Внеклассное мероприятие посвящённое творчеству М. В. Ломоносова
Сценарий урока внеклассного чтения ( в форме познавательной игры) «Наш великий помор - Ломоносов» (посвящённого 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова - в рамках Недели русского языка и литературы «Море – источник вдохновения…») (28.11.2011)
Задачи данной игры: обобщить знания детей о жизни, научной деятельности Ломоносова М.В. Способствовать развитию познавательных способностей, желания учиться, заниматься исследовательской деятельностью. Воспитывать патриотизм, любовь к малой Родине.
Цель: пробуждение у детей чувства гордости, восхищения, уважения к своему краю.
обобщение и систематизация знаний учащихся о Ломоносове,
дать возможность детям проявить свои умственные способности.
Оборудование: портрет Ломоносова, доски магнитные, магниты, секундомер, колокольчик или бубен, микрофон, столы для участников, стулья для зрителей, карточки со звездами, карточки "Своя игра" - 2 штуки, карточки "Кот в мешке" - 2 штуки, карточки с вопросами, два мешка, книга А.С. Пушкина.
Оформление: название игры, материал для заданий.
Награждение: дипломы, призы.
Домашнее задание: приветствие команды, стихи о Ломоносове.
Можно назначить ответственных помощников (оборудование, комментатор и главный наблюдатель, таймер, наглядность)
Подготовка учащихся к уроку:
К уроку игре дети читали книги о Ломоносове. Пишут сочинения Выполняют иллюстрации.
Правила игры:
Класс разбит на 4 команды. В каждой команде есть свой капитан. На доске указаны названия "станций". Напротив каждой "станции" карточки со звездами (I, 2, 3, 4, 5,). Количество звезд зависит от сложности вопроса. Команда, ответившая на вопрос, получает карточку со звездами. По количеству звёзд определяется победитель игры, который награждается.
Ход мероприятия:
Учитель: Внимание! Внимание!
Звучит спокойная музыка. На фоне музыки ведущий-учитель читает слова о Ломоносове.
На берегах Ледовитого моря, подобно северному сиянию, блеснул Ломоносов. Ослепительно и прекрасно было это явление! Оно доказало собой, что человек есть человек во всяком состоянии и во всяком климате, что гений умеет торжествовать над всеми препятствиями, какие ни противопоставляет ему враждебная судьба, что, наконец, русский способен ко всему великому и прекрасному не менее всякого европейца. (В. Г. Белинский "Литературные мечтания", 1834 г.)
Начинаем интеллектуальную игру "Наш великий помор - Ломоносов".
Представляем участников нашей игры.
Это команды.......(«Архангелогородцы», «Ломоносовцы», «Будущие учёные», «Всё получится!»)
Приветствие команд
Каждая команда занимает свой игровой стол.
Учитель:
Каждая команда, посовещавшись, выбирает дорожку и вопрос на определенное количество звезд на ней. На обдумывания вопроса даётся 30 секунд. Правильно ответив на вопрос, команда получает звёзды. В случае, если у команды нет правильного ответа, даётся время на обсуждение другой команде, но уже 10 секунд. По истечении времени команда должна дать ответ. Если и эта команда даёт неправильный ответ, счёт остаётся прежним. тогда на следующем этапе будет разыгрываться дополнительная звезда.
Разыгрывается очерёдность команд для выбора заданий.
Если команде попалась карточка со словами "Своя игра" - участники предлагают свою ставку на количество звезд. Если команда не отвечает на вопрос, то отдают звезды ведущему или той команде, которая ответила на вопрос.
Если команде попалась карточка со словами "Кот в мешке", команде предлагается 2 мешка, в которые положены предметы. Игроки должны догадаться, как эти предметы связаны с жизнью Ломоносова.
1 этап: ДЕТСТВО
1 звезда. Во сколько лет Ломоносов первый раз вышел с отцом в море? (10 лет)
2 звезды. Во сколько лет Ломоносов научился читать? (12 лет)
3 звезды. "'Своя игра" Кто был первым учителем Ломоносова? (Иван Шубный)
4 звезды. Кто посоветовал Ломоносову учиться в Москве? (Иван Каргопольский)
5 звезд. "Кот в мешке". В мешке 2 книги, завернутые в бумагу. Назови книги и авторов, которые Ломоносов назвал "вратами своей учености"? ("Грамматика" Мелентия Смотрицкого и "Арифметика" Леонтия Магницкого)
2 этап ПУТЬ В НАУКУ
1 звезда. В Славяно-греко-латинскую академию Михаила приняли: сказал, что он сын холмогорского дворянина. 15 января 1731 года Ломоносов был зачислен в "низший класс", потому что совсем не знал латыни. Академия старалась готовить своих учеников для церковной службы. Но царь Пётр 1, посетивший её' не один раз, требовал, чтобы выпускала она людей, пригодных и для "воинского дела", и для "строения", и для "врачевского искусства". В народе эту академию звали попросту…
Как называлась школа в которой учился Ломоносов? ("Спасскими школами")
2 звезды. Когда малые ребята увидели великовозрастного Михаила, они подняли сто на смех:
Гляньте, какой болван пришёл с нами учиться!
Дядь, достань воробушка!
Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котенка, и, стараясь быть серьёзным, проговорил: "Что с тобой делать? На крышу забросить?". Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на нею и вовсе будто на чудо стали смотреть. Да он лучше учителей все знает. - шептались школяры.
Во сколько лет Ломоносов начал учиться в Москве? (В 19 лет)
3 звезды. "Своя игра". Прошло полгода, и Ломоносова как способного перевели во второй класс, а вскоре и в третий. Через год он уже так постиг латынь, что пишет на этом языке стихи.
За сколько лет окончил Ломоносов Славяно-греко-латинскую академию?, (За 5 лет)
4 звезды. Когда Михайло учился в последнем классе, пришла бумага. Было велено отобрать из учеников двадцать человек "в науках достойных" и отправить их в Академию паук. Первым назвали Ломоносова. В конце декабря 1735 года будущих студентов благословили на дорогу, посадили в сани. Прощай, Москва!
Где находилась эта Академия? (В Санкт-Петербурге)
5 звезд. В конце 1736 года из Кронштадта вышло в море парусное судно "Фербот". Оно направлялось в порт Травемюнде. Дул крепкий -ветер, готовый вот-вот превратиться в яростный шторм. Корабль сильно качало. Но трое русских студентов, сидя в тесной каюте, беззаботно шутили и смеялись. Впереди у них была новая, интересная жизнь. Ехали они в город Марбург, где находился один из старейших университетов. Там им надлежало как следует обучиться разным наукам. После этого следовало перебраться в другой юрод, Фрейберг, в край рудников и шахт, и основательно изучить....
В какую страну ехали учиться наши студенты и что они должны были основательно изучить? (В Германию; изучить горное дело и металлургию.)
3 этап ЛОМОНОСОВ-УЧЁНЫЙ
1 звезда. Назови предмет, который изобрёл Ломоносов для наблюдения в сумерках и в светлые ночи? (Ночезрительную трубу.)
звезды. "Своя игра". Назови учебное пособие, которое в наши дни является цепным источником для изучения русского литературного языка 18 века? ("Российская грамматика")
звезды. "Кот в мешке". В мешке лежит книга А. С. Пушкина.
- Как имя Пушкина связано с Ломоносовым? (А.С. Пушкин назвал Ломоносова "первым нашим университетом" в своей статье "Путешествие из Москвы в Петербург").
4 звезды. Ломоносов утверждал, что тела состоят из мельчайших подвижных частиц. Из каких частиц состоят тела? (Атомов и молекул)
5 звёзд. Назовите крупнейшее достижение Ломоносова в области астрономии? (Открытие атмосферы на Венере.)
ТАЙМ-АУТ. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА
Подведение итогов игры. При одинаковом количестве звёзд используются оставшиеся вопросы.
Всем спасибо за интересную игру, пришло время подведения итогов.
ВРУЧЕНИЕ ПРИЗОВ, ПОЗДРАВЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ!
«Верно»
Директор ФГКОУ СОШ № 8 С.М. Коломейцева
ОТЗЫВ
о внеклассном мероприятии
Образовательное учреждение:
федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 8» г. Севастополя
Дата: 28 ноября 2011 г. Класс: 5-А Предмет: литература
ФИО преподавателя: Яковлева Татьяна Николаевна
Тема мероприятия: Жизнь, научная и литературная деятельность М.В. Ломоносова
Форма мероприятия: игра
Методическое обеспечение и средства обучения: организация работы творческих групп. Подбор видеосюжетов, музыкального сопровождения, литературы о М.В. Ломоносове, организация конкурса сочинений, иллюстраций
Ход мероприятия
Деятельность преподавателя
Деятельность обучающихся
Написание заданий для команд, всего класса. Мотивация, организация конкурсов сочинений, иллюстраций, чтецов.
Подготовка материалов заданий, дипломов, призов. Распределение ролей, обязанностей учащихся. Учитель – ведущий игры. Мотивирует, направляет, подводит итоги.
Написание сочинений, создание рисунков, чтение рекомендуемой литературы. Создание творческих групп (команд). Заучивание наизусть, подготовка к конкурсам во время игры, подбор музыкального сопровождения представления команд, оформление класса.
Результат совместной деятельности:
Знание жизни и творчества М.В. Ломоносова. Формирование коммуникативных УУД (работа в группах). Развитие навыка исследовательской работы.
РЕЙТИНГ - АНАЛИЗ мероприятия
№
Критерии, показатели
Баллы
1
Цели мероприятия, его план были понятны воспитанникам, конкретны и побудительны для них (стр. портфолио)
4
2
Замысел мероприятия был реализован
4
3
Содержание мероприятия было оптимально (научно, методически грамотно, доступно)
4
4
Характер изложения предлагаемого материала был проблемный
4
5
Воспитанники имели возможность выбора форм и средств работы, вариантов представления результатов
4
6
Во время мероприятия были созданы условия для актуализации опыта воспитанников, их личностного общения, рефлексии
4
7
Мероприятие способствовало формированию интегративных качеств детей:
Физическая развитость, владение основными культурно-гигиеническими навыками
4
Любознательность, активность
4
Эмоциональность, отзывчивость
4
Общительность со взрослыми и сверстниками
4
Соблюдение общепринятых норм и правил поведения
4
Способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту
4
Наличие первичных представлений о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе
4
Владение универсальными предпосылками учебной деятельности
4
Владение необходимыми умениями и навыками
4
8
Мероприятие соответствовало санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам (освещение, температурный режим в помещении, регламент, смена деятельности детей и т. д.)
4
9
Мероприятие построено с учетом здоровьесбережения взрослых и детей
4
10
В ходе мероприятия использовались современные педагогические технологии
4
11
Воспитанники получили помощь в решении значимых для них проблем
4
12
Педагог сумел заинтересовать воспитанников, владел детским коллективом
4
13
Во время мероприятия была обеспечена комфортность образовательной среды: достаточное материально-техническое обеспечение, рациональное использование пространства, оптимальное количество демонстрационного и раздаточного материала
4
14
Педагог обоснованно использовал методы, приемы и способы активизации детей
4
15
Психологическая комфортность мероприятия была обеспечена благоприятным климатом, доброжелательностью, реализацией личностно-ориентированного подхода с воспитанниками
4
16
Педагог продемонстрировал партнерский стиль отношений с воспитанниками
4
Всего баллов:
64
Вывод: Мероприятие носило достаточную коммуникативную направленность. Проведено на хорошем эмоциональном и методическом уровнях, способствовало осознанию учащимися ценности изучения литературы; развивало их познавательную активность; стимулировало творчество (представление команд); способствовало применению знаний в разнообразных ситуациях (работа в группах). Содействовало развитию социокультурной компетенции учащихся.
Эксперт: Осокина В.Н.
председатель МО
учителей русского языка и литературы _______________ (И.А.Ясинская)
«Верно»
Директор ФГКОУ СОШ № 8 С.М. Коломейцева
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ