Урок литературного чтения в 1 классе по теме "Слушание рассказа В.Чаплиной "Мушка"
Урок литературного чтения в 1-м классе по теме "Слушание рассказа В.Чаплиной "Мушка"
Ф.И.О. учителя: Кочнева Ирина Александровна, учитель начальных классов
Место работы: МАОУ «Лингвистическая гимназия № 23 им. А.Г.Столетова» г. Владимира
Класс: 1 «В». Предмет: литературное чтение.
Автор УМК: Л.А.Ефросинина Литературное чтение 1 класс. М.,2011
Тема урока: «Слушание рассказа В. Чаплиной «Мушка»»
Место и роль урока в изучаемой теме: 5 урок в теме «Читаем рассказы о животных»
Планируемые результаты:
личностные:
1.Прививать любовь к животным.
2. Развивать навыки сотрудничества.
метапредметные:
познавательные: развивать познавательную активность учеников; формировать умение отвечать на поставленные учителем вопросы; создавать модель обложки; подробно пересказывать услышанное и прочитанное.
регулятивные: формировать умение слушать литературное произведение; учить воссоздавать образы героев (описание внешнего вида, поведения);учить составлять план и пересказывать (подробно); формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
коммуникативные: формировать умение работать в парах, группах, умение грамотно и чётко отвечать на поставленные вопросы.
предметные:
1.формировать умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения;
2. формировать умение рассказывать о своём восприятии и о своём отношении к прочитанному произведению;
3.закреплять знание понятия «рассказ», формировать умение выделять особенности рассказа;
План взаимодействия учителя учащихся.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Формируемые УУД
примечание
1. Мотивация к учебной деятельности.
Проверяет готовность детей к уроку, настраивает на урок.
Проверяют всё ли готово к уроку.
Регулятивные: формирование умения организовывать рабочее место.
2. Выявление читательского опыта детей.
Организует беседу, в ходе которой выявляется читательский опыт детей.
Организует работу детей в парах (игра «Разведчики»)
Отвечают на поставленные учителем вопросы.
Дети находят пару себе: отрывок произведения– автор и название.
Дети называют произведение и зачитывают из него отрывок.
Дети называют произведение объясняют свой выбор.
- Какую тему мы изучаем на уроках литературного чтения? (Рассказы о наших друзьях-животных.)
-Мы уже знакомы со многими произведениями из этого раздела и чтобы вспомнить их, поиграем в игру «Разведчики».
- С какими произведениями мы уже знакомы?
- К какому из названных произведений относится эта модель обложки? Докажите.
Коммуникативные: формирование умения работать в паре, отвечать на вопросы учителя;
Познавательные.
Игра «Разведчики»
Модель обложки вывешивается на доску.
3. Постановка темы и целей урока.
Организует формулировку темы урока детьми.
Организовать постановку целей урока детьми.
С помощью учителя формулируют тему и цели урока.
-Сегодня у нас урок слушания. Какую роль мы будем выполнять?
- Какого слушателя?
- Как это внимательно слушать?
Регулятивные: формировать умение принимать учебную задачу и планировать свою работу.
Личностные.
4. Знакомство с произведением.
Организует работу по первичному восприятию рассказа В.Чаплиной «Мушка»
Слушают произведение.
Высказывают свои предположения при ответе на вопросы учителя.
Высказывают своё эмоциональное отношение к прослушанному.
-Послушайте, я вам прочитаю.
(Чтение первых двух частей рассказа учителем.)
- Закончилась ли эта история?
-А какой может быть конец?
Давайте проверим свои точки зрения и узнаем ответ автора. Прочитаем произведение до конца разорванной цепочкой.
- Благополучно ли закончилась эта история?
-Какой конец у этого рассказа?-Вы внимательно слушали и читали рассказ?
Какое мнение сложилось у вас о Мушке?
-История понравилась?
Чем? Кому не понравилась? Чем?
Познавательные;
Коммуникативные;
Регулятивные;
Личностные.
Чтение с остановкой.
Текст 3-ей и 4-ой части лежит на столах у детей.
5. Моделирование обложки.
Организует работу детей по составлению модели обложки;
Организует работу детей в статичных парах;
Сообщает сведения об авторе.
Дети составляют в парах схематическую модель обложки.
- Возьмите листочки и составьте в парах модель обложки прослушанного произведения.
-Проверим. Скажите словами, что вы сейчас слушали?
- Сравните свою модель с моделью на доске.
О ком рассказ? Каким цветом вы это показали?
- Кто написал этот рассказ?
- Этот рассказ написала Вера Чаплина.
Рассказ учителя об авторе.
- Запишите на своей модели.
- Как бы вы назвали рассказ?
- Автор так назвала свой рассказ – «Мушка». Покажите это на своей модели.
-Назовите, что вы слушали.
Коммуникативные;
Регулятивные;
познавательные
Работа в статичных парах.
Учитель вывешивает на доске образец.
6. Повторное слушание, составление схематического плана рассказа.
Организует чтение рассказа детьми по частям.
В процессе беседы после каждой части составляется схематический план рассказа.
4 хорошо читающих ученика читают каждую часть рассказ. После прочтения каждой части составляется схематический план рассказа (под руководством учителя)
План рассказа появляется на доске в виде блок-схемы.
7. Составление характеристик героев.
Организует работу детей по составлению характеристик героев.
Отвечают на вопросы учителя, при помощи учителя составляют характеристику героев.
-Как звали девочку?
-Как звали собачку?
-Были ли другие персонажи в этом произведении?
-Кто из героев понравился?
Как его звали? Чем понравился? Какой была Мушка, какой стала?
-Что можно сказать о большой собаке?
-Что можно сказать о хозяине собаки? Так кто же виноват, что большая собака напала на девочку? Что ему можно посоветовать?
- Что можно сказать о ребятах? Как ребята стали относиться к Мушке после случая, описанного в рассказе? Что теперь можно сказать о ребятах?
на доску выставляются заменители персонажей
8. Изготовление книжки-самоделки.
Повторение правил дружной работы.
Организация работы в группах. Каждая группа составляет страничку по одной части рассказа.
Осуществляют решение учебной задачи под руководством учителя.
Выполняют работу по инструкции, договариваются в группе, распределяют обязанности, работают с информацией, оформляют страничку книги, контролируют свою деятельность, готовятся к презентации, запрашивают у учителя необходимую информацию или помощь.
-формирование коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
-формирование умений управлять своей деятельностью;
Работа в статичных группах.
9. Презентация работы.
Организует выступление-показ страниц книги.
Составляют план выступления и показывают страницу книги.
- формирование умения планировать свою работу;
-формирование коммуникативных умений;
10. Итог урока. Рефлексия. Оценка, самооценка работы. Домашнее задание.
Организует рефлексию, самооценку учебной деятельности.
-Прочтите, пожалуйста, глазками эти предложения.
- Что это, как вы думаете? (Пословицы.)
- Выберите те, которые подходят к рассказу.
- С каким произведением познакомились?
- Кто автор?
- Какая главная мысль рассказа?
- Оцените свою работу на уроке.
-формирование внутренней позиции школьника, самоуважения, самооценки;
-формирование инициативности и самостоятельности;
Четыре пословицы: Преданный друг лучше новых двух.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Сам погибай, а товарища выручай.
Родина – мать, умей за нее постоять.
Оценивание с помощью цветовых индикаторов.
Варианты домашнего задания:
1)найти книги о дружбе детей и животных;
2)подготовить пересказ по составленному плану; 3.придумать историю о любимом животном и сделать рису_
нок (по желанию).
Приложение:
В. Чаплина «Мушка».
1 часть. Однажды Люда пришла домой и принесла маленькую чёрную собачку. Собачка была грязная, худая и хромала на переднюю лапку. Когда Люда пустила её на пол, она поджала под себя больную лапку и со страхом оглядывалась по сторонам.
Мне очень не хотелось заводить дома собаку. Придёшь с работы усталая, а тут ещё то комнату убери, то обед приготовь.
2 часть. Вообще Мушка была очень забавная собачка, одно плохо, что пугливая. Наверное, когда она жила на улице, её часто обижали. Случалось, выйдет Люда с ней погулять, а она всего боится. Хлопнет кто-нибудь из ребят или крикнет, а Мушка уже хвост подожмёт, отбежит в сторону и смотрит, куда ей спрятаться. Во дворе, да и в квартире все смеялись над Людой.
- Ну и собаку завела! Заяц и то храбрей. От такой защиты не жди.
Только это оказалось совсем неверно. Как-то раз, когда Люда играла с детьми во дворе, из соседней квартиры выскочила огромная серая собака. Она залаяла и бросилась к детям. Дети испугались и побежали. Люда тоже побежала, но за что-то зацепилась и упала.
3 часть. Собака кинулась на Люду. Она уже была готова укусить её, но тут выскочила Мушка. Словно маленький, чёрный шарик, визжа и лая, бросилась она на большую, страшную собаку. Собака так растерялась, что даже не тронула Мушку. Она с удивлением смотрела на маленькую собачку, которая, вся дрожа от страха, всё же не отступила перед ней и всё старалась загородить собой упавшую девочку.
В это время подоспел хозяин собаки. Он схватил её за ошейник и увёл домой, а Мушка подбежала к Люде, стала к ней ласкаться и лизать её заплаканное лицо.
4 часть. После этого случая Мушку уже никто не называл трусишкой, потому, что она, хоть была маленькой и пугливой, но всё же свою хозяйку в беде не оставила.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ