Вечные темы и сюжеты в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина

МОУ «Макуловская средняя общеобразовательная школа»

Верхнеуслонского района Республики Татарстан











Вечные темы и сюжеты в сказках

М. Е. Салтыкова-Щедрина












Из опыта работы учителя

русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Белкиной Татьяны Алексеевны












Тема Вечные темы и сюжеты в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина.


Цель

Углубление знаний учащихся о сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина, о причинах обращения сатирика к этому жанру, открытие в них важного

человеческого смысла.


Оборудование

Портрет писателя, репродукции картин на библейские сюжеты; книги: «Сказки» Салтыкова-Щедрина, Библия, Евангелие. (Презентации, подготовленные учениками по данной теме)


Опережающие задания.
  • Прочитать сказки «Премудрый пескарь», «Дикий помещик», «Коняга», «Дурак», «Пропала совесть», «Деревенский пожар», «Гиена», «Христова ночь», «Рождественская сказка».

  • Подобрать иллюстративный материал на тему «Библейские сюжеты в живописи», «Библейские сюжеты в музыке», создать презентации

  • Перечитать библейские легенды «Эдем», «Каин и Авель», «Исав и Иаков», «Иов».

  • Провести литературоведческую работу на тему «Черты народной сказки в «Сказках» М.Е.Салтыкова-Щедрина», «Особенности сказок Салтыкова-Щедрина».


Класс делится на группы: «литературоведы», «историки», «художники», «музыковеды».


Задания для группы «историков»:


  1. Подготовить рассказ о политической и социальной обстановке в стране в пореформенный период.

  2. Найти иллюстрации, фотографии, отражающие ту эпоху.



Задания для группы «литературоведов»:


  1. Подготовить рассказ об истории создания «Сказок» сатириком.

  2. Выписать из сказок элементы фольклора.

  3. Найти и выписать из сказок библейские имена, заповеди, определить их роль в тексте.

  4. Подобрать крылатые выражения, мудрые изречения, которые могли бы быть использованы в качестве эпиграфа к той или иной сказке Салтыкова-Щедрина.

  5. Составить свод правил поведения человека в обществе (по Салтыкову-Щедрину).

  6. Определить связующую нить между «Сказками» и Библией.


Задания для группы «художников»:


  1. Подобрать материал о художниках, которые использовали в своих работах библейские сюжеты

  2. Подготовить рассказ о картине Николая Николаевича Ге «Тайная вечеря» и отношении к ней Салтыкова-Щедрина.

  3. Подобрать иллюстративный материал на тему «Библейские сюжеты на полотнах мастеров живописи».

  4. Подобрать иллюстративный материал на тему «Сказки» Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях». Составить рассказ об иллюстраторах сказок.


Задания для группы «музыковедов».


  1. Подготовить сообщение «Библейские мотивы в музыке».

  2. Записать отрывки из музыкальных произведений, соответствующих теме занятий.




Старясь о счастье других – мы находим своё собственное.

Платон


Самая трудная профессия – быть человеком.

Хосе Марти


Быть человеком – это чувствовать свою ответственность

перед обществом и самим собой. А. Сент-Экзюпери



Ход урока


Вступительное слово учителя.

«Самая трудная профессия – быть человеком», «Быть человеком – это чувствовать свою ответственность перед обществом и самим собой», «Стараясь о счастье других – мы находим своё собственное». В разное время и разными людьми произнесены эти слова, но как много общего между ними; смысл их очень близок нашему времени, нашей действительности. И это неслучайно. В нашу эпоху активного отношения к жизни эти мысли кажутся ещё актуальнее.

Сегодня на уроке, тема которого «Вечные темы и сюжеты в «Сказках» М.Е.Салтыкова-Щедрина», мы попытаемся с вами найти непрерывающуюся связующую ниточку между Библией, сказками Салтыкова-Щедрина и современностью; попытаемся открыть в сказках известного сатирика XIX века важный человеческий смысл, уловить в сатирических образах Щедрина не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою жизнь и даже свой облик, но и слёзы о том, как легко и незаметно человек способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно потерять себя.

«Сказки» Салтыкова-Щедрина вам знакомы, но сегодня я предлагаю вам рассмотреть их в контексте соотношения социального и общечеловеческого. Обнаружить и постичь многомерность щедринского творчества позволяют многочисленные библейские образы, мотивы, сюжеты, символы, заимствованные Щедриным как из Ветхого, так и из Нового завета. Они-то как раз и выявляют потаённое и страстное стремление автора «Сказок» войти в душу каждого человека, разбудить в ней дремлющие нравственные силы.

Для того, чтобы понять, что побудило великого сатирика обратиться к жанру сказки, следует вспомнить, что представляла собой политическая и социальная жизнь в России.


Презентация №1 (выступление группы «историков»)


Итак, после множества реформ, проведённых в стране, положение крестьян практически не улучшилось. Салтыков-Щедрин, как истинный сын своего Отечества, не мог пройти мимо такого факта. Но как же высказать свои мысли в век цензуры и надзора?! Выход был найден – сказки, вот тот жанр литературного произведения, который поможет высказать всё то, о чём хотелось не говорить, а кричать.


Презентация №2 (выступление группы «литературоведов»)


Чтобы выразить вечное в текущем, Салтыков-Щедрин использовал в «Сказках» литературные формы, понятные всем людям, ибо библейские сюжеты и мотивы способны образно, ёмко и лаконично передавать важное общечеловеческое содержание.

Библия – это философские размышления о смысле и оправдании человеческой жизни. Поэтому она стала источником идей и сюжетов для всей мировой культуры, в том числе и для Салтыкова-Щедрина.

Возникает вопрос: только ли писатели обращались к библейским сюжетам.


Презентация №3 (выступление группы «художников»)

Презентация №4


Как мы видим, библейские сюжеты привлекали внимание художников разных стран и разных эпох. Это легко объяснить: Библия всегда была, есть и будет сводом нравственных норм, по которым должно жить здоровое общество.

А как же музыка? Мы с вами знаем, что «музыка литературе – сестра родная».



Презентация №5 (выступление «музыковедов»)



Литература, живопись, музыка – все эти виды искусства тесно переплетаются с Библией, ибо цель у них одна – борьба со злом и воспитание доброты в каждом человеке.


По признанию писателя, чтение Евангелия имело «несомненное влияние на весь позднейший склад его мировоззрения. В чём оно сказалось? Будущий писатель понял, что самая великая ценность – человеческая личность. Он увидел, как сложились общественные отношения в России: большинство людей подавлено и лишено права заявлять о себе. Отныне он становится защитником униженных и оскорблённых», борцом против духовного рабства. В этой неустанной борьбе верным союзником оказывается Библия. Поэтому щедринская сатира согрета живым огнём любви к человеку.


Обобщающая беседа по содержанию сказок


  • Почему это произошло? Чем заинтересовал «сурового сатирика» «несерьёзный жанр»? (Жанр сказки носит притягательный характер. Сказочные образы дольше живут в памяти народа. Запоминается и передаётся из поколения в поколение то, что дорого человечеству).

  • Что послужило прообразом в создании сказок? (Народная сказка. Библейские сюжеты)

  • Что общего вы увидели в библейском сюжете «Исав и Иаков» и сказке «Дикий помещик»? (Исав предпочёл кушанье первородству, сиюминутную потребность, променяв непреходящую ценность, данную ему природой. Вечное променял на временное, духовное на материальное. Жизненной позицией помещик напоминает Исава).

  • Что общего вы увидели между Исавом и помещиком? Что даёт такое сравнение? (Даёт возможность почувствовать и вину и беду героя, заставляет задуматься о своём первородстве)

  • Какая общечеловеческая трагедия прослеживается здесь? (Заставляет задуматься о собственной жизни, о нравственной позиции, о духовном мире).

  • Все вы хорошо помните героя сказки «Премудрый пескарь». К чему сведена его жизнь?

  • Да. Сказка словно обобщает и формулирует нравственный опыт всей жизни, и что самое главное, перед смертью. Это усиливает трагизм повествования.

В чём вы видите этот трагизм? (Страшный суд над собой)

  • Соответствовала ли жизнь пескаря заповедям Библии? Докажите это.

  • Какие нравственно-философские проблемы затронуты в сказке? (Ответственность человека за свои поступки, нравственное и духовное совершенствование личности)

  • «Люби ближнего своего…, любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас», читаем мы в главе 5 Евангелия от Матфея. Кто из героев сказки «Дурак» живёт в соответствии с этой заповедью? (Иванушка) Докажите это.

  • Почему же общество считает его дураком «блаженным»?

  • Какое чувство вызывают эти картины у самого автора? (Трагическое ощущение от нравственно извращённого общества, не изменившегося с того дня, когда Иисус пришёл к людям с проповедью любви и кротости. Человечество не выполняет данного обета).

  • Можете ли вы привести примеры из произведений современной литературы, в которых звучит этот же трагический мотив?

  • Сказка «Деревенский пожар «сопровождается пояснением «Не то сказка, не то быль». Вы согласны с этим? Почему?

  • Сюжет сказки перекликается с библейским сюжетом об Иове. Какой характер носит эта перекличка? (Иронический) Почему? (Трагедия современных Иовов страшнее во сто крат: у них нет надежды на благополучный исход).

  • Что же здесь сказочное, а что реальность?

  • Можем ли мы сказать, что в щедринских текстах сосуществуют два мира: библейский и современный?

  • Вечны ли сюжеты щедринских сказок? (Да. Приобретают современный оттенок).


Слово учителя

Итак, мы с вами убедились, что в «Сказках» Щедрина сосуществуют, проникая друг в друга, два мира: библейский и современный. Они взаимопроникают, прорывая время, опережая историческую эпоху, обнажая основы жизни, от состояния коих зависит будущее России. Вечные темы объединяют литературу с живописью и музыкой в решении общечеловеческих проблем.

Закончить наш урок я хочу словами замечательного русского поэта, к сожалению, рано ушедшего из жизни, Николая Рубцова:

До конца,

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста.

…………………..

Пусть она останется чиста

До конца, до тихого креста.


Домашнее задание (по выбору)

  1. Провести сравнительный анализ сказок «Пропала совесть» и «Рождественская сказка»

  2. Сравнить сказку «Коняга» и библейскую легенду «Каин и Авель»




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ