Внеклассное мероприятие по Литературе "ПУТЬ ВОСХОЖДЕНИЯ К СВЕТУ" (по повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант») 8 класс


УРОК – РАЗМЫШЛЕНИЕ

в 8 классе






ПУТЬ

ВОСХОЖДЕНИЯ

К СВЕТУ

(урок внеклассного чтения

по повести

В.Г.Короленко «Слепой музыкант»)








Учитель

Зелепукина Елена Егоровна












ЦЕЛИ УРОКА:

- обозначить проблемы, поднимаемые в повести;

- раскрыть глубину нравственных уроков повести;

- показать духовные обновления обиженного судьбой человека, нарисовать его горький и тернистый путь к осознанию своего предназначения;

- учить глубокому осмыслению прочитанного; учить выражать свои размышления в форме развёрнутого аргументированного ответа на вопрос (развивать монологическую речь);

- подвести учащихся к мысли о необходимости развивать в себе сострадание, не оставаться равнодушными с чужой беде.



ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

- портрет В.Г.Короленко;

- выставка книг В.Г.Короленко;

- иллюстрации к повести «Слепой музыкант»;

- на доске оформлены афоризмы Короленко:

«Человек создан для счастья, как птица

для полёта»;

«Человек создан для счастья, только

счастье не всегда создано для него».

и слова А.Чехова: «За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные».



Ход урока


I. Вступительное слово учителя.

В. Г. Короленко прожил долгую жизнь, в которой были и борьба за кусок хлеба, и преследования властей, ссылки, аресты, многочисленные доносы, надзор, огромное желание писать и быть интересным для читателей. Он писал о многом: о страдании, лишениях простого человека, о его стремлении быть нужным, полезным близким, родным, о нравственной красоте, чистоте, богатстве души; размышлял о том, что составляет сущность русского народа.

- Для чего, собственно, создан человек? – так поставлен вопрос в рассказе «Парадокс». «Человек создан для счастья, как птица для полёта»,- с горькой иронией отвечает герой рассказа, человек с исковерканной жизнью. «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него, » - замечает Короленко. Вопросу о том, что такое счастье, где его границы, в чём его смысл, посвящает писатель одно из самых замечательных произведений – повесть «Слепой музыкант», впервые опубликованную в 1886 году. В ходе урока мы попытаемся поразмышлять над этими вопросами и проследить путь восхождения к свету главного героя повести.


II. Размышления над повестью «Слепой музыкант.»


Слово учителя.

Перед писателем стояла сложная задача: показать духовное обновление обиженного судьбой человека, показать его горький, тернистый путь к осознанию своего предназначения. Поэтому сюжет повести включает в себя как бы два повествования:

первое – о том, как слепорождённый мальчик тянулся к свету, к активной жизни;

второе – это история о том, как подавленный личным несчастьем человек поборол в себе пассивное страдание, сумел обрести себя, нашёл место в жизни и сумел воспитать понимание, сочувствие ко всем обездоленным.

Впервые «Слепой музыкант» был напечатан в «Русских Ведомостях» 1886г. Повесть многократно переиздавалась. Это «психологический этюд», т.е. ряд художественных образов, связанных общей идеей.


Задание 1. Докажите, что понятия света и тьмы имеют в повести прямое и переносное значение.

(Свет – это не только свет солнца, недоступный слепому, но и реальный мир, с его жизнью и болью, радостью и страданием.

Тьма – это не только вечная ночь в глазах главного героя, но и тихий, отгороженный от мира уголок усадьбы, это и душа Петруся, замкнутая на своём страдании.

Путь слепого музыканта – это преодоление тьмы в себе, что важно для человека. В этом магическая тайна повести.)


Задание 2. - Выразительно прочитайте 1 и 2 гл. и ответьте на вопрос:

1. - Почему Короленко описывает подробно слёзы матери, её душевные страдания?

(Мать предчувствовала, что ребёнок родился слепой. Стоически выдерживает это известие. Что с ним будет? Как сложится жизнь? Многое зависит от людей.)

Задание 3. – Какие люди войдут в жизнь Петруся? (Дядя Максим, Эвелина, Иохим, Егор)

Задание 4. – Почему дядя Максим обратил внимание на мальчика?

(Он тоже был несчастен и наказан судьбой. Ему хотелось помочь мальчику ,см. отр. гл. IV с 13

вывод: Его слова жестоки, но справедливы.

Мать решила создать тепличные условия.

Дядя Максим хотел видеть племянника счастливым, не нытиком,

спекулирующим на своём горе.)


Задание 5. – Но разве может слепой человек быть счастливым?

(Может и должен, если его не жалеть, не оберегать от житейских

сложностей. Нужно ему помочь найти место в жизни, преодолеть недуг.

Человек будет счастлив, если не убить в нём шансы на более полную

жизнь. см. гл. I ч. 5, ч. 8. )


Задание 6. – Кто такой Иохим?

Почему музыка Иохима потрясла мальчика?

Почему Анна Михайловна в состязании с Иохимом потерпела поражение?

(Музыка Иохима была наполнена живым чувством, в ней звучала боль души. Петрусь открыл красоту родной земли. гл II ч 7, 9 стр. 30-31, 34, 40 ).


Задание 7. Почему дружба с Эвелиной была для Петра даром благословенной судьбы?

( - портрет Эвелины гл 3 ч III с 43

- печальное открытие гл 3 ч V с 48)


Задание 8. – Что же могла сделать для Петра эта маленькая девочка?

(Она была его ангелом- хранителем).


Задание 9. – Какой натурой была Эвелина?

(гл 4 ч I с 53

вывод: она умела любить, а не жалеть. Смогла разделить с ним все радости и печали.)


Задание 10. Прочитайте сцену объяснения в любви.

(гл 5 ч 8 с 74-75)


Задание 11. – Как у Петруся проявился эгоизм?

Какую роль в жизни Петруся сыграл слепой звонарь Егор, Роман, слепые музыканты?

(вывод: Постоянно в Петрусе рождается сострадание к ближнему. Он начинает преодолевать собственную боль, ущербность и добивается признания. Начинает верить в себя, в свой талант.)

Задание 12. – Перед Петрусем встал вопрос:

смириться и страдать или бросить вызов судьбе?

(вывод: Он выбрал путь поисков: странствует с нищими, а затем обретает себя как музыкант и как человек. И судьба ему подарила творческое и человеческое счастье:

- умную, добрую, любящую жену;

- сына, родившегося зрячим;

- талант пианиста и композитора.)


Задание 13. – Как вы понимаете слова дяди Максима: «Он прозрел, да это правда – он прозрел»?

(вывод: На месте слепого, эгоистического страдания он обрёл в душе ощущение жизни: он стал чувствовать и людское горе, и людскую радость.

«Слепой музыкант» напомнит счастливым о несчастных.)


IV. ВЫВОД.

Русская народная пословица гласит: «Кто за счастье борется, к тому оно и клонится».

Судьба человека зависит только от него самого. Хочешь жить счастливо – не спи, действуй, борись, но не забывай, что не может счастье строиться на несчастье других, что не может быть человек счастлив, когда вокруг него нужда, отчаяние. Стремись быть нужным, полезным.

- Ответим на вопросы, поставленные в начале урока:

1. ЧТО ТАКОЕ СЧАСТЬЕ?

Ответ ученика:

СЧАСТЬЕ – это обретение смысла жизни, любви, признания.


2. ГДЕ ГРАНИЦЫ СЧАСТЬЯ?

Ответ ученика:

ГРАНИЦЫ СЧАСТЬЯ – в ощущении быть нужным и полезным.


3. В ЧЁМ СМЫСЛ СЧАСТЬЯ?

Ответ ученика:

СМЫСЛ СЧАСТЬЯ – бороться, искать, делать правильный выбор, пройти духовное исцеление.


Учитель: Помните слова А.Чехова: «За дверью счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком, постоянно стучать и напоминать, что есть несчастные».


ближнему. петруся жизни Петруся сыграл слепой звонарь Егор, Роман, слепые музыканты?

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ