Урок по литературе в 5 классе по теме " Р.Стивенсон "Вересковый мёд"



Муниципальное общеобразовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа с.Липовка








Конспект урока по литературе в 5 классе


«Роберт Льюис Стивенсон: жизнь и творчество.

Баллада « Вересковый мёд». Подвиг героя во имя сохранения тайны предков, их традиций.







Подготовила учитель русского

языка и литературы

Аверкина Надежда Александровна












с.Липовка

2013 г





Цели:

  1. познакомить учащихся с писателем- представителем зарубежной литературы Робертом Льюисом Стивенсоном.

  2. Познакомить с историей Древней Шотландии,

  3. Продолжить знакомство с жанром баллады,

  4. Раскрыть нравственный подвиг героя, его мужество и смелость,

  5. Воспитание патриотизма,

  6. Умение работать со словом, его восприятие,

  7. Развитие навыков анализа текста.


Ход урока:

Орг.момент.

Осн. часть урока:

Слово учителя:

- Ребята, вы знаете, что литература- это не просто учебный предмет, это та область знаний, которая позволяет переноситься нам в любые времена и места. Словно машина времени она переносит нас в прошлое или будущее. Вот и сегодня мы совершим с вами увлекательную литературную экспедицию в древнюю Шотландию.

Что такое экспедиция? (поездка , поход группы лиц отряда с каким-либо специальным научным, военным заданием; группа участников такого мероприятия).

Итак, вы участники экспедиции, я ваш проводник, и мы отправляемся в страну, которую в римскую эпоху именовали Каледонией, а теперь Шотландией, или страной верескового мёда, с целью познакомиться с этой удивительной страной и её историей, побольше узнать об английском писателе, шотландце по рождению Р.Л.Стивенсона, о его творчестве. Урок поможет задуматься над противоречивостью и сложностью жизненного выбора, который порой надо сделать человеку.

В экспедиции мне не обойтись без специалистов, поэтому вместе с нами в Шотландию отправляются «историк», «географ», «биолог», «биограф» Стивенсона и «этнограф». Итак, в добрый путь!

Слово географу.

Географ: Посмотрите на карту. На территории этой небольшой по размерам страны есть похожая на глубокую рану, нанесённую саблей великана, долина Грей-Глен. Большую часть её занимают вытянутые узкие озёра. По обоим берегам которых вздымаются горы. Нижние склоны покрыты лесами, которые выше сменяются лугами, поросшими вереском и жёсткими травами. По горным долинам стекают реки, образуя водопады и прокладывая себе дорогу через лесистые лощины к озёрам.

Слово историку.

Историк: Вся история Шотландии так или иначе связана с соревнованием с английскими соседями. Шотландцев закалили вторжения врагов и очень холодная погода. Здесь живут самоуверенные и отчаянные люди. Символы этой страны – клетчатая материя и волынка. В Шотландии до сих пор сохранилась первозданная природа Шотландии с её дикими горами, прозрачными холодными озёрами и волшебными замками привлекает туристов со всего света. Пожалуй, только здесь можно проникнуться атмосферой настоящего средневековья. Название Шотландия произошло в 11 в. Ещё Шотландию называют страной верескового мёда, т.к. это страна гор, покрытых душистым вереском.

Слово биологу.

Биолог. Вересковый мёд, вереск. Некрупное, но очень красивое растение. Растёт преимущественно на северных песчаных пустошах, среди мхов и лишайников. Редкие цветковые растения здесь приживаются. А вот вереск, приспособившись к дефициту влаги, холодам и ветрам, и снегопадам, прекрасно разрастается и первым покрывает землю плотным ковром, за что такие земли называют вересковыми пустошами. Живёт кустик вереска до 40 лет и за это время настолько обогащает малоплодные грунты, что делает из них почвы, пригодные для культурных растений. Недаром говорят: поселился вереск- нам будет где жить.

Вереск(рисунок)- вечнозелёное растение, высота 30-50 см, листочки мелкие, свёрнутые, цветы сиренево- розовые , колокольчатые. Плод- маленькая коробочка, в которой созревают очень мелкие семена. Во время цветения вереска над ним стоит гул от трудяг шмелей и пчёл . Лечебные свойства верескового мёда восхвалялись в песнях и легендах. Шотландцы рассказывают о своих предшественниках-пиктах, которые погибли, но не выдали врагам секрета напитка из верескового мёда, делавшего людей молодыми и сильными. Зацветает вереск в конце июля- августе и радует людей ковром из цветов порой до снегов. В холод к вереску приползают погреться на солнышко змеи, ящерицы. Вереск закрывает их от ветра, защищает от хищников. Народ принимает их за свиту нечистой силы.

Учитель. Вот мы коротко и узнали , что представляет собой Шотландия, почему её называют страной верескового мёда. Но этого недостаточно для полного представления о Шотландии. Обычно о величии страны судят по тому , сколько гениальных соплеменников подарила она миру. В первых рядах стоят Вальтер Скотт, Артур Конан –Дойл и Роберт Стивенсон А расскажет нам об этом биограф.

Биограф. Стивенсо род. в 1850 г в Эдинбурге в обеспеченной семье. Ему были присущи целеустремлённость, сила воли, азартность, романтичность, чувство собственного достоинства. Дед и отец были инженерами- строителями маяков. Поэтому Роберта притягивало всё связанное с морем. Жизнь писателя не была лёгкой, от матери досталась по наследству болезнь- туберкулёз, и он был прикован к постели.

Стивенсон. Детство моё было безрадостным, жар, бред, бессонница, тягостные дни, нескончаемые ночи, мечты о путешествиях, о море оказались несбыточными. И тогда мне на помощь пришли перо и бумага.

Биограф. По настоянию отца Стивенсон проучился несколько лет на инженерном , потом юридическом факультетах. Стал адвокатом. Из-за ухудшения здоровья уезжает во Францию. Всё что видит-пишет на бумаге, он стал писателем.

Сражаться с судьбой ему приходилось постоянно не на жизнь, а на смерть. Вот предписание врача для 24-летнего Роберта : «Абсолютный покой, никаких волнений, даже приятных, не есть слишком много, не пить слишком много,не слишком много смеяться, можно немного писать, очень мало разговаривать и как можно меньше ходить».

Стивенсон. « В течение 14 лет я ни одного дня не чувствовал себя здоровым, я просыпался больным и ложился в постель измученным, и всё время трудился, не отступая от намеченного пути. Я писал в постели, писал, когда у меня шла горлом кровь, писал,когда меня бил озноб, писал раздираемый кашлем, писал, когда кружилась голова, и с честью поднял перчатку, брошенную мне судьбой, и одержал победу в битве и жизнью.»

Учитель. Вот с таким человеком непростой судьбы мы познакомились во время нашей экспедиции .Он написал много книг: « Остров сокровищ», «Чёрная стрела» Среди малых жанров известна широко баллада « Вересковый мёд».


А что такое баллада?( стих-е фантастического или героического характера, в котором слышится голос автора, оценивающего описываемые события).

Этнограф экспедиции. Шотландией страна стала называться после того, как туда переселились жители Ирландии, которые назывались скоттами. Кроме скоттов, территорию Шотландии населяли племена бриттов, англо-саксов, пиктов, которые относятся к древнейшим народам Шотландии. В начале 9 века они были завоёваны скоттами и вскоре смешались с ними, образовав национальность шотландцев.

Учитель. В основу баллады Стивенсона легло горестное событие- война , во время которой были покорены племена пиктов. Ни один человек не может вернуться назад в Шотландию, не узнав историю покорения пиктов скоттами .Давайте сделаем небольшую остановку и заглянем в прошлое Шотландии. А местные жители помогут нам ярче представить события, описанные Стивенсоном в балладе.

Беседа по вопросам:

- Тронуло ли ваше сердце это произведение?(да, конечно).

-Каким настроением проникнуто вступление о временах былых и безвозвратных?(грустью, печалью, тоской,сожалением)

-Что мы узнали о войне, пронёсшейся над шотландской землёй? Как не описывая сражений, автор заставляет нас почувствовать весь ужас произошедших событий?( сражений не видим, но результаты таковы:

Лежал живой на мёртвом

И мёртвый на живом).

-Как вы себе представляете эпизод встречи шотландского короля и маленьких пиктов?( король на коне,он выше пиктов, они стоят перед ним маленькие).

-Какие чувства владели королём?( гнев)

-Что чувствовали пикты?( страх, ужас)

-Какими словами автор выразил своё отношение к героям?(к королю- угрюм, гневно, к пиктам_ малеькие люди).

-Представьте сцену допроса. В чём величие картины? Какие худ.детали помогают добиться грандиозности изображаемого?( край скалы, вереск звенел над ними,в море катились валы).

-Как погибли отец и сын? Почему старик решил обмануть шотландцев?( мальчика бросили в море, старика сожгли).

-Почему вересковый мёд для старика «святая тайна»?(это вековые традиции их народа, тайна)

-Во имя чего совершает свой подвиг старик?(народа, сохранения тайны).

-Вересковый мёд- баллада. Почему, как вы думаете, Стивенсон обратился к этому жанру?(баллада позволила передать трагедийность событий).

-Какие черты баллады можно найти в «Вересковом мёде»?( острый сюжет, гибель героев).

-Так о чём же заставляет задуматься это произведение?( о народе, традициях, веками складывавшихся).


Закл.часть урока

1 Итоги : Вот и подошла к концу наша литературная экспедиция. Я думаю, она вам запомнится надолго, потому что мы достигли поставленной цели, узанли много интересного о замечательном писателе Стивенсоне и, возможно, вам захочется прочитать его произведения. Хочется верить, что вы останетесь не просто учениками, а ценителями, любителями литературы.

Заканчивая урок, хочу обратить ваше внимание на маленькие карточки, лежащие на ваших столах. Я задам вам вопрос, на который вы ответите молча, выбрав свой вариант ответа( чёрный или белый), оставьте его лежащим на парте той стороной вверх, которую вы выбрали.

Вопрос: как вы относитесь к поступку отца? Что вызывает у вас в душе поступок героя: осуждение( чёрный) или восхищение(белый)?

Задача не в том, чтобы правильно ответить, а в том, чтобы показать сложность жизни, необходимость страшного выбора, преде которым порой жизнь ставит человека, трагизм этого выбора.

2.Дом.зад. выучить наизусть 4 строфы из баллады.

3. Оценки.


































Список использованной литературы

  1. Коровина В.Я, Журавлёв В.П. Литература 5 класс.Ч 2- М;Просвещение, 2009 г.

  2. Григорьева А.В. Уроки литературы в 5 кл. М, 2007 г

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ