Внеклассное мероприятие для 5 класса «Закружилась листва золотая»





















«Закружилась листва золотая»

Внеклассное мероприятие для 5 класса







Долозова О.И.

учитель русского языка и литературы

МСОУ школа № 10 VIII вида

г. Ступино Московской области













«Закружилась листва золотая»

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса.

Цель: обобщить знания и наблюдения учащихся об изменениях в природе с приходом осени

Задачи:

  • Расширить кругозор учащихся, познакомить с произведениями искусства и народного творчества, посвящённых осени.

  • Развивать интерес к окружающей природе, внимание, память.

  • Воспитывать эстетическое чувство, бережное отношение к природе, чувство гордости за свою Родину.


Оборудование:

  • Презентация «Закружилась листва золотая»

  • Жетоны в виде осеннего листа

  • Листы бумаги

  • Различные средства рисования (гуашь, акварель, мелки, карандаши)


Оргмомент.

- Какое время года вы любите?

- По данным опроса учащихся нашей школы самое любимое время года – лето. За ним следуют весна и зима. Осень стоит на последнем месте. Почему же вы не любите осень? Ведь в каждом времени года есть своё очарование! Давайте сегодня познакомимся поближе с этим временем года. Мы познакомимся с произведениями русских художников, поэтов и постараемся узнать, действительно ли, осень вызывает только тоску и грусть.

Мероприятие проходит в виде соревнования. За каждый правильный ответ ученики получают жетоны в виде осеннего листа.

Народная мудрость.

- Издавна народ следил за природными явлениями, их взаимосвязи и очень метко отражал свои наблюдения в пословицах, поговорках, приговорках, потешках, песнях. Мы проверим, как вы знаете пословицы, посвящённые осени. Вы должны выбрать из трёх предложенных ответов вариант, который вам кажется наиболее подходящим.

На слайдах 4-8 учащимся даётся пословица. Чтобы появились варианты ответов, нужно щёлкнуть на фигуру с пословицей. Переход на следующий слайд - лист в правом нижнем углу.

  1. . по осени считают.

  • Друзей

  • Цыплят

  • Коров

  1. В сентябре одна ягода, да и то горькая … .

  • рябина

  • клюква

  • редька

  1. Осенняя … больнее кусает.

  • погода

  • собака

  • муха

  1. Весна красна, да голодна, а осень дождлива, да … .

  • красива

  • сыта

  • холодна

  1. - перемен восемь.

  • Ночь

  • Россия

  • Осень


Осенний аукцион.

- А какие перемены, происходящие в природе с приходом осени, вы знаете?

Учащийся, назвавший примету осени последним получает бонусный жетон.

Поэтическая.

- Осень вдохновляла многих поэтов. Много стихов вы читали, учили наизусть. Проверим, какие вы знатоки поэзии.

На слайдах 10-14 учащимся предлагаются отрывки из стихотворений, которые они должны выразительно прочитать. Лучший чтец получает бонусный жетон.

Для того чтобы появились портрет автора и его фамилия, нужно щёлкнуть по тексту стихотворения. После появления портрета С.Есенина, звучит романс «Отговорила роща золотая». Учащиеся прослушивают и могут по желанию подпеть, заработав, таким образом, бонусный жетон. Переход на следующий слайд - лист в правом нижнем углу.


  • Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уж у двора. (А. Пушкин)


  • Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе. (К. Бальмонт)


  • Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер вдаль.

Я полон дум о юности весёлой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

(С. Есенин)


  • Ласточки пропали,

А вчера зарёй

Всё грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

С вечера всё спится,

На дворе темно,

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится,

Да стучит в окно. (А. Фет)


  • Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлоюполяной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой…(И. Бунин)



Лукошко.

- Осень называют «витаминной порой». Почему? Давайте наполним наше «лукошко» витаминными продуктами.

Учащиеся отгадывают кроссворд (слайд15), зарабатывая жетоны. Все действия на слайде по щелчку. Переход на следующий слайд - лист в правом нижнем углу.


  • Я вырос на грядке,

Характер мой гадкий:

Куда ни приду,

Всех до слёз доведу. (Лук)


  • Телятки гладки

Привязаны к грядке,

Лежат рядками,

Зелены сами. (Огурцы)


  • Нарядилась Алёна

В сарафанчик зелёный,

Завила оборки густо.

Узнаёшь её? (Капуста)







  • Растут на грядке

Зелёные ветки,

А них красные дети. (Помидоры)



  • Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили? (Картошка)


  • Хотя я сахарной зовусь,
    Но от дождя я не размокла,
    Крупна, кругла, сладка на вкус,
    Узнали вы, кто я? ... (Свёкла)


  • Он кусает, только вот,
    Зубок есть, но, где же рот?
    Белый носит сюртучок.
    Что это, скажи, дружок? (Чеснок)

Художественная.

- Буйство осеннего разноцветья вдохновляло и поэтов, и композиторов. Сколько картин, посвящённых осени написано… Посмотрите на картины русских художников. Вспомните названия картин.

Под отрывок П.Чайковского учащиеся рассматривают картины (слайды 17-21) , вспоминают их названия. Если это вызывает затруднение, дети сами называют картину. Жетон получает самое близкое к оригиналу или самое романтичное название.

Чтобы «вызвать» название картины, следует нажать на фамилию художника. Переход на следующий слайд - лист в правом нижнем углу.

- Произведение, какого композитора звучит? Как оно называется? Назовите другие произведения П. Чайковского.

Юный художник.

- Посмотрите, какие великолепные пейзажи дарит нам осень (слайд 22). Почувствуйте себя художниками и вы! Попробуйте создать картину, изображающую осень.

Учащиеся сами выбирают средства рисования (акварель, мелки, карандаши, гуашь) и пытаются нарисовать картину. Все художники награждаются жетонами.

Заключение.

- Каждое время года по-своему прекрасно! (Слайд 23). С каждым из них мы встречаемся раз в году. По каждому из них мы скучаем и ждём прихода каждого с нетерпением! Давайте же с радостью встретим осень, проведём с ней целых три месяца и с грустью проводим её до следующего года!

Время любое нужно любить…
Нельзя разделять…. надо ценить.
По-своему все времена хороши…
Они ведь частица нашей души!

Подведение итогов.



Использованные ресурсы:



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ