Урок на тему "Русская поэзия ХХ века"
«Средняя общеобразовательная школа р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области» Поэзии прекрасные моменты. для учащихся старшей школы, направленный на развитие содержания раздела «Русская поэзия ХХ века». Темлюкова Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ р.п. Духовницкое Духовницкого района Саратовской области» 2007 г.Муниципальное общеобразовательное учреждение
Элективный курс
Пояснительная записка
Элективный курс « Поэзии прекрасные моменты» предназначен для учащихся 11-х классов, выбравших гуманитарный или филологический профиль дальнейшего обучения, и может быть использован для дополнения и углубления основного курса литературы XX века.
Русская литература XX века является своеобразной связующей нитью между классической поэзией XIX века, шедеврами лирики «серебряного века» и литературой нового тысячелетия. Русская поэзия всегда была и остается выразителем своего времени, откликается на события и перемены, дает им эмоциональную оценку еще до того, как происходит осмысление нового. Так было на рубеже XIX- XX веков, в годы Великой Отечественной войны. Отечественная поэзия 60-90-х годов смогла достаточно точно и ярко выразить и душевное состояние , и психологию настроений и чувств людей второй половины XX века – сложнейшего общественно-исторического этапа развития нашей страны. Поэтому без изучения русской поэзии этого периода невозможно постичь и историческое прошлое нашей страны, и понять состояние русской дитературы на современном этапе.
Основные цели данного курса – осветить главные направления развития русской поэзии последних десятилетий XX века, рассмотреть деятельность литературных группировок, их теоретическую платформу, эстетические приоритеты, а также их вклад в историю русской литературы, познакомить учащихся с наиболее значимыми и самобытными авторами этого периода, научить осмысленному чтению лирических произведений, развивать навыки самостоятельного изучения материала, интерес к исследовательской деятельности.
Задачи курса:
совершенствование умений анализа и интерпретации лирического произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности;
формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа;
написание различного вида творческих работ;
развитие умения определения и использования необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и другое.
Курс способствует развитию творческих способностей учащихся, правильному построению устного и письменного выступления, развивает речь и образное мышление школьников, их эмоциональное и эстетическое восприятие, позволяет расширить кругозор старшеклассников.
Программа предусматривает различные виды деятельности учащихся:
выполнение индивидуальных и групповых заданий;
решение проблемных вопросов;
выразительное чтение и комментирование художественных текстов;
работа с критической литературой;
сопоставительный анализ литературных произведений;
подготовка и защита проектов.
Программа курса построена в соответствии с историко-хронологическим принципом. В нее включены как произведения поэтов, рекомендованные государственным стандартом по литературе, так и произведения, не входящие в государственный стандарт, что позволит учащимся более широко и полно познакомиться с поэзией второй половины XX века.
Программа рассчитана на 34 занятия, включает в себя обзорные занятия и занятия, посвященные монографическому изучению творчества отдельных поэтов второй половины XX века.
Содержание программы
Введение
Программы и задачи элективного курса. Истоки поэтического развития поэзии второй половины XX века.
I. Многообразие художественно-стилистических поисков в поэзии второй половины XX века
Медитативная лирика.
Гражданская лирика.
«Тихая лирика».
Бардовская лирика.
Ленинградская поэзия.
Новейшая русская поэзия.
II. Медитативная лирика
Обзор направления.
А. Тарковский.
Ю. Левитанский
III. Гражданская (эстрадная лирика)
Предшественники гражданской лирики.
Б. Слуцкий.
А.Вознесенский.
Е. Евтушенко
IY. “Тихая лирика”
Н. Рубцов
Ю. Кузнецов
Б. Чичибабин
Y. Бардовская поэзия
Ю. Визбор
А. Галич
YI. Ленинградская поэзия
И. Бродский
YII. Новейшая русская поэзия
Е. Кропивницкий
Г. Сапгир
Вс. Некрасов
Учебно-тематический план
№ урока
Тема урока
Количество часов
Виды и формы работы
1-2
История поэтического развития второй половины XX века
2
Лекция, составление опорных конспектов
3
Многообразие художественно-стилевых поисков в поэзии второй половины XX века
1
Лекция, индивидуальные задания, работа с лексикой
4
Медитативная лирика
1
Лекция
5
А. Тарковский
1
Индивидуальные задания, выразительное чтение, анализ текстов
6.
Ю. Левитанский
1
Индивидуальные задания, выразительное чтение, анализ и обсуждение
7.
Семинар
8.
Гражданская (эстрадная) лирика и ее предшественники
1
Представление выполненных в группах заданий
9.
Б. Слуцкий
1
Индивидуальные задания, выразительное чтение и анализ стихов
10.
А. Вознесенский
1
Индивидуальные задания, чтение и анализ стихов
11.
Е. Евтушенко
1
Индивидуальные сообщения, конспектирование, выразительное чтение, анализ стихов
12-13.
Зачет «по горизонтали»
2
Зачет принимают учащиеся, готовившие сообщения по творчеству отдельных писателей
14.
«Тихая лирика»
1
Лекция, составление конспекта, выразительное чтение стихов
15.
Н. Рубцов
1
Индивидуальные сообщения, сравнительный анализ стихов, сочинение
16.
Ю. Кузнецов
1
Индивидуальные сообщения, выразительное чтение и анализ стихов
17.
Б. Чичибабин
1
Индивидуальные сообщения, комментированное чтение и анализ стихов, составление сравнительной таблицы
18-19.
Конференция
2
Выступление докладчиков, содокладчиков, оппонентов
20.
Бардовская поэзия
1
Лекция вдвоем, прослушивание и обсуждение песен поэтов-бардов
21.
Ю. Визбор
1
Индивидуальные сообщения, выразительное чтение и анализ стихов
22.
А. Галич
1
Индивидуальные сообщения, выразительное чтение и анализ стихов
23-24
Литературный праздник
2
25
Ленинградская поэзия
1
Лекция, составление опорных конспектов, сравнительный анализ тематики стихов, составление таблицы
26.
И. Бродский
1
Индивидуальные сообщения, выразительное чтение и анализ стихов
27.
Отчет о самостоятельно прочитанном произведении
1
Индивидуальные выступления учащихся
28
Новейшая русская поэзия
1
Лекция, составление конспектов, заполнение таблицы
29
Е. Кропивницкий
1
Индивидуальные сообщения, выразительное чтение и анализ стихов
30
Г. Сапгир
1
Индивидуальные сообщения, выразительное чтение и анализ стихов
31
Вс. Некрасов
1
Индивидуальные сообщения, выразительное чтение и анализ стихов
32-34
Защита проектов
3
Призентация и защита индивидуальных и коллективных проектов
Все занятия по курсу условно можно разделить на три вида:
Обзорные лекции;
Занятия по творчеству отдельных поэтов;
Итоговые обобщающе-контролирующие занятия по теме.
Обзорные лекции целесообразно готовить и проводить учителю с привлечением отдельных учащихся в качестве содокладчиков, чтецов, помощников в иллюстрировании лекции наглядными материалами (представление портретов и форографий поэтов, выставки изданий, чтение воспоминаний современников и т.д).
При организации занятий по творчеству отдельных поэтов можно опираться на работу учащихся в группах. Например, при изучении гражданской лирики предполагается знакомство с творчеством Б. Слуцкого, А. Вознесенского, Е. Евтушенко. После обзорной лекции класс делится на три группы, каждая из которых готовит сообщения, при помощи и поддержке учителя, об одном из поэтов. Эти сообщения должны включать в себя биографические сведения о поэте, краткий обзор его основных произведений, тематику стихов, библиографические данные о критической литературе, посвященной творчеству данного поэта. Задания в группах распределяются таким образом, чтобы все учащиеся были задействованы в подготовке занятия. Произведения для анализа на уроке предлагаются учителем и готовятся всеми учащимися. В процессе проведения занятия учащиеся составляют планы-конспекты по творчеству всех поэтов этого направления, каждый участвует в подготовке какой-то части материала, а различные виды анализа стихов осуществляются всеми учащимися. Формулировку темы урока также дают учащиеся, посоветовавшись с учителем.
Итоговые обобщающе-контролирующие занятия могут быть проведены в форме:
различного вида семинаров;
различной формы зачетов;
дебатов;
самостоятельной работы;
конференции;
иследовательской работы;
составления литературных обзоров;
составление аннотаций;
сочинений и т.п.
создание и защита творческих проектов.
Система оценки достижений учащихся.
Одним из основных способов учета знаний учащихся является устный опрос, устное выступление. При оценивании следует учитывать полноту, логичность, доказательность изложенного материала, композиционную стройность выступления и богатство речи учащегося.
При оценивании письменных творческих работ ставится две оценки: первая ставится за содержание, речевое оформление, самостоятельность суждений, вторая – за грамотность. Основные критерии оценки соответствуют общепринятым нормам.
Кроме того, может быть использована накопительная оценка, т.е. когда оценка ставится не за один конкретный ответ, а за систему ответов по определенному разделу изученного материала.
Материалы для проведения элективного курса.
Занятие № 1-2
Тема: «История поэтического развития второй половины ХХ века».
Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями развития русской поэзии второй половины ХХ века, показать неразрывную связь с поэзией серебряного века и классической поэзией ХIХ века, развивать умение конспектирования, выделения главного, способствовать формированию глубокого уважения к родной литературе.
Основные виды деятельности на уроке: лекция учителя, составление опорного конспекта.
Ход урока.
Целеполагание урока.
Лекция.
Аналитическая беседа по содержанию лекции.
Подведение итогов.
Домашнее задание.
1.«Середина века оказалось счастливой порой едва ли не для всех значительных русских поэтов – вне зависимости от возраста, творческого опыта или литературных пристрастий…Кипучее, неугомонное время!…Время обновления, время резко возрастающего спроса на инициативу, время , взывающее к личной ответственности каждого!»- так характеризовал 50-60 годы ХХ века С. Чуприн в своей книге «Крупным планом. Поэзия наших дней: проблемы и характеристики». Что же это было за время, что за поэтические течения? Особенности лирики 50-90-х годов и предстоит изучить и понять при изучении данного курса . А на сегодняшних занятиях мы познакомимся с истоками русской поэзии второй половины ХХ века, проследим ее неразрывную связь с поэзией ХIХ века. (На доске записаны основные положения, на которые следует обратить внимание в ходе лекции и тезисно законспектировать их).
В чем заключаются особенности лирики второй половины ХХ века?
Назовите основные направления лирики второй половины ХХ века.
Какие направления в поэзии 30-х годов вы можете назвать?
В чем значимость поэзии 30-х годов?
Многообразие жанров и тем в поэзии 40-50-х годов.
С чем связан поэтический бум 50-70-х годов?
2. Лекция учителя, содержащая основные положения, записанные на доске.
3. Аналитическая беседа по содержанию лекции.
Назовите поэтов «серебряного века», какие традиции этого периода продолжили поэты 50-80-х годов.
Сравните два стихотворение А. Прокофьева «Матрос в октябре» и «Никого не будет в доме…» Б. Пастернака. Какое утверждение лекции можно проиллюстрировать с помощью этого сравнительного анализа?
В чем значимость поэзии 30-х годов?
Многообразие жанров и тем в поэзии 40-50-х годов. Какие стихи этого периода вы можете назвать еще?
С чем связан поэтический бум 50-70-х годов?
4. Итак, сегодня мы начали знакомиться с русской поэзией второй половины ХХ века, следующие занятия позволят нам более глубоко погрузиться в особенности этого времени, узнать более подробно произведения русских поэтов этого времени.
5. Домашнее задание:
Подготовить выразительное чтение стихов по группам:
Первая группа – стихи Н. Заболоцкого;
Вторая группа – А. Вознесенского;
Третья группа – Н. Рубцова;
Четвертая – Б. Окуджавы.
Занятие № 3
Тема: “ Многообразие художественно-стилевых поисков в поэзии второй половины ХХ века”.
Цели занятия: Помочь учащимся разобраться в главных направлениях развития русской лирики 50-90-х годов, показать деятельность литературных группировок, их теоретическую платформу, эстетические приоритеты, их вклад в историю русской литературы;
развивать умение учащихся работать над текстом художественного произведения , аргументированно высказывать свою точку зрения, продолжать обучение конспектированию; продолжать лексическую работу.
Ход занятия.
Проверка домашнего задания.
Слово учителя.
Итоги урока.
Домашнее задание.
В начале урока учащиеся читают выразительно подготовленные дома по группам стихи.
Скажите, пожалуйста, одинаково ли звучание, тематика, отношение к жизни в прозвучавших стихах?
Действительно, прочитанные стихи очень разные и по тематике, и по отношению к изображаемому, и по манере написания?
Стихи какого поэта наиболее близки к поэзии “серебряного века”?
Стихи какого автора напоминают стихи С.Есенина?
Какого автора можно назвать продолжателем В. Маяковского?
Н. Заболоцкий, А.Вознесенский, Н. Рубцов, Б. Окуджава были современниками, манера их стихов, особенности лирических героев совершенно разные. Творчество этих поэтов относятся к разным литературным группировках, каждая из которых имеет свои особенности, свою теоретическую платформу. Сегодня на уроке мы кратко познакомимся с наиболее значимыми из них, а более подробно будем знакомиться с ними на последующих занятиях. В литературе второй половины ХХ века иследователи выделяют медитативную или высокую лирику, “громкую (эстрадную) поэзию”, “тихую лирику”, особое место занимает ленинградская поэзия 50-70-х годов, авторская песня и поэзия андерграунда.
Какое из названий литературных направлений не совсем ясно с точки зрения лексического значения слов?
Во время конспектирования лекции подчеркните слова, толкование лексического значения которых вызовет затруднение .
Лекция учителя, содержащая краткий обзор основмых направлений русской поэзии второй половины ХХ века.
- Сегодняшняя лекция дает лишь краткий обзор основным направлениям русской поэзии второй половины ХХ века. Подробнее этот материал будет рассмотрен на последующих занятиях.
Домашнее задание: 1. Записать в тетрадь лексическое значение новых для вас слов из лекции.
2. Материалы лекции систематизировать с помощью таблицы:
№ п/п
Основные направления русской поэзии второй половины ХХ века.
Характерные особенности направления.
Поэты, представители направления.
Занятие № 10
Тема: “Особенности творчества А. Вознесенского”. ( Тема примерная, так как формулирует тему урока группа учащихся, готовившая материалы по творчеству поэта; в формулировке желательно передать индивидуальность творчества А. Вознесенского).
Цели урока: дать краткий обзор поэзии А. Вознесенского, познакомить учащихся с особенностями его стихов, основами поэтики;
Развивать умение анализа поэтического произведения, внимание к художественному слову, умение работать с критической литературой, выражать собственное мнение.
Виды деятельности учащихся на уроке:
составление конспектов;
выразительное чтение стихов
комментирование произведения и его анализ;
проблемная беседа;
сообщения учащихся.
Ход урока.
Слово учителя.
Определение темы урока и сообщения учащимися биографических данных поэта.
Выразительное чтение стихотворения «Пожар в Архитектурном институте».
Проблемная беседа.
Чтение и анализ стихов поэта.
Подведение итогов.
Обзор критической литературы по творчеству А. Вознесенского.
Домашнее задание.
1. - « В 1957 году [Андрей Вознесенский] окончил Московский архитектурный институт и тометил это окончание такими стихами: «Прощай, архитектура! Пылайте широко, коровники в амурах, сортиры в рококо!» Он не вошел в поэзию, а взорвался в ней, как салютная гроздь, рассыпаясь разноцветными метафорами. Если я начинал печататься с очень плохих стихов, лишь постепенно вырабатывая свою поэтику, то Вознесенский появился с поэтикой уже сконструированной. Попав в море русской поэзии, он сразу поплыл баттерфляем, а его ученические барахтанья остались читателям неизвестны. В ранней юности он ходил на дачу к Пастернаку, показывал ему свои стихи. Но генезис его поэтики – это вовсе не божественный бормот Пастернака, а синоним американского джаза, смешанные с русским переплясом, цветаевские ритмы и кирсановские рифмы, лигически-конструктивное мышление архитектора-профессионала: коктейль, казалось бы, несовместимый. Но все это вместе и стало уникальным поэтическим явлением, которое мы называем одним словом: «Вознесенский». Одна из его первых книг не случайно называется «Мозаика».< …> Во главу угла он поставил метафору, назвав ее «мотором формы» Катаев назвал поэзию Вознесенского «депо метафор». Его ранние метафоры ошеломляли: «по лицу проносятся очи, как буксующий мотоцикл», «мой кот, как радиоприемник, зеленым глазом ловит мир», «и из псов, как из зажигалок, светят тихие языки», но иногда шокировали: «чайка – плавки бога». После Маяковского в русской поэзии не было такой метафорической Ниагары. У Вознесенского с ранней юности было много противников, но никто не мог отнять того, что он создал свой стиль, свой ритм».
Е. Евтушенко. Строфы века. Антология русской поэзии. 1995.
2. Эти слова Е. Евтушенко как нельзя точно и емко выражают неповторимость, оригинальность творчества А. Вознесенского. Тему нашего урока, посвященного его творчеству, формулируют учащиеся, готовившие сообщения к занятию, и аргументируют свой выбор. ( Далее учащиеся делают сообщения по биографии поэта, остальные составляют краткие конспекты).
- Как вы уже слышали из цитаты Е. Евтушенко, одним из первых опубликованных стихотворений было стихотворение «Пожар в Архитектурном институте». Послушайте его. Докажите правоту Е.Евтушенко, говорящего о «метафорической Ниагаре» поэзии Вознесенского. ( Работа с текстом по выявлению средств выразительности).
Поэзия Вознесенского всегда вызывала противоречивые отзывы среди критиков. Внимательно прочитайте цитаты из критических работ Н. Грибачева и В. Барласа ( напечатанные цитаты находятся на рабочих столах учащихся) и ответьте на вопросы.
«Наряду с тем хорошим и интересным, что сделано молодыми, достаточно примеров и мелкой лирической «пахоты». И прежде всего поражает в подобных случаях невыношенность, незрелость мысли: и есть она в зародыше, а не додумана, не отшлифована, и в таком виде никак не приспособить ее в интеллектуальном хозяйстве человека. Очень характерным примером может послужить в данном случае стихотворение Андрея Вознесенского «Пожар в Архитектурном институте»: горит здание, пропадает народное добро, чья-то мысль, воплощенная в архитектуре, чей-то нелегкий труд, а поэт, этакий юный Нерон, наслаждается зредищем, радуется, поскольку вместе с институтом сгорели «дела», в которых занесен выговор поэту, и в заключение браво призывает: «Айда в кино!» И этот «лирический шедевр», который вполне был бы способен украсить анналы вандализма, если бы не был продиктован поистине зеленой детскостью мышления, написан поэтом, который создал интересную поэму «Мастера» – гимн труду и созиданию. Даже поверить трудно в такую метаморфозу, но – факт. А между тем Вознесенский ведь действительноталантлив, изобретателен в форме – для чего же ему нужно тратить силы на создание «лирических» нелепостей?» Н. Грибачев. Что характерно для творчества молодых. 1963.
“Поиски искусства – это поиски свободы. Свободы от чего? От всего, мешающего непосредственно выразить т, как впервые открываешь для себя мир; выразить и нести это сокровище, как светоч, на удивление всем окружающим. <…>
Кажется, что уже давным-давно, а на самом деле – лет двадцать тому назад, молодой человек, заканчитвающий архитектурный институт, попутно пишущий для себя стихи, наделенный поразительной восприимчивостью к любым разрушающим связям и безмерно уязвленный этим, ощутил призвание к тому, чтобы как можно непосредственнее запечатлеть
Эту сторону своего бытия, в звучащем слове. Считал ли он, что это вообще знаменательно для времени, верил ли, что на своем пути как-то поможет людям противостоять разобщающим влияниям, или просто доверился своему назначению, но он круто переломил тогда свою судьбу. И безоглядно отдался опасному поиску, жертвуя многими из признанных ценностей поэзии.
Думаю, что именно с этим решением связвно стихотворение “Пожар в Архитектурном институте” (1958): “ Прощай, архитектура!.. Жизнь – смена пепелищ. Мы все перегораем. Живешь – горишь” “. В. Барлас. Ассоциативный поиск Андрея Вознесенского. 1986.
Вы ознакомились с различными критическими оценками стихотворения Вознесенского.
Что в суждениях критиков убеждает вас, а с чем вы не можете согласиться?
Правомерна ли, на ваш взгляд. Трактовка этого стихотворения в отзыве Н. Грибачева?
Вдумайтесь в размышления В. Барласа и постарайтесь ответить: какова направленность художественного поиска, который подтолкнул Вознесенского к написанию стихотворения?
Познакомимся еще с несколькими произведениями поэта и проанализируем их особенности:
“Лобная баллада”
А. Михайлов в статье “Андрей Вознесенский. Этюды.” пишет: “ Вознесенский привносит в историческую живопись динамические детали современности и достигает необычайного эффекта” О каких деталях говорит критик?
Что еще, кроме очей-колес мотоцикла, увидено в этой балладе глазами и услышано слухом нашего современника?
Какой, по вашему мнению, эффект обретает подчеркнуто вневременное столкновение исторических и явно современных деталей?
Исторические факты в поэме смещены и переосмыслены поэтом. Анна Монс была фавориткой Петра почти полтора десятилетия. Потом стала женоы прусского посланника в России и умерла своей смертью в 1714 году. А казнена была пять лет спустя в Петербурге ( а не в Москве) Мария Даниловна Гамильтон за то, что “извела своего собственного младенца”. Как вы думаете, почему личные мотивы казни А.Вознесенский заменил на государственные?
Почему в качестве героини баллады он избирает более известную широкому кругу читателей фоворитку царя?
Как, по вашему мнению, передается яркая и противоречивая атмосфера Петровской эпохи?
Еще одно стихотворение “Ностальгия по настоящему”
Какова основная мысль этого стихотворения?
К каким развернутым сравнениям прибегает поэт во второй-четвертой строфах, чтобы пояснить сущность явления “ностальгия по настоящему”?
Как использует поэт возможности омонимии и паронимии ?
Каким образом эти значения совмещены в последней строфе?
Благодаря чему возникает гражданская тема?
Какие еще стихотворения поэта вы прочитали самостоятельно?
Итак, в чем своеобразие произведений и поэтики А. Вознесенского?
В заключении учащимися предлагается список критической литературы по творчеству А. Вознесенского, подготовленный учащимися первой группы.
Домашнее задание: письменно проанализировать стихотворение “Гойя” по примерному плану:
Время создания стихотворения. История его возникновения
Тема стихотворения, идея.
Эмоциональная окраска стихотворения.
Образы, использованные в данном стихотворении.
Средства их создания.
Особенности лирического героя.
Ваше восприятие стихотворения.
Литературный праздник
“Стихи и музыка едины”
Литературный праздник посвящен творчеству поэтов-бардов. Проводится после занятий, посвященных этой теме, а подготовка к нему начинается уже после первого занятия. Эта работа предполагает основательную и целенаправленную подготовку команд по изучению жизни и творчества поэта. Его участники должны поработать в библиотеке и читальном зале, сделать определенный анализ литературы о поэте, выучить немало сттихов и прозы, подготовить выразительное чтение, драматизацию, составить тексты по творческим заданиям и т.п.
Проведение праздника включает в себя несколько этапов:
Изучению жизни поэта. Это творческая работа группы, представляющая собой один из следующих видов:
рассказ об одном эпизоде из жизни писателя;
историю дружбы, любви;
слово о писателе
2. Изучение творчества поэта.
Составить литературно-музыкальную композициюиз стихов и прозы. Определить ее лейтмотив, дать заглавие. Письменно обосновать выбор лейтмотива. Подготовить исполнение композиции.
3. Изучение критической литературы.
Этот вид исследования представляет собой одно из творческих заданий:
представить одну из последних книг о писателе;
составить библиографию статей о поэте в периодической печати за определенный период или книг о творчестве поэта.
4. Мгновения жизни поэта. Организация выставки фотографий и портретов поэта и комментарии к ним.
5. Конкурс исполнителей песен поэтов-бардов.
Как было уже сказано выше, подготовка к празднику начиниется примерно за месяц до его проведения. Учителем предлагается для изучения творчество нескольких поэтов. Учищиеся, объединившись в группы по 10-12 человек, выбирают 2-3 поэтов, в зависимости от отого, сколько организуется групп. Задания “Изучение жизни поэта” и “Изучение критической литературы” выполняются участниками письменно и подаются в жюри за 2-3 дня до праздника. Остальные задания, выполненные учащимися, звучат перед всеми участниками праздника.
При подготовке праздника можно рекомендовать для самостоятельного изучения творчество В.С. Высоцкого, Б.Ш. Окуджавы, А. Галича, Ю.Ч. Кима. Перед началом подготовки учителю следует обратить внимание учащихся на следующие моменты творчества поэтов:
В.С. Высоцкий:
злободневность, тематическое богатство лирики поэта; особое место военной тематики;
лирический герой –романтик, бросающий вызов роковым обстоятельствам в борьбе за любовь, творческое признание, независимость; жизнь, не приемлющая мещанства, лжи, смирения;
признание актера, игра авторскими масками, “ролевая” поэзия;
балладный строй, сюжетность многих стихотворений;
песенные особенности стиха: частое наличие рефрена, антистроф; традиции городского фольклора (жестокий романс, частушки), так называемой блатной лирики.
Б.Ш. Окуджава:
родоначальник “авторской песни”
военная тематика;
московская тематика;
“мягкий” романтизм поэта: пристрастие к творческим, неугомонным натурам, любовь к эпохе рубежа XYIII – XIX в.в. с их представлением о чести, долге, рыцарстве:
культ Женщины и Любви;
темы печали, прощания, расставания;
песенные особенности стиха: рефрены, повторы слов;
органическое совмещение “высокой” и разговорной лексики.
А Галич:
драматическая судьба поэта: от жизни преуспевающего советского репортера – к диссидентству и изгнанию с Родины;
лагерная тема;
сатирические, жанровые песни поэта;
нравственный максимализм поэта; неприятие какого-либо ограничения свободы личности, лжи, лицемерия, приспособленчества и угодничества, трусости и равнодушия.
Ю.Ч. Ким:
автор песен к 48 кинофильмам;
стилизаторский дар Ю. Кима: широкий стилевой диапозон, способность к перевоплощению;
тонкий юмор, иронический подтекст;
изощренность формы при внешней простоте, “легкости” стиха: обилие звуковых перекличек.
После концерта авторской песни жюри подводит итоги праздника, объявляет победителей на каждом этапе.
Темы рефератов и проектных работ.
Живопись П. Филонова и лирика Н. Заболоцкого: общие темы и формы.
Символика лирических образов А. Тарковского.
Функция стихотворений Арсения Тарковского в сюжете фильма Андрея тарковского “Зеркало”
Тема искусства в поэзии Ю. Левитанского.
“Ностальгия по настоящему” в поэзии А. Вознесенского.
Роль метафоры в поэтике А. Вознесенского.
Любовная лирика А. Вознесенского и Е. Евтушенко.
Поэтический портрет в лирике А. Вознесенского и Е. Евтушенко.
“Проклятье, я – профессионал…” : мотив больной совести в поэзии А. Вознесенского и
Е. Евтушенко.
Тема родины и истории в лирике Н. Рубцова.
Образ ветра в поэзии Н. Рубцова.
Развитие рубцовской традиции на примере творчества одного из современных поэтов (по выбору).
Н. Рубцов и А. Жигулин как представители “тихой лирики”
Тема деревни в русской поэзии 60-80-х годов.
“Мир, вероятно, спасти уже не удастся , но отдельного человека всегда можно” (И. Бродский)
Лирический герой ранней лирики И. Бродского.
Поэт и Империя (на материале лирики И. Бродского).
Акмеистические традиции в лирике И. Бродского.
Поэтические открытия И. Бродского.
Счастье в понимании лирического героя Ю.Визбора и Б. Окуджавы.
Мосвка в творчестве Б. Окуджавы и Ю. Визбора.
Юмор и сатира в песенном творчестве В. Высоцкого.
Своеобразие художественного пространства в лирике В. Высоцкого.
Фольклорные мотивы в поэзии Б. Окуджавы.
Символика цвета в лирике Б. Окуджавы.
Песенное творчество В. высоцкого в кинематографе.
Поэзия “андерграунда”: многообразие стилевых поисков.
“Голоса улицы” в поэзии авторов “Лианозовской группы”
“Детское” и “взрослое” в поэзии “Лианозовской группы”
Жизнь слова в поэзии Вс. Некрасова.
Список литературы.
Доронина Т.В., Францова Н.В. Анализ стихотворения. М., Экзамен, 2004.
Иванова Е.В., Павловец М.Г., Семенов В.Б. Русская поэзия второй половины ХХ века. М., АСТ-Астрель, 2002.
Русская литература ХХ века. Практикум. Под ред. Лыссого Ю.М. М., Мнемозина, 1998.
Русская поэзия второй половины ХХ века (Библиотека отечественной классической художественной литературы). М., Дрофа, 2002.
Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы творческой работы. СПб., 2002.
Семенов А.И., Семенова В.В. Русская литература ХХ века в вопросах и заданиях. М., 2001.
Словарь литературоведческих терминов. Редактор-составитель Тимофеев Л.И. М., Просвещение, 1974.
Страшнов С.Л. Русская поэзия ХХ века в выпускном классе. М., Просвещение, 2001.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ