Урок литературного чтения в 1 классе "Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме в конце слова"
Урок литературного чтения в 1 классе,
Учитель МОУ «Кувшиновская средняя общеобразовательная школа №2»
Уткина Наталья Алексеевна.
Тема: Буква ь. Употребление ь для обозначения мягкости согласных на письме в конце слова.
Тип урока: урок развития умений.
Предметная цель: развивать умение распознавать в слове мягкие согласные звуки и правильно обозначать их с помощью мягкого знака.
Задачи:
- систематизировать знания о твердых и мягких согласных звуках и способах обозначения мягкости согласных на письме;
- развивать умение обозначать мягкость согласных на письме при помощи мягкого знака;
- обогащать словарный запас детей, учить правильно употреблять слова в речи;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, память, наблюдательность, любознательность , речь детей.
воспитывать интерес к русскому языку, уважительные отношения друг к другу.
Метапредметные задачи (формирование УУД):
-регулятивные – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-познавательные – ориентироваться в учебнике, делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-коммуникативные – слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, договариваться с одноклассниками
-
1. Орг. момент.
Вот и прозвенел звонок,
Нам пора начать урок.
Ждёт открытий много нас
Мы же с вами дружный класс?
(Слайд №1)
2.Повторение изученного, подготовка к изучению нового.
Давайте проверим, как вы умеете работать парами.
Я приготовила вам интересное задание - из букв, которые напечатаны у вас на листочках, надо составить слова.
(Дети составляют слова и печатают на листочках, а потом собирают слова на доске
(Звуки, буквы).
(Слайд №2)
3.Сообщение задач урока.
Звуки и буквы – это ключевые слова нашего урока. А что значит ключевые?
Правильно – главные.
Что мы знаем про буквы? (буквы мы видим и пишем)
А звуки? (мы их слышим и произносим)
Какую букву мы изучили? (Ю) (Слайд №3)
Дайте характеристику этой буквы. (Слайд №4)
(Она обозначает мягкость согласного, если стоит в слиянии и звук (у),
а если стоит в начале слова и после гласного, то обозначает два звука (йу).
Молодцы, вы замечательно справились с заданием.
А сейчас задание ещё интереснее, вы будете исследователями. Работать продолжим парами. Обведите в словах букву ю красным кружком, если она обозначает один звук и зелёным, если она обозначает два звука.
юла юнга плюшка
клюв люди юноша
тюбик союз плюс
Проверка – самооценка. (Слайд №4а)
3.На доске плакат с буквой ю, а в стороне все гласные.
Ребята , как вы думаете, с какими буквами буква ю хочет взяться за руки? (Е,Я,И,Ю,И,Ё). Почему?
Они все обозначают мягкость согласного. Правильно. Оставим их вместе, а остальные гласные пойдут выполнять свою работу – они будут обозначать твёрдость согласных. (убрать буквы с доски).
Кто может сформулировать тему урока?
3. Постановка проблемы.
Посмотрите, ребята, а одна буква стоит в сторонке и не уходит. Но и к этим буквам подойти стесняется.
А вам интересно – что это за буква и может ли она дружить с этими буквами?
4. Изучение нового материала.
Вы узнаете, если будете внимательно слушать сказку, которую я вам сейчас расскажу. Но вы будете не только слушать сказку, но и помогать мне её рассказывать. Готовы? Начали! (Слайд №4)
Жили – были в одной сказочной стране буквы, разные – гласные, согласные.
Ходили друг к другу в гости. Вот как – то раз пошла я к букве с и встала после неё. Получился слог – ся,
е пошла в гости к букве в, получился слог – ве,
буква и навестила букву д, получился слог ди,
буква ё поспешила к букве р – получился слог рё,
а буква ю заглянула к букве л и получился слог лю. Какими стали согласные, как только к ним пришли гости? (мягкие)
Буквы жили – не тужили, потому что все дружили.
Но жила среди них буква, похожая на половинку буквы ы.
Сейчас мы с вами совершим чудесное превращение. Возьмите в руки букву ы, перегните листок по вертикали и разделите букву ы пополам. У вас получилась новая буква. (Слайд №5)
Давайте присмотримся, на что похожа эта буква.
1.Буква Р перевернулась,
Мягким знаком обернулась.
2.Мягкий знак живёт беспечно –
Он без кепки ходит вечно.
3.Нарисуем мягкий знак
Нежно, капелькой
Вот так:
Букву капелька смягчит,
Слово мягко прозвучит.
И так, это буква ь. Давайте откроем нашу тайну. Кто произнесёт звук этой буквы? Никто.
Продолжаем сказку. Буквам не нравилось, что ь не обозначает звука., не умеет говорить . Поэтому у буквы не было друзей. Жилось ей одиноко. А буквы этого не замечали. Им было весело всем вместе. Вот как – то раз стали они играть – составлять слова, названия животных. Это было их любимое занятие. Хотите узнать, какие слова составляли буквы? Отгадайте загадку:
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец.
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Слайд №6)
Стали буквы составлять слово, а у них получилось ЛОС.
Да, - говорили буквы – Звук (С) в слове лось мягкий, а у нас твёрдый. Стали буквы подставлять гласные, которые обозначают мягкость согласного и у них получалось – лоси, лосе. лося, лосю. Стали буквы плакать, не знают, что им делать.
Ребята, подскажите, просили буквы.
Буквы позвали ь к себе, и сразу смогли составить слово лось. Развеселились буквы, подружились с ь и решили играть дальше вместе. И лось с ними играл. А кто ещё, отгадайте.
В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за мёдом и малиной
Отправляется (Слайд №7)
Кто догадался, после какой буквы надо писать ь?
А вы хотите поиграть с буквами? Составьте слово из букв: рысь.
Давайте сделаем звуко – буквенный разбор этого слова . (Слайд №8)
Вот такая история.
О какой новой букве вы узнали из сказки?
Сколько звуков обозначает мягкий знак?
Будет у него схема – звуковой домик?
А какую же работу будет выполнять мягкий знак? (обозначать мягкость согласного) (Слайд №9)
Физкультминутка. (Слайд №10)
Мы читали, отвечали,
А теперь все дружно встали
И зверятами все стали.
Поскакали как зайчата,
Покружились как котята,
Как тигрицы потянулись
И друг другу улыбнулись.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.
Стоп! Немного отдохнем и домой пешком пойдем.
Головами повертели и тихонечко все сели.
Поиграли мы так дружно,
А теперь поспать нам нужно,
Тише, тише, тишина
В нашу комнату пришла.
Очень – очень мы устали.
Раз – два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – ровно сесть.
Посидим, отдохнем
И опять читать начнем.
Работа в азбуке. (Слайд №11)
1.Откроем страничку букваря, на которой живёт мягкий знак.
Ребята, чем отличается эта страничка, от других, где авторы учебника поселили новые буквы? (нет схемы звука). Почему? (Мягкий знак звука не обозначает)
А какую работу выполняет мягкий знак? (Он обозначает мягкость согласного)
Давайте поупражняемся в произношении согласных, если рядом стоит ь.
Читаем громче, тише, быстрее, медленнее.
2. Чтение слов с мягким знаком. (1 и 2 столбики)
Дети читают слова и готовятся к игре «Узнай слово по его значению» - работают группами по 5 человек.
Ребята, какое слово вам не понравилось больше всего?
И я не люблю слово Лень – она и трудиться не даёт, и отдыхать мешает. Так что давайте мы её сдуем – 3 раза, как в сказке все чудеса происходят на3 раз.
Всё, лень сдули. Будем трудиться.
Моль – маленькая бабочка, гусеница которой является вредителем шерсти, меха.
А если убрать мягкий знак, то какое слово получится? (щёлкнуть по ь), а потом щёлкнуть внизу – получится картинка
Правильно, слово мол обозначает сооружение в виде высокого длинного вала для защиты судов от морских волн, когда они стоят в порту. А иногда это слово употребляют как слово – помощник, которое указывает на то, что рассказчик передаёт чужие слова. Например: А не думает ли мама, что я, мол, сегодня не был в школе.
Видите, как мягкий знак может менять значения слова. Была маленькая бабочка, а появилось высокое сооружение.
Играем дальше?
Как называется сильный жар от огня? (пыл)
А мельчайшие частицы, которые носятся по воздуху, а потом накапливаются на мебели? (пыль)
Посмотрите, в 1 случае мы мягкий знак убрали, а сейчас добавили. Значение слова стало совсем другим. Значит можно забывать писать мягкий знак?
Продолжаем. Геометрическая фигура или место, где сходятся две стороны чего – небудь: стола, улицы, комнаты и т.д. (угол). А во что превратится угол, если мы добавим ь?
(Слайд №12)
Уголь - твёрдое горючее вещество растительного происхождения или образовавшееся из сгоревшей древесины.
Внимание. Какое слово из сказки я пропустила?
«Я там ….., мёд, пиво пил, по усам текло, а рот не попадало.» (был)
Как называется то, что было в действительности или рассказ о событии, которое происходило на самом деле. (быль).
Он и стройный и красивый,
У него густая грива (конь) (Слайд №13)
Какое слово получится, если убрать ь? (кон) щёлкнуть по ь
Вы слышали такое слово?
Кон – он бывает в игре, устанавливает порядок, например, когда играют в кегли , в вышибалы.
Стройный, быстрый,
Рога ветвистые,
Пасётся весь день.
Это северный …..(олень) (Слайд №14)
А кто знает, как называется животное семейства оленей, отличающееся быстротой бега и стройностью. Самка такого животного. (лань) (Слайд №15)
Очень я го – го - горжусь,
Что не утка я, а ….(гусь) (Слайд №16)
Какое слово я пропустила, но мы уже работали с ним на уроке? (лось)
Спасибо за работу. Займите свои места.
Что общего есть во всех словах, которые мы с вами читали? (есть ь)ъ
Подведение итогов.
Быстро пролетел урок?
Подведём скорей итог!
Что узнали и познали,
Почему умней вы стали?
Самооценка.
(На следующем уроке мы с вами будем работать с текстом, где встретится много слов с ь. Найдите эти слова и обведите в зелёный кружок ь и согласную букву, после которой написан мягкий знак. Это будет сигнал, что звук при чтении вы будете произносить как? Правильно, мягко.)
Приложение
з у к в и__________________________________________
к у б ы в___________________________________________
юла юнга плюшка
клюв люди юноша
тюбик союз плюс
__________________________________________________________
з у к в и__________________________________________
к у б ы в___________________________________________
юла юнга плюшка
клюв люди юноша
тюбик союз плюс
__________________________________________________________
з у к в и__________________________________________
к у б ы в___________________________________________
юла юнга плюшка
клюв люди юноша
тюбик союз плюс
__________________________________________________________
з у к в и__________________________________________
к у б ы в___________________________________________
юла юнга плюшка
клюв люди юноша
тюбик союз плюс
__________________________________________________________
ы
ы
ы
ы
№
Автор, год издания
Название пособия
Вид пособия
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В, 2012
Букварь
Учебник
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В, 2012
Мои волшебные пальчики
Прописи в 5 частях
Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., Чиндилова О.В. , 2012
Уроки обучения грамоте
Методические рекомендации для учителя.
Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2011. – 400 с.
Сборник программ
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)
Пособие для учителя
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)
Пособие для учителя
Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100»)
Пособие для учителя
Список используемой литературы.
Перечень информационного обеспечения образовательного процесса
Цифровые образовательные ресурсы
Единая коллекция ЦОР, литературное чтение 1класс http://school-collection.edu.ru/
Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. http://nachalka.school-club.ru/uroki/?p=rG&i=1
Интернет-ресурсы:
1. Сказочный домик: народные сказки.
Электронная коллекция сказок народов мира (http://www.skazkihome.info/)
2. Русские пословицы: интерактивный тест (тест на знание русских пословиц, задания
различного уровня сложности для разных возрастных групп школьников)
(http://www.kokch.kts.ru/stars/ind8r.htm)
3. Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);
4. Русская виртуальная библиотека. www. rvb. Ru
5. Kidsbook: электронная библиотека.
(Классификация книг для детей по автору, по жанру, по циклам и сериям. Новинки
детской литературы и старые детские книги.) http://kidsbook.narod.ru/
6. ХансКристиан Андерсен: биография и творчество великого сказочника (
Автобиография, фотографии, портреты писателя. Подборка произведений Х.К.
Андерсена. Литература об Андерсене) http://www.sky-art.com/andersen/index.htm
7. Дважды пять: детская библиотека.
(Электронная библиотека для детей: сборник детских сказок, рассказов и стихов.)
http://ten2x5.narod.ru/biblio.htm
8.Русская и зарубежная литература для школы: коллекция
(Коллекция электронных версий литературных произведений, изучаемых в школе.
Ссылки на электронные библиотеки.) http://litera.edu.ru
9. Большая детская библиотека.
(Zip-библиотека детской литературы на сервере Kid.ru.) http://www.kid.ru/index3.php3
10. Детская литература на Куличках.
Электронная коллекция детской литературы: стихи, сказки, колыбельные, поговорки,
скороговорки.) http://baby.kulichki.net/index_lit.htm
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ