Урок литературного чтения во 2 классе "Изучение русской народной сказки "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат среднего (полного) общего образования»
с. Самбург Пуровского района
Конспект урока
литературного чтения в 2 классе
Изучение русской народной сказки
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
подготовила
учитель начальных классов
Хэно Марина Михайловна
с. Самбург, 2013
Урок литературного чтения во 2 классе
Тема: «Изучение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
Цели:
обобщить и систематизировать знания учащихся о сказках, их особенностях;
продолжать формировать интерес детей к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения;
рассматривать сказку как систему отношений;
формировать умение проникать в эмоциональный настрой всего произведения;
использовать картины, воссоздающие воображение детей;
воспитывать бережное отношение друг к другу.
Микроумения:
самостоятельно находить отрывки из текста;
ориентироваться в смысловом содержании текста;
формировать умение видеть заголовок и понимать его роль.
Оборудование:
музыкальный фрагмент;
репродукция В. Васнецова «Аленушка»;
элементы сказок в кузовке;
Бабушка –Загадушка.
Ход урока
1. Организационный момент. (Под музыку в «Гостях у сказки»)
Сегодня у нас необычный урок. К нам в гости пришла Бабушка-Загадушка.
Как мы встречаем гостей?
2. Работа над артикуляцией.
– Cлово «Здравствуйте» проговорите медленно, четко проговаривая по слогам; быстро; нараспев.
Какие приветствия вы еще знаете?
Очень рада Бабушка-Загадушка встрече с вами и теплому приветствию. Она приготовила для вас загадки и задания
ЗАГАДКА 1.
Много жанров есть на свете
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прекрас.
– О каком жанре устного народного творчества спрашивает вас Бабушка –Загадушка? (Сказка)
– Чем этот жанр отличается от других?
– По авторству: на какие группы делятся сказки? (Народная; авторская)
– По содержанию, какие бывают сказки? Назовите ключевой признак, который отличает эти сказки.
Волшебные – происходит волшебство с главным героем; есть предметы волшебства.
Сказки про животных – главные герои – животные.
Бытовые – описан быт и жизнь людей, их привычки, обряды.
3. Проверка домашнего задания.
К сегодняшнему уроку дома вы перечитывали свою любимую сказку и нарисовали главного героя.
Дайте характеристику своей любимой сказке по этим признакам и обоснуйте свой ответ.
Ответы детей.
Например: «Одной из моих любимых сказок является “Колобок”. Я знаю, что она – народная, бытовая т.к. в ней рассказывается о быте народа, о том, как жили люди, чем они занимались».
Ваши ответы порадовали Бабушку –Загадушку, и она надеется, что и со 2 заданием вы справитесь.
4. Отгадывание сказок.
ЗАГАДКА 2.
Элементы разных сказок
Мы собрали в кузовок.
Отгадай названье сказки
Будь внимателен, дружок.
В этом кузовке спрятаны предметы из сказок. Ваша задача – вспомнить и назвать в какой сказке они встречаются.
Костюм мальчика. – «Гуси-Лебеди», «Мальчик с пальчик», «Иванушка-Дурачок».
Кукла девочки. – «Снегурочка», «Царевна-лягушка», «Крошечка-Хаврошечка».
Камень. – «Иван-Царевич и серый волк».
Вода. – «По щучьему веленью…», «Лягушка-путешественница», «Золотая рыбка».
Козленок.– «Волк и семеро козлят», «Волк и коза».
А все эти предметы в какой сказке встречаются? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).
5. Работа над названием сказки.
– Чтение названия сказки с доски.
– По названию определите главных героев.
Что заметили в названии?
Почему автор назвал ласково: сестрица Аленушка и братец Иванушка?
Какие отношения между героями? «Сестрица и братец» – в этих словах мы чувствуем добро, ласку, тепло, заботу…
6. Чтение сказки по учебнику.
Прочтем сказку вместе, вслушиваясь в интонации, сопереживая, и подумаем над вопросом: повлияли ли превращения на отношения между братом и сестрой? И как повлияли? Сохранили ли они свои чувства, которые вы назвали при произношении слов «сестрица и братец»?
Чтение сказки учителем и детьми.
7. Первичный анализ.
– Слушал ли Иванушка свою сестру?
– К чему это привело?
– Как отнеслась Аленушка к брату, ставшему козленочком?
– Кто помог Аленушке освободиться от колдовства и как?
– Почему «ведьму» никто не распознал, только Иванушке все было ведомо?
Ведьму, представителя волшебного мира, может видеть тот. Кто сам находится в волшебном мире. Если бы Иванушка оставался мальчиком, он бы тоже ведьму не распознал. Но как только он обернулся козленочком, произошло его превращение из земного существа в представителя волшебного мира. Теперь он обладает как бы двойным зрением: видит то, что в земном мире и другую, волшебную сторону событий.
– Повлияли ли превращения на отношения между братом и сестрой?
Вывод: отношения, близкие и в радости и в горе.
8. Работа над картиной.
Следующее задание Бабушки – Загадушки.
ЗАГАДКА 3
Есть полотно,
Красиво оно,
Но печально и грустно
Девице одной.
Рассмотрите картину, написанную Виктором Васнецовым, подмечая все детали.
– Что роднит сказку и картину?
– Какой момент в сказке вдохновил художника на этот сюжет? (Найдите в тексте и прочитайте)
– Как именно изобразил художник Аленушку: почему она плачет? Почему одна? (Она сидит пригорюнившись, опустив голову на колени, смотрит на воду.)
– А почему В. Васнецов изобразил Аленушку у воды? (Все грустные события связаны с водой. Иванушка обернулся козленочком как раз потому, что очень хотел воды испить. Именно в воду бросила ведьма Аленушку.)
Сидя у воды, о чем она думает? О своем одиночестве? Корит брата или сетует, что недоглядела за ним?
Домашнее задание: мысли про себя – внутренний монолог. Если вы проникнитесь сочувствием к Аленушке, обретете способность слышать ее внутренний голос, то сможете составить внутренний монолог.
Вернемся к сказке.
– Зачитайте слова Иванушки, которые он описывает как плач-заклинание.
– Прочитайте ответные слова Алёнушки. С какой интонацией нужно читать эти отрывки (мелодично, жалобно).
– Какую бы музыку подобрали к этим отрывкам?
Сказки неразрывно связаны с фольклором, русскими напевами, где раскрываются нравы и быт русского народа.
А если рассмотреть сказку по авторству и содержанию, то какой вывод можно сделать? (Волшебная).
Понравилась ли вам концовка сказки?
Изобразите своё настроение на кружочках, нарисуйте в виде смайлика и подарите своей гостье.
СПАСИБО ЗА УРОК!
Поурочные разработки по чтению. 2 (1-4) класс. К учебникам М.В. Головановой и Л.Ф. Климановой. М.: «ВАКО», 2005 (в помощь школьному учителю).
Ушинский К.Д. Родное слово: Книга для детей и родителей/ Сост., предисл., примеч., словарь, подгот., текста Н.Г. Ермолиной. – Новосибирск: Дет. Лит., 1994
Родная речь. Учеб. Для учащихся нач. шк. в 3 кн. 1, ч.1/ Сост. М.В. Голованова и др. – 6-е изд.- М.: Просвещение, 2003.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ