Урок русского языка на тему «Произношения звуков [Л], [Л’]»

Структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей» ГБОУ ООШ №18 г. Новокуйбышевска














Урок русского языка на тему «Произношения звуков [Л], [Л’]»












подготовила

учитель-логопед:

Иванникова Оксана Анатольевна





г. Новокуйбышевск

2013


Цель: закреплять навык правильного произношения звуков [Л], [Л’] в словах, в

предложениях.

Задачи:

Развивать фонематическое восприятие;

Закреплять навык звукового анализа, синтеза;

Совершенствовать навыки словообразования.

Учить детей образовывать относительные прилагательные и включать их в

предложения.

Дидактический материал: сюжетные и предметные картинки, индивидуальный

раздаточный материал для составления предложений, звуковые линейки и

звуковые пеналы.


Примерный ход образовательной деятельности:

I. Организационный момент

- Сядет тот, кто назовёт: первый звук (лодка, лиса, лопата, лейка) и последний

звук (соль, стол, уголь, стул) в словах.

II. Основная часть

1. Введение в тему:

- Какой звук чаще других встречается в словах лодка, лиса, лопата, лейка?

этих словах чаще других встречаются звуки [Л], [Л’].)

- О каких звуках мы будем сегодня говорить?

(Сегодня мы продолжим знакомиться со звуками [Л], [Л’].)

2. Артикуляционная и акустическая характеристика звуков [Л], [Л’].

1) Уточнение артикуляции звуков.

- Возьмите зеркала, и давайте вспомним, какое положение принимает наш

язычок, когда мы произносим эти звуки.

Логопед читает стихотворение:

Узкий кончик языка
Вверх в зубы упирается.
По бокам от языка
Воздух пробирается.
“Л” получился певучий,
 
Плавный, ласковый и звучный.

2) Уточнение акустической характеристики звуков:

- Дайте характеристику звуков [Л], [Л’].

Звук [Л] – согласный, звонкий, твёрдый, обозначается синей фишкой.

Звук [Л’] – согласный, звонкий, мягкий, обозначается зелёной фишкой.

3. Сообщение темы занятия.

- Предлагаю вам отправиться в путешествие со сказочными героями, во

время которого мы будем продолжать учиться правильно произносить эти звуки и

узнаем много интересного.

1) Игровое упражнение «В гостях у Лесовичка».

4. Картинка с изображением леса.

Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Что в глуши твоей таится?
Все открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои!

Картинка с изображением Лесовичка.

- Ребята, посмотрите, нас встречает наш знакомый Лесовичок:

Я – старичок-лесовичок

И лес я охраняю.

В моем лесу стоят деревья:

Березы, сосны, клёны, ели

Выставляются картинки с изображением деревьев.

- Назовите деревья, которые вы видите на картинках (Я вижу липу, тополь, клён, ель.)

- Какой одинаковый звук слышится во всех этих словах. (В этих словах есть звуки [Л], [Л’.)

2) Игровое упражнение «Где звук живёт?» - определение места звука [Л’] в словах, работа со звуковыми линейками.

- Определите место звука [Л’] в словах: липа, клён, тополь.

(В слове липа звук [Л’] находится в начале слова, я поставлю зелёную фишку в начало слова.

В слове клён звук [Л’] находится в середине слова, я поставлю зелёную фишку в середину слова.

В слове тополь звук [Л’] находится в конце слова, я поставлю зелёную фишку в конец слова.)

3) Игровое упражнение «Скажи, какая?» - употребление относительных прилагательных.

- Лесовичок предлагает вам предлагает поиграть в игру «Скажи, какая?»:

Игра проводится с использованием картинок с изображением деревьев и листьев, плодов этих деревьев.

Лист клёна (какой?) – … кленовый лист

Почки клёна (какие?) – … кленовые почки

Листья липы (какие?) – … липовые листья

Почка липы (какая?) – … липовая почка

Почка тополя (какая?) – … тополиная почка

Ветки тополя (какие?) – … тополиные ветки

Шишка ели (какая?) – … еловая шишка

Ветки ели (какие?) – … еловые ветки

- Вы выполнили задание Лесовичка и вас ждёт встреча с другими героями сказки.


4) Игра «Подбери картинку» - отбор картинок на звуки [Л], [Л’].

Отгадайте загадку:

Карлсон в малом доме жил,
Дом его всех выше крыш.
Карлсон с мальчиком дружил,
Называл его ... (Малыш.)

Картинка с изображение Малыша.

- Малыш приготовил для вас задание.

- Посмотрите на картинки: яблоко, лимон, апельсин, банан.

- Назови только те картинки, в названии которых есть звуки [Л], [Л’]. (Яблоко, лимон, апельсин. В слове банан нет звуков [Л], [Л’].)

- Назовите одним словом предметы, изображённые на картинках. (Это фрукты).

- Назовите картинки: клубника, земляника, малина, ежевика.

- Назовите одним словом предметы, изображённые на картинках. (Это ягоды).

- Какая картинка лишняя и почему? (Лишняя картинка ежевики, потому что в слове ежевика нет звуков [Л], [Л’].)

- Что можно приготовить их ягод и фруктов? (Из ягод и фруктов можно приготовить желе, повидло, компот, сок.)


5) Приглашение от Карлсона.

- Карлсон прислал вам приглашение:

Пригласить я всех хочу
В Сладкоежкину страну.
Там печенье и варенье,
Торт, конфеты, шоколад,
Будет сладким день рожденья,
Каждый будет очень рад! 


6) Игра «Вкусное угощение»

- Карлсон и Малыш приготовили вам угощение из фруктов и ягод, в названии которых есть звуки [Л], [Л’].

Детям предлагается назвать, как называется сок, желе, напиток, компот, джем из ягод и фруктов.

Повидло из клубники – … клубничное повидло

Кекс из апельсинов – … апельсиновый кекс

Компот из малины – … малиновый компот

Джем из лимонов – … лимонный джем

Желе из земляники – … земляничное желе

Напиток из облепихи – … облепиховый напиток

Сок из слив – … сливовый сок

Начинка из яблок – … яблочная начинка


Физминутка Игра на координацию речи с движениями «Яблоко».

Вот так яблоко!

Оно соку сладкого полно.

Руку протяните,

Яблоко сорвите.

Стал ветер веточку качать

И трудно яблоко достать.

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву!

Вот так яблоко!

Оно соку сладкого полно.

7) Игровое упражнение «Исправь Незнайкины ошибки».

- Впереди нас ждёт встреча со следующим сказочным героем.

- Отгадайте загадку:

Он, конечно, самый главный 
Озорник-шалун забавный. 
Он в огромной синей шляпе 
Неумеха и растяпа.

- Кто это? (Незнайка.) 

Картинка с изображением Незнайки.

- Незнайка прислал вам письмо и проси вас помочь исправить его ошибки.

- Незнайка пишет: «Мама купила шёлк блузку».

Дети составляют предложение: Мама купила шёлковую блузку.

Материал:

Бабушка надела фланель платье. – Бабушка надела фланелевое платье.

Папа взял солома шляпу. – Папа взял соломенную шляпу.

Лола взяла железо лопату. – Лола взяла железную лопатку.

Лёня съел шоколад конфету. – Лёня съел шоколадную конфету.

Алёша взял металл ложку. – Алёша взял металлическую ложку.

Бабушка увидела золото кольцо. – Бабушка увидела золотое кольцо.

Алёна купила пластмасса самолёт. – Алёна купила пластмассовый самолёт.

Лина поставила пластик бутылку. – Лина поставила пластиковую бутылку.

- Незнайка благодарит вас за то, что вы помогли ему исправить ошибки в письме.


8) Игровое упражнение «Помоги Буратино».

- Вашей помощи ждёт и следующий сказочный герой.

- Отгадай загадку:

В истории про Буратино 
Живет красавица …. (Мальвина.) 
Девчонка с дивными глазами 
И голубыми волосами.

Картинка с изображением Мальвины и Буратино.

- Мальвина дала задание Буратино, которое он не может выполнить. Давайте поможем Буратино.

Детям предлагается взять индивидуальный раздаточный материал и составить предложение.

- Посмотрите на картинки и составьте предложение.

- Первое слово в предложение обозначает предмет. Скажите кто это?

- Второе слово – действие. Скажите, кто и что делает?

- Третье и четвёртое слова – картинки.

- Расскажите, кто что делает и подберите слова, отвечающие на вопросы какой, какое?

Бабушка --------- малина желе (покупает, взяла и т.д.). – Бабушка купила малиновое желе.

Дедушка --------- яблоко сок. – (Дедушка пил яблочный сок.)

Мама -------- баклажан салат. – (Мама ела баклажанную икру.)

Дочка ------- фасоль салат. – (Дочка сделала фасолевый салат.)

Бабушка --------- лук салат. – (Бабушка приготовила луковый салат.)

Малыш ----------молоко каша. – (Малыш ел молочную кашу.)

Папа --------свёкла салат. (Папа любит свекольный салат.)

Мама -------апельсин кекс. (Мама испекла апельсиновый кекс.)

Дети составляют предложения, использую относительные прилагательные, логопед добивается правильного употребления относительных прилагательных, и употребления разных слов-действий.

- Буратино и Мальвина благодарят вас за то, что помогли им выполнить задание.

Будем отправляться в обратный путь.


III. Итог

- Вот и закончилось наше путешествие со сказочными героями.

- Во время путешествия вы учились правильно произносить звуки [Л], [Л’].

- Я думаю, что вам понравилась встреча с любимыми героями сказок и я приготовила для вас вот эти картинки-раскраски (с изображение героев сказки.)




































Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. http://www.logoped.ru/

2.http://yandex.ru/clck/redir/AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeAjgs2pI3DW99KUdgowt9XsYbekL6pcgZ6_fMb_3r86DPMT9fu4dPw3fI4rsOhfz3ci_dnRIq0PMaYA1npzbZnjqw1qfO2X9_xb91q0_l8RJkvTukT7bHvFluuzmzAsLqd7L1LMI9L9XDRBPMIhZZZVcUQ1J3BDQA3J07d10xGSy?data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxbH


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ