Конспект урока литературы Н.В.Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи. (7 класс)
Конспект урока литературы в условиях реализации ФГОС
Н.В.Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Запорожской Сечи. (7 класс)
Тип урока: ознакомительный урок.
Форма урока: традиционный.
Метод: комбинированный.
Цель урока: углубить знания учащихся о биографии и творчестве Н.В.Гоголя; познакомить с исторической основой произведения Н.В.Гоголя
Задачи урока:
Образовательные:
развить умение формулировать определение понятий; расширение знаний учащихся о творчестве Н.В.Гоголя;
углубить представление об особенностях жанра повесть;
развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать технику чтения.
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
развитие внимания;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему;
развитие умения работы в парах.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к литературе;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.
Оборудование: ПК;мультимедийный проектор;мультимедийная презентация к уроку.
Структура урока:
Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Физ. минутка.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.
1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
Приветственное слово учителя:
- Добрый день, ребята. За окном сентябрь. Осень в этом году наступила точно по расписанию: задождило, стало прохладнее. Но мы расстраиваться не будем. В любой ситуации нужно уметь находить что-то хорошее, позитивное. Представьте: за окном дождик, а вы удобно устроились в любимом кресле и читаете… к нашему уроку былины.
Присаживайтесь на свои места. Я вижу, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь
Приветствие учащихся.
Принцип психологической комфортности.
УУД: личностные, коммуникативные.
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.
2.Актуализация
знаний
Постановка учебной цели.
Проверка Д/З
- Выразительное чтение баллады А.К.Толстого "Василий Шибанов"
- Вспомните определение баллады.
- Докажите принадлежность произведения "Василий Шибанов" к жанру баллады.
- Определите основную мысль и тему данного произведения.
- Что вам известно о Н.В.Гоголе?
С какими его произведениями вы знакомы? Что понравилось?
Я весь погружен в историю Малороссийскую и всемирную, и та и другая у меня начинает двигаться. Сколько приходит ко мне мыслей теперь. Н.В.Гоголь
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить?
- Правильно, мы должны расширить знания о творчестве Н.В.Гоголя, познакомиться с исторической основой повести "Тарас Бульба".
Выразительное чтение
Дают определение баллады
Отвечают на вопросы
Формулируют тему
Формулируют цель урока
Принцип деятельности.
УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).
Принцип целостности.
УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)
ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.
Расширение знаний учащихся
Физкультминутка
Работа с учебником:
1) найдите в статье учебника «Николай Васильевич Гоголь» сведения, дополняющие ваше представление о писателе, с которым вы познакомились в 5 классе. Расскажите о них;
2) выделите в этой статье абзац, в котором рассказывается о повести Гоголя «Тарас Бульба».
Определите главную мысль этого абзаца. Подтвердите ее цитатой из текста;
3) подумайте над тем, ради кого или чего создавал свою историческую повесть Н. В. Гоголь. Подготовьте развернутый ответ с цитатами из статьи учебника.
Сообщение 2. Историческая основа повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».
В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отражены основные события XVI века: на Украине в то время крупными землевладельцами стали польские шля€хтичи — «паны»€ , которые вводили в своих угодьях польские законы и насаждали «свою веру» — католицизм.
Основная масса населения Украины исповедовала православие и не желала переходить в католичество: вероотступничество всегда считалось у русского народа страшным грехом. К тому же приход на украинские земли польских панов€ сопровождался ухудшением
жизни народа: у крестьян отнимались лучшие земельные участки, испокон веков принадлежавшие их семьям, многих просто сгоняли с их земли или переселяли на малопригодные для земледелия, неплодородные земли. Для свободных крестьян вводились большие налоги с целью заставить их продать свою землю крупному землевладельцу.
Началась «тихая» экспансия чужой территории1: все украинское, все национальное подвергалось преследованию, насаждались язык, быт и нравы польского народа. Некоторые украинские помещики перенимали обычаи и образ жизни поляков, но народ сопротивлялся отчаянно, как мог противостоял полониза€ции (Польша на латыни звучит как Поло€ния) и, по возможности, вел против новых хозяев и новой веры открытую борьбу. Чтобы хоть как-то «перетянуть» на свою сторону украинский народ, польские и украинские помещики под руководством Римско-католической
церкви придумали «унию» — «договор» между православными и католиками, по сути новый вариант христианской религии — униа€тство. Многие церковные обряды в униатстве внешне напоминали обрядовую сторону православия, но на самом деле
униатство было и остается ответвлением от Римско-католической церкви с ее догматами и представлениями о том, как должен жить христианин. Против посягательства на веру и нравственные
устои своего народа и выступали украинцы в XVI—XVII веках, против этого же ведет борьбу с «проклятыми пана€ми», «ля€хами» вымышленный герой Тарас Бульба. В повести Н. В. Гоголя описывается Запорожская Сечь — реальный исторический объект, возникший на Украине в Средние века: часто крестьяне запад-
ных и срединных областей Украины, спасаясь от польского гнета, уходили на восток, многие селились в низовьях Днепра. Здесь, у Днепровских порогов, на острове Хо€ртица, возник большой укрепленный лагерь казаков и беглых крестьян из Великороссии. Запорожские казаки обычно окружали свои лагеря засе€ками — заборами из срубленных деревьев, заостренных кверху. От украинского слова сечь, (по-русски — засека) самый большой лагерь на Хортице и получил свое название — Запорожская Сечь.
Запоро€жцы — название условное, так как постоянного населения в Запорожской Сечи не было: как правило, по весне собиралась основная масса казаков в Сечи, объединялась в куре€ни — своего рода отряд, живший в одном шалаше (куре€нь — шалаш), избирала своего куренно€го атамана. Для лучшего управления таким сборным населением курени объединялись в станы, или ко€ши, которые возглавляли кошевы€е атаманы. Все дела Сечи решались на общем собрании — ра€де. Многие запорожцы занимались скотоводством, охотой или различными ремеслами, реже — земле-
делием. Чаще они уходили в дальние походы в Польшу или Крым, в турецкие города или татарские поселения на Черноморском побережье. Идеализировать запорожцев не стоит: походы их были
грабительскими, в духе Средневековья.
-Словарная работа.
Производится лексический разбор слов, вынесенных в сноски.
Слушают учителя
Пересказывают статью
Читают, анализируют
Слушают сообщения учеников
Выполняют физ-минутку
Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).
ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.
Закрепление изученного материала
Закрепление изученного материала
Комментированное чтение повести «Тарас
Бульба», беседа по прочитанному с элементами
словесного рисования.
1. Чтение главы I учителем с параллельным комментарием непонятных учащимся слов, понятий и явлений.
2. Беседа по главе I.
— Какую картину рисует перед нами Николай Васильевич Гоголь в начале своего повествования?
— Как вы думаете, для чего писатель начинает произведение с реплики главного персонажа —Тараса Бульбы? Почему здесь нет привычной для нас экспозиции — рассказа о том, кто такие Тарас
Бульба и его сыновья, где жили и чем занимались?
— Можно ли сразу определить, в каком веке происходят описываемые события? Как вы думаете, почему?
— Какими предстают перед нами с первых строк сыновья Тараса Бульбы? Что вы можете о них рассказать? Опишите сыновей Тараса Бульбы.
— Почему в начале первой главы не названы имена сыновей Тараса? О чем это говорит?
(Главный в доме и семье — Тарас Бульба; это он оценивает своих сыновей, пытаясь понять, какие они на самом деле. Главный персонаж повести — Тарас Бульба, а сыновья либо являются «продолжением его», дополняя его облик народного героя — Остап, либо противопоставляются ему — Андрий, являя собой тип антигероя.).
— Можно ли из данного диалога сделать выводы о характерах старого Тараса и его старшего сына? Какие именно?
— Почему Тарас спровоцировал сына на кулачный бой? Для чего это ему было нужно?
— Как относится жена Тараса к этому бою? Почему?
— Чей взгляд на необычную встречу вам больше по нраву? Почему? Аргументируйте свой ответ.
— Как ведет себя во время встречи младший сын Тараса? Почему Тарас Бульба называет его «мазу€нчиком»?
— Что вы можете сказать о взглядах на жизнь и мужской тип поведения в обществе главного героя?
— Какие человеческие качества особенно ценил Тарас Бульба?
(Физическую силу, ловкость, смелость, умение постоять за себя и за общее дело.)
— Какое будущее он наметил своим сыновьям? Почему?
(Тарас гордится своими сыновьями как будущими славными воинами.)
— Для чего старый украинский помещик Тарас Бульба послал своих сыновей на учебу в Киев? Образован ли он сам? Свой ответ подтвердите цитатами из текста.
(Среди украинских помещиков стало модным давать детям образование (конечно же, только сыновьям), но патриотично настроенные отцы отправляли своих сыновей не в Европу, а в Киев — столицу Украинского государства и центр Православия.)
— Что рассказывает Гоголь о женской доле уже в самом начале своего произведения?
— Почему Тарас не считается с чувствами своей жены?
(Упрямство мешает ему пожалеть жену и отсрочить отъезд в Сечь.)
— Опишите убранство хаты Тараса Бульбы. Чей взгляд на мир отражает это убранство? Чувствуется ли здесь присутствие женщины? Если да, то в чем именно?
— Найдите в тексте авторскую характеристику Тараса Бульбы. Выделите цитаты, характеризующие его.
(Тарас — «один из коренных полковников», «создан для бранной тревоги...», «не поддавался польскому влиянию», «любил простую жизнь», «считал себя законным защитником народа» и т. д.)
— Для чего в главе I дано описание украинской ночи?
— Передает ли это описание внутреннее состояние персонажа — матери Остапа и Андрия? Объясните, почему.
Отвечают на вопросы
Работают в группах
Аналитическая беседа
Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.
УУД: познавательные (опирается на уже известное); коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).
Рефлексия деятельности.
Характеристика образа персонажа.
Обучить характеризовать персонажа можно по
плану:
1) портрет; 2) одежда; 3) поведение; 4) речь; 5) черты характера;
6) отношение автора к персонажу.
При этом каждый пункт плана должен быть дополнен цитатами из текста — сначала главы I, затем всех остальных глав.
-Сегодня на уроке я узнал(а) ___________
- Мне было интересно __________
- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.
Выставление оценок
Восстанавливают текст устно, проверяют по презентации
УУД: познавательные, регулятивные
ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка
Домашнее задание.
— читать главы II, III, IV, V, VI;
— составить характеристики Остапа и Андрия;
— подготовить устный рассказ по теме «Запорожская Сечь».
Для слабо подготовленных учащихся:
— пересказ главы V.
Индивидуальные задания:
— читать главы II—IX;
— подготовить художественный пересказ фрагмента «Бой под Дубно».
Запись учащимися задания в дневники.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ