Конспект урока литературного чтения 2 класс Б. Житков «Храбрый утёнок»
Конспект урока литературного чтения 2 класс
Б. Житков «Храбрый утёнок».
Цель:
1. Познакомиться с творчеством и биографией Б. Житкова.
2. Развивать умение составлять картинный и словесный план к произведению.
3. Формировать умения и навыки младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух.
4. Воспитывать чувства справедливости, взаимовыручки, дружбы, умения постоять за себя и товарищей.
Оборудование:
компьютер и проектор, магнитофон, аудиозапись рассказа, аудиозапись для физминутки («Танец маленьких утят»), портрет писателя Б.Житкова, детские книги для выставки, иллюстрации картинного плана, карточки словесного плана, держалка, карточки с многосложными словами для тренировки, маски утят и стрекозы для инсценирования.
I. Организационный момент.
(Слайд 1)
II. Сообщение темы и цели урока.
- На сегодняшнем уроке мы встретимся с творчеством нового писателя. Это замечательный автор многих произведений, путешественник, человек, который сменил несколько профессий, и в каждой он достиг мастерства. Он был механиком, капитаном, рыбаком, охотником, дрессировщиком. И, очевидно, что человек с такой богатой биографией не смог не стать писателем. Он сам был мужественным человеком, и писать любил про смелых и отважных. Его книги учат добру и самым лучшим качествам человека. Имя этого человека – Борис Степанович Житков. (портрет) (Слайд 2)
- Послушайте отрывки из некоторых произведений Б. Житкова.
(чтение отрывков учителем + выставка книг)
- А особенно мне нравится этот рассказ___________________
- О чём писал Б.Житков?
- Вы смогли заметить, что произведения писателя о природе и интересных природных фактах и явлениях.
III. Изучение нового материала.
1) Подготовительная работа.
- Сегодня мы познакомимся с одним из его произведений.
- Откройте страницу учебника 82. Что бросается в глаза? ( Ф.И. автора, но нет заголовка.)
- Не читая, предположите, о чём это произведение? На страницах есть подсказки. ( о природе, о животных, об утятах)
(На доске слова (предположения детей) – утята,…)
- Но без прочтения произведения, трудно определить его тему. Опираясь только на иллюстрацию, мы лишь можем предположить, о чём оно.
- Значит, всё-таки, читать произведение необходимо.
2) Первичное восприятие текста.
- Ну, а теперь, я предлагаю вам прослушать это произведение.
(аудиозапись)
- Поделитесь своими впечатлениями о прослушанном.
- Какие разные чувства, эмоции у вас возникли после прослушивания этого текста.
- А самим хочется перечитать этот текст?
3) Чтение текста хорошо читающими детьми.
- В этом тексте могут встретиться многосложные слова, которые требуют тренировки. Давайте с ними поработаем. (Слайд 3)
(чтение слов по слогам и целыми словами с использованием держалки)
- Встретились ли среди прочитанных слов непонятные?
- А теперь давайте прочитаем сами.
(чтение текста 4 человека)
- Оказались ли наши предположения верными?
- Да, здесь речь идёт и об утятах, и о стрекозе, но главный герой – это утёнок Алёша.
4) Озаглавливание текста.
- Озаглавьте этот текст сами.
- Авторы учебника предлагают следующие заголовки, посмотрите на с.82. Может мы уже выбрали такой же? (Слайд 4)
- Какой из них наиболее подходящий? Почему?
- Верно, в заголовке «Храбрый утенок» отражена тема произведения – храбрость.
- Где можем убедиться, что наши мысли совпали с мыслями автора?
- Откроем оглавление и посмотрим по содержанию.
- Совпали наши мысли с автором? (Слайд 5)
5) Определение жанра произведения.
- Попробуйте определить жанр этого произведения.
(предположения детей)
- Какой сказочный элемент присутствует в этом произведении? (герои наделены речью)
- Чтобы лучше понять поступки героев, автор наделил их речью.
- А что ещё есть сказочного?
(учитель зачитывает отрывки)
- Но такое могло произойти и в обычной жизни. (хозяйка выносит утятам корм, они его едят,… )
- Это рассказ с элементами сказки. И тема его – храбрость.
- Что такое храбрость? (Слайд 6)
Храбрость - мужество и решительность в поступках, отсутствие страха, смелость.
- В чём проявилась смелость утёнка?
- Как ещё можно назвать утёнка Алёшу, подберите синонимы.
(на доске – отважный, смелый, мужественный, доблестный)
- А почему именно храбрым, а не смелым и отважным называет Б.Житков утёнка Алёшу?
- К маленькому герою, к ребёнку, а именно с ним автор сравнивает утёнка, даже называет его детским именем – Алёша, больше подходит слово «храбрый».
Пока маленький, можно сказать храбрый, смелый, а подрастая, мы говорим о человеке отважный.
Физминутка
- Давайте встанем из-за парт, прославим храброго Алёшу танцем.
(танцевальные движения под музыку )
6) Составление плана.
- Вспомните, как называется раздел, по которому мы сейчас работаем?
(план и пересказ)
- Какие виды плана вы уже знаете? (картинный план и словесный)
- Сейчас вам предстоит проделать работу, связанную с видами плана. Я предлагаю поработать по группам.
1 группа –разложить иллюстрации в соответствии с рассказом.
2 группа - расставить в нужном порядке заголовки частей текста.
-Приступаем к работе. Кто справится, по 2 человека от каждой группы, полученное расположить на доске.
(дети выполняют задание в группах по заготовкам)
- Взаимопроверка: 1 группа проверяет правильность работы 2 группы, а 2 группа – первой. Если есть сомнения и вопросы, ставьте ? напротив.
(соотнесение картинного плана и заголовка)
План:
1.Кормление утят.
2.Страх.
3.Нетронутая еда.
4.Смелое обещание утёнка.
5.Сражение.
6.Угощение для спасителя.
- Что получилось? (словесный план и картинный)
- Как ещё можно проверить, что оба плана составлены верно? ( объединить оба плана, они должны совпасть)
(соотнесение картинок и заголовков)
- Перед вами два плана. В чём их сходство? (одинаковое количество частей; последовательность событий)
- А в чём различие? (в картинном плане – иллюстрации, а в словесном заголовки)
- Какой план на ваш взгляд наиболее удобный? Почему?
- Для чего нужен план? (чтобы было легче пересказать текст)
IV. Первичное закрепление.
- Прочитайте отрывок из рассказа, который соответствует первому пункту плана. (Слайд 7)
(«Каждое утро выносила хозяйка….., а сама уходила.»)
- Давайте проинсценируем эпизод, как утята испугались стрекозу. (Слайд 8)
(1 ученик читает отрывок, 3 утёнка и стрекоза)
(«Как только утята подбегали к тарелке,…….Они боялись, что стрекоза прилетит опять.»)
- Следующая часть называется «Нетронутая еда». Кто хочет пересказать её? (Слайд 9)
(«Вечером хозяйка убирала тарелку……, голодные ложились спать.»)
- Найдите отрывок, в котором речь идёт об обещании, которое дал Алёша маленьким утятам. Прочитаем по ролям. (Слайд 10)
- Сколько ролей выделим?
- С какой интонацией будем читать слова утёнка Алёши? (смело, важно)
- А слова утят? (испуганно)
(«Однажды к утятам…. испугаешься и побежишь.»)
- Прилетела стрекоза,
Как горошины глаза.
Народ местный испугался,
Лишь один храбрец остался.
- Найдите в тексте отрывок, который можно отнести к этому четверостишию. (Слайд 1)
(«На другое утро…. и с поломанным крылом улетела»)
- Перескажите последнюю часть этого рассказа. (Слайд 12)
(«С тех пор….,что он спас их от стрекозы.»)
V. Итог урока.
- На доске 2 русские народные пословицы. Прочитайте. (Слайд 13)
ГДЕ СМЕЛОСТЬ, ТАМ И ПОБЕДА.
ГДЕ СТРАХ, ТАМ И КРАХ.
-Объясните смысл первой. (смелый всегда побеждает)
- Как понимаете слово «крах»? (неудача, провал)
-Кому бы из героев вы могли бы подарить эти пословицы в качестве совета?
- А какую вы бы взяли на вооружение?
- А у коми народа есть такая пословица: ДВА ИВАНА, А МЫШЬ НЕ БОИТСЯ.
- Как объясните смысл этой пословицы?
- Иван- это самое распространенное мужское имя на Руси. Иванами обычно называли сильных и крепких мужчин. Коми народ – невысокий, но коренастый.
- Раньше в коми деревнях сильного, крепкого, большого мужчину называли два Ивана.
Почему же сильного, большого мужчину даже маленькая мышка не боялась?
(потому что он был трусливым)
- У каждого человека, а особенно ребёнка, могут быть свои страхи. Кто-то боится больших собак, кому-то страшно оставаться дома одному, кто-то боится отвечать на уроке. Но преодолеть свой страх, победить его, это очень важно. Стать смелым - это значит уметь преодолеть свой страх.
- Какова главная мысль этого рассказа? Что вы вынесли с урока? (не надо бояться пустых страхов)
VI. Домашнее задание.
(Слайд 14)
- К следующему уроку подберите пословицы, которые могут научить храбрости. Может, вы подберёте и коми пословицы.
- Какое задание ещё можно выполнить по плану? (пересказать по нему рассказ)
- Если вам захотелось почитать произведения Б. Житкова, я предлагаю вам воспользоваться нашей выставкой книг.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ