Вечные ценности в балладе Роберта Бёрнса "Джон Ячменное Зерно" 6 класс
1 вариант оформления титульного листа работы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кировская гимназия имени Героя Советского Союза Султана Баймагамбетова »
г. Кировска Ленинградской области
Конспект урока по литературе
в 6 классе
Вечные ценности в балладе Роберта Бёрнса «Джон Ячменное Зерно»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Сысоева Елена Николаевна
Конспект урока в технологии критического мышления
Организационная информация
Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО)
Сысоева Елена Николаевна
Должность
Учитель русского языка и литературы
Образовательное учреждение
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Кировская гимназия имени Героя Советского Союза С. Баймагамбетова»
Республика/край
Ленинградская область
Город/поселение
г. Кировск
Предмет
Литература
Класс, профиль класса/ коллектив/ группа, количество человек
6 класс, 30 человек
Продолжительность урока/мероприятия
45 минут
Методическая информация
Тема урока /занятия/мероприятия
Литературная баллада. Вечные ценности в балладе Р. Бёрнса «Джон Ячменное Зерно»
Автор учебника, по которому ведётся обучение
Учебник: М.Б. Ладыгин. Литература. 6 класс: учебник-хрестоматия для школ и классов с углубленным изучением литературы, гимназий и лицеев. Дрофа, 2007 г.
Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)
Урок литературы на основе технологии критического мышления с применением различных приемов АМО.
Урок анализа художественного произведения «Джон Ячменное Зерно» проводится после урока, на котором состоялось знакомство жанром баллады.
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы
(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).
В классе обучается 30 человек, мальчиков – 10, девочек – 20. Коллектив этого класса состоит из учащихся, которые совместно учатся с первого класса. Мотивация к учению у большинства учеников сформирована: они стремятся к знаниям, внимательны и работоспособны на уроках, добросовестны в выполнении домашних заданий. Но другая (меньшая) часть класса пассивна в учебной деятельности.
В классе 12 человек явно одаренных, соотношение гуманитарных и математических способностей примерно равное, со смешанным типом восприятия примерно треть класса. Аудиалов -8 человек, визуалов – 14, кинестетиков - 8 . Способность к аналитическому мышлению средняя. Учащиеся умеют сравнивать, выделять главное, рефлексировать в заданных рамках, но абстрагировать и классифицировать затрудняются.
Эмоциональный климат в классе благоприятный.
Ребята открыты, терпимы, доброжелательны друг к другу. Неформальное деление класса на группы существует, но конфликтов между ними не наблюдается. Явных лидеров в классе нет, но группа детей, успешных в учебе, спорте, хорошо развитых и воспитанных, благотворно влияет на класс.
Планируемый урок будет способствовать развитию способностей к абстрагированию и развитию инициативы и творческих способностей учащихся.
Цели урока
закрепление знаний о балладе как лиро-эпическом жанре;
создание условий для выявления основных черт литературной баллады на примере баллады
Р.Бёрнса «Джон Ячменное Зерно»;
освоение теоретических понятий, способствующих более глубокому постижению конкретного произведения;
формирование аналитического и креативного мышления, интеллектуальных навыков, обобщения, развитие речевых навыков; развить критическое отношение к окружающему миру через стратегии технологии РКМЧП
приобщение к культурному наследию английской литературы, формирование коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения).
Задачи урока
Образовательные: изучить балладу Р. Бёрнса «Джон Ячменное Зерно», способствовать осмыслению связей нового материала с изученным ранее, совершенствовать навыки анализа художественного текста.
Развивающие: развивать способности учащихся к анализу информации и на этой основе выявлению проблем; совершенствовать умение определять основной конфликт произведения, характеризовать сюжетно-композиционные особенности произведения. Развивать творческое мышление в ситуации необходимости принятия нестандартных решений;
Воспитательные: формировать навыки ролевого взаимодействия при работе в команде.
способствовать формированию чувства патриотизма.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/ ученики в ходе урока
Знания: содержание баллады Р. Бёрнса «Джон Ячменное Зерно»,
полноценное представление о жанре баллады;
Умения: называть отличия между фольклорным и литературным произведением;
характеризовать фольклорные традиции в литературном произведении;
создавать собственный литературный текст на заданную тему.
Навыки: анализа художественного текста малого жанра, сравнения характеров героев разных произведений;
Качества: инициативность, креативность в процессе взаимодействия и сотрудничества.
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению
Содержание баллады «Джон Ячменное Зерно»
Теоретические знания: литературная балла, анафора, стилизация.
Характеристика героя: взаимоотношения с другими персонажами, авторское отношение к герою, нравственная оценка поступков героя.
Проблематика произведения, актуальность нравственных проблем.
Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока
Мультимедиа – комплект.
Портрет Р.Бёрнса
Презентация по содержанию урока в формате мультимедиа
Таблицы «Знаю» «Хочу» и «Узнал»
Текст баллады Р. Бёрнса «Джон Ячменное зерно», текст стихотворения Е. Евтушенко «Ванька-Встанька»
ХОД УРОКА
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
ФОПД
Контроль
Организационный момент
Вызов
Актуализация имеющихся знаний
Пробуждение интереса к теме.
Мозговая атака
Создает условия для актуализации знаний, формирования проблемы и цели на основе мотивации.
Слово учителя:
- Ребята, сейчас я произнесу слово, а вы подумайте, какие ассоциации оно у вас вызывает. Шотландия…
Возьмите листочки и напишите слова, словосочетания, которые возникнут в вашем сознании. Они могут быть любыми: факты, климат, музыка, еда, животные.
Обсудите в группе. Зачитаем варианты ответов, стараясь не повторяться.
А теперь игра «Верите ли вы?...»
Верите ли вы, что Шотландия занимает 3 часть Великобритании?
Верите ли вы, что шотландского языка не существует?
Верите ли вы, что столица Шотландии – Лондон?
А теперь посмотрите небольшую презентацию и послушайте сообщение, которое подготовил Лари, и проверьте свои ответы.
Составляют «копилку идей», обмениваются информацией, обсуждают её.
Выбирают выступающих и зачитывают ответы.
Обсуждают в группе ответы на вопросы викторины.
Реализация индивидуального домашнего задания.
Ученик делает сообщение-презентацию о Шотландии
Парная.
Групповая.
Групповая
Индивидуальная
Заслушивание.
Взаимоконтроль
Заслушивание
Осмысление
Получение новой информации.
Соотнесение новой информации с собственными знаниями.
Вы, наверное, догадались, что мы не случайно начали разговор об этой стране. Сегодня мы познакомимся с гордостью Шотландии, поэтом Робертом Бёрнсом. Тема нашего урока Вечные ценности в балладе Р. Бёрнса «Джон Ячменное Зерно».
Запись темы в тетради.
В Шотландии Бёрнса считают символом нации, а поэтому день рождения поэта – один из самых любимых праздников.
Давайте послушаем одно из лучших стихотворений Бёрнса «В горах моё сердце», которое прозвучит на двух языках: русском и английском. Послушайте и выскажите своё мнение, какой вариант вам нравится больше, почему? Удачен ли перевод, на ваш взгляд?
Теперь возьмите листы с таблицей и по ходу урока заполните её. Сейчас вы можете написать в первой колонке, что вам уже известно о Роберте Бёрнсе, в третьей - что бы вам хотелось узнать, а во второй напишите потом, что вы узнали о нём на уроке.
Создает условия дополнительной мотивации, предлагая в конце работы сравнить самостоятельно полученные выводы с итогами урока.
Мы говорим о Р. Бёрнсе как об авторе баллады.
Давайте вспомним, что нам известно о народной балладе. Назовите отличительные признаки баллады.
На слайде презентации – определение баллады с пропусками.
Учитель:
Как жанр баллада представляла в Средних веках плясовую народную песню. Так как любовное содержание было основным содержанием баллад, им был свойственен непременный рефрен. С течением времени балладу стали не петь, а декламировать, а её художественные возможности привлекали к себе внимание как знаменитых поэтов, так и никому не известных. Своим рождением литературная баллада обязана немецкому поэту Г.Бюргеру. В балладе он сохранит момент невероятности, чудесности событий, однако расскажет совсем по-иному. Подражание фольклорному источнику будет носить не слепой, а творческий характер. Этот приём называется стилизация.
На слайде презентации определение стилизации как литературного приёма.
Записи в тетради.
Одним из первых создателей литературной баллады является Роберт Бёрнс.
Сын фермера, он с ранней юности работал на полях, напевая народные песни. Иногда, чтобы выразить свои думы о народе, он сам сочинял стихи, которые были бесхитростны и просты. Часто Бёрнс слагал стихи на мотив старой народной песни. Часто его стихи, положенные на музыку или приспособленные к давнишнему фольклорному напеву, становились народной песней. Так случилось, например, с его знаменитой застольной песней «Забыть ли старую любовь и дружбу прежних дней…»
Используя сюжеты и художественные приёмы народных баллад, он создал самобытные оригинальные художественные произведения.
Работа с текстом баллады
Давайте откроем учебники и прочитаем одно из лучших произведений, балладу «Джон Ячменное Зерно».
Стратегия «Чтение с остановками» /Что будет дальше и почему?/
Ключевые вопросы для анализа текста
Докажите, что это баллада.
На чём строиться сюжет?
Кто главный герой? Какое средство выразительности помогает автору превратить колос в живое существо?
Как строиться баллада? Какие особенности композиции баллады вы заметили? Случайно ли повторение одних и тех же слов в начале строки?
Такой приём называется анафора. Запись в тетради.
Каким вы представляете героя в начале и в конце баллады?
Найдите слова, описывающие героя.
Каков характер героя? Почему вы так считаете? В каких поступках проявляется характер? Какие чувства испытывает автор к своему герою? В каких словах выражена позиция автора?
Можно ли сказать, что Джон Ячменное Зерно – это символ? Обсудите в группе и скажите, что символизирует главный герой баллады?
Делаем вывод: Джон Яячменное Зерно оказывается в балладе символом непобедимости и стойкости народа.
Слайд презентации.
А теперь давайте попробуем выявить философский смысл баллады.
Прочитаем вторую строфу. А теперь обратимся в конец баллады. Что происходит с зерном?
В самом деле, зерно хоронят, зарывают в землю, как покойника, но оно прорастает зелёным ростком, который тянется к свету, крепнет, образует колос и даёт новое зерно. Жизнь торжествует, она бесконечна.
Идея произведения: торжество жизни над смертью. Это гимн жизни. Произведение носит жизнеутверждающий характер, поэтому оно и стало таким популярным.
Джон – народное имя. Он живёт каждом шотландце. А какое соответствующее имя есть у русского народа?
- Иван.
Послушайте ещё одно произведение. Это современное стихотворение Е. Евтушенко «Ванька-Встанька». Подумайте, нет ли какой-то связи между шотландской балладой и стихотворением российского поэта.
Обобщение:
Оба произведения глубоко патриотичны
Есть вечные ценности, над которыми не властны ни время, ни пространство: Родина, свобода, любовь…
Реализация индивидуального домашнего задания.
Звучат два варианта стихотворения (на английском и русском языках) в исполнении подготовленных детей.
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.
Записывают тему урока.
Заполняют таблицу ЗХУ
Знаю (предполагаю)
*
*
* ........
Хочу узнать
*
*
* ........
Узнал
*
*
* ........
– обсуждают полученную информацию в парах;
– отмечают знаком + то, что совпало с их предположениями, и те вопросы, на которые они получили ответы.
Дети вспоминают жанровые особенности баллады. Называют изученные народные баллады.
Читают балладу. Отвечают на вопросы учителя.
Записывают определение стилизации в тетрадь.
Стилизация – литературный приём, намеренная и явная имитация того или иного стиля (стилистики), полное или частичное воспроизведение его важнейших особенностей.
Находят примеры анафоры в тексте.
Анафора (единоначатие) – художественный приём, заключающийся в повторении одних и тех же слов, выражений в начале строки, строфы или стиха.
Находят и зачитывают описание героя.
Находят выражение авторской позиции
Обсуждают в группе варианты ответов.
Чтение отдельных эпизодов с целью выявления идеи произведения.
Слушают стихотворение Е.Евтушенко «Ванька – Встанька» в исполнении учителя.
Отвечают на поставленный вопрос
Индивидуальная.
Индивидуальная
Индивидуальная
Индивидуальная.
Индивидуальная.
Групповая
Индивидуальная
Индивидуальная
Самоконтроль.
Заслушивание
Самоконтроль
Заслушивание
Заслушивание
Заслушивание
Рефлексия
Целостное осмысление и обобщение полученной информации.
Выработка собственного отношения к изучаемому материалу.
Создает условия для обобщения полученной информации, для само- и взаимоконтроля и личного осмысления.
Составление синквейна.
Синквейн — белый стих со строго заданной формой.
1 строка — любое существительное
2 строка — два прилагательных — эпитета
3 строка — три глагола движения
4 строка — крылатое выражение, смысловая фраза
5 строка — усиливающее содержание слово (предложение)
–– задают вопросы, на которые не получили ответа в своих таблицах ЗХУ;
– отвечают на вопросы одноклассников.
– Составляют синквейн «Вечные ценности»
– представляют свои синквейны классу (кроме последнего слова).
Групповая
Индивидуальная
Взаимоконтроль
Афиширование
Заключительный этап
Называют последнее слово синквейна.
Фронтальная
Те, у которых есть "совпадения", поднимают руки (40-50 %)
Индивидуальная
Самоконтроль
На каждом этапе занятия осуществляется педагогическая поддержка учащихся в учебной и исследовательской деятельности.
Список использованной литературы
Елистратова А.А. Роберт Бернс. Критико-биографический очерк. —М.,1957, 159 с.
Райт-Ковалёва Р. Роберт Бернс. М., "Молодая гвардия",1965. 352 с.
Горбунов А. М. Сквозь даль веков. Из сокровищницы зарубежной поэзии. М., Книга.1975. с. 260 — 264. Зарубежная литература. М., Просвещение. 1977.
1С.В.Кулневич, Т.П.Лакоценина Современный урок. Часть 2 «Учитель»2005 г.
Лушникова О.Н. Духовно-нравственный потенциал современного урока литературы.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://www.dslib.net/russkaja-literatura/kaminskij.html
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ