УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...»
МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
филиал в селе Новокленское
Первомайского района
Тамбовской области
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» и двухсерийному художественному фильму «А зори здесь тихие...» в постановке советского кинорежиссёра Станислава Ростоцкого
Подготовила
учитель русского языка и литературы
МУХОРТОВА РИММА ВЛАДИМИРОВНА
2012 г
У повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» необычная судьба. В 1969 году она была напечатана в журнале «Юность» и сразу получила читательскую оценку: «Это стоит прочесть». Популярность у читателей была лишь началом успеха книги. Вскоре в репертуаре многих театров появились и с успехом пошли спектакли, поставленные по повести Бориса Васильева. А в 1972 году состоялась премьера двухсерийного художественного фильма «А зори здесь тихие...» в постановке известного советского кинорежиссёра Станислава Ростоцкого. Фильм сразу и прочно завоевал зрительскую популярность и тем, что точно и подробно передавал содержание полюбившейся повести, и тем, что актёры, сыгравшие шесть главных ролей фильма, заставили зрителей увидеть в знакомых уже героях настоящих живых людей, проникнуться их печалями и радостями, их любовью и болью.
В чём же секрет успеха повести, её редкой и счастливой судьбы? Может быть, в необычном содержании, остром сюжете? Однако сюжет довольно прост.
Май 1942 года, идёт война, но её главные дороги далеки от затерявшегося в северных лесах и болотах железнодорожного разъезда, который лишь «на всякий случай» охраняют два зенитных пулемёта и при них девушки-зенитчицы во главе с комендантом-старшиной.
Случайно одна из зенитчиц увидела в лесу двух фашистских диверсантов, направлявшихся, очевидно, для диверсии на Беломоро-Балтийский канал. На перехват диверсантам отправляется маленькая группа, состоящая из пяти девушек и старшины Васкова. Во время преследования оказалось, что диверсантов не двое, это целый отряд хорошо вооружённых фашистов. И пришлось маленькой группе вступить в неравный бой…
Должны ли были девочки, которые в общем и не умели воевать, вступать в бой с опытным врагом, нельзя ли было отступить, ведь где-нибудь диверсантов всё равно бы остановили? На эти вопросы есть только один ответ: они защищали свою Родину.
Повесть и фильм отличают человечность и суровая мужественная правда о войне. Как страшное выражение её сути — гибель девушек, рождённых для любви, материнства, мирных забот и трудов и ушедших защищать свою Родину. В ненависти к фашизму и любви к Родине истоки героизма, отсюда начинается путь к подвигу. Эта идея выражена в повести и в фильме без ложной патетики, плакатности, высоких слов. Удивительно органично соединились в ткани повествования поэзия и проза, юмор и драма, романтика и реализм. Отсюда своеобразие произведений писателя Бориса Васильева и кинорежиссёра Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие...».
Почти 45 лет прошло с момента выхода повести и 40 лет—со времени появления фильма. Немалый срок, во всяком случае достаточный, чтобы талантливое произведение стало достоянием истории. Однако фильм и книга по-прежнему привлекают внимание читателей и зрителей, особенно молодёжи, волнуют их сердца, горячо обсуждаются. Одна из причин такой популярности произведения в актуальности поставленных в нём проблем, проблем, которые важны и для нашего современника. Это проблемы войны и мира, преданности Родине и патриотизма, проблемы добра и зла, человеческой памяти, это проблемы прошлого и будущего, жизни и смерти.
«А зори здесь тихие...» — первая книга Бориса Васильева о войне. Как отмечают критики, она была написана на одном дыхании. За каждой строкой повествования — личный опыт писателя. В первый же месяц войны семнадцатилетний Борис Васильев записался добровольцем в комсомольский батальон, дважды попадал в окружение, боролся с десантниками и диверсантами, командовал зенитчицами.
Позднее, уже будучи писателем, он вспоминал: «Гибель женщин... Символ самого страшного, что Родина положила во имя победы. К смерти мужчин привыкли, пусть и горькая это привычка... Смерть женщин на войне — это общечеловеческая трагедия. Убивали девчонок, которые доводили меня тогда в зенитно-пулемётном училище до белого каления. Я был их старшиной. Учил строевой, водил обмундировываться, мучительно краснел, видя, как они развешивают выстиранное бельё, и по-мальчишески не прощал им этого смущения. А потом они гибли в боях... Об этом я и хотел сказать в своей первой военной повести. Дело тут не в сюжете. Дело в „сверхзадаче", которая вырастала из сюжета. Осознав её, я мог писать „Зори"».
Читатели и критики иногда упрекали Бориса Васильева в жестокости к своим героям, в намеренном желании трагически закончить рассказ. Писатель так объяснял свою творческую позицию: «Сочинять счастливые концовки, не отвечающие логике идеи и характера, щадить эмоции, усилия читательской души — значит лгать. Искусство не прощает лжи. Я задыхался порой от душевной боли,., но писал. Нельзя забывать, что мы, пишущие о войне, пишем о трагедии, каким бы оптимизмом она ни была проникнута... А война не бестселлер, не вестерн. Здесь речь идёт не о развлечении, а о жизни. Я не зная, что пять зенитчиц должны погибнуть. Было пять девушек и шестнадцать фашистов.
Не я — они убили их. Потому что таковы обстоятельства. Потому что такой ценой давалась победа».
Роль искусства, литературы в жизни общества — проблема вечная, всегда актуальная, находит в Борисе Васильеве активного и последовательного выразителя. «Может быть, я максималист, но задачу искусства я вижу в стремлении помочь человеку жить. Оно должно делать добро».
ВОПРОСЫ И ЗАНИЯ
1. Прочитайте повесть «А зори здесь тихие... и выполните следующие задания.
а. Выберите из текста информацию, соответствующую предлагаемым кадрам.
б. Опишите кадры, и дайте им название.
в. Как вы считаете, каким должно быть звучащее сопровождение к каждому из данных кадров: музыка, шумы, реплики? Если реплики,
какими они могут быть?
Образец:
а. Кадр № 6. Информация из текста: «Через год она родила мальчика, Аликом назвали, Альбертом, а ещё через год началась война.»
б. В кадре мы видим Риту и её мужа, старшего лейтенанта Осянина. Они смотрят на новорождённого малыша, улыбаются ему. Они
счастливы. Кадру можно было бы дать название «Рождение сына», или «Счастливая семья», или «Они ещё не думают о войне» и т. д.
в. В фильме здесь естественнее звучание музыки, спокойной и мелодичной. Если бы звучали реплики, они должны были бы выражать радость, удивление, может быть, шутку: «Славный малыш!», «Какой хорошенький!»,
«Похож на папу, будет героем!» и т. д.
2. Рассмотрите кадры из фильма и прочитайте подписи к ним. Какую дополнительную информацию о героях фильма передают эти кадры?
3. Посмотрите ещё раз кадры из фильма и объедините их по следующим темам: 1) Жизнь на 171 разъезде. 2) В походе. 3) Боевые действия.
4. Опираясь на прочитанный текст и изображение, составьте краткие рассказы по данным выше темам.
5. Представьте, что вы должны экранизировать один из предлагаемых отрывков текста. Составьте монтажную запись возможного фильма: последовательность кадров, их описание и соответствующее звуковое оформление — музыка, реплики диалогов
7
а. Прочитайте эпилог повести, выделите в нём две основные части. Определите, за счёт чего достигается контраст между ними. Как вы считаете, кто и когда мог написать такое письмо? Какие события описываются в письме? Соотнесите события, описываемые в письме, с одним из кадров фильма.
б. Вспомните, как воплощены в фильме события, описанные в эпилоге.
8. Ответьте на вопросы
1) Как объяснить постоянный интерес советских кинематографистов к теме Великой Отечественной войны?
2) Какие средства используют кинематографисты для достижения максимальной достоверности при изображении военных событий?
3) Почему фильмы о Великой Отечественной войне интересны разным поколениям людей?
9. Скажите, как вы понимаете следующие фразы. Согласны ли вы с ними?
1)Советское кино воевало вместе с народом.
2) Пульс человеческого сострадания — пожалуй, главное в фильмах о
войне.
3) Каждый новый фильм, о войне — это борец против войны.
10. Проведите обсуждение фильма, положив в его основу тему «Художественное воплощение на экране темы и идеи повести Б. Васильева „А зори здесь тихие..."»
11. Какие советские фильмы о Великой Отечественной войне вы смотрели? Расскажите об одном из наиболее понравившихся вам фильмов.
12. Первая смерть; убита Соня Гурвич
14. Последний бой Жени Комельковой
15. Васков и Женя
16. Рита Осянина и Васков
21. Памятник погибшим
2-3. В деревенском доме
4. Танцы
5. Как хочется быть красивой
6. Воспоминания; Рита с мужем и ребенком
7.Бой ведут зенитчицы
8. Поисковая группа уходит на задание
9. Переправа
10. Соня Гурвич
11. Соня Гурвич и Васков
13. Васков и Галя Четвертак
17. Лиза Бричкина и Васков
18. Лиза возвращается на разъезд за помощью
20. Рита Осянина и Женя Комелькова
19. Лиза гибнет в болоте
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ