Урок литературного чтения в 4 классе, программа « Гармония» Тема: Чехов «Ванька»
Урок литературного чтения в 4 классе, программа « Гармония»
Тема: Чехов «Ванька»
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Форма урока: урок – презентация.
Приложение к разработке:
Карточки с заданиями, словари, презентация.
Этап
Цель
Содержание деятельности /методы/
Результат
I. Орг. момент
Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.
Проверка готовности к уроку.
Все ли готовы к уроку.
Представление о готовности к уроку
II. Актуализация знаний обучающихся.
Вспомнить отрывки из знакомых произведений о детях.
Мы сегодня совершим небольшое путешествие в прошлое.
Вспомните, из каких произведений отрывки.
Что объединяет эти произведения?
Ответы уч-ся: о трудной жизни детей.
Вывод: В этих произведениях рассказывается о трудном детстве детей вашего возраста.
III.Целеполагание:
IV.Планирование.
Учить ставить цели обучающихся.
Учить учащихся планировать свои действия.
Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
А что нам надо сделать на уроке,
Что бы узнать об этом? /на доску вывешиваются таблички
последовательность работы/.
В конце урока мы вернемся к нашему плану и посмотрим все ли нам удалось сделать.
Демонстрация отрывка письма из произведения. Когда и кем было написано это письмо?
О трудной жизни детей
Прочитать, выборочно прочитать, понять и сделать выводы, познакомиться с автором.
Предположения уч-ся.
V.Мотивация.
Помочь понять о каком времени
будет идти речь в произведении
показ слайда
/ революция 1917 г., флаги, лента
времени/
Дать историческую справку
VI.Новый материал.
познакомить с биографией А.П. Чехова;
дать возможность уч-ся публично выступать
показ слайда
/ биография А.П. Чехова/
Рассказ о трудной жизни Чехова.
Как вы поняли, какой была жизнь А.П. Чехова?
Что жизнь А.П.Чехова была сложной.
VII.Первичное восприятие текста
познакомить уч-ся с новым произведением;
формировать навыки беглого чтения
Послушайте рассказ «Ванька» /читает
учитель/
уч-ся следят «глазами»
Понравился ли вам рассказ?
С каким настроением вы его слушали?
Что тронуло вас при чтении этого рассказа?
Первичное восприятие
VIII.Работа над текстом в группах
IX.Итог
X.Рефлексия
XI.Домашнее задание
понять текст;
учить сотрудничеству в поиске информации.
Оценить работу класса и учащихся.
Закрепить новый материал дома.
1)Разделите рассказ на части.
Прочитайте начало и конец 1части /со слов «Ванька перевел глаза на темное окно…» до слов
«Как будто его перед праздником
помыли и потерли снегом…»
Объясните, почему вы так решили?
Сегодня вы будете работать в группах. Вам предстоит договориться, кто какое задание будет выполнять. Задания написаны на листочках. Посовещавшись,
выступающий должен всему классу рассказать о своем задании. Обратите внимание /громко, выразительно, правильно/.Всем уч-ся внимательно слушать и следить за ответом выступающего. Будьте готовы оценить, как выступал отвечающий.
Свое высказывание надо строить…
/карточки- «помогайки»/
Чтобы понять содержание рассказа, необходимо выполнить следующие задания:
I часть
Чтение «Разведка»
«Знайки»
Найдите описание внешности дедушки Константина Макаровича.
«Умейки»
Как автор описывает ночь в деревне?
«Почемучки»
От какого лица ведется повествование в этой части?
Работа со словарем: уч-ся называют непонятные слова, которые при чтении вызвали затруднение и поясняют.
Выполнение 1 задания в группах:
прочитали, согласовали по заданиям /уч-ся выступили перед классом/.
Учитель при оценке выступающих обращает внимание на выразительность, правильность ответа.
II часть
Чтение «Работают только губы»
«Знайки»
Найдите и прочитайте, из чего состоит «учение Ваньки»?
«Умейки»
На что согласен Ванька, лишь бы его отсюда забрали?
«Почемучки»
Найдите предложение в тексте, в котором выражено отчаяние мальчика?
Учитель:
Какую работу выполнял Ванька в доме сапожника? Как Вы думаете: уход за ребенком, помощь по хозяйству, чистка рыбы…..
Это настоящее учение? А чему должен был учиться девятилетний мальчик?
А почему Ванька хочет убежать от такого учения? Как ты оцениваешь действия хозяев по отношению к мальчику?
Вывод: совершенно верно, они нарушают его права /на учебу, отдых, на неприкосновенность/.
Так было до революции.
А какие права имеете вы?
(показ слайда «Декларация прав ребенка»)
III часть
Жужжащее чтение
«Знайки»
Как ты думаешь, Ванька более развит, чем Петька? Почему?
«Умейки»
В чем причина этого?
«Почемучки»
Что для Ваньки является его « дачей», т.е. самыми светлыми воспоминаниями?
(смотри в приложение «Начни свое выступление так».
Выступающий уч-к: Нам было задание найти информацию и доказать о том, что Ванька был более развит, чем Петька.
Мы решили, что причиной …..
IV часть
Чтение «шепотом»
1.«Знайки»
Согласитесь ли вы с утверждением, что Ванька наблюдательный, чрезвычайно сообразительный мальчик?
Докажите словами из текста.
2.«Умейки»
Какая часть письма мальчика Вам кажется самой драматичной?
«Почемучки»
Как автор называет письмо?
(доверено самое сокровенное, мечты, надежды).
Учитель:
Вы согласны с утверждением, что Ванька был наблюдательный и сообразительный?
В каком состоянии находится Ванька?
(безысходности)
Возвращаемся к плану. Все ли мы сделали на уроке?
(на доске наглядно показываю красным флажком, что сделано)
Возвращаемся к гипотезе.
Удалось ли Чехову правдиво описать жизнь Ваньки?
А почему автор так точно описывает жизнь мальчика до революции?
Вывод: Да, вы оказались правы. Чехов говорил о себе вот так…
(слайд портрет Чехова, эпиграф)
«В детстве у меня не было детства….»
Обращаемся к плану работы, оцениваем его выполнение.
С автором произведения познакомились?
Над содержанием текста поработали?
Вывод:
Все ли на уроке нам удалось сделать, что запланировали?
Давайте подумаем, что при выступлении ребят удалось, получилось?
Учитель: Я заметила, что надо поработать над выразительностью.
А удалось ли вам поработать в группах?
Вывод:
Мы сегодня учились выступать перед классом.
По желанию выбрать то задание, которое вам бы хотелось выполнить.
1.Предлагаю вам побывать в роли писателя и продолжить рассказ.
2. Пересказать близко к тексту отрывок, который произвел на вас наибольшее впечатление.
3. Прочитайте «как диктор» отрывок, который произвел на вас наибольшее впечатление.
Учащиеся узнают о предъявляемых к ним требованиям.
Умение находить в тексте
слова-доказательства.
Умение находить нужную информацию, работать с текстом.
Оценивать выступающих.
Вывод: не смотря на то, что Ванька был отдан в учение, он ничему не учился.
Понимание страшных слов «смерть одна»,какая безысходность. Мальчику
плохо в чужой семье, никто его не любит, и он скучает по дедушке.
Ваньке повезло, что в его жизни встретились люди,
которые научили его писать, считать и даже плясать кадриль.
Понять, из каких двух частей состоит девятилетняя жизнь Ваньки. Насколько было тяжело жить мальчику у Алехина. Время жизни в деревне среди родных и знакомых ему людей, которые любили его.
Чехов жил в этот период времени и ему жилось так же трудно.
О том как поработали на уроке: получалось ли договориться в группе, помогали ли друг другу при выполнении заданий.
Оценка, обсуждение самых удачных работ учащихся.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ