Урок русского языка для 3 класса на тему "Р.Н.Бунеев"


Автор: Захарова Ольга Владимировна


Место работы: МОУ «Елбанская» СОШ


Должность: учитель начальных классов




Урок русского языка для 3 класса

на тему Р.Н.Бунеев






Источники материалов


  • rovsosh1.narod.ru › doc/urokrusnec2.doc

  • area7.ru › metodic-material.php?2295

  • festival.1september.ru › articles/525388/

  • http://www.rusedu.ru/

  • Калашникова Н.Г. Личностно ориентированный подход к формированию младшего школьника как субъекта учебной деятельности .Учебное пособие.

  • Е.В.Бунеева, М.А. Яковлева Русский язык 3 класс Методические рекомендации для учителя Москва «Баласс»


Проект урока русского языка

В 3 классе

по учебнику Бунеев Р.Н. и Бунеевой Е.В.


Тема:«Приставки про- и пра-, по- и па-, их правописание».

Цель:

Создать условия для формирования лингвистической компетенции учащихся через открытие способа правописания приставок про- и пра-, по- и па и развитие навыка правописания приставок про- и пра-, по-, и па-,что будет способствовать воспитанию сознательного отношения к языку как к духовной ценности.


Тип урока: Ознакомление с новым материалом.

Оборудование:

1.Мультимедийный проектор.

2.Компьютер

3.Карточки для индивидуальной работы.

4. Учебник, Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, русский язык, 3 класс,часть1.












Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечания

1.Организационный момент (30 сек)






2. Актуализация знаний(3 мин)





































3. Целеполагание

(2 мин)


































































4. Планирование (2 мин)











5. Реализация плана


(20 мин)














































































































































































































































6. Контроль
































7. Оценка















8. Задание на дом и инструктаж по его выполнению.






































9.Рефлексия.

Психологический настрой

В природе есть солнце, оно светит и всех нас любит и греет.

Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.

Слайд №1,2,3.


Какую часть слова изучали на прошлом уроке?

Слайд №4


-Что же такое приставка?





-Какая орфограмма встречается в приставках?



-Что нужно сделать, чтобы правильно написать приставку?







-Как пишутся приставки ?




-Какие приставки с буквой «о» вы запомнили?

Слайд №5


-В каких приставках пишется буква «а»?

Слайд №6

      


-Как пишутся приставки со словами?







Прочитайте слова

слайд№7

Проводник поплясал

Прабабушка паводок


-Объясни лексическое значение слов.





























-Кто заметил противоречие в выделенных приставках?









-Чем же будем заниматься сегодня на уроке?

-Сформулируйте тему урока.


Слайд№8

Правописание приставок про- и пра-, по- и па-.




-Какую цель поставите перед собой.





-Приставки па- и пра- встречаются в словах редко, однако их нельзя путать с приставками по- и про-. Как различить, когда писать приставку про-, а когда пра-, по- или па-? Ответ на этот вопрос попробуем дать в ходе урока.


Слайд №9

Научиться различать, когда писать приставки по – и про- , а когда писать приставки пра- и па- .



-Как вы думаете, какой будет последовательность работы?












  1. Наблюдение:

  • Упр154, стр. 106


-Спишите слова в два столика: в один с приставкой про-, в другой с приставкой пра-, выделите приставку, подчеркните орфограмму – безударную гласную в приставках.



-Прочитайте слова с приставкой про-



-Прочитайте слова с приставкой пра-.




-Исследуйте слова с приставкой пра-. В каких словах будем писать приставку пра?





- Уточните значение слов с приставкой пра-?





- А прародители - это кто?


- Прародители – это предки, от которых ведёт своё начало род.


-Попробуйте сформулировать правило, когда же пишется приставка пра-, а когда про?









-Да, ребята, приставка пра- пишется в словах, которые имеют родственные связи или указывают на степень родства, в остальных случаях пишется приставка про-.


-Подумайте в группах, как будет выглядеть правило о приставках про- и пра- в схеме ?








-Какую схему возьмём за основу?



Пра-

родственники

Про-

во всех остальных словах




-На какой вопрос урока нам предстоит ещё ответить?



  • Упр155 стр.106

-Спишите слова в два столбика, с приставкой по- в один, а с приставкой па- в другой, выделите приставки.


-Прочитайте слова с приставкой по-.



-Прочитайте слова с приставкой па-.


-Исследуйте слова и подумайте, когда пишется приставка по-, а когда па-.


(Если учащиеся затрудняются сразу ответить на этот вопрос, то учитель просит поставить в словах ударение)





- Вы правы, приставка па- пишется всегда под ударением, а по- без ударения.


-Ребята, а почему вы даже не знали о существовании приставки па-?


-Да, таких слов очень мало в русском языке, но они всё-таки есть.

В упражнении вам встретились два слова с приставкой па – падчерица и пасынок. Объясните значение этих слов.







-Верно, так бывает в жизни, когда кто-то один из родителей умирает, другой женится во второй раз, и сын для него пасынок, а дочь для мачехи - падчерица.


-Поработайте снова в группах, подумайте, как будет выглядеть правило о приставках по- и па- в схеме ?




-Какую модель возьмём за основу?



Па-

под ударением

По-

в безударном положении




  1. Вывод(учитель подводит итог наблюдений учащихся)


-Вывод№1 Приставка пра- пишется в словах, указывающих на степень родства. В остальных случаях пишется приставка про-.


-Вывод№2 Приставка па- встречается в словах редко, она всегда под ударением, а приставка по- без ударения.




  1. Тренировка


-Теперь потренируемся писать слова с данными приставками.

  • Работа с текстом.

-Прочитайте текст.

-Какие слова с редкой приставкой здесь есть.















-Назовите слова с редкой приставкой.





-С какой приставкой пишутся эти слова?



-Выпишите слова с редкой приставкой, обозначьте орфограмму.

(Учитель просит одного ученика комментировать свою запись с места)




-Как вы думаете, является ли слово дельтаплан сложным словом?




-Что такое дельтаплан?


-Дельтаплан- это летательный аппарат с гибким крылом, каркас которого выполнен из металлических труб, обтянутых тканью, пилот которого стартует с ног и на них же приземляется

Слайды № ( 10,11, 12,)





  • Физкультминутка.(слайд№13)


-Но много лет назад она была молода. Тогда ещё не было телевизоров. Люди собирались вместе, пели русские народные песни и водили хороводы. Одна из таких песен, которую пели прабабушки «Во поле берёза стояла». Под музыку этой песни немного отдохнём.


-Представьте себя берёзкой.


-Выросла в поле стройная и кудрявая берёзка.


-Стоит красавица берёзка, тянется к тёплому солнышку.



-Тоненькие нежные листочки едва шевелятся.


-Вот пробежал лёгкий ветерок, закачались веточки в разные стороны.

- А ветерок решил поиграть с берёзкой и закружил её то в одну сторону,

-то в другую.


Вся в белое платье одета,

Нет дерева сердцу милей,

И много задумчивых песен

Поётся в народе о ней.








  • Работа над предложением.


-Назовите своих прабабушек.





-Могла ли петь эту песню ваша прабабушка?



Придумайте предложение про прабабушку.







-Запишите предложение.


Моя прабабушка Вера пропела песню про берёзку.





-Какую приставку написали в слове прабабушка.


-Обозначить и объяснить в предложении все известные орфограммы.







-Теперь вы уверены в правописании этих приставок? Хотите себя проверить?

  • Тест.

(на карточках)

-Впиши по порядку в пустые клетки пропущенные в словах буквы


п• дарить, п• сынок, пр• родители, п•ход, , п•губный, пр• бабушка, пр•слушал, пр•внучка.(слайд №14)











(Для быстрой проверки предлагается слайд.)


- Не огорчайтесь, кто ещё пока допустил ошибки.




  • Взаимодиктант. (работа в паре)

Написать 10 слов с приставками пра-,про-,па-,по-.

Обозначить приставки, поставить ударение, подчеркнуть орфограммы – безударные гласные в приставках.

(Слова записаны на карточках)

1вариант:

Прабабушка, поплясал, пасынок, пробежал, потемнел, падчерица, правнук, проплыл, пробел, прародители.

2 вариант:

Прадедушка, проводник, паводок, пролетел, посмотрел, правнучка, промахнулся, подумал, пасынок, прогульщик.


-Взаимопроверка.

(Учитель контролирует и помогает учащимся проверить диктанты.)



-Просигналить, как выполнили работу :

(зелёный - нет ошибок,

жёлтый - допустили 1 ошибку,

красный – 2 и более ошибок)



(Благодарю учащихся за хорошую работу)

-Выставьте оценки в дневник:

«5» - кто написал диктант без ошибок.

«4» - кто допустил 1 ошибку.

«3»- у кого 2 и более ошибок.




Усвоившим удовлетворительно

  • стр.110, упр.2 (спиши слова, выдели приставки, подчеркнуть орфограммы – безударные гласные в приставках.)

  • Дифференцированное индивидуальная работа после уроков


Усвоившим хорошо

  • Самодиктант. Запиши слова с приставками до-, по-, про-па-, пра- (всего 10 слов). Обозначь приставки, поставь ударение, подчеркни орфограммы – безударные гласные в приставках)


Усвоившим отлично


  • Найти и записать другие слова с приставками пра- и па-.

  • Тест


1.Чтобы найти приставку, нужно…

1) подобрать однокоренное слово.

2) подобрать проверочное слово.

3) подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.

2.Укажи слова с приставкой.

1)портфель 2)полёт 3)помидор

4)праздник 5) прабабушка 6)правительство


3.Какую гласную напишешь в приставках?

…трезать, п…дарить, п…дснежник, д…верять, п…садка, п…слушать,пр…думать, п…светлело, п…белело


  1. а 2) о


4.Какую гласную напишешь в приставках?

пр…дедушка, з…писал, пр…бабушка, з…говорил, пр…внук, п…водок, п…сынок, п…дчерица, з…крыли.


  1. а 2) о



-Урок подошёл к концу. Мы много поработали.

-Достигли ли цели урока?

-А зачем мы этим занимались?

-Что было трудно?

-В чём сомневался?

-Чем остался доволен?


-Поднимите ту картинку, которая соответствует вашему настроению от сегодняшнего урока.

-Моё настроение от вашей работы - солнышко


-Сегодня мы изучали слова с приставками. Хочется пожелать вам только добрых слов и закончить урок словами поэта Сергея Острового:

(Слайд№19)


Вслушайся! Вникни! Не позабудь!

У слова есть наров. Своё нутро.

И если ты в эту проникнешь суть-

Слово тебе сотворит добро.




Включается в урок, во взаимодействия с одноклассниками, с учителем





Приставки.



Приставка-это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.


Безударная гласная в приставках.


Приставку нужно запомнить или проверить словом, где гласный звук в приставке находятся под ударением. Например, доехал – досыта.



Гласные в приставках пишутся одинаково и под ударением , и без ударения.


До-, о-, об-, обо-, от-, ото-, по-под-, подо-, про-, со-.



За-, над-, на-.






Приставки со словами пишутся слитно.






Учащиеся читают слова





Проводник – многозначное слово

1.провожатый, указывающий путь;

2.железнодорожный служащий, сопровождающий вагон;

3.специалист, работающий со служебной собакой;

4.вещество, не оказывающее сопротивление электрическому току или хорошо пропускающее через себя звук, тепло.

Прабабушка – мама дедушки или бабушки.

Паводок-поднятие уровня воды в реках, водоёмах из-за быстрого таяния снега, от ливней.





В слове проводник приставка про-, а в слове прабабушка приставка пра-, в слове поплясал приставка по- , а в слове паводок приставка па-.

Непонятно, когда надо писать про-, а когда пра-, когда по-, а когда па-.


Правописание приставок про- и пра-, по- и па-.







Научиться различать, когда писать приставки по – и про-, а когда писать приставки пра- и па- .











1.Наблюдение за словами с приставками по- и па-, про- и пра-


2. Вывод: в каких словах пишутся приставки по- и

про-, а в каких словах пишутся приставки пра- и па-.


3. Тренировка в написании слов с данными приставками.




Учащиеся записывают слова в 2 столбика.




Проблеск, промах, пробел, пробежка, проспал.


Прадед, прабабушка, правнук, правнучка, прародители.


(выслушивается мнение каждого ученика)

-Может быть это словарные слова и их надо запомнить.

-Быть может это какое-то правило.

-Они все родственники. Прабабушка – мама моей бабушки или дедушки, правнук – сын внука.


(Ответы детей)




Приставка пра- пишется в словах, которые имеют родственные связи, во всех остальных случаях пишется приставка про-.










Учащиеся работают в группах.



Выступающий обосновывает точку зрения своей группы и защищает схему.



Учащиеся предлагают наиболее удачную схему.







Когда пишутся приставки

по-, а когда па-.






-Побег, побежал, поговорить, подумать,

-Пасынок, падчерица.





-Вывод: приставка па всегда ударная, приставка про- всегда безударная.







-Наверное таких слов очень мало в русском языке.





- Падчерица в сказке «Золушка» - это неродная дочь мачехе.

- Пасынок – это неродной сын отцу или матери.






Учащиеся работают над составлением схемы в группах, представители от каждой группы озвучивают результат.

Учащиеся предлагают наиболее удачную схему.
























Дети читают текст.


Летающая прабабушка.

Этой жизнелюбивой прабабушке девяносто лет. У неё двое правнуков.

Прабабушка увлекается спортом – летает на дельтаплане уже пять лет. Прадедушка считает, что именно спорт помогает ей сохранить форму и укрепить здоровье.

-В тексте встретились слова с редкой приставкой: прабабушка, прадедушка, правнуки.


-Эти слова пишутся с приставкой пра-.


Дети выписывают слова с редкой приставкой, обозначают орфограмму




Слово дельтаплан сложное слово, состоит из двух слов: дельта и план.


Ответы детей









-









Дети встают, распрямляют плечи.

Встают на носочки, руки тянут к верху


Руки в стороны, легкие движения пальцами.


Плавные движения руками.


Кружатся в одну сторону.


Кружатся в другую сторону

















Учащиеся называют своих прабабушек




-Да



Учащиеся предлагают разные варианты предложений, Выбирают самое лучшее. (Моя прабабушка Вера пропела песню про берёзку.)



Учащиеся записывают предложение.






В слове прабабушка пишется приставка пра-.


Дети обозначают все орфограммы. Один ученик у доски обозначает все орфограммы и объясняет, остальные проверяют правильность написания предложения и выделенные орфограммы


(ответы детей)








Учащиеся вписывают в пустые клетки пропущенную букву.



Учащиеся сравнивают, исправляют ошибки.






Учащиеся диктуют друг другу слова с приставками пра-,про-,па-,по.







Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга диктант.



Учащиеся сигналят, как выполнили задание.

Учитель встречается глазами с каждым ребёнком.



Выявление за короткий промежуток времени уровня знаний большинства учащихся и усвоение типичных недостатков в их усвоении,

осуществление активизации опорных представлений и понятий, полученных ранее, ликвидация причин, обнаруженных недостатков




















Непонятные слова смотрят в толковом словарике































Мотивация: создание ситуации самостоятельного поиска с помощью наблюдений.






















































Мотивация: создание ситуации самостоятельного поиска с помощью наблюдений.

















.













Все схемы вывешиваются на доску.























Мотивация: создание ситуации самостоятельного поиска с помощью наблюдений.
























Все схемы вывешиваются на доску.




























Текст записан на карточках








































Предупредить физическое напряжение, усталость, утомление, способствовать усилению работы во второй половине урока.





























Если дети не знают своих прабабушек, узнать у родителей.











Один ученик с комментированием записывает на доске, остальные в тетради.















































































Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ