать, не знают, что им делать.

Ребята, подскажите, просили буквы.

Буквы позвали ь к себе, и сразу смогли составить слово лось. Развеселились буквы, подружились с ь и решили играть дальше вместе. И лось с ними играл. А кто ещё, отгадайте.

В яме спит зимою длинной,

Но чуть солнце станет греть,

В путь за мёдом и малиной

Отправляется (Слайд №7)


Кто догадался, после какой буквы надо писать ь?

А вы хотите поиграть с буквами? Составьте слово из букв: рысь.

Давайте сделаем звуко – буквенный разбор этого слова . (Слайд №8)


Вот такая история.

О какой новой букве вы узнали из сказки?

Сколько звуков обозначает мягкий знак?

Будет у него схема – звуковой домик?

А какую же работу будет выполнять мягкий знак? (обозначать мягкость согласного) (Слайд №9)


Физкультминутка. (Слайд №10)


Мы читали, отвечали,

А теперь все дружно встали

И зверятами все стали.

Поскакали как зайчата,

Покружились как котята,

Как тигрицы потянулись

И друг другу улыбнулись.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.

Стоп! Немного отдохнем и домой пешком пойдем.

Головами повертели и тихонечко все сели.

Поиграли мы так дружно,

А теперь поспать нам нужно,

Тише, тише, тишина

В нашу комнату пришла.

Очень – очень мы устали.

Раз – два – выше голова,

Три, четыре – руки шире,

Пять, шесть – ровно сесть.

Посидим, отдохнем

И опять читать начнем.



Работа в азбуке. (Слайд №11)


1.Откроем страничку букваря, на которой живёт мягкий знак.

Ребята, чем отличается эта страничка, от других, где авторы учебника поселили новые буквы? (нет схемы звука). Почему? (Мягкий знак звука не обозначает)

А какую работу выполняет мягкий знак? (Он обозначает мягкость согласного)

Давайте поупражняемся в произношении согласных, если рядом стоит ь.

Читаем громче, тише, быстрее, медленнее.

2. Чтение слов с мягким знаком. (1 и 2 столбики)

Дети читают слова и готовятся к игре «Узнай слово по его значению» - работают группами по 5 человек.

Ребята, какое слово вам не понравилось больше всего?

И я не люблю слово Лень – она и трудиться не даёт, и отдыхать мешает. Так что давайте мы её сдуем – 3 раза, как в сказке все чудеса происходят на3 раз.

Всё, лень сдули. Будем трудиться.

Моль – маленькая бабочка, гусеница которой является вредителем шерсти, меха.

А если убрать мягкий знак, то какое слово получится? (щёлкнуть по ь), а потом щёлкнуть внизу – получится картинка

Правильно, слово мол обозначает сооружение в виде высокого длинного вала для защиты судов от морских волн, когда они стоят в порту. А иногда это слово употребляют как слово – помощник, которое указывает на то, что рассказчик передаёт чужие слова. Например: А не думает ли мама, что я, мол, сегодня не был в школе.

Видите, как мягкий знак может менять значения слова. Была маленькая бабочка, а появилось высокое сооружение.

Играем дальше?

Как называется сильный жар от огня? (пыл)

А мельчайшие частицы, которые носятся по воздуху, а потом накапливаются на мебели? (пыль)

Посмотрите, в 1 случае мы мягкий знак убрали, а сейчас добавили. Значение слова стало совсем другим. Значит можно забывать писать мягкий знак?

Продолжаем. Геометрическая фигура или место, где сходятся две стороны чего – небудь: стола, улицы, комнаты и т.д. (угол). А во что превратится угол, если мы добавим ь?

(Слайд №12)

Уголь - твёрдое горючее вещество растительного происхождения или образовавшееся из сгоревшей древесины.

Внимание. Какое слово из сказки я пропустила?

«Я там ….., мёд, пиво пил, по усам текло, а рот не попадало.» (был)

Как называется то, что было в действительности или рассказ о событии, которое происходило на самом деле. (быль).

Он и стройный и красивый,

У него густая грива (конь) (Слайд №13)


Какое слово получится, если убрать ь? (кон) щёлкнуть по ь

Вы слышали такое слово?

Кон – он бывает в игре, устанавливает порядок, например, когда играют в кегли , в вышибалы.


Стройный, быстрый,

Рога ветвистые,

Пасётся весь день.

Это северный …..(олень) (Слайд №14)



А кто знает, как называется животное семейства оленей, отличающееся быстротой бега и стройностью. Самка такого животного. (лань) (Слайд №15)


Очень я го – го - горжусь,

Что не утка я, а ….(гусь) (Слайд №16)


Какое слово я пропустила, но мы уже работали с ним на уроке? (лось)

Спасибо за работу. Займите свои места.

Что общего есть во всех словах, которые мы с вами читали? (есть ь)ъ

Подведение итогов.

Быстро пролетел урок?

Подведём скорей итог!

Что узнали и познали,

Почему умней вы стали?

Самооценка.


(На следующем уроке мы с вами будем работать с текстом, где встретится много слов с ь. Найдите эти слова и обведите в зелёный кружок ь и согласную букву, после которой написан мягкий знак. Это будет сигнал, что звук при чтении вы будете произносить как? Правильно, мягко.)


Приложение


  1. з у к в и__________________________________________


к у б ы в___________________________________________


  1. юла юнга плюшка

клюв люди юноша

тюбик союз плюс

__________________________________________________________

  1. з у к в и__________________________________________


к у б ы в___________________________________________


  1. юла юнга плюшка

клюв люди юноша

тюбик союз плюс

__________________________________________________________

  1. з у к в и__________________________________________


к у б ы в___________________________________________


  1. юла юнга плюшка

клюв люди юноша

тюбик союз плюс

__________________________________________________________


  1. з у к в и__________________________________________


к у б ы в___________________________________________


  1. юла юнга плюшка

клюв люди юноша

тюбик союз плюс

__________________________________________________________




ы

ы

ы

ы









Автор, год издания


Название пособия


Вид пособия


Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В, 2012

Букварь

Учебник

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В, 2012

Мои волшебные пальчики

Прописи в 5 частях

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., Чиндилова О.В. , 2012

Уроки обучения грамоте

Методические рекомендации для учителя.

Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011. – 400 с.


Сборник программ

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)

Пособие для учителя

Список используемой литературы.




Перечень информационного обеспечения образовательного процесса


Цифровые образовательные ресурсы

Единая коллекция ЦОР, литературное чтение 1класс http://school-collection.edu.ru/

Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. http://nachalka.school-club.ru/uroki/?p=rG&i=1

Интернет-ресурсы:

1. Сказочный домик: народные сказки.

Электронная коллекция сказок народов мира (http://www.skazkihome.info/)

2. Русские пословицы: интерактивный тест (тест на знание русских пословиц, задания

различного уровня сложности для разных возрастных групп школьников)

(http://www.kokch.kts.ru/stars/ind8r.htm)

3. Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);

4. Русская виртуальная библиотека. www. rvb. Ru

5. Kidsbook: электронная библиотека.

(Классификация книг для детей по автору, по жанру, по циклам и сериям. Новинки

детской литературы и старые детские книги.) http://kidsbook.narod.ru/

6. ХансКристиан Андерсен: биография и творчество великого сказочника (

Автобиография, фотографии, портреты писателя. Подборка произведений Х.К.

Андерсена. Литература об Андерсене) http://www.sky-art.com/andersen/index.htm

7. Дважды пять: детская библиотека.

(Электронная библиотека для детей: сборник детских сказок, рассказов и стихов.)

http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm

8.Русская и зарубежная литература для школы: коллекция
(
Коллекция электронных версий литературных произведений, изучаемых в школе.

Ссылки на электронные библиотеки.) http://litera.edu.ru

9. Большая детская библиотека.

(Zip-библиотека детской литературы на сервере Kid.ru.) http://www.kid.ru/index3.php3

10. Детская литература на Куличках.

Электронная коллекция детской литературы: стихи, сказки, колыбельные, поговорки,

скороговорки.) http://baby.kulichki.net/index_lit.htm




12


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ