Урок по литературному чтению в 3 классе "Д.Н. Мамин-Сибиряк «Медведко»"
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
с.п. «Село Пивань»
Урок по литературному чтению в 3 классе
по программе «Школа 2100»
Разработала и провела учитель начальных классов Ляшок Кристина Петровна
Тема урок: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Медведко».
Цель:
1. Познакомить с новым произведением Д.Н. Мамина-Сибиряка «Медведко», формировать умение анализировать текст, выявлять главную мысль рассказа;
2. Развивать у детей интерес к чтению, потребность в чтении, умение выражать свои собственные мысли, развивать внимание к слову и его значению;
3. Воспитывать в детях любовь к животным, к родному краю. Вовлекать детей в процесс познания окружающего мира, взаимоотношений между и животными, причинах и последствиях поступков;
4. Сохранять психическое и эмоциональное здоровье детей.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Распрямите плечи, поднимите голову, смотрите прямо и уверенно, дышите спокойно :
«Я рада вас видеть. Вы очень хорошие, умные ребята. Сегодня хороший день, светит солнце. Мы спокойны. На душе у нас легко и весело. Мы внимательно слушаем и понимаем все слова учителя. Нам легко и весело сегодня на уроке. У меня всё получится. У меня прекрасное настроение.»
Введение в новую тему
Мне хочется сегодняшний урок начать словами: «Мы в ответе за тех, кого приручили» С. Экзюпери
Как вы понимаете эти слова? (Если человек взял домой животное, то должен о нем заботится и не может его выбросить на улицу)
Проследите глазами за буквами
М
М Н
А И
И
И Я
С
Б
Р К
Что у вас получилось? (Это фамилия писателя)
Что вы знаете о нём? (Доклад ученика). (Портрет Мамина-Сибиряка)
Дома вы читали рассказ Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. Как называется это произведение? (Медведко)
Кто герой этого рассказа? (Медведь)
Почему такое название «Медведко», а речь идет о медведе? (Детские и юношские годы М.-С. прошли на Урале. Медвежонка там часто называли Медведко. Прислушайтесь к звучанию слова в нем трогательность, мягкость, доброта)
В нашем крае тоже встречается медведь и не только как представитель тайги, но и в геральдике Хабаровского края. (Изображение герба Хабаровского края)
Интересно, что медведь не только встречается на гербе Хабаровского края, но и других городов. (Изображение герба Ярославля, Перми, Новгорода). А ка вы думаете почему? ( Это самый крупный и сильный представитель фауны, он символ силы, мудрости и предусмотрительности)
В нашем крае коренные жители нанайцы. У них медведь является почитаемым животным. Сейчас мы узнаем почему. (Медведь у нанайцев, как у многих народов Сибири особо почитаемый зверь. В прошлом в медведя нельзя было стрелять из ружья. Медведь руководил их жизнью, помогал во всем: выгонял добычу на охотников, способствовал сохранению семьи. Если медведя увидеть во сне, это означало, что он поможет или будет большая удача. Считалось что медведь знает о человеке и его намерениях. Он мстит тому, кто причинит ему зло. Нанайцы именуют медведя не иначе как «Меховой человек, живущий в лесу»
Давайте вернемся к истории, которая описывается в рассказе у Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. Возьмите цветные листы у себя на партах и расшифруйте слова.
БWАQРYИUН
ГWИGМLНVАNЗZИSСQТWЫ
УFЕGЗJДLНNЫVЙ ГSОVРYОUД
КWУUЧIЕLР
КQУWХDАZРQКFА
ЧRУDЛSАZН
ВSОRДYИUТWЕDЛVЬ
Какое из слов здесь лишнее? Почему? (Водитель- современное слово, остальные слова не принадлежат нашему времени)
Соедините слова с их значением (Интерактивная доска).
О каком времени будет идти речь в рассказе (События будут происходить в не наше время)
Работа с текстом
А) 1 часть
Вспомните, как медвежонок попал в дом барина. (Его принес кучер от соседей)
Найдите в тексте описание медвежонка. С чем сравнивает автор его, рисуя портрет? (крошечная рукавичка, живая рукавица)
Как отнеслись гимназисты к медвежонку? (Он им очень понравился. Они приносили ему молока, сухари и наблюдали за ним).
Почему барин решил оставить медвежонка себе? (Он был очень забавный и вел себя как котенок(мурлыкал))
Как в этой части называют медвежонка? (Медвежонок, милый, маленький ребёнок).
Б) 2 часть
Какие проделки устроил медведь в доме барина ? Что произошло в доме, когда наступила ночь? (Сначала медвежонок заснул, а потом начал отворять дверь в столовую. Барин несколько раз вставал и пытался уложить его спать, но у него ничего не получилось. Он впустил его в столовую, где медведь залез в буфет и начал греметь тарелками. В конце-концов барин отнес его в гостиную.)
Как называют во второй части зверька? (Упрямый зверь, маленький гость)
В) 3 часть
Что произошло в гостиной? (медведь разодрался с собакой)
Куда был он отправлен дальше? (К гимназистам)
Смог ли уснуть барин? Что его разбудило, и что он увидел? Когда барин зашел в комнату гимназистов, зажег спичку и увидел: медвежонок стащил все с письменного стола, потащив за край клеёнки. Разбил графин и лампу, уронил и разлил чернильницу.
Где провел следующую ночь медвежонок? (В чулане)
Как называют в третьей части зверька? (Зверина, маленький квартирант, беспокойный гость, виновник скандала, поганый зверь).
Прочитайте слова как называют медвежонка?
Почему его называют по-разному? (Изменяется отношение к нему окружающих. Он им надоел из-за своих шалостей по ночам)
Физпауза
Медведь встречается не только как житель тайги и символ на гербах. Но еще можно увидеть ночью на небе созвездия Большой и малой Медведицы. Который для охотников служат ориентиром.
Представим себе, что все мы - отдельные звездочки. Звездочки могут объединяться в созвездия, как люди объединяются в группы. Число звездочек в созвездиях может быть разное, его я буду задавать вам сама. По хлопку, как только я назову число (например, 3), вы объединитесь в созвездия по три человека. Объединяться в созвездия можно прикасаясь друг к другу ладонями, плечами, головами ).
4 часть
Чтение вслух 4 части.
Что вам напомнила 4 часть? (1 часть, барин так же восхищался маленьким медведем, а потом не знал куда его деть)
Знакомый и барин в диалоге называют медвежонка милым, но одинаковый ли смысл у этих слов? (Нет. Знакомый восхищается, а барин хочет избавиться от медвежонка и не договаривает, чем может закончится «усыновление» зверька).
Попробуйте передать интонацией разное значение слова милый. Начинаем читать от слов «Помилуйте…»
Почему же медведь не смог прижиться дома?
Итог урока
Вернемся к эпиграфу урока: «Мы в ответе за тех, кого приручили» С. Экзюпери
Что бы вы могли добавить, прочитав произведение.
Что должны помнит люди, когда берут в дом животных? (Животные должны жить в своей среде обитания, люди должны знать об образе жизни, чем питается животное, его повадки…)
А можно ли диких животных держать в домашних условиях?
Когда животные могут жить в неволе? (В зоопарке, цирке)
Что мог сделать барин, чтобы медведю было комфортно и он не причинил столько хлопот? (Создать во дворе специальное сооружение)
Каких животных люди чаще держат дома? (Кошек, собак, птиц, рыбок, черепах…)
V. Рефлексия
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение понравившегося эпизода
Озаглавить части и пересказать текст
Придумать продолжение рассказа
Нарисовать иллюстрации
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ