УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...»

МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

филиал в селе Новокленское

Первомайского района

Тамбовской области







УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» и двухсерийному художественному фильму «А зори здесь тихие...» в постановке советского кинорежиссёра Станислава Ростоц­кого


Подготовила

учитель русского языка и литературы

МУХОРТОВА РИММА ВЛАДИМИРОВНА





2012 г




У повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» необычная судьба. В 1969 году она была напечатана в журнале «Юность» и сразу получила читательскую оценку: «Это стоит прочесть». Популярность у чита­телей была лишь началом успеха книги. Вскоре в репертуаре многих театров появились и с успехом пошли спектак­ли, поставленные по повести Бориса Васильева. А в 1972 году состоялась премьера двухсерийного художественного фильма «А зори здесь тихие...» в постановке известного советского кинорежиссёра Станислава Ростоц­кого. Фильм сразу и прочно завоевал зритель­скую популярность и тем, что точно и подробно передавал содержание полюбившейся повести, и тем, что актёры, сыгравшие шесть главных ролей фильма, заставили зрителей увидеть в знакомых уже героях настоящих живых лю­дей, проникнуться их печалями и радостями, их любовью и болью.

В чём же секрет успеха повести, её редкой и счастливой судьбы? Может быть, в необыч­ном содержании, остром сюжете? Однако сю­жет довольно прост.

Май 1942 года, идёт война, но её главные дороги далеки от затерявшегося в северных ле­сах и болотах железнодорожного разъезда, ко­торый лишь «на всякий случай» охраняют два зенитных пулемёта и при них девушки-зенитчи­цы во главе с комендантом-старшиной.

Случайно одна из зенитчиц увидела в лесу двух фашистских диверсантов, направлявших­ся, очевидно, для диверсии на Беломоро-Балтийский канал. На перехват диверсантам отправляется маленькая группа, состоящая из пяти девушек и старшины Васкова. Во время преследования оказалось, что диверсантов не двое, это целый отряд хорошо вооружённых фашистов. И пришлось маленькой группе вступить в неравный бой…

Должны ли были девочки, которые в общем и не умели воевать, вступать в бой с опытным врагом, нельзя ли было отступить, ведь где-нибудь диверсантов всё равно бы остано­вили? На эти вопросы есть только один ответ: они защищали свою Родину.

Повесть и фильм отличают человечность и суровая мужественная правда о войне. Как страшное выражение её сути — гибель деву­шек, рождённых для любви, материнства, мир­ных забот и трудов и ушедших защищать свою Родину. В ненависти к фашизму и любви к Ро­дине истоки героизма, отсюда начинается путь к подвигу. Эта идея выражена в повести и в фильме без ложной патетики, плакатности, вы­соких слов. Удивительно органично соедини­лись в ткани повествования поэзия и проза, юмор и драма, романтика и реализм. Отсюда своеобразие произведений писателя Бориса Васильева и кинорежиссёра Станислава Ростоц­кого «А зори здесь тихие...».

Почти 45 лет прошло с момента выхода повести и 40 лет—со времени появления филь­ма. Немалый срок, во всяком случае достаточ­ный, чтобы талантливое произведение стало достоянием истории. Однако фильм и книга по-прежнему привлекают внимание читате­лей и зрителей, особенно молодёжи, волнуют их сердца, горячо обсуждаются. Одна из при­чин такой популярности произведения в акту­альности поставленных в нём проблем, проб­лем, которые важны и для нашего современни­ка. Это проблемы войны и мира, преданности Родине и патриотизма, проблемы добра и зла, человеческой памяти, это проблемы про­шлого и будущего, жизни и смерти.

«А зори здесь тихие...» — первая книга Бориса Васильева о войне. Как отмечают кри­тики, она была написана на одном дыхании. За каждой строкой повествования — личный опыт писателя. В первый же месяц войны семнадцатилетний Борис Васильев записался добровольцем в комсомольский батальон, дважды попадал в окружение, боролся с десант­никами и диверсантами, командовал зенитчи­цами.

Позднее, уже будучи писателем, он вспоми­нал: «Гибель женщин... Символ самого страшного, что Родина положила во имя побе­ды. К смерти мужчин привыкли, пусть и горь­кая это привычка... Смерть женщин на вой­не — это общечеловеческая трагедия. Убивали девчонок, которые доводили меня тогда в зенитно-пулемётном училище до белого кале­ния. Я был их старшиной. Учил строевой, во­дил обмундировываться, мучительно краснел, видя, как они развешивают выстиранное бе­льё, и по-мальчишески не прощал им этого смущения. А потом они гибли в боях... Об этом я и хотел сказать в своей первой военной повести. Дело тут не в сюжете. Дело в „сверх­задаче", которая вырастала из сюжета. Осо­знав её, я мог писать „Зори"».

Читатели и критики иногда упрекали Бори­са Васильева в жестокости к своим героям, в намеренном желании трагически закончить рас­сказ. Писатель так объяснял свою творческую позицию: «Сочинять счастливые концовки, не отвечающие логике идеи и характера, щадить эмоции, усилия читательской души — значит лгать. Искусство не прощает лжи. Я задыхал­ся порой от душевной боли,., но писал. Нельзя забывать, что мы, пишущие о войне, пишем о трагедии, каким бы оптимизмом она ни была проникнута... А война не бестселлер, не вестерн. Здесь речь идёт не о развлечении, а о жизни. Я не зная, что пять зенитчиц должны погибнуть. Было пять девушек и шестнадцать фашистов.

Не я — они убили их. Потому что таковы об­стоятельства. Потому что такой ценой дава­лась победа».

Роль искусства, литературы в жизни общества — проблема вечная, всегда акту­альная, находит в Борисе Васильеве активного и последовательного выразителя. «Может быть, я максималист, но задачу искусства я вижу в стремлении помочь человеку жить. Оно должно делать добро».


ВОПРОСЫ И ЗАНИЯ


1. Прочитайте повесть «А зори здесь тихие... и выполните следующие задания.

а. Выберите из текста информацию, соответствующую предлагаемым кадрам.

б. Опишите кадры, и дайте им название.

в. Как вы считаете, каким должно быть звуча­щее сопровождение к каждому из данных кад­ров: музыка, шумы, реплики? Если реплики,
какими они могут быть?

Образец:

а. Кадр № 6. Информация из текста: «Через год она родила мальчика, Аликом назвали, Альбертом, а ещё через год началась война.»

б. В кадре мы видим Риту и её мужа, старшего лейтенанта Осянина. Они смотрят на ново­рождённого малыша, улыбаются ему. Они
счастливы. Кадру можно было бы дать назва­ние «Рождение сына», или «Счастливая семья», или «Они ещё не думают о войне» и т. д.

в. В фильме здесь естественнее звучание му­зыки, спокойной и мелодичной. Если бы зву­чали реплики, они должны были бы выражать радость, удивление, может быть, шутку: «Славный малыш!», «Какой хорошенький!»,
«Похож на папу, будет героем!» и т. д.

2. Рассмотрите кадры из фильма и прочитай­те подписи к ним. Какую дополнительную информацию о героях фильма передают эти кадры?

3. Посмотрите ещё раз кадры из фильма и объ­едините их по следующим темам: 1) Жизнь на 171 разъезде. 2) В походе. 3) Бо­евые действия.

4. Опираясь на прочитанный текст и изображе­ние, составьте краткие рассказы по данным выше темам.

5. Представьте, что вы должны экранизировать один из предлагаемых отрывков текста. Составьте монтажную запись возможного фильма: последовательность кадров, их описа­ние и соответствующее звуковое оформле­ние — музыка, реплики диалогов

7

а. Прочитайте эпилог повести, выделите в нём две основные части. Определите, за счёт чего достигается контраст между ними. Как вы считаете, кто и когда мог написать такое пись­мо? Какие события описываются в письме? Соотнесите события, описываемые в письме, с одним из кадров фильма.

б. Вспомните, как воплощены в фильме собы­тия, описанные в эпилоге.

8. Ответьте на вопросы

1) Как объяснить постоянный интерес советских кинематографистов к теме Великой Отечественной войны?

2) Какие средства используют кинематографисты для достижения максимальной достоверности при изображении военных событий?

3) Почему фильмы о Великой Отечественной войне ин­тересны разным поколениям лю­дей?

9. Скажите, как вы понимаете следующие фразы. Согласны ли вы с ними?

1)Советское кино воевало вместе с народом.

2) Пульс человеческого сострадания — по­жалуй, главное в фильмах о
войне.

3) Каждый новый фильм, о войне — это бо­рец против войны.

10. Проведите обсуждение фильма, положив в его основу тему «Художественное воплощение на экране темы и идеи повести Б. Васильева „А зори здесь тихие..."»

11. Какие советские фильмы о Великой Отечест­венной войне вы смотрели? Расскажите об од­ном из наиболее понравившихся вам фильмов.


12. Первая смерть; убита Соня Гурвич



14. Последний бой Жени Комельковой



15. Васков и Женя



16. Рита Осянина и Васков




21. Памятник погибшим


2-3. В деревенском доме


4. Танцы

5. Как хочется быть красивой



6. Воспоминания; Рита с мужем и ребенком



7.Бой ведут зенитчицы


8. Поисковая группа уходит на задание


9. Переправа


10. Соня Гурвич


11. Соня Гурвич и Васков



13. Васков и Галя Четвертак




17. Лиза Бричкина и Васков


18. Лиза возвращается на разъезд за помощью




20. Рита Осянина и Женя Комелькова





19. Лиза гибнет в болоте



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ