Урок по повести Тарас Бульба "Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров"

Скачать материал

ТЕМА: Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров


Цель:— раскрытие перед читателями-школьниками художественных особенностей творчества Н. В. Гоголя;

обучение анализу фрагмента произведения;

развитие эмоциональной отзывчивости школьников на содержание прочитанного произведения литературы;

воспитание уважительного отношения к истории и культуре украинского народа.


Форма урока: урок чтения и анализа произведения, включающий в себя чтение фрагментов произведения, пересказы и рассказ учащихся, беседу о прочитанном.


Планируемые результаты:

Предметные: Знать, уметь и владеть навыками анализа прозаического произведения

Личностные: анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику.

Метапредметные: умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.


Ход урока:


Первый долги первая честь козака есть соблюсти товарищество. Сколько живу я на веку, не слышал я, паны братья, чтобы козак покинул где или продал как-нибудь своего товарища.

Н. В. Гоголь


ХОД УРОКА

1. Проверка домашнего задания.

Устный рассказ по теме «Запорожская Сечь» (1—2 ученика, анализ рассказа классом).

Беседа с классом:

Расскажите, где находилась Запорожская Сечь. Как изображено предместье Сечи в повести Гоголя?

Что вы узнали об обычаях, принятых в Сечи?

Как себя чувствовали Остап и Андрий в Сечи?

Какова роль описания Запорожской Сечи и ее обитателей в структуре всего произведения?

Что считает автор главным, а что — второстепенным в характере запорожцев?

Характеристика Остапа и Андрия — на основе домашних заготовок.

Беседа с классом:

Какие основные черты характера Остапа подчеркивает автор? Приведите цитаты. Есть ли в произведении противопоставление братьев?

Какие черты характера Андрия проявились еще в бурсе, в Киеве?

(Эмоционален, вспыльчив. Часто действует под влиянием возникшего чувства, а не разума, привычки или обычая. Не умеет сдерживать свои чувства, эмоции и желания, часто — сиюминутные. Не умеет и не желает управлять своими эмоциями, логически рассуждать. В принципе не считается с окружающими людьми — эгоистичен.)

Как они затем отразились на его поведении в Сечи? Приведите цитаты.

Кто из братьев, на ваш взгляд, более соответствует представлениям Тараса о доблестном воине? Почему?

Докажите, что образы Остапа и Андрия даны в развитии.

Какой персонаж нравится вам больше всего: Тарас Бульба, Остап или Андрий? Аргументируйте свой ответ.


Пересказ главы V (1—2 ученика, анализ пересказа классом).

Как содержание глав V—VI характеризует младшего из сыновей Тараса Бульбы?

Почему Тарас Бульба и ранее удивлялся, глядя на бесшабашную запальчивость младшего сына в бою? Чего боялся, сам того не ведая, старый полковник?

Почему Бульба всегда мысленно противопоставлял Остапа и Андрия?

Какие черты характера стали ведущими в личности Андрия? Как вы думаете, почему?

2. Чтение и анализ произведения.

Чтение глав VII, VIII фрагментарно.

Расскажите, как казаки готовились к бою под Ду€бно. Что вы можете сказать об их воинском умении? — Раскройте учебник на с. _______. Какую антитезу представляет нам автор? Для чего она дана?

(Противопоставление казацкого войска и польских витязей.)

Можно ли определить, на чьей стороне автор?

Как проявил себя Остап в боях под Дубно? Почему казаки решили выбрать его куренным атаманом?

Почему войско казаков разделилось надвое? Что послужило тому причиной? Какой неписаный закон соблюдали ушедшие казаки?

Как, по вашему мнению, можно было решить проблему: идти вслед за татарами, чтобы спасти пленников, или оставаться под стенами города Дубно, чтобы тоже спасти пленных и отомстить за поруганные святыни? И можно ли в принципе ее решить?

Какова главная мысль этого фрагмента?

(«Первый долги первая честь козака есть соблюсти товарищество. Сколько живу я на веку, не слышал я, паны братья, чтобы козак покинул где или продал как-нибудь своего товарища».)

К чему привело разделение войска?

Вывод.

Сила любого войска в единстве — единстве физическом и духовном. Когда казаки выступали все вместе, они огнем и мечом сметали все на своем пути и враги бежали в панике. Малочисленное войско, к тому же одолеваемое унынием и сомнениями, легче побеждается врагом, если нет у этого войска объединяющей идеи.

3. Домашнее задание.

Для всего класса:

читать повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» до конца.

Для слабо подготовленных учащихся:

пересказ эпизода «Смерть Андрия».

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ