Конспект урока литературы Н.В.Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи. (7 класс)

Скачать материал

Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС

Н.В.Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи.  (7 класс)

Тип урока: ознакомительный урок.

Форма урока: традиционный.

Метод: комбинированный.

  • Цель урока: углубить знания учащихся о биографии и творчестве Н.В.Гоголя; познакомить с исторической основой произведения Н.В.Гоголя

 Задачи урока:

  1. Образовательные:

  • развить умение формулировать определение понятий; расширение знаний учащихся о творчестве Н.В.Гоголя;

  • углубить представление об особенностях жанра повесть;

  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать технику чтения.

  1. Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие критического мышления;

  • развитие внимания;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • развитие умения работы в парах.

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к литературе;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование: ПК;мультимедийный проектор;мультимедийная презентация к уроку.


Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

  5. Физ. минутка.

  6. Закрепление изученного материала.

  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.



Ход урока


Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности


Приветственное слово учителя:

- Добрый день, ребята. За окном сентябрь. Осень в этом году наступила точно по расписанию: задождило, стало прохладнее. Но мы расстраиваться не будем. В любой ситуации нужно уметь находить что-то хорошее, позитивное. Представьте: за окном дождик, а вы удобно устроились в любимом кресле и читаете… к нашему уроку былины.

Присаживайтесь на свои места. Я вижу, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь


Приветствие учащихся.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.Актуализация

знаний















Постановка учебной цели.


Проверка Д/З

- Выразительное чтение баллады А.К.Толстого "Василий Шибанов"


- Вспомните определение баллады.

- Докажите принадлежность произведения "Василий Шибанов" к жанру баллады.

- Определите основную мысль и тему данного произведения.

  1. - Что вам известно о Н.В.Гоголе?

  2. С какими его произведениями вы знакомы? Что понравилось?

Я весь погружен в историю Малороссийскую и всемирную, и та и другая у меня начинает двигаться. Сколько приходит ко мне мыслей теперь. Н.В.Гоголь

- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?


- Правильно, мы должны расширить знания о творчестве Н.В.Гоголя, познакомиться с исторической основой повести "Тарас Бульба".



Выразительное чтение




Дают определение баллады


Отвечают на вопросы




Формулируют тему


Формулируют цель урока

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).



Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

Расширение знаний учащихся
































































Физкультминутка

Работа с учебником:

1) найдите в статье учебника «Николай Васильевич Гоголь» сведения, дополняющие ваше представление о писателе, с которым вы познакомились в 5 классе. Расскажите о них;

2) выделите в этой статье абзац, в котором рассказывается о повести Гоголя «Тарас Бульба».

Определите главную мысль этого абзаца. Подтвердите ее цитатой из текста;

3) подумайте над тем, ради кого или чего создавал свою историческую повесть Н. В. Гоголь. Подготовьте развернутый ответ с цитатами из статьи учебника.



Сообщение 2. Историческая основа повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отражены основные события XVI века: на Украине в то время крупными землевладельцами стали польские шля€хтичи — «паны», которые вводили в своих угодьях польские законы и насаждали «свою веру» — католицизм.

Основная масса населения Украины исповедовала православие и не желала переходить в католичество: вероотступничество всегда считалось у русского народа страшным грехом. К тому же приход на украинские земли польских пановсопровождался ухудшением

жизни народа: у крестьян отнимались лучшие земельные участки, испокон веков принадлежавшие их семьям, многих просто сгоняли с их земли или переселяли на малопригодные для земледелия, неплодородные земли. Для свободных крестьян вводились большие налоги с целью заставить их продать свою землю крупному землевладельцу.

Началась «тихая» экспансия чужой территории1: все украинское, все национальное подвергалось преследованию, насаждались язык, быт и нравы польского народа. Некоторые украинские помещики перенимали обычаи и образ жизни поляков, но народ сопротивлялся отчаянно, как мог противостоял полониза€ции (Польша на латыни звучит как Поло€ния) и, по возможности, вел против новых хозяев и новой веры открытую борьбу. Чтобы хоть как-то «перетянуть» на свою сторону украинский народ, польские и украинские помещики под руководством Римско-католической

церкви придумали «унию» — «договор» между православными и католиками, по сути новый вариант христианской религии — униа€тство. Многие церковные обряды в униатстве внешне напоминали обрядовую сторону православия, но на самом деле

униатство было и остается ответвлением от Римско-католической церкви с ее догматами и представлениями о том, как должен жить христианин. Против посягательства на веру и нравственные

устои своего народа и выступали украинцы в XVI—XVII веках, против этого же ведет борьбу с «проклятыми панами», «ляхами» вымышленный герой Тарас Бульба. В повести Н. В. Гоголя описывается Запорожская Сечь — реальный исторический объект, возникший на Украине в Средние века: часто крестьяне запад-

ных и срединных областей Украины, спасаясь от польского гнета, уходили на восток, многие селились в низовьях Днепра. Здесь, у Днепровских порогов, на острове Хо€ртица, возник большой укрепленный лагерь казаков и беглых крестьян из Великороссии. Запорожские казаки обычно окружали свои лагеря засе€ками — заборами из срубленных деревьев, заостренных кверху. От украинского слова сечь, (по-русски — засека) самый большой лагерь на Хортице и получил свое название — Запорожская Сечь.

Запоро€жцы — название условное, так как постоянного населения в Запорожской Сечи не было: как правило, по весне собиралась основная масса казаков в Сечи, объединялась в куре€ни — своего рода отряд, живший в одном шалаше (куре€нь — шалаш), избирала своего куренно€го атамана. Для лучшего управления таким сборным населением курени объединялись в станы, или ко€ши, которые возглавляли кошевы€е атаманы. Все дела Сечи решались на общем собрании — ра€де. Многие запорожцы занимались скотоводством, охотой или различными ремеслами, реже — земле-

делием. Чаще они уходили в дальние походы в Польшу или Крым, в турецкие города или татарские поселения на Черноморском побережье. Идеализировать запорожцев не стоит: походы их были

грабительскими, в духе Средневековья.



-Словарная работа.

Производится лексический разбор слов, вынесенных в сноски.


Слушают учителя
































Пересказывают статью



Читают, анализируют



Слушают сообщения учеников





















Выполняют физ-минутку

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

Закрепление изученного материала







Закрепление изученного материала


Комментированное чтение повести «Тарас

Бульба», беседа по прочитанному с элементами

словесного рисования.

1. Чтение главы I учителем с параллельным комментарием непонятных учащимся слов, понятий и явлений.

2. Беседа по главе I.

Какую картину рисует перед нами Николай Васильевич Гоголь в начале своего повествования?


Как вы думаете, для чего писатель начинает произведение с реплики главного персонажа —Тараса Бульбы? Почему здесь нет привычной для нас экспозиции — рассказа о том, кто такие Тарас

Бульба и его сыновья, где жили и чем занимались?

Можно ли сразу определить, в каком веке происходят описываемые события? Как вы думаете, почему?

Какими предстают перед нами с первых строк сыновья Тараса Бульбы? Что вы можете о них рассказать? Опишите сыновей Тараса Бульбы.

Почему в начале первой главы не названы имена сыновей Тараса? О чем это говорит?

(Главный в доме и семье — Тарас Бульба; это он оценивает своих сыновей, пытаясь понять, какие они на самом деле. Главный персонаж повести — Тарас Бульба, а сыновья либо являются «продолжением его», дополняя его облик народного героя — Остап, либо противопоставляются ему — Андрий, являя собой тип антигероя.).

Можно ли из данного диалога сделать выводы о характерах старого Тараса и его старшего сына? Какие именно?

Почему Тарас спровоцировал сына на кулачный бой? Для чего это ему было нужно?

Как относится жена Тараса к этому бою? Почему?

Чей взгляд на необычную встречу вам больше по нраву? Почему? Аргументируйте свой ответ.

Как ведет себя во время встречи младший сын Тараса? Почему Тарас Бульба называет его «мазунчиком»?

Что вы можете сказать о взглядах на жизнь и мужской тип поведения в обществе главного героя?

Какие человеческие качества особенно ценил Тарас Бульба?

(Физическую силу, ловкость, смелость, умение постоять за себя и за общее дело.)

Какое будущее он наметил своим сыновьям? Почему?

(Тарас гордится своими сыновьями как будущими славными воинами.)

Для чего старый украинский помещик Тарас Бульба послал своих сыновей на учебу в Киев? Образован ли он сам? Свой ответ подтвердите цитатами из текста.

(Среди украинских помещиков стало модным давать детям образование (конечно же, только сыновьям), но патриотично настроенные отцы отправляли своих сыновей не в Европу, а в Киев — столицу Украинского государства и центр Православия.)

Что рассказывает Гоголь о женской доле уже в самом начале своего произведения?

Почему Тарас не считается с чувствами своей жены?

(Упрямство мешает ему пожалеть жену и отсрочить отъезд в Сечь.)

Опишите убранство хаты Тараса Бульбы. Чей взгляд на мир отражает это убранство? Чувствуется ли здесь присутствие женщины? Если да, то в чем именно?

Найдите в тексте авторскую характеристику Тараса Бульбы. Выделите цитаты, характеризующие его.

(Тарас — «один из коренных полковников», «создан для бранной тревоги...», «не поддавался польскому влиянию», «любил простую жизнь», «считал себя законным защитником народа» и т. д.)

Для чего в главе I дано описание украинской ночи?

Передает ли это описание внутреннее состояние персонажа — матери Остапа и Андрия? Объясните, почему.



Отвечают на вопросы






Работают в группах



Аналитическая беседа

Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

Рефлексия деятельности.





Характеристика образа персонажа.

Обучить характеризовать персонажа можно по

плану:

1) портрет; 2) одежда; 3) поведение; 4) речь; 5) черты характера;

6) отношение автора к персонажу.

При этом каждый пункт плана должен быть дополнен цитатами из текста — сначала главы I, затем всех остальных глав.

-Сегодня на уроке я узнал(а) ___________

- Мне было интересно __________

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

Выставление оценок


Восстанавливают текст устно, проверяют по презентации






УУД: познавательные, регулятивные

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

Домашнее задание.


читать главы II, III, IV, V, VI;

составить характеристики Остапа и Андрия;

подготовить устный рассказ по теме «Запорожская Сечь».

Для слабо подготовленных учащихся:

пересказ главы V.

Индивидуальные задания:

читать главы II—IX;

подготовить художественный пересказ фрагмента «Бой под Дубно».

Запись учащимися задания в дневники.




8


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ