Вопросы и задания олимпиады по литературе (9 класс)
Вопросы и задания олимпиады по литературе (9класс)
1. К какому произведению дан эпиграф? Назовите произведение и его автора.
1. Ваня (в кучерском армяке)
Папаша! Кто строил эту дорогу?
Папаша (в пальто на красной подкладке)
Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душенька!
2. На зеркало неча пенять, коли рожа крива.
3. И жить торопится, и чувствовать спешит.
4. Береги честь смолоду.
2. С именами каких писателей и поэтов связаны следующие литературные места:
Холмогоры
Полтавщина
Ясная Поляна
Нижний Новгород
Таганрог
Ярославль
3. Определите, какое выразительное средство использовал автор.
И шествуя важно, в спокойствии чинном
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок. ( Н.А. Некрасов)
Ветер спит, и все немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть. (А.А. Фет)
Мой верный друг! мой враг коварный!
Мой царь! мой раб! родной язык! (В.Я. Брюсов)
Вся в пыли торчит щетина
Придорожного хвоща. (Саша Черный)
Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. (А.П. Чехов)
А идти становилось все труднее. Ветер ревел, бил людей холодными мокрыми ладонями, пытался свалить с ног. Вверху нечто безобразно огромное, сорвавшееся с цепей, бесновалось, рыдало, выло. (В.М. Шукшин)
Побледневшие, нежно-стыдливые,
Распустились в болотной глуши
Белых лилий цветы молчаливые,
И вкруг них шелестят камыши. (К.Д. Бальмонт)
Полночной порою в болотной тиши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. (К.Д. Бальмонт)
Надо мной
Между березой и сосной
В своей печали бесконечной
Плывут, как мысли облака,
Внизу волнуется река,
Как чувство радости беспечной.
(Н.М. Рубцов)
Это – круто налившийся свист,
Это – щёлканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это – двух соловьёв поединок. (Б. Пастернак)
4. Проанализируйте стихотворение.
При желании вы можете использовать предлагаемые вопросы или идти своим путем.
Как изменяется образный ряд стихотворения при «переводе»?
Обратите внимание на образ зеркала. Каков смысл в акцентировании этой темы в первом и четвертом четверостишиях?
Чем отличается синтаксический строй предложений и как это влияет на общий смысл «перевода»?
Сравните фонетическую организацию (частоту и упорядоченность звуковых повторов) обеих строф.
В чем различие первого и четвертого четверостиший?
Д. Усов. ПЕРЕВОДЧИК
Недвижный вечер с книгою в руках.
И ход часов так непохож на бегство.
Передо мною в четырех строках
Расположенье подлинного текста:
"В час сумерек звучнее тишина,
И город перед ночью затихает.
Глядится в окна полная Луна,
Но мне она из зеркала сияет".
От этих строк протягиваю нить,
Они даны не уже и не шире.
Я не могу их прямо повторить,
Но все-таки их будет лишь четыре:
"В вечерний час яснее каждый звук,
И затихает в городе движенье.
Передо мной не лунный полный круг,
А в зеркале его отображенье"
5.Прочитайте данный прозаический отрывок и выполните задания.
1. Назовите автора и произведения
2. Определите тип композиции и охарактеризуйте его особенности.
3. Выявите основные тропы (не менее 2-х) и фигуры речи (не менее 2-х), объясните их функции.
4. Как соотносятся образы героев литературного произведения с картиной природы, изображенной в данном отрывке?
5. Как выражается национальный колорит в описании степи?
6. У каких русских писателей и в каких произведениях есть подобные описания степи?
Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самою Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь гонкие, высокие стебли травы сквозили голубы, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности: занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянук свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог вест'- в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем... Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..
Ключи к олимпиаде по литературе (9 класс) (78баллов)
-
№
Ответы к заданию
Баллы
1.
1. «Железная дорога» - Н.А. Некрасов
2. «Ревизор» - Н.В. Гоголь
3. «Евгений Онегин» - А.С. Пушкин
4. «Капитанская дочка» - А.С. Пушкин
1б. за произведение+1б. за автора
Максимальный балл -8б.
2.
1. Холмогоры – М.В. Ломоносов
2. Полтавщина – Н.В. Гоголь
3. Ясная Поляна – Л.Н. Толстой
4. Нижний Новгород – Максим Горький
5. Таганрог – А.П. Чехов
6. Ярославль – Н.А.Некрасов
1 балл за правильный ответ
Максимальный балл – 6 баллов
-
3.
1. литота
2. олицетворение
3. антитеза
4. метафора
5.гипербола
6. градация
7. эпитет
8. звукопись
9. сравнение
10. анафора
1 балл за каждый правильный ответ
Максимальный балл – 10 баллов
-
4.
Критерии анализа поэтического текста
1 Умение определить тему текста (в той или иной форме)
2 Умение выделить и прокомментировать особенности композиционного построения текста.
3 Умение определять жанровое своеобразие текста
4 Умение выявлять роль характерных структурных элементов стихотворения:
• лирического «я»
• образного ряда
• лексики
• синтаксиса
• стиховедческих категорий: рифм, ритма, строфики
5 Умение выявлять изобразительно-выразительные средства языка (объясняя их функциональное значение), особенности авторского стиля
6 Умение аргументировать свою позицию, используя авторский текст
7 Умение понять основную мысль стихотворения, сделать выводы
8 Работа учащегося отличается композиционной стройностью и логической завершённостью
9 Работа учащегося отличается разнообразием используемых языковых средств
10 В работе учащегося допущено
• не более 2 речевых ошибок
• не более 2 грамматических ошибок
• не более 2 орфографических ошибок
• не более 3 пунктуационных ошибок
11 Отсутствие фактических ошибок в фоновом материале 1
1 балл
0-3баллов
0-3баллов
1балл
1балл
1балл
1балл
1балл
0-8баллов
1балл
1балл
1балл
1балл
1
1
1
1
1
Максимальный балл-29 баллов
5.
1. Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»
2. Композиция фрагмента - кольцевая, что определяется перекличкой зачина и концовки, в которых выражено оценочное отношение автора к предмету речи.
3. Тропы: гипербола (Вся поверхность земли представлялася... океаном, по неизмеримым волнам растений), эпитет (девственною пустынею, зелено-золотым океаном, пирамидальною верхушкою, роскошно купалась), метафора (чайка купалась в... волнах воздуха).
Фигуры: прием множественности однородных членов, синтаксический параллелизм (желтый дрок выскакивал... белая кашка... пестрела, колос пшеницы напивался...), анафора (вон она пропана..., вон она перевернулась...), риторическое восклицание (Черт вас возьми, степи, как вы хороши!.).
Тропы и фигуры помогают создать яркий, зримый образ степи; их использование связано также с формированием пафоса, авторской позиции по отношению к изображаемому.
4. Характер соотношения образов героев и картины природы можно определить как параллелизм: на фоне необъятно широкой, девственной, дикой, буйно цветущей, пышной степи изображаются столь же безудержно широкие, стихийные, разгульные, первозданные характеры казаков. И людей, и природы еще не коснулось влияние цивилизации.
5. Действие происходит в степях Украины. На это указывают географические подробности (Новороссия, до самого Черного моря), слово южно-русского диалекта волошки (васильки), а также само описание степи: именно для украинской степи с плодородными почвами характерна такая пышная растительность.
6. Описание степи встречается у СТ. Аксакова («Детские годы Багрова-внука», «Записки ружейного охотника»), НС. Тургенева («Лес и степь» из «Записок охотника»), А.П. Чехова («Степь»), А.П. Платонова («Июльская гроза»), М.А. Шолохова («Тихий Дон», «Поднятая целина»).
2 балла
1балл
2балла
2балла
1балл
0-5 баллов
0-5баллов
За каждого автора+произведение 1 балл
Максимальный балл-25 баллов
Составил: учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №25»
Ветлугина Татьяна Федосеевна
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории литература:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ