Урок литературного чтения в 1 классе «Знакомство с буквой Ш (ш)»
МОУ «Красненская СОШ имени М.И.Светличной»
Красненского района Белгородской области
Урок литературного чтения в 1 классе
«Знакомство с буквой Ш (ш)»
Учитель начальных классов
Зенина Инна Николаевна
Целевое назначение урока:
первичное усвоение новых знаний и способов учебных действий.
Тип урока:
урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий.
Цели деятельности педагога:
организовать работу по ознакомлению с буквой Ш (ш) и выяснению (выделению) особенностей звука [ш], использованию схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов; научить выполнять звуковой анализ слов «груша»; обеспечить условия для формирования навыка чтения слов, предложений с изученными буквами, развития речи, фонематического слуха, творческого воображения.
Планируемые результаты образования:
Предметные:
различать звуки и буквы, расшифровывать «закодированные» слова, составлять схемы предложений, характеризовать звуки русского языка ( гласные \согласные; звонкие \ глухие), соотносить звук и соответствующую ему букву.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Познавательные:
общеучебные - использование схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов, структурирование знаний, овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, техникой чтения;
логические - словоизменение (замена одной буквы в слове), сравнение слов, составление слов по заданным слогам,
рассуждения об особенностях звука [ш].
Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать своё действие.
Коммуникативные:
уметь формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета, воспитывать уважение к товарищам.
Оборудование:
1.Для учителя: ИКТ, материалы сети Интернет: www.nsportal.ru, viki.rdf.ru, презентация «Звуковой анализ слов», буквы Ш ( ш), доска, мел.
2.Для учащихся: тетради «Я учусь писать и читать», «Букварь», картинки, схемы слов, зрительные метки, бумажные офтальмотренажёры индивидуальные кассы букв, листки достижений, лесенка для рефлексии, словарь Д.Н.Ушакова.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
(1 мин)
Приветственное слово учителя:
- Прозвенел звонок. Начинается урок. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. А теперь присаживайтесь: сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука; затем – с согласного твердого; а теперь – с согласного мягкого. Молодцы!
Обучающиеся эмоционально настраиваются на урок, садятся на свои места.
Личностные УУД: формирование «стартовой» мотивации к изучению нового.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.
Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.
2.Актуализа-ция опорных знаний
(5 мин)
- Повторим изученный материал. Выполним упражнения из презентации «Звуковой анализ слов».
- разложить картинки в соответствии с данными графическими схемами (работа в паре)
Обучающиеся выполняют зада-ния, раскладывают картинки по схемам, оценивают правильность в листках достижения знаками +, -
Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценкапроцесса
Регулятивные: контроль, коррекция,прогнозирование.
3. Введение в тему урока. Постановка учебной задачи
(2 мин)
- Ребята, хотите отправиться в гости к сказке?
- Отгадайте загадку и узнаете в какую сказку мы попадём:
Мышка дом себе нашла,
В доме том в конце концов
Мышка добрая была:
В доме том в конце концов
Стало множество жильцов.
- А с собой возьмём героев, изображённых на картинках:
Работа со зрительными метками
- Посмотрите на картинку № 1.
- Посмотрите на картинку №2.
- Посмотрите на картинку №3.
- Посмотрите на картинку №4.
- Какая неизвестная буква встречается во всех словах?
- С какой буквой мы сегодня познакомимся?
- Какова тема нашего урока?
Отвечают на вопросы учителя:
- Теремок.
1- мышка - норушка,
2- зайчишка - трусишка,
3- лягушка - попрыгушка,
4 – лисушка–подружка, мишка - топотыжка
- Буква Ш.
- Мы познакомимся с буквой Ш.
- Знакомство с буквой Ш (ш).
Познавательные УУД: анализируют, делают выводы, выделяют познавательную цель.
Коммуникативные УУД: обмениваются мнениями, выражают свою точку зрения.
Регулятивные УУД: осознают, что уже известно и что предстоит усвоить.
Личностные УУД: проявление интереса к изучаемому на уроке.
Физкульт-минутка
(2 мин)
1.Зрительная гимнастика с использованием бумажного офтальмотренажёра.2.Сенсорный крест.
1.Выполняют задания с разноцветными кружками.
2.Составляют предложения.
Регулятивные УУД: самоорганизация отдыха на уроке.
4. Усвоение новых знаний и способов действий
(10 мин)
- Стоит - Стоит в поле шалаш. - Бежала мимо мышка -норушка, остановилась и спрашивает:
- Кто в шалаше живёт? А шалаш отвечает:
- Я ничей. Ответишь на мои вопросы, пущу к себе жить! Давайте, ребята, поможем мышке!
1. Знакомство с буквой
- С какого звука начинается и заканчивается слово «шалаш»? Какой буквой обозначается звук [ш]?
-Посмотрите на буквы Ш, ш. На что она похожа Ш?
2. «Мини – исследование»
- Обратите внимание на то, какое это интересное слово «шалаш».Может, кто-то догадался, в чём его особенность?
- Прочитайте значение слова «шалаш» в словаре Д.Н.Ушакова (показ словаря).
3) Групповая работа над слогами
- Составьте слоги со звуком [ш].
- Прочитаем слоги хором .
Поселилась мышка.
Бежит мимо лягушка - попрыгушка.
- Кто в шалаше живёт? Пусти меня к себе жить. А мышка-норушка отвечает:
- Выполнишь моё задание, пущу.
4) Звукобуквенный анализ слова «груша» (фронтальная работа у доски).
-Произнесите это слово, ведя по клеточкам в учебнике. Каждый звук должен попасть в клеточку.
- Интонационно выделите первый звук в слове. Назовите первый звук. Расскажите об этом звуке. Интонационно выделите второй звук в слове.
- Назовите второй звук, расскажите о нём.
- Назовите третий звук, расскажите о нём.
- Назовите четвёртый звук.
-У этого звука есть пара по звонкости-глухости, ([ш] [ж].)
-Назовите пятый звук.
-Замените фишки в схемах слов буквами.
-Разделите слово на слоги.
- На какой слог падает ударение?
- Прочитайте правило в учебнике.
- Составить предложение со словом «груша».
- Начертить на доске схему предложения.
Ответы детей:
- Со звука [ш].
- Буквой ША
-На вилы
- Оно читается одинаково: и слева, и справа.
Ученик читает значение слова: «Шалаш - легкая постройка из жердей, покрытых ветками соломой травой». Рассказывает, когда и зачем строили шалаши.
По индивидуальным кассам составляют слоги, один читает всем, что получилось. Оценивание.
Дети отвечают:
- Гггруша
-Это согласный, твёрдый, звонкий.
-[р] - согласный, твёрдый, звонкий
- Звук [у] - гласный
- Звук [ш] - согласный, твёрдый, глухой.
- Звук [а] – гласный
- Гру-ша
- На первый
Вывод: у звука [ш] нет мягкой пары!
Дети составляют предложения и вычерчивают схемы у доски.
Предметные УУД:
характеризовать звуки русского языка
( гласные \согласные; звонкие \ глухие), соотносить звук и соответствующую ему букву, составлять схемы предложений
Познавательные УУД:
общеучебные - использование схем и моделей звукового состава слова для выполнения звукового анализа слов, структурирование знаний, овладение техникой чтения.
логические - рассуждения об особенностях звука [ш].
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать своё действие.
Коммуникативные УУД: развивать умения вступать в диалог с учителем и сверстниками, высказывать собственные мысли, участвовать в коллективном обсуждении.
5. Закреп-ление новых знаний и способов действий
(8 мин)
Впустила мышка-норушка лягушку - попрыгушку. Живут-поживают. Скачет к шалашу зайчишка -трусишка
- Кто в шалаше живёт? Пустите меня к себе жить. А они говорят: «Выполнишь наше задание – пустим».
5)Чтение слов в учебнике парами (стр. 125)
- Прочитайте столбики слов. Читайте внимательно.
- Какими буквами различаются слова в первом столбике?А во втором?
Стали они жить вместе и играть.
6) Игра «Найди слово в слове» (групповая работа)
-Какие слова можно прочитать, если переставить буквы или убрать лишние?
ШАРФ
ШУТКА
МАШИНА (обращает внимание на слог ШИ)
Идёт по лесу лисушка-подружка, увидела шалаш, остановилась и спрашивает:
- Кто в шалаше живёт? Пустите меня к себе жить. А зайчишка- трусишка говорит:
- Выполнишь наши задания - пустим.
6) Составление слов (работа на интерактивной доске)
- Соедините слоги так, чтобы получились новые слова: ДЫ, ПРО, ШУ, РУП, МЫ, МАЛЫ, КРЫ
Ответы детей:
-ж – ш
ш – с
Шар; фарш.
Утка, шут,туша, тушка.
Шина,Маша, Миша, ниша, наша.
Вывод: ШИ – пиши с буквой И
Оценивают правильность в листках достижения знаками +,-
себя и товарищей.
Дышу, прошу, шуруп, мыши, малыши, крыши
Познавательные УУД:
общеучебные - овладение приёмами понимания прочитанного;
логические - словоизменение,сравнение слов, составление слов по заданным слогам.
Регулятивные УУД:
контролировать и оценивать достигнутые результаты своей и чужой деятельности и адекватно формулировать их в устной форме, вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности;
Коммуникативные УУД:
участвовать в коллективном обсуждении,
аргументировать свое мнение,
осуществлять контроль.
Физкульт-минутка
(3 мин)
Экологический букварь
-Стала и лисушка-подружка жить в шалаше. Дружно живут животные, днём гуляют у озера. Давайте и мы подойдём к нашему озеру, полюбуемся красотой природы, вздохнём глубоко, сделаем несколько расслабляющих движений и найдём слова, в которых встречается буква Ш.
Дети подходят к уголку отдыха, выполняют расслабляющие движения под музыку и на экологическом панно находят слова с буквой Ш.
Личностные: учиться переключаться на другой вид деятельности
- Прочитать самостоятельно текст о кошке Пушинке.
Беседа по вопросам:
- Как звали кошку?
- А как шалила Пушинка?
- Найдите и подчеркните слова с буквой ш.
- А вот и последний герой нашей сказки: мишка-топотыжка пожаловал, огромный. Тоже просится в шалаш. Друзья и рады бы мишку впустить, да места нет. А медведь хитрый. Он дал большое трудное задание. Если справятся с ним животные, так и быть, уйдёт мишка в лес. Только мышка- норушка ещё умнее оказалась. Она задание на части разделила и просит вас, ребята, помочь его выполнить. Выполним?
8)Дифференцированная работа по тетради «Я учусь писать и читать»
Карточка 1.
Составьте слова с буквой Ш (1-й столбик). Поставьте в словах ударение. Подчеркните слово, над которым не поставили ударение.
Карточка 2.
Составьте слова с буквой Ш (2-й столбик). Сравните количество букв в словах «стрижи» и «шалаши». В каком из этих слов больше слогов? Подчеркните.
Дети читают самостоятельно текст и отвечают на вопросы учителя.
Самостоятельное выполнение заданий. Взаимопроверка. Самооценивание.
Познавательные УУД:
общеучебные – овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения;
логические - сравнение слов, составление слов.
Регулятивные УУД:
волеваясаморегуляция, самоконтроль.
Коммуникативные УУД:уметьформировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
6. Итог урока
(2 мин)
- Вот мы и справились со всеми заданиями. Придётся мишке-топотыжке уйти. Стали животные жить дружно, что им завидовали все звери и птицы.
-Что значит дружить?
- Кто такой друг?
- Хорошо ли быть без друзей?
- А кого называют настоящими друзьями?
- Понравилась вам сказка?
- С каким звуком мы познакомились на уроке?
- Дайте характеристику этому звуку.
- Назовите его пару по звонкости-глухости.
Отвечают на вопросы учителя.
Вывод: друг - это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т.е. несет ответственность за другого.
Настоящие друзья понимают тебя и уважают твои интересы.
- Со звуком [ш].
- Согласный, глухой, всегда твёрдый.
- Звук [ж].
Познавательные УУД: умение структурировать знания.
Регулятивные УУД:
планирование и прогнозирование результатов, самоконтроль.
Коммуникативные УУД:умение полно и грамотно выражать свои мысли.
Личностные УУД: содействие осознанию учащимися ценности изучаемого предмета, воспитание уважения к товарищам.
7. Рефлексия
деятельности
(2 мин)
Продолжите фразу:
Я узнал…
Было интересно…
Особенно понравилось…
Лесенка
-На какую ступеньку лесенки знаний вы бы себя поставили?
Дети оценивают свою деятельность
Третья ступенька
Я доволен своей работой. Я усвоил новый материал
Вторая ступенька
Я хотел бы работать лучше. Я всё понял, но допускал ошибки.
Нижняя ступенька.
Я не доволен своей работой.
Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения своей
работы и работы всего класса, понимать причины своего неуспеха и находить
способы выхода из этой ситуации.
Коммуникативные УУД:умение выражать свои мысли.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ